Моторное масло синтетика


Синтетическое моторное масло: качество и лучшие свойства

Современный рынок автомобильной химии и расходных материалов поражает разнообразием продукции. Это же утверждение относится к смазывающим жидкостям. Даже бывалому автомобилисту выбрать для своего автомобиля лучшее синтетическое моторное масло совсем непросто. На этот выбор влияют несколько составляющих. Цена продукта является одной из немаловажных. Также стоит заметить, что синтетика производится по разным технологиям, из разных материалов. Поэтому ценовой диапазон на эти масла довольно широк.

Рисунок 1

Зачем нужны моторные масла и каковы их основные функции

Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) работают таким образом, что между поверхностями их деталей происходит постоянное соприкосновение. Этот процесс сопровождается трением, которое, в свою очередь, приводит к выделению большого количества тепла. Из-за этого, к сожалению, ДВС не имеют такого высокого коэффициента полезного действия (КПД), как нам хотелось бы. Смазывающие жидкости, предназначенные для моторов, призваны уменьшить этот коэффициент трения до минимальных значений. Это – энергосберегающее свойство, позволяющее экономить топливо.

Кроме того, они выполняют целый ряд других функций, позволяющих увеличить ресурс работы ДВС. Помимо смазывающих свойств, современные смазки имеют другие качественные особенности.

  • Предотвращают износ деталей двигателя – в тех местах, где смазывающий состав не может образовать плёнку достаточной толщины.
  • Обеспечивают лёгкий запуск мотора при низких температурах (до -35°С).
  • Отводят тепло от высоконагруженных узлов ДВС – таких как цилиндропоршневая группа.
  • Очищают силовой агрегат от побочных продуктов сгорания топлива – шлака, нагара, сажи, шлама, высокотемпературных лаковых отложений и других компонентов.
  • Уплотняют зазоры между кольцами поршней и цилиндрами, создавая максимальное давление внутри камер сгорания.
  • Обеспечивают подвижность маслосъёмных и компрессионных колец поршней, предотвращая их «залегание». Таким образом, смазывающие смеси минимально попадают в камеры сгорания.
  • Предотвращают коррозию деталей мотора.

 Рисунок 2

Синтетическое моторное масло должно сохранять свои свойства при большом разбросе температур – от сильных морозов (-40°С) до высокотемпературных рабочих режимов (+300°С). Наличие системы охлаждения не позволяет смазке нагреваться так же сильно, как металл. Она достигает лишь 105–110 градусов. Но создать эффективную смазывающую смесь для таких тяжёлых условий работы непросто.

Состав моторных масел

Рисунок 3

Что такое синтетическое моторное масло, гидрокрекинг и полусинтетика? Состав всех жидкостей для обслуживания двигателей состоит из основного (базового) масла, а также пакета присадок, которые улучшают эксплуатационные качества базового состава. Синтетика входит в основу смазывающих жидкостей четырех видов:

  • 100% синтетических из полиальфаолефинов (ПАО);
  • 100% синтетики на базе эстеров;
  • полусинтетических составов, в базовом составе которых от 20 до 50% синтетического продукта;
  • НС – синтетики, полученной методом глубокого каталитического гидрокрекинга.

API (стандарт Американского института нефти) подразделяет базовые смазки на несколько групп. Синтетические составы на базе ПАО – это 4-я группа, эстеры относятся к 5-й группе, полусинтетика – это смесь масел 2-й и 4-й групп. Каталитический гидрокрекинг – 3-я группа базовых смазок.

Пакет присадок состоит из нескольких добавок, каждая из которых берёт на себя определённые функции:

  • Модификаторы трения – снижают трение между трущимися металлическими поверхностями. К ним раньше относились такие материалы, как графит, дисульфид молибдена. Но они не могут растворяться, оставаясь внутри смазок, как взвеси мельчайших частиц. Поэтому сейчас вместо них применяются растворимые эфиры жирных кислот, образующие прочный молекулярный слой, способный значительно снизить трение.
  • Вязкостные загустители – позволяют масляной смеси поддерживать приблизительно одинаковую вязкость во всём диапазоне рабочих температур. Таким образом, смазка не загустевает при сильном морозе и не превращается в жидкость, когда её температура достигает отметки 100°С.
  • Моющие добавки – очищают силовой агрегат от высокотемпературных лаковых отложений, сажи, нагара, шлаков, а также других отложений, неизбежно возникающих при сгорании топливной смеси. Они, в свою очередь, подразделяются на две группы.
  • Детергенты – очень похожи по принципу своего воздействия на бытовые моющие средства. Позволяют нейтрализовать кислоты, которые появляются в составе масла и приводят к его старению. Такая щелочная нейтрализация предотвращает также коррозию металлических деталей.
  • Дисперсанты. Их задача – поддерживать загрязнения, вымытые детергентами, в растворённом, а также взвешенном состоянии после их попадания внутрь масляной жидкости. Таким образом, предотвращается их повторный осадок на поверхностях деталей и масляных каналов, пока они не попадут на бумажный фильтрующий элемент. Там взвешенные примеси отсеиваются, а растворённые остаются в смазке до самого конца.
  • Высокотемпературные, низкотемпературные противоизносные присадки – не допускают износа деталей там, где образование смазывающей плёнки невозможно из-за слишком малого зазора между трущимися поверхностями. Эти добавки внедряются в металлические поверхности. Когда они соприкасаются, происходит выделение температуры. Нагрев является катализатором химических процессов, приводящих к образованию «скользящих» металлических плёнок на этих поверхностях.
  • Антиокислительные добавки (антиоксиданты) – значительно уменьшают окислительные процессы, которые происходят внутри смазки. Их провоцируют высокие температуры, наличие окислов азота и кислорода. Это приводит к окислению, загустению, а также к разрушению структуры смазывающих смесей. Такие добавки увеличивают срок службы моторных масел.
  • Антикоррозийные присадки – устраняют воздействие продуктов окисления смазок. К этим продуктам относятся органические, а также минеральные кислоты. Добавки образуют тончайшую защитную плёнку на поверхностях деталей, не допуская их ржавления и коррозии.
  • Противопенные добавления – не допускают образования пены, когда моторное масло смешивается с воздухом, будучи во взболтанном состоянии от коленчатого вала ДВС. Когда это происходит, смазка теряет свои свойства. Мотор начинает испытывать масляное голодание, результатом которого является выход его из строя.

Как видно, состав синтетических масляных жидкостей довольно сложен. Это объясняется множеством функций, которые должно выполнять смазочное вещество для всесторонней защиты ДВС.

Основные характеристики масляных смесей

Одной из самых важных является температурно-вязкостная характеристика масла. Синтетика незначительно меняет свою вязкость в зависимости от температуры. При низких показателях смазка густеет, а при высоких – разжижаеся. Синтетическая основа и добавки-загустители обеспечивают хорошую проворачиваемость мотора при сильных морозах, а также доступ масла к деталям по узким каналам. Высокая рабочая температура ДВС не разжижает синтетику, ведь ей нужно обеспечить прочную защитную плёнку между поверхностями трущихся деталей. Уровни вязкости определяет классификатор SAE.

Такая величина, как индекс вязкости, определяет, насколько изменяется этот параметр в зависимости от температуры. Синтетические смазки имеют показатель на уровне 150–180 единиц и выше. Чем он больше, тем более качественной является масляная основа.

Рисунок 4

Температура вспышки показывает, насколько много легкокипящих фракций имеет смазывающая жидкость. Чем выше такая температура, тем ниже будет испаряемость, а также выгорание масел. Это значение должно быть больше 225°С. От него также зависят низкотемпературные свойства масел.

Температура застывания показывает предельную температурную границу, при которой смазка теряет текучесть, переставая работать. Для наилучшей зимней вязкости, 0W, это значение будет равняться от -45 до -50°С. Интересно, что чем ниже t° застывания, тем выше температура минимальной проворачиваемости ДВС.

Щелочное число (TBN) – чем оно больше, тем лучше для масла, выше его термоокислительная стабильность. Это означает, что синтетика будет дольше служить, чем другие виды смазок, потому что у неё самая высокая сопротивляемость к окислению. Свежие смазки имеют значение этого параметра от 8 до 14. По мере эксплуатации показатель падает.

Технологии производства синтетических масел

Какое синтетическое масло лучше и как оно производится, – вопрос волнует многих автомобилистов. Это зависит от качества молекул углеводородов, из которых состоят масляные смеси. Цепочки углеводородов должны состоять из атомов, размер которых приблизительно одинаков. Чем лучше этот показатель, тем качественнее синтетическая основа (см. рис. 4).

Если взять качественные показатели, отталкиваясь от минеральных смазок (100%), то основа, полученная методом гидрокрекинга, будет иметь значение 200%, синтетика из ПАО – 300%. Основа на базе эстеров – самое хорошее, но и самое дорогое масло, ему присвоена величина 500%.

Рисунок 5

Каталитический гидрокрекинг

Самый недорогой синтетический базовый состав получают из сырой нефти (рис. 5). Сначала из неё выделяются лёгкие фракции, затем они максимально очищаются от ненужных примесей. Чем лучше очищена основа, полученная по НС или VHVI технологии, тем ближе она приближается к Fully synthetic по своим качественным характеристикам. В некоторых показателях даже превосходит её. Единого мнения по классификации этих масел нет. Например, API присвоил им статус синтетических.

Многие производители пишут на своих канистрах НС или VHVI Technology, подчёркивая этим технологию гидрокрекинга. Эти смазывающие материалы намного дешевле 100%-ной синтетики. Единственное, что у них хуже – термоокислительная стабильность, поэтому их нужно менять чаще. Чуть хуже испаряемость и угар. Сегодня большинство синтетических смазок, предлагаемых покупателям, изготовлены на этой основе.

Рисунок 6

РАО

Это уже 100%-ная синтетика. Её изготавливают методом синтеза из лёгких углеводородных фракций – газов бутилена и этилена, сопровождающих нефтяные месторождения (рис. 6). Fully synthetic характеризуется такими характеристиками, как высокий индекс вязкости, хорошая температурная стабильность и устойчивость к окислению. У них более низкая температура застывания. В состав таких масел вводится гораздо меньше загущающих присадок, потому что сама основа качественная. Состав молекул однороден, из 10–12 атомов. К сожалению, такие смазки дороже НС синтетики в 2-3 раза.

Эстеры

Эти составы имеют существенные преимущества перед всеми остальными маслами. Самое главное – их молекулы обладают полярностью и могут прочно «приклеиваться» к металлическим поверхностям. Эстеры – экологически чистые продукты, поэтому с их утилизацией нет проблем. Вязкость эстеровых основ можно задать ещё на этапе их синтеза. К ним не добавляют загущающих присадок, так как они просто не нужны. Все достоинства сводятся на нет самой высокой стоимостью производства, которая гораздо дороже той же ПАО, не говоря уже о гидрокрекинговых продуктах. Поэтому их доля в общем объёме производства не превышает 3-5%. Несмотря на это, эстеровые синтетические смазки – наилучшие из всех.

motoroilclub.ru

Синтетическое моторное масло, состав, характеристика

Синтетические моторные масла превосходят по вязкостно-температурным характеристикам минералку и полусинтетику. Им отдает предпочтение большинство автолюбителей, мы решили выяснить: из чего делают синтетику, какими свойствами она обладает и где ее лучше всего использовать.

Содержание

  • 1 Технология производства
  • 2 Преимущества и недостатки
  • 3 Применение

Технология производства

Из чего производят синтетические автомасла? Их изготавливают путем синтеза, на основе нефтепродуктов. Используя органический синтез, можно получать разнообразные соединения, поэтому синтетические жидкости отличаются друг от друга составом. Различают синтетику на базе:

  • полиальфаолефинов (ПАО);
  • гликолей;
  • силиконов (полиорганосилоксанов);
  • сложных эфиров.

Большой популярностью пользуется ПАО синтетика. Она обладает высоким индексом вязкости, обеспечивает пуск мотора без прогрева при минусовых температурах, защиту силового агрегата от перегрева летом. Изготавливается соединением коротких углеводородных цепочек бутилена или этилена в длинные цепочки. Чем длиннее цепь и однороднее атомы в ней, тем устойчивее структура моторного масла к разрушению. При не идеальных условиях работы силовых агрегатов (изменяется количество оборотов, нагрузка, температура, скорость) устойчивость жидкости к разрушению играет важную роль. Для увеличения ресурса двигателя необходимо, чтоб смазочный материал не кристаллизовался при минусовых температурах и сохранял свою плотность при очень высоких температурах. ПАО масла соответствуют указанным требованиям.

Моторные смеси на базе эстеров являются продуктом нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Основным преимуществом такой синтетики есть полярность молекул эстеров, позволяющая им прилипать к поверхности металла внутри двигателя. Благодаря указанному свойству в синтетических эстеровых моторных маслах нет необходимости применять присадки, выгорающие в моторе и образовывающие нагар на элементах силового агрегата. Стоит такая моторная смесь в 10 раз дороже минералки.

Синтетику на основе гликолей нельзя смешивать с минералкой, полусинтетикой или синтетикой с другой основой. Поэтому гликолевые моторные смеси практически перестали делать, гликоли применяют для изготовления антифриза.

Посмотрите видео о свойствах синтетических моторных масел:

Преимущества и недостатки

К преимуществам синтетики относят:

  1. Текучесть. Синтетические моторные смеси более текучие, чем масла, имеющие другую базовую основу. Это позволяет им уменьшить силу трения внутри силового агрегата и снизить расход топлива.
  2. Стабильность свойств. Указанные масла имеют устойчивую структуру к изменениям температуры. Они обеспечивают прокачку смеси по смазочной системе зимой и образование крепкой защитной пленки летом.
  3. Увеличенный интервал замены. Благодаря хорошим вязкостным характеристикам синтетические жидкости практически не меняют свои изначальные параметры на протяжении всего срока эксплуатации.
  4. Хорошие моющие, антиизносные свойства.
  5. Присадки. Синтетика отлично растворяет присадки, добавляемые к базе моторной смеси — препятствует их выпадению в осадок.

ПАО масла имеют существенный недостаток, отсутствующий у эстеровых смазочных материалов — небольшая растворяющая способность. Синтетика на основе ПАО обладает увеличенными моющими свойствами, она размягчает нагар, образованный внутри мотора, но не может его полностью растворить, из-за чего частички нагара отрываются от деталей привода — это может вызвать засорение смазочной системы или каналов силового агрегата.

Еще один минус — синтетические моторные масла имеют высокую стоимость, объясняется это технологией их производства, делая такую продукцию, производитель несет большие капитальные затраты.

Применение

Синтетика обеспечивает превосходную защиту привода даже в экстремальных условиях эксплуатации. Она подходит для машин с турбонаддувом или авто, испытывающих большие нагрузки. Для новых автомобилей, с современными моторами, предпочтительнее использовать синтетические смазочные материалы, они будут препятствовать нагарообразованию, коррозии, обеспечат стабильную работу силового агрегата.

Для изношенных двигателей лучше применять полусинтетику или минералку: в процессе эксплуатации машины, внутри мотора образовывается большое количество нагара, плюс увеличиваются зазоры в парах трения, на поршневой группе появляются микротрещины. Синтетика из-за большой текучести, не сможет заполнить пространство в парах трения — это приведет к «масляному голоданию» привода. Благодаря моющим свойствам синтетическое масло:

  1. Вымоет микротрещины (образованные на поршневой группе, в результате эксплуатации мотора), заполненные моторным маслом — увеличится расход смазочного материала.
  2. Спровоцирует отрыв нагара от поверхности элементов привода, произойдет засорение системы смазки.

Подбирая смазочный материал, обратите внимание на стоимость, продукция хорошего качества имеет высокую цену. Дешевле, можно приобрести только подделку.

pro-zamenu.ru

Какая разница между синтетикой и полусинтетикой

Синтетическое моторное масло стоит дороже, но обладает большими возможностями. Полусинтетика дешевле, отличается меньшим расходом. Прежде чем выяснить, что же лучше, синтетика или полусинтетика, нужно понять, зачем вообще нужно масло, какие функции оно выполняет. Также необходимо знать об основных характеристиках ГСМ, их зависимости от состава (синтетика и полусинтетика) и о том, какое между ними отличие.

Как работает смазка?

Моторное масло предназначено для снижения трения между деталями силового агрегата. Оно начинает поступать из специального отсека в момент, когда машину заводят. Чем лучше смазка снижает трение, тем меньше бензина расходуется, меньше истираются детали мотора.

Но это – не единственная задача современного ГСМ. Также качественное вещество должно очищать мотор от отложений, гари, образуемой при сжигании топлива, железной стружки, которая создается от трения частей. За это отвечают специальные вещества, называемые присадками.

Синтетическое масло для двигателей – это ГСМ, созданный искусственно. Если не вдаваться в подробности производства, это можно представить следующим образом: берется нефть, а также другие вещества, отвечающие за те или иные свойства будущей смазки, и смешиваются по особой технологии, при которой молекулярное строение всей жидкости изменяется.

Полусинтетика делается путем смешивания добавок, минерального масла, представляющего собой очищенную нефть. Её себестоимость ниже, что влияет на рыночную цену. Вот какое основное различие вежду синтетикой и полусинтетикой.

Преимущества и недостатки синтетики

Синтетическое моторное масло обладает следующими преимуществами:

  • Лучше справляется с перепадами температур.
  • Способно значительно продлить срок службы двигателя. При условии правильного выбора ответ на вопрос, какое вещество лучше, однозначен – синтетика. Ведь в ней предусмотрены различные присадки.
  • Лучше показывает себя в тяжелых условиях (холостая работа, моменты пуска и прогрева). В это время силовой агрегат может испытывать дефицит смазки, из-за чего трение между деталями усиливается.
  • Лучше реагирует на перепады температур – синтетическое вещество может производиться таким образом, чтобы оно хорошо показывало себя в разных погодных условиях. Например, ГСМ классов вязкости 5W30 и 5W40 практически универсальны.
  • Экономный расход – синтетика проникает в самые мелкие зазоры, отрабатывается медленней.

Многие отказываются от синтетического вещества ввиду его высокой стоимости. Это самый весомый недостаток данного типа смазки.

Преимущества и недостатки полусинтетики

Полусинтетику чаще всего рассматривают в качестве компромисса между низкоэффективным минеральным составом, дорогим синтетическим. Она обладает следующими преимуществами:

  • Создание нормальных условий для работы двигателя.
  • Защита от износа.
  • Хорошие проникающие способности.
  • Оптимальная температура потери текучести – бывают полусинтетические масла 5W30 и 5W40.
  • Низкая испаряемость.
  • Высокие технические показатели.
  • Низкая стоимость – в среднем такие ГСМ стоят в 1,5 дешевле синтетических.

Недостаток полусинтетики в том, что она менее эффективна, чем синтетическое масло и имеет больший расход. Последнее лучше справляется со сложными условиями работы.

Вязкость

Вязкость – одна из самых главных характеристик масла. По этому параметру «Сообществом автомобильных инженеров» (SAE) разработаны стандарты, которыми пользуются все производители.

На этикетки наносят маркировки, состоящие из буквы и цифр, например 5W30 или 5W40. Буква W означает слово «зима» (winter), вместе с первым числом она определяет, при какой температуре моторное масло теряет свою текучесть, т. е. загустевает настолько, что не может нормально транспортироваться системой подачи:

  • 0W – состав применим при температуре от −35°С;
  • 5W – применимо при температуре от −30°С;
  • 10W – ГСМ эксплуатируется при температуре от −25°С;
  • 15W – применяется при температуре от −20°С;
  • 20W – применимо при температуре от −15°С.

Второе число обозначает максимальную температуру, при которой смазка достаточно густая, чтобы обеспечивать нормальные условия работы силового агрегата:

  • 0 – вещество можно использовать при жаре до +25°С;
  • 30 – ГСМ для температур до +35°С;
  • 40 – состав обеспечит нормальную работу при температуре до +40°С;
  • 50 – ГСМ пригоден к эксплуатации при температуре до +50°С;
  • 60 – вещество применимо в условиях очень жаркого климата – более +50°С.

Например 5W30 означает, что состав можно использовать при -30… +35°С, а 5W40 можно применять в диапазоне -30… +40°С. То есть синтетика и полусинтетика 5W40, 5W30 практически универсальны.

Таблица основных обозначений вязкости (синтетика и полусинтетика):

Марка вязкости по SAEРасшифровка – температурный диапазон, °С
0W20-35… +10-15
0W40-35… +35
5W20-25… +10-15
SAE 5W30-25… +20
5W40-25… +35
5W50-25… +45 и выше
10W30-20… +30
10W-40-20… +35
10W60-20… +45
15W-30-15… +35
15W40-15… +45
20W-40-10… +45
20W50-10… +45 и выше
SAE 300… +45

Что ещё нужно знать?

Синтетика и полусинтетика отличаются составом и вязкостью, поэтому по-разному влияют на мотор. Выбор также зависит от года выпуска машины. Для авто со значительным пробегом (более половины планового ресурса) рекомендовано применять более густое синтетическое вещество – вязкость компенсирует увеличенные зазоры, позволит дольше поддерживать работоспособность мотора. Если же машина новая, лучше отдать предпочтение более жидкому ГСМ – он сможет проникнуть в самые мелкие зазоры.

Какое именно вещество приобретать, зависит от водителя. Главное – руководствоваться основными характеристиками авто, рекомендациями производителей. И синтетическое, и полусинтетическое масло сможет создать нормальные условия для работы машины.

motoroilclub.ru

Рейтинг лучших моторных масел класса вязкости 5W-40

Современный рынок автохимии предлагает моторные масла от разных производителей в огромном ассортименте. Все они отличаются по составу, свойствам, классификациям и могут применяться только тогда, когда их характеристики подходят мотору, эксплуатируемому в определённых условиях. Одним из самых наиболее востребованных вариантов является всесезонное масло с вязкостью 5w40. Продукты данного класса SAE часто рекомендуются к использованию и автопроизводителями. Моторные смеси испытывают на качество их изготовители, автомобильные компании, международные организации, выдающие сертификаты качества, независимые эксперты известных печатных изданий.

Рейтинг моторных масел вязкости 5W-40.

Однозначно сказать, какое масло 5w40 лучше и чем именно, нельзя, потому что многие характеристики продуктов специально разрабатывают под определённую марку машины. Несмотря на это, многие специалисты проводят сравнительный анализ масел одной категории, составляя по итогам тестов рейтинги. Для наиболее объективной оценки, кроме лабораторной экспертизы, проводят также тестирование рабочих характеристик составов в реальных условиях или максимально приближённых к таковым при помощи настоящих моторов, установленных на специальных стендах. Присваивая продукту классификацию, в ходе испытаний измеряют параметры кинематической и динамической вязкости при разных температурах, от этих результатов зависит, в каких двигателях возможно применение масла. При выборе смазочного материала 5w40 всё же стоит ориентироваться не на рейтинги, а на рекомендации автопроизводителя, которые указываются с учётом особенностей мотора. Информация на упаковке изделия расскажет о наличии соответствующих допусков, полученных путём длительных испытаний моторного масла.

Общие характеристики

Главным критерием при выборе продукта является его вязкость, параметры SAE определяют, при каких температурных условиях может работать смазочный материал. Продукция летнего ряда быстро загустевает при отрицательных показаниях термометра, поэтому применима только летом или в жарких климатических зонах. В умеренном климате чаще всего используются всесезонные составы, а для холодных регионов лучше применять специальные масла с низким показателем вязкости. Чтобы вычислить температурный диапазон работы жидкости, от первой цифры индекса отнимаем 30 – 35. Число, которое получилось, и есть предел нижней температуры. Для получения максимально допустимой отметки со знаком «плюс» на термометре, вычитаем 5 из второй цифры индекса. Смазки с характеристиками SAE 5W40 обеспечивают эффективность работы при приблизительном температурном диапазоне от -25° С до 35° С. Это не означает, что при -30 °С или 35° С масло обязательно замёрзнет, но применение состава с данными параметрами за рамками указанных норм снизит работоспособность состава.

Нужную вязкость продукту обеспечивают специальные присадки, кроме них в компонентном составе смазочного материала имеются и другие добавки, благодаря которым жидкость выполняет ряд функций. Производители используют различные технологии, замешивая масло на синтетической, полусинтетической или минеральной основе. Применяются также отличающиеся друг от друга комплекты присадок, вследствие чего каждый продукт имеет свои особенности и демонстрирует те или иные свойства, зависящие от компонентов. Несмотря на этот факт, составы с вязкостью 5W40 имеют общие черты:

  • масла обеспечивают лёгкий пуск двигателя при низких температурах;
  • увеличение ресурса двигателя;
  • хорошее обволакивание деталей, создание прочной защитной плёнки на их поверхностях, не разрушающейся при соблюдении условий эксплуатации;
  • стойкость к процессам окисления, предупреждение образования коррозии;
  • моющие свойства, благодаря которым обеспечивается чистота элементов конструкции агрегата;
  • стойкость к испарению.

Составы на синтетической основе обладают высокой химической стабильностью от замены до замены, они лучше других сохраняют свои свойства при наличии больших нагрузок на двигатель, способны работать в разных режимах эксплуатации, отличаются долговечностью. Чего нельзя сказать о минеральных смазках, молекулярная структура которых неоднородна, как у синтетики, в результате механизмам не обеспечивается большой эффект защиты. Применение таких масел обосновано лишь в случае, когда мы имеем дело со старыми образцами двигателей, но тогда необходимо тщательно соблюдать сроки замены, сокращая их при наличии сильных нагрузок. Альтернативным вариантом являются полусинтетические продукты, средние по стоимости и применимые в большинстве новых модификаций моторов. Масла, произведённые методом гидрокрекинга, также отличаются высокими характеристиками, изготовителям смесей удаётся таким образом максимально приблизить параметры состава к синтетике. Рейтинг моторных масел 5w40 основывается на изучении свойств испытуемой продукции и проверке технических характеристик в действии.

Параметры, по которым проводилось тестирование

Испытывая масла в одинаковых условиях, можно определить, насколько составы справляются с возложенными на них задачами при разных режимах эксплуатации и соответствуют ли имеющимся спецификациям. В ходе экспертизы специалисты наблюдают, как меняются физико-химические характеристики смазочных материалов под воздействием производимых нагрузок. Независимой экспертизой испытания проводятся объективнее, чем производителями собственной продукции, а на основании полученных данных тестов определяются лучшие моторные масла класса вязкости 5w40.

Таким образом, рейтинг составлен благодаря сравнительной оценке основных параметров продуктов:

  1. Требования по вязкости. Хорошее смазывание поверхностей элементов агрегата обеспечено текучестью вещества. Загустевший при низких температурах состав не гарантирует стабильности работы двигателя, поэтому моторные масла применяются с учётом температурных режимов эксплуатации. Показатели вязкости, которыми маркируется продукция, должны соответствовать стандартам SAE и обеспечивать надёжную защиту мотора в указанном температурном диапазоне, хорошую циркуляцию жидкости, стабильность пуска.
  2. Расход масла на угар. Наилучшая смазка не должна иметь больших показателей в данном пункте исследований, а тем более превышать допустимое значение. Если потери масла велики, его приходится регулярно доливать. При определённых условиях смазочный материал попадает в камеру сгорания, где и горит вместе с топливом. Это обычный процесс, который в той или иной мере возникает в процессе эксплуатации. Лучшее синтетическое моторное масло 5w40 отличается минимальным расходом на угар.
  3. Устойчивость против окислительных воздействий. Стойкостью к образованиям окислительных реакций составы обязаны специальным присадкам. Повышенные температуры, тяжёлые условия эксплуатации, загрязнения провоцируют появление отложений. Термоокислительная стабильность масел определяется на испарителях.
  4. Показатель щелочного числа. Данный параметр позволяет определить продолжительность времени оптимальной работоспособности смазочного материала. Чем выше показатель щелочного числа, тем больше он препятствует окислению. Щёлочность зависит от моющих и диспергирующих присадок в составе продукта, действие которых направлено на препятствование оседания продуктов горения на поверхностях элементов мотора.
  5. Экологичность моторного масла. Повышенная сульфатная зольность, наличие большого количества серы и фосфора в составе смазки напрямую влияют на вредность выхлопов и работу катализаторов. Подгоняя свою продукцию под международные стандарты, современные производители научились снижать содержание фосфора и серы, а также уменьшать число зольных присадок без потери моющих свойств масла. Примером инноваций служит небезызвестная технология «low SAPS». Составляя рейтинг лучших масел 5w40, специалисты уделили внимание и экологичности продуктов.
  6. Проверка характеристик, способствующих защите мотора от износа. Чтобы оценить защитные функции испытуемых составов, на двигатель создают нагрузки, которым подвергаются автомобили в реальности. По окончании испытательного процесса масла сравнивают по результатам следов износа.

Рейтинг моторных масел класса вязкости 5w40

Во время тестирования составы вели себя по-разному, но все соответствуют имеющимся стандартам и допускам.

ZIС 5w40

Синтетическое масло от корейского производителя отлично проявило себя в ходе испытаний, показало минимальный расход на угар, небольшое количество железа в отработанной жидкости. Продукт отличается стабильной вязкостью, увеличивает мощность двигателя и уменьшает расход топлива. При всех своих положительных качествах, моторное масло Зик теряет свои свойства при использовании высокосернистого горючего.

Shell Helix Ultra SAE 5W-40

Продукт обладает высокой термоокислительной устойчивостью, при тестировании обнаружились небольшие изменения вязкости, но они остались в пределах допустимых стандартов. Шелл увеличивает мощность двигателя, уменьшает расход горючего, масло продемонстрировало небольшой расход на угар, низкий уровень отложений в отработке.

ТНК Magnum Ultratec 5W-40

Отечественный продукт ТНК хорошо проявил себя в результате тестов. Моторное масло показало небольшой расход на угар, минимум железа в отработанной жидкости. Если сравнивать с победителем тестов ZIС при аналогичных параметрах, синтетическая смесь отличается приятной стоимостью.

Mobil Super 3000 X1 5W-40

Продукт обладает хорошими моющими свойствами, препятствует образованию нагара. Показатели вязкости Мобил в течение испытательного периода менялись незначительно, небольшой расход на угар, но среднее содержание железа в отработанной смазке не дало обойти соперников и выбиться в тройку лидеров.

Motul 5W-40

Смесь Мотюль отличалась стабильными показателями по всем параметрам, средний расход на угар, наличие отложений в отработанной жидкости в пределах допустимых норм. Продукт продемонстрировал хорошие защитные и противоизносные свойства.

Total Quartz 9000 5W40

Изменения вязкостных характеристик у Тотал проявились с самого начала тестирования, но остались в норме, по содержанию железа продукт показал себя лучше многих конкурентов, но расход на угар не отличился небольшим количеством. Противоизносные свойства также не проявились в той мере, как у других составов.

Esso 5W-40

Масло Эссо содержит наибольшее количество железа в отработанной жидкости, изменения вязкости в процессе испытаний вышли за пределы стандартов, противоизносные качества также не уступают по сравнению с конкурентами. Смесь не преодолела дистанцию в 15000 км. без потери свойств, максимальный срок замены составил 10000 км. Известные издания ежегодно публикуют также рейтинги, сформированные по результатам собственных испытаний, отзывам и спросу потребителей. Ниже представлены результаты 2017 года, где победители выбраны в разных номинациях:

Минеральная база

Топ минеральных моторных масел возглавляет Liqui Moly MoS2 Leichtlauf 15W-40. Состав отлично подходит для автомобилей с большим пробегом, отечественных грузовиков, эксплуатируемых в тяжёлых условиях. Смазочный материал Ликви Молли обеспечивает надёжную защиту двигателей, снижая степень износа его элементов.

Синтетическая база

Продуктом года в данной номинации названа смесь Motul Specific DEXOS2 5w30, одобренная компанией Дженерал Моторс. А вот рейтинг синтетических моторных масел с вязкостью 5w40 возглавил Mobil Super 3000 X1 5W-40. Продукт отличается хорошим уровнем защиты от износа, обеспечивает быстрый пуск двигателя при низких температурах. Синтетические моторные смеси являются лучшими представителями класса SAE 5w40 благодаря особенностям молекулярной структуры составов, поэтому в данной категории всегда побеждает синтетика, хотя многие полусинтетические и гидрокрекинговые масла тоже показывают впечатляющие результаты на испытаниях.

Полусинтетическая база

В данной номинации уже который раз победило универсальное масло Mobil Ultra 10W-40. Продукт отличается надёжностью и может использовать при разных режимах эксплуатации. Полусинтетика Мобил снижает износ деталей двигателя и идеально подойдёт для разных типов конструкций агрегата. Рейтинги, составленные специалистами, и отзывы потребителей достаточно противоречивы. На самом деле, можно составить не один топ лучших продуктов для каждого региона и каждой марки автомобиля в частности. По этой причине ни один рейтинг не вправе охарактеризовать один состав как самый лучший, а другой с аналогичными свойствами при этом забраковать. Здесь всё относительно, потому что действительно важно то, насколько подходит моторное масло каждому конкретному двигателю.

Так, при выборе продукта необходимо руководствоваться не рейтингами или популярностью смазочного материала, а рекомендациями автопроизводителя, который уже протестировал состав на своих моторах и предлагает воспользоваться проверенным и одобренным средством. Часто смеси разрабатываются компаниями специально под технические характеристики определённого агрегата, такие моторные масла наиболее идеально подходят этому двигателю.

vibormasla.ru

Что лучше заливать в двигатель: масло синтетика или полусинтетика

Начнем с того, что современный рынок ГСМ переполнен различными производителями, которые предлагают широкую линейку всевозможных продуктов. Что касается самих смазочных материалов, для бензиновых и дизельных двигателей в продаже представлены минеральные, синтетические и полусинтетические масла. Такие моторные масла сегодня являются всесезонными, практически полностью вытеснив зимнее и летнее моторное масло.

Добавим, что отдельный продукт может быть предназначен не только для использования в бензиновом  или дизельном моторе, но и являться универсальным. Другими словами, одну и ту же смазку можно спокойно заливать как в бензиновые, так и дизельные агрегаты. Далее мы намерены поговорить о том, чем отличается синтетическое масло от полусинтетического, в каких случаях целесообразен переход с полусинтетики на синтетику, а также нужна ли промывка при переходе с полусинтетики на синтетику и наоборот.

Синтетическое и полусинтетическое моторное масло: главные отличия

Для того чтобы детальнее изучить вопрос касательно различных моторных масел, необходимо разобраться, что такое полусинтетика и синтетика. Как известно, все моторные масла имеют определенную базовую основу. Такая основа может быть минеральной, полусинтетической или полностью синтетической. Далее в основу добавляется пакет химических присадок, который у каждого производителя свой и является запатентованным фирменным решением.

Начнем с синтетики, так как благодаря стараниям маркетологов именно такое масло всегда на слуху и считается эталоном. Сразу отметим, что это действительно так, но с оговорками. Нюансом является то, что синтетическое масло подходит не для всех типов двигателей, но об этом ниже. Как видно из названия, основа синтетических масел искусственная, отличается от аналогов специальным молекулярным составом. Синтетические молекулы могут долго работать в тяжелых условиях и выдерживать температурные нагрузки, демонстрируют высокую стойкость к химическим процессам в двигателе. Если проще, стабильность всех заявленных характеристик масла сохраняется при различных температурах, защитные и другие полезные свойства сохраняются на протяжении большого срока службы.

Синтетическое масло имеет стабильную вязкость при любых температурах (даже очень высоких), позволяя безопасно эксплуатировать двигатель летом в различных режимах. Что касается зимнего периода, прокачиваемость синтетической смазки позволяет с легкостью запускать силовой агрегат в сильные морозы, материал быстро доходит до нагруженных пар трения по системе смазки. Получается, во время холодного пуска износ двигателя уменьшается, продлевается ресурс агрегата. С прогревом и выходом на рабочие температуры двигателю обеспечивается оптимальная защита. Также синтетическое масло не создает лишнего сопротивления в силовой установке, позволяя экономить топливо. При этом даже тонкой масляной пленки достаточно для предотвращения механического износа сопряженных узлов.

Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (городской режим, езда на высоких оборотах, частая работа на ХХ, буксировка прицепа, перевозка грузов и т.п.), а также находится в климатической зоне с постоянными перепадами среднесуточной температуры, тогда синтетика заслуженно выступает одним из лучших вариантов моторного масла.

Также следует особо отметить стойкость такого продукта к старению, окислению и потере свойств. Другими словами, более продолжительный срок службы синтетических масел позволяет смазочному материалу надежно защищать двигатель на протяжении всего периода до плановой замены смазки. Особенно это актуально с учетом низкого качества отечественного топлива, которое содержит много примесей и добавок, пагубно влияющих на моторное масло. Единственным недостатком синтетического моторного масла можно считать его достаточно высокую цену.

Теперь к полусинтетике. Полусинтетическое моторное масло представляет собой часть «натуральной» минеральной основы, в которую добавляется определенный процент синтетической базы и пакет присадок. У разных производителей процентное соотношение «минералки» и «синтетики» может колебаться от 30% синтетической основы на 70% минеральной до соотношения 50/50.  В итоге, полусинтетика однозначно лучше минерального масла, но проигрывает чистой синтетике по ряду показателей и характеристик, являясь промежуточным звеном. Если же задаться вопросом, какое масло гуще, синтетика или полусинтетика, тогда становится понятно, что полусинтетический продукт окажется более густым по причине вхождения в состав минеральной основы. Параллельно с этим преимуществом можно считать не слишком значительное ухудшение свойств при одновременном существенном снижении конечной стоимости продукта.

Синтетика и полусинтетика: практическая эксплуатация

Что касается выбора масла, многих водителей интересует вопрос, что лучше, синтетика или полусинтетика для двигателей с пробегом или новых моторов. Также автолюбители интересуются, можно ли заливать синтетику после полусинтетики и наоборот.

В самом начале следует отметить, что наиболее ответственным моментом при выборе моторного масла во время эксплуатации ТС является грамотный подбор смазочного материала, а также правильный переход с одного типа масла на другой в случае такой необходимости. Прежде всего, главным правилом является следующее: заливать в двигатель нужно такое масло, которое рекомендует производитель силового агрегата. Смазка должна максимально соответствовать всем допускам изготовителя конкретного двигателя. Это утверждение справедливо для всех моторов и не зависит от типа базовой основы, которая используется при изготовлении тех или иных видов смазки.

Получается, допуски прежде всего, а уже потом основа. Отметим, что в случае с популярным маслом, например, 5w40, расшифровка синтетика или полусинтетика не так актуальна. Намного более важным показателем является температурная вязкость.  То же самое можно сказать и тогда, когда автовладелец задается вопросом, масло 5w30 это синтетика или полусинтетика.  Такая смазка может быть как частично, так и полностью синтетическим продуктом.

По этой причине распространенные вопросы вроде «минералка,  синтетика, полусинтетика для дизеля или бензинового агрегата» являются второстепенными. Чтобы было понятнее, можно залить канистру качественного и дорогого синтетического масла в новый ДВС, после чего мотор через время придет в негодность, так как смазка абсолютно не подходит для данного агрегата по допускам. То же самое справедливо и для других типов масла.

Нужно понимать, что на этапе проектирования двигателя производитель учитывает ряд параметров:

  • рабочие температурные режимы для данного ДВС;
  • степень нагрузки на составные элементы;
  • зазоры между деталями и т.д.

После этого выдвигаются определенные требования к маслу, которое, по сути, является рабочей жидкостью. По этой причине в новые авто на гарантии дилер льет только рекомендованное масло или такую смазку, которая является допущенным аналогом. Таким образом, если в списке рекомендуемых есть такое масло, в новый двигатель лучше залить синтетику, которая соответствует всем допускам производителя. Если же предлагается полусинтетический продукт, тогда можно самому подобрать более дорогой синтетический аналог лучшего качества. Добавим, что зачастую в таких действиях нет особого смысла, так как своевременная замена полусинтетического материала по регламенту будет являться надежной гарантией чистоты и исправности двигателя. Надеемся, с новыми моторами все понятно.

Теперь давайте представим ситуацию, когда агрегат уже в определенной мере изношен или после покупки подержанного автомобиля с неизвестной историей владелец сталкивается с необходимостью замены масла.  В таких случаях нужно четко понимать, можно ли смешивать синтетику и полусинтетику, а также как перейти с полусинтетики на синтетику без риска навредить двигателю.

В подобных случаях крайне желательно знать, что ранее было залито в двигатель и как долго мотор эксплуатируется на том или ином виде масла. Теперь ответим, можно ли в полусинтетику долить синтетику. Общее правило таково: в аварийных случаях допускается смешивание синтетики с полусинтетикой и полусинтетики с минеральным маслом, после чего смазку при первой такой возможности сразу меняют на рекомендуемую с промывкой. Синтетику и минеральное масло смешивать запрещено!

Дело в том, что даже простая смена производителя без изменения типа смазки (например, меняется синтетика 5W30 одного производителя на аналогичную синтетику 5W30 другой фирмы) уже является поводом для промывки двигателя перед заменой масла.

Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли смешивать моторные масла. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях допускается и почему обычно не рекомендуется смешивание моторных масел.

Причиной является остаток, который невозможно слить до конца и существует риск нежелательных химических реакций пакета присадок из старого масла с новым. Вывод следующий, для перехода с одного типа масла на другой мотор нужно промывать.

Теперь о целесообразности такого перехода. Нужно учитывать, что для автомобилей с пробегом синтетическая смазка далеко не всегда лучшее решение. Данное утверждение справедливо и для старых моторов, которые разрабатывались в то время, когда повсеместно использовались минеральные масла. Дело в том, что такие агрегаты попросту не рассчитаны на «жидкую» синтетику, зазоры между деталями достаточно большие. В результате качество защиты деталей ДВС может ухудшиться, появляются проблемы с давлением масла, течи в области сальников, прокладок и т.д. Что касается более современных версий, которые при этом нормально работают на минеральном масле или полусинтетике, в таких двигателях в процессе эксплуатации скапливаются отложения, окисленный осадок и т.п. Если учесть, что мотор перед сменой типа масла нужно промывать, тогда стоит понимать, что агрессивная промывка смоет указанные отложения.  По этой причине уплотнения двигателя могут начать работать менее эффективно, пропуская наружу жидкую синтетическую смазку.

Полезные советы

С учетом вышесказанного становится понятно, что:

  • для агрегатов с пробегом риски зачастую возрастают при переходе с полусинтетики на синтетику, а не наоборот;
  • переходить с одного типа масла на другой без промывки не желательно;
  • при переходе следует учитывать целесообразность и возможные осложнения после такой замены;

Также отметим, что быстрый переход с синтетики на минеральное масло не рекомендуется. В этом случае оптимально использовать полусинтетический продукт. Еще хотелось бы добавить, что при всех плюсах синтетики, ее использование в гражданском автомобиле, который эксплуатируется в штатных режимах, оправдано не всегда.

С учетом того, что синтетическое моторное масло более дорогое, полусинтетика на авто с пробегом около 150 тыс. км. будет более правильным решением. Кстати, то же самое можно сказать не только о двигателе, но и о других узлах. Например, актуальной темой является синтетика или полусинтетика в МКПП.

Если автомобиль новый, тогда можно залить синтетическое масло в коробку передач, если такая смазка соответствует всем допускам производителя.  Для коробок с износом синтетика может оказаться слишком жидкой, трансмиссия начнет работать шумнее, могут наблюдаться заедания при включении передачи, хруст, повышенный износ синхронизаторов и т.д.

Подведем итоги

Если учесть всю информацию, приведенную выше, тогда вполне очевиден тот факт, что использовать чистую синтетику в двигателе и коробке оптимально в двух случаях:

  • если автомобиль новый или имеет минимальный пробег;
  • машина изначально эксплуатируется на таком масле, причем проблемы во время эксплуатации отсутствуют;

В других ситуациях полусинтетическое моторное масло может стать достойной альтернативой. Главное, всегда помнить про допуски производителя, а также то, что любое масло имеет ограниченный срок службы и требует замены строго по регламенту.

krutimotor.ru


Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...