Виды торможения


Виды торможения и как правильно тормозить – советы новичку

Львиная доля ДТП на дорогах происходит по вине тех, кто не знает как правильно тормозить на светофорах, перекрестках и других сложных участках. Опытному водителю легче сориентироваться, чем новичку, но и тот не всегда успевает совершить нужный маневр вовремя. Прежде чем отправляться на участки с интенсивным трафиком, рекомендуем ознакомиться с теорией и попрактиковаться на автодромах. От техники торможения зависит не только безопасность всех участников дорожного движения, но и состояние машины.

Основные виды торможения

Метод торможения напрямую зависит от типа коробки передач в автомобиле. На автомате это сделать проще всего: плавно надавливать на педаль тормоза до полной остановки. Если с тормозной системой возникли проблемы или вы движетесь по крутому спуску, тогда целесообразнее тормозить двигателем. Для этого используются режимы S, L и кнопка Hold. Совсем иначе обстоит дело с механической коробкой передач. Она в принципе сложнее в управлении, а потому имеет некоторые особенности при торможении.

Выделяют два основных вида снижения скорости:

  • штатное — в типичных условиях, не требующее спешки;
  • экстренное — по причине внезапно возникшего препятствия.

Только штатное торможение может быть безопасным и эффективным, а потому требует беспрекословного соблюдения правил. Экстренное же не дает возможности выбрать способ остановки и рассчитать тормозной путь, но при грамотных действиях помогает сохранить жизнь себе и другим участникам дорожного движения.

Штатное торможение

Остановка в определенном месте без сопутствующих обстоятельств, которые потребовали бы резкого торможения, называется штатной. На автомобилях с механической КПП правильно тормозить двигателем — это удобно, несложно и экономно. При регулярном применении метода можно существенно выгадать на топливе. Когда в поле зрения показалось место предполагаемой остановки, всё, что нужно сделать — не трогая сцепление, плавно отпустить «газ». При этом неважно какая включена передача, когда стрелка тахометра опустится до 40 км/ч.

Двигатель прекращает основную работу, препятствует дальнейшему вращению колес и естественным образом замедляет движение машины. Если больше ничего не предпринять, по итогу такого типа торможения мотор заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно сделать следующее:

  • выжать сцепление;
  • перевести ручку МКПП в нейтральное положение;
  • плавно нажать на педаль тормоза.

Есть и другой вариант, при котором не нужно дожидаться холостого хода — самостоятельно переключать передачи на понижение. В этом случае торможение произойдет еще быстрее, и дополнительно тормозить педалью скорее всего не придется. Подобный способ подходит только для водителей с большим опытом. Новички неизбежно столкнуться с резкими толчками при переключении передач — это не просто некомфортно, но и наносит вред самому автомобилю.

Комбинированное торможение на автомобиле

Комбинированное торможение предполагает сочетание медленной остановки двигателем с нажатием тормоза. Благодаря включенной передаче, колеса не застопорятся во время маневра, а значит машина всегда будет под контролем водителя. Автомобиль будет тормозить быстрее, эффективнее и безопаснее, чем при использовании одной педали тормоза и выжатого сцепления.

Применять комбинированное торможение правильнее всего при небольшом расстоянии до препятствия, так как остановка произойдет быстрее. Порядок действий при этом несложный:

  1. Убрать ногу с педали газа и плавно нажать на сцепление.
  2. Отпустив газ, начинать понемногу выжимать педаль тормоза.
  3. При достижении холостого хода задействовать сцепление, перевести МКПП в нейтральное состояние, остановить автомобиль.

Как и в случае обычного штатного торможения, при комбинированном подача топлива прекращается. Но преодолеть заданную дистанцию удастся быстрее, поэтому способ уместен в сложных ситуациях на дороге.

Экстренное торможение

Экстренное торможение неизбежно при внезапно возникшем препятствии на дороге. При нем невозможно предугадать в каком месте остановится автомобиль, а весь процесс обязательно сопровождается громким визгом шин. При резком нажатии на педаль тормоза колеса блокируются, и без вращательных движений продолжают по инерции двигаться вперед. Управлять машиной в этот момент невозможно, поэтому изменить направление ее движения принудительным образом нельзя.

Правильное торможение и экстренное имеют между собой мало общего. Цель первого — остановиться максимально быстро, невзирая на сопутствующие обстоятельства. Чтобы минимизировать ущерб, причиняемый автомобилю, и не растеряться в подобной ситуации, можно пройти курс экстремального вождения. Чем больше будет практики, тем меньше шансов оказаться участником тяжелого ДТП. Опытные водители рекомендуют использовать по возможности прерывистое экстренное торможение:

  • максимально выжать педаль тормоза;
  • при возникновении визга слегка ослабить давление на педаль;
  • после исчезновения характерного звука снова с силой нажать на тормоз.

Повторять эти манипуляции нужно до полной остановки машины. При этом не рекомендуется трогать сцепление и переводить ручку коробки передач в нейтральное состояние. Нажимать на сцепление имеет смысл только на маленькой скорости, и только при условии, что до препятствия удастся остановиться.

Как останавливаться на машине при наличии системы ABS?

Система АБС препятствует блокировке колес даже на скользкой дороге. Прерывистое экстренное торможение здесь не имеет никакого смысла, так как антиблокировочный механизм делаем все сам. Все, что нужно от водителя для быстрой остановки автомобиля: выжать сцепление и зажать педаль тормоза. В этот момент можно услышать специфический стук, который свидетельствует о том, что ABS работает. Какой бы качественной, дорогой и эффективной не была система, она не обеспечит безопасное торможение и не защитит от ДТП. Нельзя полагаться сугубо на технику, поэтому ездить нужно с адекватной скоростью и в трезвом виде.

Как новичку тормозить на машине с МКПП?

В дороге то и дело возникают спорные ситуации, из которых водитель должен найти правильный выход. Опытному человеку сделать это проще, ведь он уже чувствует автомобиль и знает, чем чреваты те или иные его действия. Новичкам разобраться с проблемами торможения сразу достаточно сложно. Начать следует с теории и ознакомления с правилами поведения на разных участках и типах дорог.

Категорически не допускается тормозить в повороте с выключенной передачей. На этом участке в принципе нельзя резко останавливаться, но если обстоятельства заставляют это делать, то:

  • нажимайте на педаль тормоза до того, как войдете в поворот;
  • не выжимайте сцепление и не трогайте МКПП.

Если колеса заблокируются, машина сорвется с траектории и ее занесет в неизвестном направлении. Включенная передача делает автомобиль более устойчивым. Еще один специфический момент — торможение на спуске. Чтобы не подвергать колодки чрезмерным нагрузкам, правильнее всего тормозить двигателем. Подключать педаль тормоза можно только в том случае, если авто разгоняется до слишком высокой скорости. Двигаться по спуску следует с той же включенной передачей, что и в гору.

Отдельного внимания заслуживает передвижение по скользким дорогам. Если из-за ваших действий заблокируются колеса, говорить о безопасном торможении даже нет смысла. Автомобиль перестанет «слушаться» и станет совершенно неуправляемым. Чтобы затормозить машину, стоит использовать метод прерывистой остановки, удерживая колеса на грани пробуксовки. Главное, всегда оставлять включенной передачу.

Виды торможения автомобиля 2022-2023 ПДД, КоАП, ГИБДД онлайн

Одним из самых сложных маневров при вождении автомобиля можно считать процесс торможения. Для того чтобы делать это успешно и, главное, безопасно, важно обладать определенными умениями и навыками, которые дадут возможность использовать разнообразные способы торможения автомобиля.

Виды торможения автомобиля
Профессионалы выделяют шесть главных видов торможения автомобиля:

  • частичное торможение. В этом случае скорость снижается постепенно, не останавливая автомобиль полностью;
  • полное торможение. От предыдущего способа этот отличается только тем, что скоростной режим сбавляется вплоть до абсолютной остановки транспортного средства;
  • стояночное торможение. Этот способ подразумевает полную фиксацию машины в одном положении, используя для этого ручной тормоз. Применяется, как правило, если транспортное средство необходимо где-либо оставить на какое-то время: на паркинге, около магазина и пр.;
  • аварийное торможение. Данный вариант торможения автомобиля применяется исключительно в нестандартных ситуациях, когда иные способы регулировки оказываются неэффективными, например, тормоза неисправны. Этот способ подразумевает использование таких элементов конструкции как обшивка дверец, мягкие элементы кузов. Благодаря ним сила удара при столкновении значительно уменьшается;
  • служебное торможение. Этот вид используется в стандартных условиях управления автомобилем как при его частичной, так и при абсолютной остановке. Этот процесс полностью контролирует водитель, ориентируясь на собственный покой и безопасность пассажиров;
  • экстренное торможение.   Применяется, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Главной задачей такого торможения автомобиля является как можно быстрее и эффективнее снизить скоростной режим, учитывая влияние внешних обстоятельств.

Способы торможения

Выделяют несколько наиболее успешных способов торможения. К ним относятся:

  • торможение  с помощью двигателя и коробкой переключения передач;
  • торможение с усилием;
  • импульсный способ торможения;
  • торможение с понижением или повышением усилия.

Торможение двигателем
Это один из самых простых способов затормозить во время управления авто в спокойном режиме. Суть метода заключается во включении пониженной передачи с целью сбросить обороты мотора и понизить скорость. Этот способ применяется, как правило, для машин с КПП механического типа.

Применять данный способ можно в любой ситуации, но особо эффективен он будет при езде в плохих погодных условиях, на спусках, то есть в те моменты, когда сцепление резины с дорогой становится более слабым.

Торможение с усилием
Это наиболее эффективный способ в том случае, если основная система торможения не срабатывает. В такой ситуации можно с пятой скорости сразу переключиться не только на вторую, но даже на первую скорость. Но при этом важно учитывать некоторые моменты!

Такой способ торможения автомобиля может привести к большой нагрузке на работу двигателя и коробки передач, а это может вывести агрегат из строя. Конечно, в экстренной ситуации это не столь важно, поскольку выбирать нужно собственную жизнь.

Импульсное торможение
Такой способ еще называют прерывистым. Данная процедура заключается в полном выжимании тормозов с коротким отпусканием. Применяют для машин, в которых отсутствует система ABS. Что касается периодичности этих действий, то этот показатель зависит от конкретной ситуации. Важно, чтоб первое усилие было не очень интенсивным, в противном случае неизбежна блокировка ведущих колес. Чаще всего такой способ применяется совместно с торможением при помощи двигателя.

Ступенчатое торможение
Таким способом пользуются практически все. Повышать усилие следует во время плохой погоды, а понижать тогда, когда сцепление покрышек с дорогой отличное, и автомобиль передвигается на высокой скорости.

Удачи на дорогах!

Автор: Евгений Михайлов 

Типы тормозных систем и типы тормозов

В большинстве тормозов используется трение с двух сторон колеса, коллективное нажатие на колесо преобразует кинетическую энергию движущегося объекта в тепло. Например, рекуперативное торможение превращает большую часть энергии в электрическую энергию, которая может быть сохранена для последующего использования. Вихретоковые тормоза используют магнитные поля для преобразования кинетической энергии в электрический ток в тормозном диске, лезвии или рельсе, который преобразуется в тепло.

Ниже приведены наиболее распространенные типы тормозных систем в современных автомобилях. Всегда полезно знать, какие из них подходят для вашего автомобиля, чтобы упростить поиск и устранение неисправностей и обслуживание.

Гидравлическая тормозная система:

Эта система работает на тормозной жидкости, цилиндрах и трении. Создавая давление внутри, эфиры гликоля или диэтиленгликоль заставляют тормозные колодки останавливать движение колес.

• Усилие, создаваемое гидравлической тормозной системой, выше по сравнению с механической тормозной системой.
• Гидравлическая тормозная система считается одной из важных тормозных систем современных автомобилей.
• Вероятность отказа тормозов в случае гидравлической тормозной системы очень мала. Прямое соединение между приводом и тормозным диском или барабаном значительно снижает вероятность отказа тормоза.

Электромагнитная тормозная система:

Электромагнитные тормозные системы можно найти во многих современных и гибридных автомобилях. Электромагнитная тормозная система использует принцип электромагнетизма для достижения торможения без трения. Это служит для увеличения срока службы и надежности тормозов. Кроме того, традиционные тормозные системы склонны к проскальзыванию, в то время как это поддерживается быстрыми магнитными тормозами. Таким образом, без трения или необходимости смазки эта технология предпочтительна в гибридах. Кроме того, она имеет довольно скромные размеры по сравнению с традиционными тормозными системами. В основном используется в трамваях и поездах.

Чтобы заставить электромагнитные тормоза работать, магнитный поток, проходящий в направлении, перпендикулярном направлению вращения колеса, мы видим быстрый ток, текущий в направлении, противоположном вращению колеса. Это создает силу, противодействующую вращению колеса, и замедляет его.

Преимущества электромагнитной тормозной системы:

• Электромагнитное торможение быстро и дешево.
• При электромагнитном торможении нет затрат на техническое обслуживание, таких как периодическая замена тормозных колодок.
• Используя электромагнитное торможение, производительность системы (например, при более высоких скоростях и больших нагрузках) можно повысить.
• Часть энергии поступает в источник питания, следовательно, эксплуатационные расходы снижаются.
• При электромагнитном торможении выделяется незначительное количество тепла, тогда как при механическом торможении тормозные колодки выделяют огромное количество тепла, что приводит к отказу тормоза.

Тормозная система с сервоприводом:

Также называется вакуумным или вакуумным торможением. В этой системе давление, прикладываемое водителем к педали, увеличивается.

Они используют разрежение, создаваемое в бензиновых двигателях системой впуска воздуха во впускную трубу двигателя или с помощью вакуумного насоса в дизельных двигателях.

Тормоз, в котором усилие используется для снижения усилий человека. В автомобиле вакуум двигателя часто используется для того, чтобы заставить большую диафрагму изгибаться и управлять цилиндром управления.

• Усилители тормозной системы с сервоприводом, используемые с гидравлической тормозной системой. Размер цилиндра и колес практически не используются. Вакуумные усилители увеличивают тормозное усилие.
• При нажатии на педаль тормоза разрежение со стороны усилителя сбрасывается. Разница в давлении воздуха толкает диафрагму для торможения колеса.

Механическая тормозная система:

Механическая тормозная система приводит в действие ручной или аварийный тормоз. Это тип тормозной системы, в которой тормозное усилие, прикладываемое к педали тормоза, передается на последний тормозной барабан или дисковый ротор с помощью различных механических соединений, таких как цилиндрические стержни, точки опоры, пружины и т. д., чтобы остановить транспортное средство.

Механические тормоза использовались в нескольких старых автомобилях, но в настоящее время они устарели из-за меньшей эффективности.

Типы тормозов:

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Дисковый тормоз представляет собой механизм для замедления или остановки вращения колеса от его движения. Дисковый тормоз обычно изготавливается из чугуна, но в некоторых случаях он также изготавливается из композитов, таких как углерод-углерод или композиты с керамической матрицей. Это связано с колесом и/или осью. Чтобы остановить колесо, фрикционный материал в виде тормозных колодок прижимается к обеим сторонам диска. Вызванное трением колесо на диске замедлится или остановится.

БАРАБАННЫЕ ТОРМОЗА

Барабанный тормоз представляет собой традиционный тормоз, в котором трение вызывается набором колодок или колодок, которые прижимаются к вращающейся детали в форме барабана, называемой тормозным барабаном.

Термин «барабанный тормоз» обычно означает тормоз, в котором колодки давят на внутреннюю поверхность барабана. Там, где барабан зажимается между двумя колодками, как в стандартном дисковом тормозе, его иногда называют «зажимным барабанным тормозом», хотя такие тормоза встречаются относительно редко.

Различные типы торможения двигателя постоянного тока

Различные типы торможения двигателя постоянного тока

  • Посмотреть увеличенное изображение
Двигатели постоянного тока

очень актуальны и используются во многих промышленных машинах и приложениях. Независимо от того, в какой отрасли вы работаете, вероятно, где-то каким-то образом задействован двигатель постоянного тока.

Если вы читаете это, велика вероятность, что вам нужны новые тормоза для вашего двигателя постоянного тока. Хорошей новостью является то, что двигатели постоянного тока преобразуют прямую электрическую энергию в механическую и очень эффективны. Существует несколько различных методов торможения двигателей постоянного тока.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о типах торможения двигателей постоянного тока.

Электрическое и механическое торможение

Существует два типа тормозных систем: электрические и механические. Первое, на что следует обратить внимание при рассмотрении типов тормозных систем, это то, что электрические всегда лучше механических. На это есть несколько причин.

Во-первых, электрические тормоза быстрее и эффективнее во всех отношениях.

Электрические тормоза также сэкономят вам больше денег в дороге. Это связано с тем, что они выделяют меньше тепла, что может привести к отказу и снижению затрат на техническое обслуживание с течением времени. В некоторых случаях они возвращают часть генерируемой энергии обратно в источник питания, что снижает затраты.

Электрические тормозные системы также позволяют управлять более высокими скоростями и нагрузками.

Электрические типы торможения двигателей постоянного тока

Итак, лучше всего использовать электрические тормоза, но какие существуют типы тормозных систем для двигателей постоянного тока? Читайте дальше, чтобы узнать о трех типах систем и о том, когда они применимы.

1. Рекуперативное торможение

Рекуперативное торможение используется, когда приводная нагрузка заставляет двигатель постоянного тока работать на скорости выше скорости холостого хода. Это приводит к реверсированию тока двигателя и превращает его в электрический генератор.

В этом случае двигатель фактически не останавливается. Скорее, он используется для контроля и снижения скорости, когда она превышает скорость без нагрузки.

Рекуперативное торможение также приводит к тому, что часть генерируемой энергии возвращается в источник питания. Однако, если мощность нагрузок, подключенных к линии, меньше рекуперируемой мощности, мощность может не поглощаться и может привести к пробою изоляции.

2. Динамическое торможение 

Другим видом торможения является динамическое торможение, также называемое реостатным торможением. Этот метод торможения, как правило, менее эффективен, поскольку генерируемая энергия рассеивается в виде тепла.

Динамическое торможение происходит, когда происходят две вещи. Во-первых, он отключен от источника питания, а во-вторых, тормозной резистор быстро подключается через якорь. Кинетическая энергия, хранящаяся в двигателе, преобразуется в электрическую энергию, которая превращается в тепло.

Регенеративное торможение обычно используется для управления скоростью двигателей, приводящих в движение нагрузки, например, в электрических лифтах, локомотивах, кранах и подъемниках.

Рекуперативное торможение обычно используется для управления скоростью двигателей, приводящих в движение нагрузки, например, в электровозах, лифтах, кранах и подъемниках.

3. Блокировка

Блокировка или торможение обратным током происходит, когда клеммы якоря или полярность питания двигателя постоянного тока с независимым возбуждением меняются местами. В результате питающее и индуктивное напряжения в конечном итоге действуют в одном направлении и в конечном итоге обеспечивают удвоенное напряжение питания.

Подключение считается неэффективным, так как мощность, подаваемая нагрузкой и источником, тратится на сопротивление.


Learn more


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)