Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой


Как пользоваться нагрузочной вилкой

При эксплуатации аккумулятора может возникнуть необходимость его диагностики. Замер напряжения не дает исчерпывающей информации о состоянии аккумулятора.

Для полноценной оценки необходимо знать, как аккумуляторная батарея ведет себя под нагрузкой. В этом помогает нагрузочная вилка — прибор,совмещающий в себе и вольтметр и заранее откалиброванную нагрузку. В современных реалиях популярность приобретают цифровые нагрузочные вилки, работа с ними сильно облегчает жизнь пользователя — количество расчетов сводится к минимуму и информация предоставляется более наглядно.

Нагрузочная вилка может содержать несколько нагрузочных спиралей для работы с разными нагрузками и типами аккумуляторных батарей.

Как правило один из контактов для подключения выполнен в виде провода большого сечения с зажимом типа крокодил, а второй в виде контактного штыря, закрепленного на корпусе вилки. Также на корпусе находится индикатор и средства управления, если вилка цифровая. При работе вилка коммутирует большие токи (50-200А), вся мощность рассеивается на измерительных сопротивлениях — спиралях выделяется в виде большого количества тепла. Именно поэтому время использования вилки ограниченно секундами, а корпус вилки оборудован ручкой из теплоизоляционного материала.

Подготовка аккумулятора

Для оценки состоянии батареи аккумулятор необходимо зарядить и подождать несколько часов, чтобы выровнялась температура и плотность электролита. Рекомендуется продержать АКБ в электрическом покое 24 часа. После этого можно приступать к замерам.

Как пользоваться нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром

В качестве примера вилки мы будем использовать Нагрузочную вилку Орион НВ-01. В целом приведенная информация применима для любой нагрузочной вилки с аналоговым вольтметром.

Для начала необходимо произвести замер напряжения на холостом ходу, то есть с отключенными нагрузочными спиралями. Для этого зажим "крокодил" подключается к минусовой клемме аккумулятора, а измерительный щуп с маркировкой "В" на плюсовую клемму. Сохраняем показания. Первичная оценка заряженности аккумулятора расчитывается из таблицы:

Показания вольтметра, В >12,7 12,5 12,3 12,1
Процент заряженности, % 100 75 50 25 0

Далее необходимо произвести замер под нагрузкой(с подключенными спиралями), для этого нужно подключить (наколоть) шуп вилки с буквой "Н" к плюсовой клемме АКБ. и удерживать около 5 секунд. Во время измерения через прибор протекает большой ток и выделяется много тепла, не удерживайте вилку более 5-9 секунд. Несоблюдение этой рекомендации может привести к выходу из строя нагрузочной спирали или привести к перегреву и возгоранию. В конце измерения необходимо снять показания вольтметра.
Для оценки заряженности аккумулятора используется следующая таблица:

Показания вольтметра, В >10,2 9,6 9 8,4
Процент заряженности, % 100 75 50 25 0

Выводы о состоянии аккумулятора можно сделать, сопоставив полученные результаты. Если при первом измерении степень заряда аккумулятора определяется ниже нормы, то возможно он не полностью заряжен или возникло короткое замыкание в одной из банок батареи.

В случае, если показания второго измерения сильно отличаются от первого, то вероятно повреждены пластины аккумулятора и он не способен выдавать большие токи, Нужно предпринимать решение о его ремонте или замене.

Как пользоваться цифровой нагрузочной вилкой

Действия, необходимые для оценки состояния аккумулятора с помощью цифровой нагрузочной вилки очень похожи с использованием аналоговой вилки.
Рассмотрим работу нагрузочной вилки Орион НВ-04. Подготовка аккумулятора производится так-же, как и в млучае с обычной вилкой. Для начала необходимо измерить напряжение на холостом ходу, для этого нужно перевести прибор в режим вольтметра и отключить измерительные сопротивления. Клемму с "крокодилом" соединить с минусовой клеммой аккумуляторной батареи а измерительный щуп с плюсовой клеммой. Провести замер.
Для оценки состояния аккумулятора нужно измерить напряжение под нагрузкой, для этого необходимо подключить соответствующую измерительную спираль. И в режиме измерения напряжения подключить измерительный щуп к плюсовой клемме на 5 секунд. Измерение происходит автоматически и после окончания измерения прибор подаст звуковой сигнал. через несколько секунд появится числовое значение. Цифровая нагрузочная вилка может сохранять лог и автоматически расчитывать степень заряда, что довольно удобно - не нужно хранить таблицы и вести запись.

Стоит отметить, что все рекомендации по времени работы нагрузочной вилки в режиме измерений под нагрузкой актуальны абсолютно для всех типов приборов. Не забывайте читать инструкцию к Вашей нагрузочной вилке.


⚡ Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой перед покупкой и на машине

Грамотная проверка аккумулятора нагрузочной вилкой — это самый простой и быстрый метод оценки его состояния. Прибором повсеместно пользуются профессиональные автоэлектрики, продавцы автомобильных АКБ, аккумуляторщики (специалисты, обслуживающие аккумуляторы). Непрофессионалы — то есть, обычные автолюбители — тоже часто имеют нагрузочную вилку в своём гаражном арсенале. А всё потому, что прибор сравнительно недорогой, крайне простой в эксплуатации, и достаточно точный. Даже если был куплен за недорого.

Зачем нужен тест АКБ нагрузочной вилкой?


Навскидку можно привести несколько вполне житейских ситуаций, когда умение проверить аккумулятор нагрузочной вилкой будет весьма кстати:

  • Тест перед покупкой новой АКБ позволяет избежать покупки откровенного брака или аккумулятора, за которым продавец во время хранения не ухаживал (регулярно не подзаряжал).
  • Когда плохо крутит стартер, проверка даёт возможность понять, в состоянии ли АКБ обеспечить для него нужную мощность.
  • При покупке бывшего в употреблении автомобиля с помощью нагрузочной вилки можно узнать, придётся ли вам тратиться ещё и на новый аккумулятор.
  • Нечастое, но регулярное тестирование в процессе эксплуатации машины позволяет заранее определить момент, когда АКБ потребует замены, и избежать, таким образом, «утреннего сюрприза».

Также, если вы, например, продавец автомобильных аккумуляторов, умелое применение нагрузочной вилки позволит убедиться в том, что возврат купленного товара по гарантии является обоснованным. Что же касается аккумуляторщиков и автоэлектриков, то для них нагрузочная вилка — это то же самое, что компьютер для программиста. Просто необходимый инструмент.

Что такое нагрузочная вилка и как она работает?


Нагрузочная вилка

В самом простом варианте исполнения нагрузочная вилка для проверки автомобильных аккумуляторов состоит из следующих обязательных пяти элементов:

  1. Вольтметр.
  2. Нагрузка.
  3. Силовые контакты.
  4. Тестовая кнопка.
  5. Корпус.

Схема прибора выглядит следующим образом.

Схема нагрузочной вилки

Вольтметр выполняет всего две функции. Во-первых, отображает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Во-вторых, делает то же самое, но уже с нагрузкой. Первая функция позволяет предварительно оценить уровень заряженности АКБ. Вторая — служит для оценки способности аккумулятора держать нагрузку.

Собственно, сама нагрузка — это резистор определенного сопротивления, выполненный из тугоплавкого металла. Чаще всего представляет собой сложенную зигзагом (чтобы уместить длинную деталь в компактный корпус) пластину. Её параметры подбираются в зависимости от того, какой силы ток требуется «выжать» из АКБ. Сделать это очень просто. Зная номинальное напряжение тестируемого аккумулятора и ток нагрузки, по закону Ома подбирается соответствующее сопротивление. В целом, задача нагрузки — имитировать потребление энергии стартером.

Силовые контакты — как правило, один толстый (и короткий) провод с зажимом типа «крокодил», а также металлический щуп, вмонтированный прямо в корпусе нагрузочной вилки. Кстати, вилкой инструменты этого типа называются потому, что раньше силовых щупов было два, и они отдалённо напоминали внешним видом этот столовый прибор. Контакты подсоединены напрямую к вольтметру, а также через кнопку к нагрузке.

Нагрузочная вилка старого образца

Работает нагрузочная вилка следующим образом. Как только оба силовых контакта подсоединяются к клеммам аккумуляторной батареи, вольтметр показывает напряжение без нагрузки. Далее, если нажать на тестовую кнопку, в цепь включается силовая нагрузка, имитирующая автомобильный стартер в работе. Вольтметр, при этом, показывает напряжение на клеммах АКБ, и по этим значениям можно определить его просадку.

Как пользоваться нагрузочной вилкой


Проверка АКБ нагрузочной вилкой выполняется всего в два этапа:

  1. Замер напряжения без нагрузки.
  2. То же самое, но с нагрузкой.

Крайне просто. Но есть несколько особенностей, которые обязательно надо учитывать. В противном случае тест будет либо необъективным, либо попросту собьёт с толку или введёт в заблуждение. Вот эти особенности:

  • Первый этап тестирования даст правильные результаты только в том случае, если АКБ до проверки, как минимум, 8 часов не заряжалась (от генератора, в том числе), а также хотя бы минут 15 «отдохнула» после серьёзной нагрузки.
  • На объективность измерений сильно влияет температура окружающей среды, где идеально будет +25°C, а ниже нуля — недопустимо.
  • Во время проверки прямо на машине следует заглушить мотор (обязательно), отключить все потребители, а лучше вообще снять одну из клемм (необязательно).
  • Измерять напряжение без нагрузки можно сколько угодно долго, а вот держать батарею под нагрузкой нельзя больше 5—8 секунд.
  • Если с первого раза проверка под нагрузкой не дала понятных результатов (зевнули, отвлеклись, испугались искрения и не отметили показания вольтметра), то следующий тест выполняется не ранее, чем через 5 минут.

Возвращаемся к указанным ранее двум этапам. Если на первом этапе напряжение на клеммах аккумуляторной батареи не ниже 12,7 вольт, то она заряжена на 100%. Если меньше, то каждая десятая доля вольта (0,1) — это минус 10%. То есть, если вольтметр без нагрузки показывает, например, 12,2 вольта, то батарея заряжена примерно на 50%. Стоит ещё раз подчеркнуть, что этот принцип работает только с «отдохнувшим» аккумулятором.

Второй этап — это ни что иное, как имитация работы стартера. Нажимаем кнопку, удерживаем её секунд 5—6, и следим за показаниями вольтметра. В зависимости от того, на сколько процентов заряжен аккумулятор, напряжение под нагрузкой будет варьироваться от 10,2 вольт до 7,8 вольта. Если оно максимальное — это 100%. Минимальное — аккумулятор разряжен в ноль.

И вот здесь начинается самое интересное, если аккумуляторная батарея не новая или бракованная. Дело в том, что даже будучи на 100% заряженной, неисправная или убитая временем АКБ нагрузку держать не будет. То есть, напряжение при тестировании на втором этапе просядет ниже 7,8 вольта. Соответственно, если вы провели тест, и стрелка вольтметра под нагрузкой «упала» ниже 8 вольт — батарея потенциально неисправна.

Она потеряла свою ёмкость, не может выдать нормальный пусковой ток, и потому напряжение так сильно просаживается. Причин может быть несколько. Среди них сульфатация пластин, осыпание активной массы, короткое замыкание в ячейках и так далее. В любом случае, если батарея (даже неполностью заряженная) так явно не держит нагрузку — её пора менять. Она, рано или поздно, подведёт вас, и однажды утром двигатель не запустится.

Вывод и как проверить аккумулятор без нагрузочной вилки


По итогу проверка АКБ автомобиля нагрузочной вилкой — это очень простая, доступная, быстрая и весьма точная диагностика. Она позволяет оценить состояние аккумулятора — уровень заряженности, способность держать нагрузку, общую работоспособность и потенциальный ресурс.

Кстати, для этого теста не всегда обязательно иметь нагрузочную вилку. Иногда достаточно простого вольтметра. АКБ проверяется прямо на машине. Для этого один измеряет напряжение на клеммах АКБ под капотом, а второй (помощник) «крутит стартер» в салоне, нагружая тем самым батарею.

Единственное важное условие — вольтметр должен быть «шустрым», то есть, обновлять показания с минимальными задержками. По этой причине дорогие мультиметры на микропроцессорном управлении для этих целей не подходят. А вот китайские, которые продаются сегодня даже в продуктовых магазинах за пару долларов — реагируют на просадку напряжения достаточно быстро. Вот так и можно проверить аккумулятор без нагрузочной вилки с достаточной степенью точности.

ВИДЕО: как пользоваться нагрузочной вилкой


 

ВИДЕО: как проверить АКБ без нагрузочной вилки


⚡ Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой перед покупкой и на автомобиле

Правильная проверка аккумулятора нагрузочной вилкой - самый простой и быстрый способ оценить его состояние. Прибор широко используется профессиональными автоэлектриками, продавцами автомобильных аккумуляторов, аккумуляторщиками (специалистами по обслуживанию аккумуляторов). Непрофессионалы – то есть обычные автолюбители – также часто имеют в своем гаражном арсенале грузовую вилку. А все потому, что прибор относительно недорогой, предельно простой в эксплуатации и достаточно точный. Даже если он был куплен по дешевке.

Зачем нужен тест батареи с нагрузочной вилкой?


Навскидку можно привести несколько вполне бытовых ситуаций, когда возможность проверки аккумулятора нагрузочной вилкой будет очень кстати:

  • Тест перед покупкой нового аккумулятора позволяет избежать покупки откровенного брака или аккумулятора, который продавец не ухаживал при хранении (не регулярно подзаряжал).
  • При плохом вращении стартера проверка позволяет понять, способна ли аккумуляторная батарея обеспечить для него необходимую мощность.
  • При покупке подержанного автомобиля с грузовой вилкой вы можете узнать, придется ли вам еще и тратиться на новый аккумулятор.
  • Нечастое, но регулярное тестирование во время работы машины позволяет заранее определить момент, когда батарея потребует замены, и тем самым избежать «утреннего сюрприза».

Также, если вы, например, продавец автомобильных аккумуляторов, умелое использование нагрузочной вилки позволит убедиться в оправданности возврата купленного товара по гарантии. Что касается аккумуляторов и автоэлектриков, то для них вилка нагрузки это то же самое, что компьютер для программатора. Просто правильный инструмент.

Что такое грузовая вилка и как она работает?


Тестер аккумуляторов

В простейшем варианте нагрузочная вилка для проверки автомобильных аккумуляторов состоит из следующих обязательных пяти элементов:

  1. Вольтметр.
  2. Загрузка.
  3. Силовые контакты.
  4. Кнопка проверки.
  5. Рамка.

Схема устройства следующая.

Тестер цепи

Вольтметр выполняет только две функции. Во-первых, он отображает напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки. Во-вторых, делает то же самое, но с нагрузкой. Первая функция позволяет предварительно оценить уровень заряда аккумулятора. Второй – служит для оценки способности аккумулятора держать нагрузку.

Собственно, сама нагрузка представляет собой резистор определенного сопротивления, изготовленный из тугоплавкого металла. Чаще всего это пластина, сложенная зигзагом (для размещения длинной детали в компактном корпусе). Его параметры выбираются в зависимости от того, какой ток требуется «выжать» из аккумулятора. Это очень легко сделать. Зная номинальное напряжение испытуемой батареи и ток нагрузки, по закону Ома выбирают соответствующее сопротивление. В общем случае задача нагрузки — имитировать энергопотребление стартера.

Силовые контакты - как правило, один толстый (и короткий) провод с зажимом типа "крокодил", а также металлический щуп, вмонтированный непосредственно в корпус нагрузочной вилки. Кстати, инструменты этого типа называются вилкой потому, что силовых щупов раньше было два, и они отдаленно напоминали этот столовый прибор по внешнему виду. Контакты подключаются напрямую к вольтметру, а также через кнопку к нагрузке.

Тестер аккумуляторов старого образца

Нагрузочная вилка работает следующим образом. Как только оба силовых контакта подключены к клеммам аккумулятора, вольтметр показывает напряжение без нагрузки. Далее, если нажать кнопку тестирования, в схему включается силовая нагрузка, имитирующая работу автомобильного стартера. Вольтметр при этом показывает напряжение на клеммах аккумулятора, и по этим значениям можно определить его просадку.

Как пользоваться нагрузочной вилкой


Проверка аккумулятора с нагрузочной вилкой выполняется всего в два этапа:

  1. Измерение напряжения без нагрузки.
  2. То же, но с грузом.

Очень просто. Но есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать. В противном случае тест будет либо необъективным, либо просто запутанным или вводящим в заблуждение. Вот такие особенности:

  • Первый этап тестирования даст правильные результаты только в том случае, если аккумулятор перед тестом не заряжался не менее 8 часов (в том числе от генератора), а также «отдыхал» не менее 15 минут после серьезной нагрузки.
  • На объективность измерений сильно влияет температура окружающей среды, где идеальна +25°С, а ниже нуля недопустима.
  • Во время проверки прямо на машине следует заглушить двигатель (обязательно), отключить все потребители, а одну из клемм лучше вообще снять (по желанию).
  • Можно сколь угодно долго измерять напряжение без нагрузки, но нельзя держать аккумулятор под нагрузкой более 5-8 секунд.
  • Если первая проверка под нагрузкой не дала четких результатов (зевнул, отвлекся, испугался искр и не отметил показания вольтметра), то следующую проверку проводят не ранее, чем через 5 минут.

Возвращаемся к двум упомянутым выше этапам. Если на первом этапе напряжение на клеммах аккумулятора не ниже 12,7 вольт, то он заряжен на 100%. Если меньше, то каждая десятая вольта (0,1) - это минус 10%. То есть, если вольтметр без нагрузки показывает, например, 12,2 вольта, то аккумулятор заряжен примерно на 50%. Стоит еще раз подчеркнуть, что этот принцип работает только с «отдохнувшим» аккумулятором.

Вторая ступень не что иное, как имитация стартера. Нажимаем кнопку, держим 5-6 секунд, и следим за показаниями вольтметра. В зависимости от того, насколько заряжен аккумулятор, напряжение под нагрузкой будет варьироваться от 10,2 вольта до 7,8 вольта. Если максимальное, то 100%. Минимум - батарея разряжена в ноль.

И тут начинается самое интересное, если аккумулятор не новый или бракованный. Дело в том, что даже будучи заряженной на 100%, неисправная или севшая батарея не будет держать нагрузку. То есть напряжение при тестировании на втором этапе упадет ниже 7,8 вольт. Соответственно, если вы провели тест, и стрелка вольтметра под нагрузкой «упала» ниже 8 вольт, аккумулятор потенциально неисправен.

Потерял емкость, не может выдать нормальный пусковой ток, поэтому так сильно проседает напряжение. Причин может быть несколько. Среди них сульфатация пластин, осыпание активной массы, короткое замыкание в ячейках и так далее. В любом случае, если аккумулятор (даже не полностью заряженный) так явно не держит нагрузку, пора его менять. Она, рано или поздно, подведет, и однажды утром двигатель не заведется.

Вывод и как проверить аккумулятор без нагрузочной вилки


В итоге проверка автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой - это очень простая, доступная, быстрая и очень точная диагностика. Он позволяет оценить состояние батареи — уровень заряда, способность держать нагрузку, общую производительность и потенциальный ресурс.

Кстати, для этого теста не всегда обязательно иметь нагрузочную вилку. Иногда достаточно простого вольтметра. Аккумулятор проверяется прямо на машине. Для этого один измеряет напряжение на клеммах аккумулятора под капотом, а второй (помощник) «крутит стартер» в салоне, тем самым нагружая аккумулятор.

Единственное важное условие – вольтметр должен быть «быстрым», то есть обновлять показания с минимальными задержками. По этой причине дорогие мультиметры с микропроцессорным управлением для этих целей не подходят. А вот китайские, которые сегодня продаются даже в продуктовых магазинах за пару долларов, довольно быстро реагируют на перепад напряжения. Вот так можно проверить аккумулятор без нагрузочной вилки с достаточной степенью точности.

ВИДЕО: о тестировании автомобильного аккумулятора


Тест нагрузки аккумулятора — AutoEdu

Тест нагрузки аккумулятора определяет, насколько хорошо аккумулятор работает под нагрузкой. Тест определяет способность батареи обеспечивать пусковой ток и поддерживать достаточное напряжение для работы других систем. Другими словами, если батарея может выдерживать сильный разряд в течение некоторого времени, а напряжение все еще относительно высокое, то вы знаете, что батарея имеет хорошую емкость и находится в хорошем состоянии. Если напряжение падает довольно быстро, емкость аккумулятора мала.

Тестер нагрузки аккумулятора служит для проведения теста под нагрузкой. Он содержит амперметр, вольтметр и переменный резистор большой мощности. В зависимости от силы аккумулятора определяется величина нагрузки для тестирования. Тестер потребляет ток от батареи через резистор. Амперметр измеряет количество потребляемого тока. Максимальный потребляемый ток и падение напряжения батареи определяют состояние батареи.

Для проверки батареи необходимо выполнить несколько условий. Электролит батареи должен быть комнатной температуры, между 21°C и 27°C. Холодный аккумулятор показывает значительно меньшую емкость. Никогда не проверяйте герметичную батарею, если ее температура ниже 15°C. Нагрузочный тест проводится только на полностью заряженной батарее.

Тестер нагрузки батареи

При проверке нагрузки батареи используйте следующие параметры проверки:

  • Испытательная нагрузка = половина пускового тока батареи
  • Время теста загрузки = 15 секунд
  • Результаты: Успешно = 9,6 В или выше; Ошибка = менее 9,6 В

Если батарея не проходит испытание под нагрузкой, требуется еще одно испытание, прежде чем будет вынесено окончательное решение о батарее. Зарядите аккумулятор 20-часовым зарядным током и повторите нагрузочный тест. Если результаты теста по-прежнему слабые, батарея сульфатирована и ее необходимо заменить новой батареей. Если он проходит повторную проверку, проверьте систему зарядки автомобиля, чтобы убедиться, что она правильно заряжает аккумулятор.

Некоторые производители подчеркивают, что их аккумуляторы не должны тестироваться под нагрузкой, а должны тестироваться на проводимость. Они утверждают, что нагрузочное тестирование может повредить батарею. Поэтому всегда проверяйте сервисную информацию для данной батареи перед выполнением нагрузочного теста.

Чтобы выполнить тест нагрузки батареи, выполните следующие действия:

Подключение тестеров

Используйте инфракрасный температурный пистолет для измерения температуры на стороне батареи и убедитесь, что она находится в пределах параметров тестирования. Подключите красный зажим к плюсовому полюсу батареи, а черный к минусовому полюсу.


Learn more


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)