Система стабилизации автомобиля что это


что это такое и как работает? :: Autonews

Система ESP работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. (Фото: Daimler A.G.)

Впрочем, важно понимать, что возможности ESP по корректировке заноса и стабилизации автомобиля в критической ситуации не бесконечны. Законы физики не может отменить ни одна электронная система. И если скорость, на которой возникает занос, слишком высока или коэффициент сцепления скользкой поверхности под колесами слишком низкий, то даже умная электроника может оказаться беспомощной. Всегда важно помнить, что система стабилизации значительно снижает риски возникновения заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их.

ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?

Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.

Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.

Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.

На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает систему не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения. (Фото: Shutterstock)

Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.

Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической. Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.

Что делать, если горит лампочка ESP?

Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой, горит в двух случаях. Первый — если ESP срабатывает. Второй — если система неисправна. Впрочем, в первом случае она, как правило, мигает и затем вновь отключается после предотвращения скольжения, а во втором загорается и не гаснет, пока неисправность не устраняется.

Глобально проблемы с системой могут возникнуть по нескольким основным причинам. Достаточно распространенный случай — это когда есть неисправность датчиков скорости вращения колеса, которые подключены к тяговому устройству и блоку управления двигателем. Каждое колесо имеет отдельный датчик, и если даже один из них выходит из строя, то система больше не уведомляется и об изменениях скорости, и вследствие такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.

Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой. (Фото: Shutterstock)

Другой распространенной причиной ошибки ESP на приборной панели может быть неисправный датчик угла поворота рулевого колеса. В случае его выхода из строя система также перестает получать сигналы об угле поворота руля и, соответственно, не может корректно работать.

Кроме того, часто неисправности ESP могут быть связаны с программным обсечением. В таком случае вся тяговая система может потребовать полного перепрограммирования просто из-за проблем с текущим программным обеспечением.

Впрочем, это лишь самые распространенные неисправности. Однако нужно помнить, что система стабилизации состоит из множество сложных компонентов, и поломка любой из них может стать причиной загоревшейся лампочки на приборной панели. Так что при появлении соответствующего сигнала все же лучше обратиться в сервисный центр и устранить неисправность.

Как работает система стабилизации? — журнал За рулем

Вообще-то у нее множество имен: ESP, ESC, DSC, VSA, ASTC, VDS и прочая-прочая... За каждой из мудреных аббревиатур скрывается по сути одно и то же, а именно электронная система, призванная оставить автомобиль на траектории, предотвратить занос или скольжение даже в критических ситуациях, когда водитель из-за недостатка времени или опыта не может выполнить нужный маневр самостоятельно.

Систему динамической стабилизации мы называем ESP. Ведь “Электроник стабилити программ” — зарегистрированная торговая марка фирмы “Бош”, чьи инженеры запатентовали ее еще в 1959 году. Кстати, именно поэтому собственные разработки подобных технологий автомобильным фирмам приходится называть другими именами. Система включает датчики в колесах, тормозах, рулевом управлении, так называемый G-сенсор, отслеживающий угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси, а также датчики боковых ускорений.

esp

Водитель превысил допустимую скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте. В обычной ситуации это привело бы к заносу автомобиля и РАЗВОРОТУ НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ. Но ESP выровняла траекторию движения, притормозив колеса, идущие по внешнему радиусу поворота

Водитель превысил допустимую скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте. В обычной ситуации это привело бы к заносу автомобиля и РАЗВОРОТУ НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ. Но ESP выровняла траекторию движения, притормозив колеса, идущие по внешнему радиусу поворота

Все это электронное воинство по 25 раз в секунду снимает показания и передает их в блок управления. И если, сопоставляя полученную информацию, “в центре” вдруг понимают, что реальное движение автомобиля никак не соответствует положению рулевого колеса и желанию водителя, меры принимаются незамедлительно. Блок управления отдает команду исполнительным модулям в тормозах и в двигателе, чтобы те замедлили вращение того или иного колеса или колес, а также уменьшили подачу топлива в камеру сгорания. Более того, некоторые системы стабилизации на машинах с АКП умеют даже переключаться на пониженную. От водителя требуется только работа рулем.

Водитель не рассчитал скорость или попал на скользкий участок дороги, и автомобиль под воздействием силы инерции должен был ЗАСКОЛЬЗИТЬ НА ОБОЧИНУ. Но ESP, замедлив вращение колес внутренней части поворота, уменьшила радиус движения, позволив благополучно вписаться в вираж

Водитель не рассчитал скорость или попал на скользкий участок дороги, и автомобиль под воздействием силы инерции должен был ЗАСКОЛЬЗИТЬ НА ОБОЧИНУ. Но ESP, замедлив вращение колес внутренней части поворота, уменьшила радиус движения, позволив благополучно вписаться в вираж

Водитель не рассчитал скорость или попал на скользкий участок дороги, и автомобиль под воздействием силы инерции должен был ЗАСКОЛЬЗИТЬ НА ОБОЧИНУ. Но ESP, замедлив вращение колес внутренней части поворота, уменьшила радиус движения, позволив благополучно вписаться в вираж

Поскольку единственное, что ESP сделать не в состоянии — это выбрать за водителя верную траекторию движения. Конечно, система динамической стабилизации не панацея. Тем не менее она исправляет большинство водительских ошибок, в разы сокращая шансы попасть в аварию. Неудивительно, что согласно статистике больше жизней на дороге, чем ESP, спасли лишь ремни безопасности.

  1. Исполнительный модуль управления тормозной системой
  2. Датчик угловой скорости колеса
  3. Датчик угла поворота рулевого колеса
  4. Датчики угла поворота вокруг вертикальной оси и величины поперечного ускорения
  5. Исполнительный модуль управления дроссельной заслонкой исправляет большинство водительских ошибок, в разы сокращая шансы попасть в аварию. Неудивительно, что согласно статистике больше жизней на дороге, чем ESP, спасли лишь ремни безопасности.

МЫ РЕШИЛИ:

Цена — единственный минус системы динамической стабилизации. Увы, далеко не на всех автомобилях она включена в список стандартного оборудования, а в качестве опции дороговата — от 13 до 25 тысяч. И все же лучше отказаться от “музыки”, металлика и даже обогрева сидений, чем экономить на ESP. Ведь в большинстве сложных ситуаций она реально помогает водителю оперативно скорректировать движение автомобиля и избежать ДТП. Вот почему система динамической стабилизации — не роскошь, а необходимость.

ЛОСИНАЯ ИСТОРИЯ

Массовому распространению ESP мы во многом обязаны Роберту Коллину. В 1998-м во время тест-драйва “Мерседес-Бенца” А-класса этот шведский журналист умудрился перевернуться при выполнении переставки на скорости всего 37 км/ч! В пожарном порядке исправляя конструктивные недочеты “ашки”, немецкие инженеры включили в базовое оснащение модели разработанную фирмой “Бош” систему динамической стабилизации. Кстати, первым серийным автомобилем, на котором появилась ESP, также был “Мерседес-Бенц”. За три года до скандального “лосиного теста” электронный ангел-хранитель дебютировал на S-классе модели W140.

Как работает система стабилизации?

Вообще-то у нее множество имен: ESP, ESC, DSC, VSA, ASTC, VDS и прочая-прочая... За каждой из мудреных аббревиатур скрывается по сути одно и то же, а именно электронная система, призванная оставить автомобиль на траектории, предотвратить занос или скольжение даже в критических ситуациях, когда водитель из-за недостатка времени или опыта не может выполнить нужный маневр самостоятельно.

Как работает система стабилизации?

Система стабилизации | Зачем нужна и чем полезна

Система динамической стабилизации – это система, в рамках которой работает набор алгоритмов, которые помогают водителю попасть туда, куда он направляет автомобиль.

Названий у данной системы множество: ESC (Electronic Stabiliti Control), ESP (Electronic Stabiliti Program), DSC (Dynamic Stabiliti Control), Stabilytrack и т.п. Но суть одна – система контролирует поперечную и продольную динамику автомобиля. То есть, борется с продольными и поперечными скольжениями, пытаясь вернуть поскользнувшиеся колёса в предел сцепных свойств, а автомобиль на заданную траекторию. Алгоритмы работы систем во многом схожи, хотя у разных производителей могут качественно отличаться, что, конечно же, сказывается на уровне активной безопасности автомобиля.

Современные самые продвинутые системы отслеживают порядка 10–30 различных параметров движения автомобиля: посредством акселерометров и датчиков вращения учитываются боковые и продольные ускорения и нагрузки, оценивается характер вращения автомобиля вокруг вертикальной, продольной и поперечной осей, а также разница в скоростях вращения колёс. То есть электроника в любой момент времени знает куда и как движется автомобиль. И вся эта потоковая информация сравнивается с углом поворота рулевого колеса, который так же определяется специальным датчиком.

Компоненты системы динамической стабилизации:

1. Гидромодуль, включающий насос и электромеханические клапаны, создающие и регулирующие давление в рабочих магистралях тормозных механизмов соответствующих колёс

2. Тормозные механизмы

3. Датчик поворота управляемых колёс

4. Датчики поперечного, продольного ускорения и датчик угловой скорости

5. Блок управления

Если скользит передняя ось (снос)

Если система понимает, что задаваемое рулём направление не совпадает с направлением движения, она делает вывод, что скорость движения по дуге поворота завышена, и что начался снос передних колёс. В этом случае система о наступившем скольжении предупредит нас промаргиванием жёлтой пиктограммки со скользящей машинкой или надписи ESP на приборной панели.

Одновременно с этим, система ограничит топливоподачу. Для чего? У большинства неподготовленных водителей в экстренной ситуации мышцы приходят в избыточный тонус. Если до и во время сноса нога у такого водителя была на педали газа, он, само-собой, начинает дожимать её. А это чрезвычайно опасно на любом типе привода – разгон, и, как следствие, увеличившаяся инерция, а так же избыточная тяга (если это передне- или полноприводный автомобиль) сособствует ещё большему сносу. Ограничение топливоподачи сособствует активному перераспределению веса, то есть, в данном случае передние скользящие колёса дозагрузятся – получат дополнительный сцепной вес, и этого в ряде случаев достаточно для того чтобы снос прекратился.

Вместе с умешьшением подачи топлива система стабилизации при помощи специального насоса в тормозной системе начинает притормаживать внутренние к повороту колёса, с акцентом на заднее внутреннее колесо. Так формируется вращающий момент, который разворачивает автомобиль на выход из поворота. Одновременно с этим гасится скорость и инерция. Аналогично система действует, если автомобиль вылетает наружу поворота со скольжением обеих осей.

Если скользит задняя ось (занос)

Если система понимает, что вращение автомобиля вокруг вертикальной оси избыточно и не соответствует фазе поворота (то есть начался занос), система работает согласно иному алгоритму.

Независимо от типа привода электроника так же предупредит об опасности моргающей пиктограммой, уменьшит топливоподачу (ради того, чтобы напуганный водитель по неопытности не отправил автомобиль в ещё более глубокий занос), и начнёт притормаживать переднее внешнее к повороту колесо, создавая момент противовращения возникшему заносу. Одновременно с этим скорость движения падает, что способствует уменьшению инерции автомобиля и его стабилизации.

Алгоритм работы простейшей ESP, разработанной компанией Bosch. Во время экстренного объезда препятствия на любом типе покрытия на любом автомобиле из-за резких действий возможны как снос, так и занос. Обратите внимание как система стабилизации поочерёдно в связке манёвров, обеспечивающих объезд, борется с этими скольжениями. Современные даже самые простые системы перепросчитывают ситуацию с частотой 20–25 раз в секунду. Время реакции системы около 0,2 секунды. Учебное видео, источник

А если пробуксовка?

Если вы двигаетесь в повороте на скорости близкой к предельной, то есть автомобиль вот-вот поскользнётся, и вы вдруг решите неаккуратно нажать на газ, вы легко можете вызвать силовое скольжение ведущих колёс (колёса одновременно и буксуют, и скользят вбок). Ведущая ось в этом случае не поедет по заданной траектории, а начнёт скользить по вектору скорости наружу поворота, рискуя отправить автомобиль на полосу встречного движения или на обочину. Снос это будет, занос, или боковое скольжение обеих осей, зависит от типа привода.

То есть, избыток тяги и пробуксовка могут стать причиной потери курсовой устойчивости, когда на автомобиль действует любая поперечная сила (например, центробежная сила в повороте или сила гравитации на уклоне).

Поэтому, продольное скольжение контролируется специальным противобуксовочным алгоритмом системы стабилизации, который, как правило, называется Traction Control Sistem (Система Контроля Тяги). Стоит ведущим колёсам сорваться в пробуксовку на 5-10 градусов, как система тут же ограничит газ, а при необходимости притормозит колёсным тормозом сильно забежавшее вперёд колесо. Внимание! Во многих бюджетных автомобилях предусмотрен только такой «урезанный» режим системы стабилизации, работающий только по пробуксовке.

Обратная сторона медали противобуксовочной системы – при трогании с места и разгоне (например, при опережении или обгоне) на скользких и рыхлых покрытиях система, уберегая нас от пробуксовки и потери курсовой устойчивости, может очень сильно помешать.

Многие систему в данном случае ругают, дескать, электроника не дала выполнить задуманное, но смысл здесь в том, что вмешиваясь, она спасает вас от страшного. Если система сработала – это звонок о том, что вы уже на пределе, что скорость нужно снижать, а от обгона в этих условиях, скорее всего, лучше воздержаться.

На скользких (лёд, снег), рыхлых (гравий, глина, песок) и нестабильных (припорошенный снегом лёд, присыпанный песком асфальт) покрытиях резина работает совершенно иначе, нежели на сухом или мокром асфальте. Здесь максимальная эффективность разгона достигается за пределом сцепления при определённым коэффициенте проскальзывания. Например, на рыхлом снегу максимально эффективный разгон будет достигнут при 30–35% пробуксовке, на плотном при – 15–20%.

На такой случай производители предусматривают специальные режимы работы. Часть производителей, чьи автомобили оснащены самыми простыми системами, рекомендуют в таких условиях ESP отключить вовсе, доступную пробуксовку вам придётся дозировать самостоятельно. И это опасно, поскольку поперечные скольжения остаются без контроля. К тому же бесконтрольная избыточная пробуксовка на разгоне неэффективна, так как ведёт к сильному уменьшению коэффициента сцепления.

Поэтому, часть производителей позволяют систему стабилизации отключить частично. То есть, с пробуксовкой электроника в «промежуточном» режиме бороться не будет, но в случае поперечных скольжений (снос/занос) система вступает в действие, хотя и несколько позже, чем в случае с полностью активированной системой курсовой устойчивости.

Учебное видео, источник И, наконец-таки, самые продвинутые производители (BMW, Mercedes, Porsche, Jaguar, Cadillac...) предлагают для наиболее эффективного старта и разгона специальный режим дозированной тяги (видео выше). Если вы на скользком или рыхлом покрытии в этом режиме нажмёте на педаль газа «в пол», электроника самостоятельно будет регулировать и подбирать нужную степень пробуксовки ведущих колёс для наиболее интенсивного разгона. При этом, буксующее забегающее вперёд на более скользком покрытии колесо будет аккуратно притормаживаться рабочей тормозной системой, чтобы отдать полезный крутящий момент на противоположное колесо, имеющее лучший зацеп. Степень пробуксовки система выбирает, ориентируясь по датчикам ускорения. И, как правило, в режиме дозированной тяги по заносу электроника срабатывает существенно позже, чем в том случае, когда система стабилизации активирована полностью. Это нужно знать и понимать. Часть вышеуказанных производителей для наиболее жёстких условий (бездорожье, глубокий снег, раскисшая глина и т.п.), когда нужна 200/300/400% пробуксовка, предусматривает полное отключение системы стабилизации. Но всё чаще системы стабилизации выполняют без возможности полного отключения.

Мы же на дорогах общего пользования в штатных режимах движения систему стабилизации выключать полностью не рекомендуем. Разобраться с режимами работы вашей системы стабилизации вы должны самостоятельно, в инструкции к автомобилю есть подробная информация.

Действуя на опережение

На некоторых автомобилях система может срабатывать заранее ещё до начала скольжений, при определённых значениях боковой перегрузки, в этом случае система учитывает развитие углов бокового увода колёс. На многих автомобилях, у которых центр тяжести расположен достаточно высоко (кроссоверы, внедорожники) система курсовой устойчивости способна определять тенденции к опрокидыванию и превентивно бороться с ними, основываясь на информации, полученной с датчиков бокового ускорения и крена.

Тест Euro NCAP (Европейский комитет по оценке активной и пассивной безопасности автомобилей), проверяющий работоспособность и эффективность системы стабилизации на сухом асфальте при скорости 80 км/ч.

Во время испытания имитируется экстренный объезд препятствия. Этот манёвр предполагает повороты руля на 180 градусов влево, на 360 – вправо с дальнейшим возвратом рулевого колеса в нулевое положение. Очень сложная для автомобиля ситуация, поскольку во время первого манёвра возникает снос передней оси, а во втором манёвре и при переходе к прямолинейному движению – занос. Почувствуйте, что называется, разницу.

Учебный материал, источник

Самые продвинутые системы могут работать не только по факту скольжения, но и на опережение. В память вносятся десятки тысяч возможных сценариев развития экстренных ситуаций. То есть, если система видит начало развития сценария, она уже на опережение может предложить решение этой ситуации. Электроника заранее притормозит с нужными усилиями нужные колёса… Заранее ограничит или даже добавит тягу, на тех колёсах, которые могут способствовать более еффективной реализации предстоящего манёвра. Сценарии, вносимые в память, нарабатываются и отачиваются во время глубокой и кропотливой испытательской работы. Как? Специальные предсерийные инженерные образцы проходят сотни тысяч километров по разным покрытиям в различных режимах движения во всём диапазоне скоростей. Инженеры, провоцируя различные ситуации в предалах и за пределами сцепных свойств, вырабатывают готовые ответные алгоритмы, которые затем вносятся в пямять.

ESP – не панацея Какой бы умной, чуткой и продвинутой ни была электроника, она стабилизирует автомобиль путём контроля тяги и притормаживания соответствующих колёс. А значит предел её возможностей ограничен пределом сцепления колёс с дорогой. Если водитель, надеясь на всесильность электроники, бездумно превысил все мыслимые и немыслимые скоростные лимиты, а следовательно и предельные возможности покрытия, система ему не помощник. Конечно она будет делать всё, чтобы стабилизировать автомобиль и отправить его на ту траекторию, которую водитель показал рулём, но… Инерцию и центробежную силу никто не отменял.

Как вы помните, двуктарное увеличение скорости движения согласно квадратичной зависимости ведёт к четырёхкратному увеличению инерции и центробежной силы. Сила, энергия и скорость развития заноса при двукратном увеличении скорости также растёт согласно квадрату скорости. При этом сила трения с увеличением скорости несколько падает. Добавьте к этому время реакции электроники на ситуацию (как правило 0,2-0,3 секунды) и станет понятно – чем выше скорость, на которой возникает скольжение, тем меньше шансов у системы с ним справиться.

На мокром и сухом и асфальте ESP наиболее эффективна на скоростях до 80–100 км/ч. На укатанном щебне и гравии (здесь трения сильно зависит от консистенции покрытия) потеря эффективности заметна на скоростях около 50-60 км/ч. Если говорить про зимнее покрытие – лед, снег, микст – эффективность систем стабилизации начинает стремительно падать уже по достижении 40 км/ч, и всё это согласно квадрату скорости.

Система стабилизации – ваше продолжение Если при возникновении экстренной ситуации – сноса или заноса – бездействовать, система стабилизации сама по себе мало что cделает. Да она подыграет водителю, да снизит скорость. Но наибольшая эффективность системы будет достигнута, если активно применять контраварийные действия. Система не видит дорогу нашими глазами, о том что ей делать и куда в итоге должен быть направлен автомобиль, она узнаёт по углу поворота управляемых колёс. Дайте системе эту информацию! Делайте всё, что зависит от вас, и она сделает всё, что зависит от неё.

И даже при таком раскладе, самая продвинутая система стабилизации – это всего лишь помощник. Исход экстренной ситуации в первую очередь зависит от адекватности действий водителя, от его навыков, необходимых для стабилизации. Вывод? Учиться. Учиться взаимодействию с автомобилем. Учиться взаимодействию с системой стабилизации.

В автомобиле – главный – водитель, а не электроника.

Что говорит статистика? Согласно исследованиям институтов безопасности стран Евросоюза, США и Японии, а так же ряда автомобильных компаний, около 40% всех аварий со смертельным исходом происходят в результате потери стабильности – сноса, заноса. Система динамической стабилизации способна предотвратить до 80% аварий, происходящих по этой причине.

#Статьи

25 лет электронной системе стабилизации ESP

Четверть века скромного благородства

Даниил Минаев
Фото автора, Bosch и Daimler AG

Уже четверть века спасает жизни и смягчает последствия ДТП привычная сегодня даже в недорогих автомобилях система динамической стабилизации ESP. Вспомним истоки и мысленно поблагодарим создателей, конструкторов, разработчиков, проектировщиков и рядовых инженеров, доводивших до совершенства набор компонентов, без ложной скромности, спасающий жизни.

Напомню классификацию систем безопасности современного автомобиля. Она подразделяется на три вида: активная, пассивная и послеаварийная. Активная безопасность – это комплекс мероприятий, особенностей конструкции, приборов и систем авто, направленный на избежание самого факта ДТП. Среди современной бортовой электроники, в первую очередь, это всем знакомые антиблокировочная система тормозов и система динамической стабилизации ESP (Electronic Stability Program).

Пассивная безопасность направлена на снижение тяжести последствий уже неизбежного ДТП. Это конечно же ремни и подушки безопасности, всевозможные травмобезопасные элементы конструкции, энергопоглощающие зоны удара.

Комплекс мер послеаварийной безопасности направлен на скорейшее извлечение пострадавших из покорёженных машин и создание систем оповещения для немедленного прибытия спасателей.

Крепче за «баранку» держись…

Мокрая дорога и внезапный манёвр ухода от столкновения… Такие манёвры, мягко говоря, не приветствуют ПДД. Подобные истории могут закончиться в овраге или у аварийного отбойника – и нередко со смертельным исходом или тяжёлыми травмами. Но почти 25 лет назад была изобретена электронная система стабилизации, получившая торговую марку ESP.

Это плод работы компании Bosch, а впервые применена эта система была на автомобилях концерна Daimler-Benz (в разные годы Daimler AG менял официальные наименования) на Mercedes-Benz S-класса в 1995 году. С тех пор ESP обеспечивает безопасность транспортных средств, в том числе в критических ситуациях.

Исследователи Bosch в области аварийных ситуаций считают, что за последние 25 лет только в ЕС система стабилизации спасла около 15 000 жизней, а также предотвратила почти полмиллиона несчастных случаев с травмами. Наряду с ремнём и подушкой безопасности система ESP является одним из важнейших спасательных средств в автомобиле.

Несколько цифр

С момента старта производства в 1995 году компания Bosch продолжает совершенствовать свою систему стабилизации и ко второй половине 2020 года произвела более 250 миллионов товарных комплектов систем ESP. Очень быстро эта система распространилась на все виды автомоблильного транспорта и на легковые, и на грузовые. Представить современный автомобиль без этого электронного ангела-хранителя уже сложно. Во всём мире 82% новых автомобилей оснащены ESP, тогда как ещё в 2017 году этот показатель составлял 64%».

ESP может предотвратить до 80% аварий, связанных с заносом. Система электронной стабилизации особенно эффективна в условиях мокрого или обледенелого покрытия в момент ухода от столкновения с неожиданными препятствиями, например, животными (однако, не забываем, что в критической ситуации водитель согласно ПДД маневрировать права не имеет, только экстренно тормозить! – Прим. редакции) или при движении на высокой скорости на поворотах, в случаях, если водитель ошибочно определил их реальную категорию.

Диаграммы моделирования нештатных, но регулярно закономерных ситуаций, в которых предстоит отрабатывать ESP

Как это работает

Электронная система стабилизации непрерывно анализирует динамические показатели движения автомобиля. Алгоритм должен безошибочно определить, движется ли ТС в том направлении, которое задает водитель. Для этого сопоставляются такие данные, как скорость движения, угол поворота рулевого колеса, угловые скорости вращения всех колёс автомобиля и одновременно некоторые параметры работы силового агрегата (в зависимости от конструкции двигателя и КП эта группа параметров может существенно различаться). Если все эти полученные суммарно данные создают несовместимый базис, вмешивается ESP. С первого взгляда это может показаться простым, но на самом деле работа системы представляет сложный процесс. Интеллектуальные датчики сопоставляют угол поворота рулевого колеса и траекторию движения автомобиля 25 раз в секунду. Если показания расходятся, ESP понижает крутящий момент двигателя и тормозит отдельные колёса.

Прорыв после «лосиного теста»

Это достижение имеет долгую историю. Оно началось в 1980-х годах, когда независимо друг от друга Bosch и Daimler-Benz предпринимали усилия по достижению большей устойчивости транспортного средства. С 1992 года и до выхода изоб­ретения на рынок, эксперты двух компаний объединились в одном проектном подразделении. Легендарный «лосиный тест», проведённый в 1997 году, помог совершить настоящий прорыв в разработке системы. В период этих испытаний для шведского автомобильного журнала автомобиль Mercedes-Benz А-класса опрокинулся, уходя от столкновения. В ответ Mercedes-Benz включил ESP в список стандартного оборудования. С тех пор всё больше и больше автомобилей разных автопроизводителей оснащаются системой стабилизации.

Логика законодателей

Меньше аварий, меньше травм, меньше смертельных случаев – законодательные органы также признали преимущества ESP и сделали её обязательной функцией для транспортных средств во многих регионах мира. В ЕС процесс внедрения этой нормы проходил постепенно. С нояб­ря 2011 года требование по обязательному оснащению автомобиля системой ESP стало актуальным для новых легковых автомобилей и коммерческого транспорта. С 1 нояб­ря 2014 к этому списку добавились все вновь зарегистрированные легковые и коммерческие автомобили. В Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, Эквадоре, Израиле, Японии, Малайзии, Новой Зеландии, России, Южной Корее, Турции и Соединенных Штатах обязательное использование системы стабилизации либо закреплено юридически, либо имеет форму добровольного обязательства. Европейский опыт показывает, что по мере того, как доля транспортных средств, оснащённых этой системой, возрастает, число аварий уменьшается.

Основа беспилотного вождения и многообразие техники

Сегодня система ESP существует в исполнении для всех типов силовых агрегатов: от двигателей внутреннего сгорания до электродвигателей, а также для транспортных средств всех видов: от компактных легковушек, микроавтобусов до коммерческих автомобилей большой грузоподъёмности и автопоездов. Есть готовые решения и для моторизованных двухколёсных транспортных средств. Пример – система контроля устойчивости мотоцикла MSC, запущенная компанией Bosch в 2013 году.

Базовая технология

ESP является и базовой технологией для многих систем помощи водителю, в том числе для беспилотного вождения, в котором Bosch видит залог реализации концепции «нулевой смертности». Неважно, будет ли находиться человек за рулём или нет, в будущем по-прежнему необходимо и с возрастающей долей ответственности предотвращать несчастные случаи…

Когда и зачем отключать ESP

Не многие уже, наверное, помнят, но в начале 90-х во многих машинах была кнопка отключения ABS. Тогда считалось нормой давать водителю возможность больше контролировать автомобиль. Потом от этой идеи отказались. Сегодня по такому же пути развития идет система ESP, не на всех, но уже на некоторых машинах ее нельзя отключить, либо можно, но лишь частично. Но ESP не ABS, если смысл выключения антиблокировочной системы действительно не очевидный, то вот систему стабилизации деактивировать не только можно, но и в некоторых ситуациях еще и нужно.

Кнопка отключения ESP

Тут стоит сразу добавить, что в современных автомобилях ESP это не только непосредственно система стабилизации с возможностью подтормаживать отдельные колеса в критических ситуациях, но куча других систем, в том числе и противобуксовочная. Все они работают под управлением одного блока и действуют в комплексе. Проблемы от работы электроники обычно возникают в четырех ситуациях.

Для чего нужна система ESP

1. Грязь, песок, снег

Давно замечено, ESP хоть и повышает безопасность, но ухудшает проходимость. Там, где нужно проехать препятствие ходом не сбавляя скорость, система в неудачный момент может обрубить тягу на колесах и «засадить» автомобиль. Вредна для легкого бездорожья и антипробуксовочная система. Без ее вмешательства активно буксуя можно счистить рыхлую поверхность и докопать до твердого грунта или упругого снега, что позволит выехать из препятствия, а с ней машина сразу вязнет.

Подобных сравнений проводилось уже немало, всегда автомобиль с включенной ESP застревает чуть ли не ровном месте, а с отключенной или вообще без нее уверенно «пашет» снежный покров и грязь. В реальной эксплуатации разница глобальная – на машине с неотключаемой системой стабилизации можно застрять в безобидном месте.

Lexus IS застрял на ровном месте

В последнее время производители научили системы стабилизации имитировать блокировку дифференциала, подтормаживая ведущее колесо, что позволяет часть крутящего момента перекинуть на ту сторону, где лучше зацеп. Пока эта система не догнала по эффективности «механические» блокировки, да и у различных автоконцернов работает с разной эффективностью, но смысл в ней уже появился.

Получается противоречащие, с одной стороны польза, с другой вред. Для водителя в этой связи важно научиться понимать положение, в котором он оказался. Если проблема в геометрии, одно колесо повисло в воздухе, то тогда ESP нет смысла выключать, наоборот она может даже помочь, но если поверхность более-менее ровная, но не хватает сцепления, то тогда шансов выехать без ESP больше.

2. Тронуться в горку

Еще одна ситуация, когда пробуксовка колес вредна – трогание в горку, особенно на скользкой поверхности. Для переднеприводного автомобиля, у которого ведущие колеса разгружаются при старте с места, это и так не самая простая процедура, а тут еще и электроника обрубает тягу и не дает буксовать колесам. А «букс» и мощность для старта в гору ой как нужны. Без них сцепления шин может банально не хватить, и автомобиль никуда не поедет.

Также ESP начинает вредить, когда водитель устанавливает на ведущие колеса цепи противоскольжения. На такую работу электронику никто не настраивал, она откровенно теряется и только мешает нормальной езде.

3. Спорт и дрифт

Конечно, ESP будет вредить в ситуации, когда нужно получить от автомобиля максимальную скорость – на гоночных треках или во время специальных упражнений типа дрифта. Электроника будет тормозить скольжения, ограничивать «подвижность» задней оси, не даст раскручиваться мотору в поворотах. Так что на гоночных трассах ESP нужно отключать.

Зимний дрифт

И для разгона особого толка от системы стабилизации нет. Некоторые считают, что без пробуксовки колес автомобиль быстрее сможет передать крутящий момент и найти сцепление с дорогой, но по факту все упирается в ограничение оборотов мотора, в реальных сравнениях старт с места без ESP оказывается быстрее чем с включенной системой.

4. Разные колеса на одной оси

Еще одна проблема чисто техническая: если пришлось поставить неполноразмерную запаску или докатку, то ESP нужно отключать, потому что она не сможет адекватно работать. Основа системы – датчики, которые считывают количество оборотов каждого колеса, а коли их диаметр разный, то система начнет сходить с ума. Подобный эффект иногда возникает и при использовании покрышек одинакового размера, но разного износа или протектора, но это все-таки редкий случай.

Отключай не отключай

Как видите, есть сразу четыре ситуации, когда ESP лучше выключить. Однако далеко не на всех автомобилях это можно сделать. У автопроизводителей не выработалось единого подхода к этому вопросу, каждый делает, как считает нужным. Есть четыре варианта.

1. ESP не отключается совсем. Дальше всего в этом вопросе продвинулась компания Renault. На Logan, Sandero и Kaptur, а также соплатформенном Lada Xray не было кнопки отключения. После тонны жалоб, на Xray и Kaptur кнопку внедрили, а вот на Logan нет, что доставляет кучу неудобств владельцам.

Кнопка отключения ESP на Renault Kaptur

2. Антипробуксовочная система отключается, система стабилизации нет. Даже на машинах, где есть кнопка отключения ESP, не факт, что она отключается полностью. Часто это всего лишь противобуксовочная система. Этого достаточно, чтобы избежать проблем с пунктами 1 и 2 из нашего списка, но трудности в 3 и 4 пунктах не решает. Еще бывают варианты, что ESP тоже отключается по нажатию кнопки, но только до какой-то скорости (обычно очень невысокой), а потом автоматически включается, что сводит смысл процедуры на нет.

3. Системой ESP можно управлять. Обычно это либо шайба на торпедо, либо электронная настройка через бортовой компьютер. Водитель может выбирать режим работы системы. Обычно там есть что-то типа «песка», «снега» и другие. Например, как у Lada Xray Cross. Несмотря на наличие «умных» режимов, которые вроде как специально подобраны для определенного типа покрытия, обычно лучше всего автомобиль едет если ESP совсем выключить, так что пока толку от настроек не очень много.

Lada Ride Select с возможностью отключения системы ESP

4. Честное отключение всей системы. Сегодня встречается не так уж и часто.

Тренд использования ESP понятен – автопроизводители хотят обеспечить максимальную безопасность, ограничив водителя. Но, кажется, у этого вектора есть предел, потому что не все ESP одинаково полезны. Если выбираете автомобиль и там есть система стабилизации, убедитесь, что у нее есть хотя бы возможность выключить противобуксовочную систему, иначе эксплуатация машины в межсезонье превратится в головную боль. Владельцы Logan с ESP подтвердят.

Система динамической стабилизации (ESP)

(для некоторых вариантов исполнения автомобиля)

Система динамической стабилизации (ESP) предназначена для сохранения направления движения и устойчивости автомобиля в различных дорожных ситуациях. Система ESP устраняет избыточную и недостаточную поворачивае-мость автомобиля, включая тормозные механизмы соответствующих колес. Для поддержания нужной траектории движения автомобиля система может уменьшить мощность, развиваемую двигателем.

Система ESP использует датчики в автомобиле для определения траектории движения, заданной водителем, и сравнивает ее с фактической траекторией движения автомобиля. Если фактическая траектория не совпадает с заданной траекторией, то система ESP включает тормозные механизмы соответствующих колес, чтобы создать противодействие избыточной или недостаточной поворачиваемости автомобиля.

СИГНАЛИЗАТОР СИСТЕМЫ ESP

Если выключатель (замок) зажигания переводится в положение ON, то этот сигнализатор системы ESP выключится через 3 секунды. Сигнализатор системы ESP будет мигать при работе системы ESP. Если данный сигнализатор остается включенным, то это указывает на неисправность системы. Для обеспечения безопасности обратитесь на сервисную станцию Chery для проверки и ремонта.

Высокая скорость движения, резкие повороты, дорожные условия и т.д. могут привести к происшествиям при работе системы ESP. Работа системы ESP не может гарантировать вам полное отсутствие потери контроля над автомобилем в предельных условиях. Даже если ваш автомобиль оснащен системой ESP, будьте предельно осторожны при управлении автомобилем и соблюдайте все инструкции, чтобы избежать происшествий.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ESP OFF

Выключатель ESP OFF находится над регулятором яркости подсветки панели приборов. Нажмите кнопку ESP OFF для выключения системы ESP. При этом включится индикатор ESP OFF. Для включения системы ESP снова нажмите выключатель ESP OFF и индикатор ESP OFF погаснет.

Для улучшения проходимости при движении по глубокому песку или щебню рекомендуется выключить систему ESP.

■ Условия, при которых не следует включать систему ESP

• При движению по глубокому снегу или рыхлой поверхности.

• При использовании цепей противоскольжения


Ford Focus | ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется)

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется)

• При интенсивном ускорении или движении по скользкому дорожному покрытию колеса автомобиля могут начать пробуксовывать и скользить в поперечном направлении. Электронная система ESP динамической стабилизации способна по сигналам датчиков обнаружить потерю курсовой устойчивости автомобиля и помочь водителю удержать автомобиль на нужной траектории. Система динамической стабилизации управляет тормозными механизмами колес и при необходимости снижает мощность, развиваемую двигателем автомобиля.

- При включении системы ESP в работу начинает мигать контрольная лампаухудшения сцепных свойств дорожного покрытия, расположенная на приборной панели.

- При включении в работу только ан-типробуксовочной системы TCS, которая входит в систему ESP, также начинает мигать контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия.

- Если мигает контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия, это значит, что автомобиль движется по скользкой дороге.

Сигнализация об отказе системы ESP

При нарушении нормального функционирования системы ESP загораются контрольная лампаухудшения сцепных свойств дорожного покрытия и индикаторотключения системы динамической стабилизации (ESP OFF), расположенные на приборной панели. До тех пор, пока горят указанные лампы, система динамической стабилизации автомобиля функционировать не будет.

• Система динамической стабилизации автомобиля (ESP) использует систему активного подтормаживания буксующего ведущего колеса (Active Brake Limited Slip - ABLS) для того, чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля. Система ABLS действует аналогично дифференциалу повышенного трения и срабатывает, когда одно из ведущих колес оказывается на опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления и начинает буксовать. Система ABLS, притормаживая буксующее колесо,обеспечивает соответствующее увеличение крутящего момента на другом колесе моста, которое имеет лучшее сцепление с опорной поверхностью.

• При отключении системы ESP не будет действовать ни одна из функций этой системы, а также не будет работать антипробуксовочная система TCS. Однако, система активного под-тормаживания буксующего колеса (ABLS) и антиблокировочная тормозная система (ABS) будут продолжать функционировать и при выключенной системе ESP, При срабатывании системы ABLS начнет мигать контрольная лампа, и Вы можете услышать характерный шум и/или почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали. Это является нормальным явлением и не свидетельствует о неисправности системы.

• Система динамической стабилизации автомобиля использует также систему FBS (Fade Brake Support) (если имеется), которая обеспечивает сокращение тормозного пути при нагретых тормозных механизмах. Кроме того, система FBS повышает безопасность движения на затяжных спусках, когда водитель по необходимости применяет частое торможение.

• В процессе работы системы динамической стабилизации (ESP) Вы можете почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали и услышать характерный шум или ощутить вибрацию из-под капота автомобиля. Это является нормальным явлением и подтверждает нормальное функционирование системы ESP.

• Встроенная в блок управления ESP программа диагностики проверяет исправность системы при каждом запуске двигателя и движении автомобиля на малой скорости передним или задним ходом. В процессе самодиагностики неисправностей Вы можете услышать характерный шум и/или почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали. Это является нормальным явлением и не свидетельствует о неисправности системы.

• В некоторых случаях может оказаться полезным выключить систему ESP, чтобы колеса могли вращаться с пробуксовкой:

- При движении по глубокому снегу или влажному грунту;

- При раскачке автомобиля вперед-назад при застревании в снегу;

- При движении с установленными цепями противоскольжения.

1. ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется)

90 000 ESP, то есть система стабилизации гусеницы. Как это работает?

ESP — это аббревиатура английского названия Electronic Stability Program. Первый серийный автомобиль, оснащенный системой ESP, которая предлагалась в качестве опции, был представлен в 1995 году. Вначале эта система использовалась в автомобилях более высокого класса, а со временем она появится и в более популярных сегментах и ​​марках. С 2011 года ESP устанавливается в качестве стандартного оборудования на все легковые автомобили, продаваемые в странах Евросоюза.Таким образом, система стабилизации входит в стандартную комплектацию даже небольшой Skoda Citigo (сегмент A).

Причина, по которой автомобили должны быть оснащены ESP, очевидна. Эта система увеличивает шанс выхода из опасных ситуаций на дороге. Это особенно полезно на скользких поверхностях и при резких маневрах на дороге, например, при объезде препятствия или слишком быстром входе в поворот. Затем система ESP распознает риск заноса на ранней стадии и предотвращает его, помогая поддерживать правильную траекторию движения.

- Причиной заноса может быть не скользкая поверхность. К такой ситуации также может привести слишком высокая скорость или даже резкое движение по прямой дороге, например, при перестроении, — объясняет Радослав Яскульский, инструктор Школы Auto Skoda.

Система ESP является развитием систем ABS и ASR. Давно зарекомендовавшая себя антиблокировочная система ABS сохраняет управляемость и устойчивость автомобиля в случае резкого торможения автомобиля.Система ASR, в свою очередь, облегчает подъем и движение по скользкой поверхности, предотвращая проскальзывание колес. ESP также имеет обе эти функции, но идет еще дальше.

Система ESP состоит из гидравлического насоса, модуля управления и ряда датчиков. Последние два элемента являются электронными компонентами. Механизм работает следующим образом: датчики измеряют угол поворота руля и скорость автомобиля и передают эту информацию электронному модулю ESP, который определяет теоретически предполагаемую водителем траекторию движения автомобиля.

Благодаря еще одному датчику, измеряющему поперечное ускорение и скорость вращения автомобиля вокруг своей оси, система определяет реальный путь движения автомобиля. При обнаружении разницы между двумя параметрами, например, в случае опрокидывания передней или задней части автомобиля, ESP пытается вызвать противоположный эффект, создавая соответствующий корректирующий момент вращения автомобиля вокруг своей оси, что приведет к возврату автомобиля на теоретически намеченный водителем путь. Для этого ESP автоматически притормаживает одно или даже два колеса, одновременно контролируя обороты двигателя.

Если по-прежнему существует риск потери сцепления с дорогой из-за превышения скорости, электронная система автоматически уменьшает дроссельную заслонку. Например, если заднеприводному автомобилю угрожает раскачивание задней части (избыточная поворачиваемость), система ESP снижает крутящий момент двигателя и подтормаживает одно или несколько колес, применяя тормозное давление. Именно так система ESP помогает удерживать автомобиль на правильном пути. Все происходит за доли секунды.

В связи с тем, что ESP оказывает большое влияние на безопасность вождения, во многих автомобилях отключить эту систему невозможно. Это напр. на новых моделях Skoda. Можно отключить только систему противоскольжения ASR.

.90 000 ESP (программа стабильности) 90 001

Что такое программа электронной стабилизации и в каких автомобилях ее можно найти?

ESP — это аббревиатура от английского названия Electronic Stability Program, что следует переводить как Electronic Stability Program или, точнее, Electronic Stability Program.

ESP - это не новое решение , - объясняет эксперт нашего магазина iParts.pl. - Работа над ним началась много лет назад в результате усилий, направленных на максимальную безопасность вождения и минимизацию риска аварии.Электронная программа стабилизации была создана специалистами компании Bosch в первой половине 1990-х годов, а первым автомобилем, в котором использовалась ESP, стало купе Mercedes S600 1995 года выпуска.

Конечно, первые модели автомобилей, оснащенных системой ESP, были автомобилями более высокого класса, и сама система изначально была в них не стандартом, а опцией, устанавливаемой за определенную доплату. Однако со временем его популярность значительно возросла. Эффективность его демонстрации означала, что , в соответствии с правилами автомобилей, допущенных к продаже в Европейском союзе, с 2011 года каждый новый легковой автомобиль, поступающий на европейский рынок, должен иметь систему ESP на своем .В настоящее время его можно встретить не только в автомобилях премиум-класса, но и в самых дешевых моделях сегмента А

.

Для чего нужна электронная программа стабилизации (ESP) и как она работает?

ESP – это система, которая, грубо говоря, направлена ​​на повышение шансов выхода из особо опасных ситуаций на дороге. Какие именно ситуации? На карту поставлено практически все, что связано с нарушением выбранной водителем трассы , — поясняет эксперт iParts.en - с особым акцентом на езду по скользкой поверхности и выполнение любых резких маневров. Хорошим примером является маневр по обходу препятствия, внезапно появившегося на вашем пути .

Представьте себе не столь редкую ситуацию, когда на прямой и пустой дороге вне населенного пункта вы развиваете довольно большую скорость и вдруг с обочины на дорогу выбегает собака. Тормозить некогда и негде, остается только обгонный маневр.Вот где эффективность системы ESP становится очевидной. Как это работает?

Когда вы совершаете поворот, чтобы объехать препятствие, датчик угла поворота рулевого колеса и датчик скорости автомобиля отправляют информацию в модуль управления ESP, на основании которой программа определяет теоретически желаемый путь. В то же время датчики, отвечающие за измерение поперечного ускорения и скорости вращения автомобиля вокруг своей оси, отправляют данные в модуль управления, благодаря чему он может определить реальную колею. Если есть различия между двумя дорожками — предполагаемой и фактической — программа электронной стабилизации запускает процедуры для исправления фактической дорожки и приведения ее в соответствие с намеченной дорожкой .

Выбери свой автомобиль

и проверьте цены в нашем предложении!

Из чего состоит Электронная программа стабилизации?

Система ESP использует работу двух известных систем, т.е. ABS и ASR. ABS — это антиблокировочная система, а ASR защищает ведущие колеса от заноса.ESP имеет обе эти функции, дополнительно обогащенные предотвращением соскальзывания автомобиля с выбранной колеи.

Электронная программа стабилизации включает:

  • гидравлический насос,
  • система управления,
  • Сеть датчиков
  • .

Вышеупомянутая сеть датчиков, задействованных системой ESP, очень обширна, благодаря чему она получает много актуальной для нее информации. Наиболее важные датчики, работающие в программе электронной стабилизации, включают:

Но действительно ли вам нужна система ESP, раз в ваших автомобилях уже есть ABS и ASR? Ответом на этот вопрос будет тот факт, что производители автомобилей обычно дают водителям возможность отключить систему ASR, а возможность отключения системы ESP вы встретите редко.Это просто слишком важно для безопасности вождения.

Гжегож Кинчевски

Мой повседневный подход к автомобилизации современный, может быть, даже современный. Я стараюсь совмещать практику с теорией, потому что знаю, что стоит знать не только как что-то работает, но и для чего оно вообще должно служить. Однако в некоторых отношениях я абсолютный традиционалист. Традиционно я подчеркиваю важность регулярных осмотров и замены деталей или жидкостей. И я объясняю, что средний водитель не может позволить себе экономить ни на одном из них...

.

Как работает ESP и для чего он используется?

ESP , также известный как ESC (электронный контроль устойчивости) или DSC (динамический контроль устойчивости), использует два микрокомпьютера, которые выполняют вычислительную функцию  - 

Данные, которые они обрабатывают, поступают от датчиков, которые в совокупности позволяют водителю определять состояние автомобиля, его скорость, угол поворота руля и многие другие факторы.В результате ESP с помощью системы контроля тяги может стабилизировать траекторию движения автомобиля.

ESP использует, среди прочего, следующие датчики или данные :

  • датчики скорости вращения колес (датчики ABS),
  • поперечное ускорение автомобиля,
  • текущая скорость автомобиля,
  • угол поворота рулевого колеса,
  • давление жидкости в системе. тормозная система,
  • текущий крутящий момент, передаваемый на колеса,
  • передаточное число,
  • масса автомобиля.

На основании этих данных ESP определяет, среди прочего, угол поворота автомобиля вокруг собственной вертикальной оси. Когда транспортное средство движется таким образом, который, по мнению контроллера, не соответствует направлению, которое водитель хотел бы задать маневром рулевого управления, соответствующие колеса притормаживают, и крутящий момент, исходящий от двигателя, снижается. Таким образом, ESP с помощью системы контроля тяги стабилизирует автомобиль на правильном пути.

В более продвинутых решениях используется так называемая векторизация крутящего момента.Он заключается не только в торможении одного из колес, но и в передаче повышенного крутящего момента на колесо противоположной стороны.

.

Электронный контроль устойчивости (ESC) - общая информация | Противоскользящая система | Помощь водителю | V60 2017 Late

Работа системы ESC при торможении сопровождается пульсирующим шумом. В этом случае ускорение может оказаться меньше ожидаемого.

Предупреждение

Электронная система курсовой устойчивости (ESC) является лишь дополнительной функцией - она ​​не может справиться со всеми ситуациями и всеми дорожными условиями.

Водитель всегда несет ответственность за безопасное вождение автомобиля и соблюдение правил дорожного движения.

Система ESC включает в себя следующие функции:

  • Предотвращение бокового заноса
  • Контроль разрушения колес
  • Контроль тяги
  • Антиблокировочная система - EDC

Противоскольжение

Эта функция регулирует тяговое и тормозное усилие, воздействующее на каждое колесо, для стабилизации автомобиля.

Контроль разрушения колес

Эта функция предотвращает проскальзывание колес относительно поверхности дороги во время ускорения.

Traction Control

Эта функция активна на низкой скорости и передает мощность от пробуксовывающего ведущего колеса на колесо, не потерявшее сцепления с дорогой.

Антиблокировочная тормозная система — EDC

Система EDC (Engine Drag Control) предотвращает непреднамеренную блокировку колес, например, после переключения на пониженную передачу или при торможении двигателем на низких передачах при движении по скользкой поверхности.

Непреднамеренная блокировка колес во время движения может, среди прочего, ограничить способность водителя управлять автомобилем.

Противобуксовочная система при прохождении поворотов — CTC *

CTC компенсирует недостаточную поворачиваемость автомобиля и обеспечивает большее, чем обычно, ускорение в поворотах без пробуксовки внутреннего колеса, например, на повороте съезда с автомагистрали, чтобы быстро адаптировать скорость к скорости других транспортных средств.

Стабилизация автомобиля при буксировке прицепа * - Система стабилизации прицепа TSA

входит в комплект поставки оригинального фаркопа Volvo.

Задачей функции стабилизации автомобиля при буксировке прицепа является гашение колебательных движений автомобиля (т.н. виляние), которые могут возникнуть при буксировке прицепа. Дополнительная информация, Вождение с прицепом.

Примечание

Функция отключается, когда водитель выбирает спортивный режим.

.

Датчик пути - WIMAD

Рис. архив

Модуль CodeLink подключается к диагностическому разъему автомобиля на стенде для проверки геометрии шасси

.

Смени тему сегодня, потому что нужно обсуждать абсолютную техническую новинку. Он будет распространяться это в 2012 году, когда ESP станет стандартным оборудованием все новые автомобили.

Электронная система стабилизации гусеницы вождения маркируется производителями автомобилей как: ESP (Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Saab), DSC (BMW, Mini, Land Rover), VSA (Honda), VSC (Toyota, Lexus), VDC (Nissan), PSM (Porsche), DSTC (Volvo), ATSC (Mitsubishi) и Advace Trac (Ford).Представь это на любом транспортном средстве с таким оборудованием после выполнения соответствующих замеров, была заново выставлена ​​геометрия колес, благодаря чему ее параметры находятся в пределах допуска модели. Тяга, вызванная колесами и системой, также устранена. тормоз и езда. Итак, машина готова к тест-драйву. идеально "прямо", но в процессе постоянно "стягивает" в одно целое страница ...

Чтобы сохранить прямой путь, нужно немного подкорректировать поведение автомобиля рулем и держать его в движении удержаться в этом положении.И еще устройство управления геометрия показала "зеленое" положение колес для движения прямо и сопутствующее нейтральное положение руля!

Оказывается, причина загрузки некорректная работа с текущими настройками геометрии система ЕСП. Эта система продолжает отправлять в систему гидроусилителя руля руль сигнал, принудительно исправляющий колею, запомнился ранее регулировка углов установки колес. По этому поводу уместно напомнить, что знаменательно легкость исправления трека принесла приложение системы электроусилителя руля, где нейтральное положение передачи определяются только электронным способом.

Рис. (слева и снизу): Модуль CodeLink™ подключается к диагностическому разъему автомобиля на Стенд для проверки геометрии шасси Рис.: Модуль работает с программой WinAlign

Для контроля направления движения это датчик угла поворота рулевого колеса (SAS).Корректирует теоретический трек, идентичный продольной оси симметрии. шасси по углу сноса автомобиля, т.е. подстраивает его под фактическая колея задних колес.

Для устранения причины загрузки автомобиль, оснащенный ESP, следует каждый раз регулировать откалибровать датчик геометрии с нейтралью положение рулевого колеса. Это возможно благодаря использованию тестера электронные системы с программным обеспечением для конкретного автомобиля данной марки. Однако независимые автосервисы редко имеют приборы, необходимые для такой калибровки, и, в свою очередь, Авторизованные сервисы используют «заводские» тестеры только с процедурами калибровки одной марки.

Для универсального использования Компания Hunter разработала решение этой проблемы для своих устройств. проверки геометрии с помощью WinAlign версии 11 (или позже) модуль под названием CodeLink™. Он подключен к розетке инструмент диагностики автомобиля и может связываться с устройством для измерения геометрии.

Рис.: После комплексной проверки сход-развала программа «предлагает» следующие шаги процедуры калибровки

Процедура сброса датчика пути, выполняется с помощью модуля CodeLink™, всегда одно и то же, независимо от марки автомобиля и является частью программы измерений и регулировка сход-развала.Процедура требует только выполнения инструкции, появляющиеся на экране управляющего компьютера повсюду система диагностики.

Чаще всего модуль подключается после выбор модели из списка и загрузка ее нормативных данных. Система запоминает значение угла сноса до регулировки геометрия. Затем выполняется вся процедура измерения и настройки геометрии колес, и после сохранения финальных результаты, вы можете начать калибровку датчика пути. Сам процесс сохранение новых данных датчика занимает несколько десятков секунд (до 2 минут).Благодаря этому пользователю гарантируется, что его машина с колесами прямо и рулем в нейтральном положении он не будет на ровной прямой дорога сама отклонилась от прямого пути.

Автор: мгр инж. Зенон Майкут
Общее товарищество Wimad

.

Что такое ESP или электронный контроль тяги?

Вы водитель автомобиля? Любитель спортивных автомобилей? Вы интересуетесь автомобильной промышленностью или, может быть, хотите углубить свои знания о технологиях, используемых в производстве? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, вы попали по адресу! Благодаря этому руководству вы узнаете, что такое антипробуксовочная система и нужна ли ESP в каждом автомобиле. Автоматическая стабилизация также часто является неотъемлемым элементом, поэтому мы также обсудим, что такое ASR в автомобиле.Все будет представлено на примерах автомобилей, которые можно найти на нашем сайте www.go-racing.pl. Приглашаем вас прочитать статью.

ESP - что это значит?

Electronic Stability Program — это просто электронная программа стабилизации, стабилизации трассы, которую преодолевает автомобиль. Автоматически срабатывает, когда датчик обнаруживает риск соскальзывания с кривой. Не каждый производитель использует аббревиатуру ESP, вы также можете встретить такие термины, как VSC (Vehicle Stability Control), DSC (Dynamic Stability Control) или VDC (Vehicle Dynamic Control).Все эти аббревиатуры являются одинаковыми, взаимозаменяемыми названиями системы ESP, а различия возникают из-за того, что производители используют свои, уникальные названия для своих механизмов.

Что такое ESP в машине?

ESP в автомобиле – это система, которая поддерживает управление автомобилем в сложных условиях, а также обеспечивает безопасность при повседневной езде. Он основан на двух микрокомпьютерах, которые обрабатывают данные со многих датчиков и такие данные, как:

  • датчики системы ABS (антиблокировочная тормозная система)
  • угол поворота рулевого колеса
  • давление тормозной жидкости
  • крутящий момент, передаваемый на колеса
  • передаточное число
  • ускорение автомобиля
  • скорость автомобиля
  • вес автомобиля 9002 , что такое ESP в автомобиле, можно смело сказать, что это разветвленная система, гарантирующая удержание автомобиля в нужной колеи.Для его правильной работы используются другие компоненты, такие как системы ABS и ASR, но именно ESP берет на себя управление во время заноса на повороте и посылает «команды» для стабилизации трассы.

    Что такое ASR в автомобиле?

    ABS известна большинству людей хотя бы по названию, а тем, кто не знаком, поясняем вкратце - это элемент тормозной системы, отвечающий за блокировку колес при торможении. ABS также является частью более крупной системы ESP, снижая риск потери контроля над автомобилем.ASR, с другой стороны, представляет собой систему контроля тяги, основной целью которой является минимизация заноса при ускорении. Удар одним колесом о скользкую поверхность или лужу заставит колесо вращаться быстрее, и в результате автомобиль потеряет сцепление с дорогой. Для предотвращения этого используется система ASR, которая в такой ситуации передает крутящий момент на другое колесо, благодаря чему ведущая ось разгоняется равномерно. Этот механизм также сокращает использование шин и топлива, но, прежде всего, повышает безопасность.

    Как работает ESP?

    Теперь, когда мы знаем, что такое экстрасенсорное восприятие, необходимо объяснить его точное действие. Упомянутые выше микрокомпьютеры анализируют и обсчитывают все сигналы, поступающие от датчиков, размещенных в разных местах. Если они обнаруживают риск заноса, они принимают «команду» и посылают команды на колеса, чтобы минимизировать риск заноса. В зависимости от того, имеем ли мы дело с избыточной или недостаточной поворачиваемостью, блокируются другие соответствующие колеса.

    • Избыточная поворачиваемость - автомобиль начинает крутить вокруг своей оси, ESP подает сигнал на переднюю ось и блокирует колеса несколько раз в секунду что он может развернуться вокруг своей оси и вернуться на правильную колею

    Помимо блокировки соответствующих колес, на двигатель также подается сигнал на снижение крутящего момента, что уменьшит передачу усилия на ось, которая забуксовала вне контроля.

    Нужен ли ESP?

    Мы уже знаем, что такое ESP, теперь разгадаем тайну его полезности. Многие автомобили дают водителю выбор, во время движения можно определиться с правильностью его работы и согласно текущим потребностям выключить или включить антипробуксовочную систему. В целях безопасности при движении по городским улицам стоит использовать эту опцию, чтобы не представлять угрозы и избегать рискованных ситуаций. ESP же не будет работать при спортивной езде по трассе.Электронная система контроля тяги сделает невозможным выполнение управляемого заноса, поворота вокруг своей оси и будет ограничивать скорость при прохождении поворотов. В зависимости от модели автомобиля каждое решение принимается индивидуально перед поездкой. Чтобы проиллюстрировать это, мы приведем реальные примеры.

    Феррари Ф430

    Ferrari — икона автомобильной промышленности, а F430 — ее самая популярная модель, пользующаяся огромной популярностью у любителей четырех колес.Мы предлагаем вождение и вождение пассажира на выбранной гоночной трассе в Польше. Феррари оснащен 4,3-литровым двигателем мощностью 490 лошадиных сил. Такая сила нуждается в поддержке с точки зрения устойчивости автомобиля на дороге. Производители, желая снизить снаряженную массу автомобиля, не стали оснащать его полным приводом, применив электронный дифференциал, интегрированный с ESP. Нужна ли ESP, водитель решит перед началом движения, ведь у Ferrari F430 есть возможность ее включать и выключать.Если за руль сядет новичок, стоит воспользоваться дополнительной безопасностью контроля колеи при прохождении поворотов. Опытные водители, профессионально занимающиеся спортивным вождением, часто отключают ESP, что ограничивает эффективное вождение в управляемом заносе.

    Субару Импреза WRX

    В отличие от Ferrari, Subaru создавался для совершенно другого стиля вождения. Subaru Impreza WRX в первую очередь автомобиль, предназначенный для ралли и эти слова подтверждаются многочисленными событиями, в которых он участвовал, такими как: Colin McRae, New Zealand Rally, World Rally Championship и другие.Для каждого водителя Subaru важнее всего не мощность, а возможность заноса и прохождения поворотов «боком», поэтому зная, что такое ESP, ни один сознательный пользователь не захочет использовать эту систему в этом автомобиле. Производители тоже об этом подумали и не стали устанавливать эту функцию в эти экземпляры, ограничившись только ABS.

    Полный привод или ESP?

    Давно известно, что полный привод – залог сцепления с грунтом.Этот механизм чаще всего используется при производстве автомобилей OFF ROAD, которые предназначены для езды по бездорожью. Именно здесь больше всего нужна передача мощности на две оси, чтобы можно было легко проехать по самой сложной местности. Если вы дошли до этой части статьи, то уже должны знать, что такое ESP, вопрос только в том, так ли полезна эта система, как и полный привод? Противобуксовочная система — это совершенно другой механизм, электронно управляемый компьютером, который автоматически реагирует при обнаружении угрозы.Полный привод — это только физический перевод силы, которой управляет водитель, и именно водитель решает, в какой момент добавить или отпустить газ, тем самым увеличивая или уменьшая крутящий момент. Благодаря проведенным нами тестам мы знаем, что автомобили с полным приводом и включенной системой ESP эффективнее преодолевают подъемы и стабилизируют трассу, а «четырехприводные» автомобили двигаются плавнее и быстрее. Тем не менее, стоит проверить две возможности, например, во время вождения OFF ROAD, одного из внедорожников, которые у нас есть в предложении Go-Racing.

    Вождение автомобиля

    Поэтому, зная, что такое ESP и что такое ASR в автомобиле, решение об их правильности зависит от того, как используется автомобиль в данный момент. На сайте www.go-racing.pl вы можете ознакомиться с предложением и выбрать ваучер на поездку на одном из спортивных или внедорожных автомобилей, где вы сами увидите, как работают эти функции. Заезды осуществляются по гоночным трассам или в случае OFF ROAD - по бездорожью. В обоих случаях за реализацией наблюдают опытные водители, которые также объяснят и представят работу доступных систем безопасности.

    .

    Что такое система ESP или система стабилизации?

    ESP или Electronic Stability Program — это электронная программа стабилизации. Раньше это была только опция, доступная в некоторых более дорогих моделях, но теперь система ESP является достоянием каждого автомобиля, который мы покидаем из салона любой марки по нашему выбору. Начало этой системы относится к 1995 году, но с 2011 года она устанавливается в качестве стандартного и обязательного оборудования на автомобили, которые продаются в странах Евросоюза.

    Система ESP распознает риск заноса на ранней, подходящей фазе вождения и предотвращает его, помогая нам сохранять правильную траекторию. Это идеально подходит для заноса, когда дорога мокрая или скользкая. Благодаря этому шансов выйти из действительно опасной ситуации на дороге гораздо больше. Когда мы совершаем резкие маневры, например, обгоняя что-то или кого-то, внезапно появившегося на дороге, или когда он слишком быстро входит в поворот, система ESP поможет нам уйти с дороги в обоих случаях.

    Сама система работает и хорошо работает не только в сложных или неблагоприятных условиях. Для заноса нам не нужен дождь или снег - достаточно слишком большой скорости или резких маневров, о которых говорилось выше. Занос не является чем-то необычным, и мы должны помнить об этом, особенно когда дорожные условия хорошие, и мы иногда просто менее осторожны.

    Система ESP фактически является развитием двух других систем - ABS и ASR. Первый из них предотвращал блокировку колес при торможении, а также дополнительно сохранял управляемость данного автомобиля и его устойчивость при выполнении действительно быстрых маневров.Вторая задача заключалась в том, чтобы нам было легче ездить по скользкому покрытию — ее задача была сделать так, чтобы колеса как можно меньше скользили. Все эти функции включены в систему ESP.

    Помните, что система ESP настолько сильно влияет на нашу безопасность, что во многих моделях автомобилей ее нельзя отключить. Мы также рекомендуем вам обратить внимание на его присутствие. Если мы ищем безопасный автомобиль, мы должны проверить, оснащен ли он системой ESP.

    .

    Смотрите также

    
Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 13 средний балл: 5,00 из 5)