Мотоцикл урал история создания
История легендарного советского мотоцикла «Урал»
Эти машины принимали участие даже в церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Да и за рубежом «Урал» — один из самых популярных и узнаваемых российских байков: на таких гоняют герои голливудских блокбастеров, они стоят в гараже у Брэда Питта и короля Иордании Абдаллы II. Поэтому для дебюта России на легендарном фестивале Wheels and Waves во французском Биаррице был выбран, конечно, тоже «Урал».
Мотор цвета хаки
История «Урала» неразрывно связана с ИМЗ — Ирбитским мотоциклетным заводом, расположенным в Свердловской области в городе Ирбит. Собственно, завод с самого начала был заточен под выпуск «Урала», вернее, тогда еще его прототипа, М-72. Разработка мотоциклов для военных целей велась в СССР в середине 1930-х годов. Наркомат обороны страны взял за основу немецкую модель
BMW R-71: приобретя пять образцов машин вермахта, советские специалисты исследовали каждую деталь с максимальной педантичностью — от химического состава до глубины и характера обработки поверхностей.
После аналитических и подготовительных работ модель ушла в производство, она получила наименование М-72. С весны 1941 года мотоциклы собирались на Московском мотоциклетном заводе, образованном на базе велосипедного завода «Дукс». Сборка шла в кооперации с другими производителями: с ЗИС (будущий ЗИЛ), который поставлял двигатели; КИМ, предоставлявшим коробки передач; и ГАЗ, на котором были карданный вал и боковые коляски. В качестве силового агрегата на М-72 был установлен 22-сильный оппозитный двигатель объемом 746 кубических сантиметров, такое расположение цилиндров обеспечивало хорошую уравновешенность и низкий центр тяжести мотоцикла.
В подавляющем большинстве случаев модели М-72 выпускались с коляской. До середины 1950-х мотоцикл предназначался исключительно для военных нужд и в свободную продажу не поступал, поэтому, казалось бы, зачем модели нужна пассажирская коляска? На самом деле она была нужна, во-первых, для перевозки войск и патрулирования (благодаря своей вместимости и грузоподъемности), а во-вторых, коляска придавала мотоциклу дополнительную устойчивость, что было особенно важно на заснеженных или разбитых дорогах. Кроме того, солдат, сидящий в боковом прицепе, мог вести огонь на ходу, поэтому часто коляску оборудовали специальным кронштейном для закрепления пулемета. Так, М-72 оснащался пулеметами Дегтярева ДП-27.
Зимой 1942 года из-за угрозы захвата столицы немецкими войсками основное производство М-72 срочно было эвакуировано из Москвы на Урал, в Ирбит. Здесь его развернули на переоборудованном бывшем пивоваренном заводе и частично на Ирбитском автоприцепном заводе. Первая партия была выпущена 25 февраля 1942 года: эта дата и стала точкой отсчета уральской истории М-72. Всего же за годы войны ИМЗ поставил фронту почти 10 000 мотоциклов.
Выезд в люди
В первую послевоенную пятилетку на ИМЗ началась модернизация, которая затронула и сами мотоциклы. Фактически они все еще оставались идентичны своему немецкому прототипу, однако претерпели значительные изменения: так, М-52, модель без коляски, выпускавшаяся в 1950–1957 годах, получила пружинные амортизаторы заднего колеса и мощность двигателя в 26 лошадиных сил, а переходная модель М-61 (1957–1963 годы) — новый двигатель объемом 650 куб.
см, увеличенный ход передней вилки и задней подвески. Постепенно мотоциклы ИМЗ перестают быть исключительно военным транспортом — его начинают продавать гражданским лицам (с условием обязательно постановки на учет в военкомате) и даже отправлять на экспорт. Главными рынками сбыта были развивающиеся страны и государства Восточной Европы.
В 1961 году с конвейера сходит первый мотоцикл ИМЗ с именем «Урал»: это была модель М-62 с новой коробкой передач, увеличенными ходами подвески, автоматическим опережением зажигания. Были и другие изменения, которые затронули профиль кулачка распределительного вала (благодаря чему удалось снизить износ) и рулевое управление. В целом модель оказалась не очень популярной, и производство свернули уже в 1965 году. Однако процесс был запущен: на ИМЗ занимались постоянным поиском оптимальных инженерных и дизайнерских решений и соотношений, экспериментировали с подвеской, выхлопной системой, конструкцией коленчатого вала и рамы, все всевозрастающей мощностью двигателя.
Облик и технические характеристики мотоциклов все дальше уходили от сугубо утилитарного, военного назначения. Инженеры стали учитывать комфорт и обращать внимание на удобство обслуживания «Уралов», и к 1980-м модели становятся гораздо легче, тише, маневреннее и эргономичнее.
В 1999 году впервые выходит «Урал Волк» — первый российский чоппер, который выпускался на ИМЗ до 2011 года. Помимо этого, на базе «Урала» выпускались и спортивные байки для шоссейно-кольцевых гонок и кроссовых соревнований, а также служебные мотоциклы: патрульные модели и современная военная спецтехника.
Ограниченное предложение
Помимо серийного производства, на ИМЗ традиционно выпускают коллекционные мотоциклы, иногда даже в единичном экземпляре, как это было с «Уралом Гжель» — бело-голубой моделью, расписанной под гжель, на базе мотоцикла «Урал Турист» с двигателем в 750 кубиков мощностью примерно в 40 л. с. В 2009-м «Гжель» была продана с аукциона.
Тиражом в 50 экземпляров в 2012-м был выпущен «Урал Ямал», вдохновленный дизайном ледокола «Ямал»: модель с коляской, предназначенная для эксплуатации в самых экстремальных погодных условиях, покрашена в ярко-оранжевый цвет, а на боку корпуса у нее красуются челюсти — в точности как у ледокола.
На солнечной батарее работает «Урал Мир», представленный в 2014-м тиражом в 20 экземпляров. Эта серия посвящена одноименной российско-американской космической программе, а пассажирское место выполнено из термосберегающего материала.
Уникальные «Уралы» собирают не только на самом ИМЗ. Культовый советский мотоцикл, современное производство которого практически полностью ориентированно на экспорт (в России остаются всего 3% мотоциклов), часто становится холстом, на котором кастомайзеры оттачивают свое мастерство и реализуют творческие замыслы. Из практичного «трудяги», заточенного для утилитарного применения в народном хозяйстве, «Урал» превратился в эксклюзивный мотоцикл с ретрохаризмой, на базе которого можно создать настоящее чудо дизайнерской мысли.
Так, в 2016 году московская мастерская Fine Custom Mechanics во главе с Сергеем Мальцевым решила изменить историю «Бонневиля» — знаменитых гонок по соляному озеру, в которых за столетнюю историю еще ни разу не участвовали российские мотоциклисты. На базе М-72 был создан «Бонни»: рама и остальные детали были сделаны из титана и алюминия, а внешне модель была похожа на классический образец 1960-х годов, поэтому команда выступала в категории «ретро».
Впрочем, на достигнутом в Fine Custom Mechanics решили не останавливаться: в этом году, объединившись с мастерской Александра Фетисова Fitil-DMС, российские кастомайзеры задумали собрать на основе «Урала» красивый гоночный байк Puncher-F и отправить его в Биарриц на легендарный фестиваль Wheels and Waves, куда каждое лето съезжаются команды лучших мастерских Европы, гонщики, авто- и мотокастомайзеры, любители ретротехники, серфинга и современного искусства.
Фото: Discovery Channel
Редакция
Теги
- авто
История мотоцикла Урал | Авто и Мото РУ
Долгая история мотоцикла Урал началась еще в далеком 1940 году. Мало кто знает, что за основу модели данного транспорта был взят “БМВ R71”. Властями было предписано тщательно скопировать зарубежную модель мотоцикла, для этой цели было закуплено даже пять мотоциклов серии БМВ в Швеции.
Самый первый мотоцикл Урал получил порядковый индекс М-72. Тогда одновременно взялись за его производство 3 завода: в Харькове, Москве и Ленинграде в 1941 году, до начала Великой Отечественной войны. Первые несколько моделей так и не были полноценно использованы, последующие мотоциклы Урал специалисты заводов модернизировали, установив на этот транспорт противотанковый ракетный комплекс
«Конкурс-М». Главнокомандующие войск, получившие подобные агрегаты, тогда вскликнули от удивления: «танки то теперь зачем?».
Все использованные мотоциклы «сражались» с фашистскими войсками вместе с нашими доблестными солдатами, а готовую продукцию, оборудование и инвентарь с заводов, где впервые были произведены мотоциклы Урал, перевезли на восток, в далекий город Ирбит. Здесь и продолжилась великая история мотоцикла Урал, где в короткие сроки было налажено производство мотоцикла Урал, на местном Ирбитском заводе. В 1942 году с конвейера сошла первая партия М-72, а, не смотря на первые разгромы советских войск, руководство отдало приказ изготовлять в год не менее 15ти тысяч мотоциклов Урал. Удивительно, но даже в 1943 и последующих годах мотоциклы Урал выпускались заводом точно по плану, даже местами перевыполняя его.
С тех пор вплоть до 1945 года было выпущено больше 3х миллионов мотоциклов Урал с коляской, из них огромная часть данной модели продана за рубеж. В принципе, мотоцикл Урал – это одна из единственных советских марок, что имела достаточно высокую популярность вовне Советского Союза.
В 1950м году был выпущен Урал 30ти тысячный, тогда, в послевоенное время модернизация модели была связана с сельским хозяйством, вся экономика и производство были направлены на становление государства в послевоенное время. Через десять лет появились различные модели Урала: М-52, М-70 и М-61.
Урал М – 52 считался дорожным с мощностью с 24 л.с. и двигателем с объемом в 500 куб. см. М-52 был популярен среди европейских покупателей.
С другой стороны, модель М-61 была более мощной и подходила уже для езды по проселочным дорогам, тогда это был идеальный вариант для сельской местности (мощность 28 л.с. и объем двигателя в 650 куб. см.).
В 70х годах прошлого столетия знаменитый Ирбитский завод выпустил более двух миллионов мотоциклов марки Урал различных моделей. На тот момент выпустили впервые Урал с мощностью в 36 л.с и объемом двигателя в 650 куб. см.
В начале 90-х годов Ирбитский завод, как и многие производственные комплексы, начал снижать активность собственной работы из-за нестабильной политической и экономической ситуации в стране. В 1996 году появились новые модели Урала, например Урал «Вояж», который мог развивать скорость до 120ти км/ч.
Ирбитский завод работает и сегодня, считая своей гордостью модель «Урал-Волк», история которого началась еще в 1998 году. Тогда лучшие инженеры страны разрабатывали совершенно новый, современный и мощный дизайн мотоцикла Урал.
Сегодняшняя гамма мотоциклов Урал до сих пор актуальна. Можно найти мотоциклы – «одиночки», мотоциклы марки Урал с коляской, которые оснащены двухцилиндровыми моторами с рабочим объемом в 650 и 750 куб. см. с мощностями до 45ти л.с.
В прошлом году Ирбитский завод отметил свой 70ти летний юбилей. Руководство производства строит огромные планы на будущее. История мотоцикла Урал продолжается, разработчики радуют любителей Урала новыми моделями.
История / Реальная история создания коляски ИМЗ-Урал
Знаете ли вы, что большая часть НИОКР для ИМЗ-Урал проводилась на пивоваренном заводе? И что до недавнего времени можно было купить комплект принадлежностей, в который входили плуг и борона?
История начинается с СССР в межвоенный период и его диктатора Иосифа Сталина. Да, создание коляски ИМЗ-Урал восходит к самому стальному человеку. Как и многие другие мировые лидеры и военные, он получил тревожный звонок от немецкого блицкрига, обрушившегося на Польшу в 1919 году. 39.
Несмотря на предполагаемые мирные отношения, царившие между его правительством и правительством Германии, он знал, что в конце концов танки, десантники и элитная пехота, прокатившиеся по Польше, тоже постучатся в дверь Москвы. Он не был бы счастлив полагаться и на двух великих русских полководцев, победивших Наполеона, «Генерала Жанвье и Маршала Феврье» (Генерал Январь и Маршал Февраль — русская зима). Ему нужна была советская военная машина, которая могла бы противостоять немцам в их же игре, что, прежде всего, требовало мобильности. А мотоциклы сделали – и делают – армию действительно очень мобильной.
Вот где на помощь приходит снаряжение ИМЗ-Урал. Во время Зимней войны России с Финляндией стало очевидно, что мотоциклы, которые использовала Красная Армия, не удовлетворяли требованиям. Технология устарела, а качество изготовления не выдерживало сурового российского климата, отсутствия обслуживания в полевых условиях и ужасного рельефа.
Поэтому, когда Сталин приказал советским военным подготовить сухопутные войска, способные защитить Советский Союз от возможного вторжения немцев, на повестке дня стояли новые мотоциклы. На совещании в Министерстве обороны СССР было решено, что, как это часто бывает с учреждениями, лучше всего использовать BMW. Мотоцикл, находившийся тогда на вооружении немецкой армии, не был конкретно военной моделью — на самом деле BMW R 71 доставлял Вермахту большие головные боли. Были планы заменить его на R 75 (который в некотором смысле был больше похож на Zündapp, чем на BMW). Но старый мотоцикл по-прежнему полностью соответствовал требованиям Красной Армии.
Вот один, который мы построили ранее — вполне вероятно, модель, которая была заменена М-72.
Русские не могли просто пойти и купить велосипеды. Дилер бы обрадовался: «Товарич, мы там 10000 штук возьмем, можно в темно-коричневом красноармейском камуфляже?» Завод тоже был бы счастлив, увидев, что они готовятся начать производство R 75, а инструменты для R 71, должно быть, были хорошо и действительно оплачены. Вермахт, однако, не был бы так доволен, увидев своего следующего и, возможно, самого грозного врага, оснащенного далеко не совершенным, но, тем не менее, работоспособным орудием 9. 0015 Немецкий мотоцикл .
В любом случае, покупка велосипедов не гарантировала наличие запчастей, а это было так же важно для русских, как и их получение. Как и немцы, и в отличие от американцев, которые относились к своим военным машинам одноразово (официально предполагалось, что джипы прослужат всего три месяца), русским нужны были вещи, которые будут продолжать работать.
Значит, они прокрались. По официальным данным, они тайно купили пять R 71 через шведских посредников. Советские инженеры в Москве разобрали пять мотоциклов и переделали конструкцию BMW. Затем они изготовляли пресс-формы и штампы для производства собственных двигателей, коробок передач, рам и вспомогательного оборудования на заводах в Москве и под Ленинградом. В начале 1941-го первые прототипы мотоцикла М-72 (тогда еще называвшегося М-71) были показаны Сталину, которому увиденное понравилось, и он приказал запустить мотоцикл в серийное производство.
Есть еще несколько историй о происхождении М-72, но это единственная, которая действительно заслуживает доверия. И тому есть как бы прямое доказательство. Один из оригинальных BMW, купленных через шведских посредников, до сих пор сохранился (предположительно, был пересобран) и выставлен в заводском музее ИМЗ-Урал в Ирбите.
Русские начали производство в Москве и вскоре построили сотни мотоциклов М-72 с колясками, построенных в Ленинграде.
Но возникла проблема. Московский завод находился в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков, и дядю Джо бы бесконечно раздражало, если бы вся эта работа по обратному проектированию пропала даром в руинах разбомбленного завода. Очевидным решением было перенести завод дальше на восток, вне досягаемости бомбардировок, вместе с другими предприятиями тяжелой промышленности. В качестве нового места был выбран город Ирбит в Уральских горах, на окраине Сибири.
Ирбит не был промышленным городом. Единственным доступным зданием, достаточно прочным, чтобы служить ядром новой фабрики, была пивоварня. Его быстро переоборудовали в научно-исследовательский корпус для обслуживания огромного нового завода, который должен был производить мотоцикл М-72. Первая партия мотоциклов отправилась на фронт 25 октября 1942 года. Всего за время Великой Отечественной войны было поставлено и поставлено на вооружение разведывательных отрядов и подвижных войск 9799 мотоциклов М-72.
После войны фабрика была расширена, производство увеличилось, и в 1950 году был выпущен 30-тысячный мотоцикл.
Первоначально Ирбитский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы только для Вооруженных сил. В конце 1950-х завод КМЗ в Украине взял на себя задачу снабжения военных, и ИМЗ начал концентрироваться на разработке велосипедов для отечественных потребителей. К концу 1950-х годов завод был полностью ориентирован на гражданское производство, а в 1957 году производственные линии М-72 были проданы китайцам. Вот откуда берутся эти боксерские костюмы Чан Цзяна с боковым клапаном.
Реклама «Казака» или «Урала» (как ни странно, не одно и то же) 1970 года.
Российский завод к тому времени собирал свой собственный 650-кубовый верхнеклапанный двигатель. Первоначально он все еще устанавливался на раму плунжера бокового клапана, но позже двигатель и коробка передач были оснащены рамой поворотного рычага российской разработки. В конце концов, на рубеже тысячелетий 650 был заменен нынешним двигателем OHV 750. Сегодня основной продукцией завода являются различные комплекты коляски и соло Wolf в стиле чоппера.
Велосипеды Урал уже давно продаются в другие страны. Экспорт начался в 1953 году, сначала он состоял в основном из военных продаж в развивающиеся страны. Сегодня мотоциклы продаются примерно в 20 странах, включая Австралию, Великобританию, Исландию, Германию и США. Общий объем производства с момента основания завода в Ирбите составляет более 3,2 миллиона, и я готов поспорить, что большинство из них все еще работают. ИМЗ-Урал — единственный в России производитель мотоциклов большой вместимости и, возможно, единственный в мире производитель мотоциклов с коляской.
Давайте развеем заблуждение. "Другой русский" завод, КМЗ, находится в Украине, а не в России, хотя когда-то они были конечно оба в СССР. Велосипеды, импортированные в Австралию как «Казаки» (и продаваемые в Великобритании как «Невалы»), по-видимому, были с КМЗ, и их конструкция отличается.
У меня был Казак (тогда, когда я в принципе не мог позволить себе почесать зад, и они продавались Capitol Motors по 650 долларов — доллар за куб. см), и у меня не было счастливых воспоминаний об этом мотоцикле. Во-первых, его сиденье было самым ужасающе неудобным из тех, что я когда-либо встречал. Но кто я такой, чтобы спорить с тремя миллионами красноармейцев-мотоциклистов?
История Урала. Часть 1
Инвентарь AlphaCars
Инвентарь Королевского Энфилда
Уральский инвентарь
Заказ за пределами США?
9 января 2018 г.
23 августа 1939 года Советский Союз и Германия подписали в Москве пакт Молотова-Риббентропа или германо-советский пакт о ненападении, но это не означало, что напряженность в отношениях между двумя странами уменьшилась. Сталин начал планировать и готовиться к тому моменту, когда этот пакт перестанет действовать. Ему нужно было только время, чтобы подготовить свою армию, которая была чрезвычайно плохо оснащена для войны с нацистской Германией. Самой большой заботой в то время была защита своей страны от вторжения. Для этого Сталину нужно было усилить свою армию, снабдив ее модернизированной техникой. Сухопутные войска и спецназ были в приоритете. Сталин видел разрушительные последствия блицкрига для Польши и знал, что мобилизация была ключом к победе. Нынешнее состояние их транспортных средств было ненадежным и больше не соответствовало их потребностям. Им нужно было что-то новое, на что они могли бы положиться.
С таким пактом никто не был уверен, когда он закончится или будет нарушен, острота ситуации ощущалась всеми. Начались дискуссии о том, какой тип мотоцикла использовать для своей разведывательной группы и других мобильных войск. Он должен был быть в состоянии справиться с пересеченной местностью в сельской местности, иметь возможность перевозить как минимум двух человек, чтобы иметь какую-то защиту, если они попадут под обстрел. Они решили, что BMW R71 удовлетворит их потребности. Это может быть сложно, учитывая, что завод BMW находился в Германии. Удивительно, но чтобы показать, что они соблюдают свою часть договора, завод BMW прислал чертежи и формы мотоцикла. Советский Союз также закупил 5 мотоциклов в Швеции и контрабандой ввез их в страну, один из которых уцелел и выставлен в заводском музее ИМЗ-Урал. Когда прибыли 5 мотоциклов BMW, советские инженеры приступили к их разборке, а затем реконструировали весь мотоцикл. Наконец, в 1941 образцы (названные М-72) были переданы Сталину, который утвердил проект немедленного серийного производства, согласно которому в течение войны должно было быть изготовлено и использовано 9799 М-72.