Фильтр двигателя


принцип работы и виды устройства

В современном автомобиле нет ничего лишнего и малозначащего. Даже такой недорогой и простой с виду элемент, как воздушный фильтр, имеет важное значение, так как от него во многом зависит стабильная работа и общий технический ресурс двигателя. Как устроен воздушный фильтр, и почему требования технического регламента о сроках его периодической замены нужно неукоснительно выполнять?

Назначение

Воздушный фильтр предназначен для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли, песчинок и любых других мелких и твердых частиц, поступающих в двигатель.. Атмосферный воздух необходим для приготовления топливной смеси. При сжигании 1 литра бензина расходуется до 13 м² воздуха. Весь этот объём проходит через важнейшие системы двигателя, включая впускные и выпускные коллекторы, систему клапанов и рабочее пространство цилиндров.

Если поступающий в мотор воздух не очищать, резко возрастёт износ трущихся деталей, в результате чего двигатель даже после сравнительно небольшого пробега может полностью выйти из строя. Кроме обладающей абразивными свойствами пыли, «забортный» воздух содержит еще одну вредную для деталей мотора составляющую – водяные пары. Попадая на металл, влага провоцирует образование микроскопических очагов коррозии. Частицы ржавчины являются мощным абразивом, поэтому их присутствие в двигателе недопустимо.

Задача очистки необходимого для работы мотора воздуха от пыли и влаги полностью возложена на воздушный фильтр. Этот узел успешно выполняет и некоторые другие функции: частично гасит шум, создаваемый работающим двигателем, а в карбюраторных системах участвует в поддержании оптимальной температуры подготовленной топливной смеси. В процессе эксплуатации автомобиля воздушный фильтр постепенно засоряется, поэтому его необходимо периодически менять.

Устройство, принцип работы

Воздушным фильтром принято называть весь узел очистки поступающего воздуха в сборе. Он представляет собой корпус со съемной крышкой, под которой находится определенной формы и конструкции фильтрующий элемент. Место установки воздушного фильтра в подкапотном пространстве зависит от типа двигателя. Так, в карбюраторных бензиновых моторах этот узел имеет округлый вид и устанавливается над карбюратором. В инжекторных системах применяются более производительные фильтры прямоугольной формы.

Чтобы удалить пыль и другие микроскопические твердые частицы из засасываемого в двигатель воздуха, его пропускают через пористый материал воздушного фильтра. Его конструкция выполнена таким образом, чтобы поступающий на вход воздух мог пройти на выход только через фильтрующий элемент. Если установка сменного фильтра выполнена неаккуратно, и винты крышки должным образом не затянуты, воздушный поток сможет беспрепятственно проходить через образовавшиеся щели.

Виды и состав фильтрующих элементов

В процессе эволюции автомобильного транспорта для очистки поступающего в двигатель воздуха применялись следующие различные материалы:

  • Хлопчатобумажная ткань.
  • Сетки из конского волоса.
  • Поролон.
  • Мелкий насыпной уголь.
  • Бумага и картон.
  • Подушки из капроновой лески.
  • Емкости с машинным маслом.

На современном этапе многие из них практически не применяются и были заменены на более совершенные пористые композиции бумаги и картона, способные лучше осекать вредные примеси.

В зависимости от времени года и местности, в которой эксплуатируется автомобиль, фильтр должен эффективно справляться со всеми нежелательными составляющими воздушной среды:

  • Дорожной пылью и песком.
  • Парами и каплями влаги.
  • Частицами цемента и строительной пылью.
  • Цветочной пыльцой.
  • Составляющими городского смога.
  • Мелкими насекомыми.

Основой воздушных фильтров для легковых автомобилей являются различной конфигурации элементы, изготовленные из бумаги, картона или микропористых полимерных материалов. Для того, чтобы такие фильтры не промокали и препятствовали проникновению влаги в мотор, их пропитывают смолистыми веществами. Данный способ обработки позволяет фильтрующему материалу задерживать даже мельчайшие взвеси частиц моторного масла, антифриза и других веществ, которые могут присутствовать в моторном отсеке.

Практика показала, что однослойные и однокомпонентные фильтры быстро засоряются. Для повышения эффективности работы и увеличения срока службы фильтрующих элементов разработаны новые технологии задержки пыли и примесей.

В первую очередь, это «глубинный» способ фильтрации. Он заключается в использовании трех слоев бумаги с порами различного размера. Поверхностный слой задерживает самые крупные частицы, средний – более мелкие, а третий уже завершает очистку, пропуская в двигатель абсолютно чистый воздух, немного подогретый в результате трения о поры бумаги. Заменяемые элементы фильтрации могут изготавливаться в любом размерном и пространственном решении, зависящем от типа двигателя и конструкции корпуса фильтра.

Конструктивные особенности

На конструкцию и геометрию современных воздушных фильтров существенно влияет тип, особенности устройства и функционирования двигателя, а также место установки узла в моторном отсеке и скорость поступающего в него воздушного потока. В автомобилях устанавливаются фильтры следующих видов:

  • Круглый фильтр в виде кольца, применяемый в авто с карбюраторным мотором. Кроме многослойной бумажной начинки, эти изделия обычно оснащаются сетчатым каркасом из алюминия, значительно увеличивающим их механическую прочность. Это необходимо, чтобы защитить фильтр от деформации потоком воздуха. Сверху и снизу фильтрующего кольца приклеены упругие резиновые или полимерные уплотнения.
  • Панельный фильтрующий элемент, применяемый в большинстве дизельных ТС и для инжекторных двигателей. Выпускается в каркасном и бескаркасном исполнении. Отличается большей площадью фильтрации воздуха и общей эффективностью. Панельные фильтры занимают меньше места, быстро и точно устанавливаются в корпус. Для защиты от деформаций могут содержать в себе армирующие элементы из металлической сетки или пластика.
  • Фильтры цилиндрической формы. Конструктивно напоминают кольцевые элементы, но значительно выше их и меньше в диаметре. Такое решение позволило сделать изделия более компактными и одновременно увеличить рабочую площадь цилиндрического фильтрующего элемента. Применяются на грузовом автотранспорте и ряде моделей легковых автомобилей с дизельными моторами.

В целях улучшения эксплуатационных характеристик основные фильтрующие элементы могут быть дополнены внешними деталями предварительной очистки. В зависимости от этого фактора различают:

  • Изделия с одной степенью фильтрации, выполненные в виде плотной гармошки из специальной бумаги и картона. Такие фильтры быстро засоряются и не защищены от деформации, поэтому на практике применяются редко.
  • Модели с двойной фильтрацией, рабочая поверхность которых защищена слоем пористого синтетического материала, выполняющего функцию предварительной очистки воздуха от самых крупных частичек примесей. Фильтры подобной конструкции рекомендованы для внедорожников и грузовых автомобилей, работающих в условиях большого скопления пыли (на стройках, в поле, карьерах и т. п.).
  • Системы тройной очистки, отличающиеся наличием циклонного блока. На начальном этапе воздух поступает в первое отделение корпуса, где поток принудительно закручивается. Под действием сил инерции из него выводится большая часть примесей, которая отправляется в накопительный контейнер. Движение воздуха по спирали может быть организовано за счет формы корпуса фильтра, либо при помощи крыльчатки с приводом от одного из шкивов.

В настоящее время многие производители освоили выпуск фильтров с так называемым «нулевым сопротивлением». Эти изделия содержат в себе многослойный элемент, состоящий из пропитанной маслом ткани. Такие фильтры эффективно задерживают примеси и практически не препятствуют интенсивному поступлению воздуха. Их недостатком является необходимость регулярной очистки и обслуживания, поэтому большинство автомобилистов предпочитают применять одноразовые фильтры стандартной конструкции.

Вопросы эксплуатации

Если автомобилист применяет только рекомендованный производителем тип воздушных фильтров и выполняет их замену так часто, как того требуют правила технического регламента, о качестве поступающего в двигатель воздуха можно не переживать. Исключения составляют случаи, когда автомобили систематически эксплуатируются на стройках, для вывоза сельхозпродукции с полей или добытых карьерным способом ископаемых. При работе в сложных условиях фильтры нужно менять вдвое чаще.

Рекомендованные специалистами сроки замены фильтрующих элементов равны периоду замены масла. Именно в этот момент принято менять как топливный, так и воздушный фильтр. Подобная привязка во времени позволяет не ориентироваться на сервисную книжку, тем более, что далеко не все автомобилисты её и ведут.

Нарушение рекомендованных сроков установки новых фильтрующих элементов чреваты следующими последствиями:

  • Повышенным износом трущихся деталей двигателя.
  • Проблемами с топливными форсунками.
  • Заметным падением мощности.
  • Увеличенным расходом топлива.
  • Снижением срока эксплуатации двигателя.
  • Значительным увеличением расходов на ремонт.

Медлить с заменой воздушного фильтра нельзя. Это простая операция, для которой не обязательно посещать СТО. Действия по смене фильтрующего элемента выполняются в следующем порядке:

  • Открутите фиксирующие винты и аккуратно снимите крышку воздушного фильтра.
  • Соблюдая осторожность, чтобы во впускной коллектор не осыпалась скопившаяся грязь и пыль, снимите и отложите в сторону старый фильтрующий элемент.
  • Очистите и протрите тканевой салфеткой дно корпуса.
  • Выньте из упаковки и аккуратно уложите на место новый фильтр.
  • Устанавливая крышку, убедитесь, что она правильно сориентирована. В некоторых моделях моторов возможно два направления установки, которые соответствуют рискам «Зима» или «Лето». Так регулируется подача в фильтр холодного «забортного» или подогретого теплого воздуха с поверхности двигателя.
  • Закрутите винты, фиксирующие крышку. Не прилагайте излишних усилий, чтобы не сорвать резьбу.

Внимание: особенно аккуратными при выполнении всех операций по замене фильтрующего элемента должны быть владельцы автомобилей с бензиновым мотором, оснащенным карбюратором. Этот узел находится непосредственно под фильтром. Специалисты рекомендуют после снятия крышки временно прикрыть карбюратор чистой ветошью. Поскольку в случае попадания в камеру частиц пыли или грязи придется снимать, разбирать и промывать весь узел.

Соблюдая сроки и правила замены воздушного фильтра, можно избежать многих проблем, связанных с необходимостью досрочного и достаточно затратного капитального ремонта двигателя.

  • воздушный фильтр

Воздушный фильтр автомобиля - зачем нужен и когда менять?

Расскажем про воздушный фильтр двигателя автомобиля - зачем нужен, какие функции выполняет и когда необходимо менять. Какие последствия, если долго не менять.

Зачем нужен

Среднестатистический автомобиль за 100 км пробега потребляет до 15 кубических метров атмосферного воздуха. Если его не очищать, находящаяся в нем пыль и грязь с дороги попадет внутрь двигателя. Это приведет к ухудшению работы машины и в конечном счете — к ремонту мотора. Защитой от подобных неприятностей служит воздушный фильтр. Он выполняет также функцию глушителя шума, а в бензиновых моторах — ещё регулятора температуры горючей смеси.

По мере засорения фильтра его сопротивление воздушному потоку растет и, следовательно, уменьшается количество воздуха, поступающего в двигатель. В определенных режимах это ведет к обогащению смеси, а значит, к неполному ее сгоранию. Соответственно, снижаются мощность двигателя, увеличиваются расход топлива и концентрация токсичных веществ в выхлопных газах.

Если заранее поменять воздушный фильтр, даже если он не выработал полностью ресурс, это залог работы двигателя без проблем. Ведь засорившийся фильтр не фильтрует пыль с дороги, а наоборот затрудняет работу двигателя авто. Когда меняете на новый, можно сразу ощутить небольшое повышение мощности. И чем грязнее он был, тем лучше поедет машина.

Какие бывают

Фильтрующие элементы выпускаются трех конструктивных типов: цилиндрические, панельные и бескаркасные. Отметим особенности, имеющие непосредственное отношение к эксплуатации.


Из каких материалов делают

Картон — распространенный материал для бумажных воздушных фильтров. Также делают из синтетических волокон - волокнистые. Первые производят основной отсев пыли и грязи на поверхности, вторые - улавливают и накапливают твердые частицы по всей глубине слоя. Поэтому волокнистые считаются лучше бумажных.

Но есть особенность с разным обслуживанием воздушных фильтров. Бумажный можно вынуть и прочистить компрессором или просто выбить. Это позволит избавиться от крупной грязи и улучшит его сопротивление. Работать он станет лучше. Волокнистый воздушный фильтр выбивать не стоит и даже опасно. Таким способом его не почистить, а при встряхивании частицы внутри вылетят и при обратной установке попадут прямиком в двигатель автомобиля. Т.е. такая чистка будет во вред.

На спортивных авто устанавливают фильтры из пятислойной марли, пропитанной «фирменным» маслом. По сравнению с картонными у них гораздо меньше начальное сопротивление. Кроме того, после специальной обработки они могут применяться повторно.

Когда пора менять

Водителю не обязательно знать когда нужно менять воздушный фильтр, это можно сделать визуально. Для этого достаньте фильтрующий элемент и осмотрите его. Если он чистый - ездить можно дальше без проблем. Если фильтрующий элемент грязный или в масле - это говорит о необходимости его замены. Каждый автолюбитель может отличить грязный фильтр от нового и чистого.

Срок замены зависит от производителя, на большинстве машин он составляет 10 - 20 тысяч км. Так что, если собрались менять воздушный фильтр, загляните в техпаспорт машины и там будет точный срок. Или воспользуйтесь советом выше и осмотрите его визуально, если не знаете когда в последний раз он менялся.

Совет из собственного опыта. Его замену можно совместить со сменой масла, которая производиться примерно через 10-15 тысяч километров. Или ставить новый через раз, примерно раз в 20 000 км. Это зависит от конкретных условий в которых эксплуатируется автомобиль. Как правило, многие автолюбители экономят и меняют через раз. А лучше делать это раз в 10 000 км, тогда мотор дольше сохранит ресурс.

У дизельных двигателей с турбонаддувом к очистке воздуха предъявляются более жесткие требования. Это связано с особенностями их эксплуатации. Так что, у дизелей и у машин с турбиной, срок замены воздушного фильтра должен быть сокращен - не реже 7,5 - 12 500 км.

Не стоит экономить на замене, стоимость его несравнима с возможным ремонтом двигателя. Если не хотите покупать «оригинал», то можно найти достойный заменитель, главное чтобы был проверенного производителя. Рекомендую брать марки Бош или Манн. И не покупать дешёвый неизвестного качества. А ездить без фильтра категорически запрещено, это приведет к быстрому сокращения ресурса мотора.

Различия между воздушными фильтрами двигателя и салона

При обслуживании вашего автомобиля вы, возможно, не удивитесь, если ваш механик скажет вам, что пришло время заменить воздушный фильтр, однако вы можете быть сбиты с толку, если вам скажут, что вам нужен две сменные воздушные фильтры . Ваш автомобиль фактически имеет два отдельных воздушных фильтра: воздушный фильтр салона и воздушный фильтр двигателя. Каждый из этих фильтров предотвращает попадание вредных загрязняющих веществ в автомобиль. Так в чем же разница между воздушным фильтром двигателя и воздушным фильтром салона?

Что такое салонный фильтр?

Когда вы думаете о воздушном фильтре, вы, вероятно, связываете его с устройством, используемым для очистки воздуха, которым вы дышите. Это тесно связано с функциями, выполняемыми салонным фильтром. Расположенный под приборной панелью, этот фильтр предотвращает попадание пыли и аллергенов в систему отопления и охлаждения автомобиля. Контролировать загрязняющие вещества, попадающие в автомобиль, может быть сложно, поэтому воздушный фильтр салона усердно работает, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и здоровое вождение.

Как понять, что требуется замена салонного фильтра

Частота замены воздушного фильтра зависит от года выпуска, марки и модели вашего автомобиля, а также от ваших привычек вождения. Вы можете начать замечать изменение качества воздуха внутри вашего автомобиля, хотя этот переход может быть незаметным и его трудно заметить. Как правило, вам нужно будет менять этот фильтр каждые 20 000–30 000 миль. Для более точной оценки обратитесь к руководству пользователя или обратитесь за помощью к местному механику. Если у вас аллергия, повышенная чувствительность дыхательных путей, пыльца в вашем районе или вы живете в городе с избытком смога, вам может потребоваться более частая замена воздушного фильтра салона.

Что такое воздушный фильтр двигателя?

Как следует из названия, этот воздушный фильтр расположен внутри вашего двигателя, чтобы предотвратить попадание вредного мусора в эту систему. Хотя вы можете не придавать большого значения этой небольшой услуге, регулярная замена воздушного фильтра двигателя доступна по цене и может сэкономить вам тысячи долларов на повреждении двигателя. Это также помогает повысить производительность и эффективность вашего автомобиля, чтобы вы экономили на заправке. Вот почему чистый фильтр двигателя проверяется во время ежегодной проверки выбросов, а также при ежегодной проверке автомобиля.

Как понять, что требуется замена фильтра двигателя

Частота замены воздушного фильтра двигателя, как и салонного фильтра, зависит от типа вашего автомобиля. Определенные факторы окружающей среды и вождения также могут влиять на частоту замены фильтра двигателя. Для водителей, которые часто ездят по грунтовой дороге или живут в городе с избытком загрязняющих веществ, эти опасности могут быстро вывести из строя фильтр двигателя. Вы можете заметить снижение эффективности использования топлива и ходовых качеств в результате просроченной замены фильтра двигателя. Эта услуга обычно требуется каждые 12 000-30 000 миль. Если вы все еще не уверены, нужна ли вам замена фильтра двигателя, обратитесь за консультацией к местным специалистам по обслуживанию автомобилей.

Местная замена автомобильного фильтра

Если вам нужна замена фильтра двигателя, замена салонного фильтра или любое другое обслуживание автомобиля, специалисты Chapel Hill Tire всегда готовы помочь вам! Наши доверенные механики проводят бесплатную проверку воздушного фильтра каждый раз, когда вы меняете масло в шинах Chapel Hill, чтобы держать вас в курсе, когда вам потребуется замена. Назначьте встречу в одном из восьми наших офисов в районе Треугольника, в том числе в Роли, Дареме, Чапел-Хилле и Каррборо, сегодня, чтобы начать!

Назад к ресурсам

Как часто вы меняете воздушный фильтр двигателя? (И как это сделать за 5 минут)

Одна из самых важных задач по техническому обслуживанию вашего автомобиля — самая дешевая и простая, которую можно решить самостоятельно

Автор Майк Ричард

Очень важно знать, как часто нужно менять воздушный фильтр двигателя. Но перед заменой воздушного фильтра двигателя вашего автомобиля важно понимать, что у большинства автомобилей на самом деле два воздушных фильтра : воздушный фильтр салона и воздушный фильтр двигателя (он же «автомобильный воздушный фильтр»). Воздушный фильтр салона обеспечивает пассажирам чистый воздух для дыхания. Это особенно важная составляющая для горожан или тех, кто живет в районе с плохим качеством воздуха. С другой стороны, воздушный фильтр двигателя сохраняет воздух, которым «дышит» ваш двигатель, чистым и свободным от грязи, пыли и других частиц, которые могут повлиять на эффективность работы вашего автомобиля. Грязный воздушный фильтр может привести к проблемам с зажиганием, снижению расхода топлива и, если пренебрегать им в течение длительного времени, к сокращению срока службы двигателя.

Содержание

  • Как заменить воздушный фильтр двигателя в автомобиле всего за 5 минут
  • Как часто нужно менять воздушный фильтр в автомобиле?
  • Как часто заменять салонный фильтр в вашем автомобиле

Сложность

Легкость

Продолжительность

10 минут

Что вам нужно

  • Новый воздушный фильтр двигателя

  • Отвертка, плоскогубцы или набор торцевых головок (дополнительно, в зависимости от марки и модели автомобиля)

Двигатель каждого современного автомобиля немного отличается, но для правильной работы им требуется постоянная смесь топлива и кислорода. Представьте, что вы пытаетесь дышать через лицевую маску, покрытую грязью, пылью и другими загрязнителями окружающей среды. Вот каково это, когда ваш двигатель работает с грязным воздушным фильтром двигателя. К счастью, замена фильтра — одна из самых простых и дешевых задач планового обслуживания. (Даже проще, чем заменить масло!) Современные воздушные фильтры двигателя легкодоступны, и для их замены обычно требуется совсем немного инструментов или вообще не требуется никаких инструментов. Вот краткое изложение того, как часто менять воздушный фильтр двигателя и как вы даже можете сделать это самостоятельно менее чем за пять минут.

Как заменить воздушный фильтр двигателя в автомобиле всего за 5 минут

Шаг 1: Откройте капот автомобиля. Чтобы найти корпус воздушного фильтра двигателя, найдите большую, обычно черную пластиковую коробку, расположенную сверху или сбоку от двигателя. С одной стороны должен выходить большой шланг.

Шаг 2: Обратите внимание, как закреплен корпус фильтра. В большинстве случаев, две руки и немного локтевой смазки — это все, что требуется, чтобы открыть его. Однако некоторые производители используют зажимы, зажимы, винты, барашковые гайки или их комбинацию, и в этом случае вам понадобится соответствующий инструмент.

Шаг 3: Откройте верхнюю часть корпуса. Снимите и выбросьте старый воздушный фильтр. Протрите весь оставшийся мусор внутри корпуса ветошью.

Шаг 4: Обратите внимание, как установлен существующий воздушный фильтр. Установите новый воздушный фильтр двигателя, поместив его внутрь корпуса резиновым ободом вверх. Убедитесь, что он установлен правильно и плотно внутри корпуса.

Шаг 5: Закройте корпус фильтра и замените все крепления (винты, зажимы и т. д.), снятые на втором этапе. Закройте капот и похлопайте себя по спине за хорошо выполненную работу (и хорошо сэкономленные деньги). Вот и все!

Как часто нужно менять воздушный фильтр в автомобиле?

Все воздушные фильтры, включая воздушные фильтры двигателя, следует регулярно заменять. Краткий ответ на вопрос, когда именно заменить ваш: это зависит от ситуации. Год, марка и модель вашего автомобиля, манера вождения и даже место, где вы едете — если это происходит в районе с более высокой температурой или загрязнением, чем обычно, — все это может повлиять на график замены фильтра. Самый простой способ точно узнать, как часто нужно менять воздушный фильтр двигателя, — это проверить раздел технического обслуживания в руководстве пользователя или просто найти рекомендованный производителем интервал обслуживания в Google. Это может широко варьироваться от 15 000 миль в тяжелых условиях вождения до целых 45 000 миль.

Визуального осмотра обычно достаточно для «проверки состояния». Новые фильтры совершенно белые или не совсем белые. Грязный воздушный фильтр двигателя обычно выглядит грязным с видимой грязью, пылью или пятнами внутри складок. Если вы сомневаетесь, любой уважаемый механик в вашем районе сможет сказать вам наверняка. Как правило, большинство средних водителей могут прожить от одного до двух лет, прежде чем им понадобится новый воздушный фильтр. Предупреждение: любой механик, который рекомендует новый воздушный фильтр двигателя каждый раз, когда вы привозите свой автомобиль для замены масла (то есть каждые 3000-5000 миль), является тревожным сигналом.

Как проверить жидкости в автомобиле. Фото Кенни Элиасона на Unsplash

Как часто заменять салонный фильтр в автомобиле

Как и воздушные фильтры автомобиля, салонные фильтры также следует регулярно менять в рамках планового технического обслуживания автомобиля. Большинство производителей рекомендуют плановые интервалы от 15 000 до 45 000 миль. Чтобы упростить ситуацию, рассмотрите возможность одновременной замены обоих фильтров вашего автомобиля. Хорошая новость заключается в том, что заменить салонный фильтр в вашем автомобиле даже проще и дешевле, чем заменить воздушный фильтр двигателя. Это то, что каждый может сделать менее чем за пять минут, практически без инструментов. Новые салонные воздушные фильтры легко доступны на Amazon и в большинстве типичных автомобильных магазинов.


Learn more


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)