Литраж это


литраж | это... Что такое литраж?

  • литраж — а, м. litre m. нов. Объем чего л. в литрах. Уш. 1940. Литраж, рабочий объем цилиндра. Гольд 1938 231. При общем литраже трех гальванических ванн в 12, 22 литров потребуется для составления электролита 226, 2 килограмма металлического золота… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • литраж — вместимость Словарь русских синонимов. литраж сущ., кол во синонимов: 3 • вместимость (12) • …   Словарь синонимов

  • ЛИТРАЖ — поршневого двигателя внутреннего сгорания нерекомендуемое название суммарного рабочего объема двигателя …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИТРАЖ — ЛИТРАЖ, а, муж. Вместимость чего н. в литрах. Бак небольшого литража. | прил. литражный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • литраж — – вместимость в литрах. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • литраж — литраж, род. литража и устарелое литража …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • литраж — а; м. [франц. litrage] Вместимость какого л. сосуда в литрах. Л. бака, автомашины. * * * литраж поршневого двигателя внутреннего сгорания, нерекомендуемое название суммарного рабочего объёма двигателя. * * * ЛИТРАЖ ЛИТРАЖ поршневого двигателя… …   Энциклопедический словарь

  • литраж — litražas statusas T sritis Energetika apibrėžtis Visų cilindrų darbo tūrių suma. atitikmenys: angl. litre capacity vok. Hubrauminhalt, m; Hubvolumen, n rus. литраж, m pranc. cylindrée, f; litrage, f …   Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

  • Литраж карбида кальция — Количество ацетилена, дм3, получаемого из 1 кг технологического карбида кальция при температуре 20 °С и давлении 101396 Па Источник: ГОСТ 27698 88: Печи для производства карбида кальция. Показатели энергопотребления …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Литраж — м. Объем какого либо сосуда, выраженный в литрах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Что в автомобиле означает объём двигателя - 1,2 л, 1,4 л, 1,6 л и т.д.? | Pit stop

    Литраж двигателя в значительной степени отражает его мощность и иные рабочие параметры.

    И, для начала мы должны определится, что - 1 литр = 1000 куб.см (кубические сантиметры или см3).

    Итак, автомобиль с двигателем 1,2л, будет иметь объём:

    1,2 × 1000 = 1200 куб.см,

    Аналогично, возьмём автомобиль с объемом двигателя 1,4 л, соответственно объем 1400 куб.см и так далее.

    Рабочий объём двигателя, равен сумме рабочих объёмов всех цилиндров двигателя, так что если автомобиль с объемом 1,2 л имеет 4-цилиндровый двигатель, это означает, что объем каждого цилиндра составляет 1200 ÷ 4 = 300 куб. см.

    Объем цилиндра – V, определяется по формуле:

    V = (π * D2 * h) ÷ 4,

    где D2 - диаметр цилиндра в квадрате, а h - длина хода цилиндра.

    Таким образом, когда вы вычисляете объем каждого цилиндра 4-цилиндрового автомобиля объемом 1200 куб. см, используя вышеприведенную формулу, измерив диаметр и ход, вы в конечном итоге получаете 300 куб. см или чуть больше, но очень близко к 300 см3, так как число π - число не абсолютное.

    Теперь, о технической части:

    Какое это имеет значение?

    В общем, производительность двигателя (мощность, крутящий момент, ускорение и т. д.), в полной мере зависят от того, сколько топлива он может сжечь, когда поршень внутри цилиндра совершает возвратно-поступательные движения; то есть, когда он движется от самой верхней точки цилиндра, называемой верхней мертвой точкой, к самой нижней точке цилиндра, называемой нижней мертвой точкой.

    Но, тут есть одна загвоздка!

    Вы не можете добавлять бесконечное количество топлива, потому что вам нужен воздух, чтобы в полном объёме сжечь это топливо, а недогоревшее не отправлялось в выхлопную трубу и не детонировало, там.

    Из этого следует, что для получения большей производительности, вам нужно сжигать большее количество топлива, а для того, чтобы сжигать больше топлива, необходимо всасывать много воздуха в этот цилиндр.

    Самый простой способ, это воплотить, - иметь цилиндр большей вместимости, который будет вмещать больший объём воздуха, и таким образом, сможет сжигать больше топлива, обеспечивая лучшую производительность.

    Однако следует помнить, что больший двигатель также означает, что он будет менее экономичным.

    Поскольку он должен будет сжигать определенное количество топлива, чтобы продолжать работать, и будет потреблять больше топлива даже на низких скоростях и оборотах двигателя, когда вам действительно не нужны эти характеристики.

    Дорогие Друзья! Если данная статья была Вам полезна, то пожалуйста не забудьте проголосовать за неё нажав на кнопку с пальцем вверх, а также подписаться на канал и поделится с друзьями в соцсетях!

    И хотя есть и другие способы повышения производительности, увеличение объёма двигателя, - самый простой, и самый примитивный способ, сделать это.

    Однако существующие более современные технологии, такие как турбонаддув, или увеличение степени сжатия с использованием прямого впрыска, являются гораздо эффективными методами, поскольку они не оказывают существенного влияния на увеличение расхода топлива.

    Таким образом на сегодняшний день, формула – «более мощный двигатель, - это лучший двигатель», на самом деле уже не работает.

    Так как, благодаря усовершенствованным технологиям, небольшие двигатели стали более мощными, и в то же время экономичными!

    Литраж двигателя - Энциклопедия по машиностроению XXL

    Сумму рабочих объемов всех цилиндров двигателя в литрах называют литражом двигателя.  [c.178]

    Литровая мощность двигателя. Литровой мощностью двигателя Л/ л (кВт/м ) называют отношение эффективной мощности N к литражу двигателя iV  [c.162]

    Задача 5.42. Определить потери теплоты в процентах с отработавшими газами в шестицилиндровом четырехтактном карбюраторном двигателе, если среднее эффективное давление /7е = 6,110 Па, литраж двигателя гТ = 32,6 10 м , угловая скорость вращения коленчатого вала о = 314 рад/с, низшая теплота сгорания топлива QS = 43 900 кДж/кг, удельный эффектив-  [c.174]


    Диаметр цилиндра в мм. Ход поршня в мм. . . Литраж двигателя в л. . Литровая мощность ъл.с1л Среднее эффективное давление в кГ см .  [c.324]

    Уточнение размеров цилиндра проектируемого двигателя. Литраж двигателя У = 225 xN, S00.90  [c.20]

    Определение размеров цилиндра. Литраж двигателя  [c.23]

    При этих условиях литраж двигателя = = 47,2 л и мощность двигателя Л =604 л. с.  [c.23]

    Поршень, двигаясь в цилиндре от верхней мертвой точки до нижней, освобождает определенное пространство, которое называется рабочим объемом цилиндра. Сумму объемов цилиндра и камеры сгорания называют полным объемом цилиндра. Если сложить рабочие объемы всех цилиндров одного двигателя, то получают его общий объем, так называемый литраж двигателя.  [c.4]

    На величину эффективной мощности влияют литраж двигателя, степень сжатия, форма камеры сгорания, конструкция газораспределительного механизма и, кроме того, эксплуатационные факторы техническое состояние двигателя, качество технического обслуживания и ремонта, сорт и качество горючего и смазочных материалов, квалификация водителя.  [c.7]

    Легковые автомобили классифицируют но их назначению, литражу двигателей, вместимости и типу кузова.  [c.449]

    По литражу двигателя различают легковые автомобили микролитражные, имеющие объем цилиндров до 1000 см , малолитражные — с объемом цилиндров от 1000 до 2000 автомобили среднего литража —  [c.449]

    В двигателях различают индикаторную и эффективную мощности. Индикаторной мощностью называется мощность, развиваемая газами внутри цилиндров двигателя. Она пропорциональна литражу двигателя, числу оборотов коленчатого вала и среднему индикаторному давлению. Среднее индикаторное давление — условная средняя величина давления газов на поршень за рабочий цикл.  [c.7]

    Легковые автомобили классифицируют по литражу двигателя, типу кузова и количеству мест.  [c.263]

    Индикаторной мощностью называют мощность, развиваемую газами внутри цилиндров, зависящую от литража двигателя, числа оборотов коленчатого вала и среднего индикаторного давления.  [c.5]

    С увеличением числа цилиндров при одном и том же литраже двигателя размеры его цилиндров уменьшаются. Это уменьшение вследствие  [c.20]

    Уменьшение сил инерции и лучшая уравновешенность и равномерность хода, достигаемые при увеличении числа цилиндров, позволяют при одном и том же литраже двигателя повысить его обороты. При этом увеличивается мощность двигателя и уменьшается его удельный вес.  [c.21]


    Основными параметрами автомобильных и тракторных двигателей являются литраж двигателя Vh, диаметр цилиндра D, ход поршня S и длина шатуна /.  [c.35]

    Определение фаз газораспределения расчетным путем не является достаточно надежным. Поэтому фазы газораспределения обычно намечают ориентировочно с учетом их зависимости от Числа оборотов двигателя, желательного изменения проходного сечения клапана, степени сжатия, литража двигателя, а также характера движения газов во впускном и выпускном трубопроводах двигателя.  [c.255]

    Рабочий объем цилиндра (Fp) — объем, освобождаемый при перемещении поршня от в. м. т. к н. м. т. У многоцилиндрового двигателя сумма рабочих объемов всех цилиндров в литрах называется литражом двигателя (У.,)-  [c.11]

    Произведение гУн в формулах (И.85) и (П.86) представляет собой рабочий объем всех цилиндров. Этот объем, выраженный в л, носит название литража двигателя.  [c.239]

    Кд—сумма рабочих объемов всех цилиндров (литраж) двигателя, дм (л)  [c.13]

    Литраж двигателя определяется по формуле  [c.13]

    Из приведенных выше формул следует, что эффективная мощность двигателя повышается при увеличении литража двигателя (т. е. диаметра и числа его цилиндров, длины хода поршня), числа оборотов коленчатого вала в минуту и среднего эффективного давления.  [c.13]

    Литражом двигателя называется рабочий объем всех его цилиндров.  [c.105]

    На первых этапах своего практического развития идея использования горючих газов в дизелях осуществлялась теми же способами, которые были приняты и для перевода па газ карбюраторных двигателей, а именно изменялась степень сжатия двигателя для компенсации пад( ния мощности изменялся литраж двигателя путем увеличения диаметра цилиндра и повышалось число оборотов. Система топливоподачи заменялась системой электрического зажигания, что по существу приводило к созданию нового двигателя.  [c.562]

    Полученные значения Л и 5 округляют до целых чисел, нуля или пяти. По окончательно принятым значениям О и 8 определяют основные параметры и показатели двигателя литраж двигателя (л)  [c.69]

    Выбор количества цилиндров во многом зависит от литража двигателя. Так, литраж Уд четырехцилиндрового карбюраторного двигателя обычно составляет 0,7—2,2 л и лишь отдельные модели имеют VJ > 2,2 л. Литраж четырехцилиндровых дизелей значительно выше и в среднем составляет 4—8 л, отдельные модели тракторных дизелей имеют Уд > 10 л. Шестицилиндровые карбюраторные двигатели имеют Уд 2,0—5,6 л, а дизельные —до Уд 20 л.  [c.73]

    Основные параметры цилиндра и двигателя. Литраж двигателя  [c.89]

    Снижение удельного веса двигателя достигается повышением его литровой мощности и умелым использованием материала при максимальной напряженности всех деталей. Действительно, если выражение в правой части формулы (27) умножить и поделить на литраж двигателя, то получим  [c.67]

    Задача 5.51. Определить расход охлаждающей воды и воздуха для восьмицилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя, если количество теплоты, потерянное в охлаждающую среду, бои = 85 кДж/с, разность температур выходящей из двигателя и входящей воды А/=1ГС, литраж двигателя F = = 59,7 10 м , частота вращения коленчатого вала и = 53 об/с, коэффи1щент наполнения цилиндров =0,8 и плотность воздуха Рв = 1,224 кг/м .  [c.176]

    Литраж двигателя увеличен с 13,52 до 15,6 л путём увеличения диаметра цилиндров со 145 до 155 мм. В соответствии с этим в блоке увеличен д 1аметр расточки под гильзы (фиг. 27).  [c.104]

    Легковые автомобили принято классифицировать по рабочему объёму (литражу) двигателя на три класса [36] 1) малого литража (малолитражный) — до 2 а 2) среднего литража (среднелитражный) —2 и до 4. 4, 3) большого литража (многолитражный)— А л к более.  [c.36]

    Изменение направления движения поршня происходит в нижней и верхней мертвых точках. Положение поршня, при котором он максимально удален от оси коленчатого вала, называется верхней мертвой точкой (ВМТ). Положение поршня, при котором это расстояние достигает минимума, называется нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние меяеду указанными точками называется ходом поршня. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на 180°. Объем, освобол[c.17]


    Объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от в. м. т. до н. м. т., называется рабочим объемом цилиндра и обозначается Уд. Сумма рабочих объемов всех цилиндров называется рабочим объемом двигателя. Рабочий объем двигателя, выраженный в литрах, называется литражом двигателя. По рабочему объему двигатели разделяют на микролитражные (до 1 л), малолитражные (до 2 л), среднелитраж-ные (до 3—4 л) и большого литража (свыше 4 л).  [c.21]

    Мощность стартера должна обеспечивать число пусковых оборотов карбюраторных двигателей не менее 50 в минуту, а для дизельных — 100—200 об/мин, так как при более медленном движении поршней сжимаемый воздух не успевает нагреться до температуры, необходимой для воспламенения топлива. Гу1ощность рассчитывается по литражу двигателя примерно 0,25—0,5 л. с. на 1л для карбюраторных двигателей и 1,5—  [c.123]

    Легковые автомобили по литражу двигателей классифицируются на три группы малолитражные (до 2 л), среднели-тражные (от 2 до 4 л) и мнаголитражные (свыше 4 л) они имеют ст двух до восьми мест. Кузова легковых автомобилейг могут быть закрытые (седаны, лимузины — с перегородкой позади переднего сиденья, купе — с двумя дверями) и открывающиеся (кабриолеты, фаэтоны — со съемными боковинами в оконных, а иногда и дверных проемах). Краткая техническая характеристика основных моделей отечественных легковых автомобилей приведена Б табл. 15.  [c.226]

    Основные параметры цилиндра и двигателя. Литраж двигателя К,, = SOxNjM = 30 4. 170/(0,748 2600) = 10,49 л.  [c.102]


    Топ-10 моторов всех времен — журнал За рулем

    В нашем обзоре — десять знаменитых двигателей, десять ступеней к совершенству. Почти каждый из них повлиял не только на развитие техники, но и на социальную среду.

    10-е место: родоначальник даунсайзинга

    01 TopEngines zr04–11

    Приличные характеристики двигателя при скромном рабочем объеме уже не особенно удивляют. Мы начинаем привыкать к понятию «даунсайзинг», понимая, что эра двигателей большого литража постепенно уходит. А началось это, на мой взгляд, с дебюта в середине 1990-х годов наддувного мотора в 1,8 л, разработанного «Ауди». При умеренном рабочем объеме он должен был удовлетворить владельцев автомобилей самых различных классов. Поэтому даже в самой простой версии двигатель выдавал 148 сил, чего вполне хватало, чтобы превратить в маленькую зажигалку хэтчбек «СЕАТ-Ибица» и не заставлять гореть со стыда владельца престижного «Ауди-А6».

    Собственно, литраж ничего не говорил о способностях агрегата. Это был небольшой (в том числе по габаритам — ставь его хоть вдоль, хоть поперек) шедевр своего времени: пять клапанов на цилиндр, изменяемые фазы на впуске, кованые алюминиевые поршни и, конечно, турбонаддув.

    С его помощью мощность мотора поднимали все выше и выше, дойдя в спецверсии «Ауди-ТТ кваттро Спорт» до 236 сил. Данный предел был обусловлен лишь спецификой дорожного автомобиля. В гоночной формуле «Палмер Ауди», где ресурс не так важен, с новым блоком управления и агрегатом наддува с 1800-кубового двигателя сняли 365 сил. В Формуле-2, превращая серийный двигатель в чисто гоночный агрегат, достигли и вовсе фантастических 480 сил. Поэтому переход Формулы-1 на «шестерки» объемом 1,6 л в свете достижений мотора «Ауди» не выглядит абсурдным.

    9-е место: верность ротору

    02 TopEngines zr04–11

    Исключительный случай — когда автомобильная компания прочно ассоциируется с одним типом двигателя. Конечно, «Мазда» не сама изобрела роторно-поршневой двигатель Ванкеля. Зато она в труднейшие времена энергетического кризиса 1970-х пересилила обстоятельства: не бросила, как другие, эту весьма сложную в доводке конструкцию, а продолжила совершенствовать «Ванкель» в узком, зато перспективном для имиджа сегменте форсированных спортивных машин. Хотя первоначально планировалось, что все модели «Мазды», вплоть до грузовиков и автобусов, перейдут со временем на двигатель Ванкеля.

    Когда в 1975 году двухсекционный мотор с индексом 13В появился на серийных машинах, никто не мог предположить, что он станет самым массовым РПД в мире и продержится в производстве более 30 лет. Более того, даже современный маздовский РПД «Ренезис» — лишь результат эволюции 13B. Именно этот мотор стал проводником в серию большинства впервые примененных на РПД новинок, которые и обеспечили ему столь долгую жизнь, — настроенного впуска с изменяемой геометрией, электронного впрыска топлива, турбонаддува. В итоге мотор, который начал жизнь под капотом утилитарного пикапа с мощности чуть больше 100 сил, превратился в короля автогонок, выдававшего даже в серийном варианте минимум 280. Повышенный расход топлива и большой угар масла — неизбежные проблемы любого РПД — были оправданной расплатой за скромный вес, низкий центр тяжести и способность крутить свыше 10 тысяч оборотов в минуту. Маздовские купе RX-7 доминировали в американских кузовных чемпионатах на протяжении 1980-х годов во многом благодаря роторно-поршневому мотору 13B.

    8-е место: «восьмерка» планеты Земля

    03 TopEngines zr04–11

    Материалы по теме

    Любой, кто хоть немного интересуется американским автомобилестроением, наверняка слышал о «восьмерке» «Шевроле» семейства Small Block. Неудивительно, ведь ее в почти неизменном виде можно было встретить на различных моделях концерна «Дженерал моторс» с 1955 по 2004 год. Долгая карьера сделала этот нижневальный двигатель самым распространенным V8 на Земле. Small Block первого поколения (не путать с аналогичными моторами второй и третьей генераций серий LT и LS!) выпускается и сейчас, правда, только на рынок запчастей. Общее число изготовленных моторов превысило 90 миллионов.

    Не стоит соотносить слово Small с небольшим литражом двигателя. Рабочий объем «восьмерки» никогда не опускался ниже 4,3 л, а в лучшие времена достигал 6,6 л. Свое имя мотор получил за небольшую высоту блока, обусловленную соотношением диаметра цилиндра и хода поршня: на первом образце 95,2х76,2 мм. Такая короткоходность обусловлена техзаданием: новую «восьмерку» следовало вписать под низкий капот родстера «Шевроле-Корвет», который до этого едва не лишился спроса из-за слабой для него рядной «шестерки». Не появись этот мощный V8, подхлестнувший интерес к первому массовому американскому спорткару, «Корвет» вряд ли пережил бы середину 1950-х.

    Вскоре удачного шевролетовского «малыша» назначили базовой «восьмеркой» для всего GM, хотя двигатели V8 собственной конструкции были у каждого отделения концерна. Простой, надежный и неприхотливый мотор пережил все уровни признания: участвовал в гонках, трудился в качестве движущей силы катеров и изредка монтировался даже на легкие самолеты. И хотя в последние годы полноценной жизни двигателя его предлагали только для пикапов и фургонов, все автомобильные фанаты знали, что именно этот заслуженный V8 когда-то был рожден для спасения «Шевроле-Корвет».

    7-е место: единственный в своем роде

    04 TopEngines zr04–11

    Какой же рейтинг моторов обойдется без БМВ! Марка попала бы в наш перечень уже за исключительную приверженность рядной «шестерке» — когда-то такая компоновка легковых двигателей была широко распространена. Помимо баварцев, на легковых машинах (вседорожники и пикапы не в счет) ее применяют сейчас только «Вольво» и австралийский филиал «Форда» (остальные сдались в пользу менее уравновешенного, зато гораздо более компактного V6). Но БМВ стоит особняком: только эта компания смогла выжать из расположенных в ряд шести цилиндров все преимущества — от потрясающе плавной работы до способности легко раскручиваться до самых высоких оборотов.

    С каждым поколением, начиная с «шестерки» БМВ образца 1968 года, которую получили, добавив пару цилиндров к уже выпускавшейся «четверке», эти двигатели становились легче, мощнее, совершеннее. Многоцилиндровые схемы для баварцев были практически под запретом — первый V12 появился лишь в 1986 году, а V8 вообще только в 1992-м. Создание этих двигателей легче оправдать маркетингом, нежели истинной любовью инженеров — они всю душу и умение вкладывали именно в шесть расположенных в ряд цилиндров.

    Апофеоз атмосферной «шестерки» БМВ — мотор S54 образца 2000 года, предназначенный для М3. Это гимн совершенству гоночного по сути двигателя, водруженного на гражданский автомобиль. Тяжелого на подъем вначале, но расцветающего при малейшем намеке на спортивный стиль езды. С 3,2 л рабочего объема сняли 343 силы (с литра — 107) — для атмосферного мотора даже сейчас великолепный результат.

    Его было бы трудно достичь без применения всех новейших на тот момент технологий — индивидуальных дросселей на каждый цилиндр с электронным управлением, системы регулирования фаз, причем как впуска, так и выпуска. Чтобы мотор выдерживал любые нагрузки, его даже перевели на чугунный блок цилиндров, что для БМВ редкость.

    К сожалению, следующее поколение M3 отказалось от семейных ценностей в пользу V8. Это тоже очень неплохой мотор — но радость от укрощения разъяренного зверя ушла вместе с прежней «шестеркой». Подобные ей двигатели в нынешних условиях считаются, как бы точнее сказать, неполиткорректными.

    6-е место: легенда гонок

    05 TopEngines zr04–11

    Последние образцы настоящего V8 «Хеми» собрали в 1971 году (современное одноименное семейство не имеет с ним ничего общего), но еще более четверти века этот двигатель служил любимой игрушкой любителям дрэг-рейсинга. Мотор, появившийся в 1964 году как чисто гоночный для серии NASCAR, был идеальным образцом спортивного V8 (рабочий объем 7 л, или 426 куб. дюймов по американской системе, стандартная мощность 425 сил) с минимальным применением сложных технологий: нижневальный, с двумя клапанами на цилиндр.

    Важнейшим отличием от конкурентов стала полусферическая (отсюда «хеми», происходит от HEMIspherical — «полусферический») камера сгорания, позволившая оптимизировать процесс — получить большую мощность при меньшей степени сжатия. Впрочем, это тоже изобрел не «Крайслер». Его заслуга в том, что на основе известной технологии он создал непобедимый мотор, отличавшийся помимо характеристик еще и нереальной прочностью, способный выдержать самые ужасные методы форсировки. Недаром «Хеми» весил заметно больше, чем любой другой V8 начала 1960-х, — почти 400 кг. Но это обстоятельство совершенно не мешало автомобилям с 426-м «Хеми» уверенно громить соперников в гонках.

    Гегемонию крайслеровского мотора не раз пытались ограничить — переписывая правила, изменяя количество требуемых для омологации серийных моторов, но он не сдавался и удерживал лидирующие позиции в NASCAR вплоть до 1970-х годов. К тому времени он стал не только спортивной, но и уличной легендой: серийные машины, снабженные дорожной версией «Хеми», выпускались в мизерных количествах — их сделали не более 11 тысяч, причем и эту малость распределили среди нескольких моделей «Доджа» и «Плимута». Ныне автомобили с оригинальным «Хеми», несмотря на примитивную конструкцию, стоят бешеные деньги — легенда пошла на новый круг.

    5-е место: сложнее не бывает

    06 TopEngines zr04–11

    Самый необычный и амбициозный проект двигателя уникальной компоновки W16 выпестовали ради возрожденной марки «Бугатти». На самом деле этот двигатель, за исключением грандиозной мощности в 1001 л.с., является логичным развитием семейства компактных VR-образных моторов «Фольксвагена». Они отличались критически малым углом развала цилиндров — всего 15 градусов, что позволяло использовать на оба ряда одну головку. Мотор VR6 появился на «фольксвагенах» еще в 1991 году. Американский рынок требовал машин с шестью цилиндрами, и немцы умудрились выйти из положения, применив оригинальную схему, позволявшую без увеличения подкапотного пространства легко втиснуть «шестерку» (как вдоль, так и поперек) взамен стандартных четырех цилиндров.

    Материалы по теме

    Позже удачная находка получила развитие в более крупных масштабах. Амбиции Фердинанда Пиха, желавшего сделать «Фольксваген» топ-брендом, привели к созданию W8, представлявшего собой два VR4, установленных на общий картер под углом 72 градуса. Появился W12, «собранный» из двух VR6. Но мотор «Бугатти» даже в этой компании стоит особняком. Перед его создателями стояла задача почти неразрешимая — выдать рекордную мощность при минимальной массе. Поэтому мотор даже при схожей схеме получился иного уровня — сделанный на грани инженерного безумства. Конструкторы максимально уплотняли пространство вокруг двигателя. Блоки двух VR8 развалили под углом 90 градусов, разместив между ними сразу четыре турбонагнетателя.

    Серьезная проблема возникла с охлаждением — решая ее, только для одних интеркулеров предусмотрели 15 л охлаждающей жидкости. Обычно данного количества хватало на весь мотор. Но «Вейрон» не вписывался в стандартные схемы — на охлаждение его двигателя в предельных режимах работали три отдельных радиатора, перегоняя 40 л антифриза. Возникли сложности с диагностикой, ведь определить сбои в одном из 16 цилиндров на слух практически невозможно. Поэтому мотор оснастили системой самодиагоностики, способной оперативно решать проблему, вплоть до отключения проблемного цилиндра.

    А теперь самое интересное. При всей сложности и грандиозности замысла (одних только клапанов — вдумайтесь! — 64 штуки) создателям удалось удержать массу W16 в пределах 400 кг. Финансовый фактор при создании этого двигателя не имел почти никакого значения, поэтому титановые шатуны или полностью алюминиевый масляный насос для мотора «Бугатти» в порядке вещей.

    4-е место: основоположник американской мечты

    07 TopEngines zr04–11

    Теперь о воплощении одной из последних замечательных идей Генри Форда, перевернувшей автомобильный мир. До него никто не предполагал, что массовый автомобиль можно запросто комплектовать престижной и мощной «восьмеркой», которая считалась принадлежностью лишь дорогих, роскошных машин. Появившийся в 1932 году фордовский V8 кардинально изменил на последующие полвека представление об автомобилях из-за океана. Они и до того заметно превосходили по размерам европейские модели аналогичной стоимости, а появление массового V8 окончательно развело процесс развития автомобилестроения на разных берегах Атлантики в противоположных направлениях.

    Материалы по теме

    Но как Генри Форду удалось снизить себестоимость довольно-таки сложного и массивного агрегата до уровня ширпотреба? О, здесь была масса ухищрений. К примеру, оба блока цилиндров и картер в фордовском V8 отливали как единую деталь. У «восьмерок» старой школы это были как минимум три отдельных элемента, скреплявшихся воедино болтами. Коленчатый вал, вместо того чтобы ковать, отливали с последующим термоупрочнением, что также снижало себестоимость.

    Распредвал располагался в блоке, клапаны и выпускная система размещались внутри развала цилиндров — это упрощало конструкцию двигателя, однако приводило к перегреву при малейших проблемах с охлаждением. Даже в начальном варианте «восьмерка» при рабочем объеме 3,2 л выдавала приличные 65 сил, что быстро сделало «Форд- V8» любимцем гангстеров и полиции. Джон Диллинджер и Клайд Берроу в перерывах между кровавыми делами умудрились черкнуть пару строк Генри Форду с благодарностью за столь быстрый автомобиль.

    Когда у первых V8 наступил пенсионный возраст, они оказались в руках молодых людей, творивших на их базе диковинные тачки по кличке «хот-род». Простая, мощная и легко поддающаяся форсировке фордовская «восьмерка» поспособствовала рождению сверхпопулярной автоконтркультуры. Ну а сама фирма отправила мотор на пенсию лишь в 1953 году, когда восьмицилиндровые двигатели в американских машинах стали уже повсеместным явлением.

    3-е место: изменивший сознание

    08 TopEngines zr04–11

    В 1993 году в недрах исследовательского подразделения «Тойоты» была создана группа по разработке перспективных машин с минимальными выбросами, которые смогли бы занять нишу между традиционными машинами с ДВС и электромобилями. Результатом стала появившаяся в 1997 году «Тойота-Приус» — первый массовый автомобиль с гибридным приводом. Тогда он воспринимался как любопытный эксперимент, игрушка, продаваемая заведомо в убыток, которая вряд ли выйдет за пределы обожающих экзотику Японских островов. Но «Тойота» строила более серьезные планы.

    Коренное отличие «Приуса» от прочих гибридных машин, уже существовавших в то время (речь идет о множестве экспериментальных и чуть раньше вышедшей на рынок серийной «Хонде-Инсайт»), заключалось в новом подходе к построению подобной модели. «Приус» создавали как гибрид с самого начала, без упрощений и компромиссов вроде заимствования кузова у традиционной модели или использования обычной механической коробки передач (как было сделано на «Инсайте»).

    «Тойота» внедрила гибридную трансмиссию как неотъемлемую часть машины. Даже 1,5-литровый бензиновый двигатель специально модифицировали для работы с электромотором, переведя его на цикл Аткинсона, отличающийся укороченным тактом сжатия за счет увеличенной продолжительности открытия впускных клапанов. Это позволило получить необычно высокую степень сжатия (13–13,5) и дополнительные плюсы в копилку экономичности и экологичности.

    Расплатой стала полная беспомощность ДВС на низких оборотах, но для гибрида, который всегда располагает поддержкой электродвигателя, это не проблема. Такой комплексный подход в итоге сделал «Приус» законодателем моды на гибриды. Он стоял в начале процесса, который уже не остановить.

    2-е место: любимец всех континентов

    09 TopEngines zr04–11

    Что сказать про этот воздушник от «Фольксвагена»? Он так же легендарен, как и «Жук» — автомобиль, под который его сделали. Даже больше — ведь одним «Жуком» область применения данного мотора далеко не ограничивалась. Простой, надежный и легкий, четырехцилиндровый оппозитник воздушного охлаждения оказался столь эффективным, что его популярность намного превзошла признание даже самого распространенного в мире автомобиля.

    С той поры, как благодаря таланту Фердинанда Порше первые образцы мотора в 1933 году появились на прототипах «Жука», он перепробовал десятки профессий. Достаточная мощность (довоенные образцы выдавали минимум 24 силы, а самые мощные под конец серийного выпуска утроили этот показатель), беспроблемное в любом климате воздушное охлаждение и небольшая масса (цилиндры алюминиевые, картер — из магниевого сплава) позволили фольксвагеновскому мотору найти массу занятий. Он служил на амфибиях вермахта, примешивал свой выхлоп к запаху марихуаны в микробусах хиппи, приводил пожарные насосы, компрессоры, лесопилки, стал основой прогулочных багги и понтовых трайков, взмывал в небо более чем на 40 типах самолетов. И это далеко не полный список его талантов. Еще важнее, что именно из этого двигателя выросло семейство оппозитников «Порше».

    На протяжении всех лет производства (моторы семейства окончательно прекратили выпускать только в 2006 году) принципиальная схема двигателя не менялась. Рос рабочий объем, на некоторых версиях применили впрыск топлива, но изначальная схема со штанговым приводом клапанов оставалась такой же, как на первых образцах 1930-х годов. Он радует сердца автомобилистов, да и не только их, более 70 лет — это ли не лучший показатель совершенства мотора?

    1-е место: первый массовый

    10 TopEngines zr04–11

    С «Форда-Т» и его двигателя начал раскручиваться маховик массовой автомобилизации. Больше того, именно мотор «тэшки» стал в свое время самым распространенным ДВС в мире, с ним познакомилось подавляющее большинство жителей земного шара. Как и в случае с описанным выше оппозитником «Фольксвагена», мотор «Форда-Т» приводил не только одноименный автомобиль, которых с 1908 по 1927 год было построено более 15 миллионов.

    Материалы по теме

    Трактора, грузовики, моторные лодки, походные электростанции — он применялся везде, где была нужда в дешевом и простом в обращении моторе. Что касается автомобилей, то в какой-то период до 90% машин, колесивших по Земле, были одной-единственной модели Т. И приводил их этот самый двигатель необычно большого по сегодняшним меркам рабочего объема 2,9 л — при скромной мощности 20 сил. Но мощность тут была не принципиальна. Гораздо важнее крутящий момент и всеядность — помимо бензина «тэшку» официально разрешалось заправлять керосином и этанолом. Двигатель удивительно прост. Собранный в одном блоке с двухступенчатой планетарной коробкой передач, четырехцилиндровый мотор делил с трансмиссией смазочное масло. Никакого давления в системе не создавалось, смазка осуществлялась разбрызгиванием. Водяную помпу через год производства отправили в отставку — Генри Форд решил, что дешевому автомобилю достаточно простого термосифонного принципа, когда жидкость циркулирует благодаря разности температур. С другой стороны, фордовский мотор необычен для своего времени тем, что его блок и картер отливались как одно целое, а головка цилиндров впервые в мировой практике была сделана отдельной деталью. Но это дань массовости производства: ни один автомобиль в мире не выпускали в таких масштабах, как «Форд», поэтому его конструкция изначально рассчитана на максимально быструю и простую сборку. Двигатель «тэшки» надолго пережил сам автомобиль. Последний экземпляр собрали в августе 1941 года. Он останется в истории как первый массовый ДВС человечества.

    Как определяют литраж рюкзака?

    Вспоминаем уроки геометрии

    Основываемся на том, что рюкзак имеет форму прямоугольника. Это утверждение, конечно, весьма приблизительное, т. к. некоторые аксессуары имеют трапециевидную или округлую форму, множество карманов. Измеряем длину, ширину и высоту; приводим к единой единице измерения; перемножаем и получаем результат — объем в куб. м. Пример: рюкзак имеет следующие габаритные размеры: 0,48 м; 0,37 м; 0,12 м. Объем изделия равен 0,48 х 0,37 х 0,12 = 0,021 куб. м. Далее решаем пропорцию:

    1 куб. м — 1000 л

    0, 021 куб. м — объем рюкзака в литрах

    Объем рюкзака = 0,021 х 1000 = 21 литр, и это далеко не точный результат, зато быстрый. Поправки придется вносить на глаз.

    Призываем на помощь Autocad

    Autocad — программа, которую используют инженеры, архитекторы, дизайнеры. С ее помощью можно с высокой точностью вычислить объем трехмерных твердых тел, включая и те, что неправильной формы. Задача пользователя состоит в том, чтобы правильно указать исходные линейные размеры; объем программа считает сама. Недостаток метода состоит в том, что он доступен лишь людям со специальной подготовкой.


    Используем плотный полиэтиленовый мешок

    Мешок нужно брать самый большой и толстый — из тех, в которые складывают строительный мусор. Помещаем его внутрь рюкзака, расправляем таким образом, чтобы нижняя часть совпала с дном изделия, а верхняя оставалась снаружи. Наливаем воду, отмеряя литровой банкой, до тех пор, пока не заполним рюкзак.

    По понятным причинам, проводить подобные эксперименты нужно в ванне, а не посреди комнаты на паркетном полу. В рюкзак поместится объем воды, равный литражу изделия. Это довольно доступный способ измерения, но при отсутствии навыка чреват неожиданностями (мешок рвется, вода выливается). Кроме того, объем наружных карманов не учитывается.


    Играем с песком

    Еще один несложный способ измерения литража заключается в использовании песка. Его, как и воду в предыдущем варианте, засыпают в полиэтиленовый мешок литровой банкой, или наполняют рюкзак литровыми пакетиками с фасованным песком, который продается в строительных магазинах. В случае с пакетами следует учитывать погрешность, т. к. между ними в любом случае остаются зазоры.

    Если изделие новое, а пакеты недостаточно плотные, они могут разорваться. Песок начнет сыпаться, застревать в швах и уголках, что крайне нежелательно. И снова карманы остаются за пределами расчетов, что искажает результат.


    Измеряем объем шариками

    Самый точный способ определения литража подразумевает измерение шариками. Универсальный сыпучий наполнитель засыпают во внутренние отделения и наружные карманы. Шарики плотно прилегают друг к другу, не портят изделие и не оставляют после себя мусора. Именно этот способ используется для рюкзаков и ранцев Grizzly. Зная объем одного шарика и общее их количество, несложно вычислить объем рюкзака. Результат получится самый точный из всех возможных.


    Какой объем вам нужен?

    Напоследок несколько слов о том, рюкзаки какого литража уместны в том или ином случае.

    - Маленькие изделия (до 15 л) популярны у девушек. Косметичка, планшет, портмоне — вот и весь «багаж» изящного женского аксессуара.

    - Мужские рюкзаки (до 35 л) подходят любителям активного образа жизни. Вмещают спортивную форму, ролики, и стильно при этом выглядят.

    - Походные (50–60 л и более) пригодятся для путешествий и походов в горы.


    Планируете купить новый рюкзак и не знаете, какой объем выбрать? Попробуйте определить литраж старого, используя описанные здесь способы. Это поможет сделать правильный выбор.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!