Чистка топливного бака


Как правильно чистить топливный бак?

15 февраля 2022

Сервисмены

О том, как чувствительна система Common Rail к качеству дизельного топлива, знают все наши читатели. Производители техники устанавливают многоступенчатую фильтрацию, чтобы продлить срок службы двигателей. Но со временем фильтры приходится менять чаще, в том числе и из-за образовывающихся отложений в топливном баке.

И всё-таки он загрязняется

Зачастую владельцы техники забывают об одном правиле — ежедневном осмотре машины перед её запуском в работу, говорит руководитель отдела технической поддержки ООО  «ХКМ Евразия» (Hitachi Construction Machinery Eurasia) Дмитрий Красавин. Он напоминает, что одной из важных операций осмотра является слив отстоя из топливного бака и водяного сепаратора. Особенно эту процедуру важно проводить после перепадов температур при эксплуатации. Как уверяет руководитель службы сервиса и гарантии ООО «Болдер» (Boulder) Олег Ищенко, при резких похолоданиях и потеплениях увеличивается количество конденсата на внутренних стенках бака.

«Основными источниками загрязнений топливных баков и магистралей являются частицы коррозировавшего металла, попавшие вместе с топливом из ёмкостей АЗС, смолы, присутствующие в топливе и микроорганизмы, которые размножаются в воде, так или иначе попавшей в  бак. Наиболее эффективной профилактикой является заправка качественным топливом, в котором нет смол и воды, а на АЗС установлены фильтры.

Появление микроорганизмов напрямую зависит от длительности нахождения воды в баке. Если слив конденсата и очистка не производились более полугода, они наверняка заведутся», — поясняет менеджер отдела гарантии и  технической поддержки ООО «Скания-Русь» (Scania) Максим Левинсон.

В пресс-службе ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus) тоже придерживаются этого мнения. И  хотя в грузовиках используют самую современную систему фильтрации топлива по классической схеме — комбинации фильтров грубой и тонкой очистки, но, несмотря на это, подчёркивают, что регулярное использование топлива низкого качества самым негативным образом сказывается на  всей топливной системе любой техники без исключения.

Естественно, производители стараются минимизировать возникновение проблем с загрязнениями топливных баков. Например, укомплектовывают машины защитными сетками топливного бака, которые препятствуют попаданию загрязнений.

«Современные автомобили всё чаще оснащают топливными баками из алюминия, что предотвращает коррозию, и воздушными фильтрами для связи с атмосферой, что предотвращает попадание частиц извне», — рассказывает начальник отдела КИО моторных систем автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ» Максим Григорьев.

О необходимости провести процедуру очистки будет сигнализировать быстрое загрязнение фильтра грубой очистки, считает Олег Ищенко. В  пресс-службе MAN Truck & Bus также напоминают о необходимости диагностики топливной системы, если начались перебои в работе двигателя: нестабильная работа в режиме холостого хода, рывки в движении и т. д. Кроме этого, верным признаком содержания воды в  топливе является замёрзшая топливная магистраль при минусовой температуре.

Дмитрий Красавин обращает внимание, что во многих современных моделях техники с системой Common Rail производители устанавливают дополнительные датчики загрязнения. Как правило, они идут в комплекте с фильтрами.

«Если при открытии крышки топливного бака отмечается хлопок и  всасывание воздуха внутрь бака, необходимо проверить и заменить его воздушный фильтр. При его загрязнении прочистить соединительный трубопровод и топливозаборник», — советует Максим Григорьев.

Ещё один аспект, который может способствовать образованию осадка в баке — всевозможные присадки, которые продавцы выдают за чудо-средства для облегчения запуска двигателя зимой.

«Большинство депрессорных присадок, включая керосин, не выпадают в осадок, поскольку являются жидкими. Более того, иногда их внесение приводит к растворению уже имевшегося осадка, который может забить топливный фильтр. Scania не  рекомендует применение каких-либо присадок, кроме керосина в количестве не более 10% от объёма топлива», — предупреждает Максим Левинсон.

Чтобы что-то из присадок порекомендовать, нужно провести испытания, в том числе в первую очередь на оценку их влияния на двигатель, систему топливоподачи и систему очистки отработавших газов, говорит Максим Григорьев.

Присадки оказывают негативное влияние даже не столько на сам бак, сколько на топливную систему, в том числе ТНВД и топливные форсунки, утверждает Дмитрий Красавин. Он говорит, что производители ДВС и техники не рекомендуют применять антигель и другие присадки, так как те вызывают отложения на рабочих элементах, а также снижают производительность и ресурс агрегатов.

Эксперт из Hitachi CM рекомендует вместо этого использовать предпусковые подогреватели двигателей, зимнее топливо и моторные масла для эксплуатации при низкой температуре воздуха. Эти меры позволят обеспечить запуск двигателя и его надёжную работу гораздо лучше, чем использование присадок. С этим солидарны и коллеги из MAN Truck & Bus.

«Что касается добавки керосина, то некоторые производители допускают в крайнем случае использование данной смеси для недлительного времени работы. Но при этом нужно помнить, что смазывающая способность керосина ниже, чем у  дизельного топлива, что приводит к снижению ресурса топливной аппаратуры и требует согласования с  производителем, особенно в гарантийный период эксплуатации транспортного средства», — проясняет г-н Григорьев.

Методы чистки топливного бака

В пресс-службе MAN Truck & Bus отмечают, что наименее затратный способ — это, конечно же, не допускать засорения топливной системы. Для этого нужно регулярно проводить сервисное обслуживание на  сертифицированных станциях у  официальных дилеров, использовать только оригинальные запчасти, заправляться только на проверенных АЗС и т. д.

Но будем честны, это больше актуально для владельцев техники на гарантии или в автопарках, заключивших сервисные контракты. Ну и добавим сюда надежду на русское «авось» и твёрдую уверенность некоторых водителей и механиков, что переплачивать за то, чтобы отвернуть пару гаек, не стоит.

«Чтобы выполнить качественную очистку бака, рекомендуется его снять и промыть, но это достаточно трудоёмкая операция, которая приведёт к простою техники. Зачастую можно обойтись более щадящим способом, таким как добавление в бак специальных промывочных жидкостей. При проведении этой процедуры надо быть очень осторожными, поскольку для разных двигателей используются определённые средства», — напоминает Дмитрий Красавин.

Можно обойтись и без снятия бака, говорит Максим Григорьев. Его нужно промыть остатками имеющегося топлива и повторять процедуру до появления в сливном отверстии бака чистого топлива. Хотя и эксперт КАМАЗа уточняет, что при большом количестве загрязнений бак желательно демонтировать и прочистить с использованием моющих средств и горячей воды с последующей просушкой бака.

Методы очистки зависят от конструкции и материала топливного бака, предупреждает Максим Левинсон. По его словам, иногда для очистки используют мойку высокого давления, а иногда единственным методом может быть применение специальных очистителей.

И тут ветераны дорог явно скажут, что можно воспользоваться старыми проверенными способами. Например, залить в бак несколько бутылок Coca-Cola и подождать.

«С точки зрения очистки топливного бака, наверное, «дедовские» методы неплохи. Но при этом нет гарантии, что мы не навредим остатками «коктейля» топливной аппаратуре», — сомневается Максим Григорьев.

В пресс-службе MAN Truck & Bus считают такие способы малоэффективными, а Олег Ищенко из Boulder вообще приравнивает их к гомеопатии. По мнению Дмитрия Красавина, такие методы использовали из-за того, что не было специальных средств и приходилось что-то придумывать.

«Эффективность народных методов — предмет веры. Та же «Кока-Кола» содержит ортофосфорную кислоту, которая реагирует с металлом, из которого сделан бак. И если он алюминиевый, то может произойти коррозия самого бака, вплоть до полного его разрушения. Для железных баков ортофосфорная кислота выступает как нейтрализатор коррозии, но удалить осадок она не сможет.

Существуют специальные составы для промывки топливных систем, также некоторые виды топлива идут с моющими присадками. Но,  прежде чем их использовать, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по применению и действовать в соответствии с ней, а не  «дедовским» методом», — рассуждает Максим Левинсон из Scania.


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статья опубликована в журнале Грейдер №1 2022

boulder | Hitachi | MAN | scania | бак | КАМАЗ | топливо

Поделиться:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также по теме

Международная панорама: февраль 2023 года

Фев 28, 2023

За 2022 год рынок грузовых машин сократился на 15%

Фев 14, 2023

Что делать, если потеют окна в машине?Обеспечиваем обзор

Фев 14, 2023

Рынок грузовиков в России за 2022 год составил 84196 единиц

Янв 11, 2023

Понравился материал?

Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Правилами пользования и Политикой конфиденциальности и обработку персональных данных *

Поделиться:

Коммунальная техника

Хиты зимнего навесного оборудования для мини-погрузчиков

Узнать больше →

Популярное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

как избавиться от ржавчины и грязи не снимая бак + видео » АвтоНоватор

Среди стандартных сервисных процедур очистка бензобака, как правило, не числится. Этот вопрос остаётся на совести автомобилистов, и многие из них напрасно закрывают на него глаза, особенно если учесть специфику автомобильной жизни в нашей стране. Попробуем разобраться, от каких загрязнений нужно чистить топливный бак, как это лучше сделать, и можно ли сохранить бак в чистоте не прибегая к промывке.

Содержание

  • 1 Источники загрязнения и борьба с ними

    • 1.1 Вода

      • 1.1.1 Удаление воды спиртом

      • 1.1.2 Слив и просушка

      • 1.1.3 Влагоудалители

    • 1.2 Грязь, взвеси, осадки

      • 1.2.1 Пошаговая инструкция по очистке бензобака от грязи и взвесей

    • 1.3 Ржавчина

      • 1.3.1 Очистка водой, дробью и реагентами

      • 1.3.2 Видео: творческий подход к механической очистке

      • 1. 3.3 Очистка бензобака путём электролиза

      • 1.3.4 Видео: очистка бензобака методом электролиза на примере мотоциклетного бака

  • 2 Профилактика загрязнения бензобака

    • 2.1 Эпоксидка против ржавчины

    • 2.2 Антикоррозийные присадки

    • 2.3 Разумная эксплуатация автомобиля

Источники загрязнения и борьба с ними

Бензобак является отправной точкой в движении горючего по системам автомобиля. Однако в его недрах помимо бензина порой можно найти то, чего там быть не должно. Загрязнение бака может привести к попаданию в двигатель не чистого топлива, а иногда и не топлива вовсе, а это чревато серьёзными поломками. Признаками загрязнения бензобака являются:

  • проблемы с запуском двигателя после стоянки,
  • неровная работа двигателя,
  • часто засоряющиеся форсунки и топливные фильтры.

Вода

Одна из главных угроз топливной системе автомобиля в целом и бензобаку в частности — это вода. Она попадает в бензобак с разбавленным бензином на сомнительных заправках, но даже если вы заправляете свой автомобиль исключительно качественным топливом, от воды в баке вы не застрахованы.

Не секрет, что в воздухе содержится влага. Если бак заправлен бензином не полностью, то оставшаяся его часть заполнена воздухом. При изменении температуры происходит процесс конденсации, и влага из воздуха собирается в капли воды. Не стоит забывать, что вода тяжелее бензина, поэтому при попадании в топливо она осаживается на дно бака, откуда попадает в бензонасос.

Вода может нанести серьёзный урон автомобилю, особенно в зимнее время, когда она замерзает и мешает подаче бензина в двигатель. Под ударом может оказаться как топливопровод, так и система впрыска. Помимо этого, накопление воды в бензобаке приводит к коррозии внутренней поверхности бензобака.

Из-за большей плотности вода осаживается на дно сосуда, а бензин поднимается наверх

Удаление воды спиртом

Чтобы удалить воду из бензина, нужно добавить поллитра чистого спирта на целый бак бензина. Спирт может быть этиловым, метиловым, изопропиловым. Важно чтобы он был чистым, а не разбавленным. При растворении спирта в воде образуется без проблем сгорающая в двигателе смесь. Если двигатель на вашем авто дизельный, вместо спирта нужно добавить 500 мл машинного масла на 50 литров солярки. Стоит понимать, что это однократная мера, и лучше всего долить спирт или масло в бензобак один раз перед наступлением холодов.

Слив и просушка

Если в нижней части бензобака есть сливное отверстие, воду можно слить с топливом. После этого бензобак можно промыть от грязи и просушить строительным феном. Крайне важна тщательность просушки.

Воду также можно слить через топливную рампу. Для этого:

  1. Отвинтите крышку ниппеля и присоедините шланг для слива воды.
  2. Подключите насос через диагностическую колодку.
  3. Слейте воду.

На большинстве автомобилей топливная рампа крепится к впускному коллектору

Влагоудалители

В магазинах автомобильной химии всегда в наличие целый ассортимент средств для удаления влаги из бензобака. Большинство из них работает по тому же принципу, что и спирт. Однако в некоторых содержатся агрессивные реагенты, которые могут ускорить коррозию стенок бака. Выбирать средство стоит очень внимательно.

Грязь, взвеси, осадки

Помимо воды, в бензобаке можно обнаружить мутный осадок, представляющий собой остатки примесей бензина, а также грязь. Загрязнение топливного бака приводит к быстрому засорению топливных фильтров и износу топливопровода в целом. Чтобы очистить бак от грязи и взвесей, его необходимо промыть мыльным раствором или чистящим средством.

Пыль, грязь и примеси из некачественного топлива собираются мутным осадком на дне бака

Пошаговая инструкция по очистке бензобака от грязи и взвесей

Очистку бензобака проводите в такой последовательности:

  1. Снимите бак и слейте топливо. Если на бензобаке вашего автомобиля имеется сливное отверстие, бак можно не демонтировать, однако тогда эффективность процедуры может снизиться.
  2. Через горловину залейте мыльный раствор или чистящее средство. Можно использовать воду под сильным напором.
  3. Потрясите бак чтобы все его стенки были промыты. Если бак не снят — раскачайте автомобиль.
  4. Слейте раствор. И проделайте эту процедуру ещё несколько раз до достижения чистоты.
  5. Залейте в бензобак пять литров бензина и потрясите его.
  6. Слейте бензин.
  7. Просушите бак. Для эффективной просушки воспользуйтесь техническим феном. В баке не должно остаться ни капли воды.

Ржавчина

Наличие воды и грязи в топливном баке приводит к образованию ржавчины на внутренних стенках бака. Коррозии способствует и обилие присадок, повышающих октановое число топлива, а также использование агрессивных влагоудалитетелей и других химических средств. Чистить бензобак от ржавчины необходимо не только для поддержания чистоты и исправной работы системы подачи топлива. В особо тяжёлых случаях коррозия стенок бензобака может привести к образованию течей и пробоин со всеми вытекающими последствиями. Существует два проверенных способа борьбы со ржавчиной:

  • сочетание механической очистки и химической обработки;
  • электролиз.

Ржавчина на внутренней поверхности бака может навредить всей топливной системе

Рассмотрим подробно каждый из них.

Очистка водой, дробью и реагентами

Хлопья ржавчины и лёгкий налёт можно частично смыть водой, поданной под сильным напором. Для усиления эффекта бывалые автолюбители советуют поместить в бензобак дробь или мелкие гайки. Механической очистки, как правило, недостаточно для полного удаления ржавчины, поэтому в сочетании с ней используется химическая обработка. В магазинах продаются специальные преобразователи ржавчины, но также для обработки можно использовать ацетон и кислоты. Чаще всего используется ортофосфорная кислота.

Ортофосфорная кислота взаимодействует со ржавчиной и отделяет её от поверхности бака

Прежде чем приступать к работе с реагентами, позаботьтесь о вентиляции помещения и наличии у вас перчаток из плотной резины. Нелишними будут респиратор и защитные очки.

Потом действуйте в следующем порядке:

  1. Снимите бензобак и слейте топливо.
  2. Залейте в бак 2–3 литра воды. Чем выше её температура, тем выше эффективность очистки.
  3. Если ржавчины много, поместите в бак дробь или мелкие гайки. В этом случае лучше использовать бензин или керосин вместо воды.
  4. Интенсивно потрясите бензобак.
  5. Слейте воду и повторите процесс 2–3 раза.
  6. Просушите бак.
  7. Залейте реагент в бак:
    • если вы используете преобразователь ржавчины, следуйте инструкции на упаковке;
    • в случае с ортофосфорной кислотой стоит изготовить раствор из расчёта 100 миллилитров реагента на 1 литр воды;
    • при использовании ацетона будет достаточно литра.
  8. Тщательно потрясите бензобак. Важно, чтобы реагент полностью покрыл внутреннюю поверхность бака.
  9. Ожидайте 2–3 часа периодически встряхивая бак.
  10. Промойте бак водой с добавлением 100 граммов пищевой соды на 10 литров воды.
  11. Смойте водой остатки раствора соды.
  12. Тщательно просушите бак феном.
  13. Установите бензобак на автомобиль.
  14. Залейте свежий бензин.

Очистка водой и реагентами довольно эффективна. Она не требует больших затрат и не занимает много времени. Однако в случае запущенной коррозии этот метод чреват появлением пробоин и течей. Поэтому если вы хотите очистить от ржавчины бензобак раритетного или просто старого автомобиля, лучше сделать это посредством электролиза.

Видео: творческий подход к механической очистке
Очистка бензобака путём электролиза

Электролиз — это процесс разложения вещества на составные части при прохождении через раствор электрического тока. Для очистки бензобака этим способом вам понадобится:

  • каустическая сода, она же гидроксид натрия, она же едкий натр;
  • аккумуляторная батарея или зарядное устройство;
  • металлический провод;
  • вода.

В процессе электролиза выделяются кислород и водород в газообразной форме. Смесь этих газов может быть взрывоопасной. Поэтому очистку нужно проводить в хорошо проветриваемом помещение или под открытым небом.

Некоторые автомеханики рекомендуют выпарить бензобак перед чисткой. Эта процедура также необходима, если вы собираетесь заваривать течь в баке. Даже после полного осушения бака, в нём может остаться немного бензина, а также огнеопасные бензиновые пары. Сделать это можно с помощью парогенератора, но он есть далеко не у каждого автолюбителя. Выпарить бак можно и выхлопными газами. Для этого соедините шлангом выхлопную трубу заведённого автомобиля с горловиной бака. Наполняйте бак газами в течение 15–20 минут на холостом ходу.

Прежде чем приступать к очистке бака посредством электролиза, запаситесь ёмкостью с чистой холодной водой и резиновыми перчатками. Постарайтесь избегать попадания раствора на открытые участки тела. Каустическая сода — сильная щёлочь, и её контакт с кожей может вызвать ожоги. Если это всё-таки произошло, оперативно промойте поражённый участок кожи холодной водой.

Для очистки бензобака электролизом можно использовать зарядное устройство для аккумуляторных батарей

Пошаговая инструкция по очистке бензобака путём электролиза:

  1. Смешайте раствор каустической соды и воды в соотношении стакан соды на 30 литров воды.
  2. Залейте раствор в бак, заполнив его на 80–90%.
  3. Поместите металлический провод в бак. Он должен проходить по всей длине бака, при этом не касаясь стенок. Для удобства обычно используется самодельная пробка из дерева, резины или пластика.
  4. Подключите плюсовую клемму аккумулятора к проводу, а минусовую к зачищенной поверхности бака.
  5. Ожидайте в течение 2–3 дней, в зависимости от степени коррозии, объёма бака и мощности аккумулятора.
  6. Отключите аккумулятор и выньте провод.
  7. Слейте раствор.
  8. Промойте бензобак водой и тщательно просушите его.
Видео: очистка бензобака методом электролиза на примере мотоциклетного бака

Процесс этот не трудоёмкий, но он занимает довольно много времени. Однако деликатное удаление ржавчины даже в сложных случаях коррозии стоит потраченных дней. Чтобы не тратить своё время на очистку бака, стоит предупреждать его загрязнение.

Профилактика загрязнения бензобака

Провести очистку бака от воды, грязи и ржавчины своими руками довольно просто. Однако далеко не каждый автолюбитель захочет этим заниматься. Можно, конечно, обратиться к профессионалам, но это стоит денег. Гораздо проще не допускать загрязнения бака и коррозии его стенок.

Эпоксидка против ржавчины

Для антикоррозийной обработки внутренней поверхности бензобака используют эпоксидные смолы. Это покрытие не растворяется в воде и бензине, поэтому отлично подходит для защиты от ржавчины. Чтобы равномерно нанести смолу на все стенки бака, её нужно залить через горловину, а после долго вращать бак. Когда эпоксидка растечётся по всем стенкам бака, можно приступить к просушке.

Антикоррозийные присадки

В магазинах автохимии продаются антикоррозийные присадки для топлива. Среди них есть весьма и эффективные, однако нередки случаи когда присадки не защищают бензобак от ржавчины должным образом. Перед тем как выбрать одну из них, рекомендуем прочитать отзывы в интернете.

Разумная эксплуатация автомобиля

Самым надёжным способом профилактики загрязнения и коррозии бензобака является правильная эксплуатация транспортного средства. Свод простых правил, соблюдение которых избавит вас от необходимости чистить бензобак:

  1. Следите за качеством топлива. Заправляйтесь только на проверенных заправочных станциях.
  2. Следите за количеством топлива. Старайтесь держать бак заполненным. Обязательно заполняйте его полностью перед длительной стоянкой. Это позволит избежать накопления воды в баке и её конденсации на стенках.
  3. Старайтесь не заправляться при повышенной влажности воздуха и в туманную погоду. Если заправиться все же необходимо, заливайте полный бак.
  4. С наступлением холодов добавляйте в бак влагоудалитель или спирт в небольших количествах.

Если двигатель автомобиля — это его пламенное сердце, то бензобак — желудок, поэтому для здоровья машины очень важно следить за его состоянием. Держите бак чистым и заполняйте его только качественным бензином, и автомобиль отплатит вам плавной ездой и долгой службой.

  • Автор: Дмитрий Барабанов