Как проверить катализатор


Как проверить катализатор на забитость не снимая в домашних условиях

В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.

Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.

С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.

Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.

Устройство катализатора и его неисправности

Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого помещены специальные бобины.

Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.

Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.

Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.

Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.

Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.

Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.

Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.

Забивание сот

Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.

Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сот, приводя к их забиванию.

Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.

Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.

В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.

Оплавление сот

Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.

Исчерпан ресурс катализатора

Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.

Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Признаки неисправностей

Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.

Самый первый признак

Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.

Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.

Второй признак

Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.

Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.

И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.

Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.

Шумы

Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.

Косвенный признак

Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.

Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.

Способы проверки

Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.

Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.

Проверка без снятия

Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.

Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.

Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.

На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.

Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.

Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.

Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.

Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.

Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.

Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.

На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.

Самостоятельная проверка на противодавление

Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.

Итак, нам понадобится наличие манометра, причем нужен точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс/см2. Также потребуется штуцер и длинная резиновая трубка.

Имея все это, можно приступать к замерам:

  1. Автомобиль ставим на смотровую яму и обездвиживаем.
  2. Находясь под авто выкручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
  3. Вкручиваем на его место датчика штуцер. Важно заранее подобрать штуцер, по размерам соответствующий отверстию.
  4. На штуцер надеваем подготовленную резиновую трубку. Сразу необходимо закрепить соединение хомутом.
  5. К другому концу трубки подсоединяем штуцер и тоже закрепляем хомутом.
  6. Просим помощника завести двигатель и установить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Check engine», но внимание на него не обращаем.
  7. После помощник должен довести обороты до 3000 и удерживать их на протяжении 5-7 секунд, затем снова повышаются обороты – уже до 5000 и тоже удерживаются.
  8. В это время манометром снимаются показания давления на входе в катализатор при всех режимах работы мотора.

    Если катализатор не забит или не оплавлен, то показания манометра даже на 5000 об/мин не должны превышать 0,35 кгс/см. куб. И то — это значение больше подходит для авто, в которых силовая установка подвергалась доработка в ходе тюнинга. Для «стоковых» моторов нормальными будут и показания манометра до 0,5 кгс/см. куб.

  9. Такой способ можно делать и самому, заведя трубку с манометром в салон. Чтобы более точно произвести замеры, лучше их делать во время движения. То есть, авто выгоняется на трассу, двигается надо на всех режимах, а с манометра в это время снимаются показания.

Проверка со снятием

Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.

Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.

Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.

Неотъемлемой частью катализатора является датчик кислорода, который тоже требует дополнительной диагностики — подробнее читайте как проверить лямбда зонд.

Способы решения проблемы

Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.

Вариантов устранить неисправность несколько:

  • Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
  • Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
  • Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
  • Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.

    Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.

Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.

Как проверить катализатор на забитость, не снимая его с автомобиля?

Главная > Неисправности автомобильного катализатора: признаки, причины и способы ремонта

Выход из строя устройства, обеспечивающего снижение уровня токсичности выхлопных газов, часто приводит к ухудшению технических характеристик и полному отказу двигателя. Как проверить катализатор и каковы признаки неисправности этого устройства? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в особенностях его конструкции и принципе действия. Это позволит понять причины его отказа.

Легковые и коммерческие автомобили, которые производятся или реализуются в нашей стране, должны отвечать действующим экологическим нормативам. Для снижения токсичности на них устанавливаются каталитические конвекторы. Первые признаки забитого катализатора обычно появляются при пробеге, превышающем 100 тыс. км и обусловлены они часто использованием некачественного топлива и износом двигателя. Такой ресурс имеют большинство современных устройств для снижения токсичности выхлопа.

Для того чтобы узнать стоит ли катализатор на авто достаточно осмотреть выхлопную систему на подъемнике или на яме. Устройство снижения токсичности обычно устанавливается сразу за выпускным коллектором, а на выходе после него устанавливается датчик свободного кислорода. На последних моделях лямбда-зонд монтируется еще и на входе.

Конструкция каталитического нейтрализатора

Оборудование для снижения токсичности устанавливается в выпускном коллекторе под днищем автомобиля перед резонатором. Для того чтобы понят как проверить катализатор на машине необходимо иметь представление о его конструкции, которая может быть двух- или трехкомпонентной:

  • Корпус, изготовленный из стального листа, на некоторых моделях используется нержавейка.
  • Термостойкая прокладка, предохраняющая внешнюю оболочку от перегрева.
  • Керамический пористый несущий материал. Для увеличения эффективной площади он имеет сотовую структуру.

 

Для понимания особенностей устройства катализатора достаточно взглянуть на фото в разрезе. Керамический наполнитель имеет продольные каналы, на стенках которых напыляется активное вещество: платина или палладий. Для удешевления устройства на ряде моделей вместо дорогих металлов редкоземельных групп используется золото.

В некоторых случаях вместо керамики применяются металлические нейтрализаторы, которые работают без расхода активного вещества. На автомобилях, отвечающих требованиям EURO-IV и EURO-V устройства снижения токсичности, размещаются по возможности ближе к отверстиям для выпуска отработанных газов из цилиндров. В некоторых случаях они фактически встраиваются в выпускной коллектор, где температура выхлопных газов – максимальная.

Принцип действия

В зависимости от используемого активного вещества устройства могут быть восстанавливающими и окислительными. В последнем случае на керамические соты наносится небольшое количество палладия или платины, которые обеспечивают запуск целого каскада химических реакций:

  • Двуокись азота разлагается на азот и кислород.
  • Далее происходит доокисление остатков углеводородов с образованием воды и углекислого газа.
  • При высоких температурах происходит восстановительно-окислительная реакция оксидов азота и углерода с выделением азота и углекислого газа.
  • Окисление угарного газа до сравнительно безопасной двуокиси углерода.

 

Содержание остаточного кислорода в газовом потоке, проходящем через катализатор, контролируется лямбда-зондами. В зависимости от экологического класса автомобиля они устанавливаются на выходе, а на последних моделях еще и на входе.

Как узнать, что катализатор вышел из строя, исходя из описанных принципов его работы? При любых неисправностях этого устройства повышается токсичность выхлопных газов. Проверить это можно с помощью газоанализатора.

Сотовая структура каталитического нейтрализатора с множеством каналов малого сечения, крайне чувствительна к качеству топлива и техническому состоянию двигателя. В связи с этим возникает вопрос, как проверить катализатор на забитость? При длительной эксплуатации часть каналов закупоривается отложениями и сажей, что существенно увеличивает сопротивление устройства и является причиной падения мощности.

Основные причины выхода из строя

При работе двигателя топливовоздушная смесь сгорает в цилиндрах и при каждом цикле выхлопа в выпускной коллектор выбрасывается отработанные газы. Продукты горения имеют высокую температуру (700-800 °C и выше) и содержат частички моторного масла, используемого для смазки цилиндропоршневой группы. Соединения тяжелых углеводородов осаживаются на стенках сотовых каналов и уменьшают их просвет.

Возникает проблема, как понять, что катализатор забит и почему происходит его засорение? Это происходит в силу нескольких причин:

  • Механическое разрушение керамического сотового наполнителя вследствие ударов по корпусу.
  • Частички несгоревшего топлива догорают в катализаторе и образуют на стенках отложения, уменьшающие просвет.
  • Частички моторного масла с потоком отработанных газов попадают в выхлопной коллектор и далее в нейтрализатор из-за чего закупориваются поры.

 

Часто у автовладельцев возникает проблема, как проверить катализатор на Солярисе и какие причины привели к его некорректной работе. На автомобилях этой модели устанавливаются стандартные керамические нейтрализаторы. Использование некачественного топлива, а также неквалифицированное обслуживание приводит к его неисправности.

В автосервисы часто обращаются водители, как проверить катализатор на Киа Рио 3 и почему он преждевременно вышел из строя? Автомобили этого семейства относятся к бюджетному классу и комплектуются стандартными устройствами снижения токсичности выхлопных газов. Последние крайне чувствительны к механическим воздействиям и часто разрушаются из-за ударов о дорожные неровности. Виной всему неудачное расположение и малый дорожный просвет.

Признаки неисправностей

При длительной и интенсивной эксплуатации автомобиля происходит естественный износ и деградация узлов и агрегатов. Соответственно эффективность устройств снижения токсичности падает, и появляются следующие признаки забитого катализатора выхлопных газов:

  • Заметное падение мощности двигателя.
  • Проблемы с запуском.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Нестабильная работа силового агрегата в разных режимах.

 

Названные признаки умирающего катализатора свидетельствуют о его неисправности и скором выходе из строя. Сколько продлиться этот процесс, определить сложно. Сложность состоит в том, что с некоторого момента он начинает развиваться лавинообразно. Резко возрастает его сопротивление, что делает невозможным запуск двигателя.

Если забит катализатор и признаки неисправности проявляются все сильнее, не следует затягивать с ремонтом. В критический момент давления выхлопных газов будет недостаточно для проталкивания их через пористую структуру. Это приведет к тому, что силовой агрегат начнет работать с перебоями или банально заглохнет.

Автовладельцы часто спрашивают: как узнать, что забит катализатор или как узнать выбит катализатор или нет? Существуют разные способы определения неисправностей катализатора, которые используются мастерами. Среднестатистический водитель, имеющий только самые общие представления об этом устройстве, может неправильно оценить состояние нейтрализатора по внешним признакам.

Дело в том, что аналогичным образом могут проявляться и другие неисправности двигателя. Соответственно поверхностных знаний о том, как определить забитый катализатор недостаточно. Необходимо иметь опыт для правильной интерпретации симптомов поломки. Ошибки при определении причин отказа того или иного устройства, приводят к лишним расходам на приобретение ненужных запчастей и выполнение лишних ремонтных работ.

Методы диагностики каталитического нейтрализатора

Автовладельцы стремятся уменьшить затраты на эксплуатацию автомобиля. Задача, как проверить катализатор на забитость, не снимая решается как раз для того, чтобы максимально сэкономить на диагностике и возможном ремонте. Существуют разные методы определения неисправностей нейтрализатора:

  • С использованием газоанализатора.
  • Проверкой на противодавление.
  • С применением специального автосканера ELM
  • С помощью эндоскопа.

 

Все перечисленные способы диагностики катализатора не требуют его демонтажа с автомобиля, но проводятся с использованием специального оборудования. Для проведения проверки нужно обратиться в специализированный автосервис, где имеются и необходимые приборы, и специалисты.

Кустарные методы диагностики катализатора своими руками обычно дают неоднозначные результаты. Автовладельцы часто неправильно оценивают те или иные признаки неисправностей двигателя или выхлопной системы. Отказ одним систем часто воспринимается как выход из строя другого оборудования.

Лучший и самый точный метод проверка катализатора Киа Рио 3 или автомобиля любой другой модели подразумевает его демонтаж и осмотр. У этого вида диагностики есть один недостаток – высокая трудоемкость. Самостоятельно снять устройство без специального оборудования не удастся, придется обращаться в автосервис. Соответственно сэкономить не получится.

Проверка газоанализатором

Современное диагностическое оборудование имеется только в специализированных автотехцентрах, которые располагаются в крупных городах. Как понять, что катализатор вышел из строя с использованием газоанализатора? Диагностика выхлопной системы газоанализатором выполняется в такой последовательности:

  1. Автомобиль устанавливается на опорах, что обеспечивает свободное вращение колес.
  2. На выхлопную трубу (или на обе) надеваются шланги, по которым отработанные газы подаются.
  3. Запускается двигатель и прогревается до рабочей температуры.
  4. После этого определяется химический состав отработанных газов.

 

При проведении проверки важно знать, какая должна быть температура катализатора и нормы содержания угарного газа и окисей азота. В случае если прибор показывает превышение установленных показателей, это говорит о неисправности системы снижения токсичности. Полученные данные также позволяют с достаточной точностью оценить состояние и остаточный ресурс оборудования.

При рабочей нормальной температуре катализатора газоанализатор выдает данные о содержании токсичных газов, которая не должна превышать установленных значений. Подобная проверка может проводиться регулярно в ходе планового техобслуживания. Сравнение результатов тестирования позволит определить момент, когда потребуется замена каталитического конвертора на автомобиле.

Проверка на противодавление

Данный метод не предполагает использование диагностических приборов, но для его применения потребуются некоторые приспособления. Измерения противодавления катализатора осуществляются с помощью обычного манометра, который подсоединяется вместо управляющего кислородного датчика. Он устанавливается на современных моделях, отвечающих экологическим норма Евро-4 и выше.

Если забит катализатор, то при определенных оборотах двигателя давление в выпускном коллекторе резко повышается. Это указывает на большое сопротивление его сотовой структуры, возникающее из-за уменьшения просвета каналов.

Проверка на противодавление в выхлопной системе невозможна на машинах, где установлен только один лямбда-зонд (диагностический) на выходе катализатора. Конечно, принципиально применение такого метода возможно, но крайне сложно. Нужно высверлить отверстие на входе устройства и приварить штуцер с резьбой. Кроме того, потребуется изготовить переходник, обеспечивающий охлаждение выхлопных газов.

Можно также использовать специальный манометр для проверки катализатора, но в этом случае процедура сильно усложняется. Тем более что обеспечить герметичность приваренного штуцера не всегда удается. Металл коллектора сильно нагревается и в местах сварных швов и в прилегающих зонах возможно растрескивание и утечка выхлопных газов.

Применение автомобильного сканера ELM327

Еще один метод диагностики выхлопной системы без демонтажа устройства снижения токсичности выхлопа. Проверка катализатора с помощью ELM327 не требует специальных знаний и опыта. Для ее проведения потребуется мотор-тестер с установленным программным обеспечением.

Как проверить катализатор ELM327 и что для этого потребуется? Порядок действий следующий:

  • Необходимо подключить автосканер к диагностическому разъему вашего автомобиля.
  • Включить зажигание и установить соединение с процессором.
  • Запустите нужную диагностическую программу и дождитесь результата.

 

Разобравшись, как проверить катализатор с помощью ELM327 следующим шагом необходимо правильно оценить результаты тестов. Нас интересуют данные с лямбда-зонда, значительные отклонения от номинальных показателей, указывают на неисправность устройства уменьшающего токсичность выхлопа.

При проверке учитывается температура катализатора, на холодном устройстве показатели токсичности могут превышать установленные. Соответственно по мере ее повышения они будут снижаться, во внимание принимаются данные о содержании вредных веществ в рабочем режиме двигателя.

Проверка эндоскопом

В некоторых случаях доступ к нейтрализатору крайне ограничен или для его демонтажа придется снять некоторые элементы выхлопной системы. Как в таких условиях узнать вырезан ли катализатор на машине или как оценить его состояние. На помощь приходит эндоскоп: кабель с миниатюрной камерой и экраном для просмотра изображения.

Процедура проверки катализатора эндоскопом занимает немного времени и выполняется следующим образом:

  • Выкручивается датчик лямбда-зонда из штуцера.
  • В отверстие вводит камера и включается подсветка.
  • Специалист производит осмотр полости и делает заключение.

 

Как узнать, забит катализатор или нет с помощью эндоскопа и как понять требуется ли его замена или ремонт? Изображение на экране прибора позволяет понять, насколько сильно уменьшился просвет сотовых каналов из-за отложений и оценить уровень их разрушения. При значительных повреждениях следует задуматься о способах устранения проблемы.

Найти фото как выглядит забитый катализатор изнутри можно в сети на профильных форумах. Достаточно сравнить эти изображения с картинкой на экране для того, чтобы понять степень повреждений и принять решение о его замене или методах восстановления.

Демонтаж и осмотр

Самый точный метод диагностики любого узла или механизма заключается в его снятии с автомобиля и последующей дефектации. При появлении серьезных признаков неисправности катализатора автомобиля владелец может самостоятельно его демонтировать при наличии смотровой ямы и набора простых слесарных инструментов. При снятии фильтра необходимо соблюдать ряд предосторожностей:

  • Нейтрализатор сильно разогревается и надо дождаться, чтобы он остыл.
  • Уплотнительные прокладки в местах соединений подлежат замене.
  • При откручивании болтовых соединений их необходимо предварительно очистить и обработать жидкостями типа WD-40.
  • В случае если крепеж раскрутить не удается, он разрезается и заменяется новым.

Этот метод позволяет узнать вырезан ли катализатор на машине или сотовый наполнитель находится на месте. При осмотре устройства во входной или выходной патрубок направляется свет от мощного источника. Чем больше сотовых каналов забито или разрушено, тем сильнее упадет яркость подсветки. Это метод позволяет с высокой точностью проверить состояние катализатора и принять решение о его замене или восстановлении.

Способы ремонта

Оригинальные запчасти на российские, и особенно на иностранные машины стоят очень дорого и автовладельцы вынуждены экономить. Если по результатам диагностики удалось точно понять, что забит катализатор необходимо принимать решение о том, что с ним делать дальше. Существует несколько методов устранения этой проблемы:

  • Чистка, точнее промывка и использование специальных растворов.
  • Замена поврежденного устройства оригинальным.
  • Установка универсального катализатора или пламегасителя.

 

Самый простой метод решения проблемы, если сильно забился катализатор – это удаление сотового наполнителя. Этот материал на самом деле очень хрупкий и легко разрушается с помощью подручных средств. После удаления его из корпуса звук выхлопа меняется, и становиться громче.

Другой вопрос, когда катализатор прогорел, что делать? Часто автовладельцы, не имея средств на новое устройство, обращаются к сварщику, который просто заваривает свищ или накладывает заплату. Это временное решение: в прилегающей ко шву зоне возникают дополнительные напряжения, и металл быстро разрушается.

Чистка

Если не слишком сильно забит катализатор и не произошло оплавление или механической разрушение сотовой структуры имеет смысл попробовать его промыть. Для этого потребуется сильный органический растворитель, который не оказывает воздействия на металл корпуса. Работы выполняются в таком порядке:

  • Устройство устанавливается вертикально, а выходное отверстие закупоривается заглушкой.
  • Через входной патрубок вливается потребное количество растворителя и оставляется на какое-то время.
  • Затем жидкость сливается, и нейтрализатор продувается сжатым воздухом от компрессора.

Смотрим на просвет, как выглядит катализатор внутри и насколько забиты каналы сотовых наполнителей. Если чистка удалась устройство, устанавливает на автомобиль для дальнейшего использования. Это позволяет сэкономить значительные средства на приобретение оригинальных запасных частей.

Замена с использованием оригинальных комплектующих

Это самый затратный способ ремонта, поскольку цены на такие запчасти очень высокие независимо от марки машины. Конечно, в ряде случаев удается заменить неисправный катализатор по гарантии, но сделать это очень непросто. Автопроизводители и официальные дилеры крайне неохотно соглашаются на такой ремонт, кроме того, не всегда удается доказать заводской брак.

В этом случае недостаточно фото забитого катализатора, представители фирмы производителя будут настаивать на нарушении условий эксплуатации автомобиля или использовании некачественного топлива. Опровергнуть их доводы крайне сложно, а обращение в суд редко дает положительный для автовладельца результат.

Установка универсального катализатора

На рынке запчастей для выхлопной системы помимо оригинальных присутствуют комплектующие упрощенных конструкций. Если у вашего автомобиля забился катализатор, и вы не знаете, что делать есть смысл присмотреться к универсальным нейтрализаторам. В некоторых случаях они нуждаются в подгонке по месту.

Если не удалось найти устройство нужного размера, и вы не хотите просто пробить катализатор можно аккуратно разрезать корпус и вместо, керамического установить металлический. В случае сильного повреждения оболочки есть возможность заказать ее изготовление в профильном автосервисе. При этом такой ремонт будет стоить меньше покупки и установки оригинального нейтрализатора.

Замена катализатора пламегасителем

Тем, кто не особо обращает внимание на экологические показатели автомобиля подойдет еще одно техническое. В случае если прогорел катализатор его можно заменить подходящим по типоразмеру пламегасителем. Это устройство можно приобрести в специализированном сервисе или заказать его изготовление.

Если забит катализатор и машина ведет себя нестабильно, то при установке пламегасителя необходимо дополнительно сделать перепрошивку ЭБУ. В таком случае программными методами изменяются данные о работе лямбда-зонда, установленного на выходе. Параллельно с пламегасителем могут устанавливаться эмуляторы, которые имитируют работу устройства снижения токсичности и обеспечивают необходимый сигнал с датчиков.

Заключение

По данным автопроизводителей и экспертов ресурс катализатора составляет не менее 100 тыс. км пробега при условии правильной эксплуатации. На практике это значение может изменяться в очень широких пределах. Понимая, как ведет себя машина, если забит катализатор, автовладелец может принять меры по устранению проблемы на ранних стадиях. Диагностика устройства может производиться и без его демонтажа, промывка при сравнительно небольшом загрязнении позволяет на какое-то время решить проблему.

Если же вы не знаете, как проверить состояние катализатора в автомобиле обращайтесь в специализированный автосервис. В современных мастерских есть соответствующее оборудование автосканеры, газоанализаторы или эндоскопы. По результатам диагностики вам может быть предложена замена нейтрализатора оригинальным или универсальным.

Если же проверка катализатора полную его непригодность для дальнейшего использования и у вас нет денег на фирменные запчасти, есть смысл поставить пламегаситель. Это ухудшит показатели токсичности выхлопа, но на динамических характеристиках машины никак не скажется.

Acura

BMW

Сhevrolet

Citroen

Ford

Hyundai

Jeep

Land Rover

Mazda

Mitsubishi

Opel

Porsche

SAAB

Skoda

Suzuki

Volkswagen

Audi

Cadillac

Chrysler

Dodge

Honda

Infiniti

Kia

Lexus

Mercedes

Nissan

Peugeot

Renault

Seat

Subaru

Toyota

Volvo

Катализатор изношен? Вот как узнать наверняка.

Они поглощают вредные газы, образующиеся в результате процесса горения, и превращают их в менее вредные газы посредством химических реакций, прежде чем выпустить их в атмосферу. Но изношенный каталитический нейтрализатор вызывает больше проблем, чем просто увеличение выбросов — он влияет на производительность, иногда вплоть до невозможности запуска. Хотя обычно это надежные детали с длительным сроком службы, они не являются безошибочными, и знание различных диагностических процедур может помочь вам разобраться в сути вещей.

Пониженное (обратное) давление

Общие признаки отказа включают потерю мощности как на холостом ходу, так и при ускорении. Это связано с тем, что «кошки» обычно выходят из строя при засорении. Поскольку они находятся на одной линии с выхлопной системой, забитый катализатор будет препятствовать необходимому потоку воздуха через систему на всем пути обратно к сгоранию и нарушит правильное соотношение воздух-топливо. Это, в свою очередь, снижает эффективность использования топлива, поэтому вы заметите уменьшение расхода топлива. Вы также можете заметить запах тухлых яиц, исходящий от загрязненного внутреннего химического механизма, который подвергся воздействию слишком большого количества несгоревшего топлива или перепущенного масла или охлаждающей жидкости. Звук дребезжания внутри каталитического нейтрализатора, когда его встряхивают, также является довольно прямым признаком неисправности.

Должен быть другой способ

Самый простой тест, требующий наименьшего количества специальных инструментов, — просто снять кислородный датчик или ослабить соединение выхлопной трубы с наветренной стороны каталитического нейтрализатора. Если вы ненадолго запустите двигатель с отсоединенными (датчик кислорода) или ослабленными (трубка) и состояние улучшится, вы, вероятно, ищете плохого кота. Когда вы разрешаете эти дополнительные проходы воздуха, вы обеспечиваете другой путь для воздуха и выхлопа, а не для кошки. Просто обратите внимание, что во многих местах незаконно запускать двигатель, который обходит катушку и выбрасывает воздух прямо в атмосферу, даже на минуту.

Слишком горячо

Чтобы проверить больше наверху и вверху, вам понадобится инфракрасный термометр. Запустите двигатель, пока он не достигнет нормальной рабочей температуры, около 10 минут. Затем наведите термометр на верхний конец кота (не прикасайтесь к нему, он горячий!) и нижний конец кота и отметьте разницу в температуре. Если есть большое несоответствие, где сторона двигателя значительно теплее, это указывает на то, что газы не проходят.

Существование в вакууме

Наконец, вы можете использовать вакуумметр. Поместите его на прямую всасывающую вакуумную линию (например, от усилителя тормозов). Убедитесь, что автомобиль стоит на стоянке с включенным стояночным тормозом, и попросите друга довести обороты до 2500–3000 об/мин и удерживать его на этом уровне, пока вы смотрите на датчик. На обычном холостом ходу вы должны увидеть вакуумметрическое давление 16–21. Когда обороты растут, разрежение должно падать, но через несколько секунд снова восстанавливается. Если он остается низким или очень медленно возвращается, это указывает на противодавление.

Даже если вы диагностировали неисправность каталитического нейтрализатора, важно изучить возможные основные причины неисправности. Обычно это богатая смесь, пробитая прокладка головки блока цилиндров или что-то, что допустило попадание масла или охлаждающей жидкости в систему. Обязательно решите и эту основную проблему, иначе позже вы настроите себя на еще один плохой кошачий диагноз.

Ознакомьтесь со всеми деталями выхлопной системы, доступными в NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания NAPA AutoCare для планового технического обслуживания и ремонта. Для получения дополнительной информации о том, как диагностировать изношенный каталитический нейтрализатор, поговорите со знающим экспертом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.

Фотографии предоставлены Блэр Лэмп.

Категории

Ноу-хау

Теги

каталитический нейтрализатор, диагностические инструменты, выбросы, система выбросов, выхлоп, выхлопная система

Блэр Лэмп — профессиональный механик из Нью-Йорка, блоггер, театральный техник и спичрайтер. В свободное от работы время она любит ходить в походы, куда бы ни несли ее ботинки, скалолазание, экспериментальный театр, хрустящее розовое вино и изливать любовь на своем грузовике Sierra 2001 года.

Как проверить автомобильный каталитический нейтрализатор

Проверка каталитического нейтрализатора на вашем автомобиле — это простая работа, которая является частью система выбросов, которая предназначена для устранения остаточных загрязнений воздуха от процесса внутреннего сгорания двигателя. Эти загрязняющие вещества, такие как оксиды азота (Nox), углеводороды (HC) и окись углерода (CO) сокращаются до чрезвычайно низкого уровня. уровни, поскольку они проходят через внутренние соты блоков, покрытые тонким слой каталитического материала. Более новые версии будут иметь более одной камеры для усиления очищающий эффект и уменьшение попадания вредных загрязняющих газов в атмосферу и озоновый слой.

Этот «кот», как его иногда называют, имеет широкий диапазон температурных операций. который начинает работать, когда достигает температуры от 200°F (98°C) до 400°F (204°C). От там его нормальная рабочая температура может превышать 500°F (260°C). Выше чем выше температура, тем лучше результат удаления загрязняющих веществ, если ваш автомобиль готовы к тестированию смога, лучше запустить двигатель и выхлопную систему в горячем состоянии перед доставить машину в испытательный центр. Новый преобразователь может помочь снизить содержание углеводородов (HC) и дайте изношенному двигателю пройти испытание.

При правильной эксплуатации автомобиля преобразователь может работать с небольшим усилие. Однако есть много причин преждевременного выхода из строя, таких как;

РЕКЛАМНЫЕ ССЫЛКИ

  • Чрезмерный расход масла
  • Плохое или слабое зажигание (загрязнение свечей зажигания или пропуски зажигания)
  • Прогоревший или негерметичный выпускной клапан
  • Неисправен кислородный датчик
  • Чрезмерное количество топливной смеси
  • Низкая компрессия двигателя
  • Негерметичность выпускного коллектора

См. также: Симптомы a Плохой каталитический нейтрализатор

Если двигатель работает плохо, температура нейтрализатора может резко возрасти. из-за переработки несгоревшего топлива и усиления химической реакции, которая привести к тому, что сами внутренние соты начнут таять и разрушаться, что может создать частично или полностью забитый блок. В этом случае его каталитический материал может стать ослаблены и могут быть идентифицированы по грохоту или постоянному тиканью, когда двигатель бег.

Можно выполнить три теста, чтобы определить, не повреждена ли сборка. рабочий или подключенный.

  • Температурный тест
  • Проверка работы двигателя с частично отсоединенной выхлопной системой.
  • Тест двигателя на отскок вакуума

Инструменты и расходные материалы, необходимые для выполнения этого теста

  • Инфракрасная температура метр
  • Домкрат напольный
  • Подставки для домкрата
  • Фонарик
  • Вакуумметр

Каждый из этих предметов доступен на Amazon или в местном магазине автозапчастей.

В некоторых автомобилях есть первичный и вторичный каталитические нейтрализаторы для очистки выхлопные газы. Их расположение в выхлопной системе может различаться в зависимости от производителя. Следующий тест будет работать как для основного, так и для дополнительного оборудования, но разница в температура будет более заметна в первичном блоке, который находится ближе всего к выхлопу. многообразны и более восприимчивы к химической реакции из-за дополнительного тепла.

СПОНСОРСКИЕ ССЫЛКИ

Начнем!

Прежде чем мы начнем, будет лучше, если вы проедете на машине вокруг квартала несколько раз. для прогрева двигателя и выхлопной системы. Это сделает тестирование более точным. Когда устройство холодное, химическая реакция уменьшается.

Носить перчатки, защитную одежду и очки. Припаркуйте машину на ровной ровной поверхности поверхности с включенным аварийным тормозом. Вам может понадобиться поднимите машину, если не можете добраться до преобразователя легко.

Шаг 1

После того, как выхлопная система и каталитический нейтрализатор нагреты, направьте инфракрасный датчик температуры на входящей выхлопной трубе при входе в корпус. Если агрегат внесен прямо в выпускной коллектор мерить верхнюю часть канистры или верхнюю часть, не доставая при этом сам коллектор.

Шаг 2

Затем найдите заднюю часть устройства и снимите показания практически в том же месте. но в противоположном положении поступающих выхлопных газов. Это размещение луча должен быть рядом с тем местом, где выходящая выхлопная система соединяется с агрегатом. Если сборка работает показание температуры отходящих газов должно быть от 30 до 100 градусов выше, давая вам знать, что химическая реакция происходит внутри.

РЕКЛАМНЫЕ ССЫЛКИ

Если узел не работает и изношен или частично забит отходящий чтение будет более холодным или таким же по температуре, как входящее чтение.

Этап 3

Чрезмерное противодавление в выхлопной системе ограничивает поток выхлопных газов что может снизить мощность двигателя из-за того, что выхлопные газы не выходят. Это было бы похоже на попытку прорваться засоренный фильтр, что трудно сделать.

Если у вашего двигателя низкая мощность, и вы подозреваете, что преобразователь засорен или сломан поднимите автомобиль и покачивайте выхлопную систему на резиновых опорах, слушая для погремушек, что является явным признаком неисправности. Вы слышите сломанный катализатор материал внутри трубы.

Затем ослабьте выпускные фланцы на коллекторе. Это создаст воздушный зазор между головной трубой и коллектором, что позволит выхлопным газам выйти, что привести работу двигателя в норму. Конечно будет немного громко на тест-драйве, и мы не рекомендуем вам водить автомобиль в течение длительного времени но этот тест может помочь вам определить проблему.

СПОНСОРСКИЕ ССЫЛКИ

Смотрите видео!

Шаг 4

Вы также можете снять первичный датчик кислорода и сбросить давление через резьбовое отверстие. Это не работает, а также ослабление головки трубы но будет разница в производительности, если есть блокировка.

Шаг 5

Подсоедините вакуумметр к вакуумному отверстию на впуске. Вам может понадобиться удалить вакуумную линию подачи к системе EVAP или другому компоненту временно. Начинать двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу, наблюдая за показаниями вакуума на впуске. Это ваш базовый уровень вакуумных показаний. Нормальное показание манометра должно быть между 16 и 21. дюймов вакуума.

Попросите помощника нажать на дроссельную заслонку (быстро нажмите вниз, а затем отпустите). Там должно быть кратковременным падением вакуума при открытии дроссельной заслонки, но оно должно вернуться почти к базовое давление, которое у вас было на холостом ходу в течение нескольких секунд. Если это чтение займет дольше нескольких секунд выхлопная система засорена. Дополнительным тестом является Держите двигатель на скорости около 2500 об / мин и следите за вакуумметром. Если чтение низкий или продолжает падать, это хороший признак того, что выхлопная система заблокирована. системе, что приводит к увеличению противодавления. Наиболее вероятной проблемой является плохой преобразователь и замена требуется.

Важно отметить, что неисправность преобразователя иногда может быть вызвана что-то кроме самого преобразователя. Поэтому следует определить, чем вызвано проблема, такая как неисправная форсунка или пропуски зажигания в двигателе, оба эти условия пропустит лишнее топливо в выхлопную систему.

Выхлопная система рассчитана на максимальное противодавление выхлопных газов около 3 фунтов на квадратный дюйм. под сильным дросселем. Манометры доступны на Amazon или в местных магазинах. хранилище, которое будет подключаться к порту первичного кислородного датчика выхлопных газов (вверх по потоку), который может быть полезен при проверке обратного давления в системе.

Обзор

Название «катализатор» произошло от его действия.


Learn more


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)