Нива 40 лет


Lada 4x4: есть ли жизнь после сорока?

21 апреля 2017 годаLada 4x4

Нива с детства засела у меня в голове. Помню, как в начале 90-х отец моего друга купил синюю Ниву, на которой не раз нас катал. А сколько разных Нив было в моем детском гараже! Позже, уже в 2009-м, судьба снова свела меня с ней — несколько десятков тысяч километров дорог полигона НАМИ за рулем модернизированной Лады 4х4. И вот, 5 апреля 2017-го, когда легенде стукнуло сорок, я забрал Ладу 4х4 цвета «кориандр» из пресс-парка АВТОВАЗа. На несколько месяцев мне предстоит влезть в шкуру нивовода. Впереди много интересного, а пока подведу итоги первой недели совместного проживания!

За сорок лет выпуска число подрулевых переключателей осталось неизменным — за дальний свет все еще отвечает отдельный рычажок.За сорок лет выпуска число подрулевых переключателей осталось неизменным — за дальний свет все еще отвечает отдельный рычажок. Сон ли это? В Ниве есть обогрев передних сидений!Сон ли это? В Ниве есть обогрев передних сидений!
Передняя панель почти не изменилась с 90-х годов. Зато пластик мягкий. А вот руль поставили криво — в нулевом положение он чуть повернут вправо.Передняя панель почти не изменилась с 90-х годов. Зато пластик мягкий. А вот руль поставили криво — в нулевом положение он чуть повернут вправо.
За эффективность кондиционера отвечает свой собственный регулятор справа от рулевой колонки.За эффективность кондиционера отвечает свой собственный регулятор справа от рулевой колонки. Клавиши стеклоподъемников пристроились на задней стороне центрального тоннеля.Клавиши стеклоподъемников пристроились на задней стороне центрального тоннеля.
Чтобы окунуться в прошлое, не обязательно покупать ретроавтомобиль. У Лады один ключик для зажигания, а другой — для дверных замков.Чтобы окунуться в прошлое, не обязательно покупать ретроавтомобиль. У Лады один ключик для зажигания, а другой — для дверных замков.

Держу я в руках связку из двух ключей и понимаю: есть вещи неизменные. Сколько модернизаций пережила Лада, а для дверного замка и замка зажигания по-прежнему разные ключики полагаются. Вот только качество исполнения упало. Ключ выходит из замка двери буквально со стружкой, а сама дверь захлопывается не с первого раза. Может, разработается? Заодно и едкий запах новой пластмассы салона выветрится? С годами металл в салоне окончательно оброс пластиком. Зато передняя панель все еще мягкая на ощупь — Кретам и Каптюрам привет! На центральной консоли появились новые клавиши — обогрев сидений и, внимание, кондиционер! Поставили бы еще нормальный блок отопителя. Ничего не имею против ползунков, если бы они не заедали. Хотя и вращающиеся рукоятки температуры и напора воздуха уж за сорок лет можно было поставить. Как и заменить подрулевые переключатели. Их все еще три — дальним светом ведает отдельный рычажок. И почему до сих пор стоит эта огромная жигулевская баранка? С гидроусилителем необходимость в большом руле давно отпала. К тому же есть нормальный руль от версии Urban. Ладно, пусть Нива не обижается на ругань. Я ж любя. Ведь не ее вина, что руководство завода на протяжении 90-х и «нулевых», вместо того чтобы вовремя улучшать автомобиль, просто собирало сливки с давно окупившегося проекта.

Потратив впустую время на поиск удобной посадки, я наконец вспомнил, где нахожусь. Поза здесь своя, особенная — согнутые ноги и тянущаяся к рычагу трансмиссии правая рука. А тянуться приходится частенько. Во-первых, чтобы держать динамику в тонусе — под капотом все те же скромные 80 л.с. И до 1500 об/мин тяги кот наплакал. А во-вторых, классическая вазовская коробка всегда радовала четким механизмом переключения. Процесс смены передачи попросту доставляет удовольствие водителю. Каюсь, сначала я опасался езды в московском трафике. Но вскоре боязнь ушла — если не лениться с переключениями, держаться в потоке очень легко. А какой обзор! Ни один современный автомобиль с кучей электронных помощников не даст такой полноты информации, как высокая посадка, тонкие стойки, видимый капот и большие наружные зеркала.

Дверные карты полностью прикрывают металл. Выглядит неказисто, но рукоятка и подлокотник оказались удобными.Дверные карты полностью прикрывают металл. Выглядит неказисто, но рукоятка и подлокотник оказались удобными. Багажник по-прежнему отпирается рукояткой на боковой стенке за средней стойкой. Интересно, что мешало развернуть ручку на 180 градусов?Багажник по-прежнему отпирается рукояткой на боковой стенке за средней стойкой. Интересно, что мешало развернуть ручку на 180 градусов?
Пробираться на задний ряд удобно, но места там мало — для двоих и то с натяжкой.Пробираться на задний ряд удобно, но места там мало — для двоих и то с натяжкой.

Но не в городе Нива раскрывается, а там, где кончаются дороги. Не откладывая в долгий ящик, отправляюсь в леса да поля. Очередная модернизация ходовой вывела энергоемкость на уровень «мастер». По ухабистому проселку можно смело лететь во весь опор, не боясь пробоев. При этом Lada не «козлит» на колдобинах, а именно проглатывает их. На тяжелом бездорожье она в своей стихии и всегда была надежной подругой. Хотя пара острых моментов все же были. Первый раз, когда на очередном буераке колеса вывесились по диагонали. Но, покрутив рулем и немного раскачавшись первой и задней передачей, из ловушки я выбрался. А вот второй момент был куда щекотливее, пошатнув звание «надежной». Дело было на полевой дороге, сильно изрезанной тракторными колеями. Вскоре довольно твердый грунт сменился мягким и дорога превратилась в весеннее месиво. Потеряв ход, я встал. Неужели застрял? Вот чем мне всегда нравился вазовский внедорожник — даже если застрял, всегда есть шанс выбраться самостоятельно. Так и случилось. Раскачавшись взад-вперед с заблокированным «центром», я выбрался из ловушки. Дальше шел ходом, ибо бездорожье на Ниве лучше всего штурмовать именно так. На первом же сухом островке развернулся и поехал обратно.

Штурм бездорожья закончился слетевшим ремнем генератора. Хорошо, что он не порвался. В ближайшем сервисе ремень вернули обратно и отрегулировали его натяжение.Штурм бездорожья закончился слетевшим ремнем генератора. Хорошо, что он не порвался. В ближайшем сервисе ремень вернули обратно и отрегулировали его натяжение.

После очередной смачной пробуксовки на приборной панели зажглась пиктограмма с красным аккумулятором. Неужели ремень генератора оборвало? Выбравшись на твердую дорогу, заглушил мотор и открыл капот. Ремень не порвался, но слетел! Вот тебе раз. Он вообще был натянут? Слава богу, совсем рядом был придорожный сервис, где за 400 рублей мне надели ремень обратно и отрегулировали его натяжение.

Вот так, уже на 2000 км случилась первая поломка. Пусть и маленькая. Пусть и не поломка вовсе. Что ж, вместе со старым рулем и подрулевыми переключателями осталось и качество сборки. И все же, несмотря на устаревшую конструкцию и огрехи сборки, у Нивы есть и всегда будет свой характер и шарм. Равнодушным к этому автомобилю остаться нельзя. Его можно только любить или ненавидеть. Я определенно принадлежу к первой группе. И выстроившаяся очередь из моих коллег, желающих покататься, говорит о том, что я такой не один. В ближайшее время мы по-настоящему отметим юбилей легенды, на который позовем всех ее родственников.

Lada 4x4: есть ли жизнь после сорока?Lada 4x4: есть ли жизнь после сорока?Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Алексей

Достоинства:

Недостатки:

именно почти внедорожник — все таки это легковой автомобиль для советского колхозника, а значит не рассчитан на постоянную эксплуатацию в тяжелых условиях

www.zr.ru

Ниве 40 лет — чем живет легенда? — DRIVE2

Полный размер

Сорок лет не возраст — юбилейная серия уже в продаже

Среди всех отечественных автомобилей есть единственный, который заслуживает наивысшую оценку и статус легенды. Разумеется, речь о Ладе 4x4, до 2006 всем известной под названием Нива, которое после эксклюзивно отошло к преемнице ВАЗ-2123, но сути первого Вазовского полноприводника не изменило — автомобиль поныне выпускается и пользуется стабильным спросом, хотя уже 40 лет на конвеере!

Что же представляет собой автомобиль выпускающийся почти полвека? Разберем подробно на примере самой актуальной версии под названием Lada 4x4 Urban 5d или по-заводскому — ВАЗ-2131.

Полный размер

На тесте городская версия Urban, отличающаяся от обычной Lada 4x4 максимальной комплектацией и симпатичными обновленными бамперами

Если короткая Нива (сколько не переименовывай, Нива Нивой и останется) выкатилась из заводских ворот в 1977 году, то пятидверная лишь в 1993, да и то, в опытно-промышленном цеху, а на основную нитку конвеера было перенесено лишь 2016(!).

Полный размер

Нынешний вид салона соответствует 90-м, что по внешнему виду, что по функционалу

На счастье, в отличие от главного донора агрегатов ВАЗ-2103/06 и прочих моделей классического семейства,Лада 4х4 много активнее модернезировалась и если классика так и не получила кондиционер, усилитель руля, АБС, да даже подогрев сидений не был доступен к концу тридцатилетнего цикла, то у Нивы все это есть(!).

Полный размер

Ходовая таже, что сорок лет назад — независимая подвеска с дисковыми тормозами и трехпоршневыми суппортами спереди, мост с тормозными барабанами сзади, но появилась антиблокировочная система тормозов

В свое время Нива стала по-настоящему прорывным автомобилем — по сути иницировав тот самый класс кроссоверов, которые столь модны сегодня. Постоянный полный привод с несущим кузовом, раздаточная коробка, неразрезной мост сзади — скорее это портрет современного внедорожника, а никак не легкового кроссовера, потому Ладу 4х4 можно смело окунать в грязь.

За долгие годы производства и эксплуатации Нива по сути избавилась от всех уязвимостей, хотя и не до конца — например, из-за низкого расположенного генератора риск его повреждения после прохождения брода резко возрастает, а если нырнуть (пусть и кратковременно) по капот, то грязь может легко проникнуть в систему вентиляции, а при длительной эксплуатации на бездорожье в целом легковая конструкция начинает страдать — так полуоси из-за меньшей, чем у УАЗа колеи подвергаются излишней боковой перегрузке и могут выскочить. Впрочем, все подобное давно известно и устраняется, если не самим заводом, то владельцами. Внедорожного тюнинга и аксессуаров для Вазовских полноприводников невероятное количество!

Полный размер

Приборы от Шестерки смотрелись лучше, но нынешняя панель симпатичнее, нежели прежняя в духе восьмого семейства

По-настоящему слабым звеном в наше время является двигатель, пускай и со впрыском его мощность, как и в начале пути, порядка 80 сил (!). Альтернатив заслуженному силовому агрегату завод не предлагает.

Полный размер

Под капотом маловато лошадей — всего 83

Тут вновь придется обратиться к тюнерам, так glu-niva777 предлагает несколько вариантов форсировки, способных превратить в Ниву в зажигалку с соответсвующим снижением ресурса. Без допинга разогнать пятидверку до сотни не удалось, так как не хватило мерного участка (!) — но замерил трехдверку

Без комментариев…

Полный размер

Сиденья на уступают разве что таковым от Весты — круто! Жаль, что салазки здесь от короткой версии — не отодвинешься, а вот багажник и удобства размещения пассажиров у пятидверной версии не чета трехдверке — вот, что дают полметра удлинения

Ну, а как управлять спустя года? Чувствуется ли в Ладе ретрокар?

Полный размер

Зеркала хороши, но где автомат для города?

Удивительно, но обновления помогли Ниве и сорокалетний возраст почти не чувствуется — рулить легко, тормозить тоже, про двигатель все уже сказал, а вот визитная карточка всех Нив осталась — шум трансмиссии по-прежнему радует.

Полный размер

Сколько действий нужно совершать чтобы активировать кондей? По меньшей мере нужно активировать две кнопки и крутилку интенсивности работы(!)

А в остальном по-прежнему достойно — вне сомнения Лада 4х4 лучший отечественный легковой автомобиль до Весты, да еще и с возможностями мало кому доступными — пусть блокировка дифферинциала доступна лишь тюнингом, скромная масса и компактные габаритные размеры на бездорожье творят чудеса. В свое время я поучастовал в прекрасном оффроаде, где тема раскрыта более чем полностью.

Как видим, спустя долгий жизненный путь Нива по-прежнему может!

Также предлагаю ознакомиться с моими видеотестами данного автомобиля:

Также можно посмотреть видеотесты короткой Лады 4х4

Не забывайте делиться записью и радоваться за отечественного производителя!

www.drive2.ru

«Ниве» – 40: когда возраст – не приговор

Вседорожники и раньше выпускались промышленностью многих стран мира, однако создатели «Нивы» стали во многом первопроходцами: они разработали компактный автомобиль на основе несущего кузова, а не рамы, при этом снабдили его честным полным приводом. Небольшой вес, независимая передняя пружинная подвеска, короткая база и малые свесы в сочетании с высокооборотистым мотором и постоянным приводом на все колёса, раздаточной коробкой с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала позволили автомобильчику проскакивать там, где тяжёлые рамные вседорожники попросту зарывались.

Какой могла быть «Нива»

Знаменитая «Нива» могла бы стать совсем иным автомобилем, если бы советские инженеры вовремя не сообразили — она не должна походить на других. Концепт образца 1971 года представлял собой классический рамный вседорожник с отключаемыми передним и задним мостами и открытым кузовом, каких в то время (как, впрочем, и сейчас) выпускалось немало. К счастью, автомобиль получился слишком топорным и недостаточно комфортабельным — от него решено было отказаться. Конструкторы ограничились двумя собранными экземплярами, а вместо ВАЗ-Э2121 на конвейер пошёл ВАЗ-2121 — тот самый полноприводный кроссовер с несущим кузовом.

quto.ru

«Ниве» — 40 лет: что будет дальше?

Сегодня внедорожник «Нива», первое поколение которого продаётся под именем Lada 4×4, празднует юбилей. Какое будущее ждёт легендарную модель?

Lada 4×4: машина, которую мы называем «Нивой»

То, что внедорожник первого поколения дожил до своего 40-летнего юбилея, можно считать чудом: когда АВТОВАЗ не сумел своими силами довести до конвейера проект 2123 — будущую Chevrolet Niva — и позвал на помощь концерн GM, стороны договорились, что классическую «Ниву», которая экстренно сменила название на Lada 4×4, в 2005 году выпускать прекратят.

Но вышло иначе. В 2009 году автомобиль пережил глубокое техническое обновление, которое позволило отсрочить неизбежную отставку, а прошлым летом состоялась очередная модернизация: были внедрены независимое крепление переднего моста, новый ступичный узел, доработанная подвеска. Вот только на полностью новый интерьер денег пока не нашлось…

C апреля 1977 года «Ниву» собирал корпус №62, но недавно производство внедорожника перенесли на «третью нитку» главного конвейера (на фото), которая предназначалась для сборки Lada Vesta

К слову, не жалей руководство автогиганта средств, мы бы сейчас имели совсем другую машину! В недавних планах значились внедрение рулевой рейки вместо червячного механизма, электрического привода раздаточной коробки (это позволило бы убрать пару «трансмиссионных» рычагов), а также нового мотора — дефорсированного до 90 л.с. шестнадцатиклапанника от «Приоры».

Но ничего этого, скорее всего, не будет: «Наиболее реальный сценарий такой: автомобиль Lada 4×4 заканчивает своё существование», — успел поделиться мнением создатель первой «Нивы» Пётр Михайлович Прусов, не доживший до сегодняшнего юбилея несколько недель. Хотя есть надежда, что машина успеет обзавестись новым интерьером, который уже разработан.

Lada 4×4 NG: внедорожник или кроссовер?

Проект нового поколения Lada 4×4 развивается сложно. Вначале Ален Дибуан (уже бывший вице-президент по программам и продуктам), отвечавший за судьбу вазовского полного привода, настаивал, чтобы за основу для новинки взяли Renault Duster. Однако затем было принято решение, что новая «Нива» должна остаться 100% разработкой тольяттинских инженеров.

Предполагалось, что внедорожник сохранит постоянный полный привод и продольное расположение мотора, став развитием «Нивы-2», которая сейчас выпускается под именем Chevrolet Niva. В качестве силового агрегата планировали использовать новый 1,8-литровый вазовский мотор — при проектировании этого двигателя сразу закладывался вариант продольной установки.

Такой новую Lada 4×4 увидел дизайнер Дмитрий Дьяченко. Однако облик следующего поколения машины, если верить словам главы автогиганта Николя Мора, будет вписан в опробованный на «Весте» новый стиль марки Lada

Кроме того, из официальных отчётов автогиганта следовало, что «осуществляется проработка конструкторско-технологических решений» по новой трансмиссии 2124 — это усиленная версия существующего нивовского полного привода: на заводе были запущены испытания по программе повышения несущей способности коробки передач и раздаточной коробки.

Однако позднее появилась информация, что АВТОВАЗ готов отказаться от выбранной концепции и строить новую Lada 4×4 на платформе «Дастера»! А в конце января пресс-служба автогиганта объявила: процесс разработки внедорожника находится на стадии выбора платформы, притом нельзя исключать, что эта платформа будет иметь поперечное расположение силового агрегата.

Фантазия Renault на тему «Duster для бездорожья». Впрочем, если проект Lada 4×4 NG будет реализован на французской платформе, то за основу возьмут не нынешнее, а следующее поколение «Дастера»

В настоящее время мы изучаем оптимальные варианты платформы для этого автомобиля. В том числе, с возможной архитектурой поперечного силового агрегата, что является глобальной тенденцией в сегменте 4×4/SUV

Пресс-служба ПАО «АВТОВАЗ»

Несмотря на дипломатичность формулировок, стало понятно: на заводе решили заранее подготовить почву к тому, что новая Lada 4×4 окажется кроссовером. Более того, в интервью, которое Пётр Михайлович Прусов успел дать агентству «Автостат» незадолго до смерти, патриарх отечественного автопрома открыто говорит, что вопрос выбора платформы можно считать решённым.

Французы считают, что новый автомобиль будет на базе [Renault] Duster. Я об этом знаю с декабря 2016 года. В ближайшее время выйдет приказ, где будет сказано, что работа над тем, что мы называем «Нива», прекратится

Пётр Прусов создатель ВАЗ-2121 «Нива»

«Может ли получиться такой [достойный называться «Нивой”] автомобиль на базе Duster? — задавал вопрос самому себе Прусов. — Может. Но это будет все-таки не джип, а неплохой кроссовер». При этом легендарный конструктор уверял, что решение по поводу платформы «зависит не от Николя Мора». Что неудивительно: не стоит забывать, что АВТОВАЗ принадлежит альянсу Renault-Nissan.

Chevrolet Niva-2: шанс на настоящий внедорожник

Полноценным вездеходом должна остаться Chevrolet Niva. Если, конечно, машина второго поколения дойдёт до потребителя… Как стало известно из переписки Минпромторга и Минэкономразвития, для постановки Niva-2 на конвейер СП «GM-АВТОВАЗ» необходимы 21,57 млрд рублей, причём совместное предприятие готово вложить только треть (6,57 млрд рублей) суммы.

Допустим, деньги найдутся: власти, увидев перспективы проекта, дадут госгарантии, а некий банк — кредит на немалые 15 млрд рублей. Вот только выпускать пока нечего, машина просто не готова! Для неё нужно подбирать подходящие двигатель и трансмиссию, так как изначально запланированные импортные агрегаты сейчас «не проходят по бюджету».

В Тольятти, особенно после продажи европейских активов GM французам, многие верят, что американцы скоро решатся от безысходности передать российскому автогиганту свою долю в совместном предприятии GM-АВТОВАЗ

С мотором ситуация более-менее понятна: АВТОВАЗ по контракту подгоняет под новую «Шниву» упомянутый 1.8. По трансмиссии окончательного решения нет. Скорее всего, российско-американской компании придётся использовать «классическую» коробку и «шнивовскую» раздатку — оба агрегата модернизированы для проекта Lada 4×4 NG. Если, конечно, «большой брат» согласится их отдать.

Что касается Chevrolet Niva 2, думаю, что GM все-таки хотели бы иметь этот проект, хотя они, конечно, и опаздывают. И хотя им обещана поддержка от нашего государства, но уверенно сказать, что этот проект состоится, я пока не могу. Думаю, что нет

Пётр Прусов создатель ВАЗ-2121 «Нива»

Нет ясности и с производством. Как сообщает «Русский автомобиль», GM-АВТОВАЗ окончательно отказался от возобновления строительства сварочного и штамповочного корпусов на территории ОЭЗ «Тольятти» — по информации портала, сварка кузовов для Chevrolet Niva-2 будет производиться «внутри» автогиганта. Но создание цеха находится лишь на стадии проектирования.

4lada.ru

Будь здорова, Лада 4×4: легендарной Ниве исполнилось 40 лет

5 апреля 2017 года

Не все российские автолюбители сегодня хорошего мнения о Ладе 4×4, многие считают ее устаревшим, неудобным и небезопасным автомобилем. Тем не менее для своего времени Нива стала настоящим прорывом и, возможно, главной конструкторской удачей коллектива Волжского автозавода за всю его историю.

Автомобиль встал на конвейер 5 апреля 1977 года и тех пор пережил множество модернизаций, сохранив при этом безошибочно узнаваемый образ. За 40 лет завод произвел порядка 2,5 млн внедорожников, 530 тысяч из них (то есть каждый пятый) отправились на экспорт. К слову, именно за границей эта машина стала по-настоящему культовой, в Европе Ладу 4×4 сегодня охотно покупают не только те, кому нужен недорогой автомобиль с хорошей проходимостью, но и состоятельные автолюбители, которым Нива нужна для коллекции наряду с такими оффроудными легендами, как Mercedes-Benz G-класса, Land Rover Defender и Jeep Wrangler. Клубы любителей Нивы есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России, где у Лады 4×4, несмотря на возраст и объективные недостатки, по-прежнему нет ни одного сопоставимого по цене конкурента. И что характерно, не предвидится…

В честь юбилея АВТОВАЗ выпустит спецверсию Лады 4×4, об ее особенностях и цене будет сообщено дополнительно.

  • 19 марта 2017 года ушел из жизни создатель Нивы, ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121 Петр Михайлович Прусов.
  • В феврале начались поставки Лады 4×4 на китайский рынок.
  • Осенью прошлого года один из наших самых заслуженных авторов, Владимир Соловьев, опубликовал свои воспоминания об опыте эксплуатации Нивы, с его материалом можно ознакомиться здесь. Статью журнала «За рулем», посвященную запуску внедорожника в производство, можно почитать в нашем архиве.
Будь здорова, Лада 4×4: легендарной Ниве исполнилось 40 лет

Фото: АВТОВАЗ

Будь здорова, Лада 4×4: легендарной Ниве исполнилось 40 летОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Алексей

Достоинства:

Недостатки:

именно почти внедорожник — все таки это легковой автомобиль для советского колхозника, а значит не рассчитан на постоянную эксплуатацию в тяжелых условиях

www.zr.ru


Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...