Обшивка салона автомобиля


Семь материалов для обивки салона машины — выбираем лучший

От интерьера салона автомобиля очень сильно зависит комфортность нахождения в автомобиле. Ведь важно не только доехать из пункта А в пункт Б, но и как доехать. А качество интерьера, в свою очередь, очень сильно зависит от качества материала для обшивки. Вот о нём мы сегодня и поговорим.

Хорошая обшивка подчёркивает статус автовладельца

Типы внутренней обшивки салона

В автосервисах, оказывающих услуги по перетяжке салона, обычно предлагают клиентам три варианта:

  • Базовый.
  • Среднего класса.
  • Премиум класса.

Базовый уровень обтяжки салона

Базовый уровень предполагает использование следующих материалов — искусственной ткани и автокарпета.

Ткань

Представляет собой плотный и прочный материал из синтетических волокон. Имеет различную текстуру, цвет и рисунок. Может использоваться для перетяжки автомобильных кресел, дверных панелей, крыши автомобиля.

Преимущества:

  • доступность;
  • возможность оформить салон в разных стилях вследствие большого разнообразия предлагаемых тканей.

Недостатки:

  • лёгкая загрязняемость;
  • быстрая изнашиваемость.

И то и другое приводят к тому, что довольно быстро обивка теряет свой праздничный вид.

Автокарпет

Плотный искусственный материал, напоминающий безворсовый ковёр (карпет с армянского языка так и переводится — ковёр). Используется для перетяжки дверных панелей и крыши, иногда для приборной панели и руля.

Преимущества:

  • легко обтягивает сложные поверхности;
  • после обтяжки не провисает;
  • на нём не образуется плесень даже в условиях высокой влажности.

Недостатки:

  • не имеет большого количества расцветок и внешне не производит такого впечатления, как кожа или алькантара.

Средний класс обтяжки салона

Этот класс предполагает использование следующих материалов: винила, велюра и кожзама.

Винил

Этот материал для обшивки салона выпускается в виде плёнки или кожи. Первая используется для декорирования пластиковых деталей. Виниловая кожа применяется для перетяжки кресел, дверных панелей, приборной доски, крыши. Имеет огромное количество цветовых решений и текстуры. Если вы используете виниловую плёнку, то, благодаря простоте использования, освежить салон можно без обращения в автосервис — аккуратно делаете выкройку и просто прикладываете к нужной поверхности (плёнки выпускаются с клеевой основой).

Преимущества:

  • длительный срок эксплуатации без потери внешнего вида;
  • высокая прочность и защитные функции (предотвращает царапины на пластике).
  • стойкость к воздействию различных химических веществ.

Недостатки:

  • при воздействии высоких температур (при длительном нахождении под прямыми солнечными лучами) имеет свойство становиться липким;
  • со временем может растрескаться.

Правда, эти недостатки относятся к дешёвому винилу. Чтобы избежать таких неприятностей рекомендуем использовать продукцию следующих торговых марок: «3М», «Hexis» и «KPMF».

Велюр

Покупать следует только автомобильные сорта! Обычный велюр не подходит! Используется для обивки сидений, дверных панелей, крыши, приборной панели. Хорошо сочетается с другими обивочными материалами, в частности, кожей.

Преимущества:

  • благодаря ворсистой мягкой поверхности приятен на ощупь;
  • очень тёплый, что является большим плюсом в случае отсутствия подогрева сидений.

Недостатки:

  • при длительном или интенсивном использовании быстро начинает «лысеть», поэтому сейчас в основном велюр используется для декорирования деталей, которые редко контактируют с человеком.
Искусственная кожа или кожзам

Отличный материал для обшивки салона, внешне неотличимый от натуральной кожи. Более того, он может быть красивее своего более именитого коллеги благодаря большему количеству цветовых решений и вариантов текстуры. Используется для обивки любых поверхностей.

Преимущества:

  • прекрасный внешний вид при невысокой (по сравнению с натуральной кожей) стоимости;
  • хорошая эластичность, благодаря которой можно качественно покрыть даже сложную поверхность.

Недостатки:

  • существенно меньшая долговечность по сравнению с кожей (чтобы избежать растрескивания необходимо постоянное специальное обслуживание).
  • уступает натуральной коже в тактильных ощущениях.

Обтяжка салона премиум класса

Этот класс предполагает использование натуральной кожи или алькантары

Натуральная кожа

Считается лучшим материалом для обшивки салона автомобиля. Важное замечание — необходимо использовать только автомобильную кожу, которая сверху покрыта специальной полимерной плёнкой, для защиты от потёртостей и растрескивания. Для автомобильных сидений лучше взять автомобильную перфорированную кожу. Она обеспечивает хорошую вентиляцию и устраняет существенный недостаток натуральной кожи — запотевание. Наиболее прочной и качественной считается английская кожа. Но она и самая дорогая.

Преимущества:

  • великолепный роскошный вид;
  • хорошая теплоизоляция.

Недостатки:

  • высокая цена как самого материала, так и работ по обтяжке.
Алькантара

Современный искусственный материал, представляющий собой нетканую ультрамикрофибру. По популярности лишь немногим уступает натуральной коже (как и по цене). По внешнему виду и тактильным ощущениям напоминает замшу. Благодаря дорогому внешнему виду и большому количеству вариантов цветового решения алькантара позволяет получить роскошный салон на любой вкус.

Преимущества:

  • отличный внешний вид;
  • приятность тактильных ощущений;
  • высокая износостойкость;
  • нулевая горючесть (практически невозможно оставить на ней дырку от сигареты — для любителей покурить отличный вариант);

Недостатки:

  • меньшая, чем у кожи долговечность;
  • высокая цена.

В заключение хотим сказать, что, сочетая различные материалы для обшивки салона, о которых мы говорили выше, может помочь получить красивый, дорогой на вид салон и при этом сэкономить по сравнению, например, с обтяжкой только натуральной кожей.

Надеемся, что эта статья поможет вам правильно определиться с нужными обивочными материалами для своего автомобиля.

Отделка салона автомобиля своими руками

Содержание:

Отделка салона автомобиля занимает в тюнинге особое место. Автовладелец может изменить внутренний интерьерный облик своего транспортного средства, используя различные материалы. В настоящее время популярна отделка кожей, алькантарой, карпетом и флоком. При желании и определенных умениях преобразить салон возможно и своими руками.

Салон автомобиля состоит из отдельных элементов, выполняющих определенную функцию. Одной из самых важных частей является приборная панель, а самой крупной выступают сиденья. Планируя проводить отделку салона автомобиля своими руками, важно учитывать, чтобы все элементы подчинялись какому-то определенному стилю – только в этом случае все будет выглядеть целостно и гармонично.

Если задумано преобразить весь салон, то начинать всегда следует с панели приборов. Ее отделка может осуществляться флоком, специальной краской по пластику, кожей и некоторыми другими материалами. При необходимости также заменяются приборы, шкала, лампы подсветки.

На втором месте в последовательности отделки находятся сиденья, рулевое колесо и коробка передач, которые чаще всего требуют реставрации из-за потертостей, царапин, прожигов. Для обтяжки этих элементов салона чаще остальных используют кожу, а также ремонтируют их алькантарой.

Менять отделочный материал в салоне автомобиля можно частично или полностью. Например, если повреждения имеет только обивка сидений или потолок, то в большинстве случаев ремонтировать весь салон не имеет смысла. Другое дело, когда большинство элементов пришли в плачевное состояние или автовладелец решил кардинально изменить стиль салона.

Определяющим фактором выступает выбор материала. Это может быть алькантара, кожа, замша, карпет, — в любом случае на первом месте стоит качество. Также для отделки салона авто своими руками потребуется купить специальные нитки, которые, как правило, можно найти там же, где и основной материал.

Заранее нужно определиться и с расцветкой будущего салона, который может быть как однотонным, так состоять из 2-3 сочетаемых друг с другом оттенков. Кстати, материал необходимо покупать с запасом, поскольку при его раскрое неизбежно образование обрезков.

Кроме отделочного материала и крепких ниток для обтяжки своими руками салона авто потребуется:

  • поролон, лучше на тканевой основе;
  • швейная машинка;
  • портняжные ножницы;
  • клей;
  • наждачка мелкой зернистости;
  • поролоновый валик и кисти;
  • шпатели;
  • строительный фен;
  • строительный нож;
  • инструменты для демонтажа салонных элементов.

Перед началом работы нужно снять все части, которые нужно обновить, в таком порядке: сиденья, панель приборов, карты дверей, потолок.

При отделке салона авто своими руками рекомендуется продвигаться от простого к сложному, поэтому целесообразно начать с карт дверей. Их снимают, тщательно моют, просушивают, обрабатывают наждачной бумагой и протирают обезжиривателем.

После этого наложив на карту материал, прорисовывают выкройку с запасом в 3 см. На деталь наносят клей с помощью шпателя и щетки, то же самое проделывают и с изнаночной стороны алькантары, кожи или карпета. Дав клею совсем немного подсохнуть, материал накладывают на карту и разравнивают валиком. Не забывайте аккуратно проделывать отверстия для ручек стеклоподъемника и прочих элементов на карте. В последнюю очередь обрезают лишнее и приклеивают загибы.

Карпет напоминает ковровое покрытие и так же звучит его перевод с английского языка. Он имеет широкую гамму цветов, выглядит значительно лучше заводской обивки, повышает шумоизоляцию и отличается пластичностью. Последнее свойство позволяет с легкостью отделывать даже сложные детали в салоне.

Совет: для обновления салона карпетом используйте специальный аэрозольный клей, устойчивый к влажности и перепадам температур.

Оклеивание приборной панели, потолка и карт дверей карпетом производится аналогично вышеописанному способу. Обтяжка панели выполняется так же, как и работа с картами дверей. Однако для этой части салона времени потребуется больше, поскольку она имеет немало изгибов. Карпетом также отделывают пол в салоне.

Самый простой путь при этом – купить новые чехлы, но при желании обтяжку можно сделать своими руками. Наиболее популярными для этого считаются алькантара и кожа. Первый тип материала представляет собой имитацию натуральной кожи, которая характеризуется износостойкостью, красивым внешним видом. Ею можно отделывать не только сиденья, но и другие элементы салона.

Для перетяжки сидений авто алькантарой или кожей следует придерживаться такой последовательности работ:

  • снимите старые чехлы;
  • аккуратно распорите их по швам;
  • прогладьте каждую часть утюгом;
  • приложите их к новому материалу и сделайте выкройки, не забывая про запас в 7-10 см;
  • получившиеся куски сшейте с помощью машинки;
  • выверните новый чехол и наденьте его на сиденье.

Отделка салона авто своими руками является не только вариантом обновления, но и способом предпродажной подготовки автомобиля.

Обшивка салона автомобиля своими руками

Салон нового автомобиля радует своего владельца яркостью и чистотой красок, гладкостью кожи и блеском лака. Но со временем любой материал, использованный для обивки салона автомобиля, начинает терять свой лоск, появляются потертости, трещины, загрязнения и т.п. На этом этапе салон просится к реставрации, а именно, к новой обшивке салона, который можно осуществить своими руками. В этой статье мы рассмотрим нюансы выбора материала для обивки салона, тонкости его монтажа, а также поэтапный алгоритм самой обшивки.

Содержание:

Выбор ткани для обивки салона автомобиля

Приступая к ремонту салона вашего автомобиля, необходимо в первую очередь определиться с типом ткани, которая будет использована для обивки.

На сегодняшний день наиболее традиционными являются 4 типа материала:

  • кожа;
  • кожзаменитель;
  • карпет;
  • алькантара.

Существуют, конечно, и более радикальные типы обивочной ткани, такие, например, как искусственный мех, но их использование скорее является исключением, нежели правилом.

Поэтому поговорим о традиционных видах ткани для обшивки салона авто. При выборе любого типа материала необходимо особое внимание уделять качеству товара. Материал должен быть однороден в тканной структуре, направление ворса (для ворсистых материалов) должно быть односторонне.

Кожа. Кожа является идеальным вариантом для обшивки салона: она устойчива к механическим повреждениям, легко очищается, мягкая и комфортная в использовании, податлива в обивке. Но есть у нее один большой минус – ее цена, которая не всем по карману.

Кожзаменитель. Кожзаменитель решает проблему тех, кто хочет кожаный салон, а денег на натуральную кожу не имеет. На визуальном сходстве все его похожести с кожей заканчиваются. Кожзаменитель не способен выдержать большой механической нагрузки, он легко истираем, податлив к образованию растяжек и зачастую обладает неприятным устойчивым запахом. Но и в данном случае материал материалу рознь. Высококачественная экокожа является надежным, привлекательным и износостойким материалом, но и цена у нее будет не низкая.

Карпет. Карпет представляет собой нетканое полотно, внешняя поверхность которого покрыта ворсистым напылением. Это самый недорогой материал, за счет чего он и обрел свою популярность. Неоспоримым достоинством этого материала является также и то, что он имеет широчайшую цветовую гамму, а также прост в монтаже.

Алькантара. Алькантара, пожалуй, наиболее востребованный для обивки салона автомобиля материал. Он отличается своей мягкостью, комфортностью в эксплуатации, множеством цветов и оттенков, долговечностью, износостойкостью и качественным грязезащитным покрытием.

Необходимые инструменты для обивки салона

Для того, чтобы обшивка салона автомобиля своими руками прошла успешно, необходимо подготовить весь требуемый инструмент, к которому относятся:

  • швейная машинка;
  • шумоизолятор;
  • ключи (набор);
  • клей;
  • фен промышленный;
  • ножницы;
  • отвертки.

Что касается шумоизоляционных материалов в этом списке, то их наличие по вашему желанию. Они понадобятся, если вы решите обеспечить дополнительную шумоизоляцию салона вашего автомобиля.

Этапы обшивки салона автомобиля

Естественно, что обшивка салона для машин различных марок будет отличаться в нюансах, но в общем все равно сведется к следующим этапам:

  1.  Демонтаж крепежа и фурнитуры.
  2.  Отключение электрической проводки, снятие разъемов, демонтаж декоративных элементов и прежней обивки.
  3.  Зачистка поверхности от имеющегося загрязнения.
  4.  Обезжиривание всех металлических и пластиковых элементов салона.
  5.  Раскройка новых элементов обшивки. Для этого старые детали конструкции обрисовывают на картоне и вырезают. После примерки полученных деталей к корпусу салона, данные элементы можно переносить на новую выкройку на ткани.
  6.  После выкройки новых деталей, их необходимо промазать слоем клея и начать монтировать в салон.
  7.  При необходимости можно воспользоваться промышленным феном для того, чтобы разгладить образовавшиеся от клея складки. Обивочные швы можно отбить, что придаст конечному виду салона аккуратности и завершенности.
  8. После установки всех элементов обивки необходимо вернуть обратно всю фурнитуру и крепеж и подключить электронику.

Как видите, процесс обивки салона собственными руками не такой уж и сложный, главное иметь терпение, аккуратность и усидчивость и ваши старания окупятся с лихвой.

Обшивка салона автомобиля своими руками

Считается, что новый, свежеперетянутый салон — это новое свежеперетянутое лицо автомобиля. Спорить с этим утверждением мы не будем. Зачем же спорить, если в аккуратном и ухоженном салоне даже посидеть приятно. Особенно, если он пахнет кожей. Сразу благородство какое-то появляется и обычная девятка уже и выглядит по-другому. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах перетяжки салона, технологиях и материалах, а самое главное, в целесообразности этого мероприятия.

Содержание:

Слабые места автомобильных салонов

Автомобильный салон сам по себе несет массу нагрузки. Если бы он мог быть просто красивым, его бы делали из лайкры или бамбукового пергамента, но обшивка должна обладать такими качествами, иначе в автомобиле ей делать нечего:

  • прочность на разрыв;
  • устойчивость к истиранию;
  • долговечность;
  • эстетическая привлекательность;
  • способность восстанавливать внешний вид после мойки и чистки;
  • огнеупорность;
  • стойкость к автомобильной химии.

На первый взгляд, требования к материалам несколько завышены, но мы и половины характеристик не назвали, которыми обладают обивочные материалы, применяемые на заводах. Не каждый производитель следует этим принципам, а чтобы в этом убедиться, можно просто понюхать салон новенького автомобильчика из Китая. Крепкие нужно иметь нервы, чтобы дождаться, пока выветрится фенол, но мы никого не ругаем и каждый делает салоны, из чего может. А каждый владелец, решивший перетянуть салон самостоятельно, пользуется проверенными решениями, и рисковать не станет. Слишком дорого. Какие материалы используются и для чего, посмотрим прямо сейчас.

Материалы для обшивки потолка салона

Обшивка салона автомобиля своими руками, как правило, начинается с потолка. Так же поступают и профессиональные автодекораторы. Причиной этому служит повышенная загрязняемость потолка. Казалось бы, что ему угрожает, но он приходит в негодность одним из первых в салоне. Быстрее могут изнашиваться только дверные карты, а происходит это по одной простой причине — потолок, как правило, светлый. Любое загрязнение, попавшее на поверхность потолка, тут же растирается головами пассажиров и водителя. Не все, конечно, могут достать макушкой до потолка, но у высоких водителей со стажем над головой в обязательном порядке есть нимб. Выглядит не особенно эстетично, а не каждая химчистка возьмется за удаление этого загрязнения.

Для перетяжки потолков используют специальные потолочные материалы. Они могут быть как на поролоновой основе, так и без нее. Потолок может натягиваться, как в классических Жигулях на растяжных дугах, а может представлять собой прессованную деталь, которая просто клипсами крепится к стойкам и прижимается дверными и оконными уплотнителями. На пожилых автомобилях устанавливали потолки из перфорированного винила с поролоновой подложкой. Сегодня применяют только специальный фирменный потолочный материал и изредка плотную алькантару. это связано со спецификой потолочного покрытия, о которой мы говорили.

Кожа и специальные автомобильные ткани

Натуральная кожа — один самых желанных материалов для перетяжки салона. Но кожа стоит довольно дорого, поэтому не каждый решится на кожаную перетяжку салона целиком, а чаще всего, кожу до последнего восстанавливают. Срок годности у натуральной кожи практически неограничен. Все зависит от того, насколько аккуратно используется салон. Старые БМВ 7-й серии могут служить тому подтверждением. Машина уже одной ногой на шроте, а салон выглядит, как новый. Перетяжка обода руля натуральной кожей может стоить от 5-7 тысяч, а перетяжка сидений и всего салона автомобиля специальной кожей обойдется в 150-170 тысяч.

Дерматин, как недорогой заменитель кожи, тоже используется довольно часто. Цена перетяжки всего салона так называемой эко кожей будет стоить в три раза дешевле. Причем работы с дерматином не меньше, а то и больше, чем с натуральной кожей. Дело в эластичности материала. Хотя и хороший дерматин может стоить недешево, а за перетяжку плохим материалом мастера просто не возьмутся.

Алькантара

Один из самых популярных материалов для перетяжки салона, потому что наравне с невысокой ценой (относительно кожи), алькантара практически не отличается по внешнему виду и по характеристикам от замша. Сиденье из алькантары всегда кажется теплым, а поверхность его цепкая, тело не сносит в поворотах, а кожа дышит за счет миниатюрной перфорации. Цвет алькантары может быть абсолютно любой, и она прекрасно сочетается с кожей, и что приятно, с недорогими материалами.

Как правило, из алькантары выполняют вставки в сиденья в центральной части, иногда используют для перетяжки потолка, реже можно встретить поверхности дверных карт и передней панели. Выглядит здорово и оставляет впечатление роскошного салона, конечно, если выполнена перетяжка со вкусом. Бывает, что и дорогая кожа не спасает от непроходимости некоторых умельцев.

Технологии перетяжки автомобильного салона

Перетяжка салона автомобиля своими руками, конечно, возможна, но при наличии дорогого оборудования, правильного клея и хороших подложек. Тогда перетяжка даже автомобильным велюром будет выглядеть вкусно и богато. Перед тем, как сделать перетяжку салона, выполняют полную его разборку и тратят кучу времени на создание выкроек.

Только при помощи выкроек можно качественно сшить обивку для сидений и только по выкройкам можно оклеить верные карты. Если брать во внимание различные комбинированные варианты отделки, то сумма в 100 тысяч уже не кажется такой заоблачной, исходя из объемов работ и квалификации мастеров.

Освежать салон перетяжкой стоит только тогда, когда старая обивка уже не восстанавливается или есть непреодолимое желание, несмотря ни на что, перетянуть салон. В этом случае, стоит подобрать действительно толкового мастера, потому что автомобильный декоратор и хороший портной — это совсем разные профессии. Не курите в салоне, берегите кожу и удачных всем дорог!

Читайте текже Настройка сабвуфера в авто

Обивка салона автомобиля – сам себе мастер + Видео

Обивка салона автомобиля – довольно трудоемкое занятие, поэтому браться за него следует в том случае, если вы готовы пожертвовать несколько дней. Однако отметим, что оно того стоит! Вы не только сэкономите деньги, но и сделаете все по своему усмотрению.

Ремонт кожаной обивки уже не дает нужного эффекта, и вы решили полностью сменить вид вашего салона? Если вы решили делать это самостоятельно, то результат должен радовать долгие годы. А это напрямую зависит от материала. Выбирать на сегодняшний день есть из чего – кожа, различные кожзаменители, ткани или алькантара. Следует отметить, что с кожей новичкам работать будет очень сложно, поэтому если вы решили впервые сделать перетяжку салона, то под кожу выделите разве что прямые участки, например, на дверях, а сложные места лучше обить более удобной алькантарой.

Алькантару еще часто называют искусственной замшей – на вид она действительно выглядит, как замша, однако имеет совершенно иное, химическое происхождение. К слову, изобрели материал в Японии, откуда он перекочевал в Италию, где и начал производиться в больших объемах на заводе Alcantara – название марки стало в итоге нарицательным, и теперь по-другому материал не зовут даже производители из других стран. Если же вникать в суть, то алькантара – это ультрамикрофибра, изготавливаемая из сверхтонкого волокна полиэстера, покрытого полиуретаном. С помощью обработки и достигается тот самый внешний вид замши.

С одной стороны эта «ткань» легкая и воздухопроницаемая, с другой – прочная и долговечная. Как утверждают производители, она даже прочнее кожи. Однако даже не это привлекает водителей – за такой обивкой, в отличие от кожи, нужно совсем не много ухода. Легкость процесса обивки достигается благодаря тому, что материал легко ложится на клей и хорошо режется.

Итак, вы решили делать тюнинг автосалона своими руками. Если ваш выбор пал на самоклеющуюся алькантару, вам нужно учесть несколько моментов при работе с этим материалом. Не допускайте склеивания ткани – склеившуюся ткань лучше отбросить в сторону, поскольку качественно она к поверхности уже не приклеится. Детали нужно вымерять четко, делая предварительные выкройки из бумаги, с учетом загибов, под которые выделяется 1-2 см.

Пластиковый салон – отличная основа для этого материала, никакой необходимости в использовании клея нет. Разве что вы оклеиваете мелкие части салона. Все детали перед оклейкой нужно хорошенько протереть и обезжирить, предварительно демонтировав их. Для потолка лучше выбрать не самоклеющийся материал, а материал на поролоновой основе. Эластичность алькантары не самая высокая, поэтому при натяжке нужно будет проявить усердие и терпение. Начните с простых участков или деталей, в процессе вы наловчитесь настолько, что сможете обтянуть даже сложные элементы.

Кожаный салон придает владельцу авто особый статус, причем не обязательно обивать этим материалом все детали – достаточно сделать вставки на дверях или обшить кожей руль. Кстати, для руля следует применять исключительно натуральную кожу, тогда как для остальных деталей можно использовать и кожзаменители.

Никаких особых инструментов и материалов вам не понадобится – шило, нож, клей, ножницы, кисть, одним словом, все то, что и так есть в гараже или докупается в ближайшем строительном магазине.

Обязательно нужно делать выкройки из бумаги или скотча. Последний материал выручит в тех случаях, когда нужно обшить кожей тот же руль – скотчем следует оклеить его в несколько слоев, а затем разрезать по месту шва обычным канцелярским ножом, и точная выкройка готова. Чем меньше швов, тем лучше будет выглядеть руль, однако и процесс будет более трудоемок.

Резать кожу по выкройкам следует с учетом краев, которые будут подворачиваться и проклеиваться клеем, чтобы они не рвались от натяжения нитки. Когда и этот этап пройдет, следует наметить ручкой места для проколов шилом, выполнив которые, следует сшить поперечные швы с помощью сапожного шила с крючком. Все детали должны лечь на руль плотно, если же кожа провисает, на месте следует обрезать лишнее и проклеить образовавшиеся края, проделываем новые дырки и сшиваем. Если вы осилите руль, то обивка салона автомобиля после этого завершится куда быстрее, поэтому не советуем разбирать весь салон, пока вы не пройдете такую «подготовку».


Смотрите также


Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...