История автомобилестроения в россии


История автомобилестроения в России

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Механико-технологический факультет

Кафедра технологии машиностроения

Реферат

По дисциплине: Введение в специальность

История автомобилестроения в России

Выполнил:

студент гр. ТА-301

Денисов Е.А.

Проверил преподаватель:

Локтионов А.А.

Новосибирск 2013

Оглавление

история автомобильный промышленность

Введение

1. История появления автомобильной промышленности в России

2. Российская автомобильная промышленность в эпоху перемен

3. Современная ситуация в российской автомобильной промышленности

4. Открытие иностранными компаниями производств в России

5. Российский автомобильный рынок в 2001-2008 годах

6. Системные проблемы автомобилестроения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Автомобильная промышленность в России, одна из основных отраслей в экономике. Она дает 31% продукции отечественного автомобилестроения, а так же потребляет около 35% производимой страной стали, около 75% резины. 2.5% валового внутреннего продукта России приходиться на автомобильную отрасль, вместе с этим 4% от государственного бюджета. В производстве автомобилей в России занято около одного миллиона человек, еще чуть меньше пяти миллионов человек трудятся в смежных отраслях.

Становление и развитие автомобильной отрасли стало явлением 20-го столетия, уровень автомобилизации, сейчас является уровнем развития любой страны.

1. История появления автомобильной промышленности в России

В России, как и во многих странах мира, уже немыслима жизнь без автотранспорта.

Первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) был представлен публике в 1986 году Яковлевым и Фрезе.

В дальнейшем появился целый ряд частных автофирм: «Россия» в Риге, «Аксай» в Нахичевани, «Лесснер» в Петербурге и др. Однако все они в дальнейшем отошли от производства автомобилей, а фирма Фрезе была куплена Русско-Балтийским вагонным заводом в 1910 году.

Но считается, что автомобильная промышленность в России появилась только после 1917 года. В период I Мировой войны было начато строительство автомобильных заводов (в их числе АМО в Москве), но до Октябрьской революции достроены они не были. Только после гражданской войны пoложено начало автомобилестроению: в 1924 году в Москве АМО выпустил первые 10 советских автомобилей АМО-Ф-15.

В 1931-1933 реконструировано предприятие АМО и переименовано в ЗИС. ЗИС производил грузовики от американской фирмы Autocar. В 1930-1932 в Нижнем Новгороде построено предприятие ГАЗ, занимающееся выпуском легковых и грузовых автомобилей фирмы Ford Motor. Обе эти фирмы, вместе с более мелкими предприятиями обеспечили к 1938 году первое место Советскому Союзы в Европе и второе место в мире по выпуску грузовиков. До II Мировой автомобильная промышленность СССР произвела более 1 млн. автомобилей, большая часть которых поступила в РККА.

В годы Великой Отечественной производство автомобилей сократилось в шесть раз, так как все заводы были перепрофилированы на выпуск военной техники. Однако количество заводов увеличилось с четырех до семи. Завод ЗИС был эвакуирован на восток, где на его основе были созданы предприятия УльЗИС и УралЗИС (УАЗ и АЗ Урал). В Минске, оккупированном немецкими захватчиками, был построен авторемонтный завод, после войны в его корпусах начали сборку автомобилей.

С 1949 года по 1969 год выпуск грузовых автомобилей в СССР вырос почти в два раза, легковых - в шесть раз, автобусов - более чем на порядок. Некогда «грузовая» отрасль начала принимать пассажирскую направленность. Легковые автомобили поступили в свободную продажу, однако настоящий бум переживало автобусное сообщение.

Период с сороковых до шестидесятых годов становится периодом форсированного развития автомобильной промышленности в союзные республики. С 1947 года по 1961 год создание автомобильной промышленности в Белоруссии, в таких городах как Могилев, Жодино и Минск. 1961 год - второе рождение автомобильной промышленности в Латвии в Риге. В 1951 год - постройка заводов в Грузии. 1957-1967 заводы на Украине в городах Луцк и Запорожье. Доля всех этих республик в производстве автомобильной техники выросла с нуля до 20% к началу семидесятых годов. В сущности, в СССР, как и в Европе, происходила дезинтеграция автомобильных комбинатов с последовавшим за этим выносом отдельных производств в пригород. Как следствие, Россия лишилась производства грузовиков, передав их в Кременчуг и Минск.

В 1967 году в городе Луцк на Украине начали производить внедорожники «ЛуАЗ». Луцк стал последним в ряду центров автомобильной промышленности, которые были созданы в союзных республиках. Теперь новые заводы строились только в России. Первым таким заводом стал «ИжМаш» построенный в Ижевске в 1967 году. Вопреки мировым тенденциям, в семидесятые годы советская промышленность переживала бум, когда темпы роста мирового автомобилестроения резко замедлились. В 1971 году впервые общее производство советских автомобилей перешагнул отметку в один миллион. Легковое автомобилестроение стало лидирующим сектором в отрасли, благодаря построенному заводу «ВАЗ» (Волжский Автомобильный Завод) и завершению реконструкции завода «АЗЛК».

За десятилетие производство авто в нашей стране увеличилось примерно в два с половиной раза. В этом числе легковых - в четыре раза, автобусов и грузовых автомобилей - в два и полтора раза соответственно. Двигателем перемен стало строительство таких автомобильных заводов-гигантов, как «ВАЗ» в Тольятти и «КамАЗ» в Набережных Челнах. Завод «ВАЗ» стал крупнейшим заводом легковых авто в Европе, наряду с «Фольксвагеном» во Вольфсбурге. «КамАЗ» стал крупнейшим заводом тяжелых грузовиков во всем мире. Революционной ролью в развитии не только автомобилестроения, но всей советской промышленности, сыграл «Контракт Века» с итальянским «Фиатом» по строительству «ВАЗа» в конце 1966 года.

Завод «ВАЗ» в Тольятти стал крупнейшим экспортным машиностроительным предприятием в СССР. Крупномасштабное поточное производство, называемое «фордизмом», окончательно победило в советском автомобилестроении. Это произошло на закате «фордизма», определившего мировое промышленное развитие с двадцатых годов. Суть данной модели - в максимальном снижении издержек за счет увеличения массовости однотипной продукции. В легковом автомобилестроении средний объем производства на отдельном предприятии составляет 250-300 тысяч авто в год.

2.2 миллиона автомобилей в год - рекорд СССР в 1980 году, но все равно это было меньше чем у Соединенных Штатов Америки в 1920 году. Восьмидесятые стали десятилетием застоя в отрасли машиностроения: новые заводы не строились, производство стагнировало. К концу десятилетия СССР был на пятом месте в мире по выпуску автомобилей, по легковым автомобилям занимал восьмое место, по грузовикам на третьем, а по автобусам на первом месте. Почти 20% продукции шло на экспорт.

Таблица 1. Выпуск aвтомобилeй в СССР

Годы

Производство aвтомобилeй, шт.

Всeго

В том числe

Aвтобусов

грузовых

Лeгковых

1925

1930

1935

1940

1945

1950

1955

1960

1965

1970

1975

1980

116

4226

96716

145390

74657

362895

445268

523591

616312

916118

1963849

2199300

-

47

893

3 921

1114

3939

9415

22761

35507

47363

66860

85300

116

4019

768554

135958

68548

294402

328047

362008

379630

542507

695779

787000

-

160

18969

5511

4995

64554

107806

138822

201175

344248

1202210

1327000

2. Российская автомобильная промышленность в эпоху перемен

1990 год - последний год стабильности в развитии советского автомобилестроения. После распада СССР появились семь стран производящих автомобильную продукцию: Россия, Украина, Грузия, Белоруссия, Армения, Азербайджан и Латвия. В 1990 году СССР продолжал занимать пятое место в мире по выпуску автомобилей. Но за следующие четыре года выпуск автомобилей в России сократился вдвое. Однако Россия осталась в десятке ведущих автомобильных держав мира.

Автомобилестроительная промышленность в это время оставалась самой высокорентабельной отраслью промышленного производства в Российской Федерации. Автомобилестроение было сам благополучным сектором производства в то время. Спад производства составил не более 30% и остался в конъюнктурных рамках. Производство в Тольятти было загружено на 72%. На «АЗЛК» - менее чем наполовину. Четырехкратный спад производства произошел в Ижевске.

С 1991 по 1994 доля легкового автомобилестроения выросла с 60 до 80%. При сокращении производства парк легковых автомобилей растет почти на 10% ежегодно. За эти годы количество легковых автомобилей на тысячу человек выросло с 57 до 74 штук. Происходит бурная автомобилизация населения.

Таблица 2. Производство автомобилей в России в период с 1990 по 1995 года

Год выпуска

АО «Москвич»

АО «АвтоВАЗ»

АО «АвтоГАЗ»

АО «ИжМашАвто»

АО «КамАЗ»

АО «АвтоУаз»

1990

106004

734588

72000

106004

1962

53450

1991

104344

674884

69000

104344

4536

52491

1992

101422

673821

69001

54420

7545

54317

1993

95801

660275

105654

31336

5275

57604

1994

67868

530876

118159

21903

6118

53178

1995

40600

609213

118673

12774

8638

44880

Причиной такого спада является существенное сокращение государственного финансирования научных разработок. Спад инвестиций в долгосрочные проекты. Так же сыграла свою роль растерянность руководителей научно-исследовательских организаций.

В СССР на основной район автомобильной промышленности - Волго-Камский «треугольник», с вершинами в Н. Новгороде, Тольятти и Ижевске приходилось около 75% производства автомобилей. По своей мощности он был равен промышленности Великобритании и Испании.

3. Современная ситуация в российской автомобильной промышленности

В середине 90-х годов произошло сокращение выпуска грузовых авто в шесть раз, легковых автомобилей сократилось в три раза, а автобусов в десять раз. Из-за слабого финансирования прекратили свою работу заводы ИЖ и АЗЛК.

В то же время на лидирующую позицию вышли малотоннажные автомобили. На АО «АвтоГАЗ» стала производиться «ГАЗель» - малотоннажный грузовик на базе автомобиля «Волга». Но главной продукцией «АвтоГАЗа» был автомобиль - «Волга», ее доля в производстве завода составляла до 60%. «ГАЗель» находилась на втором месте - около 40%.

В СССР на основной район автомобильной промышленности - Волго-Камский «треугольник», с вершинами в Н. Новгороде, Тольятти и Ижевске приходилось около 75% производства автомобилей. По своей мощности он был равен промышленности Великобритании и Испании.

В девяностые годы экспортная квота российской автопромышленности сократилось с 55% до 17%. Началась переориентация на внутреннего потребителя. Это было связано с крахом автомобильных рынков в ближнем зарубежье. Поставки автомобилей за границы России сократились почти в двадцать раз. Было это связано с утратой позиций в странах социалистического лагеря и рынках дальнего зарубежья. Так же были утрачены ранки Дальнего Востока и Калининградского анклава.

С ростом столичной ренты, ядром автомобильного рынка в России стала Москва, на нее приходилась одна десятая часть ВВП и 80% финансового оборота страны, а так же 30% иностранных инвестиций.

В 1998 году сложилась ситуация, которая была не в пользу отечественного автопрома. Так как ввоз автомобилей иностранного производства рос с неимоверной быстротой. Следствием этого стало низкое качество отечественных автомобилей, а так же их завышенная цена.

В начале 2001 года на тысячу жителей приходилось 110 автомобилей, к примеру в 1970 году это количество составляло 6 штук, в 1980 году - тридцать, в 1990 году - пятьдесят восемь авто на тысячу человек. По данному показателю Россия отставала не только от высокоразвитых стран, но и от стран Восточной Европы: Болгарии (170 автомобилей на одну тысячу жителей), Польши (179 машин на тысячу человек), Венгрии (204 машины на тысячу жителей), Чехии (около 300 машин на одну тысячу человек).

В начале января 2001 года парк легковых автомобилей в России составлял около 19.7 миллионов, в Москве 2 миллиона, в Московской области - 1.1 миллион, в Санкт-Петербурге - 0.8 миллиона автомобилей. На долю иностранных автомобильных марок приходилось 4ю3 миллиона, 0.5 миллиона, 0.2 миллиона и 0.3 миллиона автомобилей соответственно. Общее количество выпущенных автомобилей за 2000 год составило один миллион семьсот тысяч штук.

С 2002 года на автомобильных заводах начала расти сборка иностранных автомобилей, которые составляют в сегменте автомобилей около 43%. Позднее предполагалось собрать свыше одного миллиона машин различных зарубежных брендов.

С октября 2002 года были увеличены таможенные пошлины на ввоз подержанных автомобилей старше семи лет из-за границы, для физических лиц пошлины увеличились более чем в два раза, а для юридических лиц в 3-4 раза. В июле 2003 года была введена единая ставка импортных таможенных пошлин, как для физических, так и для юридических лиц. В результате цена за один автомобиль увеличилась в среднем на 1-2 тысячи долларов. Но все равно к 2004 году количество иномарок составляло 61% от общего числа автомобилей в России.

Эти защитные меры были своеобразно восприняты отечественными производителями. Они не улучшая качества продукции, резко увеличили цены.

Таблица 3. Производство, реализации и экспорт легковых автомобилей в 2001-2005 годах, тысячах штук

2001

2002

2003

2004

2005

Производство автомобилей в России, всего

1022

981

1011

1110

1169

Российские марки

1017

971

954

977

910

В том числе:

АвтоВАЗ

768

703

700

718

721

ГАЗ

81

66

57

66

52

прочие производители

168

202

197

193

134

Иномарки российской сборки

5

10

57

133

159

Продажа автомобилей российской сборки на внутреннем рынке, всего

923

865

897

984

943

В том числе:

российские марки

918

855

840

852

788

иномарки российской сборки

5

10

57

132

155

Экспорт автомобилей, собранных в России

99

116

114

126

125

После 2005 года спрос к отечественным производителям продолжает снижаться. Этому охлаждению способствовала умеренная цена на иномарки, а так же расширение кредитования на покупку новых автомобилей. К тому же уменьшалась ценовая разница между отечественными автомобилями и автомобилями иностранных брендов. К началу 2006 года стало ясно, что ни каким финансированием не получится восстановить отрасль в прежней конфигурации, вместе с тем иностранные производители проявляют большой интерес в производстве своих автомобилей в России, так как их привлекает наш емкий рынок.

4. Открытие иностранными компаниями производств в России

К концу 2005 года отечественные заводы стали производить автомобили иностранных компаний, при этом, не просто сокращая производства отечественных автомобилей, а свертывая производство.

Так завод «ИЖ-Авто» в 2005 году отказался от выпуска автомобилей марки «ИЖ», а в начале 2006 года от марки «ВАЗ-2106», была оставлена только марка «ВАЗ-2104». Освободившиеся конвейерные линии были переоборудованы под сборку корейской KIA. В 2007 году завод собирал уже три марки: Spectra, Sorento, Rio. На KIA пришлось 70% выпуска, в планах было выпускать 220-350 тысяч автомобилей этой компании в год.

Точно так же «ЗМА», выпускавший «Оку», в 2006 году приступил к серийному производству внедорожника SsangYong Rexton и автомобиля Fiat.

В 2005 году сборка отечественных автомобилей сократилась почти на 70 тысяч штук, по сравнению с 2004 годом, а сборка иномарок увеличилась на 30 тысяч. В 2006 году количество отечественных машин уменьшилось еще на 15 тысяч, а иномарок российской сборки увеличилось на 120 тысяч. За 2006 год было собрано 278 тысяч иномарок, что составило около 25% общего выпуска.

5. Российский автомобильный рынок в 2001-2008 годах

В связи с большим выпуском иномарок, начала резко изменяться структура рынка легковых автомобилей. Главным фактором стали импортируемые иномарки и иномарки, которые собираются в России.

В 2003-2004 годах прирост рынка составлял 5-7%, в 2005-2006 годах он ускоряется до 14-16%, в 2007 году составляет рекордные 33%.

Источником прироста стало возрастание импортированных иномарок. В 2001 году было ввезено порядка 75 тысяч иномарок, в 2007 году эта цифра увеличилась до 1.2 миллиона автомобилей, даже в 2008 году она составляла около 1.5 миллионов иномарок. В первом кризисном полугодии 2009 года импорт иномарок практически был прекращен.

Еще одним источником роста стали иномарки, которые собирались в России. На российских автозаводах в 2001-2002 годах было реализовано около 5 и 10 тысяч автомобилей, в 2004-2005 годы их число составило уже порядка 140 тысяч в год, а в 2008 году - около 600 тысяч иномарок.

Таблица 4. Структура автомобильного рынка в 2001-2008 годах

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Базовая структура российского авторынка, % к итогу

Российские марки

68

60

58

54

45

35

27

20

Иномарки российской сборки

0

1

4

8

9

13

16

18

Иномарки импортные новые

6

7

11

18

26

36

43

46

Иномарки подержанные

26

32

27

20

20

16

14

16

Структура продаж новых и подержанных автомобилей, % к итогу

Новые

74

68

73

80

80

84

86

84

Подержанные

26

32

27

20

20

16

14

16

Структура продаж автомобилей, произведенных в России и ввезенных в страну, % к итогу

Собранные в России

68

61

62

62

54

48

43

38

Импортированные

32

39

38

38

46

52

57

62

Структура продаж российских моделей и иномарок, %

Российские марки

68

60

58

54

45

35

27

20

Иномарки

32

40

42

46

55

65

73

80

6. Системные проблемы автомобилестроения

Основные проблемы невозможно обозначить, не употребляя слово «низкий». Инвестиции в данную отрасль очень низкие, так же низкие объемы производства. Низок уровень конкуренции на рынке комплектующих частей, связанный с присутствием малого числа международных автопроизводителей. Так же качество комплектующих российских поставщиков оставляет желать лучшего. Не достаток кадрового потенциала.

Так же следует отметить малое число предлагаемых моделей, технологическое отставание низкие производственные мощности. Менее 5% российских предприятий, которые производят автокомпоненты, соответствуют международным стандартам.

В настоящее время большая часть российских предприятий не обладает научными и инженерными центрами.

Заключение

Сейчас в связи со сравнительно невысоким качеством российских автомобилей российский рынок захватывают иностранные производители. Поэтому задачи, которые стоят перед российскими производителями, сложны и требуют больших усилий.

Эффективность развития автомобильной отрасли во много определит эффективность и темпы экономических реформ.

Концепция развития, нацеленная на это, позволит создать конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечить удовлетворение растущего платежеспособного спроса на автомобили. Так же повысить экспортный потенциал отечественного автомобилестроения.

Список использованной литературы

1. http://www.dvt-region.ru/legkovaj_avtomobilnaj_promyshlennost_rossii-2.html.

2. http://ru-90.ru/node/1217.

Размещено на Allbest.ru

...

История русских автомобилей

В 2016 году российские автомобилисты отметили 120-летие отечественного автотранспорта. Начало этому знаменательному событию было положено Постановлением Министра путей сообщения царской России от 11.09.1896 г., которое определяло условия и порядок перевозки пассажиров и тяжестей в самодвижущихся экипажах. А вот началом автомобильной эпохи в целом принято считать 1895 г., когда К.Бенц и чуть позже его соотечественник Г.Даймлер построили самодвижущие экипажи с бензиновым ДВС. Впрочем, это не явилось заслугой одного-двух человек. Без гениальных разработок изобретателей всего мира более раннего периода, в том числе и выдающихся русских механиков, нельзя представить развитие технической мысли в области автомобилестроения. Среди основоположников русского автомобилестроения исследователи называют В.П.Гурьева, выпустившего в 1836 году свою работу “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний”. Под “сухопутными пароходами” Гурьев подразумевал паровые автомобили, т.к. автомобилей с ДВС еще не было. Не будучи конструктором автомобилей, он внес большой вклад в развитие стратегии автомобилизма. Другие исследователи склонны считать, что пионерами русского автомобилестроения были: крепостной-самоучка Леонтий Шамшуренков и выдающийся механик Иван Кулибин. Свою самобеглую коляску Л.Шамшуренков продемонстрировал 1.11.1752 г. Это была четырехколесная коляска, которую приводили в действие два человека посредством устройства, похожего на ворот. Экипаж мог перевозить двоих пассажиров со скоростью 15 км в час. К сожалению, гениальное устройство отдали придворным для развлечений. Не менее выдающимся изобретением явился трехколесный педальный самоходный экипаж И.П.Кулибина, который он продемонстрировал в 1791 году на улицах Петербурга. Самокатка Кулибина имела практически все основные узлы автомобиля: перемену передач, рулевое управление, подшипники качения, тормозное устройство и развивала скорость до 16,2 км в час. В 1801 году мастер с Урала Артамонов построил двухколесную самоходную коляску — первый педальный самокат, ставший прообразом будущего велосипеда. В 1830 г. К.Янкевич изобрел колесный самоходный экипаж с паровым двигателем “Быстрокат”, скорость которого достигала 30 км в час. Однако, тяжелые и громоздкие паровые установки не давали возможности построить простую компактную машину. Необходимо было создать мощный, быстроходный и легкий двигатель. Таким источником мощности стал ДВС.

Русские электромобили.

В 1884 году Е.А.Яковлев основал в Петербурге первое производство отечественных двигателей собственной конструкции. В 1891 г. его завод приступил к серийному выпуску бензиновых и керосиновых двигателей. Параллельно с паровыми машинами и ДВС велись работы в области электротехники и рассматривались варианты использования ее в автомобилестроении. В России работами по созданию электрических экипажей занимался инженер Романов. Им были созданы электромобили типа коляски (кэба) и омнибуса. Двухместный кэб Романова 1899 г. использовался для “извозного промысла”. В электромобилях Романова были по 2 электродвигателя и 2 системы торможения. Строились электромобили акционерным обществом П.А.Фрезе. Большой вес, частая подзарядка и чувствительность к сотрясениям затрудняла эксплуатацию электромобилей.

Первые дореволюционные русские автомобили с ДВС.

Создателями первого русского двухместного автомобиля с ДВС стали Е.А.Яковлев, занимавшийся выпуском ДВС, и П.А.Фрезе — владелец каретных мастерских. Испытание автомобиля произошло в мае 1896 г. Машина мощностью 2 л.с. имела двухместный кузов, максимальную скорость- 20 км в час. В 1902 году на предприятии Фрезе был создан первый российский автомобиль с расположением двигателя спереди, с мотором 8 л.с., с карданной передачей и пневматическими шинами. Однако из-за конкуренции иностранных фирм серийный выпуск отечественных машин не удавался. Первым предприятием, начавшим выпускать русские автомобили с отечественными деталями, была автомобильная мастерская И.П.Пузырева. В 1911 г. предприятие выпустило модели «28-34» и «28-40», всего с 1911 по 1914г.г. на предприятии было собрано 38 машин. Автомобиль Пузырева был крепким, довольно тяжелым, с большим дорожным просветом, прекрасно подходил для российских дорог. И.П.Пузырев совершил на нем успешный пробег из Петербурга в Париж, где автомобиль произвел на всех благоприятное впечатление. К сожалению, пожар 1914 года уничтожил большую часть завода и 8 автомобилей, в результате предприятие было закрыто. С 1910 года начинает выпуск отечественных автомобилей с собственными запчастями предприятие «Руссо-Балт» в Риге. Автомобили завода неоднократно принимали участие в различных автопробегах, показывали отличные ходовые качества, выделялись изящным видом, завершенностью отделки и с честью выдерживали конкуренцию с зарубежными моделями. В это же время И.А.Фрязиновский со своей группой сумел выпустить серию спортивных и гоночных автомобилей, принесших мировую известность русской марке. Однако, в начале XX века в крестьянской России, в отличие от крупных промышленных стран, мало пользовались автомобилем. Перед войной 1914 г. было принято решение о строительстве 6 крупных заводов по выпуску отечественных автомобилей и запчастей к ним. Но этому помешала война и последовавшие революционные события.

Первые ласточки советского автомобилестроения.

Выпуском легковых автомобилей и большегрузных транспортных средств занимались лишь московский завод АМО и «Лебедев» (ныне Ярославский моторный завод). Некоторые исследователи считают, что первый отечественный автомобиль в СССР выпустили в 1924 году на заводе АМО. Грузовая серийная машина АМО-Ф-15, выпускавшаяся с 1924 по 1931 год, была небольшой грузоподъемности, удобна в эксплуатации. Другие исследователи склонны считать первым советским автомобилем легковик «Промбронь». Однако это не совсем так. Легковик «Промбронь» был разработан до революции, а грузовик являлся копией итальянского. Поэтому первым советским автомобилем можно с полной уверенностью называть малолитражный автомобиль НАМИ-1, который появился в 1927 г. Создателем НАМИ-1 и НАМИ-2 был советский конструктор К.А.Шарапов. За три года, начиная с 1928 г., было выпущено 412 автомобилей.

Подъем советского автомобилестроения.

В декабре 1932 г. на Горьковском автозаводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым четырехдверным пятиместным кузовом типа «фаэтон». Мощность двигателя четырехведерного фаэтона составляла 40 л.с., скорость — до 90 км\час. Уже в 1934 году ГАЗ-А начали замещать на конвейере «эмкой» ГАЗ-М1. В 1936 г. прошли официальные испытания серийных ГАЗ-М-! и в 1937 году начался серийный выпуск этих автомобилей. Этот автомобиль считается самым массовым в СССР середины ХХ века. В 30-40-е годы Горьковским автозаводом было выпущено около 63 тыс. этих автомобилей. Многие автоисторики утверждают, прототипом советского автомобиля был американский Ford B модели F40. Завод выпускал несколько модификаций «эмки». Но самыми популярными были лимузин и пикап ГАЗ М-415. В марте 1940 г. начался выпуск Эмки ГАЗ-11-73. В середине 1943 года выпуск прекратился из-за разбомбленного кузовного цеха. В 1945-48 г.г. удалось собрать из уцелевших деталей 233 автомобиля и затем выпуск Эмок был прекращен. Серийный выпуск представительского лимузина ЗИС 101 начался в ноябре 1936 г. С ноября 1936-го по июль 41-го было выпущено 8752 автомобиля. В мае 1941 года была выпущена первая партия в 500 экземпляров автомобиля КИМ-10-50, который по плану правительства должен был стать народным автомобилем, советским Фольксвагеном. Модель имела две двери. Чтобы добраться к задним сиденьям, следовало отбросить вперед спинки передних сидений. К 1947 году счастливыми обладателями этих машин должны были стать 80 процентов семей. К сожалению, война помешала этим планам. Уже в начале 1943 года конструкторы Горьковского автозавода получили задание на создание послевоенного легкового автомобиля. Будущая Победа является первым советским автомобилем после НАМИ-1 исключительно советской разработки. Официальное название автомобиля ГАЗ-М-20-«Молотовец, двадцатая модель». Массовый выпуск «Победы» начался весной 1947 года и продержался до 1958 г., уступив место Волге ГАЗ-21. Во время войны советским властям досталась часть немецких заводов компании «Опель», оборудование которых было отправлено в Москву, где было решено приступить к послевоенному выпуску малолитражек. В декабре 1946 года МЗМА выпустил первый «Опель», названный «Москвич» (МЗМА-400). В апреле 56-го производство 400-х и 401-х «Москвичей» было заменено на новую модель МЗМА-402, а в сентябре 1964 го на конвейер поставили седан Москвич-408.

Марки русских автомобилей.

В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов... Читать далее »

11.07.1947 г. Правительство СССР поручило конструкторам автозавода им. Молотова в Горьком разработать новый шестиместный легковой автомобиль, который бы занял промежуточное место между правительственным ЗиС-110... Читать далее »

До войны в СССР основным представительским автомобилем был ЗиС-101. Однако, к концу войны модель устарела и Сталин предложил ее заменить новым автомобилем, копией Паккарда-180, на котором ездил американский президент. Читать далее »

Сразу после войны оборудование заводов компании «Опель», выпускавших до войны Opel Kadett К-38, было отправлено в Москву. Для монтажа оборудования потребовалось меньше года и уже в начале декабря 1946 г. с подмосток завода... Читать далее »

По утверждению многих автоисториков первым советским автомобилем был либо знаменитый грузовик АМО Ф-15, который выпускали с 1924 по 1931 год, либо представительский легковик «Промбронь». Читать далее »

Несмотря на то, что в стране шла война и Горьковский автозавод бомбили, в начале 1943 года конструкторам предприятия было предложено приступить к разработке нового автомобиля, который бы заменил ГАЗ-М1... Читать далее »

История отечественного автомобилестроения

Капиталистический Запад опередил Россию и в массовом автомобилестроении. Не на много правда — разница где-то 10 лет. Так в 1885 году в Германии Карл Бенц продемонстрировал трехколесную «повозку с  двигателем на бензине. В тот же год Готлиб Даймлер собрал велосипед с мотором, а через год — «повозку» на моторе.

Возможно и в царской России в то же время уже были умельцы, которые сделали приблизительно то же самое, но остались не известны (о них будут еще сноски в этой статье).

Первое отечественное авто было представлена широкой публике как и положена — на престижном форуме (как выразились бы теперь), а именно в 1896 году на Нижегородской выставке. Авторами разработки были Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе. Точнее мы не знаем, были ли авторами именно они. Но знаем точно, то они были фабрикантами. У первого была фабрика керосиновых и газовых двигателей, у второго — общество по постройке экипажей. Кузов и ходовка соответственно были изготовлены на фабрике Фрезе, а завод Яковлева работал  двигатель и трансмиссию.

Это сейчас достаточно просто зайти на сайт, заказать кучу деталей, из которых потом можно собрать целый агрегат. Инструкции по сборке — там же, в Интернете. Тогда же собирали из чего могли и как умели, а писать инструкции у них вероятно даже времени не было.

И похож автомобиль Яковлева и Фрезе был на обычный экипаж:

  • развивал скорость до 21 км в час,
  • весил 300 кг
  • мощностью двигателя ВНИМАНИЕ — 2 л.с

Император Николай II как-то не придал особого значения данной разработке, хотя и видел её. Тем не менее, самодвижущаяся повозка Яковлева и Фрезе выпускалась серийно.

Позже возникло мелкосерийное производство автомобилей и в других точках большой страны. такими были заводы Лесснера, «Дукс». На них появилась автомобильная марка «Руссо-Балт».

Теоретики отечественного автомобилестроения

У отечественного автотранспорта есть вполне определенная дата рождения — 11 сентября 1896 г. тут историки постарались. Они определили, что в этот день вышло Постановление Министра путей сообщения князя М.И.Хилкова “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”.

Напрашивается вывод, что тому были предпосылки более весомые, чем автомобиль Яковлева и Фрезе. Очевидно, что самоделкины в России были и о их разработках господин Хилков знал.

Сама же концепция  дорог со специальным покрытием, по которым будут перемещаться самодвижущиеся повозки, была предложена еще в 1836 году Василием Петровичем Гурьевым. Он рассматривал единую концепцию: “автомобиль — водитель — дорога — экономический эффект”.

Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внес немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизма. Автомобильные дороги, по предположению В.П.Гурьева, следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось идеей весьма прогрессивной. Он также уделял должное внимание безопасности перевозок пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров.

Колесные самоходные экипажи как основа для создания автомобиля

А теперь как раз о самоучках. Крепостной крестьянин из Нижегородской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков был известным механиком. Создал он в частности самобеглую коляску из стали. Коляска была представлена в Петербурге 1 ноября 1752 г.: она была четырехколесной и приводилась в движение мускульной силой двух человек через устройство, напоминающее ворот. Коляска могла развивать скорость до 15 км в час. Для пассажиров предназначалось два места.

Аналогичный колесный самоходный экипаж разработал один из самых известных русских конструкторов Иван Петрович Кулибин. Свой экипаж он показал также в Петербурге в 1791 г.

Сначала Кулибин работал над четырехколесной коляской, а затем, стремясь максимально облегчить экипаж и упростить управление им, создал трехколесный вариант самокатки. Его самоходный экипаж имел трехколесное шасси, переднее сиденье для двух пассажиров и место сзади для стоящего человека, управляющего ножными педалями — “туфлями”. Человек держался за ручку, закрепленную в спинке сиденья, и силой своего веса попеременно давил то на одну педаль, то на другую.

Педали через рычаги и тяги действовали на храповой механизм (собачку с зубчаткой), закрепленный на вертикальной оси специального маховика; последний был расположен под рамой коляски, выравнивал толчки от храпового механизма и поддерживал, таким образом, непрерывное вращение оси. От вертикальной оси маховика вращение передавалось парой зубчаток на продольный горизонтальный вал, на заднем конце которого находилась зубчатка, цеплявшаяся за один из трех зубчатых венцов барабана, закрепленного на оси задних ведущих колес.

Таким образом, конструкция русского механика содержала почти все основные узлы будущего автомобиля, многие из которых были введены впервые — перемену передач, тормозное устройство, рулевое управление, подшипники качения.

Машины с паровыми двигателями

Другте русские изобретатели ставили задачу соединить колесную тележку с механическим двигателем, то есть стремились создать самодвижущейся экипаж для безрельсовой дороги. Так, на основе разработок паровых двигателей И.И.Ползунова, П.К.Фролова, Е.А. и М.Е.Черепанова в 1830 г. русский лафетный мастер К.Янкевич со своими двумя товарищами-механиками вплотную подошел к созданию колесного самоходного экипажа с паровым двигателем.

“Быстрокат”, как было названо это изобретение, должен был развивать скорость до 30 верст в час, иметь способность быстрого торможения, ускорения и замедления хода. Принципиальной особенностью быстроката являлся паровой котел, состоявший из 120 трубок и использовавший в качестве топлива древесный уголь (по замыслам изобретателей — сосновый). Предполагалось, что эта машина может быть использована как на летнем (колесном), так и на зимнем (с полозьями) ходах. В конструкции быстроката были предусмотрены также места для пассажиров и водителя, расположенные в крытой повозке, отапливаемой посредством системы тепловых трубок.

Конструктивная особенность быстроката Янкевича заключалась еще и в оригинальном оформлении связи между корпусом повозки и ее задней осью. Изобретатель отошел от общепринятого способа расположения оси под корпусом: он пропустил ось непосредственно через корпус, что сместило центр тяжести повозки и существенно повысило ее устойчивость против опрокидывания.

Однако, работы русских техников по созданию колесного самохода с механическим двигателем показали, что громоздкие и тяжелые паровые установки не позволяют получить компактную и простую машину.

Первые отечественные автомобили с двигателем внутреннего сгорания

Изобретение бензинового двигателя внутреннего сгорания дало основу и повод для развития техники, в том числе автомобильной. Он позволил найти относительно небольшой источник движущей силы для автомобиля.

По сведениям некоторых исследователей, первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым в небольшом городке на Волге. Однако, достаточных документальных подтверждений этого пока нет.

Самым «официальным» первым отечественным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается именно упомянутый ранее самодвижущийся экипаж Яковлева-Фрезе. Вероятно, так сложилось ввиду того, что эта конструкция была на Всероссийской промышленно-художественной выставке, а о других слышали немногие.

Использованный источник

Этапы развития производства автомобилей в России

Российский автопром прошел славный путь. Его история полна имен талантливых самоучек. Какие-то из них несправедливо забыты. Но «Победы», «Волги», «копейки», «Лады», ЗИЛы и МАЗы и многие другие прославленные марки наших автомобилей всегда будут помнить как пример славы автомобилестроения России

 

Автомобилестроение в России имеет многогранную историю. Именно русскому умельцу принадлежит изобретение одного из первых самодвижущихся транспортных средств. И по сей день производство автомобилей в России – это отрасль экономики, в истории которой хватает белых пятен.

Начало отсчета

Современный автопром уходит корнями в 1895 год. Именно тогда Г. Даймлер и К. Бенц построили по самодвижущемуся экипажу. Каждый из них был оснащен двигателем внутреннего сгорания, имел высокую степень сжатия и немалое количество оборотов.

Их знает мир, но так много имен оказалось забытыми. Без них не столь славным был бы путь автомобилестроения России. Более того, исследователи затрудняются назвать конкретное имя его основоположника, хоть заводы по производству автомобилей редкостью в царской России не были.

Самобеглые коляски

  • Шамшуренкова – была представлена в Петербурге в ноябре 1751, могла развить скорость в 15 км/час, но очень скоро забыта, совсем недолго послужив в качестве развлечения для придворных.
  • Кулибина, разъезжавшего по северной столице в 1791-м на своей самокатке о трех колесах. А она содержала практически все главные узлы, присущие железному коню будущих поколений: рулевое управление, перемена передач, тормозное устройство, подшипники качения. Плавная работа трансмиссии и торможение посредством пружин у него обеспечивал маховик.
  • Артамонова – реальный прообраз будущего велосипеда 1801 года.

Паромобили

  • Янкевича – быстрокат в 1830-м должен был ехать со скоростью 30 км/час, быстро тормозить, ускоряться и замедлять ход.
  • Орловского и Кепте – они в 1872 году получили первую лицензию на перевозку тяжестей своим паромобилем.

Электромобили

  • Романова – они имели вид: коляски (1899) в роли такси (37,4 км/час и возможность изменять скорость движения) и омнибуса с ведущими передними колесами и двумя электродвигателями. В 1901 году в Петербурге открылось движение на 10 линиях. Его электромобиль стал прообразом будущего троллейбуса. Сначала они строились АО П.А. Фрезе, а позднее собственной мастерской механика. Закат электромобилей пришелся на 20-е годы. Дешевых мощных аккумуляторов найти так и не удалось. Кроме всего, совершенствовались машины с бензиновыми двигателями.

Авто с двигателем внутреннего сгорания

  • Путилова и Хлобова и группы российских инженеров. Есть такие, кто считает первой машину, построенную ими в 1882 году в волжском городке и работающую на жидком топливе.
  • Яковлева – именно его двухместный автомобиль традиционно считают первым. Он выпущен в Санкт-Петербурге в мае 1896 года в каретных мастерских П.А. Фрезе.
  • Продолжателя дела Яковлева – Фрезе. Он с 1890 года наладил на своем предприятии сборку автомашин, используя при этом некоторые механизмы французской фирмы «Де Дион Бутон».

Названа лишь небольшая часть разработок русских изобретателей.

Серийный выпуск

  • Фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера в отечественном промышленном автомобилестроении считается пионером. Хотя попытки рижского вагонного завода Руссо-Балт были более удачными.

«В период всеобщего увлечения велосипедом в Москве был основан завод велосипедов «Дукс», дела которого пошли настолько хорошо, что в скором времени он преобразовался в акционерное общество и занялся производством автомобилей − сначала паровых, а затем бензиновых. В настоящее время заводом изготовляются автомобили всевозможных типов, начиная от легких колясок и до тяжелых грузовых автомобилей и омнибусов. Формы кузовов самые разнообразные — тонно, фаэтоны, лимузины, купе, омнибусы. Отделка автомобилей не оставляет желать ничего лучшего». Журнал «Автомобиль», 1905.

Рис. 1. Автомобиль «Дукс» с двухцилиндровым двигателем в 12 л.с.

  • Завод П.А. Лесснера из Петербурга и германский «Даймлер» заключили договор на постройку бензиновых двигателей (лицензионных) и авто. Луцкой, выдающийся автоконструктор, был приглашен в качестве консультанта. При его участии в период 1905-1910 годов были созданы и выпущены десятки отечественных автомашин, отвечающих мировому уровню. Среди них были легковые, пожарные, грузовые машины и автобусы. Это производство относят к первым серийным выпускам.
  • Автомобильный завод Пузырева – скорей, мастерская. На его авто стоял 4-х цилиндровый двигатель внутреннего сгорания (40 л.с.), с рычагами управления, разместившимися в кузове. За 1911-1914 годы, пока предприятие не было уничтожено пожаром, мастерской выпущено около 40 машин.
  • Мастерские М.М. Хрущева. Изобретатель-энтузиаст в 1913 в Орле создал авто с двигателем воздушного охлаждения. Так была реализована лишь одна его идея, хоть модель и оказалась не столь удачной, чем подобная у известного изобретателя Форда.
  • Завод Русско-Балтийский. Именно ему отводится наиболее видное место. Его вклад – почти 800 машин, начиная с 1907 по 1918 год. Если в самом начале при сборке авто еще применялись импортные детали, то уже через три года их полностью заменили на отечественные.

В дореволюционный период в России автомашины выпускали более 20 предприятий и мастерских в разных российских городах: Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Рыбинске, Ростове-на-Дону, Мытищах.

При этом было развернуто немалое число фирм, производящих аккумуляторы, шины, автомобильные принадлежности, электрооборудование, одежду для водителей.

К крупнейшим отечественным предприятиям автопрома на территории России относятся прежде всего:

  •  «ГАЗ», продукцией которого оснащалась армия. Первый заводской легковой автомобиль, единственная в своем роде отличная «Победа» много значила для репутации советского автопрома. Она вызвала такой интерес, что в экспортном ее исполнении машина даже вышла на мировой рынок и продавалась за рубежом; «правительственные лимузины» ГАЗа в частные руки не попадали и обслуживали в основном госслужбу.
  • ВАЗ на Волге. Именно его легковушки были самыми популярными в Союзе
Таб. 1. Объемы выпуска автомобилей марки ВАЗ (оценка)

Модель ВАЗ

Миллионов автомобилей

2106

2,7

2101

2,7

21011

2,1

2103

1,3

2105

1,2

2102

0,9

2121 «Нива»

0,9

2107

0,7

2108

0,6

2109

0,5

Источник: drom.ru

  • На волжской земле работали КамАЗ, знаменитый своими грузовиками, УАЗ, машины которого получили широкое практическое применение. Свою продукцию выпускали КрАЗ и ЗИЛ. Преимущества советских грузовых автомобилей были оценены по достоинству далеко за пределами России:
  • надежность;
  • морозоустойчивость;
  • недорогое техобслуживание и запчасти;
  • высокая проходимость на самых сложных дорогах;
  • доступная цена.

А о живучести отечественных легковушек с гордостью рассказывали их владельцы. Это не знающая устали «Победа», резвая «Волга», труженики «Москвичи» и «Жигуленки».

Современное автомобилестроение России

Последние годы, начиная с 2012, наметилось отставание в производстве легковых автомобилей. По итогам 2016 года их выпуск составит 1 122 тыс. штук, или 57%, против уровня 2012 года.

Таб. 2. Производство важнейших видов транспортных средств в 2011-2016 годах, тысяч штук

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые

1 740

1 964

1 925

1 695

1 215

1 122

Автобусы

44,2

58,6

53,2

44,0

36,4

43,2

Автомобили грузовые (включая шасси)

207

212

207

153

128

137

Источник: Росстат

В истории автомобильной промышленности РФ этот спад не первый. Все помнят провал 1990-2000 годов, который задел практически все сферы жизни. Достаточно оценить производство автомобилей в динамике, чтобы наглядно убедиться, как неравномерно развивался российский автопром.

Рис. 2. Производство легковых автомобилей в России с 1920 года, тыс. штук Источники: ЦСУ СССР, Росстат

Что касается цен производителей продукции автопрома, они неуклонно растут. На конец 2016 года один легковой автомобиль выходил с завода по средней цене 525 860 рублей, грузовой – по 2 250 195 рублей, а автобус – 3 908 710 рублей.

Таб. 3. Средние цены производителей на транспортные средства на конец года, рублей за штуку  

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые

357 273

416 703

437 229

487 120

518 857

525 860

Автобусы

562 377

959 389

1 653 925

1 696 433

924 443

3 908 710

Автомобили грузовые (включая шасси)

1 388 704

1 326 515

1 283 696

1 592 296

1 914 867

2 250 195

Источник: Росстат

Из старых автогигантов в РФ работают ГАЗ, АвтоВАЗ и КамАЗ. С 2000 года на российской территории появились десятки автозаводов самых известных иностранных брендов. Среди них:

  • Ford,
  • Nissan,
  • Opel,
  • Skoda,
  • Kia,
  • Renault,
  • Toyota,
  • Volkswagen,
  • Peugeot,
  • Mitsubishi,
  • Chevrolet,
  • Citroen и др.

И автомобили, производимые на этих предприятиях в России, пользуются все большим спросом, наряду с моделями отечественных производителей.

Рис. 3. Ассортиментная структура продажи легковых автомобилей, % Источник: Росстат

Сегодня, по версии сайта abreview.ru рейтинг самых покупаемых моделей возглавляют:

  • Kia Rio;
  • Лада Гранта;
  • Лада Веста;
  • Hyundai Solaris;
  • Volkswagen Polo;
  • Renault Duster;
  • Лада ИксРэй;
  • Toyota RAV4;
  • Chevrolet Niva.

Отчасти это объясняется ценой на приобретаемую машину. Как оценивались новые, наглядно видно из таблицы.

Материал в тему: Крупнейшие автодилеры России.

Таб. 4. Продажи и средние потребительские цены на новые легковые автомобили

Продажа легковых автомобилей, тыс. штук

Средние потребительские цены на новый автомобиль (на конец года, за штуку)

отечественный

импортный

иностранной марки, собранный на заводе в России

2011

2977

274 576

749 709

498 214

2012

3152

300 659

764 131

526 111

2013

2 518

324 566

791 257

548 079

2014

2 342

343 535

869 431

606 117

2015

1 601

432 072

1 005 710

689 064

2016

1 425

451 802

1 098 004

750 475

Источник: Росстат

«По итогам 2016 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила примерно 1,4 миллиона рублей. Это на 15% больше, чем годом ранее. Больше всего за прошедший год подорожали иномарки. Их средняя стоимость практически достигла отметки в 1,6 миллиона рублей, что соответствует росту в 16%. У отечественных автомобилей средневзвешенная цена в 2016 году составила порядка 600 тысяч рублей – на 14% выше показателя годичной давности». («Автостат»)

Начиная с 1950-х продажи легковушек неуклонно росли до 2010 года, пока их объем не достиг максимального значения – 2 070 тысяч. По оперативным данным за 2016 год продано 1 425 тысяч, что составляет 69% к уровню 2010 года.

Рис. 4. Продажи легковых автомобилей в России, тыс. штук Источники: ЦСУ СССР, Росстат, данные за 2015-2016 годы – Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

Внешняя торговля транспортными средствами

В Россию ввозится все меньше импортных автомашин разных видов. Сборка моделей зарубежных брендов осуществляется на автозаводах непосредственно на российской территории.

Таб. 5. Импорт транспортных средств в РФ в 2011-2016 году  

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые, тыс. штук

1093

1082

894

704

350

267,0

Автобусы, штук

16436

14780

7631

4787

1232

Автомобили грузовые (включая шасси) тыс. штук

109

121

89,1

61,6

22,6

20,3

Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Почти 95% легковушек сегодня ввозится в Россию из ближнего зарубежья. Пять лет назад их доля была – 77,9% от общего объема импортных поступлений.

Рис. 5. Структура импорта легковых автомобилей в РФ в 2011-2016 году, % Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Официальная статистика с начала 1930-х фиксирует поставку машин отечественного производства на экспорт. Период с 1980 по 1985 год характеризуется максимальными объемами экспорта легковых автомобилей. Кризис 1995-2000 годов отразился и на поставках за рубеж. В этот период (1995) зафиксирован показатель в 835 тыс. авто, что на 47% ниже уровня 1985 года.

Рис. 6. Изменение доли экспорта легковых автомобилей из РФ в общем объеме производства Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

В 1990 году практически каждая третья произведенная в России легковушка шла на экспорт. Сегодня на экспорт идет лишь 6% от произведенных автомашин.

Таб. 6. Доля экспорта легковых автомобилей из РФ в общем объеме производства
 

%

 

%

1935

0,11

1980

24,78

1940

1,64

1985

19,93

1950

8,05

1990

32,70

1955

11,97

1995

25,15

1960

21,76

2000

11,97

1965

24,16

2005

12,25

1970

24,35

2010

3,75

1975

24,61

2015

8,04

 

2016

6,06

Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

С 2013 года постоянно сокращается объем экспортных поставок практически всех видов производимого автотранспорта.

Таб. 7. Экспорт транспортных средств из РФ в 2011-2016 году  

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые, тыс. штук

84,8

113,0

138,0

129,0

97,7

68,0

Автобусы, штук

3616

4278

3883

3383

1999

Автомобили грузовые (включая шасси)

20,4

18,8

27,0

22,5

20,0

14,3

Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

По итогам 2016 года треть экспортируемых легковых авто направляется в дальнее зарубежье.

Рис. 7. Структура экспорта легковых автомобилей в РФ в 2011-2016 году, % Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Автопром играет важную роль в экономике России. За все время своего существования он пережил не один подъем и не одно падение, в разные годы его влияние на развитие страны оказывалось определяющим. А появление на российском рынке иностранных брендов, строительство новых заводов буквально вынудило отечественных производителей модернизировать производства, чтобы их автомобили могли конкурировать с зарубежными аналогами.

«В 2017 году возможно начало восстановления российского автомобильного рынка: в базовом сценарии продажи начнут расти и достигнут 1,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей… К 2020 году объемы продаж в России достигнут уже 2 млн легковых автомобилей, чему будет способствовать восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка и развитие бизнеса в России крупными международными игроками». (По материалам исследования, проведенного компанией EY «Автомобильный рынок России и СНГ», https://www.vedomosti.ru/).

Но какие бы сценарии ни предлагались в отношении автомобильного рынка, среди прочих факторов наиболее важным представляется цена на нефть. А это значит, остаются актуальными вопросы, связанные с добычей нефти, а также с деятельностью крупнейших нефтедобывающих компаний. Они определяют развитие всей российской экономики, тем более региональный рынок автомобилей.

Категории

Компании России и мира

История автомобилестроения в России

История автомобильной промышленности нашей страны всё время переживала взлёты и падения. Первые исторические факты российского автомобилестроения связаны с именами Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе. Именно эти конструкторы  представили отечественное транспортное средство на художественно-промышленной выставке в 1896 году. Это были годы индустриального бума. Тогда в России быстрыми темпами шло развитие военного судостроения, паровозостроение и оружейной промышленности. Высококвалифицированный персонал, современное для того времени оборудование и технологии производства со временем дали толчок и для развития автомобилестроения в. В тот год, когда русские изобретатели только представили свою первую машину, а правительство ввело правила дорожного движения, Генри Форд уже совершал свои поездки, а во Франции проходили гонки на дистанции в 1720 км по маршруту Париж-Марсель-Париж. Первое мелкосерийное производство легковых автомобилей началось в 1899 году на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе. Автомобили на продажу получили название .

В то время, когда в России царствовали конные экипажи, немецкий учёный К.Бенц сделал невероятное - он соединил конный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Патент он получил также на изменение скорости движения, пуск двигателя, тормозное устройство и рулевое управление. Конструкторы всего мира приняли его концепцию и продолжали изобретать каждый у себя на родине. В частности Фрезе и Яковлев, исправив ошибки своего немецкого коллеги, создали свой первый автомобиль. Он оказался шире по колее и имел тяжёлые деревянные колёса, а вот мотор и трансмиссия стали значительно легче. В итоге мощность автомобиля Яковлева-Фреза измерялась в 2 л.с., а не 1,5 л.с. как у Бенца. Мотор работал по принципу испарительной системы охлаждения. Запас воды - около 30 литров - размещался в 2-х латунных бочках, которые находились по бокам автомобиля. А конденсатор в виде цилиндра крепился за сиденьями. Максимальная скорость первого русского самоходного транспортного средства составила 20 вёрст в час. Эта машина была продемонстрирована на выставке в Нижнем Новгороде. О дальнейшей ее судьбе история умалчивает.

Однако можно увидеть ее копию. Она была сделана специально к 100-летнему юбилею реставраторы старинных автомобилей. Работа продолжалась шесть месяцев. Но кропотливый труд принёс свои плоды. Автомобиль не без успеха выставлялся на международных выставках. Следуя по стопам первых изобретателей, в конце 19 века многие заводы запустили мелкосерийное и крупносерийное производство отечественных машин. Значительный скачок в автомобилестроении России произошёл в начале 20 века. В это время было запущено строительство 6 крупных заводов, но революция 17 года отменила приказы царского правительства. И только заводы АМО в Москве и (сегодня - Ярославский моторный завод) занялись выпуском легковых и большегрузных транспортных средств. Первый советский автомобиль был выпущен на заводе АМО в 1924 году. АМО-Ф-15 - это грузовая серийная машина. Удобная в эксплуатации, она отличался малой грузоподъёмностью. Отзывы об автомобилях того времени можно было прочитать в журнале . В середине 30-х годов СССР занимало первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовых транспортных средств. Первый легковой советский автомобиль был произведён в 1933 году на Горьковском автозаводе - модель ГАЗ-А. Четырёхдверный фаэтон был оснащён двигателем мощностью в 40 л.с. и мог развивать скорость до 90 км\час. А в 1936 году на дорогах появился первый лимузин . Пятиместный седан закрытого типа выпускался только в течение пяти лет.

С той поры прошло достаточно времени и на улицах наших городов чаще встретишь иномарку, чем машину отечественного производства. Сегодня многие заводы на территории России производят сборку иностранных машин. Правительство, чтобы поддержать производство включило данный транспорт в свои списки по льготному субсидированию и утилизации. Воспользоваться такой возможностью спешат многие. Ведь наша страна в последние годы переживает настоящий автомобильный бум.


Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...