Городец год основания
Городец: история и достопримечательности
Городец — старинный городок, расположенный на Волге, в 53 км от Нижнего Новгорода. Здесь сохранилась старинная купеческая застройка, открываются красивые виды на Волгу. В Городце создан Музейный квартал и Город Мастеров. Перед Городцом — живописные дамба и плотина Горьковского водохранилища. На меня Городец произвел очень сильное впечатление.
Дома по улице ЛенинаВид в сторону Городца и Заволжья с дамбы Горьковского водохранилищаАвтодорожный переход через Волгу близ ГородцаСодержание
- 1 История Городца
- 2 Достопримечательности Городца
- 3 Как добраться до Городца
- 4 Гостиницы в Городце
- 5 Мои впечатления от посещения Городца
История Городца
Городец — почти ровесник Москвы, он был основан, по одним данным, в 1152 году Юрием Долгоруким, по другим — в 1163 году Андреем Боголюбским. В летописях впервые упоминается в записях от 1172 года. В 1238 году войска Батыя сожгли город, в 1263-1282 году он был восстановлен и стал столицей Городецкого княжества, в которое входил и Нижний Новгород.
В 1263 году его правителем стал князь Андрей Александрович (Андрей Городецкий, Великий князь Владимирский, князь Новгородский и князь Городецкий, ок. 1255-1304), сын великого князя Владимирского Александра Невского (1221-1263). 14 ноября 1263 года в Городце умер Александр Невский, приняв за несколько дней до этого схиму под именем Алексия. При князе Андрее Александровиче Городец становится видным политическим центром.
Памятник Александру НевскомуВпоследствии Городец входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество, образованное в 1341 году и просуществовавшее с перерывами до 1425 года. В 1408 году хан Едигей (1352-1419) полностью разрушил город, после чего тот долгое время называли «Пустой Городец». Вновь он был заселен в конце XVI — начале XVII века и превратился в ремесленное село. Местные жители занимались изготовлением деревянной утвари, торговали хлебом. Примерно в это же время Волга изменила свое русло, отойдя от центра Городца.
В конце XVIII века мы видим Городец богатым селом, широко известным на всем Поволжье. В это время здесь развиваются такие ремесла, как выделка кож и судостроение. Вторая половина XIX — начало XX веков — время расцвета Городца. Город разбогател на судоходстве, судостроении и торговле, многие вчерашние крестьяне становились промышленниками и купцами.
Старые дома в ГородцеУлица в ГородцеОсенью и зимой функционировал Городецкий базар, уступавший только Нижегородской ярмарке, на котором торговали хлебом, льном, изделиями из дерева. Процветала хлебная торговля, мукомольное производство, народные промыслы (вышивка, выпечка печатных пряников, изготовление глиняной посуды, конских дуг, саней, детских игрушек). В 1870-х годах появилась «городецкая роспись» — сюжетная роспись на прялках.
Экспозиция музея «Городецкий пряник»Городецкая роспись, экспозиция Городецкого краеведческого музеяЭкспозиция «Музея самоваров»В 1922 году Городец снова получил статус города. В настоящее время в Городце развиваются традиционные промыслы, туризм, имеются судоверфь и судоремонтный завод, предприятия деревообработки, предприятие по производству автокомпонентов и др.
Достопримечательности Городца
Городец оставляет самое благоприятное впечатление. В городе сохранилась старинная застройка — каменные купеческие особняки, деревянные дома, часто на каменном цоколе, украшенные резными наличниками, живописная набережная, земляной вал XII века. Создано множество небольших музеев, развиты народные художественные промыслы.
Основные музеи Городца сосредоточены в Музейном квартале и на прилегающих улицах:
- Городецкий краеведческий музей (ул Ленина, 11; тел. (83161)9-27-49, 9-28-49, с 9:00 до 16:30, кроме понедельника и последней пятницы месяца).
- Музей «Городецкий пряник» (ул. Ленина,2) в бывшей усадьбе Петелина 1906 года постройки.
- Детский музей на Купеческой (ул.
Ленина, 12; тел. (83161)9-42-56) — экспозиция детских игрушек.
- Дом графини Паниной (ул. Рублева, 16; тел. (83161)9-23-19) — художественный отдел краеведческого музея.
- Музей самоваров (набережная Революции, 11; в бывшей усадьбе Гришаева) — в экспозиции 312 самоваров, вся коллекция насчитывает более 500 самоваров.
- Музей добра (Набережная Революции, 10) — предметы быта конца XIX — начала XX века.
- Город мастеров (Александровская набережная, д. 1, телефон (831-61) 9-40-84. Режим работы: с 10 до 16.30 вторник — пятница, с 10 до 15.30 суббота, воскресенье. Понедельник выходной день. Реконструкция деревянных сооружений Нижегородской губернии XVI-XIX веков. Экспозиции и мастерские, посвященные народным промыслам. Есть мастер-классы.
- Федоровский монастырь (ул. Титова, д.1) — известен с XIII века, разрушен после революции, восстановлен в 2008-2009 годах.
- Церковь Михаила Архангела (ул.
Загородная, 16), 1707 года постройки.
В Городце можно провести не один день — достопримечательностей и интересных мест немало.
Городецкий историко-художественный музейный комплексПамятник дважды Герою Советского Союза летчику Арсению Васильевичу Ворожейкину (1912-2001)Дом в ГородцеНабережная РеволюцииПамятный знак «Единение православной Руси»Как добраться до Городца
Попасть в Городец можно несколькими способами: из Нижнего Новгорода на общественном транспорте, теплоходе и автомобиле.
- Пригородные электрички Нижний Новгород — Заволжье, отправляются с Московского вокзала и станции Воря, время в пути около 1 часа, далее автобус №101 до г. Городец.
- На автобусе с автостанции Канавинская автобусы Нижний Новгород — Городец и Нижний Новгород — Заволжье, время в пути около 1,5 часов.
- На теплоходе во время навигации с мая по сентябрь. Отправляются от Речного вокзала Нижнего Новгорода. Информация по телефону (831) 230-16-60.
- На машине в Чкаловском направлении, через Балахну и Заволжье. Далее по плотине, по дамбе, по мосту над шлюзами. После съезда с моста будет пост СПП. Сразу за постом повернуть направо и ехать вдоль водохранилища до исторического центра.
Еще один отличный способ добраться до Городца — приехать туда с экскурсией. Гид не только все расскажет и покажет, но и возьмет на себя организационные моменты.
Комплекс «Город мастеров» в Городце и Волга«Музей Добра» и «Музей самоваров»Городская застройка в ГородцеГостиницы в Городце
Городец — это город с неторопливым течением жизни. Как и во многие другие небольшие провинциальные города, сюда приезжают обычно на один день из Нижнего Новгорода. Но если вы хотите по-настоящему прочувствовать этот город, то лучше провести здесь два дня. Можно остановиться в гостиницах в самом Городце или на базах отдыха на берегу Горьковского водохранилища.
Booking.com
Мои впечатления от посещения Городца
Думаю, вы уже догадались, что Городец мне очень понравился. Это ухоженный город, по крайней мере, его исторический центр. Возможно, где-то он производит впечатление лубочного, но достаточно отойти от Музейного квартала, чтобы проникнуться его атмосферой. Очень сильное впечатление производит высокая набережная. Если будете в Нижнем Новгороде или окрестностях, обязательно посетите Городец.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Интересная Россия. История Городца: от древней крепости до купечества
Нижегородская область 11 ноября 2019 12524 Комментарии к записи История Городца: от древней крепости до купечества отключены
Городец – один из малых городов России. За века своей истории он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов.
Городец стоит на высоком берегу Волги, в 53 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. Как у многих городов Древней Руси, дата его основания неизвестна. Впервые он попал на страницы летописей в 1172 году как уже существующий город-крепость.
Выбор места строительства Городца был обусловлен его предназначением – контроль и охрана соледобычи. Соль ценилась очень высоко и зачастую являлась таким же эквивалентом денег, как золото, серебро и пушнина. Боевые речные суда городчан, постоянное стоявшие в заливах под городом, закрывали булгарам путь по Волге вглубь русских земель, а сам город стал местом сбора русских дружин и их подготовки к походам в Понизовье, местом дипломатических встреч и переговоров великих владимиро-суздальских князей с подержавшими власть в междуречье Оки и Волги народами.
Городецкая крепость
Уникальным памятником древности в Городце остаются три линии укреплений XII-XIII веков, которые поначалу составляли систему обороны города. Такие укрепления редки не только для Нижегородского Поволжья, но и для страны в целом. Строительство крепости Городца началось с возведения рва и валов Княжьей горы (детинца) — ровное возвышенное плато левого, здесь высокого, берега Волги, по сторонам ограниченного глубокими оврагами. Валы и рвы (около 550 метров) дугой опоясывали Княжью гору, на концах обрываясь осыпями в сторону Волги. Детинец занимал всего 3,5 гектара. Ширина основания вала составляла 22 метра, а рва – 18 метров при общей высоте насыпи вала до 7 метров. Крепостной ров Княжьей горы был глубиной 5,15 метра с остро заточенным частиком на дне. Городецкие валы по высоте уступали лишь киевским. До основания Нижнего Новгорода в 1221 году Городец являлся главным опорным пунктом русских князей в Среднем Поволжье. Со времени своего возникновения Городец-Радилов ни разу не пропустил по Волге вглубь русских земель военные суда булгар.
Фото: account.travel
В феврале 1238 года Городец разделил трагическую участь владимирской Руси: он был разорен войсками Батыя. С этого события начинается история одной из святынь России — костромской чудотворной иконы Феодоровской Божьей Матери. По легенде, эта икона хранилась в Городце, а после сожжения его врагами чудесным образом перенеслась в Кострому, где и была обретена вновь. Уже список с этой чтимой иконы городчане вернули в свой город, в монастырь, названный позднее Феодоровским.
История Городца связана с именем великого русского полководца Александра Ярославовича Невского. Осенью 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, князь занемог и здесь, в Городце, 14 ноября (по старому стилю) скончался.
В конце XIII века Городец становится центром удельного княжества во главе с одним из сыновей Александра Невского, князем Андреем. В годы его княжения Городец стал таким же видным политически центром, как Тверь и Москва. В историю Руси Андрей Городецкий вошел как инициатор долгих и жестоких усобиц. Зимой 1293-1294 года он привел на Русь большое ордынское войско («Дюденеву рать»), с помощью которого захватил у старшего брата великокняжеский престол. Андрей Александрович княжил во Владимире десять лет. Он умер 27 июля 1304 года и был похоронен в Городце в церкви Михаила Архангела. Со смертью князя Андрея город быстро потерял былое политическое значение.
Становление Городца
Новый этап в истории города наступил в середине XIV века. В 1341 году возникло Нижегородское великое княжество, одним из уделов которого стал Городец. Здесь княжил Борис Константинович – честолюбивый и энергичный политик, непримиримый соперник возвышавшейся Москвы. Однако рост её могущества не удалось остановить ни Борису, ни его потомкам.
ГородецФото: nnwelcome.ru
На рубеже XIV–XV веков Городец был заметен не только в политической, но и в культурной жизни Руси. Из Городца вышел выдающийся мастер иконописи старец Прохор. В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля.
Одно из последних упоминаний о Городце в летописях относится к декабрю 1408 года. Тогда войско Едигея осадило Москву, разорило Переславль-Залесский, Ростов, Дмитров, Клин, Серпухов, Нижний Новгород и «пойдоша к Городцу и город взяша, огнём пожгоша весь…». От этого страшного нашествия Городец не смог оправиться. Несмотря на былую славу, он потерял статус города.
С XVI века Городец — волостное село Юрьевецкого, затем Балахнинского уезда. Владельцами села в разные годы были дочь царя Ксения Годунова, князь Лобанов Ростовский, Григорий и Владимир Орловы, а в XIX веке часть Городца принадлежала графу Панину.
Особняк купца Петелина в ГородцеФото: Ольга Лисенкова/commons.wikimedia.org
В 1722 году Пётр I, совершая путешествие в Астрахань для закладки там морского пути, посетил Городец и Феодоровский монастырь. Еще в XVII–XVIII веках Нижний Новгород, Балахна и Городец стали центром судостроения. Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Пётр I вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское. Император привлек городецких кораблестроителей к созданию русского флота, участвовавшего в походах на Азов.
Городец купеческий
Расцвет Городца пришел на вторую половину XIX и начало XX века – на эпоху бурного развития русского капитализма. Городец быстро разбогател на судоходстве, судостроении, торговле. Благодаря зимовке в местном затоне судов, груженых хлебом, в городе процветали мукомольная промышленность и хлебная торговля. В это же время Городец становится крупным центром сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках – знаменитая городецкая роспись.
К концу XIX века Городец изменился. В нагорной части богатые дома стояли на волжской набережной и улице Купеческая (ныне Ленина). Внизу, под Троицким собором, вытянулась вдоль реки Большая улица с торговыми рядами, лавками и магазинами.
После Октябрьской революции, в 1933 году Городец получил статус уездного города. Однако социалистические преобразования сломали хозяйственный уклад, «Городец купеческий» ушел в прошлое.
Восемь с половиной веков – почетный возраст. Но Городец – город древний и одновременно молодой. Посетив его один раз, вы обязательно полюбите его и вернетесь сюда еще не раз.
Билеты в Нижний Новгород по выгодным ценам
Городец Путеводитель - туры, достопримечательности и развлечения
- Главная
- Россия
- Городец
Городец Путеводитель
- 1. История Городца
- 2. Городец сегодня
Городец — старинный город в Нижегородской области России, который славится вкуснейшими штампованными имбирными пряниками, уникальной расписной резьбой по дереву и замечательным множеством музеев. Живописный купеческий городок, расположенный вдоль Волги, восхищает своей деревянной архитектурой и захватывает воображение любителей русской истории.
История Городца
Историки считают, что Городец был основан в 1152 году князем Владимиром Долгоруким как защитная крепость от булгар. Согласно Лаврентьевской летописи, первоисточнику истории современной северной России, официальной датой основания Городца является 1171 год. До сих пор сохраняется происхождение названия Городец и неофициального названия города Малый Китеж. неизвестный.
Из-за своего стратегического положения на границе между историческим Московским княжеством и Золотой Ордой Городец часто подвергался вторжениям. В 1238 году монгольский хан Батый сжег город дотла, и в течение следующих 50 лет он постепенно отстраивался городскими жителями, спасшимися от разорения, спрятавшись в густом окружающем лесу.
В 1263 году Городец приобрел дурную славу как город, в котором скончался великий князь Александр Невский, вернувшись с дипломатической встречи с Золотой Ордой. В 1993 году в городе был установлен памятник Невскому, который и сегодня остается одной из его визитных карточек. Городец также известен как родной город Прохора Городецкого, учителя известного средневекового иконописца Андрея Рублева-Прохора.
г. Продолжались набеги татаро-монголов, и в 1408 г. Городец снова был опустошен, на этот раз ханом Едигу. Восстановление города оказалось утомительным, и Городец оставался заброшенным поселением до 17 века, когда быстрое развитие торговли вдоль Волги, наконец, помогло восстановить его региональное значение. Заметный вклад в его развитие внесли также старообрядцы, русские православные традиционалисты, которые помогли увеличить торговлю и производство в этом районе.
Город процветал в 18 веке, когда он превратился в центр торговли зерном и развил свое деревянное кораблестроение и ремесленную промышленность. Когда-то молодой город превратился в богатый купеческий город, чье величие до сих пор подтверждается роскошными купеческими домами и поместьями, сохранившимися до наших дней.
В XIX веке построенные успешные заводы по обработке дерева, чугуна и кожи проложили путь к тому, чтобы производство в Городце достигло промышленных масштабов. Несмотря на спад производства в раннесоветское время, Городец получил статус города в 1919 г.22. Тем не менее в последующие десятилетия город переживал застой из-за нехватки инвестиций для его промышленного развития и отсутствия железнодорожного сообщения с ключевыми городами России.
Городец, наконец, получил необходимый ему толчок во второй половине ХХ века, когда были полностью реконструированы судостроительный и судоремонтный заводы, построены обувная и швейная фабрики. В это же время была создана знаменитая Городецкая фабрика росписей, известная и по сей день производством восхитительно красочных произведений народного творчества.
Городец Сегодня
Сегодня Городец активно развивает туристическую отрасль. Конгломерат музеев впечатляет и включает в себя Музей самоваров, Городецкий краеведческий музей, Музей «Городец на Волге» и Музей Городецкого пряника.
Посетители также не захотят пропустить деревянную деревню Город мастеров, аутентичный дом-музей графини Паниной и небольшой, но познавательный Музей добра. Чтобы отдохнуть от музеев и особняков, посетите Городецкий Феодоровский монастырь и знаменитый памятник Александру Невскому.
При посещении Городца в России обязательно попробуйте его знаменитые имбирные пряники. Имбирные пряники, отпечатанные культурными гравюрами и сформованные в забавные формы, столь же красивы, сколь и вкусны. Производимые сегодня в промышленных масштабах, старообрядцы Городца в древности выпекали до 30 различных видов имбирных пряников, которые послужили источником вдохновения для знаменитых тульских пряников. Наряду с местной росписью русской резьбы по дереву городецкие пряники станут отличным сувениром из этого причудливого города на Волге.
Attractions
Feodorovsky Monastery
Museums
City of Masters Museum
Museum House of Countess Panina
Museum of Local Lore
Terem of the Russian Samovar Museum
Miscellaneous
Monument to Alexander Невский
Городец Экскурсии
Городец, Беларусь [страницы 3 -14]
Городец, Беларусь [страницы 3 -14]
|
[Страница 1]
Карта Городца и окрестностей
|
[Страница 3]
Городец: исторический обзор
Акива Бен-Эзра
Перевод Евгения Сукова
А.

Из современных рисунков видно, как возник Городец в те годы, когда вся область от Пинска до Кобрин порос густым лесом и поселений было очень мало. В 1559 г. из Пинска была прорублена лесная дорога, прорезавшая Таракан и Городец, в Кобрин и Пружаны. [3] В те времена в Городце еще не было реки. Там, где сейчас красивый луг, были болота, через которые река Мохавец прорезала путь от Пинска до Кобрина. Горордец был тогда похож на оазис в пустыне; поселение, окруженное лесами и болотами, в котором бродили различные дикие животные.
Подробности жизни в древнем Городце неизвестны. По словам Бабровского, историка гродненского губернии, в Городце в конце XVI века было 5 улиц: Кобрин, Фрейшибадское, Пинск, Грошевский и Ильинское. Кроме того, был делового рынка, так как было 222 жилых помещения, 15 трактиров, 11 из которых были пивные и 23 пивоварни. В более старых официальных документах Городец был описывается как город, а не как деревня.
Стоит поглубже разобраться в легенде, которую повествуют старые городецкие евреи, а также жители с. близлежащего села Антиполя (7 км от Городца), рассказывал, а именно, что в прежние годы Антиполья и Городец были одним городом.
Спросите себя:
- Вероятно ли, что несколько сотен лет назад в Польше или Литве был такой большой город длиной 7 км? Все большие города того времени и даже более далеких веков, такие как Пинск, Бойкий и Гродно, образовались всего лишь несколько сотен душ.
[4]
- Как они устроили кладбище в пригороде? Старая городецкая «магилка». христианское кладбище), на котором уже не было крестов, было уже в пригород, по дороге на вокзал. Если бы Городец и Антиполя были одним целым город, насколько вероятно было найти «магилу» на дорога на Антиполью?
- Всего сорок лет назад между Городцом и Антиполем процветал дремучий сосновый бор. Спроси себя: Когда вырос этот лес, если оба были частью одного города?
- Согласно старым могильным камням Антиполя и старому указателю синагоги, Антиполья существовала уже более 300 лет. много лет назад. [5]
Стоит отметить крупную ошибку, к настоящему времени уже напечатанную в идиш-английской энциклопедии. Там сказано: «Деревня Городец была когда-то частью Кобрина, но он был разрушен в 1653 г. , когда его захватила шведская армия.0125 [6] Эта ошибка связана с неправильным переводом истории Бабровского. книга. Там он заявил, что Городец административно и экономически связаны с Кобрином, но это не значит, что они были одним городом. [7]
Б. Еврейское поселение
Когда забился пульс еврейской жизни в Городце? Именно когда мы не могу сказать. Оказывается, евреи жили в Городце с самого начала. года основания, то есть с 1142 г. В начале 17 -й века городецкая еврейская община уже была достаточно многочисленной и значительный. В те годы в Городце уже было 8 еврейских кабаков. и общежития [8] . И в середине 17 го века мы находим большие склады, принадлежавшие еврею, Миссану (Ниссану?) Яцкевичу и Аврашке. [9] Понятно, что Городец был, в те дни центральный пункт раздачи и люди селились там, чтобы взять преимущество коммерческой деятельности. Таким образом, с 1799 г.0125-й век и далее городецкие евреи были довольно хорошо интегрированы, согласно понятия того времени. Это видно по бухгалтерскому учету. подушный налог, который платили городецкие евреи в 1673 г. Они дали 51 злотый. Это не было небольшая сумма в то время. [10]
Также из другого источника мы узнать о городецкой еврейской общине и о той роли, которую она сыграла в еврейском жизнь. Это видно из правил, обнародованных «Советом Четыре земли [11] в 1623 году. Одним из таких постановлений была выделена Городцу денежная сумма для отремонтировать свою синагогу. [12] Городец также включен в список городов. для которых Совет Четырех Земель разработал специальные правила, касающиеся бродячие солдаты. [13]
Согласно другим документам, городецкие евреи присоединились к Бриску, который сам был частью «Совет литовского народа», в состав которого входили Бриск, Гродно и Пинск.
Стоит отметить, что Еврейская хроника, описывая восстание Богдана Хмельницкого в 1648 г., никогда не упоминал Городец. Однако упоминается, что в Кобрине 200 евреев были убиты. [14] Возможно ли, что если бы Городец входил в состав Кобрина, то он избежал бы резни?
Как жили современные городецкие евреи? Насколько велика была современная еврейская община?
На эти 2 вопроса мы можем получить частичный ответ из старого польского документа. Из этого документа мы можем узнать, что городецкая община росла численностью и могуществом. Этот документ само по себе не вдохновляет. Это документ, иллюстрирующий беспомощность евреев и их трагическое положение даже в стране, где они были, как это были, национальная автономия.
Еврей всегда жил в страхе, и все это время он подвергался опасности изгнания и конфискация его имущества. Как евреи пережили ужасы в конце 17 века? Точно то, что вызвало темные и злые указы, не известен. То, что мы знаем, мы узнаем из старого польского документа, отчета судебное постановление о городецких евреях от 10 июля 1700 г. [15]
В нем рассказывается о польке, которая одолжила деньги нескольким городецким евреям. На каких условиях они заимствовали деньги не упоминались. Единственное, в чем мы можем быть уверены, так это в том, что они не погасить долг. Польский судья в Городце вынес решение против евреев. декретом было то, что все сообщество должно страдать. Все еврейское имущество должно быть конфисковывали даже то, что находилось за чертой Городца. И все евреи, молодые и старые, были изгнаны из Городца.
Действительно ли указ был приведен в исполнение в соответствии с буквой закона или его сделали менее суровым? Это не известен. Но несомненно, что протокол декрета был насыщен ненависть к евреям. Фраза «Ненадежные евреи» повторялась в протоколе много раз.
Из того же документа мы можем заключить, что Городец был тогда городом, поскольку именно так он описывался. Также имена 12 еврейских представителей могут быть подтверждены. Один из них является Миссан (Ниссан?) Харановиц. Стоит задуматься над этими странными именами так как это была не маленькая община. Относительно последующих лет знаний очень мало. В 1766 году, как мы знаем, было 254 еврея в Городец, довольно многочисленная для тех лет община. [16] Оказалось, что только что вырытый канал, благодаря которому Городец стал омолаживаться [17] повлияло и на еврейское население. Население почти удвоилось; в 1847 г. в Городце насчитывалось 422 еврейские души. [18] К сожалению, городецкая еврейская община не удержалась за свой прирост. Мы учимся у королевского по статистике 1860 г., в Городце было 295 евреев среди 700 неевреев. [19] Позднее, в 1878 г., община вновь увеличилась и в Городце насчитывалось 567 евреев среди 1264 жителей. [20] А в 1897 году еврейское население насчитывало 648 человек. 1761 нееврей. [21]
C. Политическая ситуация
Политическая сцена переживала различные революции и восстания. в В 1315-1341 годах литовский великий князь Гедимин завладел Полесьем. Позднее, в 1385 году, Литва объединилась с Польшей. А после этого, в 1495 г.
В 1793 г. Городец был передан России и включен в состав Белой России (Белоруссии). От этого время начала новой главы в истории Городца. Эта глава продолжалось до 1914 года, когда разразилась Первая мировая война и династия Романовых уже не имел никакого влияния на Городец.
Вряд ли наполеоновская война (1812 г.) не коснулась евреев Городца. Все, что мы знаем, это что были евреи на стороне французов и другие, которые были на стороне русских сторона.
Но у нас есть точные сведения о польском «повстанье», особенно о второе «повстанье» в 1863 году. Многие городецкие евреи перешли на сторону Польши. Они обеспечивали поляков едой, а также убежищами. Но, когда Еврей прячет поляка, стоит курица посреди петухов, а поляк не забывает кричать на своих еврейских спасителей, «Зшид Паркати, Здейм Чапки (Грязный еврей, сними шапку).
Российский режим свел счеты с еврейскими «спасителями», и одна из жертв была Девора, сестра Херша Лейба Сираты из Вигады, которая за этот грех была сослан в Сибирь.
Подавление польского восстания перевернуло и политическую ситуацию в Городце. Городец, с. окрестные села, такие как Родец, Воротеполье, Щелищевич, Ферехрешть и другие принадлежали польскому помещику Ворету. Русский режим конфисковал имущество евреев и продал его за небольшую сумму старику Штеру, купившему ее у Романовых. Городецкие евреи уплачивал «плацвех» (поземельный налог) Штеру, а затем его младшему сыну, которому Городец, Воротеполье и Палайе принадлежал.
При царском режиме городецкие евреи терпели все беды и гонения, которые придуманный для евреев. Также волна погромов, бушевавшая в России в течение Прошедшие 80 лет снова захлестнули городецкие евреи. В начале 80 лет была построена Полесская железная дорога от Жшавинке, под Пинском, через Городец. Русский режим вывел русских из сердца Россия построит эту железную дорогу. В Городце стояли некоторые из этих Русские, работавшие на линии. Воздух, которым обладал царский режим отравлен, был полон ненависти к евреям. Русским хулиганам оставалось только подождите удобного случая, и они побьют евреев.
Вот как это было. Однажды ночью 20 901 25 90 126 июля 1882 г. хулиганы напились и начали разбивание окон, избиение евреев и разорение еврейской общины. Это был чудо, что христиане не присоединились к ним. Урядник (капитан милиции) Шабнов вместе со Старшиной (городскими старостами) не допустить, чтобы погром усугубился. Также молодые городецкие евреи не были сидя со сложенными руками, и они сопротивлялись. [23]
Второй раз, летом 1906 г., когда русские хулиганы перестраивали железный мост, повторился погром. обрушился на головы иудеев, и нас охватил ужас.
D. Социальные улучшения
Мы уже видели, что Городец был раздаточным пунктом на маршруте. между Бриском и Пинском. Но большую роль стал играть после канала было выполнено. Канал, который позже получил название Днепровско-Бугский, раньше был называется Кралевский канал (канал любовника короля), в честь польского короля Августа Понятавский (1764-179 гг.)5), так как он был инициатором концепции.Этот канал был открыт большим парадом в 1784 году. В большой толпе был также польский король, Станислав Август Понятавский, специально приехавший в Городец, чтобы лично стать свидетелем событий. [24] Совершение было очень велико, и об этом много говорили и писали в то время.
Канал, заканчивавшийся здесь в Городце до 1841 г. [25] , влился в реку Моклхавец, близ Кобрина, посередине реки Пины от Пинска. Другими словами, этот канал соединял 2 великие реки, Днепр и Буг (впоследствии она называлась Днепро-Бугской канал). Благодаря этому каналу Черное море было соединено с Балтийским морем. Длина канала составила более 75 км.
Благодаря этому каналу можно было перевозить через Кобрин, Бриск, Варшаву и Данциг различные продукты, такие как зерно, виски, ячмень, свинина, свечи, ткань, человеческий волос, свиной волос, смола, древесина и керамика. [26] Благодаря этому движению Городец стал называться «Маленьким Данцигом», так как Городец превратился в место экспорта и импортный бизнес.
Читаем следующую статистику за 1860 г.: было загружено 23 корабля и 69 барж, перевозивших 29,315 пудов (1 пуд = 40 фунтов), стоимостью 104 438 руб. И в в том же году были загружены на экспорт 32 корабля и 9 барж, перевозивших 28 393 пудов на сумму 121 954 руб. [27]
Над каналом был примитивный мост, который открывался веревкой, когда «берлинец» ( деревянная лодка) или «Параход» (пароход), необходимый для прохождения.. Около 30-40 человек тянули веревку, пока мост не открылся. Толпы Путешественникам приходилось ждать несколько часов, пока мост не приходил в себя. вместе, прежде чем они смогли пересечься. В 1883 году был сделан высокий деревянный мост. достаточно, чтобы под ним мог пройти даже Параход.
Городец стал важным центром благодаря своему каналу, а русский режим сделал Городец еще и военный оплот. Примерно с 1876 года в Городец. Вначале была всего одна рота солдат (около 100 человек). человек), но после этого в Городце дислоцировалось всего 4 роты. солдаты ушли из Городца в 1888 г., но через 5 лет вернулись и оставались до 1896 г.
С началом Первой мировой войны Городецкий канал потерял свою полезность. Мы прекратили экспорт леса в Германию и по каналу больше не ходили торговые суда; это стало простой локальный поток.
Коммерческое значение Городца вернулось после строительства Полесской железной дороги (1882-1884). линия, шедшая за городом, также требовала железного моста через канал, поэтому в нескольких минутах от Городца была построена железнодорожная станция для встречи с каналом. Из-за важности канала местная железнодорожная станция называлась Днепро-Бугская. Спустя годы, под властью Польши, местные жители просили чтобы название станции совпадало с названием деревни, Городец.
Канал и железная дорога связывали Городец с внешним миром, а купцов с различными предприятия придут в Городц из-за его рынков. Вместе с здание вокзала, Городец также стал местом расположения центрального почта, откуда отправлялась почта в Антиполье и другие близлежащие села.
Городец значительно украсился, когда была построена дорога между Городцом и Антиполем (1908-1910). основные улицы села были заасфальтированы и расчищены от грязи.
К 1928 году Городец был связан с внешним миром по телефону. Единственный телефон был на почте из которого мы могли бы соединиться с другими городами.
За это время была построена автомобильная дорога между Кобрином и Антиполем (21 км) и проложен автобусный маршрут. установлен между Кобрином и Антиполем, проходя через Городец. [28] Это движение прочно связывало Городец с близлежащими городами и деревнями.
Е. Культура в Городце
Еврейские дети в Городце получали начальное еврейское образование в традиционный «хейдер» до 13-14 лет, когда они оставили хейдер. Большинство мальчиков продолжили обучение в своих синагогах. Только небольшой число уехало бы из Городца учиться в ешиву. И наоборот, юноши и Талмудисты приезжали в Городец из чужих городов и изучали Гемару. (Талмуд) в нашей синагоге.Иногда рав (учитель) будет учиться с несколькими молодыми людьми, готовыми к продвинутому обучению и готовятся быть «поским» (знатоками ветки Талмуда) и судьями.
Еврейские дети сами выучили русский язык. Очень немногие еврейские дети посещали «Шолу». (русская народная школа), имевшая одного учителя на более чем 100 иноверцев. дети. Кроме того, санитарные условия не подходили для еврейского ребенка.
Когда в Городец пришло просвещение, молодые люди в синагоге читали «запрещено и фальшивые книги, спрятанные под Гемарой. Некоторые из этих молодых людей, которые были испорченные этими украденными водами, никогда не возвращались. Они потеряли отца и мать и потеряли себя во внешнем мире в поисках «образования». Однако некоторые смогли противостоять притяжению просвещения. Только те, у кого сильный характер остался в городе, где они смогли удовлетворить их жажда образования и стать известными личностями. Один из них знаменитый и ученый доктор Исраэль Майкл Рабиновиц [29] который сам не вернулся в Городец. Однако его племянник Лейб (сын реб Джошуа Якоба), «заблудившийся» с ним, вернулся в Городец.
Когда хасидизм стал распространяться по еврейским поселениям, он тоже не обошел вниманием Городец. Городец стал хасидской крепостью династии Карлиннеров. Карлин, что недалеко из Городца, за короткое время нашел сердца карлиннеров. Много лет спустя, когда реб Моше из Кобрина начал распространять свою хасидскую учения, городецкие евреи стали ездить в Кобрин, чтобы быть рядом с реб Моше. После после его смерти они стали его последователями.
Нельзя сказать, что хасидский путь пришел в Городец без войн и споров. Противники хасидизм не был тихим, но острота аргументов была умеренной и не воспламенился, как в других городах и деревнях.
Еще одним движением, которое яростно боролось за то, чтобы укорениться в Городце, было сионистское движение. В начале, когда д-р Герцль вышел на еврейскую арену, там уже было несколько евреев в Городце, воспылавших идеей независимости. Понемногу эта идея захватила всю еврейскую общину. Благодаря Земле Израиля движение, несколько еврейских семей были спасены от кровавой руки, и они жили и помогали строить еврейское государство.
F. Между двумя мировыми войнами
На Городец евреям выпала участь выпить очень большую порцию из горькая чаша, хотя из-за канала Городец стал стратегически важный. Когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, русское правительство сосредоточил в Городце довольно большое войско, чтобы быть готовым к борьбе с бой с немцами.
Новые правители понемногу стали вводить немецкий язык в народную школу. Городецкие евреи, молодые и старые, начали учить немецкий язык и научились ладить с немецким «Орденом». Когда немцы потеряли деревню Городец лишилась гражданского правительства, и различные банды терроризировали ее днем и ночью. ночь. Наконец Городец был включен в состав нового Польского государства. Тогда ужас стал «узаконенным». Польский режим быстро посадил грабителей и убийц под ее покровительством.
Вскоре Городец снова был разрушен в войне между русскими и Поляки. Мы приготовились бежать, но деваться было уже некуда. Там было больше не было возможности уйти, и у евреев больше не было сил оставлять. Те немногие евреи, которые еще оставались в Городце, были старыми и дети. Евреи помоложе сразу же ушли в мирный Бёрск и начали бежать в Америку.
Наконец мир был заключен, и Городец стал частью Польши. Польский режим ввел суровые законы о расовой чистоте в отношении тех евреев, которые не были резидентами. Правда в том, это были злые декреты, специально направленные против евреев. Польский режим также принял закон об обязательном государственном образовании для каждого ребенка. еврей дети должны были посещать «павшехне» (польская народная школа) до полудня, и только после этого они могли утолить жажду еврейских занятий.
Польское правительство также ввело военную службу. Городецкие евреи были вовсе не в восторге об этом. Но многие юноши выполнили свой долг и пошли в армию. Некоторый из них даже отличились. Но что делать, когда возвращаешься домой после армии? услуга? За какой торговлей можно следить, когда польский режим закрыл все способы, которыми еврей мог зарабатывать на жизнь?
Дух начинает думать об эмиграции. Но куда идти, раз все двери закрыты? Два потоки иммиграции тянули их. Один к Эрец-Исраэль, а второй к Южная Америка в такие страны, как Аргентина, Бразилия, Куба и др. Городец постепенно освободился от евреев, и еврейский пульс медленно ослабел.
Так было до начала Второй мировой войны в 1939 году, когда Городец был оккупирован Красная армия. Теперь в деревне стала править советская власть. Подрывные идеи въехали на спинах писателей, чьи книги привезли русские солдаты, который обещал «полное искупление» не только духовное, но и физ. Врачи русской армии не были обременены солдатами, поэтому они жили очень хорошо в нашем городе. Но распускают слухи, что советская власть сослал нескольких городецких и что горецкой девушке пришлось отравиться.
Через короткое время Городец был захвачен немцами, и Городец оказался в объятиях гитлеровцев. Городецкие евреи были порабощены, замучены, убиты и заключены в гетто. Городецкие евреи не сдались, а взбунтовались, саботировали и бежали к партизанам в лесах, которые доставляли немцам немало хлопот.
Но Гитлер был сильнее. Он контролировал все и всех. Он разбил дома на землю и стерли память о кладбище. Могильные камни были взяты и использованы в качестве брусчатка для улиц.
Городец опустел от ее евреев. В старой еврейской деревне больше не было еврейского обаяния, больше не было слышались детские голоса, там больше не бились еврейские сердца. Тишина В воздухе чувствуется кладбищенская атмосфера, пропитанная кровью. Нет путник может остаться там из-за грусти, которая витает в воздухе. Даже необычайно выживший еврей Давид Волинец не может оставаться там дольше чем 2 дня. Каждый шаг напоминает ему о мученике, каждый шаг связан с воспоминания о счастливом прошлом, которого уже нет. [30]
Городец снова стал русским в 1943 году. Она тоже стала еврейкой? Там живут евреи? Делает ли Там есть еврейская жизнь?
Насколько нам известно, сейчас там не живут евреи. Это была еврейская деревня, а теперь ее нет. Пусть ее имя будет золотыми буквами вписано в историю еврейского мученичества!
| |
Дом Аарона Итче Лейзера (около 200 лет) [с 1949 года прошло еще 60 лет] Это нарисовал Исраэль Зусман |
Ссылки и примечания переводчика
- Бабровский П.
, «Российские географические и статистические материалы», Гродненская губ., т. 2, стр. 922, 1953. Петербург, 1863. Возврат
- Славарь, «Российская Империя», том 1, стр. 668. Возврат
- Vislok, Записи города Пружаны, стр. 54, Варшава, 1931. Возврат
- Пинская еврейская община в последние 50 лет XVI века насчитывала около 300 душ. Гродненская еврейская община в то же время насчитывала 600 душ. А в Бриске (Брест) тогда было 85 еврейских семей. (См. «Тысяча лет Пинска», стр. 32). Тем не менее, в 1795 году в Бриске было около 1000 еврейских душ и 481 дом. Возврат
- И. А. Шульроф, «Антиполя, ее имя и ее история», Юбилейная книга Общества помощи Антиполя, Чикаго, 1934. Возврат
- Идиш-русская энциклопедия, т. 7, стр. 326, а также в т. 9, стр. 526. Возврат
- Бабровский, т. 2, стр. 1053. Возврат
- Резести и Надписи, т. 1, стр. 237, Петербург, 1910. Возврат
- Идиш-русская энциклопедия, том 5 и 6, стр. 707-8. Возврат
- Кобрин дал тогда на 139 злотых больше, чем Городец.
См. ссылку 8, том 2, стр. 48. Возврат
- «Совет четырех земель» — полуавтономное учреждение еврейского самоуправления, созданное польской короной в середине XVI века. Он зародился на встречах лидеров бизнеса и раввинов на ежегодных ярмарках. В него входили «еврейские» губернии Познань, Краков, Львов и Волынь. Возврат
- Записи Совета Четырех Земель, стр. 116. Возврат
- Там же, стр. 18. Возврат
- См. «Книгу Плача» в Библии. Возврат
- См. «Записи Виленской общины». т. 29, стр. 267-270, Вильно, 1902. Возврат
- Идиш-русская энциклопедия, том 5-6, стр. 707-8. Возврат
- См. главу «Движения за улучшение общества». Вернуть
- Идиш-русская энциклопедия, том 9, стр. 575. Возврат
- См. ссылку 2. Возврат
- Славник, «Польская география и статистика», т. 3, стр. 133, Варшава, 1882 г. Возврат
- См. ссылку 18. Возврат
- Vislok, «Записи города Пружаны», стр. 71, Варшава, 1931.
Возврат
- Залман Каменецкий в «Гамелице», № 29, 1882 г. Также в близлежащем селе Дрогицын помещики устроили погром. (См. «Гамелиц», выпуск 40, 1882 г.). Возврат
- См. ссылку 7. Возврат
- Рабочие восстановили антипольского еврея Янкеля Шмулевича. (См. д-р Рафаэль Маллер, «Евреи Польши», том 1, стр. 366, Нью-Йорк, 1946 г.) Возврат 90 004
- Славарь, «Российская Империя», том 1, стр. 76-77. Возврат
- Там же, стр. 668. Возврат
- Шаммай Равинский был концессионером автобусной линии между Городцом и Кобрином. Возврат
- См. статью A. Ben-Ezra, Dr. Исраэль Майкл Рабиновиц. Возврат
- Письмо Дэвида Волинца. Возврат
Благодарности
Люсьена Харриса из Иерусалима, любезно одолжившего мне свой экземпляр книги Вайнрайха. Идиш-английский словарь, когда я начал переводить эту книгу yizkor. Ида Селеван Шварц и Роман Туровский, которые помогли мне разобраться в непонятном Идиш/русские выражения.
[Страница 10]
Когда-то был. . . . . . . . . . .
Поэма Исраэля Суссмана
Перевод Евгения Сукова
Посвящается памяти местечка моего рождения Городец
Примечание переводчика: В оригинальном идише схема рифмовки для каждого 4-строчного стиха. было а-б-а-б. Я не пытался воспроизвести эту схему рифмовки в английском переводе.
Жил-был местечко маленькое,
Городец так и назывался.
И что с ним случилось
Это секрет, известный всем и каждому.Ни слова в истории не написано
О своих людях, светских или наблюдательных.
А из домов и кривых переулков
Остался только след.Теперь я помню, как я ходил в хедер,
год. Где летом и зимой был мой дом,
И где «Старик Отправитель» постоянно учил
Алеф байс с кнутом.В холодные зимние ночи
Мы пошли бы вместе из хедера
Завернутый в пальто
С фонарем в руках.![]()
[Страница 11]
Меня учили многие учителя
В комнатах с большим количеством детей.
Но в моей памяти вписано
Это мелодия Шимона Айзекса, когда он пел из Библии.Идет снег и мороз
И сразу все замерло,
Птицы остаются в своем гнезде
И дети скользят по замерзшей реке.Кто не думает о холоде шуль
С мацой на стене
Изгнать старых призраков
Невидимой рукой.Учебный зал на своей улице,
И маленький хасидский синагога на рынке.
Раньше мы злились на алию, которую неправильно дали
Но мы все равно будем наслаждаться обслуживанием.Где вы сейчас, антихасиды и хасиды?
Еврейские ученые и рассказчики,
Евреи работают и трудятся,
Евреи обычные и евреи замечательные?Где находится гостевой дом Р. Ицика
Где каждый усталый путник
Нашел бы дом
Чтобы он мог дать отдых своим ногам?Где прекрасное присутствие рава Р.
Хаима,
С его хорошими качествами в его скромной жизни?
Спелый плод Р. Арье стал старым, 90 138 Его душа освободилась от бед и страданий.
[Страница 12]
Где Хаим Ниссан и Нафтали, врач,
Ашер Дэвид, ритуальный мясник, а также кузнец, 90 138 И Шимон Айзекс ревет грустную песню,
А пожарная команда тушит пожар?Где пионерские дети
С мужеством в сердце и плугом в руках
Кто так быстро все подготовил
Путешествовать и возвращать нашу землю?Где портные, сапожники и возницы?
Где Большой Моше в магазине Карлински?
Еврейских магазинов в Городце уже нет,
Все вытерто с черной улицы.А вы помните пятницы летом?
Река Городец назовет нас
И еврейские женщины и мужчины радостно купались
В честь Шаббата.На речных волнах
Изредка заплывал из Пинска
Пароход, а также гребные лодки
С важными купцами, аж из Минска.![]()
Тихо бы там жизнь текла,
Тихо, как воды в реке.
Каждый бы к чему-то стремился,
Будь то дети или богатство.
[Страница 13]
Сатана не завидовал
Наша мирная жизнь и улицы?
Разве он не прял и не изобретал
Партнерство с Ангелом Смерти?Бунд был запрещен и заперт, 90 138 И сразу городец захлестнула беда.
Из десяти мер горя и тоски
Всего она выпила девять.Сатана сказал Ангелу Смерти,
«В серьезной Польше повеселитесь.
Спустись туда и возьми хлыст
И дай им там жизнь, которая называется Германией.Этим хлыстом сломать все конечности
Из этого трудного народа еврей.
А кто слаб и плачет
Еще сильнее ты ударишь его.Каждый еврей пошел на бойню
С немыми сердцами, подавленными и скорбящими.
Вечером заходит солнце,
Лицо красное и стыдное.В настроении, как в Йом Кипур 90 138 Из их недр возникла молитва,
«Ах, Бог Авраама и Сарры.![]()
Почему из всех грешников во всех мирах
Ты избрал нас жертвой за грех?
[Страница 14]
Мы забываем небо, солнце и землю.
Мы выкуем меч,
Меч ненависти из железа и стали,
Как когда-то Маккабис.Мы «уничтожим память Амалика из-под небес»
И тогда мы выпьем за всех льхаим.Жил-был местечко маленькое,
Городец так и назывался.
И что с ним случилось
Это секрет, который знают все.
Заключительный комментарий поэта:
Среди скорбящих скорбных и сгорбленных
Как скорбящий в течение 30 дней траура, 90 138 Стенд I, со слезами на глазах,
И читай Кадиш за убитых Святых.
|
