Служебный транспорт
СЛУЖЕБНЫЙ ТРАНСПОРТ - Охрана труда
Сегодня многие компании не имеющие отношения к автомобильной отрасли держат на балансе транспортные средства. Данное обстоятельство является источником постоянной головной боли у специалиста по охране труда, поскольку транспорт выдается не только водителям, но и торговым представителям, менеджерам по продажам, руководству и прочим.
Тема служебного транспорта хорошо (или не очень) проработана с точки зрения бухгалтерского учета, но совершенно забыта с позиций охраны труда.
Возникает путаница по целому ряду процедур. Как оформлять выпуск на линию? Нужно ли проходить медосмотр? Что делать если служебный автомобиль попал в ДТП? Нужен ли дежурный механик? Нужен ли путевой лист? Как списать ГСМ? И много других вопросов, которые мы постараемся разобрать в этой статье.
Для начала давайте определимся с вариантами принадлежности транспортного средстваМы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.
Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).
Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.
Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.
Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.
Теперь важно понять для чего мы используем транспортЕсть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.
Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.
Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.
Здесь тоже возможны два варианта.
Водитель и обычный сотрудник.
Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.
Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ):
- Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
- Обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры;
- Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:
Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:
-
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
![]()
Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.
-
На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).
Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.
Но большинство компаний хотят списывать (принимать к учету) ГСМА мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.
Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?
Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.
Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.
Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.
Подведем итогЕсли посмотреть на проблему с другой стороны, нам нужно выбрать хотим ли мы оформлять документацию, обеспечивать наличие квалифицированного персонала и списывать ГСМ? Или для нас важнее сделать систему как можно проще.
Если по закону мы можем обойтись без оформления путевых листов, медосмотров и ответственных, а это возможно в случае если мы не выполняем работ по перевозке за деньги и не имеем необходимости в водителях по сути, то можно передать служебный автомобиль сотруднику в виде «куска металла».
Для этого у нас должно быть разработано соответствующее положение, где мы закрепляем ответственность и обязанности по содержанию транспортного средства за сотрудником. Приказ о передаче ему автомобиля и доверенность, на основании которой он будет управлять предоставленным ему служебным транспортом.
Правда при этом придется смириться с тем, что мы не сможем принять к учету ГСМ.
Модели служебного транспорта. Модели железных дорог
Модели служебного транспорта (автомобили пожарной службы, полиции, медицинской службы, почтовой службы, такси, и др.) в масштабе 1:87, 1:120, 1:160.
Легковые спец. автомобили «Kombi» (4 машинки), 1:100—1:120
30%
3108 2161 руб
Автомобиль Ford® Transit Kombi «Polizei», 1:87
44%
2840 1600 руб
Автомобиль DKW® «Lufthansa», 1:87
1099 руб
Лимузин Cadillac® US-Ambulanz, 1:87, 1966
1420 руб
Автомобиль Ford® Crown «Montana Highway Patrol», 1:87
1420 руб
Автомобиль Mercedes-Benz® Citan службы доставки «DHL», 1:87
2561 руб
Минивэн Mercedes-Benz® Vito службы доставки «DHL», 1:87
1899 руб
Автомобиль УАЗ 469 ВАИ, пограничная служба, крыша (тент), 1:87
15%
1990 1699 руб
Автомобиль УАЗ 469 пожарной службы с крышей (тент), 1:87, 1972—2007, СССР
1995 руб
Автомобиль УАЗ 469 медицинской службы, крыша (тент), 1:87
2199 руб
Автомобиль пожарной службы MB® LP 809 (световая сигнализация), 1:87
13%
4054 3512 руб
Автомобили Mercedes-Benz® Sprinter (2 машинки «FedEx» и «DHL»), 1:160
1745 руб
Автомобили Mercedes-Benz® Sprinter (2 машинки «DPD» и «GLS»), 1:160
1745 руб
Автомобили Mercedes-Benz® Sprinter (2 машинки «UPS» и «TNT»), 1:160
1745 руб
Автомобили Mercedes C-класса и Audi A4 Avant (2 шт. ), 1:160
1695 руб
Автомобиль Mercedes-Benz® Sprinter Kasten «Post» (для сборки без клея), 1:87
699 руб
Автомобиль пожарной службы Mercedes-Benz® SK DLK 23-12, 1:87
3630 руб
Автомобиль Mercedes-Benz® «EDUSCHO», 1:87
2020 руб
Автомобиль пожарной службы Mercedes-Benz® SK 94, 1:87
2710 руб
Автомобиль такси ГАЗ-21 «Волга», 1:87, 1956—1970, СССР
20%
1750 1399 руб
Автомобиль BMW 5 «ГАИ», 1:87, V, СССР
3107 руб
Автомобиль пожарной службы Mercedes-Benz® SK Drehleiter, 1:87, 1988
1990 руб
Санитарный автомобиль Mercedes-Benz® T1 «Rettungsdienst», 1:87, 1977—1995
1290 руб
Пожарный автомобиль TLF 1500, 1:87
4020 руб
Пожарный автомобиль LF 25 FF Itzehoe, 1:87
4020 руб
Автомобиль пожарной службы Ahrens-Fox® (для сборки), 1:87, 1928, США
10%
3330 2999 руб
Автомобиль пожарной службы LaFrance® (для сборки), 1:87, 1924, США
10%
3330 2999 руб
Сельскохозяйственные прицепы (3 шт. ), 1:87
10%
2400 2159 руб
Автомобиль «Polizei» MB Actros 1843 с полуприцепом-цистерной STA 22, 1:87
2499 руб
Автомобиль Fiat® Tipo «MET», 1:87, 1988—1995
1640 руб
Автомобиль Opel® Astra Caravan «De Lijn» (BE) (желтый), 1:87, VI
1640 руб
Автомобиль Ford® Transit «Björn Steiger», 1:87
1640 руб
Автомобиль Ford® Mondeo «Taxi», 1:87, CH
1640 руб
Автомобиль Ford® Transit «Möbel Hubacher», 1:87, Чехия
1550 руб
Автомобиль Audi® A6 Avant «Taxi», 1:87, SE
1640 руб
Автомобиль Ford® Transit «Kelterei Possmann», 1:87
1640 руб
Автомобиль Fiat® Tipo «Guaride Financia», 1:87, Италия
1640 руб
Автомобиль Opel® Astra Caravan «Policie», 1:87, CZ
1640 руб
Автомобиль Ford® Transit «Brandschutzunterweisung», 1:87
1640 руб
Автомобиль Ford® Transit Militär Brandweer, 1:87, NL
1640 руб
Автомобиль Ford® Mondeo «Turnier Politie Brüssel», 1:87, Бельгия
2010 руб
Автомобиль Citroen® C3 DRK, 1:87
1640 руб
Автомобиль VW T4 «TWS Gas Entstördienst», 1:87, V
27%
1486 1080 руб
Автомобиль пожарной службы Ford® G997Т «Nürnberg», 1:87, 1941–1948
22%
2000 1553 руб
Автомобиль пожарной службы Ford® V 3000 «Feuerwehr», 1:87, 1941–1948
30%
2000 1399 руб
Автомобиль пожарной службы IFA® W50 «Feuerwehr», 1:87, 1965—1990
30%
2000 1399 руб
Автомобиль MB «Deutsche Post Nürnberg», 1:87, 1938–1944, Германия
26%
2000 1485 руб
Автомобиль Opel Blitz «Deutsche Post Nürnberg», 1:87, 1930—1954, Германия
32%
2000 1350 руб
- 1
- 2
- Следующая
Министерство транспорта США | USAGov
Департамент транспорта отвечает за планирование и координацию федеральных транспортных проектов. Он также устанавливает правила безопасности для всех основных видов транспорта.
Сведения об агентстве
Акроним:
DOT
Веб-сайт:
Департамент транспорта (DOT)
Контактное лицо:
Обратитесь в Департамент транспорта
Подать жалобу на безопасность транспортного средства
Подать жалобу на авиаперелет
Местные офисы:
Устройство для установки детского автокресла
Основной адрес:
1200 New Jersey Ave., SE
Вашингтон, ОКРУГ КОЛУМБИЯ 20590
Электронная почта:
Номер телефона:
1-202-366-4000
Бесплатный номер:
1-855-368-4200
Телетайп:
1-800-877-8339
Государственное учреждение:
Исполнительный департамент
Головное агентство
- Белый дом
Связанное агентство
- Федеральное авиационное управление
- Национальное управление безопасности дорожного движения
- Бюро транспортной статистики
- Федеральное управление автомобильных дорог
- Федеральное управление безопасности автомобильных перевозчиков
- Федеральное управление железных дорог
- Федеральное транспортное управление
- Морская администрация
- Управление безопасности трубопроводов и опасных материалов
- Канцелярия помощника секретаря по исследованиям и технологиям
- Корпорация развития морского пути Святого Лаврентия
Поделиться этой страницей:
Transportation.

Избранная публикация
-
В этом руководстве описаны элементы, соображения, инструменты и методы исследования, а также требования к отчетности для геотехнических исследований недр для транспортных сооружений. Это второе издание, которое заменяет первое издание 1988 года, было обновлено с учетом достижений в области геофизических исследований, полевых и лабораторных испытаний; проектирование, основанное на надежности, в соответствии со спецификациями проектирования мостов AASHTO LRFD, 9издание; и методы реализации проекта. Эти обновления являются справочными материалами по планированию, выполнению и использованию исследований недр и геотехнических характеристик в целях .....
ПодробнееКупить сейчас
Новые публикации
-
Стандартные спецификации для транспортных материалов и методов отбора проб и испытаний, а также предварительные стандарты AASHTO («Стандарты на материалы») содержат спецификации, рекомендуемые методы и методы испытаний, обычно используемые при строительстве дорожных сооружений.
Также публикуются предварительные стандарты, позволяющие специалистам-практикам использовать их на ранних стадиях исследований или разработок. Помимо типичных изменений, направленных на гармонизацию отраслевых стандартов, обновление технологии и общее улучшение стандартов, 42-е издание включает многочисленные изменения, связанные с .....
ПодробнееКупить сейчас
Новые публикации
-
В этом руководстве представлены рекомендации по планированию, проектированию и эксплуатации пешеходных зон вдоль и поперек улиц и автомагистралей. В частности, в руководстве основное внимание уделяется определению эффективных мер по размещению пешеходов на полосе отчуждения, а также описанию соответствующих методов размещения пешеходов, которые различаются в зависимости от типа проезжей части и объекта. В нем также признается глубокое влияние планирования землепользования и дизайна территории на мобильность пешеходов. Руководство предназначено для использования планировщиками, проезжей.
....
ПодробнееКупить сейчас
Новые публикации
-
Спецификации проектирования мостов AASHTO LRFD предназначены для использования при проектировании, оценке и восстановлении мостов. В спецификациях используется методология расчета коэффициентов нагрузки и сопротивления (LRFD) с использованием коэффициентов, разработанных на основе текущих статистических данных о нагрузках и характеристиках конструкции. Это 9-е издание включает изменения почти во все разделы спецификаций.
Купить сейчас
Новые публикации
-
Настоящие спецификации руководства содержат рекомендации по разработке спецификаций контрактов на перевозку и являются национальным стандартом передовой практики в строительстве автомагистралей и дорог. Это основанное на консенсусе руководство используется государственными и местными агентствами в качестве стандартного требования к контрактам на строительство дорог и служит основой для использования этими агентствами при разработке собственных строительных спецификаций.