Вязкость масла это


Что такое вязкость моторного масла и как выбрать масло по вязкости?

16.02.2022

Характеристики масла во многом зависят от его вязкости. Однако существует еще и такое понятие как индекс вязкости.

Чем отличаются эти параметры и как учитывать их при подборе моторного масла? Обо всём по порядку.

Что такое вязкость моторного масла

Вязкость — это способность масла оказывать сопротивление перемещению одной его части (или слоя) относительно другой. Соответственно, чем выше значение вязкости, тем гуще смазочный материал.

Широко распространено определение вязкости по стандарту SAE J300. Подробно о классификации SAE мы говорили в большом материале о том, как выбрать моторное масло.

Вязкость —

один из основных показателей для моторного масла. Важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, могло протекать по масляным каналам и защищать детали двигателя от износа и трения. Однако в непрогретом моторе вязкость масла увеличивается, а его текучесть снижается.

В соответствии со стандартом SAE J300 моторное масло должно соответствовать следующим требованиям:

  • Прокачиваемость. Насос должен без проблем качать масло по системе. Особенно это актуально при низких температурах.
  • Работа при высоких температурах. Масло не должно испаряться и расходоваться на угар.
  • Защита двигателя от износа и перегрева во всех температурных диапазонах.
  • Обеспечение минимальной силы трения между отдельными парами в двигателе.
  • Уплотнение зазоров между деталями цилиндро-поршневой группы.

На эти свойства моторного масла влияют динамическая и кинематическая вязкости. Их обозначение есть на канистре моторного масла. Например, одно из самых распространённых — 5W-40.

Первая цифра и буква означают динамическую вязкость, последнее число — кинематическую. В разговорной речи эти обозначения часто называют «вязкость на холодную» и «вязкость на горячую».

Что такое индекс вязкости

Индекс вязкости — это показатель, у которого нет единиц измерения: чем он выше, тем меньше вязкость масла зависит от температуры. Масло с высоким индексом вязкости быстрее поступает в зону трения при низких температурах, а при высоких — эффективнее снижает износ.

Низкий индекс вязкости означает затруднения во время запуска мотора в холодную погоду или снижение защиты деталей от износа при нагреве.

Стоит подчеркнуть: вязкость определяет текучесть жидкости в данный момент и при данных обстоятельствах. Индекс вязкости указывает на изменение вязкости при изменении температуры. Проще говоря: чем выше индекс вязкости, тем лучше, а вот вязкость нужно подбирать в соответствии с температурой внешней среды, при которой используется автомобиль.

Динамическая вязкость

Динамическая, или абсолютная, вязкость характеризует силу сопротивления маслянистой жидкости. Сила возникает во время движения двух слоёв масла, удалённых на расстояние в один сантиметр и движущихся со скоростью 1 см/с. Единица измерения силы — Па•с (мПа•с). обозначается английской аббревиатурой CCS. Тестирование отдельных образцов выполняется на специальном оборудовании — ротационном вискозиметре.

Степень вязкости показывает, при какой температуре можно запускать холодный двигатель. Рядом с цифровым значением стоит латинская буква W — первая буква слова winter («зима»).

В соответствии со стандартом SAE J300 динамическая вязкость всесезонных (и зимних) моторных масел определяется так:

  • 0W — обеспечивает лёгкий запуск ДВС при температуре до —35 °С;
  • 5W — при температуре до —30 °С;
  • 10W — при температуре до —25 °С;
  • 15W — при температуре до —20 °С;
  • 20W — при температуре до —15 °С.

Отметим, здесь речь идёт именно о запуске, или проворачиваемости, коленчатого вала. Прокачиваемость в каждом случае будет на 5 градусов ниже.

Для большинства регионов России масла со значением 10W и выше не могут быть рекомендованы как всесезонные. Это указано в допусках разных автопроизводителей для машин, предназначенных для российского рынка. Для России оптимальны масла с низкотемпературной характеристикой 0W или 5W.

Кинематическая вязкость

Кинематическая, или высокотемпературная вязкость — это величина, показывающая время, за которое некоторое количество жидкости проходит через отверстие определённого диаметра в специальном приборе — капиллярном вискозиметре.

Измеряется высокотемпературная вязкость в мм²/с. Альтернативная единица измерения — сантистокс (сСт). Есть следующая зависимость: 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c.

Наиболее популярные классы кинематической вязкости по стандарту SAE — 20, 30, 40, 50 и 60.

Зависимость следующая: чем меньше класс, тем масло жиже. И наоборот, чем выше — тем больше вязкость. Лабораторные тесты проводят при трёх температурах: плюс 40 °С, плюс 100 °С и плюс 150 °С. Так можно увидеть динамику изменения вязкости в разных условиях: нормальных (плюс 40 °С/ плюс 100 °С) и критических (плюс 150 °С). Эти значения приняты за основные точки, хотя испытания проводятся и при других температурах.

При повышении температуры плотность вещества уменьшается, и это значит, что при постоянной динамической вязкости кинематическая будет увеличиваться. И наоборот: при снижении температуры кинематические коэффициенты снижаются.

В последнее десятилетие в мировом автопроизводстве есть тенденция к снижению высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига — HTHS. Использование масел с низким HTHS экономически и экологически оправдано: такие масла дают большую экономию топлива по сравнению с продуктами с более высокой вязкостью. Подробнее о показателе HTHS мы писали в отдельной статье.

Меньшая вязкость приводит к снижению сопротивления деталей мотора, к увеличению мощности, снижению износа в некоторых узлах двигателя. Кроме того, при использовании маловязких масел выброс СО₂ в атмосферу значительно меньше, чем у масел более высокой вязкости. Подробно об этом мы говорили в одном из прошлых материалов.

Стоит лишь отметить: если двигатель не спроектирован под маловязкие масла (с низким HTHS), использование таких продуктов в нём недопустимо. Поэтому ещё раз напомним: первоочередным фактором при выборе масла будут рекомендации завода-изготовителя авто. Полный чек-лист по выбору можете найти здесь.

Что будет, если неправильно выбрать вязкость

Слишком густое или недостаточно вязкое масло может вызвать износ деталей, что в итоге приведёт к дорогому ремонту или замене двигателя.

Если масло слишком густое, могут возникнуть проблемы:

  • Рабочая температура двигателя будет повышаться, поскольку тепло будет отводиться хуже. Однако при езде на невысоких оборотах и/или в холодную погоду это не критично.
  • Интенсивная нагрузка и/или езда на высоких оборотах может спровоцировать износ отдельных деталей и самого двигателя.
  • Высокая температура двигателя приводит к ускоренному окислению масла, из-за чего оно быстрее теряет свои свойства.

Нельзя заливать маловязкие масла в двигатель, который на них не рассчитан. В противном случае могут возникнуть следующие ситуации:

  • Масляная защитная плёнка на поверхности деталей будет очень тонкой, и детали не получат должной защиты от механического износа и воздействия высоких температур.
  • Большое количество масла будет уходить в угар— высокий расход расход.
  • Возникает риск появления так называемого клина мотора, что грозит сложным и дорогим ремонтом.

Заключение

Вязкость — важный, но не единственный параметр выбора масла. Большую роль играют другие показатели: допуски автопроизводителя, лицензии по стандартам ACEA, API или ILSAC(подробнее о классификации можно узнать в нашем материале), тип базового масла (синтетика, полусинтетика, минералка), особенности конструкции двигателя.

Самая точная информация о том, какое масло необходимо для вашего двигателя, содержится в технической документации к автомобилю. Кроме того, выбрать нужный продукт поможет наш онлайн-подборщик.

К списку статей

Классификация по вязкости. Степени вязкости SAE

Вязкость масла - это основной показатель качества, который является общим для всех масел. Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade - SAE VG). -1 в соответствии со степенью летнего ряда (без буквы W).

Классификация SAE J300 используется производителями двигателей для определения степеней вязкости моторных масел пригодных для использования в их двигателях и производителями масел при разработке новых составов, производстве и маркировке готовых продуктов. Стандартные ряды вязкости:

Всесезонные (multigrade) масла, состоят из комбинации зимнего и летнего ряда разделенные знаком "тире" (например, SAE 10W-40), другие виды записи являются неверными, и использование аббревиатуры SAE для них недопустимо (например SAE 10W/40 или SAE 10W40). Серия всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60.

 

Таблица 3.1. Степени вязкости SAE для моторных масел (SAE J300 APR97)

Примечания: 1 сСт = 1 мм?/с; * При запуске холодного двигателя, вязкость проворачивания, измеряется на вискозиметре CCS; ** В отсутствии напряжения сдвига, измеряется на вискозиметре MRV; *** Для масел SAE 0W-40, 5W-40 и 10W-40; **** Для масел SAE 40, 15W-40, 20W-40 и 25W-40.

Рис. 3.1. Зависимость вязкости моторного масла от температуры (сезонных SAE 10W и SAE 40 и всесезонного SAE 10W-40)

По спецификации SAE J300, вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Летнее масло имеет достаточную вязкость, чтобы обеспечить надежное смазывание при высокой температуре, но оно слишком вязкое при низкой температуре, в результате чего при низкой температуре воздуха затрудняется пуск двигателя. Маловязкое зимнее масло облегчает холодный пуск двигателя при низкой температуре, но не обеспечивает его смазывание летом, когда температура масла в двигателе превышает 100°С. Именно по этим причинам наибольшее распространение сегодня получили всесезонные сорта масел, имеющие меньшую зависимость вязкости от температуры. Таким образом степень вязкости SAE помогает определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя - его проворачивание стартером, прокачивание масла насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.

5W-30 | ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ | CASTROL USA

Информация о посещаемости сайта и файлы cookie

Мы используем файлы cookie (и эквивалентные технологии) для сбора и анализа информации о работе нашего сайта и обеспечения его функционирования. Файлы cookie также позволяют нам и третьим лицам настраивать рекламу, которую вы видите при посещении нашего сайта и других сторонних веб-сайтов в той же онлайн-сети, включая социальные сети. Нажимая «Согласен», вы соглашаетесь на такое использование файлов cookie. Если вы не согласны или хотите получить дополнительную информацию, вы можете изменить настройки файлов cookie, нажав на предоставленную ссылку.

Управление настройками файлов cookie

Если вашему автомобилю требуется моторное масло 5W-30, Castrol предлагает полный спектр вариантов для удовлетворения потребностей каждого водителя и производителя транспортных средств.

Моторное масло

5W-30 является одним из наиболее распространенных классов вязкости и доступно от Castrol в усовершенствованных полностью синтетических, премиальных полностью синтетических и синтетических вариантах.


Для чего подходит масло 5W-30?
  • Castrol EDGE, передовое полностью синтетическое моторное масло 5W-30, является самым сильным маслом Castrol и отличным вариантом для тех, кто хочет для своего автомобиля самого лучшего.
  • Castrol GTX FULL SYNTHETIC — полностью синтетическое масло премиум-класса 5W-30, обеспечивающее превосходную защиту от износа.
  • Если на одометре вашего автомобиля более 75 000 миль, Castrol GTX High Mileage 5W-30 поможет защитить систему выхлопа и продлить срок службы двигателя.
  • Формула Castrol GTX Ultraclean 5W-30 двойного действия
  • была разработана для удаления старого шлама и предотвращения образования нового шлама. Отсутствие масла обеспечивает чистоту двигателей.

Масло Кастрол Эдж 5w-30

Castrol EDGE 5W-30 обеспечивает превосходную прочность моторного масла для двигателей, которые работают интенсивнее из-за более высокого давления в двигателе, помогая вашему автомобилю максимизировать производительность.

Масло Castrol Edge 5w-30 A3/B4

Castrol EDGE 5W-30 C3 обеспечивает превосходную прочность моторного масла для двигателей, которые работают интенсивнее из-за более высокого давления в двигателе, помогая вашему автомобилю максимизировать производительность.

Масло Castrol High Mileage 5w-30

Castrol EDGE High Mileage 5W-30 с технологией Fluid TITANIUM представляет собой передовое полностью синтетическое моторное масло, специально разработанное для автомобилей с пробегом более 75 000 миль.

Масло Castrol Edge Extended Performance 5w-30

Castrol EDGE Extended Performance 5W-30 с титановым FST обеспечивает непревзойденную защиту критически важных деталей двигателя, обеспечивая оптимальную производительность.

Масло Castrol Gtx Ultraclean 5w-30

Castrol GTX ULTRACLEAN 5W-30 специально разработано для предотвращения вредного накопления шлама. уменьшают масляные отложения и обеспечивают ежедневную защиту вашего двигателя.

Масло Castrol Gtx High Mileage 5w-30

Castrol® GTX® High Mileage™ 5W-30 — бренд №1 для автомобилей с большим пробегом — представляет собой полусинтетическое моторное масло премиум-класса, специально разработанное для автомобилей с пробегом более 75 000 миль.

Полностью синтетическое масло Castrol GTX 5W-30

Castrol GTX Full Synthetic 5W-30 обеспечивает максимальную защиту от износа и отложений, помогая продлить срок службы вашего двигателя.

Что означает вязкость (и как она влияет на ваш двигатель)?

Вязкость моторного масла является мерой его сопротивления течению. Масло с низкой вязкостью (например, 0W-20) течет быстрее, чем масло с высокой вязкостью (например, 20W-50).

Для примера представьте себе воду и мед. При наливании из емкости вода течет гораздо быстрее, чем мед.

Это связано с тем, что когда на жидкость действуют внешние силы (например, гравитация), молекулы внутри жидкости движутся друг против друга, что приводит к трению молекул, препятствующему потоку.

Вязкость является мерой этого внутреннего трения или его сопротивления потоку.

Полезно думать об этом в следующих терминах:

  • Тонкий и легкий  описывают жидкости с низкой вязкостью
  • густые и тяжелые  описывают жидкости с высокой вязкостью

таблица вязкости моторного масла На диаграмме показаны минимальные и максимальные допустимые пороговые значения, которым должно соответствовать моторное масло, чтобы оно соответствовало указанной вязкости.

Класс масла для зимы, или «W», определяется на основе его характеристик при холодном пуске, что имитирует вращение двигателя при постепенно более низких температурах. Также измеряется способность масла течь при постепенно более низких температурах. Чем ниже рейтинг «W» (например, 0W), тем быстрее течет масло в холодном состоянии и тем легче ваш двигатель заводится.

Второе число (например, «20» в 5W-20) определяется на основе вязкости масла после достижения двигателем рабочей температуры, т. е. 100ºC (212ºF).

Что означает вязкость для защиты двигателя?

Итак, что все это означает для защиты вашего двигателя?

Проще говоря, вязкость является наиболее важным свойством смазочного материала. То, как оно реагирует на изменения температуры, давления или скорости, определяет, насколько хорошо масло защищает ваш автомобиль.

Смазочные материалы со слишком низкой вязкостью для вашего двигателя могут вызвать…

  • Повышенный контакт металла с металлом и износ
  • Повышенный расход масла, что приводит к вредным отложениям и частым доливкам
  • Негерметичность уплотнений

Смазочные материалы со слишком высокой вязкостью также могут повредить двигатель, вызвав…

  • Увеличение трения жидкости, снижение расхода топлива
  • Повышение рабочих температур, ускорение разрушения масла
  • Плохой пуск при низких температурах

Масло густеет при низких температурах…

Зимой при понижении температуры моторное масло густеет, течет медленнее и требует больше энергии для циркуляции.

Вот почему холодным зимним утром завести машину может быть труднее: коленчатый вал должен пройти через холодное густое масло, прежде чем он начнет вращаться достаточно быстро, чтобы двигатель запустился.

Посмотрите видео, чтобы увидеть разницу в текучести на холоде между синтетическим моторным маслом AMSOIL и обычным моторным маслом.

Если масло течет медленнее, компоненты двигателя могут подвергаться износу до тех пор, пока масло не нагреется настолько, чтобы течь по всему двигателю.

Как видно из видео, синтетика в этом плане превосходит обычное масло.

Вот почему зимой лучше использовать масло с более низкой вязкостью, если это разрешено производителем вашего автомобиля.

…и разжижается при нагревании

При повышении температуры происходит обратное.

Допустим, вы буксируете кемпер по межштатной автомагистрали в разгар лета.

Интенсивный нагрев двигателя приводит к разжижению масла. Если он станет слишком тонким, он не сможет должным образом отделить металлические компоненты во время работы, что приведет к износу.

Чем больше вязкость смазочного материала, тем большее давление или нагрузку он может выдержать и тем лучше он поддерживает разделение между движущимися частями.

Но у этих отношений есть пределы. Если вязкость слишком высока, масло не будет течь так быстро, и ваш двигатель будет работать интенсивнее и сжигать больше топлива.

Для разных транспортных средств требуется разная вязкость

Ключевым моментом является использование смазочного материала с правильной вязкостью для конкретного применения.

Кроме того, вы хотите использовать смазку, которая не загустевает в холодном состоянии, но при этом сохраняет свою способность защищать от износа в горячем состоянии.


Learn more


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)