Газ метан и пропан в чем разница


Отличия пропана от метана, сравнение, различия, свойства.

Пропан (С3Н8) - это газ получаемый нефтедобычи и различных нефтяных производств, который можно хранить и транспортировать в сжиженном виде при достаточно не высоком давлении в5 атмосфер и при стандартной уличной или комнатной температуре. Чаще всего используют для хранения и транспортировки пропановые баллоны 50 литров. Пропан, не владеющий цветом и ароматом газ, мало токсичен но имеет небольшой эффект наркотического опьянения и крайне взрыво и пожароопасен, значительно тяжелее воздуха.

Сравнение метана и пропана:

 

В чем же различия меж метаном и пропаном? Ключевое различие этих газов на практике состоит в том, что метан имеет в 2,5 раза наименьшей теплотой горения, чем пропан. В следствии этого пропан, как горючее, значительно эффективнее, чаще всего пропан применяют для сварочных работ, отопления жилища и как топливо в транспортных средствах.

 

С3Н8 тяжелее воздуха, чего не заявишь о СН4. При нехороший изоляции труб в системе происходить утечка, метан растворяется и повисает в воздухе. Любое мельчайшее веяние воздуха посодействует его движению на большие расстояния. Метан крайне взрывоопасен, более чем в 2 раза опаснее пропана. В следствии этого он больше небезопасен для человека чем пропан. Именно по этой причине всегда проходят проверки техники безопасности и качества стыковых соединений в домах и помещениях где проходят газовые трубы.

 

Пропану свойственно слабенькое наркотическое действие на организм. Метан владеет кратчайшей хим энергичностью. Метан трудно конденсируется, что идет в плюс, тк не требуется сливать конденсата и смол отработки в процессе работы с ним. Для сжижевания метана требуется температура -160С градусов, а пропан просто сжижается прохладной водой при соответственном давлении. Для метана по сравнению с пропаном свойственна кратчайшая обскурантистская дееспособность.

 

Различие метана и пропана:

 

1.Пропан как горючего больше эффективен, чем метан тк он выделяет больше тепла при сгорании.Пропан больше пригоден для сварочных работ и роизводственных целей.

2.Метан более инертен. Пропан деятельнее вступает в различные хим реакции.

3.Пропан владеет наркотическим действием, а метан больше взрывоопасен

4.Разное давление при транспортировке для пропана требуются обычные стальные баллоны толщиной стенки всего 4-5 мм, а для метана в разы толще именно по этому для транспортировки метана используют баллоны из комбинированных материалов для уменьшения веса баллона.

5. Заправка пропаном удобнее и в некоторых случаях дешевле, особенно если брать во внимание стоимость баллонов под метан. А обменом метановых баллонов вообще никто не занимается только обмен пропановых баллонов из-за простого хранения и транспортировки.

 

В компании 50ballon.ru всегда можно заправить, обменять и баллоны для различных видов газа. Наши менеджеры всегда помогут с организацией доставки к Вам на объект.

Различия между пропаном и метаном. Типы ГБО. Особенности работы на газе и бензине

По материалам компании "Астрон-Автогаз" приводим наиболее распространенные вопросы о газоболонном оборудовании с ответами на них.

Что выбрать? Метан или пропан?
Различия между пропаном и метаном
Существуют два типа газового топлива - пропан и метан. Пропан - это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан - это природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер). Из-за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны. Для пропана достаточно будет металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны, способные выдержать такое давление. Чтобы облегчить массу баллонов, их делают металлопластиковыми. Теперь о запасе хода. В стандартный (50-ти литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газ, расход пропана чуть выше расхода бензина (на 10-20%). Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. Кроме того, у метановых установок более высокие требования к безопасности. Исходя их этого, чаще всего на легковые автомобили ставят пропановое оборудование.

Какому виду топлива отдать предпочтение?
Для владельца личной легковушки мы посоветуем сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.

Какое бывает газобаллонное оборудование? Экономичность ГБО
Типы ГБО
Газовое оборудование автомобиля бывает двух типов ИНЖЕКТОРНОЕ и ЭЖЕКТОРНОЕ. Отличие у них принципиальное: у инжекторного газового оборудования газ подается в двигатель автомобиля под давлением, а у эжекторного оборудования газ "засасывается" в двигатель разряжением (как бензин в карбюраторе). Для перевода на газ инжекторных моторов предназначены газовые установки автомобиля третьего и четвертого поколений. Они подают газ через смеситель, встроенный во впускной воздуховод (газовые установки 3-го поколения), или через специальные газовые форсунки (газовые установки 4-го поколения) автомобиля. Бензиновые форсунки при этом отключаются ЭБУ.

Время установки ГБО
Установка комплекта газобаллонного оборудования на автомобиль в сервисном центре занимает до одного дня.
Самостоятельная установка газового оборудования автомобиля грозит ошибками, что негативно скажется на деталях Вашего автомобиля и сложностью получения техосмотра.

Окупаемость ГБО
Для пропана нужны такие исходные данные: цена бензина, который Вы заливаете, и цена газа.
Поделите месячный пробег Вашего авто на расход бензина и умножьте на его цену. Таким образом Вы подсчитаете затраты на этот вид топлива в месяц. Эти же вычисления проведите для газа с учетом того, что на системах моновпрыска расход газа, как правило, на 10-20% больше расхода бензина. Разница этих двух цифр - и есть экономия в месяц. Последний шаг - сравнить ее со стоимостью газовой установки оборудования.

Особенности работы на газе и бензине
Какой расход газа относительно бензина?
По многочисленному опыту и по описанию множества установок принято считать, что нормальный расход газа составляет от 100 до 110 % расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10% - надо искать причину такого явления. Иногда (на продвинутых системах) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики - в идеале динамика на газе должна быть одинаковой с динамикой на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше, чем на бензине (хотя бы потому что на бензине машина едет хуже, чем должна). Чаще всего бывает так, что динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, это нормально и с этим надо смириться или поменять свое ГБО.

Как меняется динамика автомобиля на газовом топливе?
Газ сгорает немного медленнее, чем бензин. Использование газа в качестве моторного топлива снижает нагрузку на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает "мягче". Однако это вызывает ухудшение динамики разгона примерно на 2-5% (в зависимости от степени сжатия).

Как изменяется моторесурс двигателя при работе на газу?
Износ двигателя на газу меньше, чем на бензине. При правильной установке и настройке ГБО моторесурс двигателя не изменяется, наоборот, появляются дополнительные плюсы:
- снижаются ударные нагрузки на цилиндро-поршневую группу за счет более плавного сгорания газо-воздушной смеси;
- при работе на газу не смывается масляная пленка с цилиндров двигателя;
- моторное масло не так интенсивно окисляется и чернеет.

Сколько газа входит в баллон?
Основное правило безопасности заключается в том, что баллон должен быть заполнен не более чем на 80% своего объема, остальное пространство заполнит образующаяся паровая подушка, за счет которой при нагревании объем жидкого газа увеличивается, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. На практике давление газа в баллоне при (-40°) - (+45)°С находится в пределах 0,2 - 1 МПа.

Не опасно ли ГБО?
Что произойдет при повреждении газовой магистрали?
В блоке арматуры имеется специальный вентиль, называемый "скоростной клапан". Он предназначен для закрытия расходной магистрали в случае обрыва трубки, проложенной от баллона в моторный отсек.

Правда ли, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля?
Две топливных системы в одном автомобиле - это усложнение конструкции, и, если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой, так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО), возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания. Газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами, способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет значительной и пожароопасной утечки.

Как влияет ГАЗ на клапаны?
На этот вопрос нет однозначного ответа. По теории, клапаны работают в более теплонагруженном режиме, поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов, если оборудование настроено правильно.

Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?
Ответ на этот вопрос однозначен - правильно установленное оборудование НИКАК не влияет на работу на бензине. Хотя допускается такой момент - если смеситель установлен над карбюратором, он может немного обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. Но это может сказаться только на расходе бензина, но никак не на качестве работы мотора на бензине.

ГБО и свечи зажигания
Иногда распускаются слухи, что для газа нужны свечи, отличающиеся от обычных, некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG (для газа). Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Самое главное - чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча - это вероятность "обратного хлопка", последствия которого для инжекторного мотора могут быть плачевными.

Купить ГБО в Украине - компания "Астрон-Автогаз". В настоящее время "Астрон-Автогаз" является ведущим предприятием в Украине по установке и обслуживанию автомобильного газобаллонного оборудования. Компания "Астрон-Автогаз" гарантирует высокое качество как газобаллонного оборудования, так и его установки на Ваш автомобиль. Компания "Астрон-Автогаз" заинтересована в развитии сети сервис-центров, работающих под маркой "Астрон-Автогаз". Компания приглашает к сотрудничеству СТО, желающие заняться установкой на автомобили газобаллонного оборудования.

А у нас в машине газ…

Пока бензин и дизельное топливо неумолимо дорожают, а всевозможные альтернативные силовые установки для автотранспорта остаются страшно далёкими от народа, проигрывая традиционным двигателям внутреннего сгорания в цене, автономности и эксплуатационных расходах, самым реальным способом сэкономить на заправке остаётся перевод автомобиля на «газовую диету». На первый взгляд это выгодно: стоимость переоборудования автомобиля вскоре окупается за счёт разницы в цене горючего, особенно при регулярных коммерческих и пассажирских перевозках. Недаром в Москве и многих других городах значительная доля муниципального автотранспорта уже давно переведена на газ. Но тут возникает закономерный вопрос: почему же тогда доля газобаллонных автомобилей в транспортном потоке и в нашей стране, и за рубежом не превышает нескольких процентов? Что таит обратная сторона газового баллона?

Наука и жизнь // Иллюстрации

Предупреждающие таблички на заправке установлены неспроста: каждое соединение технологического газопровода — потенциальное место утечек горючего газа.

Баллоны для сжиженного газа легче, дешевле и разнообразнее по форме, чем для сжатого, а потому их проще компоновать исходя из свободного пространства в автомобиле и необходимого запаса хода.

Обратите внимание на разницу в цене жидкого и газообразного топлива.

Баллоны со сжатым метаном в кузове тентованной «Газели».

Редуктор-испаритель в пропановой системе требует подогрева. На фото хорошо виден шланг, соединяющий жидкостный теплообменник редуктора с системой охлаждения двигателя.

Принципиальная схема работы газобаллонного оборудования на карбюраторном двигателе.

Схема работы оборудования для сжиженного газа без перевода его в газообразную фазу в двигателе внутреннего сгорания с распределённым впрыском.

Метановая заправка — это просто специализированная компрессорная станция на газопроводе. В абсолютном большинстве случаев здесь же имеется стационарная ёмкость для заправки сжиженным пропан-бутаном.

Пропан-бутан хранят и перевозят в цистернах (на фото — за синими воротами). Благодаря такой мобильности заправку можно разместить в любом удобном месте, а при необходимости быстро перенести в другое.

На пропановой колонке заправляют не только автомобили, но и бытовые баллоны.

Колонка для сжиженного газа внешне отличается от бензиновой, но процесс заправки похож. Отсчёт залитого топлива идёт в литрах.

Понятие «газовое автомобильное топливо» включает в себя две совершенно разных по составу смеси: природный газ, в котором до 98% приходится на метан, и производимый из попутного нефтяного газа пропан-бутан. Кроме безусловной горючести общим для них является ещё и агрегатное состояние при атмосферном давлении и комфортных для жизни температурах. Однако при низких температурах физические свойства этих двух наборов лёгких углеводородов здорово различаются. Из-за этого они требуют совершенно разного оборудования для хранения на борту и подачи в двигатель, да и в эксплуатации автомобили с разными системами газового питания имеют несколько существенных различий.

Сжиженный газ

Пропан-бутановая смесь хорошо знакома туристам и дачникам: именно её заправляют в бытовые газовые баллоны. Она же составляет основную долю газа, который впустую сгорает в факелах нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий. Пропорциональный состав топливной пропан-бутановой смеси может различаться. Дело не столько в исходном составе нефтяного газа, сколько в температурных свойствах получаемого горючего. Как моторное топливо чистый бутан (С4Н10) хорош во всех отношениях, кроме того, что он переходит в жидкое состояние уже при 0,5°С при атмосферном давлении. Поэтому к нему добавляют менее калорийный, но более холодостойкий пропан (С2Н8) с температурой кипения –43°С. Соотношение этих газов в смеси задаёт нижний температурный предел применения топлива, которое по этой же самой причине бывает «летним» и «зимним».

Относительно высокая температура кипения пропан-бутана даже в «зимнем» исполнении позволяет хранить его в баллонах в виде жидкости: уже под небольшим давлением он переходит в жидкую фазу. Отсюда и другое название пропан-бутанового топлива — сжиженный газ. Это удобно и экономично: высокая плотность жидкой фазы позволяет уместить в малом объёме большое количество топлива. Свободное пространство над жидкостью в баллоне занято насыщенным паром. По мере расхода газа давление в баллоне остаётся постоянным до самого его опустошения. Водителям «пропановых» машин при заправке следует заливать баллон максимум на 90%, чтобы оставить внутри место для паровой подушки.

Давление внутри баллона прежде всего зависит от температуры окружающей среды. При отрицательных температурах оно падает ниже одной атмосферы, но даже этого достаточно для поддержания работоспособности системы. Зато с потеплением оно быстро растёт. При 20°C давление в баллоне составляет уже 3—4 атмосферы, а при 50°C достигает 15—16 атмосфер. Для большинства автомобильных газовых баллонов эти значения близки к предельным. А это значит, что при перегреве в жаркий полдень на южном солнцепёке тёмный автомобиль с баллоном сжиженного газа на борту… Нет, не взорвётся, как в голливудском боевике, а начнёт сбрасывать излишки пропан-бутана в атмосферу через предохранительный клапан, предназначенный именно для такого случая. К вечеру, когда вновь похолодает, топлива в баллоне окажется заметно меньше, зато никто и ничто не пострадает. Правда, как показывает статистика, отдельные любители дополнительно сэкономить на предохранительном клапане время от времени пополняют хронику происшествий.

Сжатый газ

Иные принципы лежат в основе работы газобаллонного оборудования для машин, потребляющих в качестве топлива природный газ, в обиходе обычно именуемый метаном по своему основному компоненту. Это тот же газ, что подаётся по трубам в городские квартиры. В отличие от нефтяного газа метан (СН4) обладает низкой плотностью (в 1,6 раза легче воздуха), а главное — низкой температурой кипения. Он переходит в жидкое состояние лишь при –164°С. Наличие небольшого процента примесей других углеводородов в природном газе не сильно изменяет свойства чистого метана. А значит, превратить этот газ в жидкость для использования в автомобиле невероятно сложно. В последнее десятилетие активно велись работы по созданию так называемых криогенных баков, позволяющих хранить в автомобиле сжиженный метан при температурах –150°С и ниже и давлении до 6 атмосфер. Были созданы опытные образцы транспорта и заправок под этот вариант топлива. Но пока практического распространения эта технология не получила.

А потому в подавляющем большинстве случаев для использования в качестве моторного топлива метан просто сжимают, доводя давление в баллоне до 200 атмосфер. Как следствие, прочность и соответственно масса такого баллона должны быть заметно выше, чем для пропанового. Да и помещается в одинаковом объёме сжатого газа существенно меньше, чем сжиженного (в пересчёте на моли). А это — уменьшение автономности автомобиля. Другой минус — цена. Существенно больший запас прочности, заложенный в метановое оборудование, оборачивается тем, что цена комплекта на автомобиль оказывается почти в десять раз выше аналогичной по классу пропановой аппаратуры.

Метановые баллоны бывают трёх типоразмеров, из которых в легковом автомобиле можно разместить только самые маленькие, объёмом 33 л. Но для того, чтобы обеспечить гарантированную дальность хода в триста километров, таких баллонов нужно пять, суммарной массой 150 кг. Понятное дело, что в компактной городской малолитражке возить постоянно такой груз вместо полезного багажа смысла нет. Поэтому есть резон переводить на метан лишь большие автомобили. Прежде всего, грузовики и автобусы.

При всём этом у метана есть два существенных преимущества перед нефтяным газом. Во-первых, он ещё дешевле и не привязан к цене на нефть. А во-вторых, метановое оборудование конструктивно застраховано от проблем с зимней эксплуатацией и позволяет при желании вообще обходиться без бензина. В случае с пропан-бутаном в наших климатических условиях такой фокус не пройдёт. Автомобиль по факту останется двухтопливным. Причина именно в сжиженности газа. А точнее, в том, что в процессе активного испарения газ резко охлаждается. В результате сильно падает температура в баллоне и особенно — в газовом редукторе. Чтобы аппаратура не замерзала, редуктор подогревают, встраивая в него теплообменник, соединённый с системой охлаждения двигателя. Но чтобы эта система начала работать, жидкость в магистрали надо предварительно подогреть. А потому запускать и прогревать мотор при температуре окружающего воздуха ниже 10°С рекомендуется строго на бензине. И лишь затем, с выходом мотора на рабочую температуру, переключаться на газ. Впрочем, современные электронные системы переключают всё сами, без помощи водителя, автоматически контролируя температуру и не допуская замерзания оборудования. Правда, для поддержания корректной работы электроники в этих системах нельзя досуха опустошать бензобак даже в жаркую погоду. Пусковой режим на газу является для подобной аппаратуры аварийным, и на него систему можно переключить лишь принудительно в случае крайней необходимости.

У метановой аппаратуры никаких трудностей с зимним пуском нет. Наоборот, на этом газе в морозы запустить двигатель даже легче, чем на бензине. Отсутствие жидкой фазы не требует и подогрева редуктора, который лишь понижает давление в системе с 200 транспортировочных атмосфер до одной рабочей.

Чудеса непосредственного впрыска

Сложнее всего переводить на газ со-временные двигатели с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Причина в том, что газовые форсунки традиционно размещаются во впускном тракте, где и происходит смесеобразование во всех остальных типах двигателей внутреннего сгорания без непосредственного впрыска. Но наличие такового напрочь перечёркивает возможность столь легко и технологично добавить газовое питание. Во-первых, в идеале газ тоже надо подавать прямо в цилиндр, а во-вторых, и это ещё более важно, жидкое топливо служит для охлаждения собственных форсунок непосредственного впрыска. Без него они очень быстро выходят из строя от перегрева.

Варианты решения этой проблемы есть, причём как минимум два. Первый превращает двигатель в двухтопливный. Он был придуман довольно давно, ещё до появления непосредственного впрыска на бензиновых моторах и предлагался для адаптации дизелей к работе на метане. Газ не воспламеняется от сжатия, а потому «газированный дизель» заводится на солярке и продолжает на ней же работать в режиме холостых оборотов и минимальной нагрузки. А дальше в дело вступает газ. Именно за счёт его подачи регулируют скорость вращения коленвала в режиме средних и высоких оборотов. Для этого ТНВД (топливный насос высокого давления) ограничивают по подаче жидкого топлива до 25—30% от номинала. Метан поступает в двигатель по собственной магистрали в обход ТНВД. Никаких проблем с его смазкой из-за снижения подачи солярки на высоких оборотах не возникает. Дизельные форсунки при этом продолжают охлаждаться проходящим через них топливом. Правда, тепловая нагрузка на них в режиме высоких оборотов всё равно остаётся повышенной.

Аналогичную схему питания стали применять и для бензиновых моторов с непосредственным впрыском. Причём работает она как с метановой, так и с пропан-бутановой аппаратурой. Но в последнем случае более перспективным считается альтернативное решение, появившееся совсем недавно. Всё началось с идеи отказаться от традиционного редуктора с испарителем и подавать пропан-бутан в двигатель под давлением в жидкой фазе. Следующими шагами стали отказ от газовых форсунок и подача сжиженного газа через штатные форсунки для бензина. В схему добавили электронный модуль согласования, подключающий по ситуации газовую или бензиновую магистраль. При этом новая система лишилась традиционных проблем с холодным пуском на газе: нет испарения — нет и охлаждения. Правда, стоимость оборудования для моторов с непосредственным впрыском в обоих случаях такова, что окупается оно только при очень больших пробегах.

Кстати, экономическая целесообразность ограничивает применение газобаллонного оборудования в дизелях. Именно из соображений выгоды для моторов с воспламенением от сжатия используют только метановую аппаратуру, причём подходящую по характеристикам лишь двигателям тяжёлой техники, оснащённым традиционными ТНВД. Дело в том, что перевод маленьких экономичных легковых моторов с дизеля на газ себя не окупает, а разработка и техническое воплощение газобаллонной аппаратуры для новейших двигателей с общей топливной рампой (common rail) по нынешним временам считаются экономически неоправданными.

Правда, есть и другой, альтернативный путь перевода дизеля на газ — путём полной конвертации в газовый двигатель с искровым зажиганием. У такого мотора уменьшается до 10—11 единиц степень сжатия, появляются свечи и высоковольтная электрика, и он навсегда прощается с дизельным топливом. Зато начинает безболезненно потреблять бензин.

Условия работы

Старые советские инструкции по переводу бензиновых автомобилей на газ предписывали шлифовать головки блока цилиндров (ГБЦ), чтобы поднять степень сжатия. Оно и понятно: объектом газификации в них выступали силовые агрегаты коммерческого транспорта, работавшие на бензине с октановым числом 76 и ниже. У метана же октановое число 117, а у пропан-бутановых смесей оно около ста. Таким образом, оба вида газового топлива существенно менее склонны к детонации, чем бензин, и позволяют поднять степень сжатия двигателя, чтобы оптимизировать процесс сгорания.

Кроме того, для архаичных карбюраторных моторов, оснащавшихся механическими системами подачи газа, увеличение степени сжатия позволяло компенсировать потерю мощности, возникавшую при переходе на газ. Дело в том, что бензин и газы смешиваются с воздухом во впускном тракте в совершенно разных пропорциях, из-за чего при использовании пропан-бутана, а особенно метана, двигателю приходится работать на существенно более бедной смеси. Как результат — снижение крутящего момента двигателя, приводящее к падению мощности на 5—7% в первом случае и на 18—20% во втором. При этом на графике внешней скоростной характеристики форма кривой крутящего момента каждого конкретного мотора остаётся без изменений. Она просто смещается вниз по «оси ньютон-метров».

Однако для двигателей с электронными системами впрыска, оснащаемых современными системами газового питания, все эти рекомендации и цифры не имеют почти никакого практического значения. Потому что, во-первых, их степень сжатия и так достаточна, и даже для перехода на метан работы по шлифовке ГБЦ совершенно не оправданны экономически. А во-вторых, согласованный с электроникой автомобиля процессор газовой аппаратуры организует подачу топлива таким образом, что как минимум наполовину компенсирует вышеозначенный провал по крутящему моменту. В системах же с непосредственным впрыском и в газодизельных моторах газовое топливо в отдельных диапазонах оборотов и вовсе способно поднимать крутящий момент.

Кроме того, электроника чётко отслеживает необходимое опережение зажигания, которое при переключении на газ должно быть больше, чем для бензина, при прочих равных условиях. Газовое топливо горит медленнее, а значит, и поджигать его нужно раньше. По этой же причине возрастает тепловая нагрузка на клапаны и их сёдла. С другой стороны, меньшей становится ударная нагрузка на цилиндро-поршневую группу. Кроме того, для неё зимний пуск на метане существенно полезнее, чем на бензине: газ не смывает масло со стенок цилиндров. Да и вообще в газовом топливе не содержится катализаторов старения металлов, более полное сгорание топлива уменьшает токсичность выхлопа и нагар в цилиндрах.

Автономное плавание

Пожалуй, наиболее заметным минусом в газовом автомобиле становится его ограниченная автономность. Во-первых, расход газового топлива, если считать по объёму, получается больше, чем бензина и тем более солярки. А во-вторых, газовая машина оказывается привязанной к соответствующим заправкам. Иначе смысл её перевода на альтернативное топливо начинает стремиться к нулю. Особенно сложно тем, кто ездит на метане. Метановых заправок очень мало, и все они привязаны к магистральным газопроводам. Это просто небольшие компрессорные станции на ответвлениях главной трубы. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века в нашей стране пытались активно переводить транспорт на метан в рамках государственной программы. Именно тогда и возникло большинство метановых заправок. К 1993 году их было построено 368, и с тех пор это число если и выросло, то совсем незначительно. Большинство заправок находится в европейской части страны вблизи федеральных трасс и городов. Но при этом их расположение определяли не столько с точки зрения удобства автомобилистов, сколько с точки зрения газовиков. Поэтому лишь в очень редких случаях газовые заправки оказались непосредственно у шоссе и практически никогда внутри мегаполисов. Почти везде, чтобы заправиться метаном, необходимо сделать крюк на несколько километров в какую-нибудь промзону. Поэтому, планируя дальний маршрут, эти заправки надо искать и запоминать заранее. Единственное, что удобно в такой ситуации, — стабильно высокое качество топлива на любой из метановых станций. Газ из магистрального газопровода весьма проблематично разбавить или испортить. Разве что фильтр или система осушки на какой-то из таких заправок может внезапно выйти из строя.

Пропан-бутан можно перевозить в цистернах, и благодаря этому свойству география заправок для него существенно шире. В некоторых регионах им можно заправиться даже в самом дальнем захолустье. Но изучить наличие пропановых заправок на предстоящем маршруте тоже не помешает, чтобы их внезапное отсутствие на шоссе не стало неприятным сюрпризом. При этом сжиженный газ всегда оставляет долю риска попасть на топливо не по сезону или просто некачественное.

Фото автора.

краткий гид по видам автомобильного топлива — Mafin Media

Ко всем статьям

Не заправишь — не поедешь. Большинство водителей используют бензин (АИ-92/95 и пр.) и дизель (ДТ). Но ведь помимо традиционных типов топлива существуют газ, водород и азот. О видах автомобильных «рационов» и их особенностях — в разборе Mafin Media.

Классический поршневой двигатель внутреннего сгорания работает за счет возгорания сжатой топливовоздушной смеси. Иными словами, для того чтобы ехать, нужно постоянно сжигать топливо, заставляя внутренние части двигателя вращаться. Так устроены наиболее популярные автомобильные (и не только) моторы. Но что именно сгорает внутри цилиндров? Начнем с самого популярного.

Бензин

Латинское слово benzoe — производное от арабского lubán-ǰâvî, что означает «благовоние с острова Ява». Вероятнее всего, название связано с ароматным бензойным маслом, которое добывают из растений. Современные же бензины изготавливаются из нефти: так называемым домашним (устаревшим) способом прямой перегонки и современными методами, которые могут сочетать как термическую, так и химическую обработку «черного золота».

Для конечного покупателя все сводится к тому, чтобы купить бензин, который подходит двигателю по октановому числу. Проще говоря, чем выше октановое число, тем лучше бензин сгорает и тем реже он «детонирует», то есть взрывается. Подобные взрывы в двигателе не опасны для здоровья окружающих, но могут навредить банковскому счету владельца авто: напоенный неподходящим горючим двигатель (особенно современный) быстро придет в негодность.

В России пальму первенства удерживают 95-й и 92-й бензины, хотя существуют также АИ-98 и АИ-100, предназначенные для высокофорсированных двигателей. Какой из них заливать именно в ваш автомобиль — всегда можно узнать в руководстве по эксплуатации авто или прочитать на внутренней стороне лючка бензобака.

Дизельное топливо

Дизтопливо, или, по старинке, «солярка»: название происходит от немецкого solaröl — «солнечное масло», желтоватая жидкость, получившаяся еще в XIX веке при перегонке нефти. При этом солярка как таковая в автомобилях не используется. А вот автомобильное дизельное топливо предназначено для моторов, отличных от бензиновых способом воспламенения.

Если в бензиновом моторе поджигание смеси происходит за счет электрических искр, то в дизельном — за счет сжатия. Важнейший показатель здесь — цетановое число, определяющее скорость воспламенения горючего. В среднем цетановые числа колеблются от 45 до 55 единиц в зависимости от типа и качества топлива. По типу солярка делится на летнюю, зимнюю и арктическую. Они отличаются температурой загустения. Самые «суровые» зимние топлива могут сгорать даже при температуре минус 50 °C!

Пропан и бутан

Пропан и бутан — самые известные альтернативные виды топлива. Обычно они смешиваются и для краткости именуются просто пропаном. При помощи относительно недорогих переделок обычный атмосферный бензиновый мотор можно «научить» им питаться.

Пропан имеет меньшую по сравнению с бензином плотность, поэтому расход будет выше — но и стоит газ обычно раза в два дешевле. Следует учесть, что внесение таких изменений в конструкцию автомобиля почти со стопроцентной вероятностью приведет к потере гарантии, поэтому перед газификацией нового авто стоит просчитать риски: при небольших пробегах экономия, скорее всего, будет незаметной.

Метан и водород

Помимо пропан-бутана в качестве топлива используется природный газ — метан, который добывается напрямую из месторождений. Оба этих вида топлива более экологичны, чем уже упомянутые бензин и ДТ, но инфраструктура АГЗС (автогазозаправочных станций), по крайней мере в России, развита хуже. Не стоит забывать, что баллоны, предназначенные для хранения газа, обычно занимают место в багажнике легкового автомобиля и ограничивают его грузоподъемные возможности. Кроме того, метан содержится в баллонах под давлением 200-250 атмосфер. Это очень взрывоопасно! Иногда такая «экономия» может закончиться для автовладельца плачевно.

Другой не менее известный, но куда менее популярный газ — водород. Если пропан-бутан добывается, как и бензин, при переработке нефти, то водород можно получить намного более экологичным способом: из воды при помощи электрического тока. Такой процесс называется электролизом. Кстати, первый известный в истории водородный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) получал топливо как раз таким путем: его сконструировал в начале XIX века французский изобретатель Исаак де Риваз.

Несмотря на раннее появление двигателя на водороде, этот газ и по сей день используется нечасто. Основной принцип работы двигателя тот же, но дополнительно для работы ДВС на водороде нужны либо электролизер (установка, добывающая газ из воды), либо водородный топливный элемент — «батарейка», которую нужно заправлять. Обе конструкции значительно повышают стоимость авто, поэтому большинство водородных автомобилей остаются концепт-карами.

Азот

Еще слабее распространено питание автомобиля азотом: этот газ сгорает быстрее традиционных видов топлива и требует не только баллонов для хранения, но и определенной переделки мотора. Закись азота N2O периодически впрыскивается в камеру сгорания двигателя для кратковременного получения дополнительной мощности. В этом случае она смешивается с обычной топливно-воздушной смесью и позволяет мотору «съесть» больше, увеличивая отдачу. В гражданской эксплуатации такие доработки используются крайне редко, оставаясь продуктом индивидуального тюнинга.

Биодизель/биоэтанол

Биодизелем называют топливо, добываемое из растительного, соевого и рапсового масел, а также животных жиров. При смешивании в небольших пропорциях со стандартным ДТ этот вид топлива может заливаться в мотор без изменения конструкции и обладает завидной экологичностью за счет биоразлагаемости. Однако за все нужно платить: биодизель требует площадей для посадки растений и обходится дороже своего собрата без приставки био-.

Свои минусы есть и у биоэтанола, представляющего собой этиловый спирт. Его октановое число выше 100, поэтому применяется он в основном «коктейльно» — в смеси с бензином, чтобы избежать повреждения моторов, рассчитанных на топливо попроще. Кроме того, поскольку это спирт, в нем есть вода. А значит топливная система должна быть стойка к коррозии и подогреваться зимой.

Как и биодизель, биоэтанол требует посевных площадей, например с сахарным тростником, и с традиционными бензином, газом и дизельным топливом полноценно конкурировать пока не может.

Вопросы/ответы

На этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Опять же по теории клапана работают в более теплонагруженном режиме и поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов. Вернее не влияет езда на правильно настроенном оборудовании. Так что катайтесь на газе, и не думайте не про какие клапана!

Скажем сразу каких баллонов не бывает. Не бывает угловатых баллонов, все газовые баллоны округлые.

Баллоны бывают двух видов- цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические бывают различного диаметра и различной длины. Тороидальные баллоны, как правило, небольшого объема и предназначены для установки в нишу запасного колеса. Их полезный объем, как правило, составляет 30-98 литров.

Да, можно. Мы предлагаем клиентам установку электронного уровня топлива с выводом его показаний в салон автомобиля.

Каждый день приходится отвечать на вопрос, какого поколения оборудование мы устанавливаем. Среди установщиков газобаллонного оборудования существует классификация газового оборудования по поколениям.

К системам ГБО первого поколения относят оборудование с раздельным редуктором и испарителем газа.

Различие между вторым и третьим поколением ГБО состоит только в способе дозирования подачи газа в двигатель автомобиля. В ГБО второго поколения регулирование подачи газа в смеситель осуществляется вручную, с помощью так называемого дозатора, который представляет собой обычный патрубок с изменяющимся проходным сечением при ввинчивании или вывинчивании обычного винта, вставленного поперек патрубка. В дозаторе выбирается некое среднее положение винта, при котором мотор стабильно работает на газе. Это положение винта при эксплуатации автомобиля остается практически неизменным (иногда корректируется при засорении воздушного фильтра.

В оборудовании третьего поколения — ГБО 3 используется не ручной, а электронный дозатор, который осуществляет регулирование газа с помощью шагового электродвигателя. Управление дозатором осуществляет электронный блок, который, в свою очередь, использует в основном информацию, поступающую от лямбда-зонда. ГБО этого поколения настраивается с помощью ПК.

Проще всего отличить оборудование четвертого поколения — ГБО 4. В данном случае между установщиками отсутствуют разночтения в классификации. В системах четвертого поколения — ГБО 4 газ из редуктора поступает к газовым форсункам, представляющим собой электромагнитные клапаны, работающие по такому же принципу, как и бензиновые форсунки. Форсунки подают газ через тарированные жиклеры в район расположения впускных клапанов двигателя автомобиля.Управление работой газовых форсунок ГБО 4 осуществляет блок управления, аналогичный штатному контроллеру автомобиля. "Газовый" блок в своей работе использует сигналы бензиновых форсунок и при помощи собственного программного обеспечения пересчитывает параметры дозирования под использование газового топлива. Настройка оборудования 4-го поколения осуществляется только с использованием ПК и своего собственного программного обеспечения.

Системы ГБО 4 поколения нельзя установить на автомобиль с системой впрыска бензина непосредственно в цилиндр автомобиля (например, Mitsubishi GDI (Gasoline Direct Injection)).

Пятое поколение ГБО (ГБО 5). Сейчас уже существует система LPI, разработанная в Голландии и Корее, где газ впрыскивается не в газообразном, а сжиженном виде непосредственно в цилиндр автомобиля. То есть. эту систему уже можно устанавливать на двигатели GDI. ее уже называют 5-м поколением газового оборудования — ГБО 5. LPI работает только с насосом высокого давления, который находится внутри баллона. К сожалению, качество Российского газа губительно сказывается на работе этого насоса.  Оборудование 5-го поколения в данный момент в наших условиях НЕРАБОТОСПОСОБНО. Оборудование 6-го и далее поколения не существует.

РАЗНИЦА МЕЖДУ МЕТАНОМ И ПРОПАНОМ | СРАВНИТЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ПОХОЖИМИ ТЕРМИНАМИ - НАУКА

Метан и пропан являются первым и третьим членами семейства алканов. Их молекулярные формулы - Ch5 и C3ЧАС8 соответственно. В ключевое отличие между метаном и пропаном их химическая структура; Метан со

Метан против пропана
 

Метан и пропан являются первым и третьим членами семейства алканов. Их молекулярные формулы - CH4 и C3ЧАС8 соответственно. В ключевое отличие между метаном и пропаном их химическая структура; Метан содержит только один атом углерода и четыре атома водорода, тогда как пропан содержит три атома углерода с восемью атомами водорода.. Из-за этого различия их химические и физические свойства меняются.

Что такое метан?

Метан, также известный как карбан, природный газ, болотный газ, тетрагидрид углерода, или карбид водорода, является самым маленьким членом семейства алканов. Его химическая формула - CH4 (четыре атома водорода связаны с одним атомом углерода). Это основная составляющая природного газа. Метан - это газ без цвета, запаха и вкуса. Он легко воспламеняется, так как его пары легче воздуха.

Метан естественным образом находится под землей и под морским дном. Атмосферный метан считается парниковым газом. Метан распадается на CH3- с водой в атмосфере.

Что такое пропан?

Пропан - третий член семейства алканов. Его молекулярная формула - C3ЧАС6, и молекулярная масса равна 44,10 г · моль−1. Он существует в виде газа при стандартной температуре и давлении, но может сжиматься до переносимой жидкости. Пропан не существует в природе, но его получают в процессе переработки нефти и как побочный продукт при переработке природного газа.

Пропан - это бесцветное, не имеющее запаха, нетоксичное и легковоспламеняющееся газообразное вещество, и для выявления утечек добавляется коммерческий одорант.

В чем разница между метаном и пропаном?

Характеристики метана и пропана

Молекулярная структура:

Метан:Молекулярная формула метана - CH4, и это пример тетраэдрической молекулы с четырьмя эквивалентными связями C – H (сигма-связи). Его структура приведена ниже.

Пропан:Молекулярная формула этана - C3ЧАС8, и его структура приведена ниже.

Химические свойства:

Горение:

Метан: Метан горит бледно-голубым не светящимся пламенем, выделяя углекислый газ и воду в присутствии избытка воздуха или кислорода. Это очень экзотермическая реакция; таким образом, это отличное топливо.

CH4(г) + 2O2 → CO2 + 2H2O + 890 кДж / моль

Частично сгорает до окиси углерода (CO) при недостатке воздуха или кислорода.

2CH4(г) + 3O2      2CO + 2H2O + энергия

Пропан:Пропан горит так же, как и другие алканы. Он полностью горит в присутствии избытка кислорода с образованием воды и углекислого газа.

C3ЧАС8 + 5O2      → 3CO2     + 4H2O + 2220 кДж / моль

В отсутствие кислорода, достаточного для процесса горения, он не полностью сгорает до окиси углерода и / или сажи углерода.

2 С3ЧАС8 + 9O2     → 4CO2    + 2CO + 8H2O + тепло

ИЛИ

C3ЧАС8 + 9O2     →  3C       + 4H2O + тепло

Сжигание пропана намного чище, чем сгорание бензина, но не так чисто, как сгорание природного газа.

Реакции:

Метан: Метан показывает реакции замещения галогенами. В этих реакциях один или несколько атомов водорода заменяются равным числом атомов галогена, и это называется «галогенирование. » Он реагирует с хлором (Cl) и бромом (Br) в присутствии солнечного света.

Когда смесь метана и пара проходит через нагретый (1000 K) никель, нанесенный на поверхность оксида алюминия, он может производить водород.

Пропан: Пропан также демонстрирует реакции галогенирования в особых условиях с образованием различных продуктов в различных пропорциях.

CH3-CH2-CH3 + Cl2     CH3-CH2-CH2Cl (45%) + CH3-CHCl-CH3 (55%)

CH3-CH2-CH3 + Br2     CH3-CH2-CH2Br (3%) + CH3-CHBr-CH(97%)

Использование метана и пропана

Метан: Метан используется во многих промышленных химических процессах (в качестве топлива, природного газа, сжиженного природного газа) и транспортируется в виде охлаждаемой жидкости.

Пропан: Пропан обычно используется в качестве топлива в двигателях, печах, переносных печах, кислородно-газовых горелках, водонагревателях, сушилках для стирки и для отопления домов. Это один из сжиженных углеводородных газов, таких как бутан, пропилен и бутилен.

Определения:

Экзотермическая реакция: экзотермическая реакция - это химическая реакция, при которой выделяется энергия за счет света или тепла.

Реакции замещения: реакция замещения - это химическая реакция, которая включает в себя замещение одной функциональной группы в химическом соединении и ее замену другой функциональной группой.

Настройка газового оборудования под пропан-бутан

 Итак, после всех необходимых затрат времени и денег, Вы стали обладателем индивидуального газоснабжения частного дома или дачи. И вдруг выясняется, что газовая плита коптит и при этом пачкается вся посуда.

Почему это происходит и как от этого избавится?


 Главная причина в том, что Ваше газовое оборудование настроено под природный газ или метан, а в газгольдер заправляют смесь пропана и бутана.
Отличий метана от пропана-бутана достаточно много, но в данном случае главным является параметр, который определяет количество воздуха для полного сгорания газа. Для метана эта цифра достигает 10 куб.м. воздуха при сгорании 1 куб.м. газа, для пропана 24 куб.м., для бутана 31 куб.м. В среднем для смеси пропан-бутан надо около 28 куб.м., то есть почти в три раза больше, чем для метана.

  Для правильной настройки газовой плиты надо просто заменить жиклеры на горелках на соответствующие газу пропан-бутан. В магазинах бытовой техники эти детали имеются в продаже и стоят недорого. Единственная рекомендация – работу должен делать квалифицированный специалист. Современные плиты при продаже комплектуются жиклерами под природный газ, но в их комплекте должны быть и комплектующие под пропан-бутан.


При покупке новой газовой плиты для использования под пропан-бутан, сразу договаривайтесь о смене жиклеров на необходимый комплект. Вообще этот вопрос стоит для любого газового оборудования, как для газового котла, так и для других видов техники – водогрейки, камины, электрические генераторы. При покупке
необходимо сразу убеждаться по прилагаемым документам (инструкциям и паспортам на технику), что она предназначена для использования пропана-бутана.

 Правильно настроенное газовое оборудование обладает чистым голубым пламенем. Если присутствует желтизна в языках огня, то это говорит о неполном сгорании газовой смеси.


 Неполное сгорание приводит к повышенному образованию сажи, которая может со временем забить дымоходы, что в свою очередь уменьшает тягу и усугубляет степень сгорания топлива. Кроме того, большое количество сажи является взрывоопасным фактором.

Из вышесказанного можно сделать два вывода:

- необходимо правильно настраивать сгорание газа;
- следить за состоянием дымоходов.

Чем отличается природный газ от сжиженного газа

И СНГ, и природный газ позволяют нам повысить уровень жизни. Хотя мы используем оба типа газа каждый день, мало кто знает, чем они на самом деле отличаются. У них разные физические свойства, они по-разному добываются и транспортируются. LPG вдвое тяжелее воздуха, а природный газ легче. Последний выходит из-под земли и требует сложных трубопроводных сетей для его транспортировки, в то время как сжиженный газ можно сжижать и транспортировать в небольших контейнерах.

Природный газ

Природный газ - это природный ресурс, который залегает в земной коре. Он содержит большое количество метана и представляет собой смесь газов и пара. Природный газ обычно встречается вместе с сырой нефтью, но есть также залежи самого газа. Его добывают через специализированные скважины. Прежде чем природный газ будет доставлен потребителям, он должен быть должным образом обогащен. Это означает удаление из его состава нежелательных веществ. Газ доставлен в дома специально для одоризации.Он имеет характерный запах, чтобы его было легче почувствовать в случае утечки.

СУГ

Сжиженный нефтяной газ (СНГ), то есть пропан-бутан, хранится в виде жидкости. В основном используется в качестве источника питания. Сжиженный нефтяной газ используется, в частности, в в отопительных приборах, плитах, грилях, в качестве автомобильного топлива и в качестве газа-носителя для аэрозольной косметики. СУГ фактически является побочным продуктом переработки сырой нефти.Также его можно получить из природного газа при запуске новой скважины. При стандартном давлении и комнатной температуре СНГ принимает форму газа. При изменении давления выше 2,2 атм., Он конденсируется, а при давлении 6 атм. Его можно закачать в цилиндр. В целях безопасности баллон никогда не заполняется более чем на 85% от его объема. Мало кто знает, что в качестве топлива для переносных газовых плит он продается с 1912 года!

.

РАЗНИЦА МЕЖДУ МЕТАНОМ И ПРОПАНОМ | СРАВНИТЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОДОБНЫМИ ТЕРМИНАМИ - SCIENCE

Метан и пропан являются первым и третьим членами семейства Alkan. Их молекулярные структуры - Ch5 и C3H.8 соответственно. Ключевое различие между метаном и пропаном - их химическая структура; Метан из

Метан и пропан

Метан и пропан являются первым и третьим членами семейства Alkan. Их молекулярные формулы: CH 4 и C 3 H. 8 соответственно.Файл ключевое различие между метаном и пропаном заключается в их химической структуре ; Метан имеет только один углерод и четыре атома водорода, в то время как пропан имеет три атома углерода и восемь атомов водорода. Из-за этой разницы их химические и физические свойства различаются.

Что такое метан?

Метан, также известный как воронка , природный газ, болотный газ, тетрагидрат углерода, или карбид водорода , является самым маленьким членом семейства алканов.Его химическая формула - CH 4 (четыре атома водорода связаны с одним атомом углерода). Это основной компонент природного газа. Метан - это газ без цвета, запаха и вкуса. Его легко воспламенить, потому что его пары легче воздуха.

Метан естественным образом находится под землей и под морским дном. Атмосферный метан считается парниковым газом. Метан разлагается на CH 3 - с водой в атмосфере.

Что такое пропан?

Пропан - третий член семейства Alkan.Его молекулярная формула - C. 3 H. 6, , а его молекулярная масса составляет 44,10 г · моль -1 . Он существует в виде газа при стандартной температуре и давлении, но может сжиматься, образуя транспортную жидкость. Пропан не встречается в природе, а получается при переработке сырой нефти и как побочный продукт при переработке природного газа.

Пропан - это бесцветное, не имеющее запаха, нетоксичное и легковоспламеняющееся газообразное вещество, в которое для определения утечек добавлен коммерческий ароматизатор.

В чем разница между метаном и пропаном?

Характеристика метана и пропана

Молекулярная структура:

Метан: Молекулярная формула метана - CH 4, , и это пример тетраэдрической молекулы с четырьмя эквивалентными связями C - H (сигма-связями). Его структура приведена ниже.

Пропан: Молекулярная формула этана - C. 3 H. 8, , и его структура приведена ниже.

Химические свойства:

Сжигание:

Метан: Метан горит бледно-голубым, несветящимся пламенем, выделяя углекислый газ и воду в присутствии избытка воздуха или кислорода.Это очень экзотермическая реакция; поэтому это отличное топливо.

CH 4 (г) + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O + 890 кДж / моль

Частично сгорает до окиси углерода (CO) в присутствии недостатка воздуха или кислорода.

2CH 4 (г) + 30 2 2CO + 2H 2 Energy O +

Пропан: Пропан также сжигается аналогично другим алканам.Полностью горит в присутствии избытка кислорода с образованием воды и углекислого газа.

От

до 3 H. 8 + 5O 2 3CO 2 + 4H 2 O + 2220 кДж / моль

Если кислорода недостаточно для процесса горения, он не горит полностью до окиси углерода и / или сажи.

2 C 3 H. 8 + 9O 2 4CO 2 + 2CO + 8H 2 O + тепло

OR

до 3 H. 8 + 9O 2 3C + 4H 2 O + heat

Горящий пропан намного чище, чем сжигание бензина, но не так чисто, как сжигание природного газа.

Реакции:

Метан: Метан показывает реакции замещения галогена. В этих реакциях один или несколько атомов водорода заменяются таким же числом атомов галогена, и это называется «галогенирование .» »Реагирует с хлором (Cl) и бромом (Br) в присутствии солнечного света.

Когда смесь метана и пара проходит через нагретый (1000 K) никель, осажденный на поверхности оксида алюминия, он может выделять водород.

Пропан: Пропан также проявляет реакции галогенирования в особых условиях, давая разные продукты в разных пропорциях.

CH 3 -CH 2 -CH 3 + Cl 2 CH 3 -CH 2 -CH 2 Cl (45%) + CH 3 -CHCl -CH 3 ( 55%)

CH 3 -CH 2 -CH 3 + Br 2 CH 3 -CH 2 -CH 2 Br (3 %) + CH 3 -CHBr-CH 3 (97%)

Применение метана и пропана

Метан: Метан используется во многих промышленных химических процессах (в качестве топлива, природного газа, сжиженного природного газа) и транспортируется как охлажденная жидкость.

Пропан: Пропан широко используется в качестве топлива в двигателях, печах, переносных плитах, кислородно-газовых горелках, водонагревателях, сушилках для стирки и домашнем отоплении. Это один из сжиженных углеводородных газов, таких как бутан, пропилен и бутилен.

Определения:

Экзотермическая реакция: Экзотермическая реакция - это химическая реакция, которая выделяет энергию через свет или тепло.

Реакции замещения: Реакция замещения - это химическая реакция для замены одной функциональной группы в химическом соединении и ее замены другой функциональной группой.90 225

.

Природный газ по сравнению со сжиженным нефтяным газом. Как отапливать частный дом?

Однако чаще всего домовладелец не имеет выбора и из-за отсутствия природного газа, но с обещанием его немедленного подключения, решает использовать пропан (или смесь пропан-бутана). Последующий перевод установки на новое топливо стоит недорого, а в котле достаточно замены форсунок горелки.

Однако есть и те, кто, несмотря на возможность снабжения дома природным газом, выбирают сжиженный газ. Откуда это взялось? Все дело в экономических расчетах.Цены на природный газ устанавливаются сверху вниз и зависят от факторов «более высокого порядка», не зависящих от покупателя. Ему приходится оплачивать счета за газ, который, несмотря на временные колебания цен, с каждым годом дорожает, а не дешевеет. В свою очередь, LPG может быть заключен контракт с выбранным поставщиком, одним из многих, предлагающих свои услуги. Цена на топливо договорная и зависит от того, через сколько лет ожидается доставка топлива, купит ли компания бак или сдаст его в аренду и т. Д.

Условия оплаты газа определяются индивидуально, в зависимости от текущей ситуации собственника дома и его финансовых возможностей.Вы можете воспользоваться множеством скидок и рекламных пакетов. С другой стороны, это форма тесной привязанности к поставщику, от которой - в случае, например, продажи дома или желания поменять систему отопления - будет сложно отказаться.

СНГ vs. природный газ

Как сравнивается средняя цена на оба вида топлива? Некоторые проблемы могут быть вызваны несовместимостью единиц, в которых указаны обе цены. Природный газ измеряется в м3, СНГ - в литрах. Известно, что 1 литр равен 1 дм3, т.е. 1 м3 соответствует 1000 литров.Но преобразование непосредственно в единицы не имеет смысла, поскольку выход сжиженного нефтяного газа можно измерить после испарения.

Стоимость природного газа составляет около 2,2 злотых / м3, включая фиксированную и сетевую плату. Это комиссия в тарифе W-3, используется для отопления дома, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Пропан стоит около 2,9 зл / л. Переведя это в единицу тепла, получается, что за один МДж тепловой энергии, полученной при сжигании природного газа, мы будем платить 0,078 злотых, а за такое же количество тепла, полученного после сжигания пропана, - 0,123 злотых.Аналогично - 1 кВтч природного газа стоит 2,1–2,2 злотых (чем современнее котел, тем эффективнее, тем ниже цена вырабатываемого тепла), а пропана - около 0,42 злотых. Это примерно дает представление о соотношении цен на оба вида топлива.

Экономичный вариант: пропан-бутан

Смесь пропан-бутан дешевле пропана, но менее популярна, чем пропан, по двум причинам. В первую очередь - хранить при положительных температурах, то есть только в подземном резервуаре, что увеличивает инвестиционные затраты.Во-вторых, два компонента смеси: пропан и бутан испаряются при разных температурах, что требует специальных настроек, например горелка в котле и может вызвать некоторые технические проблемы. Еще одна величина, которую стоит сравнить, - это количество тепла, получаемого от сжигания одной единицы объема или веса топлива. Это называется топливная эффективность или его теплотворная способность.

Для природного газа это 32,26 МДж / м3. Для сжиженного нефтяного газа эффективность составляет примерно 45-47 МДж / кг, т.е. 25 МДж / л (для пропана немного больше, чем для смеси пропан-бутан).После согласования единиц следует, что один литр сжиженного нефтяного газа соответствует 0,75 м3 природного газа, и путем инвертирования расчета: один кубический метр природного газа для отопления дома равен 1,29 литру сжиженного нефтяного газа. Из этого ясно, что природный газ лишь ненамного эффективнее сжиженного газа.

Если все эти расчеты перевести в стоимость отопления дома площадью ок. 160 м2, ГВС и готовя еду, получается, что мы будем платить за газ ежегодно, в зависимости от типа котла (старый или конденсационный) 4 500-7 500 злотых, для сжиженного нефтяного газа ок.9000-10 000 злотых. Поэтому в конкретной сравнительной ситуации она может быть вдвое больше для сжиженного нефтяного газа, чем для природного газа, или почти такой же. И оказывается, что не топливо является важнейшим элементом в экономическом расчете отопления дома, а вся система отопления, включая - в очень большой степени - тип котла.

.

Виды природного газа - Simply Energy - электроэнергия для дома и малых и средних предприятий.

26 мая, 2020 2020-05-26 2020-07-21 счетчик газа Счет за газ Просто энергия

Природный газ (т. Н.голубое топливо) составляет ...

Природный газ (так называемое голубое топливо) - это разновидность природного органического ископаемого топлива. Среди всех видов топлива, добываемых из земной коры, газ считается наиболее экологичным источником энергии. При его сгорании не образуется пыль, и в атмосферу выбрасывается относительно небольшое количество CO2.Какие виды природного газа?

Природный газ встречается во многих местах на Земле - его месторождения часто связаны с месторождениями нефти и угля, хотя есть также места, где присутствует только газ. В пятерку крупнейших производителей газа в мире входят США, Россия, Иран, Канада и Китай. Интересно, что среди стран, которые добывают больше всего газа в мире, помимо России, есть только две другие европейские страны - Норвегия, которая входит в первую десятку (прим.3% мировой добычи) и замыкает список Великобритания (около 1%).

Что такое природный газ?

Газ, добытый из земли, конечно, не тот газ, который мы сжигаем в газовых плитах. В естественных условиях природный газ представляет собой смесь различных газов и химических соединений, в которой, безусловно, доминирует метан. Остальные компоненты могут быть как другими горючими газами, такими как этан, пропан или бутан, так и негорючими газами, такими как азот, водяной пар или CO2.Газ часто загрязнен различными химическими веществами и твердыми частицами.

Ознакомьтесь с нашим предложением по газу для компаний!

Состав природного газа сильно различается в зависимости от того, где он встречается и добывается. Чтобы голубое топливо попало в распределительные сети, природный газ должен пройти различные химические процессы, в результате которых из его состава удаляются ненужные компоненты. Таким образом, после добычи природный газ очищается и обрабатывается в промышленных масштабах, так что он содержит достаточно высокую долю метана и соответствует параметрам качества, определяющим, например,в. минимальная теплотворная способность. Кроме того, газ проходит еще один процесс - так называемый одоризация. В результате этого процесса газ приобретает характерный запах, который легко уловить, когда установка открыта.

Виды природного газа, имеющиеся на рынке

Подробная характеристика типов природного газа, поступающего в распределительную сеть, регулируется Уведомлением министра энергетики от 16 мая 2018 г. о публикации единого текста приказа министра экономики о подробных условиях эксплуатации. газовой системы.В главе 8 Уведомления (см. Параграф 38, раздел 1, пункт 6) указано, что в транспортных сетях доступны следующие виды природного газа:

  • Природный газ с высоким содержанием метана типа Е,
  • Lw природный газ, богатый азотом,
  • природный газ, богатый азотом, тип Ls,
  • природный газ, богатый азотом, тип Lm,
  • Газ природный, богатый азотом, тип Ln.

Основное различие между видами газа заключается в объеме минимальной теплоты сгорания:

Природный газ с высоким содержанием метана, тип E - газ с высоким содержанием метана (около 98%) и небольшими количествами азота (около 1%) и горючих газов (около 1%).Минимальная теплота сгорания газа E-типа была установлена ​​на уровне 34 МДж / м 3 . Природный газ с высоким содержанием метана типа E распределяется в городских газовых сетях как так называемые сетевое топливо для использования в домохозяйствах, компаниях, для использования в промышленности и муниципальном секторе.

Природный газ, богатый азотом, тип Lw - газ с гораздо меньшим количеством метана по объему (менее 80%), с примесью негорючего азота (примерно 20%) и горючих газов (примерно 1%). ).Минимальная теплота сгорания для обогащенного азотом газа Lw была установлена ​​на уровне 30 МДж / м3 3 .

Ls природный газ, богатый азотом - газ с уменьшенным объемом метана по сравнению с газом, богатым азотом типа LW (здесь объем метана менее 72%) с большой примесью негорючего азота (около 27%) и следовые количества горючих газов и CO2 (около 1% каждого). Минимальная теплота сгорания газа Ls, богатого азотом, была установлена ​​на уровне 26 МДж / м3 3 .

Природный газ, богатый азотом Ln и Lm - природный газ с относительно низким содержанием метана - в газе Ln оно меньше 66%, а в газе Lm меньше 61%. Газ содержит значительное количество азота (не менее 32%) и незначительное количество горючих газов и CO2 (около 1% каждого). Минимальная теплота сгорания для природного газа Ln и Lm была установлена ​​на уровне 22 МДж / м 39 060 и 18 МДж / м 90 059 3, соответственно.

Природный газ группы L поставляется в местные сети в качестве топлива для использования в домашних хозяйствах и местных компаниях.Газ, богатый азотом Lw, является предметом поставок все чаще. Природный газ, богатый азотом, обычно поставляется местным потребителям только в непосредственной близости от газозаборника (шахты). С другой стороны, газ Ln и Lm не поставляется в Польшу, хотя нормативы определяют его параметры качества.

СУГ: пропан-бутан

Помимо вышеперечисленных видов газообразного топлива, СНГ также может поставляться в распределительную сеть. Продавцы газа, работающие в Польше, предлагают два вида газа:

  • пропан-бутан-воздушный газ группы ГПЗ - с относительно низким уровнем теплоты сгорания, установленным не менее 23,3 МДж / м. 3 .
  • пропан-бутан-расширенный газ групп В / П- с высокой теплотой сгорания, определенной не менее 111,6 МДж / м. 3 .

Следует отметить, что сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), в отличие от природного газа с высоким содержанием метана E-типа и газов L-группы, является искусственно полученным газом - это побочный продукт, например, переработка нефти и добыча природного газа. Интересно, что температура воспламенения сжиженного нефтяного газа ниже, чем у природного газа (около 460 и 600 ˚C соответственно.).

.

Что такое сжиженный углеводородный газ и что мы должны о нем знать?

LPG (сокращение от Liquefied Petroleum Gas ) (известный как пропан-бутан ), газоль - смесь пропана и бутана. Используемый как газ, но хранящийся в контейнерах под давлением, это жидкость.

Наша компания торгует пропаном (без примеси бутана), который является высококалорийным и более эффективным газом.

Главное отличие, самое важное для любого пользователя LPG, - это температура его испарения.Пропан свободно испаряется до температуры - 42oC, а бутан только до температуры 0oC. На практике это означает, что в надземных резервуарах бытовых установок должен быть пропан. Это особенно важно зимой, когда температура опускается ниже нуля, а большинству устройств для работы требуется газовая фаза. Баллоны, используемые для приготовления пищи, могут содержать смесь пропана и бутана, потому что газ в них всегда используется при температуре выше нуля градусов.

Термин «СНГ» используется для таких газов, как пропан, бутан и их смеси. Название происходит от того факта, что эти газы превращаются из летучих в жидкие при комнатной температуре и при относительно низком давлении. Это один из самых универсальных источников энергии. В основном используется как:

  • топливо для питания различных типов отопительных приборов (например, газовых обогревателей, обогревателей)
  • источник питания для бытовых газовых плит, газовых грилей, туристических плит, гастрономических табуретов
  • моторное топливо - автогаз
  • Топливо, используемое при кровельных, монтажных, металлообрабатывающих и режущих работах
  • Топливо в когенерационных и микрогенераторных установках
  • топливо в промышленных производственных процессах, напримерна керамических и кирпичных заводах

Благодаря сжижению газа мы получаем возможность хранить большое количество в небольших контейнерах, что дает возможность бесплатного транспорта. Транспортировка сжиженного газа не требует строительства разветвленных трубопроводных сетей, как в случае с природным газом (метаном). Также стоит помнить, что из одного литра сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана) в жидкой фазе после испарения получается 250 литров газа. Таким образом, эффективность газового баллона объемом 11 кг составляет 5500 литров (5,5 м³) летучей фазы сжиженного нефтяного газа.

Вы хотите знать, как производится / откуда происходит сжиженный газ? См .: Способы получения сжиженного газа

СНГ - неопасное топливо при правильном обращении. В естественном состоянии СНГ нетоксичен (в отличие от холодного газа) и не имеет запаха.

Однако дистрибьюторы

искусственно ароматизируют сжиженный нефтяной газ, чтобы его можно было легко обнаружить в случае утечки.

СНГ / пропан - это газ комнатной температуры при нормальном давлении.При комнатной температуре он конденсируется при давлении от 2,2 до 4 атм. Его закачивают в цилиндр под давлением 6 атм. Обычно баллоны, в которых он хранится и транспортируется, заполнены до 85% по объему, чтобы избежать разрыва баллонов жидкостью, расширяющейся при изменении температуры.

.

Разница между метаном и пропаном (Наука и образование)

Метан (CH 4 ) и пропан (C 3) H. 8 ) - органические вещества класса алканов, простые углеводороды, природные газы. Метан и пропан различаются длиной цепи, количественным составом молекул и свойствами.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы

Определение

Метан - первый представитель множества предельных углеводородов.Это основной компонент шахт, болот, природных и связанных с ними нефтяных газов. Метан выделяется при постепенном медленном разложении органических остатков под воздействием значительных температур, давлений и микроорганизмов без доступа воздуха.

Метан плохо растворяется в воде и других жидкостях (кетоны, альдегиды, низшие спирты). Однако он абсорбируется твердыми адсорбентами, например активированным углем и углеводородами. Он обнаружил самую низкую сорбционную емкость, поэтому это свойство было успешно использовано для очистки метана от других газообразных загрязнителей.

Пропан - относится к классу алканов. Находящийся в природном газе, он образуется в результате разделения «жирного» природного газа и связанной с ним сырой нефти, нефтепродуктов крекинга. Пропан, не имеющий цвета и запаха, малотоксичен, легковоспламеняем и взрывоопасен, тяжелее воздуха.

к содержанию ↑

Сравнение

Основное практическое различие между метаном и пропаном состоит в том, что метан имеет в 2,5 раза более низкую теплотворную способность, чем пропан. Следовательно, пропан в качестве топлива намного эффективнее..

Объявление

Метан намного легче воздуха, чего нельзя сказать о пропане. При плохой изоляции метан выходит из системы и взвешивается в воздухе. Более того, даже малейший вдох способствует его перемещению на большие расстояния. Взрывоопасность метана в 2 раза больше, чем у пропана. Следовательно, он более опасен для жизни человека.

Пропан оказывает слабое наркотическое действие на живые организмы. Метан имеет наименьшую химическую активность.Метан трудно конденсировать, а пропан легко конденсируется в холодной воде при правильном давлении. По сравнению с пропаном, у метана самая низкая реакционная способность ..

к содержанию ↑

Выводы

  1. Пропан более эффективен в качестве топлива, чем метан
  2. Метан более инертен, чем пропан. Пропан реагирует активнее.
  3. Пропан наркотическое средство, а метан более взрывоопасен ..
.

Хранить все для газа - пропан-бутан, природный газ

C 3 H 8 C 4 H 10 CH 4

Газы пропан и бутан.

Пропан C 3 H 8 , бутан C 4 H 10 - органические химические вещества из группы предельных углеводородов. Они не растворяются в воде, но растворяются в этаноле и диэтиловом эфире. Получается при добыче природного газа и сырой нефти. Бесцветные газы и газы без запаха (в газы добавляются отдушки).Чрезвычайно легковоспламеняющиеся газы. Образует с воздухом легковоспламеняющиеся и взрывоопасные смеси. Они тяжелее воздуха, накапливаются у земли и в нижней части помещений.


Использование:
  • Топливо для двигателей внутреннего сгорания
  • Топливо для ручных газовых горелок, используемых при кровельных, монтажных, металлообрабатывающих и резочных работах
  • Топливо для питания отопительных приборов: газовые радиаторы, обогреватели, газовые котлы
  • Топливо для бытовых, гастрономических и туристических газовых плит
  • Топливо в промышленном и сельскохозяйственном производстве

Метан газ.

Метан CH 4 - органическое химическое соединение, относящееся к группе алканов. Бесцветный газ без запаха, легче воздуха. Он встречается в основном в месторождениях как основной компонент природного газа и в угольных пластах.


Использование:
  • Топливо для отопительных приборов: газовые обогреватели, обогреватели, газовые котлы
  • Топливо для двигателей внутреннего сгорания
  • Сырье для производства пластмасс.
  • Топливо для газовых плит бытовых и гастрономических.
  • Сырье для производства печатных красок, резинотехнических изделий, аммиака, бензина и синтетических масел, растворителей.

Свойства пропана, бутана, метана.

Имущество Блок Пропан Бутан Метан
Температура кипения ° С - 42,1 - 0,5 –164,5
Температура плавления ° С - 187.8 - 138,3 - 182,5
Плотность (20 ° C, 1 атм) кг / м³ 2,019 2,703 0,717
Температура самовоспламенения ° С 470 365 595
Пределы взрываемости % 2,1 - 9,5 1,5 - 8,5 4,4 - 17
Теплотворная способность МДж / м³ 91.15 118,56 35,81
Максимальная температура горения с воздухом ° С 1925 1897 1875
Спрос воздух для горения м³ / м³ 23,82 30,97 9,53
Скорость горения см / с 45 42 41
Кривые насыщения паров пропана и бутана.

Они показывают превращение пропана и бутана из жидкой фазы в газовую и наоборот. Насыщенность зависит от температуры и давления.

Давление [бар] пары пропана, бутана, их смеси при заданной температуре.
пропан
бутан
смесь%
100
0
70
30
50
50
30
70
0
100
-42,2 ° С 0 0 0 0 0
-34,40 0,47 0 0 0 0
-28,9 0,79 0,32 0 0 0
-23,3 1,21 0,62 0,24 0 0
-17,8 1,69 1,04 0,52 0,16 0
-12,2 2,35 1,41 0,85 0,41 0
-6,7 2,9 1,93 1,23 0,7 0
-1,1 3,66 2,52 1,69 1.06 0
4,44 4,49 3,17 2,24 1,48 0,21
10 5,38 3,86 2,83 1,97 0,48
15,6 6,42 4,69 3,45 2,52 0,79
21,1 7,59 5,66 4,21 3,11 1,17
26,7 8,83 6,62 5,11 3,73 1,59
32,2 10,4 7,87 6,07 4,55 2,07
37,8 12,2 9,25 7,18 5,45 2,62
43,3 14,1 10,9 8,42 6,42 3,24

Адаптация газовых плит на правильный газ.

Одним из этапов адаптации газового ресивера к конкретной подаче газа является выбор сопел подходящего размера. Размер насадок следует подбирать исходя из инструкции производителя к устройству, однако в силу разных причин у нас не всегда есть доступ к такой инструкции.

Приведенные ниже таблицы помогут вам рассчитать размер сопла, подходящий для конкретного газа, на основе размера сопел, установленных в агрегате до адаптации.

ПРИМЕЧАНИЕ: относится только к адаптации между газом 2E (G20) и газом 3P (G31) и 3B / P (G30).

Маркировка газа: 2E (G20) - природный газ с высоким содержанием метана при давлении 20 мбар, 3P (G31) - газ пропан при давлении 37 мбар, 3B / P (G30) - смесь пропана и бутана при давлении 37 мбар.

Адаптация с газа 2E на газ 3B / P или 3P.

Пример:
У нас есть газовое сопло 2E 1,6 мм, и мы хотим выбрать размер сопла для смеси 3B / P.
1,6 мм x 0,65 = 1,04 мм, (2E x 0,65 = 3B / P)

диапазон мм множитель
0,80 - 1,40 2E x 0.65 = 3B / P
2E x 0,66 = 3P
1,50 - 1,80 2E x 0,62 = 3B / P
2E x 0,65 = 3P
1,90 - 2,10 2E x 0,60 = 3B / P
2E x 0,63 = 3P
2,20 - 2,50 2E x 0,58 = 3B / P
2E x 0,60 = 3P
Адаптация с газа 3B / P или 3P на газ 2E.

Пример:
У нас есть газовое сопло 3B / P (пропан-бутан) размером 1.1 мм и мы хотим выбрать размер газового сопла 2E
1,1 мм x 1,67 = 1,84 мм, (3B / P x 1,67 = 2E)

диапазон мм множитель
0,50 - 0,90 3B / P x 1,55 = 2E
3P x 1,52 = 2E
0,91 - 1,05 3B / P x 1,62 = 2E
3P x 1,55 = 2E
1,06 - 1,24 3B / P x 1,67 = 2E
3P x 1,60 = 2E
1.25 - 1,40 3B / P x 1,74 = 2E
3P x 1,68 = 2E

Маркировка и параметры газов 2-го и 3-го семейств, используемых в Польше.

семья группа Вт с (МДж / м³) эталонный газ старые ссылки давление (мбар)
2 E 40,9-54,7 G20 ГЗ-50 20
Lw 37.6-45.1 G2.350 ГЗ-35 13
Ls 32,6–37,6 G27 ГЗ-14,5 20
3 Б / П 72,9-87,3 G30 28-30; 37; 50
п. 72,9-76,8 G31 28-30; 37; 50
B 81,8-87,3 G30 28-30; 37; 50

Поломка приборов из-за адаптации к подаче топлива.

Категория I - Приборы, предназначенные для работы на газе, только для одной семьи.

I 2E : Работает на газе из группы E второго семейства при указанном давлении.

I 2E + : Работает на газе группы E второго семейства с различным давлением без необходимости регулировки. Регулятор давления, если он есть, заблокирован.

I 2R : устройство имеет встроенный регулятор давления.Возможность снабжения газами разных групп второго семейства.

I 2N : Работает на газах второго семейства при указанном давлении. Устройство автоматически подстраивается под выбранную группу.

I 3B / P : Работает только на газе третьего семейства B / P (пропан-бутан) при указанном давлении.

I 3+ : Работает на газе или газах 3-го семейства при разных давлениях, без регулировки прибора. Некоторые агрегаты требуют регулировки подачи первичного воздуха при переходе с пропана на бутан и наоборот.Нет регулятора давления.

I 3P : работает от газа группы P (пропан) третьего семейства при указанном давлении.

I 3B : работает от газа группы В (бутан) третьего семейства при указанном давлении.

I 3R : устройство имеет встроенный регулятор давления. Возможность снабжения газами различных групп третьего семейства.

Категория II - Устройства, адаптированные для работы на газах двух семейств.

II 2E3B / P : прибор, предназначенный для работы с газами группы E второго семейства и газами третьего семейства. Условия газоснабжения второго семейства соответствуют категории I 2E . Условия подачи газов третьего семейства соответствуют категории I 3B / P .

II 2E + 3 + : прибор адаптирован для работы с газами группы E второго семейства и газами третьего семейства. Условия газоснабжения второго семейства соответствуют категории I 2E + .Условия подачи газов третьего семейства соответствуют I категории 3+ .

II 2E + 3P : прибор адаптирован для работы с газами группы E второго семейства и газами группы P третьего семейства. Условия газоснабжения второго семейства соответствуют категории I 2E + . Условия газоснабжения третьего семейства соответствуют I категории 3P .

II 2R3R : устройство имеет встроенный регулятор давления.Возможность снабжения газами различных групп второго семейства и всеми газами третьего семейства. Условия подачи газов второго семейства соответствуют I категории 2R . Условия подачи газов третьего семейства соответствуют I категории 3R .

.

Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)