Классификация передач
Механические передачи.
Механические передачи
Общие понятия и определения
Передачей, в общем случае, называется устройство, предназначенное для передачи энергии из одной точки пространства в другую, расположенную на некотором расстоянии от первой.
В зависимости от вида передаваемой энергии передачи делятся на механические, электрические, гидравлические, пневматические и т.п.
Курс "Детали машин" изучает механические передачи, предназначенные для передачи механической энергии.
Механической передачей называют устройство (механизм, агрегат), предназначенное для передачи энергии механического движения, как правило, с преобразованием его кинематических и силовых параметров, а иногда и самого вида движения (вращательного в поступательное или сложное и т. п.).
Наибольшее распространение в технике получили передачи вращательного движения, которым в курсе деталей машин уделено основное внимание (далее под термином передача подразумевается, если это не оговорено особо, именно передача вращательного движения).
В общем случае в любой машине можно выделить три составные части: двигатель, передачу и исполнительный элемент.
Механическая энергия, приводящая в движение машину или отдельный ее механизм, представляет собой энергию вращательного движения вала двигателя, которая передается к исполнительному элементу посредством механической передачи или передаточного устройства. Передачу механической энергии от двигателя к исполнительному элементу машины осуществляют с помощью различных передаточных механизмов (в дальнейшем – передач): зубчатых, червячных, ременных, цепных, фрикционных и т. п.
***
Функции механических передач
Передавая механическую энергию от двигателя к исполнительному элементу (элементам), передачи одновременно могут выполнять одну или несколько из следующих функций.
Понижение (или повышение) частоты вращения от вала двигателя к валу исполнительного элемента.
Понижение частоты вращения называют редуцированием, а закрытые передачи, понижающие частоты вращения, - редукторами.
Устройства, повышающие частоты вращения, называют ускорителями или мультипликаторами.
В технике и машиностроении наибольшее применение получили понижающие передачи , поэтому в курсе Детали машин им уделяется преимущественное внимание. Впрочем, принципиальная разница в расчетах редуцирующих передач и ускорителей невелика.
Изменение направления потока мощности.
Примером может служить зубчатая передача (редуктор) заднего моста автомобиля. Ось вращения вала двигателя у большинства автомобилей составляет с осью вращения колес прямой угол. Для изменения направления потока мощности в данном случае применяют коническую зубчатую передачу.
Регулирование частоты вращения ведомого вала.
С изменением частоты вращения изменяется и вращающий момент: меньшей частоте соответствует больший момент. Для регулирования частоты вращения ведомого вала применяют коробки передач и вариаторы.
Коробки передач обеспечивают ступенчатое изменение частоты вращения ведомого вала в зависимости от числа ступеней и включенной ступени.
Вариаторы обеспечивают бесступенчатое в некотором диапазоне изменение частоты вращения ведомого вала.
Преобразование одного вида движения в другой (вращательного в поступательное, равномерного в прерывистое и т. д.).
Реверсирование движения - изменение направления вращения выходного вала машины в ту или иную сторону в зависимости от функциональной необходимости.
Распределение энергии двигателя между несколькими исполнительными элементами машины.
Так, любой сельскохозяйственный комбайн вмещает несколько механизмов, выполняющих самостоятельные технологические операции по уборке урожая, при этом каждый из этих механизмов приводит в движение собственный исполнительный элемент (ходовую часть, жатку, молотилку, очистку и т. п.). Поскольку комбайн, как правило, оснащен одной силовой установкой (двигателем), при помощи передач его энергия распределяется между каждым из обособленных механизмов.
***
Классификация механических передач
В зависимости от принципа действия механические передачи разделяют на две основные группы:
- передачи зацеплением (зубчатые, червячные, цепные);
- передачи трением (фрикционные, ременные).
Каждая из указанных групп передач подразделяется на две подгруппы:
- передачи с непосредственным контактом передающих звеньев;
- передачи с гибкой связью (цепь, ремень) между передающими звеньями.
Кроме этих основных классификационных признаков передачи подразделяют по некоторым другим конструктивным характеристикам: расположению валов, характеру изменения вращающего момента и угловой скорости, по количеству ступеней и т. д.
Классификация механических передач по различным признакам представлена ниже.
1. По способу передачи движения от входного вала к выходному:
1.1. Передачи зацеплением:
1.1.1. с непосредственным контактом тел вращения - зубчатые, червячные, винтовые;
1.1.2. с гибкой связью - цепные, зубчато-ременные.
1.2. Фрикционные передачи:
1.2.1. с непосредственным контактом тел вращения – фрикционные;
1.2.2. с гибкой связью - ременные.
2. По взаимному расположению валов в пространстве:
2.1. с параллельными осями валов - зубчатые с цилиндрическими колесами, фрикционные с цилиндрическими роликами, цепные;
2.2. с пересекающимися осями валов - зубчатые и фрикционные конические, фрикционные лобовые;
2.3. с перекрещивающимися осями - зубчатые - винтовые и гипоидные, червячные, лобовые фрикционные со смещением ролика.
3. По характеру изменения угловой скорости выходного вала по отношению к входному: редуцирующие (понижающие) и мультиплицирующие (повышающие).
4. По характеру изменения передаточного отношения (числа): передачи с постоянным (неизменным) передаточным отношением и передачи с переменным (изменяемым или по величине, или по направлению или и то и другое вместе) передаточным отношением.
5. По подвижности осей и валов: передачи с неподвижными осями валов - рядовые (коробки скоростей, редукторы), передачи с подвижными осями валов (планетарные передачи, вариаторы с поворотными роликами).
6. По количеству ступеней преобразования движения: одно-, двух-, трех- и многоступенчатые.
7. По конструктивному оформлению: закрытые и открытые (безкорпусные).
Наибольшее распространение в технике получили следующие виды механических передач:
- Зубчатые (цилиндрические, конические, гипоидные, волновые, планетарные и т. п.);
- Ременные (плоскоременные, клиноременные, круглоременные и т. п.);
- Червячные;
- Фрикционные (постоянной передачи, реверсы и вариаторы);
- Винтовые передачи.
Зубчато-ременные передачи можно выделить в отдельную группу передач с промежуточной гибкой связью, поскольку они способны передавать мощность и посредством трения, и посредством зацепления.
***
Основные характеристики механических передач
Главными характеристиками передачи, необходимыми для ее расчета и проектирования, являются передаваемые мощности (по величине и направлению) и скорости вращения валов – входных (ведущих), промежуточных, выходных (ведомых).
В технических расчетах вместо угловых скоростей обычно используются частоты вращения валов - nвх и nвых, измеряемые в оборотах за минуту. Соотношение между угловой скоростью ω (рад/сек) и частотой вращения n (об/мин):
ω ≈ πn/30
Еще важный параметр механической передачи – коэффициент полезного действия (КПД), характеризующий потери мощности при передаче от двигателя к исполнительному элементу.
***
Фрикционные передачи
Главная страница
Дистанционное образование
Специальности
Учебные дисциплины
Олимпиады и тесты
Назначение передач и их классификация
Назначение передач и их классификация [c.356]ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 88. Классификация передач и их назначение [c.196]
НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В МАШИНАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ [c.69]
Классификация передач и их назначение [c.415]
Печь может быть определена как устройство, в котором происходит образование тепла из какого-либо вида энергии и передача его нагреваемому материалу. Нагрев материала преследует различные технологические цели плавление, термическую обработку, нагрев перед обработкой давлением, сушку и т. д., но во всех случаях главными процессами, определяющими конструкцию и работу печей различного технологического назначения, являются превращение энергии в тепло и передача тепла материалу. Исключительно большое многообразие применяющихся в промышленности печей вызывает необходимость их классификации. В основу классификации должен быть положен процесс или признак, наиболее существенно определяющий работу и конструкцию печи. [c.195]
Вопросы для самопроверки. 1. Дайте классификацию цепей по их назначению. 2. Укажите основные типы приводных цепей. 3. Какими основными достоинствами и недостатками обладает цепная передача по сравнению с ременной 4. Дайте сравнительную характеристику втулочной и роликовой цепей. 5. Какие цепи следует применять в быстроходных передачах в. Какой размер цепи является основным 7. Можно ли в цепной передаче определить передаточное отношение как отношение делительных диаметров звездочек 8. Что такое коэффициент нагрузки цепной передачи и от чего зависит его значение 9. По какому критерию работоспособности рассчитывают цепные передачи 10. Почему при высоких скоростях рекомендуется применять цепи с небольшим шагом 11. Почему при определении длины цепи рекомендуется число звеньев цепи округлять до четного числа [c.77]
НАЗНАЧЕНИЕ КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЕ К НИМ [c.273]
Длительная практика построения механизмов привела к тому, что были созданы простейшие механизмы, которые можно подразделить на следующие виды рычажные и кулачковые механизмы, зубчатые и червячные передачи, механизмы прерывистого движения, фрикционные передачи, винтовые механизмы, передачи с гибкими связями, механизмы с электрическими, гидравлическими и пневматическими устройствами. Такое разделение может быть названо практической классификацией. Она учитывает функциональное назначение механизмов, их конструктивные особенности и кинематические свойства. [c.5]
Принципы классификации. Для удобства изучения механизмов и разработки общих методов проектирования и расчета их целесообразно классифицировать. Могут быть использованы разные признаки классификации по характеру движения — плоские и пространственные по видам кинематических пар — механизмы с низшими и высшими парами по назначению — механизмы приборов для контроля давлений, температуры, уровня ИТ. п. по принципу передачи усилий — механизмы трения и зацепления по конструктивному признаку — шарнирно-рычажные, кулачковые, фрикционные, зубчатые, червячные и т. д. по количеству звеньев — четырех-, шести- и многозвенные. В зависимости от задач, поставленных перед исследователем, пользуются той или иной классификацией, лучше всего удовлетворяющей решению этих задач. [c.14]
Классификация теплообменных аппаратов. Несмотря на разнообразное технологическое назначение и многочисленные формы конструктивного исполнения, во всех аппаратах осуществляется один процесс — передача теплоты от одной среды к другой. Однако с теплотехнической точки зрения все аппараты могут быть объединены в три основные группы, так как способ передачи теплоты является основой их теплового расчета. [c.211]
Платформенные весы находят самое широкое применение в различных областях народного хозяйства. Классификация платформенных весов показана на рис. 162. Их разрабатывают с НПВ от 3—5 кг до 1000 кг. При этом определяют метод взвешивания, габаритные размеры весовой платформы и узлы примыкания ее к фундаменту. Масса весовой платформы в зависимости от типа и назначения весов составляет от 60 до 90 % массы всей системы.При увеличении грузоподъемности весов переходят от рычажных и рычажно-тензометрических систем к тензометрическим. При этом помимо уменьшения металлоемкости упрощается фундамент. Возможность з еличения допустимых напряжений при расчете платформы до 160 МПа связана с предотвращением передачи деформаций главных продольных балок платформ на весовой механизм. [c.231]
Механические передачи. Общие сведения и классификация
1. Механические передачи. Общие сведения и классификация.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И
КЛАССИФИКАЦИЯ.
МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ НАЗЫВАЮТ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ОТ ДВИГАТЕЛЯ К
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ МАШИНЫ. МОЖЕТ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ, С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ВИДА ДВИЖЕНИЯ.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКИХ УСТРОЙСТВ
ОБУСЛОВЛЕНА НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ, А ИНОГДА И
НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО СОЕДИНЕНИЯ
РАБОЧЕГО ОРГАНА МАШИНЫ С ВАЛОМ ДВИГАТЕЛЯ. МЕХАНИЗМЫ
ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ОСУЩЕСТВИТЬ
НЕПРЕРЫВНОЕ И РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ С НАИМЕНЬШИМИ
ПОТЕРЯМИ ЭНЕРГИИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕНИЯ И НАИМЕНЬШИМИ
ИНЕРЦИОННЫМИ НАГРУЗКАМИ.
ТИПЫ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ.
1.
ЗУБЧАТЫЕ
2.
ПЛАНЕТАРНЫЕ
3.
ЧЕРВЯЧНЫЕ
4. ВОЛНОВЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
5. ФРИКЦИОННЫЕ
6. РЕМЕННЫЕ
7. ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
4. Зубчатые передачи
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТРЕХЗВЕННЫЙ
МЕХАНИЗМ, В КОТОРОМ ДВА ПОДВИЖНЫХ ЗВЕНА ЯВЛЯЮТСЯ
ЗУБЧАТЫМИ КОЛЕСАМИ, ИЛИ КОЛЕСО И РЕЙКА С ЗУБЬЯМИ,
ОБРАЗУЮЩИМИ С НЕПОДВИЖНЫМ ЗВЕНОМ (КОРПУСОМ)
ВРАЩАТЕЛЬНУЮ ИЛИ ПОСТУПАТЕЛЬНУЮ ПАРУ.
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ КОЛЕС,
ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ОНИ СЦЕПЛЯЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ.
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО С МЕНЬШИМ ЧИСЛОМ ЗУБЬЕВ НАЗЫВАЮТ
ШЕСТЕРНЕЙ, С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ЗУБЬЕВ – КОЛЕСОМ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ:
1) ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ ОСЕЙ ВАЛОВ РАЗЛИЧАЮТ
ПЕРЕДАЧИ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ (А – В, З), С
ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ (, Г, Д) И ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ
( Е, Ж) ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ОСЯМИ.
2) ПО ФОРМЕ МОГУТ БЫТЬ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ (А – В, З),
КОНИЧЕСКИЕ (Г, Д, Ж), ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ, ФИГУРНЫЕ
ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА И КОЛЕСА С НЕПОЛНЫМ ЧИСЛОМ
ЗУБЬЕВ (СЕКТОРНЫЕ).
3) ПО ФОРМЕ ПРОФИЛЕЙ ЗУБЬЕВ РАЗЛИЧАЮТ
ЭВОЛЬВЕНТНЫЕ И КРУГОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ, А ПО ФОРМЕ И
РАСПОЛОЖЕНИЮ ЗУБЬЕВ – ПРЯМЫЕ (А, Г, Е, З), КОСЫЕ (Б),
ШЕВРОННЫЕ ( В) И КРУГОВЫЕ (Д, Ж).
4) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОГО
РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЕРЕДАЧИ МОГУТ
БЫТЬ С ВНЕШНИМ (А) ИЛИ ВНУТРЕННИМ (З) ИХ
ЗАЦЕПЛЕНИЕМ. ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И
НАОБОРОТ СЛУЖИТ РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (Е).
6. Планетарные передачи
ПЛАНЕТАРНЫЕ ПЕРЕДАЧИПЛАНЕТАРНЫМИ НАЗЫВАЮТСЯ
ПЕРЕДАЧИ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗУБЧАТЫЕ
КОЛЕСА С ПЕРЕМЕЩАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ.
ПЕРЕДАЧА СОСТОИТ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОГО
КОЛЕСА 1 С НАРУЖНЫМИ ЗУБЬЯМИ,
ЦЕНТРАЛЬНОГО КОЛЕСА 3 С
ВНУТРЕННИМИ ЗУБЬЯМИ, ВОДИЛА Н И
САТЕЛЛИТОВ 2. САТЕЛЛИТЫ ВРАЩАЮТСЯ
ВОКРУГ СВОИХ ОСЕЙ И ВМЕСТЕ С ОСЬЮ
ВОКРУГ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОЛЕСА, Т.Е.
СОВЕРШАЮТ ДВИЖЕНИЕ, ПОДОБНОЕ
ДВИЖЕНИЮ ПЛАНЕТ.
7. Червячные передачи
ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА
ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ
ОТ ОДНОГО ВАЛА К ДРУГОМУ, КОГДА ОСИ
ВАЛОВ ПЕРЕКРЕЩИВАЮТСЯ. УГОЛ
ПЕРЕКРЕЩИВАНИЯ В БОЛЬШИНСТВЕ
СЛУЧАЕВ РАВЕН 90º. НАИБОЛЕЕ
РАСПРОСТРАНЕННАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ
ПЕРЕДАЧА СОСТОИТ ИЗ ТАК
НАЗЫВАЕМОГО АРХИМЕДОВА ЧЕРВЯКА,
Т.Е. ВИНТА, ИМЕЮЩЕГО
ТРАПЕЦЕИДАЛЬНУЮ РЕЗЬБУ С УГЛОМ
ПРОФИЛЯ В ОСЕВОМ СЕЧЕНИИ, РАВНЫМ
ДВОЙНОМУ УГЛУ ЗАЦЕПЛЕНИЯ (2Α = 40°),
И ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА.
8. Волновые механические передачи
ВОЛНОВЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА ОСНОВАНА НА
ПРИНЦИПЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ
ДВИЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ВОЛНОВОГО
ДЕФОРМИРОВАНИЯ ГИБКОГО ЗВЕНА МЕХАНИЗМА.
ВПЕРВЫЕ ТАКАЯ ПЕРЕДАЧА БЫЛА ЗАПАТЕНТОВАНА
В США ИНЖЕНЕРОМ МАССЕРОМ .ВОЛНОВЫЕ
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ ЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ
ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ, У КОТОРЫХ ОДНО ИЗ
КОЛЕС ГИБКОЕ.
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
ЖЕСТКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО B С ВНУТРЕННИМИ
ЗУБЬЯМИ И ВРАЩАЮЩЕЕСЯ ГИБКОЕ КОЛЕСО G C
НАРУЖНЫМИ ЗУБЬЯМИ. ГИБКОЕ КОЛЕСО ВХОДИТ В
ЗАЦЕПЛЕНИЕ С ЖЕСТКИМ В ДВУХ ЗОНАХ С
ПОМОЩЬЮ ГЕНЕРАТОРА ВОЛН (НАПРИМЕР, ВОДИЛА
H С ДВУМЯ РОЛИКАМИ), КОТОРЫЙ СОЕДИНЯЮТ С
КОРПУСОМ ПЕРЕДАЧИ B.
9. Фрикционные передачи
ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИПЕРЕДАЧИ, РАБОТА
КОТОРЫХ ОСНОВАНА НА
ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИЛ ТРЕНИЯ,
ВОЗНИКАЮЩИХ МЕЖДУ
РАБОЧИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ ДВУХ
ПРИЖАТЫХ ДРУГ К ДРУГУ ТЕЛ
ВРАЩЕНИЯ, НАЗЫВАЮТ
ФРИКЦИОННЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ.
10. Классификация фрикционных передач
КЛАССИФИКАЦИЯ ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
а) передачи С НЕРЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ
б) РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕДАЧИ, НАЗЫВАЕМЫЕ ВАРИАТОРАМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ ПЛАВНО
(БЕССТУПЕНЧАТО) ИЗМЕНЯТЬ ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
2. РАЗЛИЧАЮТ ПЕРЕДАЧИ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ И ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ ВАЛОВ: С
ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ, КОНИЧЕСКОЙ, ШАРОВОЙ ИЛИ ТОРОВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ РАБОЧИХ КАТКОВ;
С ПОСТОЯННЫМ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМЫМ ПРИЖАТИЕМ КАТКОВ, С
ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ФРИКЦИОННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ИЛИ БЕЗ НЕГО И Т.Д.
ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ С ПОСТОЯННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ
ПРИМЕНЯЮТ СРАВНИТЕЛЬНО РЕДКО. ИХ ОБЛАСТЬ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
КИНЕМАТИЧЕСКИМИ ЦЕПЯМИ ПРИБОРОВ, ОТ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ПЛАВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ,
БЕСШУМНОСТЬ РАБОТЫ, БЕЗУДАРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ НА ХОДУ И Т.П.
11. Ременные передачи
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ШКИВОВ,
ЗАКРЕПЛЕННЫХ НА ВАЛАХ, И ОХВАТЫВАЮЩЕГО ИХ РЕМНЯ.
РЕМЕНЬ НАДЕТ НА ШКИВЫ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ НАТЯЖЕНИЕМ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ТРЕНИЕ МЕЖДУ РЕМНЕМ И ШКИВАМИ,
ДОСТАТОЧНОЕ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ОТ ВЕДУЩЕГО
ШКИВА К ВЕДОМОМУ.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ПОПЕРЕЧНОГО
СЕЧЕНИЯ РЕМНЯ РАЗЛИЧАЮТ:
1) ПЛОСКОРЕМЕННУЮ (А)
2) КЛИНОРЕМЕННУЮ (Б)
3) КРУГЛОРЕМЕННУЮ (В)
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ ПРИМЕНЯЮТ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПО УСЛОВИЯМ
КОНСТРУКЦИИ ВАЛЫ РАСПОЛОЖЕНЫ НА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ
РАССТОЯНИЯХ. МОЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ НЕ
ПРЕВЫШАЕТ 50 КВТ.
12. Цепные передачи
ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ КОЛЕС С
ЗУБЬЯМИ (ЗВЕЗДОЧЕК) И ОХВАТЫВАЮЩЕЙ ИХ ЦЕПИ. НАИБОЛЕЕ
РАСПРОСТРАНЕНЫ ПЕРЕДАЧИ С ВТУЛОЧНО-РОЛИКОВОЙ ЦЕПЬЮ
(А) И ЗУБЧАТОЙ ЦЕПЬЮ (Б).
ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ
СРЕДНИХ МОЩНОСТЕЙ (НЕ БОЛЕЕ 150 КВТ) МЕЖДУ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВАЛАМИ В СЛУЧАЯХ, КОГДА МЕЖОСЕВЫЕ
РАССТОЯНИЯ ВЕЛИКИ ДЛЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ.
ПО НАЗНАЧЕНИЮ ЦЕПИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:
1) ПРИВОДНЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРИВОДАХ МАШИН.
2) ТЯГОВЫЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ТЯГОВОГО ОРГАНА В
КОНВЕЙЕРАХ.
3)ГРУЗОВЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИНАХ
ДЛЯ ПОДЪЕМА ГРУЗОВ.
ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ ПРИМЕНЯЮТСЯ, НАПРИМЕР, ДЛЯ
УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕМ НАПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА, ДЛЯ ПРИВОДА
МЕХАНИЗМА ОТКЛОНЕНИЯ ТРИММЕРА РУЛЯ ВЫСОТЫ.
Главные передачи - классификация и типы. Цилиндрическая, коническая, гипоидная, червячная одинарные главные передачи. Центральная и разнесенная двойная главная передача
Шестеренный механизм, повышающий передаточное число трансмиссии автомобиля, называется главной передачей.
Главная передача служит для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колесам, и уменьшения скорости их вращения до необходимых значений.
Главная передача обеспечивает максимальную скорость движения автомобиля на высшей передаче и оптимальный расход топлива в соответствии с ее передаточным числом. Передаточное число главной передачи зависит от типа и назначения автомобиля, а также мощности и быстроходности двигателя. Величина передаточного числа главной передачи обычно составляет 6,5…9,0 у грузовых автомобилей и 3,5...5,5 у легковых автомобилей. На автомобилях применяются различные типы главных передач (рисунок 1).
Рисунок 1 — Типы главных передач
Одинарные главные передачи
Одинарные главные передачи состоят из одной пары шестерен.
Цилиндрическая главная передача применяется в переднеприводных легковых автомобилях при поперечном расположении двигателя и размещается в общем картере с коробкой передач и сцеплением (см. Двухвальные коробки передач ВАЗ и АЗЛК рисунок 2). Ее передаточное число равно 3,5...4,2, а шестерни могут быть прямозубыми, косозубыми и шевронными. Цилиндрическая главная передача имеет высокий КПД — не менее 0,98, но она уменьшает дорожный просвет у автомобиля и более шумная.
Коническая главная передача (рисунок 2, а) применяется на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Оси ведущей 1 и ведомой 2 шестерен в конической главной передаче лежат в одной плоскости и пересекаются, а шестерни выполнены со спиральными зубьями. Передача имеет повышенную прочность зубьев шестерен, небольшие размеры и позволяет снизить центр тяжести автомобиля. КПД конической главной передачи со спиральным зубом 0,97...0,98. Передаточные числа конических главных передач 3,5...4,5 у легковых автомобилей и 5...7 у грузовых автомобилей и автобусов.
Рисунок 2 — Главные передачи
а, б, в — одинарные; г, д — двойные; е — редуктор; 1 — ведущая шестерня; 2 — ведомая шестерня; 3 — червяк; 4 — червячная передача; 5 — коническая шестерни; 6 — цилиндрические шестерни; 7 — полуось; 8 — солнечная шестерня; 9 — сателлит; 10 — ось; 11 — коронная шестерня; l - гипоидное смещение
Гипоидная главная передача (рисунок 2, б) имеет широкое применение на легковых и грузовых автомобилях. Оси ведущей 1 и ведомой 2 шестерен гипоидной главной передачи в отличие от конической не лежат в одной плоскости и не пересекаются, а перекрещиваются. Передача может быть с верхним или нижним гипоидным смещением l. Гипоидная главная передача с верхним смещением используется на многоосных автомобилях, так как вал ведущей шестерни должен быть проходным, а на переднеприводных автомобилях — исходя из условий компоновки. Главная передача с нижним гипоидным смещением широко применяется на легковых автомобилях.
Передаточные числа гипоидных главных передач легковых автомобилей 3,5...4,5, а грузовых автомобилей и автобусов 5...7. Гипоидная главная передача по сравнению с другими более прочная и бесшумная, имеет высокую плавность зацепления, малогабаритная и ее можно применять на грузовых автомобилях вместо двойной главной передачи. Она имеет КПД, равный 0,96...0,97. При нижнем гипоидном смещении имеется возможность ниже расположить карданную передачу и снизить центр тяжести автомобиля, повысив его устойчивость. Однако гипоидная главная передача требует высокой точности изготовления, сборки и регулировки. Она также требует из-за повышенного скольжения зубьев шестерен применения специального гипоидного масла с сернистыми, свинцовыми, фосфорными и другими присадками, образующих на зубьях шестерен прочную масляную пленку.
Червячная главная передача (рисунок 2, в) может быть с верхним или нижним расположением червяка 3 относительно червячной шестерни 4, имеет передаточное число 4...5 и в настоящее время используется редко. Ее применяют на некоторых многоосных многоприводных автомобилях. По сравнению с другими типами червячная главная передача меньше по размерам, более бесшумна, обеспечивает более плавное зацепление и минимальные динамические нагрузки. Однако передача имеет наименьший КПД (0,9...0,92) и по трудоемкости изготовления и применяемым материалам (оловянистая бронза) является самой дорогостоящей.
Двойные главные передачи
Эти передачи применяются на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, на полноприводных трехосных автомобилях и автобусах для увеличения передаточного числа трансмиссии, чтобы обеспечить передачу большого крутящего момента. КПД двойных главных передач находится в пределах 0,93...0,96.
Двойные главные передачи имеют две зубчатые пары и обычно состоят из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с прямыми или косыми зубьями. Наличие цилиндрической пары шестерен позволяет не только увеличить передаточное число главной передачи, но и повысить прочность и долговечность конической пары шестерен.
В центральной главной передаче (рисунок 2, г) коническая и цилиндрическая пары шестерен размещены в одном картере в центре ведущего моста. Крутящий момент от конической пары через дифференциал подводится к ведущим колесам автомобиля.
В разнесенной главной передаче (рисунок 2, д) коническая пара шестерен 5 находится в картере в центре ведущего моста, а цилиндрические шестерни 6 — в колесных редукторах. При этом цилиндрические шестерни соединяются полуосями 7 через дифференциал с конической парой шестерен. Крутящий момент от конической пары через дифференциал и полуоси 7 подводится к колесным редукторам.
Широкое применение в разнесенных главных передачах получили однорядные планетарные колесные редукторы. Такой редуктор (рисунок 2, е) состоит из прямозубых шестерен — солнечной 8, коронной 11 и трех сателлитов 9. Солнечная шестерня приводится во вращение через полуось 7 и находится в зацеплении с тремя сателлитами, свободно установленными на осях 10, жестко связанных с балкой моста. Сателлиты входят в зацепление с коронной шестерней 11, прикрепленной к ступице колеса. Крутящий момент от центральной конической пары шестерен 5 к ступицам ведущим колес передается через дифференциал полуоси 7, солнечные шестерни 8, сателлиты 9 и коронные шестерни 11.
При разделении главной передачи на две части уменьшаются нагрузки на полуоси и детали дифференциала, а также уменьшаются размеры картера и средней части ведущего моста. В результате увеличивается дорожный просвет и тем самым повышается проходимость автомобиля. Однако разнесенная главная передача более сложна, имеет большую металлоемкость, дорогостояща и трудоемка в обслуживании.
Смотрите наши другие статьи
1
32. Общие сведения о передачах: назначение, область применения. Краткая классификация передач, их основные характеристики. Принципы работы, кинематика, сравнительная оценка различных типов передач.
Передачи – устройства, использующиеся для передачи энергии от источника энергии к исполнительному механизму. Передачи могут быть: электрические, гидравлические, механические.
Назначение: 1) изменение частоты вращения электродвигателя. Уменьшение частоты – редуктор, увеличение частоты – мультипликатор. Источники энергии выпускают только нескольких частот. Чем ниже частота вращения, тем тяжелее механизм и тем дороже и имеет большие габариты. Исполнительные механизмы обычно работают на меньших скоростях, чем электродвигатели, поэтому приходится применять передачу. 2) изменение закона движения из вращательного в поступательное 3) удобство обслуживания.
В зависимости от принципа действия механических передач их разделяют на: 1) передачи зацепления (зубчатые, цепные, червячные) 2) передачи трением (фрикционные).
Зубчатая передача – механизм, который с помощью зацепления передает или преобразует движение с изменением скоростей и моментов. Зубчатые передачи по сравнению с другими передачами обладают рядом достоинств: малыми габаритами, высоким КПД, большой надежностью в работе. Обычно зубчатая передача состоит из 2х колес.
Червячная передача – это механизм для передачи вращения зацеплением, с непосредственным контактом витков червяка и зубьев червячного колеса. Червячные передачи применяются при необходимости передачи вращения между перекрещивающимися осями.
Цепная передача – механизм, состоящий из ведущей и ведомой звездочек и охватывающих их цепей.
Ременная передача – передача, состоящая из ведущих и ведомых шкивов и надетого на них ремня.
Основные характеристики передач: 1) передаточное число n 2) КПД η<1 3) крутящий момент
33. Контактные напряжения. Виды разрушения, вызываемые контактными напряжениями. Какие передачи рассчитываются по сопротивлению контактной усталости. Формулы Герца и их использование в расчетах на контактную прочность.
Работоспособность ряда деталей характеризуется прочностью поверхностных слоев сопрягаемых деталей – контактной прочностью.
При передаче сил через поверхности, размеры которых малы по сравнению с размерами сопрягаемых тел, возникают контактные напряжения.
Виды контакта: 1) по плоскости 2) по линии 3) в точке.
Передача сил от одной детали к другой в машинах осуществляется по сопряженным поверхностям контакта. Первоначальный контакт (контакт без нагрузки) в сопряжениях деталей машин происходит по поверхности, в точке или по линии. В зависимости от характера взаимного перемещения контактирующих поверхностей под нагрузкой различают неподвижные и подвижные сопряжения деталей.
Задачей расчета сопряжений является определение напряжений и деформаций. Они нужны для расчета деталей на прочность, износостойкость и для определения жесткости (или обратной величины — податливости) соединения. Расчет напряжений и деформаций в сопрягаемых деталях называют решением контактной задачи, а напряжения — контактными. В точной общей постановке ее решение связано со значительными трудностями, обусловленными сложной формой деталей. Поэтому обычно задачу решают приближенно для частных форм деталей и условий нагружения.
Особый класс задач составляют задачи с первоначальным контактом деталей в точке или по линии. Решения этих задач обычно выполнены для неподвижного контакта и используются при расчете на прочность подшипников качения, зубчатых и фрикционных передач. Учитывая, что в подшипниках качения и передачах контакт подвижный (действуют силы трения) и часто присутствует смазочный материал в сопряжениях, условие прочности имеет вид
.
Расчетное контактное напряжение σн сравнивают с допускаемым [σ]н, полученным экспериментально на реальных образцах в реальных условиях работы.
Решение задачи о контакте двух неподвижных шаров было получено известным немецким механиком Г. Герцем в 1881 г. при следующих допущениях: материал шаров изотропный и подчиняется закону Гука, поверхности без смазочного материала и абсолютно гладкие (шероховатость отсутствует), размеры площадки контакта малы по сравнению с радиусами кривизны шаров, площадка контакта плоская.
,
Где E – модуль упругости, υ – коэффициент Пуассона, - приведенный радиус кривизны.
Если контактируют одинаковые материалы, то формула сокращается:
, где wn – распределенная нагрузка по длине образующей цилиндров.
Наибольшие контактные напряжения возникают в тонком поверхностном слое материала. Поэтому для повышения контактной прочности достаточно упрочнить только поверхностный слой детали. Для зубчатых передач толщина этого слоя составляет 0,2...0,3 модуля. На практике это достигается различными методами термической и химико-термической обработки материала.
Виды разрушения:
1) на поверхности контакта происходят сдвиги (т.к. нагрузка циклическая, то материал в результате циклического нагружения постоянно меняет свою форму и изнашивается)
2) усталостное выкрашивание – любая точка поверхности испытывает циклическую нагрузку, возникает поверхностный микросдвиг, это приводит к образование микротрещин, которые в свою очередь раскрываются в зоне растяжения, в них попадает смазка, жидкость плохосжимаема – трещина увеличивается в размерах, и при многократных повторениях цикла происходит вырывание частиц.
3) Смятие контактных поверхностей. Если оно произошло, то была ударная или вибрационная нагрузка (неправильная эксплуатация). Смятие – пластическая деформация поверхностного слоя.
4) заедание – возникает в случае отсутствия смазки или разрыв смазочного слоя в случае большой ударной нагрузки. Появление местного повышения температуры и отрыв частиц с переносом их на другую поверхность.
Коробка передач - устройство, назначение, виды
Коробка передач или коробка переключения передач (КПП) – это один из важнейших агрегатов трансмиссии – наряду с карданным валом, сцеплением и задним ведущим мостом. Как составляющая трансмиссии КПП характерна для всех автомобилей ДВС.Назначение и устройство
КПП предназначена для нескольких задач:- изменения крутящего момента,
- изменения скорости,
- коррекции направления движения автомобиля,
- разъединения ДВС и трансмиссии и, напротив, их соединения (такая потребность актуальна при переключении передач, необходимости получения малых «ползучих» скоростей, кратковременной остановки транспортного средства),
- блокировки гидротрансформатора (функция ценна для уменьшения потери полезной энергии «автомата» при передаче крутящего момента в ситуации, когда выравниваются обороты ведомой и ведущей турбин).
В корпусе устройства коробки передач с “механикой” объединены валы (2, 3 или более), синхронизатор, шестерни, рычаг для переключения скоростей, проволочные кольца, подшипники, сальники.
Устройство АКПП (КПП с “автоматикой”) представляет собой узел, в который входят гидротрансформатор, планетарный ряд, фрикционы, тормозная лента, узел управления (насос + маслосборник + клапанная коробка).
В основе роботизированных коробок могут лежать как решения механического типа с электрической либо гидравлической системой управления сцеплением и передачами, так и автоматические коробки, оборудованные электрогидравлическим приводом сцепления.
На сцеплении, шестернях, валах и синхронизаторах остановимся более подробно.
Сцепление
Предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленвала ДВС к первичному валу коробки передач.Именно благодаря наличию сцепления двигатель на короткий промежуток времени можно аккуратно отсоединить от трансмиссии, а трансмиссию защитить от перегрузок.
Стандартная муфта сцепления большинства транспортных средств с механической коробкой включает маховик, нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник, привод, вилку и выключатель сцепления.
Один двигатель соединен с колёсами, другой — с ДВС. В момент, когда водитель отпускает педаль, диски прижимаются друг к другу и начинают совместное вращение.
Именно о классическом сцеплении как таковом чаще говорят при использовании механической коробки передач, а при езде с ДВС на АККП говорят о совмещенном решении сцепления и гидротрансформатора. Его непосредственная функция аналогична сцеплению. Но водителю не нужно совершать никаких рутинных действий и выжимать сцепление вручную. За него все будет делать сама КПП.
Что касается роботизированных решений типа DSG (с мехатроникой), то они располагают двумя сцеплениями. Наличие двух сцеплений ценно для повышения мощности транспортного средства, и при этом минимизации пробуксовок, оптимизации расхода топлива.
Ведь физически в момент переключения обороты двигателя при использовании двух сцеплений способны остаются на прежнем уровне.
На картинке ниже вы видите “поведение” сцепления в роботизированной коробке DSG в момент после переключения на вторую передачу.
Шестерни и валы
Шестерни и валы – главные «управляющие» крутящим моментом. Именно шестерни и валы помогают изменять передаточное отношение. Неотъемлемые элементы устройства всех механических КПП и некоторых АКПП (например, Honda).Устройство механической коробки передач чаще всего сконструировано так, что оси валов находятся в параллельной плоскости. Сверху монтированы шестерни.
Первичный или ведущий вал (ведвал) посредством корзины сцепления присоединен к маховику. Выступы способствуют продвижению второго диска сцепления и направления крутящего момента на промежуточный вал посредством шестерни.
Конец вторичного вала примыкает к подшипнику на хвостовике ведущего. Так как нет фиксированной связи, валы независимы, и нет препятствий для того, чтобы они вращались в разные стороны. Нет препятствий и для варьирования скоростей.
Устройство автоматической коробки передач вместо шестерён и валов предполагает планетарный редуктор. Вращаются шестерни и валы всегда как единое целое. Но конструктивно это могут быть как разные детали, так и неразборный узел.
Синхронизаторы
Синхронизаторы – неотъемлемый элемент КПП с шестернями – кроме решений со скользящими шестернями. Физически работа синхронизаторов обязана силе трения.Функция синхронизаторов – выравнивание частоты вращения шестерен и валов, благодаря чему создаются все условия для плавного переключения скоростей. Благодаря синхронизаторам КПП меньше изнашивается и меньше шумит.
Синхронизаторы активно присутствуют у МКП и роботизированных КПП. У автомобилей с планетарными АКП альтернатива синхронизаторам – фрикционные управляющие элементы. Синхронизаторы состоят из муфты, блокировочных колец, стопорного кольца, пружины, шестерён.
Как работает стандартный синхронизатор?
- Муфта подается в сторону шестерни.
- Блокировочное кольцо муфты принимает на себя усилие.
- Поверхности зубьев начинают взаимодействовать.
- Блокировочное приобретает положение “на упор”.
- Зубья муфты оказываются напротив зубьев блокировочного кольца.
- Муфта оказывается в зацеплении с венцом на шестерне.
- Муфта и шестерня блокируется.
Казалось бы шагов достаточно много, но все это происходит за доли секунд – в момент включения водителем передачи.
Принцип работы механических коробок переключения передач
КПП с “механикой” во время работы задействуют различные комбинации зубчатых колес.
Принцип работы МКПП базируется на создании соединений между первичным и вторичным валом. Благодаря использованию шестерен с разным количеством зубьев трансмиссия подстраивается под условия на дороге, цели водителя.
При возрастании скорости вращения выходного вала МКПП по отношению к скорости вращения входного величина крутящего момента от ДВС к колёсной базе уменьшается.
При уменьшении скорости вращения выходного вала МКПП по отношению к скорости вращения входного вала величина крутящего момента, от двигателя к ведущим колесам, наоборот увеличивается.
КПП различны по количеству ступеней. Каждая ступень имеет свое передаточное число. Оно представляет собой отношение зубьев количества зубьев ведомой шестерни по отношению к числу зубьев ведущей шестерни.
У пониженной передачи – наибольшее передаточное число, а у повышенной передачи, наоборот, наименьшее передаточное число.Чем ниже передаточные числа, тем быстрее транспортное средство способно разогнаться.
При изменении передаточных чисел и скорости транспортного средства для кратковременного отключения коробки передач применяется сцепление.
В зависимости от конструкции КПП при этом могут быть двухвальные и трехвальные. И устройство, и процесс работы агрегатов несколько отличается.
2-х-вальная коробка передач: устройство и принцип работы
Двухвальные решения очень популярны на переднеприводных авто.Конструкция включает следующие элементы:
- картер – несущий элемент, корпус. К нему крепятся все остальные детали устройства. Он же защищает агрегат от внешнего воздействия, а человека – от вращающихся деталей, а также выполняет функцию хранилища для масла.
- валы – первичный и вторичный,
- шестерни (в блоках), часть крепится к ведущему, часть к ведомому валу,
- шлиц (соединяет ПВ и сцепление),
- синхронизаторы.
Рычаг переключения – в нейтральном положении: шестерни прокручиваются, крутящий момент от ДВС не передается к колёсам.
Рычаг перемещен – муфта синхронизатора также изменяет положение. Уравниваются угловые скорости соответствующего вала и шестерни. Крутящий момент передаётся с первичного вала на вторичный. От ДВС на ведущие колеса с заданным передаточным числом .передается крутящий момент.
Отдельно на картинке показан задний ход. Для него в КПП есть задняя передача. Для коррекции направления задействуется промежуточная шестерня. Она монтируется на отдельную ось.
3-вальная КПП: устройство и принцип работы
3-х вальные решения популярны у авто с задним приводом.Устройство:
- Картер.
- Ведвал.
- Ведомый вал. Находится на одной оси с ведущим.
- Промежуточный вал. Монтирован параллельно первичному.
- Шестерни. Блок шестерен ведомого вала свободно вращается на нем. Блоку шестерен промежуточного и ведвала обеспечена жесткая связь, а шестерни на ведомом валу свободно вращаются, четкой фиксации нет.
- Синхронизаторы. Стоят на всех передачах. Благодаря шлицу беспрепятственно перемещаются в продольном направлении.
- Механизм переключения (рычаг + ползунки + блокатор). Монтирован на картере.
Система функционирует схоже с двухвальной, но за счёт наличия промежуточного вала возможностей больше.
Первичный вал работает в тандеме со сцеплением и отвечает за передачу крутящего момента к промежуточному валу. Все детали находятся в зацеплении. Принципиальное отличие – меньше потерь на трение при первой передачи и возможность обеспечить зацепление сразу двух пар зубчатых колёс. Соответственно у решения более высокий КПД на первой передаче.
Виды коробок переключения передач
Рассматривая устройство и назначение КПП,невозможно было не упомянуть, что они бывают разных типов: механические, автоматические, роботизированные. Кроме того, существует ещё такая подгруппа устройств как вариаторы. Рассмотрим эти КПП более подробно.Механические КПП
“Механика” - это классика. Для работы с “механикой” нужны навыки, понимание, как выполнять выбор передаточных чисел, но при умении управлять в ручном режиме, водитель виртуозно может подстроиться под любые условия движения.Главное при езде на механике научиться чувствовать, когда точно переключать передачи и как достигать нужную динамику.
Впрочем, умение работать с “механикой” – это не только безупречная езда, но ещё и продление службы эксплуатации самой КПП.
Один из неудобных моментов – требуется постоянно следить за тахометром. Но это важно. ДВС работает правильно, если параметры варьируются от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту, если цифры другие, требуется переключить передачу.
Автоматические КПП
Подбор оптимального передаточного числа осуществляется не водителем, а автоматически - посредством модуля управления. Именно посредством электроники (модуля управления) легко контролировать скорость движения транспортного средства.
Наиболее популярны гидравлические “автоматы”. Крутящий момент у них передаётся с помощью турбин через рабочую жидкость.
Несмотря на то, что для машины с “автоматом” нужно больше топлива, чем с механикой и даже больше времени на разгон, всё чаще водители предпочитают именно “автоматы”. Ведь с ними гораздо удобней, чем с “механикой”.
Тем более, что современные АКПП адаптивны и могут беспрепятственно подстраиваться под абсолютно разные стили вождения. В том числе, спортивный.
Роботизированные вариаторы
Роботизированные (автоматизированные, полуавтоматические) КПП как агрегаты – это промежуточные вариант между “механикой” и “автоматом”.Переключение может быть и ручным, и автоматическим, а вот управление устройством осуществляется посредством переключателя, джойстика.
Полностью вручную (при любом режиме) нужно только нажимать рычаг переключателя. А вот дальше при выборе автоматического режима работа будет возложена на робота. В том числе, автоматически согласуются частота вращения звеньев и оборотов ДВС.
Вариатор
Отдельно можно выделить вариатор. Это изменяющаяся трансмиссия или бесступенчатая КПП. Изменение передаточного числа производится в заданном диапазоне.Вариаторы позволяют достигнуть наивысшую топливную экономичность, ведь нагрузки в таких решениях идеально согласованы с оборотами коленвала.
Есть вариаторы, которые по своему устройству ближе к МКПП (с центробежным сцеплением), есть решения, которые ближе к АКПП (такое устройство включает гидротрансформатор).
Но, увы, любая конструкция не позволяет создать очень мощный вариатор. Поэтому на практике поставить вариатор получается только на легковые автомобили, всевозможную мототехнику (очень популярный вариант для скутеров), но не на большегрузный коммерческий транспорт (автобусы, грузовики), т.е. транспортные средства, которые как раз и “съедают” больше всего топлива.
Исключение составляют только лёгкая коммунальная, сельскохозяйственная техника.
Плюсы и минусы
Тип коробки | Плюсы | Минусы |
Механическая коробка |
|
|
Автоматическая коробка передач |
|
|
Роботизированная |
|
|
Вариатор |
|
|
Обратите внимание, в нашем курсе “Автомобильные основы” на базе LCMS ELECTUDE КПП уделяется огромное внимание. При этом доступны учебные материалы для обучающихся всех уровней:
- базовый,
- продвинутый,
- специалист.
Дополнительную информацию вы можете посмотреть непосредственно в модулях LCMS LCMS ELECTUDE - платформе для обучения автомехаников, автомехатроников, автодиагностов.
Цепные передачи - ООО Цепьинвест
Цепные передачи
Узнать больше
Цепным видом передачи принято называть такую ее разновидность, когда в ее составе имеются два колеса-звездочки, соединенные между собой с помощью специальной цепи той или иной разновидности. Благодаря соединению цепью, вращательные моменты от ведущих колес передаются ведомым.
При этом сама цепь включает в себя многочисленные подвижные звенья. Они соединяются между собой в виде замкнутой окружности.
Обычно количество зубцов на звездочке и количество звеньевых элементов в цепях определяется взаимно простым числом. Благодаря этому, обеспечивается максимально равномерное изнашивание механизма в целом.
Преимущества и недостатки цепной передачи
Кроме цепных, существуют еще и ременные передачи. Однако в большинстве случаев прибегают именно к цепным, так как они обладают рядом немаловажных достоинств:
- Отсутствие проскальзывания, как это при определенных условиях бывает в ременных передачах.
- Можно обеспечить высокую степень компактности механизма.
- Средний показатель передаточного отношения находится на постоянном уровне.
- Благодаря отсутствию такого явления, как предварительное натяжение, отсутствуют второстепенные нагрузки на ключевые узлы механизма.
- Даже если скорость падает, показатели мощности остаются довольно высокими.
- Цепные передачи практически не чувствительны к влажностным и температурным перепадам.
- Можно быстро адаптировать такую передачу практически под любые механизмы, если прибавить или удалить цепное звено.
- При необходимости можно передать вращательный момент сразу нескольким звездочкам посредством всего одной цепи.
- Можно организовывать передачу вращательного момента на довольно большие расстояния – до 7 метров.
- Цепная передача отличается большим коэффициентом полезного действия – порядка 98 процентов.
- При необходимости вышедшие из строя звенья, саму цепь или звездочки можно быстро заменить.
Однако имеются у цепных передач и определенные недостатки:
- При длительной интенсивной эксплуатации шарниры в звеньях цепей изнашиваются, что приводит к растяжению пластин и увеличению общей длины цепи.
- Передачу можно применять без необходимости останавливать движение во время реверсированного хода.
- Цепь в некоторых видах механизмов достаточно сложно смазывать.
- Можно наблюдать неравномерность передаточного отношения и, как следствие, неравномерность скорости. Особенно данный эффект заметен в случае, если звездочка не обладает большим числом зубцов.
Все перечисленное следует непременно учитывать, делая выбор между цепными и ременными разновидностями передач.
Какими характеристиками обладают цепные передачи
Среди важнейших характеристик практически любых цепных передач следует назвать:
- Показатель шага цепи – данный параметр влияет на плавность и точность хода. При уменьшении данного параметра увеличиваются показатели точности и плавности хода.
- Количество зубьев на ведущих и ведомых звездочках.
- Радиусы вписанной и описанной окружностей звездочек.
- Соотношение радиусов ведущей и ведомой звездочек. Соответственно, чем больше диаметр ведущей звездочки по отношению к ведомой, тем легче будет передавать движение.
- Расстояние между центрами окружностей звездочек – от этого будет зависеть, например, длина цепи.
Все эти моменты также необходимо принимать во внимание.
Из чего состоит цепная передача
Цепные передачи – достаточно простые в конструктивном плане механизмы. Тем не менее, не будет лишним знать, из каких элементов они состоят.
Звездочка. Обычно в цепных передачах конструктивно предусмотрены лишь две звездочки (хотя есть варианты). Одна из них выступает в роли ведущей, а вторая – в качестве ведомой. Стабильность и эффективность функционирования цепных видов передач в немалой степени будет зависеть именно от их качества и точности производства: соблюдению размеров (вплоть до миллиметра), используемого при изготовлении материала.
Стоит отметить, что размеры и формы звездочек будут определяться количественными характеристиками цепей (а не наоборот, как думают некоторые), числом передаточного отношения, количеством зубьев на наименьшей ведущей звездочке в механизме. Параметрические и иные характеристики звездочек определяются ГОСТом 13576 — 81. Характеристики звездочек для цепей роликовых и втулочных разновидностей определяются ГОСТом 591 — 69.
Звездочки должны быть изготовлены из достаточно крепких и износостойких материалов, которые смогут длительное время эксплуатироваться под существенными механическими нагрузками, в том числе, и ударного характера. Согласно ГОСТу, в качестве такого материала может выступать сталь марок 40, 45, 40Х и иных видов со степенью закалки HRC 50 – 60. Звездочки, не предназначенные для высокоскоростных механизмов, могут быть изготовлены из модифицированных видов чугуна марок СЧ 15, СЧ 20.
Сегодня можно встретить звездочки с наконечниками зубцов, изготовленными из различных видов пластика. Такие изделия отличаются пониженной степенью износа и бесшумностью работы.
Другой составляющей цепных передач является, разумеется, цепь. Цепи производятся на промышленных производственных линиях. Их параметры строго регламентируются соответствующими стандартами. Сегодня промышленность может предложить такие разновидности цепей, как:
- Грузовые – предназначаются для поднятия и опускания грузов и для их подвешивания. Используются такие цепи, как правило, на разного рода грузоподъемниках.
- Тяговые – они служат для передвижения грузов и используются в транспортирующих устройствах.
- Приводные – служат для передачи механической энергии от одной звездочки к другой. Ярким примером использования такой передачи может служить самый обычный велосипед и иные виды транспортных средств.
Основные элементы стандартной цепи приведены на рисунке ниже.
Классификация цепей
Поскольку именно приводные цепи являются наиболее распространенной разновидностью, имеет смысл рассмотреть подробнее, какие ее разновидности существуют.
Роликовые цепи (позиция III на рисунке) включают в себя внутренние и наружные звенья. Те, чередуясь между собой, формируют подвижные относительно друг друга последовательные соединения. Каждое звено включает в себя по две пластинки, напрессованные на осевые или на втулочные опоры. Втулки надеваются на оси звена, образуя шарнирное соединение. Во избежание увеличения степени износа звездочек на втулку обычно надевают ролик, который должен заменить трение скольжения трением качения.
Концы цепи могут соединяться между собой:
- Посредством соединительных звеньев – при нечетном количестве звеньев.
- Через переходное звено – при четном количестве звеньев.
Если передача должна работать в интенсивном режиме в течение продолжительного времени, то используют многорядную роликовую цепь. Это позволяет уменьшить размер каждой звездочки и ее шаг.
Роликовые цепи могут быть выполнены и с изогнутыми пластинами на каждом звене (позиция IV на рисунке). Такая разновидность применяется, если предполагается эксплуатация соединения в условиях высоких ударных нагрузок. Благодаря особой форме пластины, сила удара существенно гасится.
Втулочные цепи (позиция V) конструктивно не имеют отличий от роликовых, однако роликами не обладают. Благодаря этому, удешевляется производство таких цепей и уменьшается их масса. Но это одновременно способствует и более быстрому износу зубцов.
Бесшумные зубчатые цепи (на рисунке позиция VI) включают в себя специальные пластинки, оснащенные зубцами. Сами пластины имеют шарнирное соединение. Благодаря такой конструкции, можно обеспечивать низкий уровень шума механизма, а также плавность хода. При этом зубья располагаются под углом в 60 градусов. Используются такие разновидности цепей в механизмах с высокой скоростью работы. Поэтому пластину следует изготавливать из закаленной стали по твердости Н RC 40 — 45. Недостатком таких цепей можно считать их относительную дороговизну, а также необходимость в особом уходе.
Крючковые цепи (позиция VII). В свой состав они включают звенья особой формы безо всяких дополнительных элементов.
Втулочно-штыревые цепи (позиция VIII на рисунке) – в них звенья соединяются при помощи штырей. Такая разновидность цепей используется в самых разных сферах сельского хозяйства и машиностроения.
Поскольку в процессе интенсивной работы любая цепь будет со временем вытягиваться, следует периодически осуществлять регулировку ее натяжения. Это достигается путем перемещения одной звездочки или сразу двух, в зависимости от конструктивных особенностей регулировочного механизма. Он позволяет, как правило, проводить регулировку, если цепь растянулась всего на одно-два звена. Если же степень растяжения больше, то цепь просто заменяют на новую.
Не стоит забывать и про своевременную смазку любой цепи. От этого будет напрямую зависеть срок ее работы. Если скорость передвижения цепи не слишком большая – до 4 метров в секунду, то допускается смазка при помощи обычной ручной масленки. При скоростях до 10 метров в секунду используется масленка-капельница.
Для более глубокой смазки цепь погружают в емкость, наполненную маслом. Степень погружения цепи не должна превышать ширину каждой пластины.
Если приходится иметь дело с мощными высокоскоростными механизмами, то применяется циркуляционная струйная смазка с помощью насосов.
Выбирая тот или иной метод смазки, необходимо опираться на конструктивные особенности каждого конкретного вида механизмов, а также на характер потерь энергии при трении. Потери при трении возникают из-за трения шарнирных соединений, пластин друг с другом, между зубьями и элементами цепи, а также в опорных элементах конструкции. Кроме того, существуют потери при разбрызгивании смазочного материала. Правда, они являются существенными лишь в случае, если смазку проводят с помощью погружения цепей в смазочные материалы и при работе на скоростях, близких к предельно допустимым.
Области использования цепной передачи
Примечательно, что данный вид передачи известен человечеству довольно давно. По крайней мере, в теории. Изучение работ известного изобретателя и художника Леонардо да Винчи показало, что он задумывался над различными вариантами использования цепных передач во всевозможных механизмах. На рисунках можно увидеть прообразы современных велосипедов и многих других известных сегодня механизмов. Правда, доподлинно не известно, смог ли великий Леонардо воплотить на практике свои идеи. Промышленность того времени не позволяла изготавливать механизмы с необходимой степенью точности.
Впервые же на практике удалось использовать данный вид передач лишь в 1832 году. Стоит отметить, что на внешний облик современного велосипеда, а также на его технико-эксплуатационные характеристики в немалой степени повлияло именно то, что в 1876 году изобретателю Лоусону пришло в голову использовать именно цепную передачу. До того момента колеса в движение приводились либо напрямую через педали, либо ездок должен был отталкиваться ногами от земли.
Данная разновидность передач во всевозможных модификациях сегодня используются крайне обширно в различных сферах машинного строения. Транспорт, производственное станковое оборудование, сельскохозяйственные агрегаты – перечислить все без исключения механизмы, в которых находят свое использование разновидности цепной передачи, не представляется возможным.
К ней прибегают и тогда, когда межосевые расстояния достаточно велики. В этих случаях применение передачи ременного типа нецелесообразно, а зубчатые применить невозможно из-за значительного усложнения конструкции и увеличения массы механизма. Не стоит забывать и про силу трения, которая увеличивается прямо пропорционально количеству зубчатых колес в механизме. В случае с цепными передачами, как уже отмечалось, есть сила трения качения, которая в разы меньше силы трения скольжения.
Можно также встретить данный вид передач в технике, которая использует цепь в качестве непосредственного рабочего элемента, а не в роли приводного. К таковым, например, относятся снегоуборочные агрегаты, элеваторные и скребковые механизмы, а также им аналогичные.
Как правило, прибегают к цепным передачам открытого типа, которые при необходимости смазываются вручную. В таких конструкциях либо вовсе не осуществляется влаго-пылевой защиты, либо она присутствует на минимальном уровне, как в случае с велосипедом.
Обычно те или иные виды цепных передач используются, если необходимо осуществить передачу мощностей до 120 киловатт при наружных скоростях не более 15 метров в секунду.
Немного о звездочках
Эффективность и продолжительность работы всего цепного механизма будет в немалой степени зависеть от того, как были изготовлены звездочки в механизме. Это касается как соблюдения всех точных размеров, так и материалов изготовления.
Количество зубцов – одна из важнейших характеристик любой звездочки.
Натяжная звездочка используется там, где нужно предотвратить эффект провисания цепи. Обычно ее устанавливают на ведомых частях механизмов.
Главные параметрические характеристики звездочек описаны в соответствующих пунктах ГОСТа 13576-81.
Цепные виды передач – это действительно высокоэффективный и притом экономичный вид механизмов. Их используют во многих областях транспорта и машинного строения.
Разновидности цепной передачи
Сегодня можно столкнуться с самыми разными классификациями данного вида передачи. Все зависит от того, по какому именно признаку проводить классификацию:
- По своему предназначению передачи бывают тяговыми, приводными, а также грузовыми.
- Сложными или простыми – если проводить классификацию по общему числу звездочек в механизме. К сложным принято относить те механизмы, в состав которых входит более двух звездочек.
- Также передачи могут быть ведущими и ведомыми.
- Если классифицировать передачи на основании направления вращения, то они могут быть прямыми и реверсивными.
- Согласно принципу расположения, они бывают замкнутыми, горизонтально или вертикально расположенными.
- Также звездочки могут быть по-разному отцентрованы. В этом случае принято различать горизонтально расположенные и вертикально расположенные передачи, а также под определенным углом.
- Пониженные и повышенные передачи – согласно частоте оборотов.
- Открытого и закрытого типа передачи – в зависимости от того, помещены они в пылезащитные кожухи или нет. Передачи закрытого типа также могут помещаться внутрь механизма, корпус которого и защищает их от проникновения пыли и влаги.
- Наконец, по способу внесения смазочного материала передачи могут быть ручными, масляными и циркуляционными. Об их специфике уже немного было упомянуто выше.
Каждый из этих видов применяется в тех или иных областях техники.
Типы снаряжения - что-то для каждого
В этой статье вы узнаете:
Точная классификация шестерен до сих пор является предметом споров. Ведь бег — это преодоление маршрутов как можно быстрее, используя только силу собственных мышц. На трассе, бездорожье или на асфальте — идея остается прежней. Можно ли перечислить типы передач? В нашем посте мы попробуем это сделать.
История работы
Трудно найти точку, где зародился бег на временной шкале.Он сопровождал человека с незапамятных времен. В то время бег был неотъемлемой частью жизни и часто решал вопрос о выживании - это был необходимый навык во время охоты или бегства от затаившихся опасностей. Спустя века это умение перестало быть полезным. Развитие сельского хозяйства и скотоводства сделало бег ненужным для выживания. Однако это умение не исчезло.
Стоит отметить одну точку на временной шкале — 776 г. до н. э. Именно тогда в Олимпии были организованы первые в истории Олимпийские игры.В их повестке дня появились гонки. Участники соревновались на 3-х дистанциях - примерно 200 м, 400 м и 8000 м. Одним из соревнований также был забег с полной боевой экипировкой - т.н. гоплиты - на расстоянии двух стадионов.
Однако развитие бега как вида спорта восходит к современности. Это соревнование появилось уже на первых Олимпийских играх в Афинах (1896 г.). Квалификационные забеги на 100, 400 и 800 метров стали стартовыми для этого соревнования. Последующие годы и то, как развивался вместе с ними бег, уже хорошо задокументированы.Сегодня этот вид спорта широко распространен во всем мире, и бегуны могут выбирать из множества передач.
Типы шестерен

Бег — одна из легкоатлетических дисциплин, поэтому именно на легкую атлетику стоит обратить внимание в первую очередь. Однако бег — не только королева спорта. Поэтому очень трудно определить их типы. По легкоатлетической классификации забеги делятся по дистанции.
Виды забегов по дистанции
Деление передач по расстоянию самое простое.Однако он не идеален, так как не принимает во внимание различные факторы, которые могут сделать один забег на ту же дистанцию проще другого.
Спринты самые короткие и самые быстрые. Дистанция, которую предстоит преодолеть спринтерам, начинается с 60 метров и заканчивается на отметке 400 метров. В спринте принимают участие спортсмены-одиночки, а также эстафетные команды из четырех человек.
Еще один вид бега – бег на средние дистанции. В эту категорию входят забеги на 800 м, 1000 м и 1500 м.Бег на средние дистанции быстрый, но не такой быстрый, как спринт.
Бег на длинные дистанции — третий вид легкоатлетического бега. Дистанции для бегунов начинаются с 3000 метров.
При классификации забегов по расстоянию нельзя забывать о марафоне. Этот тип пробега, как и название, зарезервирован для одной длины. Участникам, называемым «марафонцами», предстоит преодолеть 42 195 м.
Ultra идет вниз по списку.Это категория для самых упорных игроков. Расстояния часто превышают 100 км. Однако они всегда должны превышать длину марафона.
Типы передач по типу
Расстояние — не единственный критерий классификации ваших пробежек. Их типы также могут определяться типом соревнований или местностью, на которой они проводятся.
Улица работает
Самый распространенный тип экипировки — уличный бег. Мероприятия, организуемые на улицах городов по всему миру, привлекают множество любителей бега – как любителей, так и профессионалов.Маршруты этих спусков обычно проходят по городским улицам, паркам и пассажам. Наиболее популярны уличные забеги на дистанциях 5 км, 10 км и марафоны.
трейлраннинг

Заезды по пересеченной местности проводятся по бездорожью. Их маршруты обозначены лесами, лугами, полями и другими участками, которые являются естественным препятствием для игроков.
Спортивное ориентирование
Еще один вид бега — ориентирование. Помимо состояния и скорости бегунов, этот тип бега проверяет способность двигаться в поле.Маршрут точно не обозначен, и у бегунов есть карта, компас и контрольные точки, которые нужно посетить в правильном порядке.
Бег с препятствиями
Бег с препятствиями становится все более популярным видом бега. Для участников этого вида соревнований есть трассы, заполненные различными препятствиями, чтобы проверить свои силы и выносливость. Бассейны с водой, горки, качели, лестницы и другие препятствия – непременный элемент соревнований.
Горная тропа
Теме горного бега мы посвятили отдельную запись в нашем блоге.Этот тип снаряжения выбирают самые выносливые конкуренты. Горные трассы отличаются тем, что кроме расстояния есть еще подъемы и спуски, а перепады рельефа нередко составляют несколько сотен (и более) метров.

Реле работает
Эстафеты могут проходить как на трассе, на городских улицах, так и в полевых условиях. Суть их в том, что в такого рода гонках принимают участие команды, и каждому из участников эстафеты предстоит преодолеть свой участок.Смена происходит во время забега, а результат определяется по времени регистрации последнего участника на финише.
Другие типы шестерен
Список, который мы подготовили, далеко не полный. Бег, хотя и является видом спорта с многовековыми традициями, постоянно развивается, а творчество бегунов и организаторов не знает границ. Время от времени появляются новые события, которые, чтобы поощрить как можно больше участников, должны предложить им что-то, чего они раньше не видели.
Медали для соревнований по бегу

MCC Medale Foundry специализируется на производстве металлических отливок.Наше предложение включает в себя спортивные трофеи - медали для соревнований и статуэтки. Мы также производим брелоки, значки, жетоны, памятные медали, памятные монеты, ордена и знаки отличия.
Многолетний опыт, ежегодно реализуемые тысячи проектов, уникальный дизайн и скорость производства делают нас одним из ведущих производителей спортивных медалей в Польше. Мы сотрудничаем с Польской ассоциацией легкой атлетики, Польской ассоциацией конькобежного спорта и Польской федерацией каноэ.Наши медали также идут на ряд других спортивных мероприятий, проводимых в стране и за рубежом.
.9. Dobromiejski Bieg Niepodległości
Старт и финиш пробега: Ul. Варшавска перед Ратушей в Добре Място
Маршрут: расстояние 10 км, покрытие: асфальт, брусчатка - улицы Добре Място: Варшавская, Кс. Эмила Жешутка, Иоанн Павел II, пешеходный мост через Лыну на ул. Wojska Polskiego, Zwycięstwa - петля 2X, Zwycięstwa, Kolejowa, Chodkiewicza, Pl. 1 Серпня, Пионеров, Колейова, Грудзёндзка, Лужицка в сторону Кнопина, возвращение на кладбище, Лужицка, Варшавска.
Маршрут промаркирован через 1 км.
Маршрут охраняется, автомобильное движение закрыто.
Время ожидания: 90 минут (1,5 часа)
Базовая плата:
-
Электронные заявки принимаются до 23:59 до понедельника, 8 ноября 2021 г.
-
Стартовый взнос составляет 40 злотых, подлежащих оплате банковским переводом на счет до 8 ноября 2021 г.
Данные для перевода:
OSiR Dobre Miasto
номер счета 87 8857 1041 2004 0100 0353 в заголовке пожалуйста указать: имя и фамилию с пометкой «9.Добромейский забег за независимость»В день мероприятия зарегистрироваться невозможно.
Стартовый пакет:
- стартовый номер
- чип измерения времени (обратная связь на финише)
- разовая медаль (для бегунов, завершивших бег на 10 км)
Награды:
- Общий зачет женщин и мужчин, места 1-3: кубки
- Классификация в возрастных категориях у женщин и мужчин 1-3 места: медали
- Семейная классификация 1-3 места: медали для всех членов семьи
- Классификация будет основываться на общем времени.Награды могут удвоиться.
- Все участники, завершившие основную гонку, получат памятные медали
Специальная классификация:
Семейный: брак (основной пробег 10 км) + дети (детский пробег) - подробности в Регламенте.
Классы:
Открыть К, Открыть М
.Улитка Полумарафон | 15 мая 2022 г. - 12:00 | Лидзбарк-Варминьски 9000 5 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я БЕГУ НА КУБОК МЭРА МУНИЦИПАЛИТЕТА ДОБЖИЦА | 15 мая 2022 г. - 11:00 | Добжица 9000 5 |
|