Парковка на противоположной стороне проезжей части


В каких случаях можно парковаться по обеим сторонам дороги?

Источник фото: youtube.com/watch?v=7VdxO_knwSc

По правилам парковка на противоположной стороне дороги разрешена лишь в исключительных случаях. Каких? Вспомним основные моменты, а также разберемся, что они означают в действительности.

Вспоминаем ПДД

Основные правила остановки и стоянки регламентированы 12-ым пунктом ПДД. В частности, там говорится о том, что на правой стороне дороги автомобилям можно останавливаться как в населенном пункте, так и вне него. При этом за городом запрещена остановка на проезжей части главных дорог, обозначенных знаком – с любой стороны. Остановиться можно только на обочине, если, конечно, остановка не вынужденная: в этом случае водитель обязан принять меры предосторожности и выставить опознавательные знаки, по установленным правилам.

В населенном пункте

Парковка по левой стороне дороги разрешена в населенном пункте, но не везде. Главные критерии для возможности остановки или стоянки с левой стороны дороги:

1. Дорога должна быть двухполосная, с одной полосой для каждого направления движения.

2. Дорога может быть с односторонним движением. В этом случае парковка разрешена с обоих сторон всем, кроме грузовых авто с максимальной массой более 3,5 тонн: им можно остановиться на левой стороне лишь для погрузки или разгрузки груза.

3. Посередине не должно быть трамвайных путей.

Если разделительная сплошная

Если разделительная полоса между потоками – сплошная, то пересекать ее для парковки – нельзя. Это же касается и выезда с парковки на противоположной стороне дороги.

То есть, остановка на левой стороне возможна только в том случае, если разделительная линия разметки – прерывистая.

Если разметки нет совсем

Как быть, если визуально дорога двухполосная, но разметка не нанесена? В этом случае автомобилист имеет право руководствоваться собственными убеждениями. То есть, он должен визуально поделить проезжую часть на две полосы: попутную и встречную. Встречной полосе вы обязаны «отдать» половину ширины проезжей части. Следовательно, на встречке должно быть количество полос – равное попутке. По ГОСТу ширина полосы не может быть меньше 3 метров.

Следовательно, если дорога на ваш взгляд около 6 метров в ширину, то полос на ней две – встречная и попутная. Значит парковка слева не запрещена. Если ширина дороги больше и автомобили движутся в два ряда, значит дорога, это против правил, к тому же вы выедете на встречку, что на 4-хполосных дорогах запрещено.

Была полезной статья? Поставьте класс 👍 и поделитесь в соц. сетях ! Подписывайтесь на канал , если любите автомобили!

12.1 Общие правила остановки и стоянки

Текст в ПДД РФ:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешается в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Не смотря на то, что большая часть остановок и стоянок осуществляется в городе, Правила дорожного движения изначално не предусматривают наличие тротуара, и в первую очередь остановка и стоянка разрешается на обочине, а уже отсутствие обочины разрешает останавливаться на краю проезжей части.

Из-за того, что чаще приходится парковаться в городе обочина ассоциируется у водителей с тротуаром и они всегда ставят автомобили на краю проезжей части.

Если есть обочина, останавливаться на обочине:

Если нет обочины, останавливаться на краю проезжей части:

Край проезжей это сколько? Для одних это вплотную к бордюру, другим достаточно сместиться из центра полосы. Оптимальный вариант ставить транспортное средство на расстоянии вывернутого колеса. При этом сохраняется маневренность автомобиля и создается минимум помех на проезжей части.

Парковка на левой стороне дороги разрешена только при соблюдении определенных условий:

  • в населенном пункте;
  • на двухполосных или односторонних дорогах;
  • при отсутствии трамвайных путей посередине;
  • Грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн запрещена стоянка на левой стороне односторонних дорог, а остановка разрешена только для загрузки или разгрузки.

    Комментарии к общим правилам остановки и стоянки транспортных средств

    12. Остановка и стоянка

    ПДД 2018, 2019 с комментариями онлайн

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

    Остановка и стоянка (преднамеренное прекращение движения) на проезжей части дороги (даже если часть транспортного средства находится на обочине) при наличии пригодной для остановки обочины является нарушением ПДД.

    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    Остановка и стоянка на левой стороне дороги допускается только в населенных пунктах (обозначенных знаком 5.23.1 или 5.23.2 с белым фоном) и только на двухполосной дороге с двухсторонним движением. При этом на такой дороге не должно быть трамвайных путей (выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен) и не должно быть сплошной линии горизонтальной разметки 1.1.

    На дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения в обоих направлениях, выезд на левую сторону для остановки (и вообще выезд на крайнюю левую полосу) запрещен.

    На дорогах (участках дорог), где установлен знак 5.25 «Населенный пункт» (с синим фоном), остановка и стоянка на левой стороне дороги также запрещены, потому что на этих участках дорог требования Правил для движения в населенных пунктах не действуют.

    На дорогах с односторонним движением можно ставить ТС и слева и справа. Но слева разрешается ставить только в населенных пунктах. При этом грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т остановка на левой стороне разрешена только для погрузки и выгрузки.

    На дороге с односторонним движением, которая проходит вне населенного пункта, разрешается ставить автомобиль только на правой стороне.

    12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

    Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

    Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

    Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

    На краю тротуара ставить грузовые автомобили запрещено независимо от величины разрешенной максимальной массы.

    Стоянка любых ТС на тротуаре в местах, где отсутствует знак 6.4 с одной из вышеуказанных табличек, запрещена.

    12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

    Для отдыха вне населенного пункта организовываются специальные площадки. Они обозначаются знаками 6.4 или 7.11.

    12.4. Остановка запрещается:

    • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
    • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
    • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
     
    • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
     
    • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
    • на пересечении проезжих частей и ближе 5м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
    • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
    • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
    • на полосе для велосипедистов.

    Остановка – это преднамеренное прекращение движения, т.е. водитель имел намерение (хотел) остановиться. Во всех местах, перечисленных в п.12.4 ПДД запрещено именно  преднамеренное прекращение движения.

    Если остановка в указанных местах вынужденная, то водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После этих действий он должен как можно быстрее убрать ТС из места, где остановка запрещена.

    Тот же самый порядок действий водитель обязан выполнить если вынужденная остановка случилась в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена» и (или) в том месте, где проходит сплошная желтая линия 1.4, запрещающая остановку.

    12.5. Стоянка запрещается:

    • в местах, где запрещена остановка;
    • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
    • ближе 50 м от железнодорожных переездов.

    Стоянка запрещена во всех перечисленных местах п.12.4 ПДД.

    Вне населенных пунктов на обочине стоянка разрешается, т.е. не запрещена.

    На ж/д переездах зона запрета действует на обе стороны ж/д — переезда.

    В местах, где запрещена только стоянка, остановка разрешена. См термин «Остановка».

    12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

    При вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена, водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Но первое, что он должен сделать, это принять все меры, чтобы убрать ТС из потенциально опасного места.

    12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

    Требование отнестись предусмотрительно к открытию дверей относится и к водителям, и пассажирам автомобилей. Прежде чем открыть двери, они должны убедиться, что это не создаст помех другим водителям и пешеходам.

    12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

    Запрещается  оставлять  в  транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

    Для того, чтобы автомобиль самопроизвольно не покатился, должны быть включены стояночный тормоз (ручник) и желательно первая или задняя передача. Там, где имеется бордюр, можно вывернуть колеса и упереть их в него.

    Запрет на оставление в машине ребенка до 7 лет введен Постановлением Правительства РФ  N 761, и действует (введен в ПДД) с 12 июля 2017 года.

    Правила стоянки и остановки транспортного средства

    Время чтения: 6 минут

    Парковка автомобиля - одна из самых острых проблем, касающихся дорожного движения, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. В центре города найти место для парковки все труднее и труднее, это часто становится причиной стычек между водителями и инспекторами ДПС. Причем нередко инспекторы явно превышают свои полномочия либо вообще привлекают к ответственности водителей за не совершенные ими нарушения правил дорожного движения. Для начала следует обратиться к ПДД и разобраться, что такое остановка и стоянка.

    Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

    пункт 1.2 ПДД РФ

    Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

    пункт 1.2 ПДД РФ

    Как мы видим, разница между ними только в том, что остановка предназначена для высадки (посадки) и погрузки (выгрузки), а стоянка не предназначена.

    Теперь приведем довольно характерный пример - это остановка транспортного средства на левой стороне дороги. Не все водители помнят, что в этом месте можно делать остановку и стоянку при условии, что дорога имеет по одной полосе движения в каждом направлении без трамвайных путей посередине, а также на дорогах с односторонним движением (разумеется, при отсутствии соответствующих запрещающих знаков). Правда, если вы являетесь водителем грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, то на левой стороне дороги с односторонним движением вам разрешена остановка только для загрузки или разгрузки.

    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    Абзац 2 пункта 12.1 ПДД

    Особенно часто водители путаются в такой ситуации: на правой стороне дороги с односторонним движением установлен знак «Остановка запрещена», на левой стороне такого знака нет. Значит, на левой стороне дороги водитель может остановиться однозначно, однако не все это знают.

    Действие знаков распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

    Знак 3.28 ПДД

    Этим иногда и пользуются наиболее «продвинутые» инспекторы. Причем действуют они хитро, примерно как в ситуации с завершением обгона через сплошную линию. Сотрудник ДПС подходит к водителю, остановившемуся на левой стороне дороги с односторонним движением, представляется по установленной форме и просит предъявить для проверки документы. В процессе проверки, между делом, он произносит такую фразу: «Документы-то у вас в порядке. А вот правила остановки и стоянки вы хорошо помните?». В такой ситуации нужно уверенно ответить: «Да, помню хорошо». С высокой долей вероятности можно утверждать, что услышав такой ответ, инспектор вернет документы, пожелает счастливого пути, затем пойдет ловить более робкого и неуверенного в себе водителя.

    А робкий и неуверенный в себе водитель на вопрос инспектора невнятно пробормочет что-то вроде: «Как бы... кажется... да... а что, я разве нарушил правила парковки?» В принципе, такого водителя инспектор уже может, что называется, брать в оборот, например: «Конечно, нарушили, и придется за это ответить»; водитель ему: «Может договоримся?» ну и т.д.

    Правила стоянки и остановки автомобиля

    Если вы предпочитаете возить с собой в бардачке Правила Дорожного Движения, то можно просто достать их, открыть разд. 12 «Остановка и стоянка» и наглядно продемонстрировать инспектору бесполезность его незаконных намерений, направленных исключительно на облегчение вашего кошелька, но никак не на наведение порядка на дороге.

    Однако прочитать о правилах стоянки и остановки я все же рекомендую. Итак, как известно, знак «Остановка запрещена» одновременно запрещает и стоянку транспортного средства.

    Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств. Действие знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства. Зона действия знаков распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знаков может быть изменена: - установкой таких же знаков в комбинации с табличками 8.2.4, 8.2.3. Если ограничений было несколько, в конце зоны ограничения остановки (стоянки) может быть установлен знак 3.31. Знак может быть применен совместно с разметкой1.4, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

    Действие знаков распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

    Знак 3.27 ПДД

    В то же время знак «Стоянка запрещена» не запрещает остановку транспортного средства.

    Запрещается стоянка транспортных средств. Действие знаков не распространяется на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром; на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов. Зона действия знаков распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знаков может быть уменьшена установкой в конце зоны их действия повторных знаков с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.28 может быть применен совместно с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

    Действие знаков распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

    Знак 3.28 ПДД

    Поэтому, даже если вы остановились под знаком «Стоянка запрещена» и простояли более 5 минут и инспектор настаивает на том, что нарушены правила, не спешите с этим соглашаться. Он должен доказать, что вы действительно простояли более 5 минут, вы же можете просто настаивать на том, что стояли, например, только 3 или 4 минуты. С высокой долей вероятности можно утверждать, что инспектору придется отпустить вас с миром.

    Важно!

    Запомните, что транспортное средство должно располагаться параллельно проезжей части в один ряд, если конечно конфигурация трассы не позволяет располагать транспорт в два ряда. Если вы управляете двухколесным транспортным средством (например, мотоциклом) без бокового прицепа, то помните, что такие транспортные средства разрешено парковать в два ряда.

    Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)

    Пункт 12.2 ПДД

    Различного рода заявления инспектора, вроде «загромождение проезжей части», «помеха для участников движения» и т. п. не будут иметь законных оснований. При возникновении подобной ситуации можно не только аргументировано возразить, но и усомниться в профессиональной компетенции инспектора, а также заподозрить его в вымогательстве взятки и злоупотреблении служебным положением.

    Но и не стоит забывать о тех местах, где запрещено останавливаться.

    Остановка запрещается: - на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев; - на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; - в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67) - на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; - на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении; - на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; - ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси); (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 N 621) - в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

    - на полосе для велосипедистов. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

    Пункт 12.4 ПДД

    Что касается стоянки, то тут добавлено еще три пункта.

    Стоянка запрещается: - в местах, где запрещена остановка; - вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1; - ближе 50 м от железнодорожных переездов.

    Пункт 12.5 ПДД

    То есть, если вы видите знак, который запрещает остановку, то и стоянка там запрещена. Если знака нет, то осуществлять стоянку нельзя только вне населенных пунктов и ближе 50 метров от ЖД переездов. Если же вы сломались или закончился бензин, то любыми способами необходимо убрать транспортное средство из зоны, где остановка запрещена.

    При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

    Пункт 12.6 ПДД

    Ну и конечно же, покидая автомобиль, не забывайте ставить его на стояночный тормоз (ручник) и закрывать двери, чтобы транспорт не смог сам осуществить движение, создав тем самым аварийную ситуацию.

    Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

    Пункт 12.8 ПДД

    В заключении хочется напомнить вам, что в случае возникновения спорной ситуации, вы всегда можете обратиться за юридической помощью, где вам помогут разъяснить ваши права. Любые действия инспектора, которые вам кажутся противозаконными, необходимо пресекать на корню путем обжалования.

    При грамотном исполнении движения, вы не только сможете обезопасить себя от возможного штрафа, но и других участников движения от возможного ДТП. Будьте внимательны на дороге и сохраняйте уверенность во время общения с инспектором.

    Юридическая консультация

    Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

    

    Дата обновления: 14 декабря 2016 г.

    Раздел 12 ПДД: остановка и стоянка

    Постоянное, беспрерывное движение транспортного средства невозможно: и водитель, и техника должны отдыхать. Или, иными словами, переходить в режим остановки или стоянки.

    Вспомним уже известное. ПДД определяют остановку как запланированное прекращение движения ТС на время, не превышающее 5 минут, а также на большее время, если это требуется для совершения посадки-высадки пассажиров или загрузки-разгрузки транспортного средства. Стоянка же – это такое же запланированное прекращение движения ТС, но на время более 5 минут, когда оно не связано ни с посадкой-высадкой пассажиров, ни с загрузкой-разгрузкой ТС.

    Исходя из данных определений, можно расценить и остановку, и стоянку в качестве нормальных и естественных режимов использования транспортного средства. Только остановка является чем-то скоротечным, а стоянка более длительным и фундаментальным.

    Это позволяет сделать один важный вывод: любое запланированное прекращение движение ТС начинается с остановки (как минимум на 5 минут), впоследствии переходящей в стоянку. Поэтому нельзя совершить стоянку, предварительно не пройдя стадию остановки.

    Правила остановки и стоянки регламентируются, в основном, дорожными знаками, горизонтальной дорожной разметкой и положениями специального 12-го раздела ПДД.

    Знаки и разметка

    Остановка и стоянка, регламентированные знаками и/или разметкой, — это самый наглядный способ их организации. Поэтому знание и выполнение требований знаков и разметки убережет водителя от неприятной перспективы административной ответственности в виде штрафа и эвакуации неправильно припаркованного транспортного средства на штрафстоянку.

    Самый любимый водителями знак – это «Парковка (парковочное место)» (6.4).

    Данный знак обозначает территорию, на которой специально организована стоянка транспортных средств. Водитель может без тени сомнения или какой-то боязни нарушения Правил оставлять здесь свой автомобиль. Кстати, нужно приготовиться и к тому, что парковка может быть платной.

    На таких участках с помощью сплошной разметки могут выделяться специальные «боксы», предназначенные для постановки в режим стоянки одного транспортного средства.

    Главное, не занимать «бокс» с разметкой «Инвалид».

    В противном случае, водителя ждет серьезный административный штраф – 5000 рублей.

    Еще один способ организации стоянки – это установка знака «Зона регулируемой стоянки» (5.29). Напомним, что в данных условиях стоянка соответствующим (указанным на знаке) способом разрешена на обеих сторонах дорог до места установки «отбойного» знака «Конец зоны регулируемой стоянки» (5.30).

    Как правило, вне населенного пункта еще одним «законным» местом остановки и стоянки является участок, обозначенный знаком «Место отдыха» (7.11).

    Однако наибольшим представительством в ПДД и в реальной практике движения обладают знаки и разметка, запрещающие осуществление остановки и стоянки. Перечислим эти случаи.

    • знак «Остановка запрещена» (3.27);
    • знак «Стоянка запрещена» (3.28);
    • знак «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» (3.29);
    • знак «Стоянка запрещена по четным числам месяца» (3.30);
    • знак «Зона с ограничением стоянки» (5.27);
    • разметка «желтая одинарная сплошная» (1.4), запрещающая и остановку, и стоянку;
    • разметка «желтая одинарная прерывистая» (1.10), запрещающая стоянку.

    Помимо этого, остановка и стоянка запрещены на автомагистрали (знак 5.1) и дороге для автомобилей (знак 5.3), кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками (например, 6.4 и 7.11).

    Конкретика требований, которые предъявляются к водителю указанными знаками и линиями разметки, рассмотрены нами (или будут рассмотрены) в специальных статьях и комментариях. Поэтому здесь мы не будем повторяться.

    Все, что касается знаков остановка и стоянка запрещена: зона действия, исключения, порядок применения более детально можете посмотреть в статье про запрещающие дорожные знаки с пояснениями.

    Заметим только одно важное обстоятельство: наличие и знаков, и разметки – это несравненное благо для водителя. А все потому, что они являются весьма наглядным способом регулирования остановки и стоянки, и автовладелец воочию может убедиться в правильности (или, к сожалению, неправильности) своих действий.

    Однако наличием или отсутствием указанных ранее знаков и разметки еще не исчерпываются принципы остановки и стоянки, для которых выделен специальный раздел в ПДД.

    12 раздел ПДД: общие принципы остановки и стоянки

    12-й раздел ПДД специально посвящен правилам осуществления остановки и стоянки (в том случае, если они не запрещены уже рассмотренными знаками и разметкой).

    Итак, водителю нужно свято помнить «золотое правило»: и остановка, и стоянка разрешены на правой стороне дороги – на обочине.

    При любых обстоятельствах автовладелец, планируя парковку, может совершить ее именно здесь (если это, конечно, не запрещено иными требования ПДД).

    Однако в крупных и средних населенных пунктах обочина, как правило, отсутствует. В таких случаях Правила разрешают осуществлять остановку и стоянку на правой стороне дороги – на краю проезжей части.

    Водитель должен четко уяснить, что при наличии обочины и возможности осуществить остановку и стоянку на ней, ему запрещается использовать для этих целей проезжую часть.

    Такая тактика будет грубым нарушением ПДД, и чаще всего водители совершают его при движении вне населенного пункта. Тем самым они не только формируют помехи для движения иных транспортных средств, но и способствуют созданию аварийной ситуации в условиях скоростного движения.

    Правилами предусмотрены остановка и стоянка не только на правой стороне дороги. В двух случаях разрешено парковаться и на левой ее стороне. Но оба эти варианта напрямую связаны с участками дорог населенного пункта.

    1. Двухполосная дорога (по одной полосе для каждого направления), на которой отсутствуют трамвайные пути посередине.

    Остановка и стоянка на левой стороне таких дорог, на первый взгляд, выглядит небезопасной. Ведь выезд с такой парковки будет осуществляться с полосы встречного движения. Однако в населенном пункте – в условиях действующего ограничения скоростного режима – это опасность не представляется такой уж серьезной. А вот необходимость поиска парковочного места – напротив – выглядит достаточно актуальной проблемой.

    Становится вполне понятным  требование об отсутствии трамвайных путей посередине дороги.

    Просто в этом случае выезд транспортного средства с парковки на левой стороне весьма широкой дороги будет уже небезопасным.

    2. Дорога с односторонним движением.

    Право останавливаться на левой стороне дороги с односторонним движением не должно вызывать скепсиса или неприятия, ведь движение по всей ширине проезжей части осуществляется в одном направлении.

    Правда, водителям грузовых автомобилей, чья разрешенная максимальная масса превышает 3,5 т, необходимо помнить, что им в данных условиях разрешена только остановка и исключительно для загрузки–разгрузки транспортного средства.

    Что касается ситуации вне населенного пункта, то здесь любой водитель должен воздержаться от осуществления остановки на левой стороне дороги, а также от длительной стоянки (для продолжительного отдыха, ночлега и пр.) в пределах дороги. Ему следует найти специальную площадку, предусмотренную для стоянки или выехать за пределы дороги.

    Это требование имеет целью обеспечение максимальной безопасности как стоящего транспортного средства, так и двигающихся по дороге. В непредвиденных случаях обочина может стать участком, благодаря которому можно избежать столкновения, перестроившись на него. Поэтому обочине вне населенного пункта желательно быть свободной.

    А вот на «Автомагистрали» (5.1), например, как на скоростной трассе М11 или М4, и «Дороге для автомобилей» (5.3), остановка и стоянка, вообще, разрешены только на специальных площадках, которые вдобавок должны быть обозначены соответствующими знаками, указывающими на возможность парковки.

    В пределах такой дороги – и на проезжей части, и на обочине – остановка и стоянка категорически запрещены. Это ограничение связано и с интенсивностью движения на таких участках дороги, и с высокой скоростью движения на них.

    Расположение ТС при парковке

    При расположении транспортного средства в условиях остановки и стоянки необходимо помнить еще одно «золотое правило»: транспортное средство разрешается ставить только в один ряд и только параллельно проезжей части. Исключение из этого правила составляют лишь двухколесные ТС, которые можно ставить в два ряда.

    Иной способ парковки допускается лишь при соответствующем указании на него табличками «Способ постановки транспортного средства на стоянку», а также линиями горизонтальной дорожной разметки, обозначающими парковочные «боксы».

    В этом случае допускается осуществлять остановки и стоянку под углом к проезжей части и даже с использованием тротуарного пространства. Но в этом случае должно быть соответствующее указание таблички на такой способ постановки.

    В данных условиях водитель должен помнить еще одно требование: ставить под углом к проезжей части или на тротуаре Правила позволяют только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Иные транспортные средства ставить под углом к проезжей части или с использование тротуарного пространства запрещается.

    Всем остальным ТС такие способы парковки недоступны. Они могут осуществлять остановку и стоянку только параллельно проезжей части и только тогда, когда такой способ допускается.

    Таким образом, расположение транспортного средства при парковке относительно проезжей части должно быть параллельным, если знаками и/или разметкой не указан иной способ постановки ТС на стоянку.

    Где запрещена остановка и стоянка транспортных средств

    Особые случаи запрещения остановки

    Пункт 12.4 ПДД посвящен случаям, когда водителям категорически запрещена остановка (а, следовательно, и стоянка). Все эти случаи, предусмотренные Правилами, объединяет одно общее свойство: на таких участках совершение остановки и стоянки не является безопасным.

    1. Остановка запрещается на трамвайных путях и в непосредственной близости от трамвайных путей, если при этом остановившееся ТС создаст какие-то помехи для движения трамвая.

    Запрет на остановку в таких местах связан с невозможностью продолжения движения рельсовых транспортных средств, ведь трамвай не сможет объехать возникшее на его рельсах препятствие.

    2.  Остановка запрещена на железнодорожных переездах.

    Вряд ли здравомыслящий человек будет возражать против запрета остановки на ж/д путях, которые являются особо опасным участком дороги. Водитель должен помнить, что границы ж/д переезда ограничиваются шлагбаумами или знаками «Однопутная железная дорога» (1.3.1) или «Многопутная железная дорога» (1.3.2), установленными на въезде на переезд и выезде с него. Именно здесь запрещена остановка.

    3. Остановка запрещена в тоннелях.

    Как правило, тоннельные порталы – не столь широки, и остановка здесь будет создавать помехи для беспрепятственного и безопасного движения других транспортных средств. Да и сами водители стремятся проехать ограниченные пространства туннелей как можно быстрее.

    4. Остановка запрещена на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними (имеется исключение).

    Запрет остановки на искусственных пролетных сооружениях определен рядом обстоятельств:

    • ограниченность пространства;
    • опасность размещения здесь большого количества транспортных средств, создающих давление на опорные конструкции сооружения и пр.

    Запрет же остановки под такими искусственно созданными объектами обуславливается такой же ограниченностью пространства.

    Однако водитель должен помнить важное исключение из этого правила.

    Если НА мосту, НА эстакаде, НА путепроводе (но не под ними) в данном направлении имеется не менее трех полос для движения, то остановка и стоянка НА таких сооружениях разрешаются.

    5. Остановка запрещена на участках, на которых расстояние между остановившимся ТС и сплошной линией разметки (кроме 1.2.1), противоположным краем проезжей части или разделительной полосой  составляет менее 3 метров.

    Разберемся в хитросплетениях этого положения.

    Отсутствие 3-метрового интервала между остановившимися транспортными средствами и сплошной линией разметки делает весьма затруднительным их объезд без нарушения ПДД для других участников дорожного движения. Они будут вынуждены нарушать Правила.

    То же самое обстоятельство действует и в случае с разделительной полосой и противоположным краем проезжей части, когда водители других ТС и физически (из-за бордюра), и юридически не смогут объехать остановившийся транспорт.

    6. Остановка запрещена на пешеходных переходах, а также ближе, чем за 5 метров перед ними.

    Запрет остановки и стоянки на пешеходном переходе понятен: в противном случае будут создаваться помехи движению пешеходов, которые на этом участке пользуются преимуществом.

    Необходимая же 5-метровая дистанция перед пешеходным переходом должна обеспечить видимость водителю приближающегося транспортного средства. В этом случае выходящий на пешеходный переход пешеход не будет неприятной неожиданностью для водителей.

    7. Остановка запрещена на проезжей части в условиях ограниченной видимости (менее 100 метров в любом направлении).

    Данное ограничение остановки и стоянки вводится для того, чтобы в сложных дорожных условиях на проезжей части не было препятствий в лице остановившихся транспортных средств. Данное обстоятельство существенно затрудняет встречный разъезд. Но такое правило действует только на проезжую часть.

    На обочине остановка и стоянка не запрещаются.

    8. Остановка запрещена на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них (имеется исключение).

    Запрещение остановки и стоянки на пересечениях проезжих частей вполне закономерно. Ведь как в таком случае будут двигаться другие участники дорожного движения?

    Очень важное обстоятельство. Некоторые водители говорят о том, что остановка и стоянка запрещены на перекрестке. Это неправильно: именно на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них. И это принципиально!

    Обратимся к следующему примеру.

    Перед нами — перекресток с круговым движением. Он образован тремя пересечениями проезжих частей. И остановка (со стоянкой) на таком перекрестке разрешены, но при соблюдении 5-метровой дистанции до каждого пересечения.

    Важно заметить, что из этого правила есть одно исключение: на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки (или разделительной полосой) напротив бокового проезда остановка и стоянка разрешены. Естественно, при соблюдении 3-метрового интервала до сплошной линии (или разделительной полосы).

    Такое исключение вполне объяснимо. При сплошной линии (или разделительной полосе) на таком перекрестке запрещены повороты налево и развороты. Поэтому стоящее напротив бокового проезда транспортное средство не будет создавать помех для прямолинейного движения других ТС.

    И, наоборот, прерывистая линия разметки на перекрестке создаст толчею и приведет к затору.

    9. Остановка запрещена в местах остановок общественного транспорта (маршрутных транспортных средств) и стоянок легковых такси, а также за 15 метров до и после них (имеется исключение).  

    Подобное ограничение остановки и стоянки объясняется необходимостью беспрепятственного движения маршрутных транспортных средств и легковых такси.

    А что касается 15-метровой дистанции до и после таких мест, то это требованием связано с перспективой беспрепятственного выезда такого транспорта с указанных участков дороги.

    При наличии разметки «желтой ломаной» (1.18) водитель должен отмерять положенные 15 метров с каждой стороны от нанесения линии разметки. А при отсутствии разметки – от знаков 5.16 – 5.18.

    Исключение из рассматриваемого правила состоит в следующем: водителям разрешается совершать остановку в местах остановок общественного транспорта и стоянок легковых такси только при соблюдении двух условий (одновременно):

    • для посадки и высадки пассажира;
    • при условии несоздания помех маршрутным транспортным средствам и легковым такси.

    Поэтому совсем не обязательно включать «аварийку» при посадке-высадке пассажиров на автобусной остановке. Главное – не создать помех «маршруткам», высаживая или усаживая пассажиров.

    10. Остановка запрещена в тех местах, где остановившееся ТС сделать невозможным въезд или выезд другим ТС, создаст помехи пешеходам, а также закроет средства регулирования дорожного движения (знаки или сигналы светофора).  

    Такой запрет очевиден.

    К примеру, водитель грузового автомобиля закрыл для других водителей видимость дорожного знака «Остановка запрещена».

    А с этой ситуацией нужно очень долго разбираться. Правонарушителей здесь много. Только вот как им удастся разъехаться.

    11. Остановка запрещена на полосе для велосипедистов.

    Здесь все понятно и без комментариев. Это – полоса только для велосипедистов, и водителям механических транспортных средств на ней делать нечего: ни для движения, ни для остановки или стоянки.

    Особые случаи запрещения стоянки

    Согласно ПДД, стоянка запрещается в тех местах, где запрещается остановка. Это обстоятельство вполне логично, ибо, как уже отмечалось ранее, невозможно совершить стоянку, предварительно не совершив остановки (хотя бы на 5 минут).

    Итак, стоянка (как и остановка) запрещается:

    1) на трамвайных путях и в непосредственной близости от трамвайных путей, если при этом остановившееся ТС создаст какие-то помехи для движения трамвая;

    2) на железнодорожных переездах;

    3) в тоннелях;

    4) на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними (кроме случаев, когда НА мосту, НА эстакаде, НА путепроводе (но не под ними) в данном направлении имеется не менее трех полос для движения);

    5) на участках, на которых расстояние между остановившимся ТС и сплошной линией разметки (кроме 1.2.1), противоположным краем проезжей части или разделительной полосой  составляет менее 3 метров;

    6) на пешеходных переходах, а также ближе, чем за 5 метров перед ними;

    7) на проезжей части в условиях ограниченной видимости (менее 100 метров в любом направлении);

    8) на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них (кроме случая стоянки на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки (или разделительной полосой) напротив бокового проезда);

    9) в местах остановок общественного транспорта (маршрутных транспортных средств) и стоянок легковых такси, а также за 15 метров до и после них;

    10) в тех местах, где остановившееся ТС сделать невозможным въезд или выезд другим ТС, создаст помехи пешеходам, а также закроет средства регулирования дорожного движения (знаки или сигналы светофора);

    11) на полосе для велосипедистов.

    Кроме этих случаев, стоянка запрещена еще на двух участках.

    1. Стоянка запрещена вне населенного пункта на проезжей части дорог, обозначенных знаком «Главная дорога» (2.1).

    Запрет на стоянку на таком участке дороги обусловлен высокой скоростью движения вне населенного пункта. Особенно, если движение осуществляется по главной дороге. В подобных условиях стоящее на проезжей части транспортное средство будет явной помехой. И если кратковременная остановка здесь допускается, то стоянка с использованием проезжей части Правилами исключена из соображений элементарной безопасности.

    Следовательно, вне населенного пункта на проезжей части дороги, обозначенной знаком «Главная дорога», стоянка разрешается исключительно на обочине или за пределами дороги.

    2. Стоянка запрещена в 50-метровой зоне до и после железнодорожных переездов.

    Стоянка, как и остановка, запрещена на железнодорожном переезде. Это не обсуждается. Но стоянку нельзя осуществлять еще и на расстоянии 50 метров до и после переезда.

    Такой запрет объясняется опасностью данного участка дороги, находящегося в непосредственной близости от железнодорожных путей.

    Действия водителя и пассажиров при остановке и стоянке

    При осуществлении остановки или стоянки водителю и пассажирам запрещается открывать двери ТС, если эти действия создадут помехи другим участникам движения.

    Согласитесь, хрестоматийный пример и весьма распространенная ошибка и водителей, и пассажиров.

    В том случае если водитель собирается покинуть транспортное средство и оставить его без наблюдения, он обязан предпринять все возможное, чтобы исключить возможность непроизвольного движения ТС, а также его несанкционированное использование.

    Это означает, что следует ограничить доступ посторонних лиц в транспортное средство (закрыть замки дверей и багажника, задействовать предусмотренную конструкцией противоугонную систему, поставить автомобиль на сигнализацию и пр.).

    Таким образом, знание водителем правил осуществления остановки и стоянки транспортных средств позволит, с одной стороны, избежать наказания в соответствии  с действующим законодательством (в виде административного штрафа и эвакуации ТС на штрафную стоянку), а с другой, — сохранить свое транспортное средство в неприкосновенности (или хотя бы затруднить несанкционированное проникновение в него и незаконное завладение им).

    На официальном сайте Автокод пробить автомобиль можно по VIN номеру.

    Прочитав эту статью, вы узнаете о порядке применения шин в соответствии с сезоном.

    Рекомендуем посмотреть комментарии к ПДД https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/dorozhnye-znaki/preduprezhdayushhie.html по предупреждающим дорожным знакам.

    Видео — ПДД остановка и стоянка — подробное объяснение:

    Может заинтересовать:


    Смотрите также

    
    Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)
    Загрузка...