Какая вязкость масла лучше для лета


С какой вязкостью выбрать моторное масло для лета

Какую вязкость должно иметь моторное масло, покупаемое для очередного обслуживания двигателя? Казалось бы, есть исчерпывающий ответ на этот вопрос: вязкость указана в инструкции по эксплуатации автомобиля, значит, такой она и должна быть.

Часто рекомендацию по вязкости, о которой, как известно, информирует индекс SAE, дублируют на маслозаливной горловине, что при умолчании о других характеристиках масла свидетельствует о важности этого параметра.

И на товарном ярлыке любой канистры или другой емкости с маслом индекс SAE можно найти без труда, ведь среди других надписей на этикетах ему наряду с названием торговой марки принадлежат самые крупные литеры. Однако практика эксплуатации показывает, что из всех заводских требований, которые необходимо соблюдать при эксплуатации автомобиля, у вязкости вряд ли найдется соперник по количеству нарушений со стороны пользователей. Почему так происходит?

Напомним, что индекс вязкости для современных масел, являющихся всесезонными, состоит из двух частей, разделенных буквой W. Она досталась маркировке SAE от английского слова winter, что переводится как «зима», а число, стоящее в индексе перед W, указывает на вязкость при отрицательных температурах.

По этим причинам в автомобильном обиходе за низкотемпературной составляющей маркировки SAE закрепилось название «зимней» вязкости масла. По ней оценивают, насколько хорошо тот или иной сорт масла приспособлен для использования в зимних условиях эксплуатации.

С обиходным названием первой части индекса SAE согласиться можно, ведь по большому счету она определяет лишь минимальную температуру, при которой масло, загустевшее из-за мороза, еще не создает проблем с прокручиванием коленвала стартером при холодном запуске двигателя, а также сохраняет способность поступать к трущимся деталям и смазывать их. Однако с частью индекса SAE, расположенной после литеры W, которую в противовес «зимней» вязкости часто называют «летней», не все так однозначно. Поскольку на дворе лето, о высокотемпературной вязкости и поговорим.

Хотя по аналогии с «зимней» вязкостью «летнюю» часть индекса SAE часто рассматривают как максимальную температуру безопасного использования масла, фактически она характеризует вязкость, которую масло имеет при температуре 100°С.

Другими словами, вторая часть индекса SAE указывает на вязкость масла в зоне рабочих температур двигателя, а не окружающей среды, как в случае с «зимней» вязкостью. Если к внешним температурным условиям эксплуатации «летняя» вязкость все-таки имеет отношение, то главным образом лишь в связи с тем, как при экстремально высоких температурах окружающего воздуха системе охлаждения удается поддерживать тепловой режим работы мотора и не допускать перегрева.

По «летней» вязкости, как и в случае с «зимней», все масла тоже делятся на классы, которые обозначаются цифрами 20, 30 и т.д., расположенными в маркировке SAE после литеры W. Чем меньше число, тем меньше и вязкость масла после прогрева двигателя до рабочих температур. Чем это хорошо и чем плохо?

В зависимости от вязкости изменяется сопротивление, которое масло создает движущимся в моторе деталям. На его преодоление тратится энергия, что сказывается на расходе топлива, который увеличивается при большей вязкости.

Опять-таки для прокачивания по системе смазки требуется отбирать мощность на привод масляного насоса. Это тоже потребление топлива. Чем ниже вязкость и лучше текучесть, тем меньше нерациональный расход горючего.

При уменьшении сопротивления, создаваемого более жидким маслом, также уменьшаются нагрузки, которые испытывают детали в масляном насосе и его приводе или, например, в приводе ГРМ. Это означает, что вязкость способна влиять на срок службы отдельных деталей и узлов мотора.

Это одна сторона медали, но есть и другая. Чем больше вязкость, тем более толстая масляная пленка остается на стенках цилиндров после прохода поршневых колец вместе с поршнем в нижнюю мертвую точку. Другими словами, при использовании более густого масла с высоким индексом вязкости меньше риск появления разрывов в масляной пленке и, как следствие, полусухого трения поршневых колец и поршней о стенки цилиндров, когда они возвращаются в верхнюю мертвую точку. Именно это требуется для надежной защиты трущихся поверхностей от ускоренного износа и даже задиров.

Подшипники скольжения коленчатого и распределительного валов, а также ротора турбокомпрессора для долговечной работы смазываются под давлением, которое необходимо для формирования в подшипниках так называемого масляного клина. Однако помимо давления в системе смазки большое значение для создания и дальнейшего поддержания масляного клина имеет зазор между вкладышами, втулками и шейками валов. Чем зазор больше, тем более вязким должно быть масло, чтобы шейки «всплыли» на масляном клине. Если клин долго не образуется либо по каким-то причинам нестабилен и склонен разрушаться, детали подшипников ожидают ускоренные износы, задиры и заклинивания.

Это вкратце и есть соображения, которыми руководствуются конструкторы при разработке двигателей. Руководства по эксплуатации и обслуживанию автомобилей подготовлены теми же самыми разработчиками моторов, а кому как не им знать, какие требования к вязкости масла предъявляет двигатель. Чем в таком случае могут быть недовольны пользователи?

Проблема всех заводских инструкций состоит в том, что многие из их требований остаются справедливыми лишь на тот период, по истечении которого автомобиль должен быть выведен из эксплуатации. И хотя срок службы автомобиля в целом и его отдельных узлов и агрегатов в частности нигде документально не оговорен, согласно выкладкам экономистов автомобильное производство не будет прибыльным, если после 7-8 лет использования старую машину не заменит купленная новая.

К сожалению, пожелания автопроизводителей не совпадают с покупательной способностью белорусских потребителей их продукции. Между тем даже при качественной смазке детали двигателя подвержены естественному износу, а значит, зазоры между ними постепенно увеличиваются.

Вряд ли владелец подержанной машины с пробегом свыше 200-250 тыс. км будет неукоснительно следовать заводским рекомендациям, обнаружив, например, на крышке маслозаливной горловины, что мотору «прописано» масло с минимально возможной «летней» вязкостью 5W-20. Скорее всего, он присоединится к распространенному среди пользователей мнению, что маловязкое масло предусмотрено лишь ради экономии топлива, но для надежности от него только вред, а стало быть, для обслуживания необходимо купить масло погуще.

И что делать с автомобилем, пригнанным в наши широты из дальнего зарубежья, если его инструкция, ориентированная на температурные условия региона, где машина была продана, предусматривает применение масел вязкостью 10W-40 и 15W-50? Против первого варианта никто возражать не будет, но вязкость 15W-50 выглядит чрезмерной для белорусского лета и, кстати, недостаточной для нашей зимы, если вспомнить про низкотемпературную часть SAE.

Обращает на себя внимание также, что в некоторых заводских инструкциях, составленных для моделей, которые предназначены для реализации в регионах с похожими на белорусские условиями эксплуатации, при выборе вязкости масла приоритет отдается отрицательным температурам. А для лета на усмотрение потребителя — 5W-30 либо 5W-40.

Итак, поводы не всегда безоговорочно следовать указаниям заводских инструкций есть. Чего нет — убедительной схемы, как все-таки поступать с вязкостью моторного масла при его замене, чтобы отступление от заводских рекомендаций не обернулось вредом для двигателя.

Специалисты по эксплуатации автомобилей указывают, что в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход, который должен учитывать не только пробег автомобиля, но и другие факторы. Например, имеет значение, где преимущественно используется та или иная машина. Городские условия, когда в жару автомобиль едет медленно или вовсе «толкается» в пробках, считаются более тяжелыми, чем движение по трассе, при котором масло в поддоне двигателя лучше охлаждается за счет обдува воздухом. Поэтому для случаев, когда машина в основном эксплуатируется в городе и лишь изредка выезжает на трассу, желательно использовать более вязкое масло.

Что касается пробега, то пока его величина не превысит 200 тыс. км, эксперименты с вязкостью нежелательно устраивать вообще. И главное, что никак нельзя упускать из вида, — существование у масла помимо вязкости еще и эксплуатационно-технических характеристик.

Какими они должны быть у применяемого масла, также оговаривается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Для классификации масел по эксплуатационно-техническим параметрам предусмотрены стандарты АСЕА и API. Помимо них для отдельных моделей двигателей в инструкции могут быть указаны еще и допуски по заводским спецификациям, которым должно соответствовать масло, заливаемое в конкретный мотор.

Требования к эксплуатационно-техническим характеристикам моторного масла остаются неизменными в течение всего срока службы двигателя. Поэтому важно, чтобы по индексам АСЕА и API выбираемое масло не оказалось хуже, чем определено в инструкции, а на этикетке емкости с маслом были указаны заводские спецификации и допуски, которым отвечает продукт.

Последнее, что не рекомендуется делать при желании перейти на использование масла с другой «летней» вязкостью, — «перепрыгивать» через класс по SAE. Чаще всего от этого страдают двигатели, для которых производителем предусмотрена вязкость с «летним» классом «20». Как о том говорилось выше, бытует мнение, что маловязкие масла применяются лишь из экологических соображений, чтобы путем уменьшения расхода топлива снизить выбросы отработавших газов в атмосферу. При этом упускается, что под такое масло двигатель проектируется.

Для него масло с «летним» индексом «40» может оказаться слишком густым, что, как ни парадоксально это звучит, ведет к масляному голоданию в сопряжениях с минимальными зазорами, которые смазываются под давлением. Механизм этого явления изучен и заключается в том, что густое масло, протекая через слишком узкий для него зазор, сильно нагревается, из-за чего вытекает из зазора быстрее, чем в него поступает по причине повышенной вязкости, а это способствует разрушению масляного клина. Как видим, несмотря на наличие оснований не полагаться полностью на указания заводских инструкций относительно вязкости, нужно трижды подумать перед тем, как их нарушить.

С какого минимума в рублях в розничных торговых точках Минска ориентировочно
стартует цена 1 литра моторного масла в зависимости от вязкости и торговой марки
можно узнать из таблицы:

Торговая марка5W-205W-305W-40
Liqui Moly242424
Motul302824
Castrol242219
Divinol201917
Texaco222017
Cepsa181715
Aral262115
Mitasu161515
Mannol111010
Wolf141311

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY

Что такое вязкость масла или вес масла?

Вязкость - это сопротивление жидкости течению. В случае смазочных материалов вязкость очень важна, поскольку она влияет на способность масла уменьшать трение и передавать тепло. Вязкость измеряется в мПа * с (миллипаскаль-секунды) или ее эквиваленте сП (сантипуаз), но в повседневной жизни мы не используем фактическую измеренную вязкость, вместо этого мы используем классы вязкости. В случае моторных масел эти классы, также известные как «веса», были установлены SAE (Общество автомобильных инженеров), и для того, чтобы жидкость попала в определенную категорию, она должна соответствовать определенным ограничениям.Эти пределы перечислены в таблице SAE J 300:

.
Класс вязкости по SAE Низкотемпературная (° C) Вязкость при пуске, сП макс. Низкотемпературная (° C) Вязкость при перекачивании, сП макс без предела текучести Кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига (сСт) при 100 ° C мин. Кинематическая вязкость при низкой скорости сдвига (сСт) при 100 ° C макс. Вязкость при высокой скорости сдвига, сП при 150 ° C мин.
0 Вт 6200 @ -35 60000 @ -40 3,8
5 Вт 6600 @ -30 60000 @ -35 3,8
10 Вт 7000 @ -25 60000 @ -30 4.1
15 Вт 7000 @ -20 60000 @ -25 5,6
20 Вт 9500 @ -15 60000 @ -20 5,6
25 Вт 13000 @ -10 60000 @ -15 9.3
8 4,0 <6,1 1,7
12 5,0 <7,1 2,0
16 6.1 <8,2 2,3
20 6,9 <9,3 2,6
30 9,3 <12,5 2,9
40 12.5 <16,3 3.5 (относится к классам 0W-40, 5W-40 и 10W-40)
40 12,5 <16,3 3.5 (относится к классам 15W-40, 20W-40, 25W-40 и 40)
50 16,3 <21.9 3,7
60 21,9 <26,1 3,7

SAE J 300 - Таблица классов вязкости моторного масла

Цифры, после которых стоит буква W, обозначают так называемые классы вязкости в зимнее время, а числа без буквы W - это классы вязкости при летних или рабочих температурах.Несколько десятилетий назад моторные масла попадали либо в один из классов вязкости зимой, либо в один из летних. Эти продукты были однотипными маслами, и автовладельцам приходилось менять масло не реже двух раз в год: один раз зимой и один раз летом. Благодаря синтетическим базовым маслам и добавкам, модифицирующим вязкость, в настоящее время большинство моторных масел являются так называемыми всесезонными маслами, которые не сильно меняют свою вязкость при изменении температуры, поэтому они соответствуют пределам зимнего и летнего классов вязкости при в то же время.Эти масла можно использовать независимо от сезона. Однородные масла по-прежнему используются для специальных целей, но обычно не в качестве моторных масел.

Какая вязкость моторного масла самая лучшая?

Не существует единственной лучшей вязкости моторного масла. Как правило, всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля. Старые автомобили обычно подходят для масла 10W-30, в то время как более новые автомобили обычно любят масло с более низкой вязкостью, например 5W-30, 0W-30 или иногда даже 0W-20. Важно помнить, что вязкость - не единственное важное свойство масла: если есть дополнительные характеристики (например,г. API SN или GM Dexos 2) требуется производителем автомобиля, тогда масло должно соответствовать этим спецификациям, а также иметь правильную вязкость, чтобы его можно было использовать для этого конкретного автомобиля.

Что такое индекс вязкости?

Вязкость (фактическая вязкость, а не класс вязкости) изменяется в зависимости от температуры. Чем выше температура, тем ниже вязкость, чем холоднее, тем выше вязкость. Однако степень изменения вязкости, связанной с температурой, не одинакова для каждого масла.Некоторые масла меняют свою вязкость больше при изменении температуры, другие - меньше. Те, которые меняются меньше, имеют более высокий индекс вязкости, те, которые меняются больше, - более низкие. (Помните, что мы обсуждали ранее всесезонные и всесезонные масла? Вязкость всесезонных масел меняется больше при изменении температуры, всесезонные масла меняются меньше, поэтому всесезонные масла имеют более высокие индексы вязкости.) Нам больше нравятся масла с более высокими индексами вязкости, потому что это означает, что масло более стабильная вязкость.Для смазывания существует оптимальная вязкость для каждого двигателя, и чем меньше масло отклоняется от этого оптимума, тем лучше. Синтетические масла имеют более высокий индекс вязкости, что также делает их превосходящими минеральные масла в этом отношении.

Наше приложение для iPhone, iPad и iPod touch.

Загрузите нашу шпаргалку со спецификациями API, ACEA, ILSAC и JASO всего за 0,95 доллара США.

Загрузите нашу распечатанную шпаргалку по BMW, Fiat, Ford и т. Д. всего за 0,95 доллара США.

.

Минутку ...

Включите файлы cookie и перезагрузите страницу.

Этот процесс автоматический. Ваш браузер в ближайшее время перенаправит вас на запрошенный контент.

Подождите до 5 секунд…

+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] ) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] - (!! [])) + (! + [] + ( !! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) - []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] ) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))

+ ((! + [] + (!! []) + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] - (!! [])) + (! + [] - (!! [])) + (! + [] + (! ! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) / + ((! + [ ] + (!! []) + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) - []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + ( !! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) - []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ]) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))

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»

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

.

Вязкость масла - PetroWiki

Абсолютная вязкость является мерой внутреннего сопротивления жидкости потоку. Для жидкостей вязкость соответствует неформальному понятию «толщина». Например, мед имеет более высокую вязкость, чем вода.

Любой расчет, связанный с движением жидкостей, требует значения вязкости. Этот параметр необходим для условий от наземных систем сбора до резервуара. Можно ожидать, что корреляции для расчета вязкости позволят оценить вязкость в диапазоне температур от 35 до 300 ° F.

Ньютоновские жидкости

Жидкости, вязкость которых не зависит от скорости сдвига, описываются как ньютоновские жидкости. Корреляции вязкости, обсуждаемые на этой странице, применимы к ньютоновским жидкостям.

Факторы, влияющие на вязкость

Основными факторами, влияющими на вязкость, являются:

  • Состав масла
  • Температура
  • Растворенный газ
  • Давление

Состав масла

Обычно состав нефти описывается только плотностью API.Использование плотности в градусах API и характеристического фактора Ватсона обеспечивает более полное описание нефти. Таблица 1 показывает пример масла с плотностью 35 ° API, который указывает на взаимосвязь вязкости и химического состава, напоминая, что характеристический фактор 12,5 отражает высокопарафиновые масла, а значение 11,0 указывает на нафтеновое масло. Очевидно, что химический состав, помимо плотности в градусах API, играет роль в поведении вязкости сырой нефти. На рис. 1 показано влияние характеристического фактора сырой нефти на вязкость мертвой нефти. В целом характеристики вязкости предсказуемы. Вязкость увеличивается с уменьшением удельного веса по API сырой нефти (при условии, что коэффициент характеристики Ватсона постоянен) и с понижением температуры. Воздействие растворенного газа заключается в снижении вязкости. Выше давления насыщения вязкость увеличивается почти линейно с давлением. На рис. 2 представлена ​​типичная форма вязкости пластовой нефти при постоянной температуре.

  • Рис. 1 - Вязкость мертвого масла в зависимости от плотности в градусах API и характеристического коэффициента Ватсона.

  • Рис. 2 - Типичная кривая вязкости масла.

Расчет вязкости

Для расчетов вязкости живых пластовых масел требуется многоступенчатый процесс, включающий отдельные корреляции для каждого этапа процесса. Вязкость мертвой или безгазовой нефти определяется как функция плотности и температуры сырой нефти по API.Вязкость насыщенной газом нефти определяется как функция вязкости мертвой нефти и газового фактора раствора (ГФ). Вязкость ненасыщенной нефти определяется как функция вязкости газонасыщенной нефти и давления выше давления насыщения.

Фиг. 3 и 4 суммируют все корреляции вязкости мертвого масла, описанные в таблицах 2 и 3 . [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] ) [21] [22] [23] [24] [25] Результаты, предоставленные Рис.4 показывают, что метод, предложенный в Стандарте [23] , не подходит для сырой нефти с плотностью менее 28 ° API. Аль-Кафаджи и др. Метод [10] не подходит для нефти с плотностью менее 15 ° API, в то время как метод Беннисона [21] , разработанный в основном для нефти Северного моря с низкой плотностью API, не подходит для нефти с плотностью выше 30 ° API. .

  • Рис. 3 - Зависимость вязкости мертвого масла от температуры.

  • Фиг.4 - Вязкость мертвого масла в зависимости от плотности в градусах API.

Сравнение различных методов

На рис. 5 представлен аннотированный список наиболее часто используемых методов корреляции для расчета вязкости. Результаты иллюстрируют тенденцию изменения вязкости и температуры мертвого масла. При понижении температуры вязкость увеличивается. При температурах ниже 75 ° F метод Беггса и Робинсона [5] значительно переоценивает вязкость, тогда как метод Стэндинга фактически показывает снижение вязкости.Эти тенденции делают эти методы непригодными для использования в диапазоне температур, связанном с трубопроводами. Метод Била [3] [4] был разработан на основе наблюдений за вязкостью мертвого масла при 100 и 200 ° F и имеет тенденцию недооценивать вязкость при высокой температуре. Корреляции вязкости мертвой нефти несколько неточны, потому что они не учитывают химическую природу сырой нефти. Только методы, разработанные Стэндингом [23] и Фитцджеральдом [18] [19] [20] , учитывают химическую природу сырой нефти за счет использования характеристического фактора Ватсона.Метод Фитцджеральда был разработан для широкого диапазона условий, как подробно описано в таблицах 2, и 3 , и является наиболее универсальным методом, подходящим для общего использования корреляций, перечисленных в этой таблице. Глава 11 Справочника технических данных API - Переработка нефти [19] включает график, показывающий область применимости метода Фитцджеральда.

  • Рис. 5 - Аннотированный список обычно используемых корреляций вязкости мертвого масла.

Метод Андраде [1] [2] основан на наблюдении, что логарифм вязкости, нанесенный на график в зависимости от обратной абсолютной температуры, образует линейную зависимость от точки несколько выше нормальной точки кипения до точки, близкой к точке замерзания масла, как показано на рис. 6 . Метод Андраде применяется посредством использования измеренных точек данных вязкости мертвого масла, полученных при низком давлении и двух или более температурах. Данные следует получать при температурах в интересующем диапазоне.Этот метод рекомендуется при наличии данных о вязкости мертвого масла.

  • Рис. 6 - Вязкость мертвого масла в зависимости от обратной абсолютной температуры.

Методы определения вязкости масла до точки пузыря

Таблицы 4 и 5 [5] [7] [8] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] ) [29] предоставляют полное описание методов определения вязкости нефти до точки кипения.

Корреляции для вязкости масла при температуре кипения обычно принимают форму, предложенную Chew and Connally. [26] Этот метод формирует корреляцию с вязкостью мертвого масла и газовым фактором раствора, где A и B определяются как функции газового фактора раствора.

.................... (1)

Фиг. 7 и 8 показаны корреляции для параметров A и B, разработанные разными авторами. Фиг.9 показывает влияние параметров корреляции A и B на прогноз вязкости. Этот график был разработан для вязкости мертвого масла 1,0 сП, чтобы можно было изучить влияние газового фактора раствора. Корреляции, предложенные Labedi, [7] [8] Khan et al. , [28] и Almehaideb [29] специально не используют вязкость мертвого масла и газовый фактор раствора и не были включены в этот график.

  • Фиг.7– Параметр корреляции вязкости при температуре пузыря A.

  • Рис. 8 - Параметр корреляции вязкости при температуре пузыря B.

  • Рис. 9 - Вязкость масла до точки пузыря в зависимости от газового фактора раствора.

Корреляция для недонасыщенного масла

Когда давление увеличивается выше точки кипения, масло становится недонасыщенным. В этой области вязкость масла увеличивается почти линейно с увеличением давления. Таблицы 6 и 7 [3] [4] [7] [8] [11] [12] [13] [14] [ 15] [16] [17] [19] [22] [25] [29] [30] [31] [32] [ 33] предоставляют корреляции для моделирования вязкости ненасыщенной нефти. Рис. 10 представляет собой визуальное сравнение методов.

  • Рис. 10 - Вязкость ненасыщенного масла в зависимости от давления.

Номенклатура

μ ob = Вязкость масла при температуре кипения, м / л, сП
мкм од = Вязкость мертвого масла, м / л, сП

Список литературы

  1. 1.0 1,1 Andrade, E.N. да C. 1930. Вязкость жидкостей. Природа 125: 309–310. http://dx.doi.org/10.1038/125309b0
  2. 2,0 2,1 Reid, R.C., Prausnitz, J.M., and Sherwood, T.K. 1977. Свойства газов и жидкостей, третье издание, 435–439. Нью-Йорк: Высшее образование Макгроу-Хилла.
  3. 3,0 3,1 3,2 Бил, К. 1970. Вязкость воздуха, воды, природного газа, сырой нефти и ее попутных газов при температурах и давлениях нефтяного месторождения, No.3, 114–127. Ричардсон, Техас: Серия репринтов (Оценка нефтегазовой собственности и оценка запасов), SPE. Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя "r3" определено несколько раз с разным содержанием Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя "r3" определено несколько раз с разным содержанием
  4. 4,0 4,1 4,2 Стоя, М. 1981. Объемное и фазовое поведение углеводородных систем нефтяных месторождений, девятое издание. Ричардсон, Техас: Общество инженеров-нефтяников AIME
  5. 5.0 5,1 5,2 Beggs, H.D. и Робинсон, Дж. Р. 1975. Оценка вязкости нефтяных систем. J Pet Technol 27 (9): 1140-1141. SPE-5434-PA. http://dx.doi.org/10.2118/5434-PA
  6. ↑ Glasø, Ø. 1980. Обобщенные корреляции давления, объема и температуры. J Pet Technol 32 (5): 785-795. SPE-8016-PA. http://dx.doi.org/10.2118/8016-PA
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Лабеди Р. 1982. PVT-корреляция африканской сырой нефти.Кандидатская диссертация. 1982 г. Докторская диссертация, Колорадская горная школа, Ледвилл, Колорадо (май 1982 г.).
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Лабеди, Р. 1992. Улучшенные корреляции для прогнозирования вязкости легкой нефти. J. Pet. Sci. Англ. 8 (3): 221-234. http://dx.doi.org/10.1016/0920-4105(92)
  9. -Y
  10. ↑ Нг, J.T.H. и Эгбогах, Э. 1983. Улучшенная корреляция вязкости и температуры для сырой нефти. Представлено на ежегодном техническом совещании, Банф, Канада, 10–13 мая.PETSOC-83-34-32. http://dx.doi.org/10.2118/83-34-32
  11. 10,0 10,1 10,2 Аль-Хафаджи, А.Х., Абдул-Маджид, Г.Х. и Хассун, С.Ф. 1987. Корреляция вязкости для мертвой, живой и ненасыщенной сырой нефти. J. Pet. Res. (Декабрь): 1–16.
  12. 11,0 11,1 11,2 Петроски Г. Jr. 1990. PVT-корреляции для сырой нефти Мексиканского залива. Магистерская диссертация. 1990 г. Диссертация на степень магистра, Университет Юго-Западной Луизианы, Лафайет, Луизиана.
  13. 12,0 12,1 12,2 Петроски Г. Младший и Фаршад, Ф.Ф. 1995. Корреляции вязкости для сырой нефти Мексиканского залива. Представлено на симпозиуме SPE по производственным операциям, Оклахома-Сити, Оклахома, США, 2-4 апреля. SPE-29468-MS. http://dx.doi.org/10.2118/29468-MS
  14. 13,0 13,1 13,2 Kartoatmodjo, R.S.T. 1990. Новые корреляции для оценки свойств жидких углеводородов. Диссертация на степень магистра, Университет Талсы, Талса, Оклахома.
  15. 14,0 14,1 14,2 Kartoatmodjo, T.R.S. и Шмидт, З. 1991. Новые корреляции физических свойств сырой нефти, Общество инженеров-нефтяников, незапрошенная статья 23556-MS.
  16. 15,0 15,1 15,2 Картоатмоджо, Т. и З., С. 1994. Большой банк данных улучшает грубые корреляции физических свойств. Oil Gas J. 92 (27): 51–55.
  17. 16,0 16,1 16,2 Де Гетто, Г.и Вилла, М. 1994. Анализ надежности корреляций PVT. Представлено на Европейской нефтяной конференции, Лондон, Великобритания, 25-27 октября. SPE-28904-MS. http://dx.doi.org/10.2118/28904-MS
  18. 17,0 17,1 17,2 Де Гетто, Г., Паоне, Ф. и Вилла, М., 1995. Корреляция давления-объема-температуры для тяжелых и сверхтяжелых масел. Представлено на Международном симпозиуме по тяжелой нефти SPE, Калгари, 19-21 июня. SPE-30316-MS. http://dx.doi.org/10.2118/30316-MS
  19. 18,0 18,1 Фитцджеральд, Д.Дж. 1994. Метод прогнозирования для оценки вязкости неопределенных углеводородных жидких смесей. Докторская диссертация, Государственный университет Пенсильвании, Государственный колледж, Пенсильвания.
  20. 19,0 19,1 19,2 19,3 Daubert, T.E. и Даннер, Р. П. 1997. Книга технических данных API - Переработка нефти, 6-е издание, гл. 11. Вашингтон, округ Колумбия: Американский институт нефти (API).
  21. 20.0 20,1 Саттон, Р.П. и Фаршад, Ф. 1990. Оценка полученных эмпирическим путем PVT свойств для сырой нефти Мексиканского залива. SPE Res Eng 5 (1): 79-86. SPE-13172-PA. http://dx.doi.org/10.2118/13172-PA
  22. 21,0 21,1 Беннисон Т. 1998. Прогноз вязкости тяжелой нефти. Представлено на конференции IBC по разработке месторождений тяжелой нефти, Лондон, 2–4 декабря.
  23. 22,0 22,1 22,2 Эльшаркави, А. и Алихан А.A. 1999. Модели для прогнозирования вязкости ближневосточной сырой нефти. Топливо 78 (8): 891–903. http://dx.doi.org/10.1016/S0016-2361(99)00019-8
  24. 23,0 23,1 23,2 23,3 Whitson, C.H. и Брюле, М.Р. 2000. Фазовое поведение, № 20, гл. 3. Ричардсон, Техас: Серия монографий Генри Л. Доэрти, Общество инженеров-нефтяников.
  25. 24,0 24,1 Бергман Д.Ф. 2004. Не забывайте вязкость. Представлено на 2-м ежегодном симпозиуме по разработке месторождений Совета по передаче нефтяных технологий, Лафайет, Луизиана, 28 июля.
  26. 25,0 25,1 25,2 Диндорук Б. и Кристман П.Г. 2001. PVT-свойства и корреляции вязкости нефтей Мексиканского залива. Представлено на Ежегодной технической конференции и выставке SPE, Новый Орлеан, 30 сентября - 3 октября. SPE-71633-MS. http://dx.doi.org/10.2118/71633-MS
  27. 26,0 26,1 Chew, J. and Connally, C.A. Jr. 1959. Корреляция вязкости для газонасыщенной сырой нефти. В трудах Американского института инженеров горной, металлургической и нефтяной промышленности, Vol.216, 23. Даллас, Техас: Общество инженеров-нефтяников AIME.
  28. ↑ Азиз, К. и Говье, Г.В. 1972. Падение давления в скважинах, добывающих нефть и газ. J Can Pet Technol 11 (3): 38. PETSOC-72-03-04. http://dx.doi.org/10.2118/72-03-04
  29. 28,0 28,1 Хан, С.А., Аль-Мархун, М.А., Даффуа, С.О. и другие. 1987. Корреляции вязкости для сырой нефти Саудовской Аравии. Представлен на выставке Middle East Oil Show, Бахрейн, 7-10 марта. SPE-15720-MS. http://dx.doi.org/10.2118/15720-МС
  30. 29,0 29,1 29,2 Almehaideb, R.A. 1997. Улучшенная корреляция PVT для сырой нефти ОАЭ. Представлено на выставке и конференции Middle East Oil Show, Бахрейн, 15-18 марта. SPE-37691-MS. http://dx.doi.org/10.2118/37691-MS Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя "r29" определено несколько раз с разным содержанием Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя "r29" определено несколько раз с разным содержанием
  31. ↑ Кузель, Б.1965. Как давление влияет на вязкость жидкости. Hydrocarb. Процесс. (Март 1965 г.): 120.
  32. ↑ Васкес М.Э. 1976. Корреляции для предсказания физических свойств жидкости. Диссертация на степень магистра, Университет Талсы, Талса, Оклахома.
  33. ↑ Васкес, М. и Беггс, Х.Д. 1980. Корреляции для предсказания физических свойств жидкости. J Pet Technol 32 (6): 968-970. SPE-6719-PA. http://dx.doi.org/10.2118/6719-PA
  34. ↑ Абдул-Маджид, Г.Х., Кларк, К.К. и Салман, Н.Х. 1990. Новая корреляция для оценки вязкости ненасыщенной сырой нефти.J Can Pet Technol 29 (3): 80. PETSOC-90-03-10. http://dx.doi.org/10.2118/90-03-10

Интересные статьи в OnePetro

Используйте этот раздел, чтобы перечислить статьи в OnePetro, которые читатель, желающий узнать больше, обязательно должен прочитать

Внешние ссылки

Используйте этот раздел для предоставления ссылок на соответствующие материалы на других веб-сайтах, кроме PetroWiki и OnePetro.

См. Также

Вязкость газа

Трение жидкости

Плотность масла

Свойства нефтяной жидкости

PEH: Масло_Система_Взаимосвязи

.

Минутку ...

Включите файлы cookie и перезагрузите страницу.

Этот процесс автоматический. Ваш браузер в ближайшее время перенаправит вас на запрошенный контент.

Подождите до 5 секунд…

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

+ ((! + [] + (!! []) +

.

Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...