Сонаты это


Что такое соната, история сонаты

Что такое соната, история сонаты

 

История мировой музыкальной культуры тесно связана с беспрерывной эволюцией человека. Музыка с древних времён в жизни людей играла важную роль. Она помогала выражать разные эмоции, развивать воображение и воспитывать эстетический вкус, то есть являлась одним из ценнейших средств формирования личности. Это побуждало род человеческий к изобретению новых музыкальных инструментов, а также к созданию и совершенствованию самых разнообразных вокальных и инструментальных жанров. Так, например, в результате усердных изысканий, для претворения творческих замыслов композиторов, более трёх столетий назад зародилась «соната», которая и в нынешнее время считается одной из самых гибких и универсальных музыкальных форм.

 

 

Что такое соната?

Соната. Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов. Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.

Чаще всего сонаты представляют собой трёх или четырёхчастные циклические произведения, однако композиторы также писали одно, двух и пятичастные композиции, а образцом тому могут служить сочинения Скарлатти, Листа, Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Какова же классическая схема построения сонатного цикла?

Как правило, динамичная первая часть произведения, пишется в форме «сонатного аллегро», которая являясь одной из самых развитых форм инструментальной музыки, включает в себя такие разделы, как экспозиция, разработка и реприза. Впрочем, бывают исключения и иногда композиторы сонатную форму заменяют на вариационную.

Вторая, медленная часть композиции обычно отображает какой - либо природный пейзаж или возвышенные человеческие чувства. Её форма может быть сложной трёхчастной или сонатной, но сокращённой, то есть без разработочного раздела.

Если «соната» имеет четыре части, то далее следует грациозный менуэт или оживлённое скерцо, написанные в сложной трёхчастной форме.

Заключительная часть произведения – это жизнеутверждающий, оптимистичный, а иной раз драматический финал, который обычно заключён в форму рондо, рондо-сонаты, а иногда вариаций.

Необходимо отметить, что композиторы, в зависимости от художественного замысла произведения, довольно часто делали вариантные перестановки частей, не соответствующие классической модели «сонаты». Примером тому является «Лунная» соната великого Бетховена, а также вторая соната Шопена, включающая знаменитый «Траурный марш».

 

Популярные сонаты

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная». Произведение было написано в 18001 году и посвящено юной возлюбленной Бетховена графине Джульетте Гвиччарди. Такое поэтическое наименование соната получила после кончины композитора. Так её назвал немецкий литератор Людвиг Рельштаб в своей статье, посвящённой творчеству гениального маэстро.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная» (слушать)

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая». В композиции, созданной великим музыкальным гением в 1799 году, отображены два совершенно противоположных мира. Это грёзы и мечтания лирического героя, а также злая, реальная действительность, которая бесцеремонно вторгается в воображаемый мир героя и окрашивает его в сумрачные тона.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая» (слушать)

 

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор . Эту композицию называют самым мрачным произведением в жанре сонаты. Она начинается угрюмыми аккордами, а далее, в третьей части, звучит музыка, впоследствии ставшая самым знаменитым «похоронным маршем».

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор. (слушать)

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. Особую популярность произведение получило из-за финальной части, которую в народе называют «Турецким маршем». Оно было создано великим композитором в 1783 году. Моцарт любил исполнять эту композицию на концертах, так как она всегда вызывала бурный восторг у публики.

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. (слушать)

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. Этот прекрасный образец юношеского творческого периода композитора, был написан Гайдном в 1754 году. Он пленяет своей эмоциональностью и жизнерадостностью, а отличительной особенностью данной композиции является то, что все её части написаны в одной тональности.

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. (слушать)

 

 

История сонаты

Соната. Впервые этот термин начал применяться ещё во времена далёкого Средневековья, которое в истории мировой музыкальной культуры величают «эпохой вокальной музыки». Уже было создано множество самых разнообразных инструментов, однако главным их предназначением было сопровождение пению, танцам, торжественным приёмам и театральным представлениям, а словом «соната» в ту пору именовали вокальные композиции, исполняемые под аккомпанемент того или иного инструмента. Затем в процессе развития музыкального искусства, когда поэтапно стали формироваться различные инструментальные жанры, данный термин стали употреблять в ином значении. Например, в XVI веке на заглавном листе популярных тогда небольших музыкально-поэтических произведений, как правило, лирического содержания, именуемых мадригалами, делалась подписка «da cantare e sonare», то есть для пения и игры, а вскоре все музыкальные композиции стали разграничивать двумя терминами: «кантата» - это вокальное и «соната» - инструментальное произведение.

В следующем XVII столетии «сонаты» стали вполне самодостаточными сочинениями, сформировавшимися, как самостоятельный жанр. Изначально это были пьесы только полифонического склада, которому затем на смену пришёл гомофонно-гармонический способ изложения музыкального материала. Количество частей в данных произведениях варьировалось от одной до пяти, а музыкальная форма, применяемая авторами, в нынешнее время получила наименование «старинная сонатная».

Необходимо подчеркнуть, что «сонаты» эпохи барокко отличались большим разнообразием. В их числе были клавирные произведения, а также пьесы для солирующих инструментов, например, флейты, скрипки, виолончели. Причём эти композиции исполнялись как с аккомпанементом, так и без него. Следующим видом сочинений данного жанра, заслуживающим особого внимания, были пьесы для трёх инструментов - «трио-сонаты», которые поначалу разделялись на церковные (sonata da chiesa) и светские (sonata da camera). Церковные «трио-сонаты» исполнялись во время богослужения и обычно представляли собой четырёхчастные полифонические циклы с продолжительными разделами, следующими в определённом контрастном темповом порядке. Светские или камерные «трио-сонаты», весьма напоминающие сюиты, были предназначены для домашнего музицирования. Они включали в себя, располагающиеся в свободной последовательности небольшие танцевальные номера. Важно также отметить, что помимо перечисленных видов, в эпоху барокко «сонатами» называли произведения для различных ансамблевых составов, а иной раз увертюры к операм, вступления к кантатно-ораториальным произведениям и начальные разделы крупных инструментальных сочинений сюитного строения. Упомянутые выше произведения есть в творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Алессандро и Бенедетто Марчелло, Джованни Легренци, Доменико Скарлатти, Джузеппе Тартини, Жан-Мари Леклер, Жан-Фери Ребель, Арканджело Корелли, Георга Телемана.

 

 

Во второй половине XVIII века, то есть в период венского классицизма, слово «соната» воспринимается, как один из самых богатейших и в то же время сложнейших жанров камерной музыки, который по праву начинает занимать ведущее положение. С появлением молоточкового фортепиано особый расцвет получили клавирные «сонаты», но от них не отставали произведения и для других солирующих инструментов. А вот в названии ансамблевых пьес с двумя или более инструменталистами данный термин появлялся уже не часто, то есть фортепианное трио, например, со скрипкой и виолончелью, «сонатой» именовался значительно реже.

Нельзя оставить без внимания, что особый вклад в развитие жанра «сонаты» внесли Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Муцио Клементи. В своих композициях они тщательно оттачивали форму «сонатного allegro», а само произведение всё чаще создавали в виде трёхчастного, реже четырёхчастного цикла с быстрыми крайними разделами.

Важнейшее место в сонатном цикле того времени занимала подвижная первая часть, которая практически всегда композиторами сочинялась в форме «сонатного аллегро». В следующем разделе произведения, который своим лирическо-созерцательным характером и соответственно более спокойным темпом контрастен первой части, авторы были более свободны в выборе структуры и довольно часто в качестве второй части вводили менуэт. Заключительный раздел «сонаты», самый быстрый и активный в цикле, сочинялся в форме рондо, рондо-сонаты и иногда вариаций.

Высочайшего пика в своём развитии «соната» достигла в творчестве великого Людвига ван Бетховена, которого и сегодня считают законодателем в данной сфере. Он создал тридцать две сонаты для фортепиано, десять для скрипки и пять для виолончели, значение которых переоценить невозможно. Им присущи особая глубина содержания, широкий круг образов, яркая конфликтность, симфоническая масштабность и размах. Музыкальный язык в сонатах композитора, которые всё чаще представляют собой четырёхчастный цикл, становится более сложным. Нередко вся драматическая нагрузка с первой части переносится в финал, а вводящиеся связки между разделами, объединяют произведение в единое целое.

В наступившую затем эпоху романтизма, несмотря на то, что набирали популярность такие малые формы инструментальной музыки, как ноктюрн, песня без слов, прелюдия и этюд, жанр «сонаты» продолжал своё интенсивное развитие. Композиторы, осознанно стремившиеся продолжать классические традиции, всё же переосмысливали и обогащали жанр, насыщая его новыми образами, характерными для романтической поэмности. В произведениях, пропитанных созерцательной лирикой, ярко проявилось мелодическое начало, в основу которого легли народно-песенные элементы. Появились новые приёмы выразительности, подчёркивающие особую красоту мелодического и гармонического языка, а для достижения большего единства в сонатных циклах, нередко имеющих программное содержание, которое отображалось в названии сочинений, стал прямо применяться принцип монотематизма.

Именно в романтический период были созданы самые знаменитые «сонаты», а авторство этих превосходных шедевров принадлежит Францу Шуберту, Феликсу Мендельсону, Фредерику Шопену, Роберту Шуману, Ференцу Листу, Иоганнесу Брамсу, Эдварду Григу, Сезару Франку.

В двадцатом веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к которому обращались практически все известные композиторы, сочиняющие академическую музыку.  При этом, предлагая своё прочтение и трактуя данный музыкальный жанр в духе нового времени, они давали «сонате» совершенно иной облик. Из зарубежных композиторов, насытивших жанр новыми образами и своеобразными средствами выразительности, необходимо особо отметить Габриеля Форе, Поля Дюка, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Макса Регера, Венсан д Энди, Кароля Шимановского, Камиля Сен-Санса, Бела Бартока, Кшиштофа Пендерецкого.

Нельзя оставить без внимания вклад в развитие жанра «сонаты» русских и советских композиторов. Замечательными художественными достоинствами отмечаются сочинения Антона Рубинштейна, Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Николая Мясковского, Анатолия Александрова, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина, Дмитрия Шостакович, Дмитрия Кабалевского, а Александра Скрябина именуют композитором, который перекинул мост от романтической к современной «сонате».

 

 

Интересные факты

  • Некоторые музыковеды - исследователи творчества великого Бетховена, утверждают, что «Лунная соната» предвосхитила творчество композиторов-романтиков, и этот шедевр даже именуют самым первым ноктюрном.
  • Бетховен стал насыщать свои произведения особым драматизмом после того, как понял, что на него надвигается страшный недуг. К моменту сочинения «Патетической сонаты» он практически уже ничего не слышал.
  • Франц Шуберт за свою творческую жизнь написал двадцать три сонаты, однако наивысшую оценку, то есть величайших творческих достижений композитора, получили три последние сонаты. Он написал их практически перед самой свой кончиной в 1828 году.
  • Одним из самых плодовитых композиторов в жанре сонаты считается итальянский композитор эпохи барокко Доменико Скарлатти. В его творческом арсенале пятьсот пятьдесят пять сонат, которые в нынешнее время записаны на 34 CD-дисках.
  • Знаменитый «Похоронный марш» является третьей частью сонаты си-бемоль минор великого Фредерика Шопена. Композитор был первым, кого провожали в последний путь под эту музыку.
  • Свою первую сонату Моцарт сочинил в 1762 году, когда маленькому гению было всего шесть лет. Это было произведение для скрипки. Через два года зальцбургский вундеркинд был автором уже десяти подобных композиций.
  • До недавнего времени считалось, что от авторской рукописи Ля мажорной сонаты Моцарта, которая знаменита своим финалом, то есть «Rondo alla turca», уцелела лишь последняя страница. Однако в 2014 году заведующему архивом Национальной библиотеки города Будапешта в запасниках удалось обнаружить ещё четыре авторские страницы этого произведения. Как драгоценная рукопись оказалась в Венгрии до сих пор остаётся загадкой.

 

Соната. Этот удивительный музыкальный жанр, возникнув триста лет назад, не ушёл в прошлое, а успешно существует и поныне. Претерпев значительные изменения, сегодня он предстаёт перед слушателями во всём богатстве вариантов, ведь по своему содержанию это не только многосоставная, но и самая сложная музыкальная форма, которую сопоставляя с литературными произведениями можно сравнить не только с повестью, но и с романом.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Соната

Соната

Соната (от латинского и итальянского "sonare", "звучать") - музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, обычно в 3-х или 4-х частях (бывают сонаты и одночастные (Ф.Лист "По прочтении Данте") и пятичастные (И.Брамс соната ор.5). Чаще всего сонаты пишутся для фортепиано или для инструмента в сопровождении фортепиано.
До классической эпохи термин "соната" обозначал различные формы произведений, которые игрались на инструментах, в отличие от "кантат" - вокальных произведений. Композитор и сейчас, по желанию, может назвать любое инструментальное сольное произведение "соната".

 

В начале 19 века слово стало обозначать не только музыкальное произведение, но и принцип составления крупномасштабных работ, т. е. "сонатная форма". "Сонатная форма" применяется во многих инструментальных жанрах и рассматривается, наряду с фугой, как один из двух основных методов организации, интерпретации и анализа концертной музыки.
В общем случае первая и последняя часть сонаты пишуться в быстром темпе, среднии части в медленном темпе. Первая часть имеет свою собственную внутреннюю структуру, называемую "сонатная форма", т.е "сонатная форма" не относится ко всей сонате, а только к первой части. Сонатная форма используется во многих других жанрах музыки, таких как симфония, концерт, увертюра и другие. 

Традиционная форма состоит из трёх основных разделов: экспозиция, разработка и реприза, иногда добавляется кода. Экспозиция определяет основные материалы: главная мелодия (группа мелодий) в основной тональности, затем контрастные мелодии в доминантной тональности.
В разработке музыка развивается, разделяясь на несколько тем, появляются новые варианты мелодии.
В репризе повторяется экспозиция, но обычно в другой тональности и с другими изменениями.
Кода (если есть) подводит итог всей части.
Этот способ построения сонатного цикла и первой её части использовался почти всеми композиторами с середины 18-го века до сегодняшнего дня. Он даёт возможность создавать очень драматические произведения. Конечно, оставляя авторам свободу использовать его по-разному, и они очень плодотворно использовали эту возможность, практически каждый композитор имеет в своём творчестве несколько сонат.
Термин "сонатина", буквально "малая соната", часто используется для коротких или технически легких сонат.
 

Возможно, самым известным произведением этой формы является Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 ("Лунная соната") Людвига ван Бетховена.


 

  • Назад
  • Вперед

Добавить комментарий

Ускорение цифровой трансформации с помощью Platformation™

Platformation™

Цифровая трансформация под руководством платформы

Взаимодействуйте с подключенной экосистемой, проводите интеллектуальные транзакции, внедряйте инновации с помощью открытых систем, масштабируйтесь по рынкам и сегментам — с цифровой трансформацией на основе платформы

100003

Industries

Розничная торговля

Цифровые розничные решения, включенные в Best в классных платформах

Производство и распределение

Гибные цепочки поставок для потребительских товаров и производителей

Travel

Платформы и ИТ -растворы, которые управляют цифровым путешествием

ISV

и ИТ -растворы, которые управляют цифровым путешествием

ISV

и ИТ -растворы. Программное обеспечение Digital Ready для эпохи SaaS и PaaS

Отрасли сферы услуг

Расширение возможностей вашей команды с помощью современной облачной платформы

Услуги Platformation™

Platformation™ Business Consulting

Ускорение трансформации предприятия с помощью PLATFORMATION™

Подробнее

Данные и аналитика

Увеличение и сохранение клиентской базы с помощью лучших в своем классе решений

3

Подробнее Трансформация

Повышение эффективности бизнеса благодаря переходу в облако

Подробнее

Передовые технологии

Обеспечение цифровой трансформации предприятия с помощью передовых технологических решений

Подробнее

Взаимодействие с клиентами и коммерция

Будущее взаимодействия с клиентами и коммерции

Подробнее

Цифровое обеспечение и управляемые услуги

Тестовые платформы и решения для цифрового тестирования3

далее

Платформенные инженерные услуги

Предоставление предприятиям возможности для модернизации существующей ИТ-инфраструктуры

Читать More

Dynamics

Цифровые готовые розничные и распределительные решения на платформах Dynamics

Читать More

Платформы

  • Отраслевые платформы
  • Технологические платформы

Brick и Click 9003 9002.

Читать дальше

Современная дистрибуция

Расширение возможностей компаний по трансформации цепочки поставок и операций дистрибуции для достижения конкурентной эффективности

Подробнее

Торговля сырьевыми товарами и управление рисками

Цифровая платформа для трейдеров и производителей для управления сложными цепочками поставок товаров

Подробнее

Цифровая туристическая платформа Rezopia

Интегрированная цифровая туристическая платформа для сквозного управления

3

3

Подробнее

Halosys

Создание, защита, управление и развертывание портфеля корпоративных приложений

Подробнее

Kartopia

Платформа электронной коммерции, адаптированная к вашим потребностям

Подробнее

Точка зрения

Белые книги

Sonata является давним партнером Microsoft по альянсу и имеет проверенный послужной список

Подробнее

Мы Блоги

1 Знайте, что этика должна информировать ИИ. Но какая этика?

Подробнее

Видео

Сосредоточение внимания на планировании поездок Точки взаимодействия могут помочь туристическим компаниям максимизировать влияние

Подробнее

О нас | Программное обеспечение Соната

о нас

Sonata — глобальная технологическая компания, специализирующаяся на платформенной цифровой трансформации, помогая компаниям стать подключенными, открытыми, интеллектуальными и масштабируемыми. Методология Platformation™ компании Sonata объединяет отраслевой опыт, передовые технологии платформы, инновации в дизайне и модели стратегического взаимодействия для обеспечения устойчивой ценности для клиентов. Доверенный партнер мировых лидеров в сфере розничной торговли, производства, дистрибуции, путешествий, услуг и программного обеспечения. Портфель программного обеспечения Sonata включает платформу Brick & Click Retail Platform©, Modern Distribution Platform©, Rezopia Digital Travel Platform©, Kartopia E-commerce Platform© , Платформа автоматизации корпоративного развития Halosys©, Платформа торговли сырьевыми товарами и управления рисками© CTRM и Платформа KODO - AI Powered Customer Experience (CX). Платформенный подход Sonata гарантирует, что сервисы, созданные на основе Microsoft Dynamics 365, Microsoft Azure, AWS, облачной инженерии и управляемых сервисов, будут выполнять обещания платформы. Являясь мировым лидером в области цифровых технологий, включая Интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение, роботизированную автоматизацию процессов, чат-ботов, блокчейн и кибербезопасность, сотрудники и системы Sonata воспитываются, чтобы соответствовать нашему стремлению к совершенству в бизнес-технологических решениях.

Платформация

Платформация: управление цифровой повесткой дня и ускорение трансформации предприятия

В то время как предприятия по всему миру пытаются создать осмысленный подход к цифровой трансформации, современные «рожденные цифровыми» компании успешно создают огромные ценности и разрушают существующие бизнес-модели. Также очевидно, что «Платформы» являются секретным соусом успеха цифровых компаний Born. Как традиционные предприятия могут внедрить платформенное мышление в свой путь цифровой трансформации? Могут ли существующие компании думать как цифровые аборигены в рамках своей цифровой трансформации?

Платформа — это наш уникальный подход, который помогает существующим предприятиям выполнить свои задачи по цифровой трансформации. Мы используем возможности платформ, чтобы помочь клиентам создавать и внедрять бизнес-модели на основе платформ. Сочетая инженерное мастерство с отраслевым опытом, горизонтальными знаниями ниши, активами платформы и интеллектуальной собственностью, Sonata помогает создавать открытые, подключенные, интеллектуальные и масштабируемые платформы, которые сегодня составляют основу современного цифрового бизнеса.

Платформа облегчает взаимодействие между предприятиями, потребителями и игроками экосистемы, тем самым раскрывая ценность. Это позволяет быстро реагировать на меняющиеся требования клиентов с помощью инновационных услуг/продуктовых предложений, создающих ценность для всех заинтересованных сторон. В сочетании с инновационным подходом, основанным на дизайнерском мышлении, от управления цифровой повесткой дня до реализации с использованием «прирожденных цифровых», специализированных активов и акселераторов, клиенты могут действительно ускорить трансформацию своего предприятия независимо от того, на каком этапе своего цифрового пути они находятся.

Платформация позволяет организовать цифровую экосистему и выполнять цифровые бизнес-процессы за счет сочетания характеристик платформы.

Как законодатели моды в этой концепции, мы считаем, что платформы — это гораздо больше, чем просто набор технологических слоев. Создание надежной цифровой платформы требует объединения различных технологических платформ для информационных систем, данных и аналитики, Интернета вещей, экосистемы и платформ взаимодействия с клиентами.

Цифровые платформы, созданные с использованием платформы Platformation, воплощают и обеспечивают следующие возможности и функции:
Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)