Андре ситроен


Андре Ситроен – гений рекламы и маркетинга | АВТОСОЮЗ

Свидетельств тому, что Андре Ситроен самый, пожалуй, гениальный автомаркетолог всех времён и народов множество. Вспомним, с чего начиналось продвижение бренда Citroen.

В январе 1919 года во всех газетах Франции появились объявления о предстоящем появлении на рынке инновационного автомобиля – полностью укомплектованного, уже готового к эксплуатации. И по цене всего-то 7 250 франков! Такого Европа еще не видела, – за две недели на завод поступило 16 тысяч заявок. Так, не имея еще живого автомобиля, гениальный маркетолог Ситроен уже приступил к его продажам. Выход в свет первой модели нового бренда начался с рекламы. Что и обеспечило фантастический спрос обреченному на успех Citroen Type A.

фото Citroen

фото Citroen

Первый автомобиль под двойным шевроном – логотипом Ситроен – с 4-цилиндровым двигателем 1 327 куб.см, развивающий максимальную скорость 65 км/ч, сошел с конвейера полностью переоборудованного завода на набережной Жавель 28 мая 1919 года. А 7 июля первый Citroen прибыл к своему первому покупателю – скототорговцу месье Тестмолю из провинции Дордонь. После оформления покупки под аккомпанемент духового оркестра на шасси автомобиля была закреплена мемориальная табличка, и автомобиль №1 вручили хозяину.

К осени завод достиг объемов производства 100 единиц в день, Ситроен задействовал и мощности завода Mors, но спрос пока существенно опережал предложение. До конца года было выпущено 2,5 тыс. машин, за первый год продаж передано клиентам 10 тыс. автомобилей. Конкурентам такие объемы и не снились – то, что Ситроен выпускал в день, они собирали за год…

фото www.abmnews.com

фото www.abmnews.com

Citroen Type A, как и задумывался, стал первым европейским массовым автомобилем. Первым в Старом Свете автомобилем, сходящим с конвейера уже готовым к эксплуатации. Мало того, Citroen Type A – это первый в Европе автомобиль с левым расположением руля!

А бренд Citroen – первый в Европе автопроизводитель, обеспечивший свою продукцию разветвленной сетью сервисных станций. Любая техника может внезапно заболеть той или иной неисправностью. Но, по замыслу создателя, болезни Citroen не должны были доставлять особых неудобств их владельцам.

Не успел стихнуть ажиотаж вокруг Type A, как Ситроен подготовил к конвейеру вторую модель – более мощный и совершенный Citroen B2. Вывод на рынок происходил по той же схеме: сначала мощная рекламная кампания, затем собственно автомобиль. И если в самой модели каких-то особых революционностей не замечалось, то в предшествующей ее выходу рекламной кампании они были налицо: 20 февраля 1921 года Citroen представляет брендированную серию дорожных знаков для французских дорог.

фото Citroen

фото Citroen

И лишь пять месяцев спустя – как и в случае с первенцем, с конвейера сходит Citroen B2.

И уже 5 октября того же года на Парижском автосалоне состоялся дебют Citroen Type C, получившего в народе имя Le Petite Citron – «Лимончик». Автомобиля, превзошедшего по массовости Type A благодаря еще большей компактности и доступности. С конвейера сходило по 300 машинок в день, за 4 года жизни модели автомобилистами и автомобилистками стали более 80 тысяч европейцев.

Год спустя 12 октября 1922 года над головами парижан и гостей VII Парижского автосалона развернулось необычайнейшее зрелище.

фото Citroen

фото Citroen

Слово очевидцу – Илье Эренбургу, как раз в это время пребывавшему в столице Франции:

«Эйфелева башня высока. Над ней только небо. Следовательно, надо заняться небом. Продавцы мыла расписываются на железных заборах. Г-н Ситроен должен расписаться на небесной лазури. Он заказывает самолеты. Скромные товарищи Линдберга (только-только посетившего Париж знаменитого летчика – ред.) должны теперь выписать дымом по небу имя г-на Ситроена. Внизу парижане стоят, задрав головы, и дивятся. Они еще никогда ничего не читали на небе, кроме звездных иероглифов. Но иероглифы — это для египтологов или для детей. А г-н Ситроен расписывается обыкновенными латинскими буквами. Больше некуда скрыться от … (этих) букв. Они внизу и наверху. Они повсюду. Они светятся. Они покрывают поля. Они заслоняют солнце».

Впрочем, это еще не вершина креативных достижений Андре Ситроена, – самый яркий рекламный ход автопромышленника, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, случился позже. Да и рекламный креатив, отнюдь, не заменял в автотворчестве Ситроена технической инновационности. Параллельно с плановым выводом на рынок ожидаемых моделей человек-бренд вынашивал и весьма оригинальный проект гусеничного авто. История его рождения весьма занятна. И опять с русским следом. Но об этом в следующий раз.

фото www.thefamouspeople.com

фото www.thefamouspeople.com

НАЧАЛО – ... – ВЫ ЗДЕСЬ – ПРОДОЛЖЕНИЕ

#автосоюз

Страницы истории Citroen в хронологическом порядке:

1. Российский след в истории Citroen
2. Как Ситроен вошёл в автобизнес и причём здесь русский генерал
3. Андре Ситроен – гений маркетинга и рекламы
4. Андре Ситроен: кульминация жизни
5. Citroen: жизнь после жизни
6. Citroen – бренд правительственного уровня

#автоистория #история #история автомобилей #биографии знаменитостей #ситроен #французские автомобили #citroen

«Зубчик» на капоте. История жизни Андре Ситроена | Об автомобилях | Авто

Андре Ситроен родился в еврейской семье, фамилию его отца правильнее было бы читать как «Ситрун» или «Цитрон» (по голландским правилам, оттуда он родом). Но семья переезжала в зависимости от глобальных изменений, которые сотрясали мир на пороге XIX и XX века. Отец Андре был ювелиром и торговцем бриллиантами. Семья обосновалась в Париже, и фамилия Андре стала произноситься на французский лад: Ситроен. Он был еще маленьким, когда отец неожиданно покончил с собой, при этом оставив семье гигантское наследство и все свое дело, связи и точки сбыта. Казалось бы, все предрекало Андре такую же «ювелирно-торговую» карьеру. Но дело происходило на рубеже веков, это была эпоха грандиозного рывка технологий. Молодой Ситроен все больше восхищался индустриальным прогрессом. Окончательно его поразило открытие Эйфелевой башни, технического чуда своего времени. Андре навсегда решил быть не торговцем, а инженером. 

Свои инженерные идеи Ситроен собирал везде, где только мог. После окончания учебы он отправился ненадолго в Россию: навестить живущих в Одессе родственников матери. Там он увидел устройство местных обрабатывающих станков. Особенно ему понравились шевронные передачи, а конкретнее — формы зубцов. Они делались разных форм, — скругленные, угловатые — но именно в России Ситроен впервые увидел зубцы в форме буквы V. То, чего многие не замечают, просто глядя на «обычные шестеренки», поразило Андре. Дело в том, что именно эта простая форма как нельзя лучше подходит для передачи крутящего момента. Пустяковая для непосвященного человека мелочь на будущего инженера произвела мощное впечатление. Позднее Андре, уже вернувшись в Париж и устроившись по специальности на паровозный завод, внесет рационализаторское предложение использовать в тяжелом машиностроении шевронные колеса. Идея была принята, и ее реализация принесла заводу существенную прибыль. А первое по-настоящему прибыльное начинание Ситроена навсегда связало его с символом в виде буквы V. 

Французские русские снаряды

Правда, тогда еще Ситроен и не думал создавать автомобили. Но, как часто бывает, все решил случай. Во время Первой мировой войны Андре обратился к военному агенту Российской империи в Париже, графу Алексею Игнатьеву. Тот отвечал за размещение во Франции заказов для русской армии и их доставку в Россию. Ища новые возможности самореализации, Ситроен предложил графу построить завод по выпуску артиллерийских боеприпасов. 

Идея звучала несколько утопично. Французский инженер предлагал в кратчайшие сроки выстроить завод по выпуску артиллерийских боеприпасов: в первую очередь — шрапнели. Причем выдвинул необычайные условия: после выдачи аванса в 20% от всей суммы открыть завод в течение трех-четырех месяцев. Возможно, в другое время Игнатьев не стал бы ввязываться в сомнительное предприятие. Но Россия в Первую мировую вступила катастрофически неготовой. Промышленность империи, о развитии которой так громко рапортовали в Петербурге, даже хоть сколько-нибудь удовлетворительно не могла обеспечить армию необходимым количеством вооружения. Дошло до того, что армия России вооружалась старыми, уже снятыми с вооружения винтовками XIX века и оружием (тоже устаревшим), купленным у недавнего врага: Японии. Но особенно остро ощущался «снарядный голод»: в том числе из-за отсутствия боеприпасов русские терпели тяжелые поражения на немецком фронте. 

На фоне всего этого Игнатьев не мог игнорировать французское предложение. Проект был одобрен. Впоследствии Игнатьев, будучи уже не графом, а генерал-лейтенантом Советской армии (и инициатором создания Суворовского училища), в мемуарах напишет, как поразил его тогда Андре Ситроен своими организаторскими способностями. К оговоренному сроку он привез Игнатьева в заводские цеха, готовые начать выпуск снарядов и шрапнели для российской армии. Этот завод выпускал продукцию для Восточного фронта четко по графику и без брака строго до момента выхода изможденной России из войны. 

Организаторский талант Ситроена не мог простаивать. Он заработал состояние на производстве боеприпасов для России, но не мог просто так сидеть и ждать удобного случая. «Как вы считаете, сколько лет до следующей мировой войны?» — интересовался Ситроен у Игнатьева, который после революции продолжил работу в Париже уже для Советской России. «Около 20 лет», — ответил прозорливый Игнатьев, попав, как мы теперь уже знаем, в «яблочко». Ситроен не мог ждать 20 лет. Если нет военного производства, можно взяться за перспективную отрасль: автомобили. 

Шестеренка на капоте

Предприимчивый и расчетливый Ситроен переоборудует свой военный завод для выпуска массового автомобиля, в котором так нуждалась многолюдная Франция. За океаном уже миллионы американцев стали обладателями личного и недорогого автомобиля: там был «Форд». А Ситроен «развернулся» в стране, где машин было много, но они еще не были массовыми. Бюджетная доступность автомобиля стала секретом успеха. В 1919 году компания Citroën начала выпуск открытых малолитражных машин. Первая модель, Type A («тип А»), стоила 7950 франков. Это примерно равнялось годовому заработку квалифицированного рабочего, а для такой прорывной технической новинки считалось низкой ценой. Машина имела четырехцилиндровый 1,4-литровый мотор мощностью 18 лошадиных сил и развивала максимальную скорость в 60 км/ч. 

Но Type A была лишь «пробой пера». По-настоящему «прорывной» и очень финансово успешной моделью стал компактный Citroën С, выпущенный в 1922 году. Под его капотом располагался легкий 856-кубовый мотор мощностью в 11 лошадиных сил. Казалось бы, невелика мощность, но из-за небольших размеров самого автомобиля и легкого кузова машина справлялась со своими обязанностями. Она же давала и новый уровень удобства: Citroën С комплектовался электростартером и электрическими фарами, а управлять им было физически легче, так что справиться с этим могла и женщина. 

Citroën-Wagen. Фото: www.globallookpress.com

Все это сделало компанию Андре Ситроена одним из лидеров европейского автомобилестроения. А его самого — звездой. Он славился как новатор и великолепный организатор. А еще — как «селебрити» своего времени. Ситроен был завсегдатаем лучших казино. Правда, говорил, что в этом процессе его привлекает не сама игра, а скорее то, как все это обсуждают, как журналисты описывают буквально каждое его движение на рулетке или с картами в руках. В частности, многие годы рекордным проигрышем в казино Монте-Карло считается именно неудача Андре Ситроена. В 1926 году он одномоментно спустил там 13 миллионов франков. Небывалая, колоссальная сумма, аналог нескольких десятков миллионов долларов в современном мире. 

Губительный шедевр

Судьба, благоволившая Андре, как обычно, сыграла с ним злую шутку. Его лучшая машина стала одновременно и шедевром, и «могильщиком» компании. Это легендарный Citroën 7А Traction Avant. Инженеры компании спроектировали во многом инновационный, но еще и очень удобный и красивый автомобиль. На него ставились моторы объемом 1,6 и 2,0 литра, развивающие 35 и 56 лошадиных сил соответственно. Но главный элемент был вынесен в само название. Traction Avant с французского переводится как «передний привод». Это была не первая переднеприводная машина в мире. Но первая, которой так удачно удалось совместить в себе многие конструкторские решения. Здесь был цельнометаллический несущий кузов (впервые примененный именно компанией Ситроена), независимая подвеска. И потенциал переднего привода был использован «по полной». За счет отсутствия карданного вала машина получилась очень просторной. Автомобиль не мог не быть успешным, это был потенциальный «хит продаж» не только во Франции, но и во всей Европе. 

Citroën 7А Traction Avant. Фото: wikipedia.org/ Traction.fr

Но все это великолепие было слишком дорогим в производстве. Финансовый кризис, задолженности гнавшейся за инновациями компании, да еще и азартные игры самого Андре привели Citroën к банкротству. Буквально за долги вся компания достается другой легендарной французской фирме: производителям шин Michelin. Это произошло в 1934 году. 

Новые владельцы смогут организовать и отладить выпуск Traction Avant. Этот автомобиль станет одним из самых известных в первой половине века. Дальше «машины с шевроном» продолжат свой победный путь. Модель Citroën 2CV станет настолько дешевой и доступной, что буквально «посадит Францию на колеса» и будет выпускаться с сороковых годов аж до конца восьмидесятых. В пятидесятые годы выйдет экстравагантная модель Citroën DS, названная экспертами лучшим автомобилем XX века. В семидесятые Citroën снова придет к банкротству и будет куплена Peugeot (а впоследствии сольется с ней в одну компанию). 

Espectacular este #TractionAvant de 1952. Elegancia y estilo propios. pic.twitter.com/rvNSNzoG70

— Garaje Las Flores (@GarajeLasFlores) 24 июня 2017 г.

Но всего этого Андре Ситроен уже не застанет. В 1935 году, в возрасте 57 лет, он умрет в Париже от рака, всего на год пережив независимость своей автомобильной компании, в эпоху расцвета которой Эйфелева башня, которая так поразила в свое время молодого Андре, будет нести гигантские буквы CITROЁN, расположенные сверху вниз. И сейчас во всех уголках мира можно встретить машину со значком в виде перевернутой буквы V, которую молодой фрацузский инженер увидел в России.

Ситроен, Андре Гюстав | это... Что такое Ситроен, Андре Гюстав?

Андре Гюстав Ситроен
Имя при рождении:

Андре Гюстав Ситроен

Род деятельности:

промышленник

Дата рождения:

5 февраля 1878(1878-02-05)

Место рождения:

Париж

Гражданство:

Франция

Подданство:

Франция

Дата смерти:

3 июля 1935(1935-07-03) (57 лет)

Место смерти:

Париж

Разное:

масон

Андре Гюстав Ситроен (фр. André Citroën; 5 февраля 1878 — 3 июля 1935) — французский промышленник, создатель концерна «Citroën» и автомобиля под тем же наименованием, масон.

Андре Густав Ситроен родился в Париже. Он был пятым ребенком в семье нидерландского бизнесмена еврейского происхождения — торговца алмазами и другими драгоценными камнями — Леви Ситруна (нидерл. Levie Citroen). Андре Ситроену не успело исполниться и шести лет, его отец кончает жизнь самоубийством[источник не указан 821 день] и оставляет семье огромное состояние. Только один пай Леви Ситруна в заокеанском предприятии составлял — 1 млн франков, деньги огромные. Но несмотря на расширенные связи в финансовых кругах торговцев алмазами, Андре Гюстав Ситроен предпочитает не следовать по стопам отца. Андре планирует поступать в политехническую школу, чтобы затем стать инженером. Завершив обучение, Ситроен отправляется на военную службу[1][2].

Был членом масонской ложи «Lodge La Philosophie Positive» в Париже. [3]

Примечания

Москва | С днем рождения, Андре Ситроен!

5  февраля весь автомобильный мир празднует день рождения основателя компании Citroёn (Ситроен) Андре Ситроена. Любители французских автомобилей смогут  посмотреть выставку  ретро-Citroёn на ВДНХ.

В 1919 году Андре Ситроен основал небольшую компанию, назвал ее своим именем. Дело закрутилось, понеслось, поехало:  первый автомобиль с несущим кузовом, многие технологические инновации, позволившие достигнуть небывалого комфорта для того времени, новые требования по экономичности и безопасности. Автомобиль становится как рабочей лошадкой для многих слоев общества, так и показателем статуса.

Интересна история создания «Ситроен-2CВ». Перед проектировщиками была поставлена необычная задача – новый автомобиль должен быть заменить крестьянину лошадь – на испытаниях суметь провезти по полю лукошко яиц, да так, чтобы ни одно не разбилось. Конструкторы сделали такую машину. Сейчас она смотрится неказисто, но для своего времени была настоящей  звездой, даже снялась во многих фильмах.

«Богиня», «летающая тарелка» — как только не называли  «Ситроен-ДС». Этот французский раритет хорошо известен старшему поколению как летающий автомобиль Фантомаса – легендарного преступника, за которым гонится  не менее легендарный комиссар Жюв. Всем известен этот эпизод – на полосе аэродрома машина Фантомаса  набирает скорость, у нее появляется хвостовое оперение, выдвигаются крылья, начинается работать реактивный двигатель – и автомобиль превращается в маленький самолет. Фантастически красивый дизайн, невероятно плавный ход  благодаря пневмомеханической подвеске. Когда в 1919 году Андре Ситроен выпустил свой первый автомобиль, мог ли он представить, что и через 100 лет автомобили с его именем будут колесить по дорогам всего мира? Так в чем же секрет долголетия и популярности Citroën? Андре Ситроен, как никто другой, понимал настроение эпохи и потребности своих современников. Он одним из первых создал концепцию демократичного автомобиля, доступного каждому.

Для него общение с людьми было основным источником вдохновения и идей, которые закладывались в основу технологических разработок.

С момента создания первого Citroën были заложены: комфорт, удовольствие от вождения и безопасность — ценности, актуальные на протяжении всей долгой и насыщенной событиями автоистории.

Михаил Ковалёв.

Фото автора.

Михаил Ковалёв

История французского автогиганта: Citroen

История всемирно известного концерна неразрывно связана с личностью его основателя. 

Француз из Одессы

Основатель известного концерна Андре Гюстав Ситроен появился на свет в столице Франции в 1878 году. Отец – родом из Одессы, крупный ювелир – ушел из жизни довольно рано, оставив большое наследство. Несмотря на доходный и уже налаженный бизнес, Андре не продолжил дело отца – торговля его не интересовала.

В 1889 году он намеревается стать инженером и начинает обучение в Политехнической школе. После окончания Андре работает в мастерских своих приятелей братьев Эстенов. Компания занимается изготовлением запчастей к паровозам.

Природная проницательность помогает Андре начать на заводе выпуск зубчатых колес. Изобретателем был неизвестный польский механик, а Андре своевременно распознал перспективность изобретения и выкупил патент на их производство. Шестерни необычной конической формы превзошли своих конкурентов по прочности. Компания приобретает славу за пределами Франции-  в Англии, Бельгии и даже в России шестерни пользуются популярностью.

Деятельность Ситроена до Первой мировой войны

В 1905 году Ситроен становится полноправным компаньоном братьев Эстенов. Эмблемой новой фирмы «Ситроен, Энстен и К» становятся схематичное изображение конических шестерен – ныне известный логотип Ситроен.

В 1908 году ему предлагают возглавить автомобильную компанию «Автомобили Морс», переживающую в то время период упадка. С привлечением новых умов и модернизацией процесса производства, продажи у компании резко возросли с 125 до 1200 автомашин в год.

Андре Ситроен едет в далёкую Америку на завод Генри Форда - перенимать опыт конвейерной сборки.

Первый завод Ситроен

Разразившаяся в Европе Первая мировая война несколько меняет планы предпринимателя. Деятельный и дальновидный Андре в какие-то пару месяцев разворачивает на берегу Сены масштабный выпуск боеприпасов. Его завод выпускает больше снарядов, чем все остальные фабрики Франции вместе взятые. Секрет успеха прост  - это «организация», как говорил сам Ситроен.

На заводе процесс производства в высшей степени оптимизирован. Экономия времени на всех заводских операциях – залог высокой производительности. Так, даже процесс питания рабочих был строго регламентирован. Происходил он в несколько смен в огромной столовой, занимал не более получаса. А процесс получения зарплаты происходил в нерабочее время и занимал всего 10 минут для всех 2500 работающих мужчин.

Завод Ситроена на набережной Жавель

После войны, получив немалую прибыль и располагая заводом, Ситроен приступил наконец-то к осуществлению своей мечты – выпуску автомобилей. 1919 год считается годом основания компании Ситроен. Андре наладил конвейерный способ сборки и начал выпускать всего лишь одну модель, превратив автомобиль в массовый товар. До конца года было выпущено более 2 500 автомобилей.

Андре Ситроен всегда был открыт для новых идей, которые он тут же внедрял в производство. Так, одним из первых в Европе он заменил ручной труд поточными линиями, стал изготавливать кузов из цельного листа металла, устанавливать дизельные двигатели на грузовые автомобили, использовать быстросохнущую краску для покрытия кузова и пр.

Более того, предприниматель делал упор на поддержание дружеских отношений в коллективе, лично обсуждая все конфликтные ситуации на всех уровнях.

Реклама – двигатель торговли

К началу 30-х годов марка Ситроен вышла на первое место по объемам производства. Для сбыта собственной продукции Андре Ситроен устраивал грандиозные рекламные компании. Помимо выставок и дорожных знаков с логотипом марки, постоянно устраивались автомобильные пробеги по спальным районам французских городов. Огромная стеклянная витрина украшала магазин Ситроен, открывая хороший обзор 6-ти ярусам автомобилей.

Самыми эффектными и запоминающимися рекламными компаниями стали: написанное в небе самолетом  и выложенное из 125 000 электрических лампочек на Эйфелевой башне название марки.

В начале 30-х годов году Андре Ситроен замыслил реконструировать свой завод в рекордные сроки – чуть меньше полугода. Вложив огромные средства в переоборудование, в условиях мирового кризиса и падения продаж в автомобильном секторе, Ситроену пришлось объявить себя банкротом.

Весной 1935 года он скончался от «неизлечимой болезни», навсегда вписав свое имя в историю мирового автопрома.

Звезда и смерть Андре Ситроена. Citroen Traction Avant

Фотограф Александр Ельчищев

Иллюстратор Александр Ельчищев

© Александр Ельчищев, 2021

© Александр Ельчищев, фотографии, 2021

© Александр Ельчищев, иллюстрации, 2021

ISBN 978-5-0055-1911-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Февраль. Достать чернил и плакать!

Б. Пастернак

5 февраля 1878 года в Париже родился Андре Гюстав Ситроен.

Его имя носит всемирно известная автомобильная марка, на счету которой целый ряд революционных технических и стилистических решений.

Ситроен первым на европейском континенте перенял заокеанский опыт конвейерной сборки автомобилей и применил в массовом автомобилестроении прогрессивный передний привод.

Многие привычные ныне вещи – инструкции по ремонту, годичная гарантия на машину с бесплатным устранением выявленных дефектов, продажа автомобилей в кредит – были впервые в Европе предложены его компанией.

В начале февраля 2021 года мне захотелось вспомнить этого замечательного человека, которому я отдал дань памяти на Монпарнасском кладбище в его родном Париже.

В этот город я не раз приезжал на мировые автосалоны, искал связанные с именем Ситроена места и встречался с фанатами марки, среди которых особо хочется отметить Эрика Массье дю Бьеста – автопутешественника с мировым именем и признанного авторитета среди владельцев Citroёn Traction Avant (интервью с ним в отдельной главе).

В начале 2000-х, тоже в феврале, я бронировал авиабилеты в Тунис, чтобы попасть на организованное Эриком ретроралли «Траксьонов», но по техническим причинам мероприятие не состоялось.

В далеком 1998 году я обратился к этой теме тоже в феврале, опубликовав в нижегородском еженедельнике «Биржа плюс авто» статью, посвященную 120-летнему юбилею Андре Ситроена.

Название книги созвучно с рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Мне показалось, что оно отражает то, чем был для Андре Ситроена Traction Avant и какую цену ему пришлось заплатить за него.

В книге, конечно, описана не вся богатая биография талантливого промышленника, а даны лишь несколько важных этапов его жизни, предшествовавших созданию подлинного шедевра на колесах.

Семейство «Траксьонов» стало сенсацией в довоенном автомобилестроении. Заложенные в них технические решения оказались настолько удачными, что выпуск этих переднеприводных машин продолжался рекордный срок – 23 года и четыре с половиной месяца.

Я мог бы глубже копнуть эту тему, но ограничился очерком, который можно быстро прочитать, не увязнув в технических деталях. Последние набраны мелким шрифтом или вынесены в Приложение в конце книги.

К ситроеновской теме давно неравнодушен.

Еще в юности, при «железном занавесе», увлекался фотографированием иномарок на улицах Ялты и считал удачей поймать в объективе милые душе автомобили с шевроном на капоте. Даже траур переживал, когда в середине семидесятых, купив газету «Юманите» (в СССР главный орган французских коммунистов свободно продавался в киосках Союзпечати), увидел накрытый полосатым покрывалом любимый «Ситроенчик». В то время марка переходила под контроль «Пежо».

В более зрелом возрасте работал и. о. техдиректора на дилерской ситроеновской станции техобслуживания в Нижнем Новгороде и стажировался в Москве на головной СТО этой марки.

Затем писал статьи в еженедельнике «Биржа плюс авто» и журнале «Автопробег» по ситроеновской и другим темам. Позже – книги. Например, «Куда можно поехать на этой «жестянке»? Летопись путешествий и приключений на Citroёn 2CV».

Сотрудничество

Если вы владелец Citroën Traction Avant, 2CV, другого аутентичного «Ситроена» до 1992 г., ретроавтомобиля иной французской марки (сами его восстановили или совершили на нем длительное путешествие) или редких масштабных моделей французских авто, пожалуйста, сообщите автору. О вашем любимце или коллекции узнает больше фанатов.

Если вы ищете летописца автопробега или компаньона для поездки на ситроеновский ретрофестиваль в Европу; человека, который напишет книгу о вашей коллекции или музее, при необходимости сделает сайт и будет его продвигать; если вам нужен перевод с французского и английского языков книг по автоистории, инструкций по ТО и ремонту автомобильных двигателей, обращайтесь к автору – в Одноклассниках, ВКонтакте, Фейсбуке или через контактную форму alex-elch.ru.

Замечания-дополнения принимаются со ссылками на авторитетные бумажные французские источники (страны-производителя), а еще лучше – на заводские материалы и только в корректной форме. Замеченные опечатки и логические нестыковки – в любой.

Мои книги на автомобильную тему:

Куда можно поехать на этой «жестянке»? Летопись путешествий и приключений на Citroen 2CV

Дорогами римских легионеров, или Куда приводят мечты. Автопутешествие из Рима в Париж и обратно

Зарубежные концепт-кары и прототипы. Конец XX – начало XXI века (1997—2006)

Канадский автомобильный музей. Canadian Automotive Museum

Все книги автора в интернет-магазинах: Ridero, Литрес, Озон, Amazon.

P. S.

Электронную версию книги лучше читать в формате PDF – более-менее сохраняется задуманная структура книги, отбивки и цитаты не сливаются с основным текстом. Оригинальная верстка, к сожалению, доступна лишь в бумажной версии книги.

Правила использования авторских фотографий

Все фото в книге авторские. Использование их в некоммерческих целях допускается только с указанием авторства (имени и фамилии) и активной ссылки на сайт http://alex-elch.ru.

Использование фото в коммерческих целях обговаривается с автором в каждом конкретном случае.

В архиве автора много и других автомобильных фотографий, например, с московских ретрофестивалей «Экзотика/Автоэкзотика» в Тушино (1997—2005), с мировых автосалонов, с гонок «Формула-1» (Монреаль, 2000) и крымских ралли.

Встреча на дорогах Лотарингии – Рене Вириг с супругой у своего свадебного Citroёn Traction Avant 11 CV (Франция, 1997)

Автомобильное бистро

Французы начинают трапезу с закуски. Дословно – с «входного блюда». Я тоже предлагаю приступить к моей любимой теме с входного пассажа об интересном парижском кафе.

Это не «Прокоп», не «Дом», не «Куполь» и не «Клозери де Лила», в которых завсегдатаями были художники, поэты и писатели. Это не знаменитая, но напрямую связанная с нашей темой кафешка или бистро, если выражаться на местный манер.

Считается, что французские кафе, где можно перехватить на скорую руку, своим названием обязаны нашим казакам, вступившим в Париж после победы над Наполеоном. Тамошние официанты хорошо запомнили русское «быстро», и парижане обогатили свой словарный запас еще одним неологизмом, заменив непроизносимую для них гласную.

Впрочем, такая лестная для нас трактовка оспаривается французами, хотя она и увековечена их же соотечественниками на мемориальной доске на монмартрском ресторане «La Mère Catherine».

Если вы оказались в районе выставочного комплекса Порт де Версаль (Porte de Versailles), где проходит знаменитый Парижский автосалон, при желании сможете перекусить не в обычном бистро, а с автомобильным антуражем.

Вам нужно найти на карте или в навигационном телефонном приложении «Бистро д’Андре» («Le Bistrot d’André») на углу улиц Леблан (rue Leblanc) и Сен-Шарль (rue Saint Charles). Это недалеко от станции метро Balard на одноименной площади.


«Le Bistrot d’André» на углу улиц Leblanc и Saint Charles

Бистро названо не в честь хозяина заведения, а носит имя талантливого промышленника, кавалера ордена Почетного легиона, которому французское автомобилестроение обязано многим. Да и европейское тоже.

Фамилию, которой нет на вывеске, в 1922 году во время открытия автомобильной выставки самолет выписывал в небе Парижа на протяжении пяти километров, а 4 июля 1925 года она засветилась гигантскими буквами на Эйфелевой башне.

 


Когда-то в это бистро захаживал сам Андре Ситроен (Париж, 2006)

Впрочем, вам недолго придется находиться в неведении – интерьер, украшенный масштабными моделями Traction Avant, любимого автомобиля гангстеров и военных, легендарной «богини» DS и других переднеприводных авто марки Citroën, подскажет отсутствующую на вывеске фамилию.

Да, в это уютное бистро, расположенное неподалеку от проходных собственного завода на набережной Жавель, заходил родившийся и проживший всю жизнь в Париже Андре Ситроен. И оно сейчас носит его имя.

Человек, который мог все

Первый опыт

В 1901 году Андре Ситроен закончил в Париже престижную Политехническую школу (по успеваемости он был вторым в ней) и стал инженером. В этом не было бы ничего удивительного, если не знать, что он спокойно мог прожить без изучения высшей математики и многочисленных сложных технических наук, выбрав проторенный его предками путь – торговлю алмазами.

Первый автомобильный опыт Ситроен приобрел в 1908 году, когда возглавил стоявшую на грани банкротства фирму Mors и начал выводить ее из кризиса. Опыт оказался удачным.

Уже в следующем году парижская компания, переименованная в Societe Nouvelle des Automobiles Mors, выпустила 2 тысячи автомобилей, что по тем временам было солидной цифрой.

В течение пяти лет успешного руководства в полной мере проявился талант Ситроена – инженера и организатора. И, скорее всего, не только честолюбие – задача во что бы то ни стало возродить стоящую на пороге банкротства фирму, но и инженерное чутье подсказало выбор объекта для применения своих сил.

Возможно, именно Mors, использовавшая в своей продукции оригинальные решения – систему смазки с сухим картером, комбинированную систему охлаждения (головки имели жидкостное, а блок цилиндров воздушное), коническое сцепление, шестеренчатый рулевой механизм, усовершенствованные карбюраторы и систему зажигания, повлияла на будущего автомобильного мэтра и определила технический авангардизм «Ситроенов».


Нестандартные шестерни

В 1913 году Андре Ситроен покидает прочно ставшую на ноги благодаря его усилиям фирму Mors (с 1925 года она станет частью SA Andre Citroёn, но, сохранив свое имя, просуществует до 1943 года) и основывает собственное предприятие Sosiete des Engrenages Citroёn («Общество шестерней Ситроен») на набережной Гренель в Париже.

Филиал предприятия будет открыт в Москве – в Лефортово.

На заводе Ситроена шестерни выпускались необычные – шевронные, отличавшиеся надежным зацеплением и почти бесшумной работой. Оценив их достоинство, французский промышленник купил патент на них в Польше (и это был, между прочим, российский патент).

То, что производство зубчатых колес такой формы намного сложнее обычных, не смущало Андре Ситроена. Он ведь был еще и выдающимся технологом – превращать линии сложных проектов, вычерченных на ватмане, в металл было дня него привычным и любимым делом.

Пожалуй, мало кто из нынешних автомобилистов мог бы четко представить его тогдашнюю продукцию, если бы изображение двух зубьев шевронной шестерни не стало эмблемой одной из самых авангардных автофирм мира.

Память о том периоде на облицовках радиаторов и капотах несут уже не один десяток лет все автомобили Citroёn.

Вместо теплиц

Еще один этап был в жизни Андре Ситроена, прежде чем его имя стало неразрывно связано с автомобильным миром.

Начавшаяся Первая мировая война внесла свои коррективы в специализацию многих предприятий Европы. Расчетливый француз для строительства завода боеприпасов покупает обширный участок в районе парижской набережной Жавель (продолжение набережной Гренель).

В один из дней судьба свела энергичного, уверенного в себе промышленника с русским военным атташе графом Игнатьевым. Впрочем, их встреча не могла не состояться.

Подданному Николая Второго никак не удавалось найти французский завод, на котором можно было бы разместить сложнейший заказ для России – производство шрапнели. Промышленников пугала невероятная сложность изготовления этих артиллерийских разрывных снарядов.

Из книги воспоминаний Алексея Алексеевича Игнатьева «Пятьдесят лет в строю» мы узнаем, что однажды в его кабинет энергичным шагом вошел человек лет сорока в безупречной черной визитке, с маленькой ленточкой ордена Почетного легиона.

Через три года ее заменит большая круглая кокарда, обозначающая при штатской одежде одну из высоких степеней высшей награды Франции.

Господин в визитке, отрекомендовавшийся Андре Ситроеном, готов взяться за выполнение русского заказа.

Правда, есть одно «но» – у него пока нет завода по производству боеприпасов, а только выкупленная земля, на которой находятся теплицы с цветной капустой и несколько домов под снос. Зато у него есть право на закупку новейших американских автоматических станков, которых нет у конкурентов.

Можно себе представить, что подумал о Ситроене наш настроенный очень серьезно военный представитель. Он решил охладить пыл самоуверенного господина показом сложнейших чертежей и технических условий.

Тот, взяв чертежи, пообещал через шесть дней предоставить детальные технический и финансовый проекты.

Точно в условленный день и час в кабинет графа Игнатьева вошел Андре Ситроен с большой папкой, в которой лежал подробный план местности, отведенной под новое предприятие.

Вдумайтесь в его слова и оцените их по достоинству: «Сегодня у нас 10 марта. К первому августа завод будет построен».

В качестве обеспечения 20-процентного аванса он предложил гарантии первоклассного банка, а также «закладную на все заводское оборудование и на земельный участок с существующим уже заводом».

Насколько надо быть уверенным в себе и успехе, чтобы все поставить на карту ради нового этапа в бизнесе! Азартен был Ситроен.

Позже, когда станет одним из автомобильных королей Франции, он будет выигрывать и просаживать в казино Довиля астрономические для обывателей деньги.

Об этом писалось в прессе тех лет, но современные исследователи, например, Жером Колиньон (Jérôme Collignom), не находят этому подтверждения.

Даже Илья Эренбург, яростно клеймивший капитализм за право выезжать за границу и подолгу там жить, осторожен в своих высказываниях – ссылается на светских хроникеров.

Господин Андре Ситроен, если верить светским хроникерам,

любимец всех казино. Без него не бывает настоящей партии. Он

обладает высоким даром: он умеет проигрывать. Он проигрывает

небрежно и красиво.

Илья Эренбург. 10 л. с.

Кстати, казино было и в Париже – Ситроену специально ехать на побережье Атлантики не было нужды, да и будущий советский классик жил с ним в одном городе, мог и сам все проверить.

В бизнесе Ситроена суммы крутились значительно большие, и не траты в казино привели его к банкротству, как пишут в той же Википедии. И жил он по меркам тогдашних миллионеров довольно скромно – ни вилл, ни яхт, ни конюшен с породистыми рысаками у него не было.

По одной из версий, репутация игрока помешала переговорам Ситроена с представителями советской России. Сложись обстоятельства иначе, не фордовский завод был бы построен в Нижнем Новгороде.

И все-таки это была не авантюра, как могло показаться любому, не знавшему Андре Ситроена. Просто он был предпринимателем с большой буквы, который не мог упустить заказ такого масштаба.


На выпущенном в 2018 году островным африканским государством Сан-Томе и Принсипи марочном блоке в честь 140-летия со дня рождения Андре Ситроена видны шевронные шестерни и первенец фирмы – Citroёn Type A

Ситроен был и хорошим психологом. Видя колебания военного представителя по поводу этой «аферы», пообещал представлять в русскую миссию ежедневно (!) большие фотографии-отчеты со стройки завода.

Считается, что фотографии, на которых запечатлены все этапы строительства, стали частью семейного архива Игнатьевых и находятся в России. Не знаю, так ли это сейчас. Судьба архивов непредсказуема, как, например, судьба, большого фотоархива моего деда, полвека снимавшего в Артеке космонавтов, индир ганди и прочих неру…

Во Франции точно есть поэтапные фотографии строительства и начала работы предприятия Ситроена – с марта по октябрь 1915 г. Они сделаны Полем Пенлеве и оформлены в фотоальбом. На его первых фото видны и голая земля, и скошенное сено в будущей промзоне.

Наш военный дипломат согласился. А почему бы и нет? Даже если завод не будет построен, Россия не останется внакладе – получит великолепный участок в городской черте Парижа, недалеко от самой Эйфелевой башни, с отличными подъездными путями – по двухколейной железной дороге и Сене.

Стороны ударили по рукам, и строительство завода началось.

Андре Ситроен, несмотря на отведенные сжатые сроки, только после тщательнейшей планировки участка, постройки железнодорожной ветки с нормальной колеей и бетонирования площадок под цеха отдал приказ о подвозе стальных ферм.

Слово свое француз сдержал – завод был построен точно в срок. Замечу, в рекордный срок – меньше чем за пять месяцев! И не абы какой, а по последнему слову тогдашней техники.

Ситроеновское детище было передовым и в социальном плане.

Предприятие на набережной Жавель имело столовую с общим для всех работников меню, ясли и детский сад, поликлинику, в которой был даже зубной кабинет (услуги в нем оказывали бесплатно, ведь работник с такой болью не работник), магазины. Всюду была идеальная чистота – женщины работали в белых косынках.

Позже, когда завод станет автомобильным, Ситроен организует доставку рабочих автобусами, расширит столовую и даже организует досуг – в клубе будут показывать бесплатно кино.

Андре Ситроен, насколько можно судить, не отличался левыми взглядами. Весь этот соцкультбыт, который его конкуренты называли популизмом и лицемерием, талантливый администратор поддерживал не ради игры в демократию, а для четкого выполнения рабочими производственной программы (те же ясли и детсад были необходимы для женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин) и стимула работать именно у него. Почти каждый рабочий в Париже хотел попасть на ситроеновский завод и держался за свое место, несмотря на жесткий контроль по американской системе.

Подробный фильм обо всех этапах сборки «Траксьонов» можно увидеть в ютубе. Завод снят без прикрас, с довольно опасными технологическими процессами, показан обеденный перерыв, который длился 1,5 часа.

То, что пряник лучше кнута, Ситроен понял еще в фирме Mors, когда не стал подавлять забастовку, как это обычно делал на своем предприятии его бывший однокашник Луи Рено, а вступил в переговоры с рабочими и удовлетворил их требования.

 

Остается добавить, что заказ на шрапнели для русской артиллерии был выполнен в срок и без единого процента брака.

Во французской литературе, которую доводилось читать, о важном эпизоде переговоров с Игнатьевым умалчивается и говорится, что Ситроен получил заказ от французского генералитета.

Луи Рено и Андре Ситроен. Гонка века

Париж, 1934 год. На ступеньках Гран-Пале двое мужчин впервые сфотографированы друг с другом. Их лица вам не знакомы, Рено и Ситроен. Два автомобильных магната. Судьба не пощадит ни того, ни другого. Один через несколько недель внезапно умрет, другого ждут тяжелейшие испытания. Франция забудет о людях, но созданные ими компании станут частью ее истории. Первая их встреча состоялась 50 годами раньше, в парижском лицее Кондорсе. 8-летние мальчишки не знали тогда, что заболеют одной страстью. Страстью, которой суждено разобщить их, а под конец - погубить.

+16

Время
Ошибка в расписании

Воскресенье 23:10

Луи Рено и Андре Ситроен. Гонка века

Канал «Время»


В это время была передача:

Ваше сообщение будет рассмотрено в ближайшее время. Спасибо!

Париж, 1934 год. На ступеньках Гран-Пале двое мужчин впервые сфотографированы друг с другом. Их лица вам не знакомы, Рено и Ситроен.

Два автомобильных магната. Судьба не пощадит ни того, ни другого. Один через несколько недель внезапно умрет, другого ждут тяжелейшие испытания. Франция забудет о людях, но созданные ими компании станут частью ее истории.

Первая их встреча состоялась 50 годами раньше, в парижском лицее Кондорсе. 8-летние мальчишки не знали тогда, что заболеют одной страстью.

Страстью, которой суждено разобщить их, а под конец - погубить.

Продолжительность

1 час 35 минут (95 минут)

Мототренды

Инженер, предприниматель, основатель одного из самых известных брендов в мире - Андре Ситроен родился 5 февраля 1878 года - ровно 140 лет назад.

Андре Ситроен был пятым ребенком французского торговца алмазами Луиса Ситроена и польки Маши Амелии Кляйнман. Его родители познакомились во время одной из командировок французов в Варшаву. Однако в 1873 году они переехали в Париж, где в 1878 году родился Андре. Предки известного создателя культовых моделей, в том числев 2CV, HY, CX или DS носили фамилию Limoenman, то есть... человек с лимонами, только дедушка Андре, Баренд, решил изменить ее.

В 1900 году, после окончания инженерного факультета Политехнической школы, Андре Ситроен пошел в армию. За время службы он посетил, в том числе родина матери. Во время визита в Польшу в одной из мастерских он увидел ранее неизвестные ему шестерни с концами «елочкой». Его техническое образование позволило ему увидеть все преимущества такой конструкции — возможность перевозки больших грузов и более тихая работа.Citroën купил права на это изобретение и в 1902 году основал завод по производству коробок передач Citroën во Франции. Рисунок шестеренки, запатентованный в виде характерных шевронов, до сих пор присутствует в логотипе бренда.

В возрасте 27 лет Андре уже был французским предпринимателем, известным своими инновационными решениями, современным управлением, чувством времени и потребностями рынка. Богатый и успешный опыт работы с фабрикой Morsa и встреча с Генри Фордом заставили Андре в поисках дальнейших вариантов развития и возможности использования современной фабрики спланировать следующий шаг.Выбор пал на автомобильную промышленность — Андре намеревался выпускать автомобили серийно. Первый автомобиль с логотипом Citroën — тип A — покинул завод в 1919 году. Эта стратегия оказалась успешной: менее чем через 10 лет Citroën производил 400 автомобилей в день, что составляло 1/3 всего производства во Франции.

Андре Ситроен постоянно искал инновации, которые позволили бы ему быть на шаг впереди конкурентов. В 1930-х годах он поручил разработать первый автомобиль с несущим кузовом и передним приводом.Стоимость работ над этим автомобилем и одновременной реконструкцией завода оказалась слишком высока. В результате в 1934 году Citroën перешел к Michelin — его крупнейшему кредитору. Любовь Ситроена к казино также способствовала финансовым проблемам. Но Traction Avant имел успех и сохранил бренд. К сожалению, сам он уже не мог наслаждаться этими достижениями. В следующем году Ситроен умер от рака желудка. На его похоронах присутствовал еще один пионер автомобилестроения Луи Рено.

Citroën был известен не только в области технологий — у него были неисчерпаемые идеи для продвижения своей продукции. Он установил дорожные знаки с логотипом марки по всей Франции, и целых 10 лет на Эйфелевой башне сияла огромная надпись Citroën. Он создавал свои прокаты автомобилей, доставлял машины таксистам, продавал их в рассрочку, а для привлечения новых клиентов производил и игрушки — «взрослые» модели Citroën.

Дух Андре Ситроена, дальновидного и искателя новых решений, присутствует в марке и по сей день – завод Citroën не раз выпускал автомобили, изменившие автомобильную промышленность.Достаточно упомянуть, например, Citroen 2CV — дешевый, небольшой автомобиль, который моторизировал Францию, или модель DS19 — по сей день символизирующую самые смелые видения, комфорт и инновационные технологии, такие как пневматическая подвеска. Это изобретение было усовершенствовано в последующие годы на таких автомобилях, как знаменитые CX и XM. Citroën, всегда идеально использующий маркетинговые тенденции, утверждает, что лучшей рекламой для его автомобилей будет качество и долговечность. В 1933 годубыло организовано непрерывное драйв-шоу, в ходе которого серийный Ситроен, отобранный с конвейера, преодолел 300 000 километров за 133 дня. км со средней скоростью 93 км/ч! Это было еще одно впечатляющее достижение гения «лимонного человека» и доказательство качества Citroën./Comp.Ns/

Фото: Citroen


Теги:
Андре Ситроен, Citroën 2CV, Citroën HY, Citroën CX, Citroën DS, Citroën Type A, Citroën Traction Avant, Citroën XM .

Ситроен Щецин | ДРЕВНИКОВСКИЙ ЩЕЦИН 9000 1 меню 91 461 48 85 Западно-Поморское воеводство, улица Андре Ситроэна 1, 70-772 Щецин

контакт

НАЙДИ НАС позвони нам НАЙДИ НАС позвони нам

ДРЕВНИКОВСКИЙ ЩЕЦИН

МАШИНЫ ДИАПАЗОН РАСПРОДАЖА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОСТАВКЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ САЛОН Б/У АВТОМОБИЛИ ПРАЙС-ЛИСТЫ АКСЕССУАРЫ Бутик-стиль жизни АКСЕССУАРЫ ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОБСЛУЖИВАНИИ ОНЛАЙН ОЦЕНКА ПОСЕТИТЕ ОНЛАЙН САЙТ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ПОМОЩЬ И ГАРАНТИЯ СЕРВИСНЫЕ АКЦИИ контакт ВАШ ПОМОЩНИК Посещение онлайн-сервиса ОБНОВЛЕНИЕ КАРТЫ СИТРОЕН ГАРАНТИЯ Гибрид C5 Aircross Магазин Ситроен Ситроен С3

Подписывайтесь на нас

Быстрые ссылки

политика использования файлов cookie Юридические оговорки Политика конфиденциальности Карта сайта Печенье Запрос предложения Сервисные визиты Тест-драйв распродажа .

Польский патент, или История Citroën часть 1 [генезис автомобилестроения]

История компании Ситроен началась 5 февраля 1878 года. Сегодня день рождения Андре Ситроена. Основатель этого французского бренда провел часть подросткового возраста в Варшаве.

Андре был представителем Citroën в третьем поколении - его дед выбрал эту фамилию, когда отказался от родного Лимоенмана. Мать Андре приехала из Польши, и он много раз возвращался в нашу страну в школьные годы и сразу после выпуска. На текстильных фабриках в Лодзи ознакомился с технологией зубчатых колес с крышным зацеплением. Благодаря своей конструкции деревянные колеса не повреждаются. Точно неизвестно, как Citroën начал производить стальные диски с этим патентом. Официальная версия, представленная компанией Citroën, рассказывает о покупке патента у некоего человека в Польше.

Ситроен основал компанию по производству зубчатых колес, которую он назвал "Engrenages Citroën". Он располагался в Фобурге, и там же был логотип, созданный Андре — шевроны.В 1905 году, благодаря сотрудничеству с Андре Боасом из Jacques Hinstin, родилось более крупное предприятие — «Hinstin Freres Citroen & Cie». Высокий спрос на шестерни и другие автомобильные компоненты позволил Citroën вложить значительные средства и продолжить развитие компании. Трансмиссия Citroën стала устанавливаться на большинство французских автомобилей, а также использовалась в знаменитом Титанике.

Ситроен модель А

Первый автомобиль Citroën появился на рынке в 1919 году.Это была модель А, с помощью которой французская компания открыла дверь в автомобильный мир. Два года спустя они были еще более сбалансированы. Модель B была значительным улучшением по сравнению с первым автомобилем Citroën. Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель объемом 1,5 литра. Кто хотел более мощную версию и возможность ехать 90 км/ч, пришлось вложиться в версию Caddy-Sport с 22 л.с. Автомобиль отличался, в том числе, электрический стартер и электрическое освещение.

Ситроен Б2

Успех модели B, которая была продана 16 000 единиц в течение двух недель после ее запуска, побудил французов последовать этому примеру.Citroën, также создав в 1921 году модель 5CV, реализовал идею автомобиля для масс, который действительно мог позволить себе каждый. В народе модель получила название «Трефле». Дешевая конструкция, произведенная на конвейере, стала де-факто первым автомобилем для народа. Модель Auto благодаря простоте управления также пользовалась популярностью у женщин.

Ситроен 5CV

Автомобиль был оснащен 0,9-литровым агрегатом мощностью 11 л.с.Модель 5CV также стала героем первого плагиата в истории автомобилестроения и начала франко-германской автомобильной войны. Несмотря на неоспоримое сходство и отсутствие элементов у Opel и модели Laubfrosch, суд отклонил жалобу Citroën на плагиат. Это потому, что французы не запатентовали свою модель.

Оцените качество нашей статьи: Ваши отзывы помогают нам создавать лучший контент.

.

Анджей Ситроен - французский король автомобилей

Жизненный путь Андре Ситроена отчасти не так романтичен, как биографии американских миллиардеров старшего поколения. Он не начинал ни золотоискателем, ни продавцом газет; он не зарабатывал на торговле с индейцами.

Кое-кто с уверенностью установил, что будущий автомобильный король в молодости торговал наркотиками на пристани Марселя, но это не соответствует действительности. Всю свою юность Ситроен провел в родном Париже, где также получил бережное воспитание в достаточной французской буржуазной семье.

В возрасте двадцати лет он поступил в блестящую «Политехническую школу».

В 1901 году, будучи 23-летним молодым человеком, он основал небольшую зубчатую фабрику. Бизнес развивался слабо. Затем Ситроен вложил часть капитала в автозавод, несколько тысяч в бар. В 1910 году он получил только первый крупный заказ для завода в Москве. В этот период Ситроен уже состоятельный человек, но как промышленник он не играет еще более значительной роли.

Началась мировая война.Франции угрожает немецкое вторжение. Вся французская промышленность настроена на войну. Пушки, боеприпасы! Это девиз дня. Французское управление закупок и боеприпасов начинает свой офис в роскошном отеле «Кларидж», где проживает секретарь социалистических союзов Альбер Тома — тогдашний министр боеприпасов.

Анджей Ситроен как никто другой чувствует цикл деловой активности. Он идет в отель «Кларидж» и получает аудиенцию у своего бывшего коллеги по Политехнической школе, всемогущего заместителя госсекретаря Лушера.Предложение Citroen на поставку 7,5 см. гранаты принимаются.

В течение нескольких недель Ситроен основывает один завод по производству боеприпасов в Париже и один в Руане и с тех пор является постоянным гостем у заместителя госсекретаря Луше. Но все на земле имеет конец. Военные приказы наконец подошли к концу... потому что война закончилась.

Citroen

определенно положит конец военному делу, как только он начал это делать в 1914 году. Почему автомобиль во Франции не должен стать массовым продуктом? Каждому французу - автомобиль! - вот лозунг, который должен проникнуть в сознание победившей нации.

Ситроен заработал миллионы на войне. До Версаля он перевалил за 100 миллионов, а один подоходный налог был 40 миллионов! Вступая в «мирные интересы», он отнюдь не горел желанием рисковать нажитым имуществом. Потребители должны были сами финансировать производство! Citroen применил необычный прием. Во всей французской и иностранной прессе появились объявления, из которых следовало, что каждый для о. 2000 может владеть автомобилем. В то время нормальная цена автомобиля составляла не менее 7000 франков.Поэтому цена Citroen была чрезвычайно низкой.

Одновременно с рекламой Ситроен начал набор продавцов и представителей своих автомобилей. Каждый из них должен был принять по 300 автомобилей, заплатив сразу по 1000 франков. для искусства.

Благодаря истинно американской рекламе заказы достигли числа в 30 000 автомобилей, а Citroen получил 30 миллионов франков. Однако этой суммы, ввиду инфляции франка, забастовок, отсутствия сырья и т. д., было недостаточно для развертывания производства в столь крупных размерах. Сроки поставки автомобилей не были соблюдены.Сотни представителей подали в суд на Citroen. Не помогло обеспечить завод достаточным количеством машин,

В этой ситуации ему на помощь бросился добрый дух Citroen Loucher. Долги по налогам были списаны Citroen, а с помощью правительства с получателями было заключено соглашение, позволившее выйти из кризиса.

Только теперь организаторский талант Ситроена засиял во всей своей полноте. На своих промышленных предприятиях он строил серийные автомобили, которые могли уверенно конкурировать с американским производством как по качеству, так и по цене.Форду, построившему фабрику в Бордо, так и не удалось завоевать для себя Париж, самый важный для него рынок. Аккуратные, стройные «Ситроены» больше соответствуют парижскому вкусу, чем солидные и тяжелые «Форды».

Благодаря системе рассрочки автовладельцами стали чиновники и мелкие лавочники. Густая сеть мастерских Citroen, разбросанных по всей Франции, позволяет дешево доставлять автомобили.

Но одна только организация производства и продаж не объясняет успеха Citroen.

Прежде всего он мастер рекламы. В течение многих лет он покрывал целые колонки газет рекламой своей продукции. У него тоже самая большая реклама, которую когда-либо выигрывала компания: огромный светящийся знак CITROEN на Эйфелевой башне.

Читайте также:

Король Станислав и Черчилль
Память о тридцатилетнем мягком, либеральном и благожелательном правлении польского короля Станислава Лещинского в качестве герцога Лотарингии жива и благодарна потомкам своих соотечественников.Это способствовало великолепию столицы Нанси, хотя...

Король в Гданьске
Из дневника французского дипломата 1636 г.
В 1635 г. в Гданьск прибыл чрезвычайный посланник короля Франции графа Клода де Месма. д'Аво с большой свитой из секретарей, придворных и слуг, посланных кардиналом Ришелье с трудной миссией. Он должен был добиться соглашения между боевиками...

Невидимые диктаторы мира
Сила производителей оружия и боеприпасов Генри Форд однажды сказал: «В мире всего 100 человек, которые заинтересованы в войне: они производители оружия и боеприпасов».Нельзя, конечно, понимать это буквально. Причины войны сложны... 9000 3

Трагедия Форда - его… глупость!
Этот великий промышленник, добившийся успеха один раз в жизни, поверил в свой разум... и постоянно над ним издевается... - Современный Дон Кихот сражается с ветряными мельницами. - Король автомобилей хотел славы реформатора жизни во многих областях. Мужчина, ...

Автомобиль и польская действительность
После страшной автокатастрофы, унесшей две молодые жизни - покойныйГосподин Эмиль и Мария Рюкер, пресса хором разошлась, требуя убрать «анархию на дорогах». Как известно, катастрофа произошла, когда за рулем автомобиля...

Рузвельт, Заглоба и Мацек из Богданца
Сенкевич написал «Трилогию», чтобы подбодрить сердца, но он, вероятно, не думал, что она укрепит одного из виднейших американских государственных деятелей в трудные времена. В письме Теодора Рузвельта Джереми Кертину от 19 ноября 1900 г. мы читаем...

Альфред Нобель
В связи с новой раздачей Нобелевской премии мир снова имеет дело с человеком, чье изобретение способствовало развитию войны и чья воля поддерживает дело мира.Вот некоторые биографические подробности. Нобель был шведом по происхождению, необычайной энергии, настойчивости и...

Фордизм
В январе этого года. на американском рынке появилась новая модель автомобиля Ford. История этого автомобиля представляет собой своеобразный феномен промышленного развития. Он прекрасно отражает промышленную и социальную политику великого капитана американской промышленности: Генри Форда, ...

.

Краткая история марки Citroen

Знаете ли вы, что у Citroen тоже есть ветка о Польше в своей истории? Узнайте, как Андре Ситроен основал и развил бренд Citroen.

Узнайте о происхождении и развитии бренда Citroen

.

Как уже было сказано, популярная автомобильная марка Citroen была основана по инициативе Андре Ситроена. Он был сыном Леви Ситроена, голландца, и Маши Амелии Кляйнманн из Варшавы. Основатель известной автомобильной компании некоторое время пробыл в нашей стране, прежде чем уйти в армию.Именно тогда он увидел деревянные шестерни с крышными зубьями и купил патент на их производство.

Он вернулся в Париж в начале 20-го века и основал собственную компанию по производству стальных шестерен, которые использовались, в том числе, в автомобильной трансмиссии. Стоит добавить, что именно к этому продукту, впервые выпущенному Андре Ситроеном, относится логотип компании.

Уже тогда Citroen имеет прямой контакт с автомобильной промышленностью, поскольку Андре становится президентом французской палаты автомобильной промышленности и генеральным директором компании Mors, которая выводит на рынок несколько автомобилей.У него также есть возможность наблюдать за производством Ford в США.

Во время Первой мировой войны Андре Ситроен служит в армии, а его компания производит боеприпасы и танки. Первый автомобиль Citroen Type A с 4-цилиндровым двигателем был построен в 1919 году. Два года спустя настало время модели Type B.

В 1929 году Андре Ситроен снова посещает Варшаву, и результатом этого визита является открытие здесь спустя два года автосборочного завода.В 1932 году дебютируют два новых автомобиля C4 и C6 с гораздо более тихим двигателем и улучшенным оснащением. К сожалению, продажи Citroen падают, и компания борется с кризисом. Возникают серьезные финансовые проблемы, в результате чего компания переходит к Michelin. В 1934 году, т.е. за год до смерти основателя марки, появилась модель Traction Avant с революционным по тем временам передним приводом.

Перед Второй мировой войной т.н. гадкий утенок, то есть маленький просторный Citroen 2CV, который так и не появился на рынке.Были созданы опытные образцы, но работы по его производству были быстро прекращены. Тем не менее, этот легкий автомобиль с небольшим двигателем впоследствии вдохновил на производство подобных автомобилей.

В 1955 году представлен Citroen DS с гидропневматической подвеской, обтекаемыми формами, просторным салоном и огромным 500-литровым багажником. Эта модель нашла много последователей.

В 1970 году происходит премьера Citroen GS, а через четыре года — модели CX, преемницы DS.Однако в то время компания снова борется с финансовыми проблемами и находится под угрозой банкротства. Вот почему Citroen объединяется с Peugeot. В рамках этого сотрудничества был создан концерн PSA. Citroen и Peugeot остались отдельными компаниями, но некоторые элементы, такие как половицы и двигатели, стали общими.

В 1982 году выпускается Citroen BX с гидропневматической подвеской, дисковыми тормозами и гидроусилителем руля в некоторых модификациях. Спустя четыре года появилась модель AX, а в 1989 г.Citroen XM дебютирует.

1991 год — время ZX, 1994 год — дебют Xantia. В 1996 году был представлен Citroen Saxo - преемник модели AX. Через год появилась популярная Xsara, а в 1999 году Xsara Picasso.

21 века для Citroen – это период вывода на рынок таких моделей, как C5, C8, C3, C2, C1, C6. В 2009 году будет представлен DS3, положивший начало престижной линейке DS. Спустя два года поклонники Citroen могут насладиться моделью DS5.

.90 000 автомобилей Citroen к 140 летию. «Маленький еврей» Кто любил Польшу?

Все началось ровно 140 лет назад – Андре Ситроен родился 5 февраля 1878 года. Он был пятым ребенком в семье торговца алмазами Луиса Ситроена (француза голландского происхождения) и польки Маши Амелии Кляйнман. Родители познакомились во время командировки одного из французов в Варшаву. В 1873 году они навсегда поселились в Париже. Именно в столице Франции родился Андре.

Детство Ситроена

не было безоблачным.Когда ему было всего 5 лет, его отец покончил жизнь самоубийством. Подрастающий мальчик - благодаря матери - был прочно связан с Польшей. В 1900 году, после окончания инженерного факультета Политехнической школы, Андре Ситроен поступил на военную службу. Во время службы он побывал в том числе и на родине своей матери.

Во время пребывания в Польше, в одной из мастерских увидел неизвестные ранее шестерни с наконечниками "елочкой". Его техническое образование позволило ему увидеть преимущества такой конструкции — возможность перевозки больших грузов и более тихая работа.Ситроен купил права на это изобретение и в 1902 году открыл во Франции завод по производству коробок передач. Их узор, запатентованный в виде характерных оттенков, до сих пор присутствует в логотипе бренда.

Картина

Ситроен Трекшн Авант

Андре Ситроен стал постоянным участником автомобильного мира только в 1906 году.Один из его родственников — парижский банкир, возглавлявший наблюдательный совет обанкротившейся французской автомобильной компании Mors — назначил его новым техническим директором.

Citroen

смело можно назвать провидцем. В качестве представителя марки Mors Андре посетил Детройт, чтобы увидеть производственную линию, используемую Ford. Он скопировал изобретение в Европе, используя его для производства... ракет, когда Старый Континент был окутан дымом с полей сражений Первой мировой войны.

Первый автомобиль с логотипом Ситроен — тип А — покинул завод в 1919 году.Менее чем через 10 лет Citroen производил 400 автомобилей в день, что составляло 1/3 всего производства автомобилей во Франции!

видео

Ситроен Тип А

Стоит добавить, что первые авторизованные сервисные станции в Европе были созданы по инициативе Citroen.Однако в то время речь шла не о заработке денег на обслуживании автомобилей, а о снятии с их владельцев обременительных обязанностей, таких как необходимость перезарядки консервных смазочных шприцов Stauffer. Благодаря созданию АСО, которые были оснащены соответствующими приспособлениями, их можно было заменить современными пресс-инструментами, заполняемыми смазкой под высоким давлением.

Citroen также увидел важность нового рычага в торговле — рекламы. В период своего расцвета французская компания прославилась, в том числе освещение в слове «Ситроен» символа Парижа – Эйфелевой башни и маркировка своим логотипом установленных во Франции предупредительных знаков.В 1933 году также было организовано драйв-шоу нон-стоп, в котором серийный Ситроен, отобранный с конвейера, преодолел 300 000 километров за 133 дня со средней скоростью 93 км/ч!

Однако Ситроен вошел в историю автомобилестроения с другой идеей – именно благодаря ему большинство современных автомобилей приводится в движение передними колесами!

В начале 1900-х почти все автомобили имели двигатель и задний привод продольно спереди. Однако в Citroen считали, что передний привод не только проще в управлении, но и эффективнее.Он познакомил противников этого тезиса с опытом толкания груженой тачки вверх по лестнице. Когда пришли к выводу, что это невозможно, Ситроен без особого труда потянул тачку за собой.

Картина

Ситроен 2CV

Первая модель серии Traction Avant была разработана на основе простых предположений.Автомобиль — кроме переднеприводного — должен был иметь еще и самонесущий (!), целиком сделанный из стали, кузов и четырехдверную кабину, обеспечивающую комфортные условия поездки для четырех взрослых человек. Автомобиль также должен был характеризоваться большими характеристиками – разгоняться до скорости движения 100 км/ч и расходовать в среднем 10 литров бензина на 100 км.

Автомобиль был представлен 18 апреля 1934 года и его производство было спешно начато. Это решение обернулось против Citroen.Компанию, попавшую в огромные финансовые проблемы, забрал ее крупнейший кредитор — Мишлен, а сам Ситроен потерял над ней контроль. Этот удар пришелся в самый неподходящий момент - Андре боролся с неизлечимым раком желудка. «Маленький еврей», как презрительно называл его главный конкурент Рено, умер от рака 3 июля 1935 года.

шт. С «Ситроеном» связана забавная история с «лимоном», как часто называют автомобили этой французской марки.Мало кто знает, что предки знаменитого создателя культовых моделей вроде 2CV, HY, CX или DS носили фамилию «Лимоенман». Этих можно перевести как "человек с лимонами"... Только дедушка Андре - Баренд - решил его изменить.

Павел Ригас

.

История Андре Ситроена - COCP

5 февраля 1878 года. Родился Андре Ситроен, впоследствии основатель известной автомобильной компании. Он происходил из датско-польской семьи. Он был сыном ювелира, семья которого по тем временам была довольно богатой. Однако после алмазного краха компания отца Андре обанкротилась, и юноша некоторое время жил в тяжелых условиях. Тем не менее, он окончил гимназию Луизы Ле Гранд с отличными результатами в 1894 году, а в 1900 году окончил Политехническую школу инженерного дела.

Из-за тяжелого семейного положения Андре ушел в армию. Во время пребывания в армии он побывал в Лодзи, где узнал о работе деревянных двухконических зубчатых колес, которые удивили его долговечностью и прочностью. Андре придумал производить такие колеса из стали — официальная версия, подтвержденная сегодня Citroën, гласит, что Андре купил патент у человека в Польше и сам запатентовал свое решение (стальные аналоги).

Так началось динамичное развитие небольшой, «гаражной» компании, прославившейся на рынке техники.Это совпало с развитием автомобильной промышленности, коробки передач Citroën, используемые во многих автомобилях, были довольно распространены (например, Rolls-Royce). Интересно, что даже руль «Титаника» приводился в движение шестернями от «Ситроена»…
В 1908 году «Ситроен» оставил производство шестерен своим компаньонам и взял на себя управление автомобильным заводом «Морс». В результате сочетания решений, используемых обеими компаниями, завод значительно повысил эффективность производства. Citroën справился с задачей и снова переключился на передачу.В то время он подумывал о расширении деятельности своей компании, на что существенно повлияла поездка в США и встреча с Генри Фордом. Затем Citroën познакомился с современной технологией массового производства на конвейере (а с 1925 года применил современную технологию штамповки кузова на прессе).
Наступил 1914 год - год Первой мировой войны. Андре вернулся в армию, где применил изученные им блестящие технологии — на этот раз в производстве боеприпасов. Завод, где реализовывались планы Ситроена, выпустил целых 20 автомобилей.000, а на последних этапах до 55 000 патронов в сутки!
И только в конце войны (1919 г.) Citroën снова начал свое приключение в автомобильной промышленности. Начались мероприятия, направленные на внедрение в производство первого автомобиля. Первый автомобиль — Type A — предлагался за 8000 франков за то, что другие производители предлагали в качестве платных дополнений, например электрическое освещение. Нельзя отрицать, что успех первого автомобиля Citroën также обусловлен обильной рекламной кампанией (знаменитая надпись «Citroen» на 250000 лампочек освещали Эйфелеву башню за 10 лет) И вот так компания стартовала на рынке. Репутация компании постепенно развивалась. Ситроены добрались до самых дальних уголков мира, таких как Вьетнам. В 1930-х компания была поглощена Мишлен, так как заводы пришли в упадок, но благодаря этому было сохранено около 250 000 рабочих мест. Именно тогда умер сам Андре Ситроен — 3 июля 1935 года, если быть точным.

.

Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)