Для чего нужна балансировка колес


Зачем проводить процедуру балансировки автомобильных колес

Когда необходимо балансировать колесо автомобиля? Зачем вообще это делать? Что будет со мной, если я откажусь от балансировки? Эти вопросы волнуют каждого водителя. Ведь качественную и точную балансировку невозможно выполнить своими руками — для этой работы нужен шиномонтаж с хорошим оборудованием.

Когда необходимо балансировать колесо автомобиля? Зачем вообще это делать? Что будет со мной, если я откажусь от балансировки? Эти вопросы волнуют каждого водителя. Ведь качественную и точную балансировку невозможно выполнить своими руками — для этой работы нужен шиномонтаж с хорошим оборудованием. Поэтому многие предпочитают экономить свои ресурсы именно на балансировке, совершая большую ошибку, которая может обойтись автомобилю и водителю намного дороже, чем услуга восстановления баланса колеса.

Зачем балансируют колёса

После установки новой шины в диске возникает радиальное биение, спровоцированное несовпадением центра тяжести и оси вращения. Для компенсации этого дефекта на диске закрепляют балансировочные грузы, обеспечивающие равномерное вращение обода. Колесо ставят на балансировочный станок, который вращает диск и фиксирует радиальное биение. Положение компенсирующего груза определяют опытным путем.

Суть процедуры восстановления баланса сводится к совмещению центра тяжести «обутого» диска с его геометрической осью, которая находится на одной линии с центром вала привода. Соосность конструкционных элементов — необходимое условие для комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля. Если оси «обутого» диска и вала привода не совпадают, водитель и пассажиры автомобиля оказываются в крайне неприятной ситуации с далеко идущими последствиями.

К чему приводит отсутствие балансировки?

Попробуйте прокатиться на неотбалансированных колесах хотя бы сто метров. После такого приключения вы быстро поймете, зачем необходимо балансировать колеса, и усвоите урок на всю жизнь. Если вы предпочитаете учиться на чужих ошибках — просто запомните, что эта операция устраняет дисбаланс диска и шины — основную причину вибраций, сотрясающих и автомобиль, и пассажиров с водителем. Ну а что дисбаланс делает с подвеской не нужно объяснять даже далекому от мира автомастерских человеку. Она может рассыпаться от постоянной вибрации во время движения автомобиля по трассе. Поэтому балансировка колес необходима каждому транспортному средству.

На что еще влияет балансировка колёс? В первую очередь на срок службы шины. Радиальное биение приводит к появлению локальной потертости. В этом месте глубина протектора стирается намного быстрее, поэтому дисбаланс — это основная причина преждевременного износа шины. Не хотите менять резину раз в год — заказывайте балансировку с нужной периодичностью.

Как часто нужно балансировать колеса

Опытные водители заказывают балансировочные работы при каждом посещении шиномонтажа. Зачем проверять баланс так часто? Ведь некоторые автолюбители настаивают на том, что балансировать диски нужно только при замене шин. Объясним это на простом примере.

Допустим, вы попали в пробку, вынуждающую вас двигаться рывками, совершая резкие ускорения и торможения. Итогом такой езды станет неравномерный износ протектора, в результате которого определённая шина теряет около 10 грамм резины, получив выточку в пятне контакта. «Всего 10 грамм, стоит ли ради этого балансировать колесо?» — подумает неопытный водитель, и будет не прав, ведь на скорости 100 км/час эти 10 грамм превращаются в 2,5 килограмма, которые начинают влиять на автомобиль не самым лучшим образом. Согласитесь, такой перевес даёт причину для немедленного обращения в автомастерскую.

Калибровочный груз, который балансирует колесо вашего авто, может слететь с диска при неудачном маневре. Это значит, что машина останется с проблемой дисбаланса один на один, без поддержки компенсаторов, нивелирующих радиальное биение. А еще в вашем протекторе может застрять камень, нарушающий баланс.

Все эти риски означают только одно — вам нужно как можно чаще балансировать колеса вашего авто. Причем как часто делать балансировку — решаете вы лично, руководствуясь качеством дорог на привычных маршрутах и собственным стилем вождения.

Обычные автолюбители предпочитают балансировать диски раз в шесть месяцев, во время замены резины. Предусмотрительные автовладельцы проверяют дисбаланс каждые три месяца. Водителям такси стоит заказывать балансировку после 5000 километров пробега — для них это крайне необходимый процесс, улучшающий уровень комфорта пассажиров.

Насколько важна точность балансировки колёс

Что нужно знать о точности баланса? Только одно правило: чем выше точность, тем лучше чувствуют себя и водитель, и пассажир. Ведь даже небольшая неуравновешенная масса генерирует значительное радиальное биение на высокой скорости.

Почему это происходит? В первую очередь, потому, что дисбаланс создает значительную центробежную силу, прямо пропорциональную произведению квадрата угловой скорости, неуравновешенной массы и радиуса вращения. То есть масса усиливается скоростью вращения диска. В итоге растущая скорость авто означает увеличение влияния неуравновешенной массы на шину, диск, вал привода, раму, двигатель и остальные конструкционные элементы транспортного средства.

Поэтому при борьбе с дефектами баланса счет неуравновешенных масс идет на граммы. А качественный процесс балансирования означает, что шиномонтажник будет работать на станке до тех пор, пока радиальное биение уменьшится до критически малого значения.

Популярные модели шин

Разновидности и нормальные значения дисбаланса

Дефекты баланса объясняются несовпадением осей инерции и вращения. Причем в результате этого несовпадения возникает:

  • Статический дисбаланс — этот дефект возможен при параллельности осей инерции и вращения. Чтобы обнаружить такой сбой баланса, колесо монтируют на свободную ось и поворачивают на четверть оборота. Если диск качнется вперед и назад, как маятник, мы имеем дело со статическим дефектом.
  • Динамический дисбаланс — этот дефект возникает при пересечении осей инерции и вращения. Определить такое отклонение можно только на балансировочном стенде. Работа станка для балансировки заключается в сравнении образцовых параметров с фактическими характеристиками колеса. Причем за сравнение отвечает компьютерная программа, поэтому станок фиксирует даже незначительные отклонения.

Любой шиномонтаж готов устранить и динамический, и статический дисбаланс. Однако идеальная калибровка осей инерции и вращения невозможна. Поэтому шиномонтажники оперируют приблизительными значениями дисбаланса, устраняя этот дефект в пределах одобренного конструкторами автомобиля допуска. Обычно он равен ±1,0 – 1,5 миллиметра. Точные значения допуска для нужного диаметра диска можно уточнить по таблицам ГОСТ 4754-97.

Как делают процедуру балансировки — пошаговая инструкция

  • Мастер снимает колесо с автомобиля и отправляет его на мойку. Для чего это нужно? Разумеется, для устранения посторонних включений — камней в протекторе, окаменевшей грязи и других факторов, влияющих на базовый баланс диска.
  • Отмытое колесо ставят на станок, закрепляя на калибровочном валу. Опытный шиномонтажник знает, как правильно поставить диск на станок, чтобы найти статический дисбаланс без долгого тестирования. Начинающие мастера приступают к тестированию сразу же, не полагаясь на свой глазомер.
  • Процесс тестирования начинается с базовых замеров. Компьютер станка рассчитывает торцевое и радиальное биение, после чего дает советы по исправлению этих дефектов.
  • Исправление дисбаланса предполагает закрепление на поверхности диска цинковых или свинцовых грузиков. Причем набивные компенсаторы фиксируются на дисках механическим способом, а клеевые — просто приклеиваются к ободу.
  • После крепления каждого грузика мастер запускает повторное тестирование. Если его результаты соответствуют допустимому биению, колесо возвращают на место.

Как определить качество балансировки? Это проще, чем вам кажется. Во-первых, присмотритесь к началу работ — если мастер не отмыл протектор и диск, то ни о каком качестве не может быть и речи. Во-вторых, оцените состояние станка. Если перед вами современная модель с 3D сканером — о качестве можно не беспокоиться. А вот с ручным станком справится только опытный и скрупулезный мастер. Поэтому перед ручной балансировкой уточните квалификацию вашего автослесаря. В-третьих, после завершения работ оцените прочность фиксации грузиков. Если они не сдвигаются под нажатием — балансировка сделана на совесть.


Зачем нужна балансировка колес и можно ли на ней сэкономить? | Обслуживание | Авто

Ряд плановых процедур кажутся некоторым автомобилистам пустой тратой денег и они ищут возможность сохранить средства. Однако, порой, это стремление оборачивается гораздо большими тратами на ремонт.

При смене колес мастера шиномонтажа обычно интересуются, а хочет ли владелец делать балансировку. Что это за процедура и насколько она важна для комфортной езды, помогает разобраться автомобильный эксперт, капитан гоночной команды «ГазРейд Спорт» Вячеслав Субботин.

Вибрации вредят технике

Покрышка неоднородна и ее масса распределена неравномерно по ободу колеса. Где-то есть небольшие уплотнения, образовавшиеся при формовке на заводе. Получаются наплывы резины, неровные стыки слоев и прочие дефекты в структуре, которые утяжеляют не несколько грамм одну из сторон покрышки. После монтажа такой шины почти всегда наблюдается дисбаланс. При вращении колесо бьет, то есть возникают вибрации, которые заметны с ростом скорости. Эти вибрации сказываются на ездовом комфорте и влияют на управляемость машины.

Вибрации колеса начинаются сразу, как только автомобиль тронулся с места. Но на небольшой скорости они гасятся сайлентблоками и становятся заметны для человека лишь после определенной скорости, когда вибрации колеса по частоте и амплитуде начнут входить в резонанс с элементами конструкции. Обычно вибрации на руле проявляются при 40 км/ч. С ростом скорости они отражаются на педалях. При 60-80 км/ч из-за несбалансированного колеса трясутся уже панели отделки, кресла и пульсация отчетливо передается в спину. Причем ее частота переходит через определенные пики, при которых раздается дребезжание вещей в перчаточном ящике или в багажнике. Это значит, что резонанс появился на кузове автомобиля. Затем с ростом скорости тряска может исчезать, так как прекращается резонансный эффект, однако при снижении темпа езды, вибрации вновь возвращаются.

В общем, подобная тряска не служит на пользу машине. Протектор вибрирующих колес изнашивается неравномерно. На нем образуются еле заметные канавки, которые затем разрастаются и тоже усиливают биение. Вибрации постепенно разбивают амортизаторы, расшатывают детали подвески, негативно влияют на резиновые сочленения, сайлентблоки и прочие шарниры. Кроме того, вибрации негативно влияют на конструкцию рулевого управления, а также на вращающиеся детали двигателя и трансмиссии. Вибрации медленно подтачивают их работоспособность, растет износ трущихся деталей, ослабевают крепления патрубков системы охлаждения мотора.

В результате через несколько месяцев езды с несбалансированными колесами может возникнуть неисправность какого-то из узлов, не говоря уже о потрескавшихся резинометаллических шарнирах в подвеске.

Как балансировать и насколько часто?

Балансируются колеса на специальном стенде в мастерской шиномонтажа с помощью грузиков, изготовленных из цинка или свинца массой от 5 до 100 грамм. Аппарат сам раскручивает колесо и подбирает вес и место расположения компенсирующего груза. Мастера приклеивают их или надевают на обод диска и заколачивают молотком в местах прилегания покрышки.

Чем больше размерность колеса, тем его труднее отбалансировать. Однако в течение этого десятилетия многие заводы прошли через переоборудование и уже способны изготавливать катки даже двадцатого радиуса с хорошей точностью. Поэтому при покупке колеса стоит поинтересоваться, где произведена шина и когда открылся завод. Если это старые отечественные производства со старым оборудованием, то отбалансировать произведенную там покрышку будет труднее, чем изготовленную на только что отстроенном российском предприятии какого-то именитого иностранного бренда.

Кроме того, нельзя балансировать колесо, если в протекторе застряли крупные камешки. При их выпадении центр масс сместится и колесо опять начнет бить.

В общем, балансировку колес обязательна нужно делать после каждого монтажа покрышки. Кроме того, с течением времени грузики могут отваливаться, что ведет к разбалансировке. Поэтому, как только в автомобиле ощущаются нежелательные вибрации, можно вернуться в шиномонтаж и повторить процедуру балансировки вновь.

Смотрите также:

Что нужно знать о балансировке колес машины

Автопроизводители поставляют автомобили с правильно выполненной балансировкой колес. Это позволяет обеспечить оптимальную управляемость, динамику и безопасность автомобиля в целом. Эксплуатация авто время от времени приводит к тому, что балансировка колес нарушается. В результате возникает биение руля, ухудшается управляемость на дороге, возникает значительный износ деталей подвески. Рассмотрим подробнее, что собой представляет балансировка, когда она нужна и как понять, что колеса установлены и отбалансированы правильно.

Содержание:

  • Когда требуется балансировка
  • Дисбаланс колес: основные виды и их особенности
  • Этапы балансировки колес авто
  • Ошибки при балансировке
  • Когда требуется балансировка

    Балансировка автомобильных колес требуется:

    1. При установке новой резины на автомобильный диск.
    2. Через 500 км после установки новой резины.
    3. Примерно каждые 15 тыс. км пробега при нормальной езде и 7-8 тыс. км при агрессивном стиле вождения.
    4. После наезда на высокой скорости на лежачего полицейского, попадания в яму.

    При «пробое» подвески также может потребоваться балансировка колес. Если своевременно не отрегулировать колеса, то возникает вероятность ухудшения управляемости автомобиля, что на высокой скорости может привести к аварийным ситуациям. Поэтому настоятельно рекомендуется выполнять балансировку при указанных выше случаях. Тем более что процесс не занимает много времени. Если же возможности посетить шиномонтаж у автовладельца нет, то поможет выездная балансировка колес по городу или области. Мастер сам подъедет к клиенту и с помощью мобильного оборудования проверит колеса, выполнит все необходимые работы на месте.

    Дисбаланс колес: основные виды и их особенности

    Различают два вида дисбаланса автомобильного колеса:

    • Статический. Центр тяжести колеса не совпадает с осью вращения, а общая масса автомобильного колеса по длине окружности распределяется неравномерно.
    • Динамический. Колесо стремится вращаться вокруг оси, соединяющей внутреннюю и наружную половину, что в итоге вызывает дополнительную нагрузку на подшипники и приводит к увеличенному износу.

    Даже после устранения статического дисбаланса может остаться динамический дисбаланс. Поэтому важно чтобы балансировка колес выполнялась мастерами специализированного автосервиса с использованием современного компьютерного оборудования для диагностики автомобильных колес.

    Этапы балансировки колес авто

    При балансировке колесо снимается с автомобиля и устанавливается на балансировочном станке. После этого мастер вводит в компьютер параметры конкретного колеса. В соответствии с введенными параметрами и характеристиками установленного колеса после проведения тестов компьютер выдает сведения, где именно на диске и какие грузы требуется установить для устранения дисбаланса. Использование в автосервисе 3D стенда для диагностики позволяет максимально точно определить дисбаланс, нарушения геометрии, биения колеса.

    Для балансировки используют различные грузы и способы их крепления. Выбор груза зависит от характера дисбаланса, типа колесного диска. Существуют набивные и клеящиеся грузы.

    Ошибки при балансировке

    Главными ошибками некачественной балансировки колеса являются:

    1. Установка грузов на загрязненную поверхность диска.
    2. Установка новых грузов на колесо, уже подвергавшееся балансировке, без демонтажа имеющихся грузов.
    3. Недостаточная смазка шины при установке на диск.

    Менее распространенной ошибкой считается неправильная установка грузов на диске – слишком далеко расположены друг от друга, при движении колеса задеваются детали подвески. Чтобы не сталкиваться с такими ошибками рекомендуется обращаться в специализированный автосервис, а не экономить, выполняя балансировку у частных мастеров в гаражных условиях.

    для чего она нужна и как правильно её сделать?


    С тем, что существует такая необходимая процедура, как балансировка колёс, вряд ли кто-то будет спорить.

    Практически наверняка каждый автомобилист ощущал неприятные подёргивания на руле в такт вращению колёс автомобиля, когда они не были отбалансированы.

    Из этой статьи вы узнаете:

     В то же время, не каждый механик знает все нюансы балансировки, не говоря уже об обычных автолюбителях. Какие основные моменты необходимо знать об этой процедуре?


    Для чего нужна балансировка колес?

    Балансировка необходима всем колёсам, которые используются на автомобиле. Она обеспечивает предсказуемое поведение машины при движении, должный уровень комфорта, а также равномерный износ шин.

    Если данную процедуру не делать, то серьезно возрастает нагрузка на подвеску и рулевое управление — по ходу движения могут появляться неприятные вибрации (которые увеличиваются с ростом скорости) и биения рулевого колеса, а протектор будет стираться неравномерно, из-за чего покрышка выйдет из строя гораздо быстрее.

    Таким образом, основная задача балансировки заключается в равномерном распределении массы колеса.

    Вопреки расхожему мнению, что балансировка необходима только передним ведущим и рулевым колёсам, необходимо сказать, что задние колёса нуждаются в балансировке не меньше передних. Ведь, если водитель не ощущает вибраций и биения от задних колёс – это не значит, что они не разрушают заднюю подвеску и не портят задние покрышки.


    Как производится балансировка?

    Балансировка колёс бывает нескольких видов – динамическая, статическая, финишная и автоматическая.


    Динамическая балансировка

    Та процедура, которую производят в большинстве шиномонтажных мастерских, называется динамической балансировкой. Сотрудники мастерской устраняют динамический дисбаланс колеса − неравномерное распределение его массы по ширине («боковое» биение).  Стоит отметить так же, что чем шире колёсный диск – тем больше шансов получить динамический дисбаланс.

    Этот дисбаланс определяется при вращении на особом балансировочном станке, который способен автоматически вычислять места, где необходимо установить грузики при помощи компьютера − в него заносятся масса, размеры и конфигурация колеса.

    Если колесо разбалансировано — мастерами крепятся с обеих сторон колесного диска компенсирующие грузики на определенных участках, благодаря чему пропадает неравномерность распределения массы и колесо вращается ровно.

    Грузики бывают цинковые или свинцовые. Вес грузов колеблется от 5 до 100 грамм. Кроме того, существует два типа грузиков – набивные (на кронштейнах) и самоклеящиеся. В большинстве шиномонтажных мастерских штампованные диски балансируют  набивными грузиками, а литые – самоклеящимися.


    Статическая балансировка

    Статической балансировкой называется устранение «продольного» дисбаланса, если масса колеса рассредоточена по длине окружности неравномерно (на колесе присутствует «тяжёлое место»), такое возможно из-за брака производителя.

    В случае такой разбалансировки участок покрышки оказывается тяжелее, чем все остальные и этот участок во время движения с силой «бьёт» по дороге. Из-за этого покрышка очень быстро выходит из строя именно в «тяжёлом» месте.

    Статическая балансировка производится аналогично динамической балансировке — колесо также помещается на специальный станок и тот определяет участки дисбаланса на колесном диске. Устраняется дисбаланс также грузиками, крепящимися с противоположной стороны от «тяжелого» места.


    Финишная балансировка

    Операция по финишной балансировке весьма нужная, но проводят её крайне редко главным образом из-за её сложности и необходимости использования специального оборудования.

    Финишная балансировка является своего рода заключительным этапом после двух других проделанных процедур и в какой то мере определяет, насколько грамотно были проведены статическая и динамическая балансировка.

    Так же финишная балансировка определяет насколько точно установлено колесо на ступицу автомобиля. Из-за зазоров между болтами и стенками отверстий в колёсном диске колесо может быть установлено не точно по оси вращения ступицы, из-за чего во время движения автомобиля может появиться вибрация.

    Для выполнения этой процедуры отбалансированное на станке колесо крепят на подвешенный автомобиль, а под ним устанавливается специальный балансировочный стенд. После − колесо раскручивается до оборотов, которые соответствуют 90 километрам в час и компьютер делает замеры − определяет участки дисбаланса.


    Автоматическая балансировка

    Автоматическая балансировка применяется преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах. Заключается в том, что внутрь колеса засыпается специальный сыпучий материал – мелкие шарики или гранулы.

    Под действием центробежной силы во время движения шарики распределяются по внутренней поверхности покрышки, заполняя собой всю поверхность, тем самым балансируя колесо собственным весом.

    На легковых автомобилях такая балансировка не применяется по причине того, что невозможно точно рассчитать количество материала, который нужно засыпать, а так же потому, что из-за засыпанного внутрь материала заметно увеличивается вес колеса. Для мощного и тяжёлого грузового автомобиля это не имеет большого значения, а для легкового – имеет.


    Что делать в случае невозможности балансировки колеса?

    Невозможность установить правильный баланс колеса может быть вызвана рядом причин:

    — Инородный предмет внутри колеса. Пример − между внутренней поверхностью шины и дисков попал какой-нибудь винтик. Решение проблемы − перебортирование колеса.

    — Неровный колесный диск. Неидеальной геометрией, как правило, страдают штампованные колесные диски, особенно отечественного производства, в результате чего на стенде колесо начинает вибрировать. Решение проблемы − прокатка диска или его замены на другой.

    — Некачественная покрышка. Слои резины могут быть нанесены неравномерно. Проблема решается заменой покрышки или точечной балансировкой всего колеса в сборе.

    для чего и когда нужно балансировать колеса

    Как известно, в процессе эксплуатации автомобиля шины подвержены износу. Также постепенно возникают различные повреждения колесного диска (деформация, изменение геометрии и т.д.). При этом важно понимать, что в совокупности все это приводит к тому, что при вращении возникает дисбаланс, более известный как биение колеса.    

    Так вот, чтобы избавиться от дисбаланса, необходимо делать балансировку колес. Далее мы рассмотрим, для чего нужна и как выполняется балансировка колеса, как часто ее нужно делать, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.

    Содержание статьи

    Дисбаланс колес: признаки, причины и способы решения проблемы

    Начнем с того, что балансировка колес необходима для того, чтоб колесо вращалось «правильно» при движении автомобиля. Особенно сильно проблемы с балансировкой проявляются на скорости выше 60-70 км/ч в том случае, если колеса совсем не отбалансированы. Как правило, отсутствие балансировки приводит к тому, что водитель ощущает биение, вибрации, уводы, приходится подруливать.

    На сбитую балансировку колес указывает:

    • на определенных скоростях руль вращается «рывками», не плавно, блокируется;
    • появляется биение, возникает шум, вибрация на скоростях от 80-100 км /ч;
    • неравномерно изношены шины, износ быстро прогрессирует;
    В свою очередь, дисбаланс колес влияет на комфорт и безопасность при езде, а также на состояние некоторых узлов ходовой части.  Еще следует учитывать, что на любом автомобиле даже тщательно выполненная ранее балансировка колес со временем будет сбиваться. К этому приводят уже упомянутые выше факторы: износ резины, деформация дисков или банальное разрушение или смещение балансировочных грузиков.

    При этом баланс зачастую нарушается не равномерно. В результате колесо, которое сильнее всего разбалансировано относительно других колес, подвергается еще большей нагрузке и износу. Как правило, на нем сильно изнашивается шина.

    Если же проблему долго не устранять, такое колесо оказывает воздействие на рулевое управление и подвеску. Само собой, разбалансировка еще одного колеса усиливает нагрузки и износ. Результат — отдельные детали могут выйти из строя намного раньше срока, а также изношенные неравномерно шины могут потребовать обязательной замены.  

    • Чтобы избежать негативных последствий, важно балансировать колеса при появлении малейших признаков дисбаланса, а также проводить проверку их балансировки в целях профилактики каждые 5-10 тыс. км. или при каждой смене колес по сезону.

    Конечно, интервал условный и весьма усредненный. Дело в том, что у одних водителей колеса могут быть в норме и через 10-15 тыс. км., тогда как у других дисбаланс начинается уже через 2-3 тыс. км. пробега.

    Все будет зависеть от манеры езды, от общего состояния резины (качественная дорогая резина изнашивается боле равномерно и медленнее, чем дешевые покрышки). Так или иначе, любой протектор рано или поздно будет изношен до того порога, когда оптимальная ось вращения будет нарушена.

    Получается, хотя шина вращается на диске, на котором стоят противовесы, износ протектора резины не позволит этим грузам идеально балансировать колеса относительно оси вращения. 

    • Еще раз напомним, даже недавно отбалансированные колеса могут быть разбалансированы после попадания в яму на скорости или в результате наезда на бордюр и т.п. Зачастую, нарушает баланс неравномерный износ резины (агрессивная езда)  и смещение грузиков (наезды на бордюры, попадание в ямы).

    Так или иначе, даже незначительные изменения шины при неравномерном ее износе влияют на концентричность из-за центробежной силы, возникающей при вращении колеса.

    Если просто, при движении на скорости около 100 км/ч дисбаланс в 10 граммов оборачивается нагрузкой в 2.5 кг на колесо. Именно по этой причине балансировку нужно проверять и делать заново при необходимости. При этом радует то, что процедура в целом простая, а услуга доступная. На деле,  вопрос, сколько стоит отбалансировать колеса, не является острым.

    Единственное, на стоимость балансирования колес оказывает влияние диаметр колеса и тип диска (чем больше колеса, тем дороже балансировка, на железном диске балансировка проще и дешевле, чем на литом). Также не цену немного влияет и тип грузов – противовесов, так как они бывают разными.

    Балансировка колес: как выполняется

    Само балансирование колес обеспечивает возможность распределения веса, чтобы колесо вращалось оптимально. Важно понимать, что даже новые шины и диски нуждаются в балансировке.

    Именно по этой причине во время работ на шиномонтаже после сборки колеса (установка шины на колесный диск и ее накачки), непосредственно  перед самим монтажом на авто специалисты крепят на диск балансировочные грузики (противовесы), чтобы добиться лучшей центровки колес. Эти грузики «выравнивают» колеса для получения равномерного вращения вокруг своей оси.

    • Чтобы понять, как отбалансировать колеса, следует учесть, что для  этого нужен специальный балансировочный станок. Если коротко, колесо в сборе крепится на станок, который раскручивает его и анализирует отклонения от оптимальных параметров при вращении.

    Далее специалист оценивает полученные данные и добавляет грузики, закрепляя их на диске. После процедура проверки и корректировки продолжается до тех  пор, пока полученные результаты не будут укладываться в допустимые рамки.

    Становится понятно, что балансируется не сама шина, а колесо в сборе, а дисбаланс компенсируется закрепленными на ободе колеса противовесами (грузами балансировочными). Станок, на котором балансируют колесо, имитирует вращение колеса так же, как и данное колесо вращалось бы на машине.

    В самом станке датчики по характеру качения шины (вращения) определяют дисбаланс колеса и на дисплее выдаются соответствующие значения, чтобы специалист шиномотнажа осуществил подбор нужных грузов для балансировки. Подобрав грузики, мастер крепит их на колесе, выравнивая таким образом центробежные силы, возникающее во время ращения колеса.  

    Примечательно то, что это  способ балансировки колес далеко не идеален и не отличается точностью. Причина — данные со станка не учитывают дисбаланс тормозных дисков, колодок, ступиц и т.д. В свою очередь, эти элементы также влияют на вращение колес.

    Естественно, идеальную балансировку колес можно сделать только на машине. Однако для этого нужно сложное и дорогое оборудование (например, передвижная балансировочная машина). Само собой,  в странах СНГ такое оборудование встречается крайне редко, а цена балансировки предельно высокая. 

    Подведем итоги

    Как видно, балансировка колес является важной процедурой, которой многие автовладельцы ошибочно не уделяют должного внимания.  Следует помнить, при появлении первых признаков дисбаланса колес, необходимо решать проблему.

    Рекомендуем также прочитать статью о том, как выбрать зимние шины для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, как правильно делать выбор зимней резины, а также на какие нюансы следует обращать внимание (липучка или шипы, шины под ошиповку, всесезонная резина и т.д.)

    Параллельно рекомендуется проверять подвеску автомобиля (это позволит исключить другие причины дисбаланса колес или выявить последствия такого дисбаланса). Еще отметим, что при смене резины по сезону на шиномонтаже, балансировка колес зачастую включена в общую стоимость данной услуги.

    В качестве итога отметим, что также на качество балансировки влияет и оборудование, на котором она проводится. Это значит, что хотя шиномонтажных мастерских много, лучше отдавать предпочтение тем сервисам, где оборудование относительно новое и современное. Также важно, чтобы сами сотрудники, выполняющие работы, были опытными и квалифицированными специалистами.

    Признаки разбалансированного колеса: разбираемся в видах дисбаланса

    Каждый автовладелец понимает, для чего нужна балансировка колес и что будет, если появится разбалансировка. Однако не все могут определить, нормально ли отбалансированы автоколеса, сколько еще можно на них ездить и когда необходимо посетить станцию шиномонтажа. Разбираемся, какие существуют признаки разбалансированного колеса и как устранить эту проблему.

    Причины дисбаланса колес

    К сожалению, многие автолюбители халатно относятся к процедуре балансировки. Делать так не следует. Ведь от того, насколько качественно выполнена эта процедура, зависит «самочувствие» вашей машины.

    Поскольку автоколесо вращается, оно должно иметь:

    • Ось симметрии.
    • Центр тяжести, который находится на оси вращения.
    • Равноудаленные от центра тяжести точки окружности.

    Балансировка колес — это процедура, позволяющая максимально уменьшить дисбаланс. Выполняют ее так: на обод добавляются специальные гранулы, которые притягиваются к резиновой поверхности. Благодаря такому уравновешиванию признаки разбалансировки колеса устраняются.

    Только когда признаки разбалансировки колеса устранены, можно быть уверенным в том, что езда на автомобиле будет не только комфортной, но и безопасной. Если время от времени проводить балансировку, можно предотвратить появление таких неприятных последствий разбалансировки, как выход из строя элементов подвески: стойки, рулевого механизма и подшипников.

    Разбалансировка автоколес подразделяется на 2 типа:

    • Статическая разбалансировка. Наблюдается, когда центр тяжести смещен относительно оси вращения. Распределение по окружности массы происходит неравномерно. Можно заметить вертикально направленную вибрацию. В результате происходит неравномерный износ автопокрышек. Ездить на такой машине некомфортно и небезопасно.
    • Динамическая разбалансировка. Возникает, когда пересекаются оси инерции и вращения. Центр тяжести находится на оси вращения. Последствия динамической разбалансировки: неодинаковое рассредоточение массы по колесу.

    Встречается также и комбинированная разбалансировка. В этом случае происходит смещение и наклонение относительно друг друга осей инерции и тяжести колеса.

    Фото: Shutterstock

    Почему возникают признаки разбалансировки:

    • Автопокрышка изношенна.
    • Диск помят.
    • Погрешности при производстве шины или диска, например шаг рисунка протектора автопокрышки разный, в диске есть отверстия.
    • Боковые стенки разной ширины.
    • Автошины были отремонтированы неправильно.

    То, насколько сильной будет разбалансировка, зависит от состояния автопокрышек. Ведь структура резины сложная и неравномерная, все это влияет на точность отцентровки.

    Признаки разбалансированного колеса

    Какой признак разбалансировки встречается чаще всего? Конечно же, это вибрация. Когда есть дисбаланс, вибрация идет из ходовой части машины в салон. Чем больше разбалансировка, хуже дорога и выше скорость авто, тем сильнее будет вибрация. Вибрирующие движения бывают разные. К примеру, вы можете слышать небольшой шум или же машину может трясти так сильно, что вождение станет некомфортным.

    Узнать, какое автоколесо разбалансировано, получится, если вы отличаете разные типы вибраций. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и больше всего чувствуете вибрирующие колебания, которые идут на руль. Значит, есть разбалансировка передних автоколес. Когда разбалансированы задние колеса, то неприятные потряхивания будут ощущать пассажиры, которые едут сзади.

    Фото: Shutterstock

    Почему возникает разбалансировка колеса и каковы его признаки? Во время прокручивания отдельные области автопокрышки испытывают на себе давление большей силы по сравнению с другими участками. Из-за того, что автоколесо движется неравномерно, возникают вибрирующие колебания. Области шины, на которые воздействует более сильное давление, быстро стираются, становятся непрочными. Если есть признаки разбалансировки колеса, которое в определенных местах стерлось, резина начнет спускать воздух, и вам придется постоянно подкачивать шины.

    Какие еще есть признаки разбалансировки? Например, вы заметили, что машина внезапно стала потреблять больше топлива. Скорее всего, причина в разбалансировке. Чем она сильнее, тем больше топлива расходует автомобиль. Особенно это заметно, когда вы едете на высокой скорости.

    Что может случиться, если игнорировать признаки разбалансировки:

    • Ездить на машине будет не только некомфортно, но и опасно.
    • Рулевое управление выйдет из строя.
    • Выйдут из строя амортизаторы.
    • Придут в негодность подшипники и другие элементы подвески.

    Причина таких неприятных последствий — вибрирующие колебания, которые возникают из-за разбалансировки и воздействуют на автомобиль.

    Обратите внимание! Если вы заметили биение руля, это может быть не только признаком разбалансировки. В руль бьет, если диск помят, на автошине появились грыжи, поврежден корд и тому подобное. Однако если биение возникает, только когда вы повышаете скорость, то это 100% признак разбалансировки переднего колеса. В этом случае совершенно не важно, заднеприводная или переднеприводная машина. Если есть разбалансировка задних колес, то такого признака, как биение руля, не проявляется.

    Чаще всего признаки разбалансированного колеса наблюдаются, когда меняют зимнюю резину на летнюю (или наоборот). Автовладельцы не задумываются о том, какое оборудование используется для балансировки, опытный ли мастер. Но от этого зависит качество проведения процедуры. К примеру, дисбаланс может появиться через 200–300 км пробега, если специалист, производящий балансировку, не отмыл резину. Куски грязи отвалятся, и вы снова будете наблюдать признаки разбалансировки колеса.

    Если использовался низкокачественный грузик, может появиться биение руля. Ведь под действием центробежной силы грузик оторвется, в руль начнет бить.

    Фото: Shutterstock

    Как обнаружить признаки разбалансировки? Поднимите машину при помощи домкрата, а затем установите отбалансированное колесо и выполните проверку. Затем, выполнив несколько простых действий, вы обнаружите признаки разбалансированного колеса, если они есть.

    • Возьмите в руки кусочек мела, раскрутите диск.
    • Когда он остановится, мелком сделайте отметку в том месте, где расположена середина колесной арки.
    • Раскрутите диск еще несколько раз, лучше всего 6–10.
    • Сделанные отметки собираются примерно в одной точке? Это признак разбалансировки. Необходимо как можно скорее отправиться на шиномонтажку.

    Меловые отметки не собираются в одной точке, а разбросаны по всей автопокрышке? Никаких признаков разбалансировки нет, и тратить деньги на балансировку не нужно.

    Как часто делать балансировку колес

    Когда комплект колесных дисков у вас один и для зимы, и для лета, то проводить балансировку придется обязательно. Иначе возникнут признаки разбалансировки. Задумываться о том, стоит ли делать балансировку, могут лишь те автомобилисты, у которых есть 2 комплекта колесных дисков: для зимы и для лета.

    Нужна ли балансировка колес после сезонной смены резины?

    Обратимся к инструкции по эксплуатации транспортного средства. Там должно быть указано, что балансировку необходимо выполнять каждые 10 000–15 000 километров. Ваш сезонный пробег меньше? Тогда теоретически балансировка не требуется, за исключением нижеописанных ситуаций.

    Однако в реальности нужно ориентироваться на «самочувствие» машины. Явные признаки разбалансированного колеса, такие как биение в руль, отсутствуют? Значит, можно обойтись без балансировки. Не всегда можно почувствовать биение задних колес, но они подвергаются негативному воздействию не так сильно. Так или иначе, зная признаки разбалансировки, вы сможете определить, нужно ли посетить шиномонтажку.

    Как быть, если автовладелец самостоятельно меняет колеса дважды в год? Придерживайтесь нижеследующих советов. Установите новый комплект автоколес, несколько дней покатайтесь на них. В течение этого времени деформация на резине, которая возникла во время хранения, исчезнет. Признаки разбалансированного колеса отсутствуют, вибрирующих колебаний нет, причем не важно, быстро или медленно вы едете? Значит, балансировка не нужна.

    Однако без этой процедуры не обойтись, если:

    • Сезонный пробег вашего авто более 15 000 км.
    • После того как автоколесо было отбалансировано, вы наехали на яму на большой скорости.
    • Ощущали небольшую вибрацию ранее, но балансировку не провели.
    • У вашей машины нет ABS, при этом вы нередко тормозите, юзом двигаясь по асфальту.
    • У вас небольшой опыт вождения, и вы не можете выявить признаки разбалансировки.

    Ошибки при балансировке колес

    Итак, вы обнаружили признаки разбалансированного колеса и отправились в шиномонтажку. Как определить, что мастер выполняет свою работу некачественно?

    • Специалист не помыл автопокрышки и диски

    Чаще всего недобросовестный мастер не моет автоколеса. На первый взгляд может показаться, что эта процедура не так уж важна. Но если на шинах и колесных дисках есть грязь, отбалансировать их не получится. Ведь даже десятиграммовый кусочек грязи на колесе, маленький камушек, который забился в протектор резины, могут стать причиной разбалансировки.

    И когда вы будете ехать на скорости 100 километров в час, в руль начнет бить, а элементы подвески станут испытывать непредусмотренную нагрузку, приводящую в итоге к разрушению.

    Популярные статьи

    • Балансировочный станок плохо закреплен

    Еще одна причина, почему может возникнуть разбалансировка колеса, — балансировочный станок расположен неправильно. Его могут просто поставить в вагончик на деревянной поверхности. Но такой станок должен быть прикреплен при помощи анкерных болтов к ровному бетонному полу. Не должно возникать никаких вибраций. Иначе мастер не сможет качественно выполнить балансировку. Не стоит посещать передвижные шиномонтажки, ведь пользы от такой балансировки не будет.

    • Мастер не откалибровал балансировочный станок

    По правилам балансировочное оборудование должно подвергаться калибровке несколько раз в сезон. Однако во многих шиномонтажках, владельцы которых не беспокоятся о качестве предоставляемых услуг, эту процедуру не проводят. Кроме того, своими силами откалибровать дорогостоящий станок невозможно. Чтобы не тратить деньги на работу стороннего специалиста, иногда калибровка не проводится.

    • Мастер некачественно приклеил балансировочный грузик

    Если колесные диски литые, то балансировочные грузы обычно приклеивают. Чтобы исключить его отклеивание из-за вибраций или попадания влаги во время мойки авто, необходимо правильно подготовить как грузик, так и диск. Прежде чем приклеивать груз, нужно протереть диск обезжиривающим составом, например растворителем. Причем диск должен быть заранее очищен от грязи. Область, куда будет приклеиваться грузик, и непосредственно сам груз прогревают строительным феном.

    Это правильная технология работы, если она соблюдается, то грузик никогда не отклеится, даже при попадании на колесо воды на автомойке. Но, к сожалению, технология процедуры часто нарушается, поэтому на автомоечных станциях можно увидеть множество грузиков, которые отклеились.

    • Мастер не делает балансировку «по нулям»

    Специалист торопится или ленится, он говорит вам, что ничего страшного не произойдет, даже если будет 5 г дисбаланса. Но когда диск монтируется на автомобиль, появятся признаки разбалансировки. Именно поэтому важно, чтобы после балансировки на мониторе стенда высвечивались нулевые показатели отклонения показателей равновесия снаружи и внутри колеса.

    Чтобы добиться такого результата, придется несколько раз отклеивать и переклеивать грузики. Может быть, мастер даже разбортирует и очистит колесо изнутри, если там осталась вода или грязь. Или диск погнутый, в этом случает его необходимо выправить. В любом случае погрешностей быть не должно. Даже минимальная разбалансировка в 5 г станет причиной того, что на высокой скорости возникнет биение руля, машина будет хуже управляться, а элементы подвески быстро выйдут из строя.

    • Для прикручивания колеса мастер использует гайковерт

    Работая гайковертом, мастер тратит меньше времени и сил, однако вождение автомобиля после такого сервиса становится небезопасным. Дело в том, что гайковерт может испортить резьбу на шпильках, гайках и болтах. В результате возникает угроза жизни водителя и пассажиров. Если специалист слишком сильно затянет гайки и болты, посадочное место на диске искривится, и вы снова обнаружите признаки разбалансированного колеса.

    Несмотря на то что мастер может работать гайковертом аккуратно, болт или гайка все равно будут перетянуты. И когда вы захотите открутить колесо на трассе, то не сможете это сделать. Только в новейших шиномонтажных центрах используются особые гайковерты, на которых можно сделать усилие минимальным. В конце работы мастер использует динамометрический ключ, чтобы докрутить гайки до требуемого момента. Запомните, что с помощью гайковерта можно откручивать, а не закручивать гайки.

    • Специалист закручивает болты либо гайки на диске вкруговую

    В этом случае центровка автоколеса относительно ступицы будет нарушена. В результате снова появятся признаки разбалансированного колеса. Ступица, а также элементы подвески будут испытывать на себе повышенные нагрузки. Как не сбить центровку? Для этого надо закручивать гайки и болты крест-накрест.

    • Мастер не использует динамометрический ключ, гайки затягивает неправильно, с большим усилием

    Нередко происходит так, что, устанавливая колесо, мастер затягивает гайки, ориентируясь на свои ощущения и опыт. Либо использует гайковерт. Поскольку материал дисков достаточно мягкий, из-за того что гайки затянуты неравномерно, они становятся кривыми, появляются признаки разбалансировки.

    Как затягивать болты и гайки на колесе? Для выполнения этой процедуры используется динамометрический ключ. С его помощью можно сделать затяжку с нужным усилием, которое отличается в зависимости от марки и модели авто. Узнать, какое должно быть усилие для вашей машины, можно в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

    Стоит отметить, штатный баллонный ключ, который находится в багажном отделении вашего авто, не просто так имеет такие габариты. Размер ключа должен быть таким, чтобы, встав на колено и надавив рукам (не присоединяя к ключу трубу и не давя на него изо всех сил), вы смогли закрутить гайки на колесе с нужным усилием. Причем не важно, мужчина или женщина выполняет эту процедуру.

    Точно так же легко у вас должно получиться открутить колесо штатным баллонным ключом. Конечно, если на шиномонтаже специалист использовал динамометрический ключ и не перетянул гайки.

    Что думают водители о разбалансировке колес

    • Доверяй, но проверяй

    «Полгода назад знакомый посоветовал мне (после того как в шиномонтаже сделали балансировку) поставить колесо на станок и покрутить. После такой проверки я был в шоке. До снятия колеса показатели были «по нулям», когда мастер снял колесо, и я попросил поставить его опять, показатели уже после балансировки были 10–50 г! Горе-специалист слишком поздно понял, какая цель была у этой проверки».

    • Без адаптеров нельзя

    «В одном авторитетном автожурнале прочел, что качественно отбалансировать колеса можно, только если используются адаптеры, которые играют роль автомобильной ступицы. Таким образом, диск одевается на шпильки, а не на конус».

    • Если бьет в руль, это еще не признак разбалансировки

    «Что касается биения, на моей машине стоят мягкие покрышки «Йокогама», диски 18 дюймов, подвеска достаточно жесткая. В руль не бьет, даже если дисбаланс 35 г. Есть один признак разбалансировки: когда на скорости 100 км/ч плавно оттормаживаюсь, то возникает биение. А вот на скорости 150 км/ч при торможении биения нет».

    • Ориентироваться нужно на биение

    «Прежде чем клеить грузики, надо покрышки на дисках выставить по биению. Когда колесо вращается, то биение видно по высоте. В этом случае нужно резину провернуть на диске, чтобы било меньше. Тогда придется грузиков использовать намного больше. Но это же невыгодно шиномонтажникам. Еще один совет: когда сделали балансировку нового колеса, следует отбалансировать его еще раз после 1 000 км пробега, когда резина ляжет на диск, и признаков разбалансировки точно не будет».

    • Доверять можно только опытному шиномонтажнику

    «Говорить на эту тему можно бесконечно. Мои колеса из Японии в сборе отходили 2 сезона, никаких признаков разбалансировки не появилось. А когда мастер некачественно отбалансирует колеса, появляется биение руля. Опытного специалиста найти сегодня не так просто».

    Оцените статью

    Рейтинг: 5(голосов 24)

    ПОделиться статьей

    Для чего нужна балансировка колес? — Hofmann Сервис

    • Балансировка колес с 1993 года

      • Профессиональное оборудование Hofmann и Haweka.
      • Устранение всех видов дисбаланса.
      • Гарантия: 100%.

      Записаться

    Для чего нужна балансировка колес можно понять, если рассмотреть что из себя представляет реальное колесо по отношению к некоему воображаемому совершенному образу:

    • Ось вращения совершенного колеса проходит точно через его центр и ровно под углом в 90 градусов;
    • Совершенное колесо имеет абсолютно симметричную форму: все противоположные по отношению к оси вращения точки находятся на равном расстоянии по отношению к этой оси;
    • И абсолютно симметричное распределение веса, когда все противоположные участки колеса имеет одинаковый вес.

    У реального колеса ось вращения не проходит точно через центр и под углом ровно 90 градусов. Форма реального колеса неидеальна, а распределение массы неравномерно.

    Так что привести реальное колесо в состояние как можно более близкое к умозрительному образу идеального колеса, это то, для чего нужна балансировка колес. В Hofmann Сервис результат достигается целым рядом мер с помощью актуальных профессиональных методов и оборудования от лидеров отрасли.

    Если колеса не отбалансированы, это скорее рано, чем поздно приводит к нескольким неприятным последствиям. При движении происходят неравномерные нагрузки на несущие узлы подвески. Они не только неравномерны, в пиковые моменты превышаются нагрузки, предусмотренные проектировщиками и производителями. В результате несущие узлы подвески быстрее изнашиваются, увеличивается вероятность поломок - вплоть до разрушения в запущенных случаях.

    Если неравномерное вращения имеется у передней пары колес, то возникает вибрация, передающаяся на руль. От неравномерности движения изменяется к худшему сцепление с дорожным покрытием. Что приводит к снижению управляемости и увеличивает тормозной путь. Тем более, что шины быстрее и несимметрично снашиваются. В совокупности получается снижение ресурса подвески и колес, уменьшение комфорта вождения и увеличение вероятности поломок и происшествий.

    В общем виде балансировка состоит в том, чтобы уравновесить тяжелое место колеса компенсирующим грузиком. Или несколькими грузиками.

    На практике же может иметься несколько вопросов, которые должны быть решены прежде, чем переходить к уравновешиванию. Самое простое, это что в диски нередко неравномерно набивается грязь и колеса необходимо основательно вымыть до того, как приступать к измерению дисбаланса на специальном станке.

    Диски бывают повреждены или деформированы, что нарушает геометрию колеса в целом. В таком случае придется сначала произвести ремонт колесных дисков.

    Могут быть многие другие моменты, которые необходимо определить и по возможности устранить. И только те факторы, которые невозможно или непрактично исправлять, нейтрализуются компенсирующими грузиками.

    Чтобы узнать что такое балансировка колес и для чего она нужна, можно обратиться в один сервисных центров Hofmann Сервис. В настоящее время они есть в Василеостровском, Приморском и Московском районах Санкт-Петербурга. В работу принимаются колеса легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов, малотоннажных грузовых автомобилей, мотоциклов, некоторой другой мотоциклетной техники.

    Цены на балансировку в Hofmann Сервис: прайс-лист ...

    Зачем нужна балансировка колес?

    Ряд процедур в автомастерской кажутся некоторым водителям пустой тратой денег и ищут способы их сэкономить. Иногда, однако, результатом является лишь гораздо более высокая стоимость ремонта. Одной из таких обязательных задач является балансировка колес.

    Технология защиты от вибрации

    Шина неоднородна, и ее вес неравномерно распределен по ободу колеса. Небольшие уплотнители уже изготавливаются на заводе при формовании шины.Результат – прогиб резины, неровные стыки слоев и другие конструктивные недостатки. После монтажа такой шины практически всегда наблюдается дисбаланс. При повороте колесо бьется, то есть возникают вибрации, которые заметны при увеличении скорости. Эти вибрации влияют на комфорт вождения и управляемость автомобиля. Вибрации колес возникают, когда автомобиль начинает двигаться. Однако на малой скорости они гаснут и становятся заметными лишь при определенной скорости, когда частота и амплитуда колебаний колеса начинают резонировать с элементами конструкции.Обычно вибрации рулевого управления возникают на скорости 40 км/ч, при увеличении скорости они отражаются на педалях. На 60-80 км/ч из-за разбалансированного колеса пульсации явно передаются на заднюю часть. Протектор вибрирующего колеса изнашивается неравномерно. На нем образуются едва заметные бороздки, которые затем увеличиваются, а также усиливают гул. Вибрации постепенно разрушают амортизаторы, расшатывают детали подвески, негативно влияют на резиновые шарниры и другие шарниры. Кроме того, вибрации негативно сказываются на конструкции рулевого управления и вращающихся частях двигателя и коробки передач.Вибрации медленно ослабляют свое действие, увеличивается износ трущихся деталей, ослабевают крепления патрубков системы охлаждения двигателя. В результате через несколько месяцев езды с разбалансированными колесами может выйти из строя один из элементов, не говоря уже о поломке резинометаллических шарниров в подвеске.

    Как балансировать колеса и как часто это делать?

    Колеса балансируются на специальном стенде в мастерской цинковыми или свинцовыми грузиками весом от 5 до 100 грамм. Устройство само поворачивает колесо, поднимает груз и фиксирует положение компенсирующего груза.Механики наклеивают их или надевают на обод диска и забивают молотком там, где подходят шины. Чем больше размер колеса, тем сложнее его отбалансировать. Поэтому при покупке колеса стоит поинтересоваться, где произведена шина и когда был открыт завод. Если это старые отечественные производства со старым оборудованием, то отбалансировать шину, произведенную там, будет сложнее, чем шину, произведенную на современном заводе. Как правило, балансировку колес следует выполнять каждый раз при установке шины. Кроме того, со временем вес может упасть, что приведет к дисбалансу.Поэтому, как только в автомобиле ощущаются нежелательные вибрации, необходимо вернуться в шиномонтаж и еще раз повторить процедуру балансировки.

    Зачем нужен балансировочный станок

    Суть балансировки заключается в равномерном распределении массы колеса по отношению к его центру. Эта процедура минимизирует вибрацию и предотвращает преждевременный износ шин и дисков. Дисбаланс передних колес обычно более выражен, чем дисбаланс задних колес, который становится заметным только на скорости выше 120 км/ч – автомобиль начинает сильно вибрировать.Грузики можно набивать и склеивать. Первые в основном используются для балансировки колес с рельефными дисками — они крепятся к ободу диска с внутренней и внешней стороны. А для колес с литыми и коваными колесами используется клей – они укладываются внутрь колеса от края и ближе к спицам.

    Балансировка необходима как после установки новых колес, так и после каждой замены. Кроме того, специалисты рекомендуют проводить данную процедуру регулярно, так как причин, по которым нарушается баланс колес, несколько.Самый распространенный случай – падение колеса вниз, в результате чего диск может деформироваться, что приведет к смещению центра тяжести и, как следствие, дисбалансу колеса. Второй, менее распространенной причиной является неточность колеса – неправильная геометрическая форма, неоднородность материалов или отклонения размеров.

    .

    Балансировка колес – безопасность и комфорт вождения

    Балансировка колес — это операция по обеспечению равномерного распределения веса обода и шины, чтобы центр тяжести находился на одной линии с центром вращения колеса. В результате вес может быть распределен равномерно, что положительно сказывается на комфорте вождения и правильной эксплуатации автомобиля. Что такое балансировка колес?

    Характеристики балансировки колес

    Хорошо сбалансированные колеса значительно повышают комфорт вождения.Однако в случае плохой балансировки они могут представлять большой риск на дороге. Дисбаланс колес часто ощущается при движении на более высоких скоростях. На 100 – 120 км/ч уже можно заметить вибрации на руле, которые передаются передними колесами. Однако неправильная балансировка колес в случае задней оси может вызвать вибрации в кузове и «бросание» задней части автомобиля. Это также часто является причиной необычного износа протектора и возникновения характерного шума при езде, который возникает из-за разницы давления шины на грунт.

    Однако стоит помнить, что балансировку колес следует доверить профессионалу. Такую услугу предлагают, в том числе, мобильная вулканизация и механика Опонфикс, в которой используется специальный балансировщик. Это позволяет рабочим выполнять статическую или динамическую балансировку колес. Первый тип определяет положение центра масс относительно оси вращения и заключается в уравновешивании массы колеса вокруг его вращения. Динамическая балансировка, с другой стороны, заключается в корректировке положения массы относительно оси. Для этого проверяется, чтобы колесо не отскакивало вбок.Также стоит помнить, что балансировку колес следует проводить при каждой замене шин. Это также необходимое действие, если колесо ударяется о бордюр или падает в яму, после столкновения или аварии.

    Преимущества балансировки колес

    Правильная балансировка колес повышает не только комфорт вождения, но и гарантирует равномерный износ шин, элементов подвески, подшипников и рулевого управления. Результатом небрежности в этом аспекте являются всевозможные проблемы, связанные с шинами – быстрый и неравномерный износ шин, амортизаторов и шарниров.Правильная балансировка колес отвечает за равномерное распределение усилий по окружности обода, за то, чтобы колеса плавно катились по дороге. Плавность вращения влияет на удобство вождения и степень износа отдельных деталей автомобиля. От всего этого зависит безопасность и долговечность автомобиля. Так что давайте лучше позаботимся о колесах и отчитываемся о регулярной балансировке при смене шин.

    Материал партнера

    .90 000 Шиномонтаж и шиномонтаж (Варшава, Радом) 9000 1

    Замена шин ● Балансировка колес ● Ремонт шин ● Помещение для хранения шин ● Стальные диски ● Алюминиевые диски ● Варшава ● Радом

    Название операции

    Цена

    Установка шин на стальные, алюминиевые или ранфлетовые диски, , если шины или диски новые и были приобретены в Dixi АКЦИЯ БЕСПЛАТНО
    Монтаж шин на стальные диски , с балансировкой от 150 злотых
    Монтаж шин на алюминиевые диски , с балансировкой от 180 злотых
    Крепление шины Run-Flat на ободах, с балансировкой от 250 злотых
    Замена 4 шт.колеса разбалансированы 75 злотых
    Замена 4-х колес с балансировкой, стальные диски от 90 злотых
    Замена 4-х колес с балансировочными, алюминиевыми дисками и дисками Run-Flat без снятия шин с дисков от 110 злотых
    Калибровка датчиков TPMS (четыре колеса)

    50 злотых

    БЕСПЛАТНО, если клиент одновременно меняет шины

    Замена 1 шт.Датчик TPMS (датчик + работа) от 250 злотых
    Датчик 1 шт. (без замены) от 125 злотых
    Ремонт отверстия (после гвоздя) в демонтированной шине от 25 злотых
    Ремонт отверстия (после гвоздя) в колесе в сборе (разборка шины, ремонт, сборка, балансировка колеса) от 50 злотых

    Цены в таблице относятся к сервису Dixi-Car в Радоме.Вот полный прайс-лист, в том числе для услуги Рашин / Варшава.

    Цены на замену шин/колес включают сброс/калибровку датчика TPMS.

    При замене шин и дисков утилизация старых деталей за плату - т.е. клиент может оставить поврежденные.

    Колесные колпаки

    Шиномонтаж Дикси

    90 136

    Нужны новые шины? Предлагаем полный ассортимент летних и зимних шин.Закажите шины в одном из наших магазинов уже сегодня!

    90 136

    приносите свои шины - быстро заменим шины и отбалансируем колеса. Запишитесь на прием в один из наших сервисов.

    90 136

    Вам нужно хранить шины? Chevrolet Dixi-Car Service хранит зимние шины для летнего сезона и летние шины для зимы.О стоимости услуг узнайте у консультантов. Для людей, которые возят с собой шины, мы можем обтянуть багажник или заднее сиденье пленкой. Подробности у наших сервисных консультантов!

    90 174

    Советы. Когда менять шины?

    Напишите нам

    Радом

    т. 48 360 98 26

    Часы работы:
    8:00 - 18:00 Пн. - Пт
    8:00 - 14:00 Суббота

    ул.Чарнецкого 108 90 197 26-600 Радом

    Варшава, Рашин

    тел.: 22 716 30 20

    Часы работы:
    7:30 - 18:30 Пн. - Пт
    8:00 - 14:00 Суббота

    Ал. Krakowska 24A 90 197 05-090 Рашин (Варшава)

    .

    Будьте в курсе новостей индустрии вулканизации

    Как видите, цены довольно привлекательные. Почему это так? Разница обусловлено технологией процедуры. Свинцу нужна более низкая температура следовательно, для его переплавки требуется меньше электроэнергии. В противном случае, помните, что свинцовые элементы уже много лет используются в автомобильной промышленности, поэтому одна лишь покупка станков для производства гирь из свинец тоже дешевле.

    Свинцовые гири запрещены в ЕС?

    С 1 июля 2005 г. запрещено использование свинцовых гирь в страны Евросоюза.Запрет действует в соответствии с постановлением 2005/673/WE, согласно которому в легковых автомобилях (с допустимой массой общий вес не более 3,5 тонн), гири использовать нельзя содержащие свинец. Речь идет, конечно же, об охране окружающей среды - вести является материалом, вредным для здоровья и природы.

    В Польше это положение фактически не применяется. То есть - упоминается директива ЕС уже описывает, как должен выглядеть закон в отдельные страны.Между тем - в Польше в одном из законов упоминается о. запрет на использование свинца, в том числе в виде утяжелителей на ободах. Между тем... в другом законе сказано, что утяжелители обода не являются этим запретом покрытый.

    К сожалению, при выезде за границу могут возникнуть проблемы. Дорожная полиция в таких странах, как Словакия, очень часто проверяет тип грузов, устанавливаемых на колеса автомобилей с польскими регистрации. В Интернете можно легко найти высказывания людей которые были санкционированы из-за использования свинцовых гирь.И помните, что штрафы рассчитываются в евро!

    Что это значит для вас?

    Если вы до сих пор покупали свинцовые гири и заряжали их клиентов, вас также должны заинтересовать гири от других материалы. Это особенно важно летом - много поляков путешествуют. в конце концов, в саму Словакию, или она проходит через эту страну по пути в Хорватия.

    И, рассказывая клиенту о свинцовых гирях, вы показываете, что думаете о них.И его потребности. Это очень важно с точки зрения водителя. Благодаря этому, Ты выглядишь как профессионал в его глазах. Это может побудить многих сделать это следующий визит только с вами.

    .

    Балансировочные колеса → Гданьск | Мотоинтегратор

    Наш автосервис работает уже 20 лет с сентября 2001 года. Как служба с многолетним опытом, мы предлагаем следующие услуги:

    • Удаление плесени и заправка кондиционера
    • общая механика
    • восстановление и правка колесных дисков
    • вулканизация
    • продажа частей шин, дисков, автозапчастей и аксессуаров,
    • техническая оценка автомобиля перед покупкой,
    • периодические проверки (не регистрация)
    • ремонт тормозной системы,
    • ремонт выхлопной системы,
    • ремонт рулевого управления и подвески,
    • Замена сцепления
    • ,
    • замена ГРМ,
    • замена масла, фильтров и других рабочих жидкостей,
    • ремонт стартеров и генераторов,
    • компьютерная диагностика.


    Опытная команда автослесарей, современное оборудование автомастерской, профессиональное обслуживание клиентов, быстрый и надежный ремонт автомобилей - это то, что отличает наш сервис. Не стесняйтесь связаться с нами!

    Мы являемся официальным дистрибьютором таких брендов, как Pirelli, Michelin, Dunlop, Goodyear, Continental, Bridgestone, Vredestein, Nokian, Toyo, Yokohama, Kleber, Bf Goodrich, Kumho, Falken, Firestone, Fulda, Uniroyal, General, Dębica, Kormoran , CST, Alutec, AEZ, Dotz, Dezent, Enzo и авторизованный сервисный центр для водителей.Кроме того, мы продаем шины, диски и автозапчасти всех других марок.

    У нас есть доступ к 5 миллионам шин, готовых к немедленной доставке в ваши руки. В нашем магазине мы представляем информацию о его наличии рядом с каждым товаром. Уникальная система резервирования обеспечивает автоматическое резервирование шин, помещенных в корзину. Благодаря этому решению у клиента есть гарантия получения заказанных шин даже в периоды наибольшего спроса (летний, зимний сезон).

    Предлагаем Вам ознакомиться с нашим предложением и воспользоваться нашими услугами. Мы будем рады ответить на каждый вопрос и обязательно удовлетворим даже самого требовательного клиента!

    Дополнительно у нас есть уютная комната ожидания, где можно с комфортом дождаться окончания службы. В зале ожидания доступны напитки и Wi-Fi, а также прямая трансляция с каждой станции технического обслуживания, что дает возможность наблюдать за работой вашего автомобиля.Пожалуйста!

    Мы работаем на польском, английском, русском, украинском и армянском языках.

    .90 000 Сервис и замена шин Tarnów OMT Service

    Самый оснащенный шинный сервис в Польше


    Шиномонтаж в Тарнове

    Вы ищете проверенный сервис шин в районе Тарнова ? Обязательно ознакомьтесь с нашим предложением. Мы являемся лучшим шинным сервисом в Польше! Наш шинный сервис в Тарнове — это место, где мы позаботимся о ваших шинах с максимальной заботой. Дополнительными преимуществами этого места являются широкий ассортимент и привлекательные цены .

    Шинный сервис в Тарнове - наше предложение

    ОМТ Сервис - это не только стандартная вулканизация - это в первую очередь услуга, где мы максимально бережно позаботимся о ваших шинах. Наши специалисты не только обладают обширными знаниями и опытом, но и работают на самом качественном оборудовании. Эта комбинация означает, что к нам приходят клиенты со всей Польши! Мы тестируем и ремонтируем все марки шин!

    Что мы можем вам предложить?

    • монтаж и демонтаж шин с помощью безопасного шиномонтажного станка TCR,
    • ремонт колесных дисков (рихтовка алюминиевых дисков),
    • контрольное взвешивание колес,
    • заправочные круги азотом,
    • балансировочные слепые колеса,
    • профессиональная центровка колес с помощью системы HAWEKA,
    • Балансировка колес
    • на оборудовании мирового бренда Hunter,
    • Мойка колес с шайбой,
    • шиномонтаж (вулканизация),
    • затяжка колес динамометрическим ключом,
    • хранение шин,
    • продажа шин всех марок,
    • консультация специалиста в подборе шин,
    • для замены на летнюю резину,
    • замена зимней резине,

    Шиномонтаж в Тарнове - почему оно того стоит?

    Хотите знать, чем ОМТ Сервис отличается от конкурентов? Прежде всего, наш сервис оснащен высококлассным оборудованием, что позволяет оказывать услуги на самом высоком уровне.Благодаря этому мы также можем себе позволить оказывать услуги с применением современных технологий. Кроме того, на нашем складе имеется около 12 000 шин для каждой марки автомобиля.

    ОМТ работает на рынке автосервиса и шиномонтажа с 2007 года. По этой причине вы можете рассчитывать на наши профессиональные знания и опыт. OMT Serwis — это не только шиномонтаж высокого класса в Тарнуве . Наше предложение также включает в себя ряд других услуг, в том числев.:

    Нашим приоритетом является комплексное обслуживание клиентов и их удовлетворенность выполнением наших услуг !

    Почему мы лучшие в шинной отрасли?

    • работаем на лучшем оборудовании,
    • используем технику Corghi и Hunter,
    • для демонтажа шин
    • для балансировки шин используем американской фирмы Hunter с дорожным тестом.

    Что такое дорожные испытания HUNTER?

    • позволяет контролировать и диагностировать любое, даже самое незначительное, биение шины,
    • позволяет диагностировать любой рывок автомобиля, в котором виновата шина.

    Кого и как мы обслуживаем?

    90 034 90 035 клиентов со всей Польши, имеющих проблемы с шинами любой марки,
  • мы тестируем и ремонтируем шины всех типоразмеров.
  • Что еще свидетельствует о нашей силе в отрасли?

    • На нашем складе около 12000 шин для каждой марки автомобиля.

    Чем отличается новейшее оборудование Hunter Revolution?

    • Шиномонтажный станок TCR подходит для всех типов шин и дисков,
    • , первая в мире система массажа бортов шин, снижает вероятность вибрации колес более чем на 80%,
    • Система бесшпиндельного демонтажа шин
    • защищает обод и шину от повреждений.

    Если у вас есть вопросы или вы хотите уточнить детали нашего предложения, пожалуйста, свяжитесь с нами:
    тел.: 14 63 00 777 / 14 63 00 778 / 14 62 01 091

    84 Мы всегда в вашем распоряжении, когда мы вам нужны!

    FAQ - Шиномонтаж

  • Каждая сезонная замена шин в авторизованном сервисном центре в Тарнуве обеспечивает 100% безопасность и защиту водителя и его пассажиров на ближайшие несколько месяцев.Стоимость такой услуги зависит от нескольких факторов, среди которых размер и тип диска, модель автомобиля, дополнительное оборудование, что влияет на уровень продвижения замена шины . Однако стоимость услуги обычно колеблется в пределах 15-25 злотых за колесо со стальным ободом и 20-30 злотых в случае алюминиевого обода. Относительно цена замены шины дать однозначный ответ невозможно, так как каждый случай решается индивидуально. Замена шин обычно происходит два раза в год, зимой и весной.

  • Шинный сервис OMT в Тарнове является самым оснащенным шинным сервисом в Польше . Услугами наших специалистов пользуются клиенты из Тарнува , окрестностей и других городов. Мы используем самое качественное оборудование и технологии престижных брендов, которые легко адаптируем под модель вашего автомобиля. Мы предоставляем комплексные услуги и заботимся о каждом клиенте, что подтверждается множеством положительных отзывов.Если вы хотите быть уверены, что пользуетесь услугами опытной компании, которая проведет детальное исследование, осмотр и любой ремонт, мы рекомендуем вам воспользоваться нашими услугами и присоединиться к группе довольных клиентов.

  • Владельцам автомобилей с всесезонными шинами не нужно беспокоиться об их замене. Однако стандартно шины следует заменять два раза в год: - зимой и весной. Все из-за смены погодных условий, а значит и дорожных условий.Лучше всего менять шины на летние, когда среднесуточная температура на улице начинает превышать 7°С. Точно так же, когда средняя температура опустится ниже 7°C, шины необходимо будет заменить на зимние. Однако стоит помнить, что такой результат недостаточно показать на градуснике в течение одних суток, он относится к среднесуточной температуре.

  • Узнайте больше о наших новых услугах:

    .

    Замена шин Краков - Gemmaoleje.pl

    Состояние колес и шин определяет не только характеристики автомобиля, но и нашу безопасность. Тщательно отобранные шины обеспечивают:

    • хороший захват,
    • сокращает тормозной путь,
    • обеспечивает эффективную передачу мощности двигателя.

    В свою очередь балансировка колес снижает вибрации кузова при движении и снижает вероятность потери управления автомобилем .Что стоит знать об уходе за шинами и дисками нашего автомобиля?

    Замена шин - летних и зимних, универсальных

    Регулярная замена шин – это занятие, с которым большинство водителей сталкиваются два раза в год – весной и поздней осенью. Как правило, шины следует заменять на зимние шины , когда среднесуточная температура падает ниже 7 градусов Цельсия . Ниже этого предела резиновая смесь, используемая в летних шинах , становится твердой и теряет свои свойства, снижая сцепление с дорогой.Зимние и летние модели отличаются не только составом, но и используемым протектором , адаптированным к конкретному типу поверхности. Стоит помнить, что шины не следует заменять на летние шины слишком рано. В то время как дневная температура может быть более 7 градусов, если мы движемся на рассвете или вечером, мы можем регулярно сталкиваться с более низкими температурами. В таком случае стоит воздержаться от замены шины на .

    Потенциальной альтернативой для водителей являются всесезонные шины , также известные как универсальные .Возможность использовать один комплект шин в течение двенадцати месяцев кажется интересным вариантом, но вы должны обратить внимание на большие ограничения этих шин. Благодаря свойствам смесей невозможно создать модель, которая будет сохранять те же параметры в 30-градусную жару и трескучий мороз . По этой причине универсальные шины предназначены для обеспечения сцепления зимой, включая некоторые элементы летних шин . Если мы решили использовать универсальные модели, то должны помнить, что круглогодичное использование одного комплекта шин также приведет к более быстрому износу протектора .

    Когда менять шины?

    Из-за большого количества факторов сложно точно оценить состояние шин , так как на их состояние влияют:

    • возраст,
    • Износ протектора,
    • тип покрытия,
    • нагрузка,
    • хранение,
    • метод прохождения поворотов,
    • частота резких ускорений и торможений,
    • поддержание надлежащего давления в шинах.

    Приблизительно новый комплект шин должен проезжать от 50 000 до 80 000 километров при условии надлежащего обслуживания.Эти цифры были определены производителями на основе испытаний на износ протектора . В случае легковых автомобилей нормативы устанавливают минимальную глубину протектора 1,6 мм , но производители шин считают это значение слишком низким для обеспечения надлежащего сцепления с мокрой дорогой. Для летних шин предлагаемая минимальная глубина протектора составляет 3 миллиметра , а для зимних шин - 4 миллиметра .

    Хотя износ протектора довольно точно говорит нам, когда шины следует заменить новыми , есть и другие критерии, которые необходимо учитывать. Один из них — — количество пройденных сезонов. Если мы не будем пользоваться универсальным комплектом круглый год, то будем менять шины регулярно. В таком случае стоит знать, сколько километров мы проезжаем за каждый сезон, чтобы оценить износ шин . В зависимости от пройденного расстояния шины могут прослужить нам от 5 до 8 сезонов - в случае зимних комплектов еще дольше, т.к. в это время года мы обычно меньше пользуемся автомобилем.При этом возникает вопрос: сколько лет можно использовать один комплект, если в сезон мы проезжаем менее 5000 километров в год? Ухоженные шины могут служить нам даже в течение 10 лет с даты производства , которую можно найти на боковине под кодом DOT . Чтобы поддерживать ваши шины в хорошем состоянии, воспользуйтесь услугой вулканизатора и убедитесь, что ваши шины правильно хранятся.

    90 108 Замена шин Краков 90 109

    GEMMA Service предлагает широкий спектр шиномонтажных услуг.Мы занимаемся заменой шин на стальные и алюминиевые диски размером от 12 до 22 дюймов, а также обслуживаем микроавтобусы и автобусы . Мы также осуществляем техническое обслуживание шин , а в ситуации, когда клиент хочет избавиться от изношенной шины, мы также занимаемся утилизацией старых комплектов . Также мы предоставляем возможность хранения шин с дисками, благодаря чему ваши шины будут храниться в идеальных условиях, вне зависимости от времени года.

    90 108 Цена замены шин 90 109

    В зависимости от размера шин и типа дисков цены на нашем сайте варьируются от 80 до 140 злотых.

    ремонт шин

    Что такое ремонт шин ? Это так называемый вулканизация, т.е. химический процесс сшивания молекул полимера, приводящий к отверждению и созданию вулканизированной резины - материала гораздо более прочного и эластичного, чем природные материалы. В настоящее время это слово ассоциируется в первую очередь с автомастерскими, которые занимаются ремонтом шин .Вулканизация позволяет удалить повреждения с шин, а также увеличить срок их службы , благодаря чему один комплект может служить нам долгие годы. В мастерских мы можем встретить, среди прочего с холодной вулканизацией , которая является эффективным методом ремонта шин . Шиномонтаж в сервисном центре GEMMA – это гарантия полного удовлетворения при каждом визите.

    Холодная вулканизация - также известная как химическая вулканизация - представляет собой метод герметизации повреждения ремонтным материалом, который запечатывает отверстие .Этот метод в основном используется для заполнения небольших точечных проколов на передней части шины, вызванных, например, гвоздями. Это быстрый и дешевый метод , который обеспечивает эффект в течение нескольких месяцев от применения герметика, хотя его долговечность зависит от интенсивности использования шины.

    Ремонт шин в нашем сервисе - это ответ на все потребности клиентов, которые ищут место для ремонта шин.

    Цена ремонта шин

    Стоимость вулканизации шин в нашем сервисе от 70 злотых.

    Балансировка колес Краков

    Казалось бы, небольшое действие оказывает огромное влияние на комфорт и безопасность вождения. Плохой баланс приводит к более быстрому износу:

    • амортизаторы,
    • рулевые тяги,
    • шины и подшипники,

    и:

    • нарушение управляемости,
    • с увеличенным тормозным путем,
    • ниже комфорт вождения.

    Если кузов автомобиля начинает трястись при движении , а при резких поворотах задняя часть автомобиля теряет сцепление с дорогой , следует воспользоваться сервисом .Еще одним признаком плохой балансировки является , необычный износ протектора, , и , характерный шум, . Причин плохой балансировки может быть много - положение шин и дисков, соосность колес относительно друг друга, посадка на ступицу - поэтому стоит регулярно проверять балансировку колес.

    Балансировка колес Краков - сколько раз балансировать колеса?

    Лучше всего заказать калибровку колес вместе с сезонной заменой шин , благодаря чему мы будем уверены в исправности нашего автомобиля.Однако если мы участвовали на в ДТП, столкновении или ударились обо что-то, стоит обратиться в сервис для осмотра . Длительная езда в сложных условиях или по неровной поверхности также может способствовать развал-схождение , поэтому владельцам внедорожников или микроавтобусов следует регулярно посещать гараж. Балансировка колес на заводе GEMMA входит в состав шиномонтажных работ , поэтому наши клиенты могут быть уверены, что комфорту вождения ничего не помешает.

    Балансировочные колеса цена

    В нашем сервисе при полной замене шин мы бесплатно балансируем колеса . Однако стоимость одной услуги колеблется от 60 до 90 злотых.

    Ознакомьтесь также с другими нашими услугами, которые мы предоставляем - https://www.gemmaoleje.pl/uslugi/.

    .

    Смотрите также

    
    Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)